Военное обозрение

Соосная компоновка винтов вертолёта: плюсы и минусы

88

Соосная схема винтов вертолета в современном вертолетостроении применяется не часто. Единственные вертолеты с такой схемой винтов, находящиеся в серийном производстве – российские Ка, в том числе знаменитый Ка-52 «Аллигатор». Но чем объясняется редкость использования соосной схемы винтов?


Как известно, наиболее распространенной в мировом и отечественном вертолетостроении является схема с одним несущим винтом и открытым рулевым винтом, который предназначается для компенсации реактивного момента от несущего винта. Ведь тот «закручивает» вертолет в направлении, противоположном вращению несущего винта.

Безусловным достоинством рулевой схемы является конструктивная простота, сравнительно невысокие затраты на обслуживание и ремонтные работы. Но лишаясь хвостового винта, вертолет теряет управление и падает.

Соосная схема винтов распространена меньше, но ее применение позволяет сделать вертолет более живучим и, соответственно, более приспособленным к выполнению боевых задач. Интересно, что использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.

Первый отечественный вертолет с соосной схемой был представлен в 1948 году. Это был Ка-8 «Иркутянин», выпущенный конструкторским бюро Камова всего в трех экземплярах. Затем выпустили Ка-10 и Ка-15. Последний вертолет стал первым продуктом КБ Камова, поступившим в серийное производство. Так в Советском Союзе начался серийный выпуск вертолетов с соосной схемой винтов.

В отличие от классической одновинтовой схемы, реализовать на практике соосную схему куда сложнее. Эксперты называют ее одним из самых выдающихся достижений отечественного вертолетостроения. Но сложность в конструировании и исполнении компенсируется несомненными преимуществами соосной схемы.

Во-первых, соосные вертолеты обладают меньшими габаритами, высокой компактностью, что увеличивает угловые скорости и делает машину более маневренной. В частности, такой вертолет способен выполнять фигуры «воронка», «косая петля», которые не могут выполнять вертолеты классической схемы с рулевым винтом.

Во-вторых, вертолеты соосной схемы обладают большей боевой живучестью за счет отсутствия хвостового винта с его редуктором и приводами. При этом вертолету проще маневрировать вблизи земли или иной поверхности, на которую он может сесть.

В-третьих, у вертолетов соосной схемы выше коэффициент весовой нагрузки, то есть соотношение полезной нагрузки и общей полетной массы.



Такие характеристики соосных вертолетов обусловили специфику их применения. Вертолеты соосной схемы куда более эффективны в качестве вертолетов палубной авиации, их можно использовать в высокогорных районах с их сложными метеорологическими условиями. Так, Ка-50 активно использовали во время боевых действий на Северном Кавказе.

В то же время, у вертолетов соосной схемы, при всех их неоспоримых достоинствах, есть и определенные минусы. Самый существенный минус для их серийного производства – высокая стоимость. По оценке экспертов, Ми-28 уступает соосному Ка-52 практически по всем характеристикам, но стоимость последнего значительно выше, причем речь идет о миллионах долларов.

Также эксперты отмечают сложность системы управления соосным вертолетом, риск значительных вибраций, недостаточную путевую устойчивость, опасность столкновения вращающихся в противоположных направлениях лопастей.

В настоящее время главным современным ударным боевым вертолетом соосной схемы является Ка-52 «Аллигатор». Эти боевые машины были успешно проверены в Сирии, хорошо показав себя в необычном для России климате. Вертолеты Ка-52 находятся в составе как армейской авиации, так и палубной авиации ВМФ России.
Автор:
88 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Ros 56
    Ros 56 16 апреля 2020 10:45 Новый
    +8
    Ну автор силен, а мы же не знали. На что не пойдешь ради бабла. fool
    1. Genry
      Genry 16 апреля 2020 11:36 Новый
      +16
      Автор написал свою статью, как поэт стихи - что в голове было то и положил на бумагу.
      Только в голове не оказалось, что соосная схема устойчива к порывам ветра, имеет меньше расход мощности двигателя, не подвержен смертельному явлению "вихревое кольцо", одинаково может делать левый и правый виражи (одноосные вертолёты делают круги в одну сторону, что позволяет легче их подлавливать зенитным средствам).
      1. tarabar
        tarabar 16 апреля 2020 12:40 Новый
        -3
        Коллега, позволю себе вам возразить, по поводу левых и правых виражей. Видел документальный фильм о создании и испытании Ка-50, там то ли инженер-конструктор, то ли летчик-испытатель, рассказывали об особенностях соосной конструкции, так он как-раз и говорили что на данной схеме не удается одинаково выполнять левый и правый вираж, поскольку в одном из них происходит перехлестывание лопастей. И даже говорили, посмотрите худ. фильм "Черная акула", там все эффектные виражи выполняются в одну сторону, поскольку в другую это не так грациозно и зрелищно. Объяснение физики процесса я не запомнил, но факт такой зафиксировал в памяти достоверно.
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 16 апреля 2020 13:25 Новый
          -1
          Цитата: tarabar
          Коллега, позволю себе вам возразить, по поводу левых и правых виражей.

          Это касается любых вертолётов, это нюанс работы автомата перекоса лопастей несущего винта.
        2. vertolet
          vertolet 18 апреля 2020 11:11 Новый
          +11
          ничего подобного!пролетал всю жизнь на соосной схеме,летал и на хвостатых,что левый ,что правый вираж выполняется легко и просто,налетал более 3000 часов,поверьте!и ничего лучшего,чем вертолёты фирмы Камова не встречал и видать не встречу!
      2. EvilLion
        EvilLion 17 апреля 2020 09:14 Новый
        0
        Вообще-то перехлест лопастей - это как раз результат попадания в вихревое кольцо и классику загнать в него несколько сложнее.
        1. Genry
          Genry 17 апреля 2020 13:11 Новый
          +2
          Цитата: EvilLion
          Вообще-то перехлест лопастей - это как раз результат попадания в вихревое кольцо

          Перехлёст возникает только при перегрузках выше предельных значений (энергичный пилотаж), что приводит к критическому изгибу лопастей...
          Когда винты вращаются в разные стороны, происходит компенсация кругового движения воздуха - здесь вихревое кольцо принципиально невозможно.
          Цитата: EvilLion
          в вихревое кольцо и классику загнать в него несколько сложнее.

          Классика, при около-нулевой горизонтальной скорости (посадка, зависание) сама входит в зону риска создания вихря. Только при достаточной горизонтальной скорости, когда лопасти захватывают свежий/стоячий воздух, ей можно лететь безопасно.
          1. EvilLion
            EvilLion 19 апреля 2020 12:19 Новый
            0
            Взаимоисключающие параграфы не видите? Классика рубит винтом хвостовую балку при тех же самых режимах при которых соосник может поймать перехлест.
            1. Genry
              Genry 19 апреля 2020 16:09 Новый
              +1
              Цитата: EvilLion
              Взаимоисключающие параграфы не видите?

              Не вижу.... и что в вашей голове не знаю. Напишите!
              Цитата: EvilLion
              Классика рубит винтом хвостовую балку при тех же самых режимах при которых соосник может поймать перехлест.

              Это британские конструктора балку к винту приблизили? В России такого вроде нет...

              И вы тему поменяли. Вам показалось, что соосники создают вихревую воронку...
  2. Сибиряк 66
    Сибиряк 66 16 апреля 2020 10:51 Новый
    +3
    Так, Ка-50 активно использовали во время боевых действий на Северном Кавказе.
    На сколько я знаю они себя там не очень показали, как раз. По совокупности неисправностей и проблем с машиной больше стояли чем летали. Тащили как обычно Ми-24.
    1. Лопатов
      Лопатов 16 апреля 2020 11:10 Новый
      +4
      Цитата: Сибиряк 66
      На сколько я знаю они себя там не очень показали, как раз.

      Они себя никак не показали.
      Из-за перестраховки командования.
      Непонятно, зачем вообще такие "испытания" проводить.
      1. Липчанин
        Липчанин 16 апреля 2020 11:30 Новый
        +1
        Цитата: Лопатов
        Они себя никак не показали.
        Из-за перестраховки командования.

        За ними звено Ми-24 ходило для страховки и охраны
        1. Лопатов
          Лопатов 16 апреля 2020 12:18 Новый
          +4
          Цитата: Липчанин
          За ними звено Ми-24 ходило для страховки и охраны

          Мужики, которые в Ханкале торчали, рассказывали, что они летали только ночью.
          1. Липчанин
            Липчанин 16 апреля 2020 12:25 Новый
            +1
            Цитата: Лопатов
            Мужики, которые в Ханкале торчали, рассказывали, что они летали только ночью.

            Да и то не слишком уж часто.
            Так, что там за испытания такие там были совсем непонятно.
            Я читал, что "камовцы" долго и небезуспешно доказывали, что одноместный вертолёт предпочтительнее двухместного. Когда сделали то выяснилось, что один лётчик просто физически не может справится со всеми задачами.
            Поэтому и вернулись к двухместной компоновке.
            Кстати, насколько я знаю боевик "Чёрная акула" был профинансирован и снят по заказу фирмы "камова"
            1. Лопатов
              Лопатов 16 апреля 2020 12:31 Новый
              +5
              Цитата: Липчанин
              Я читал, что "камовцы" долго и небезуспешно доказывали, что одноместный вертолёт предпочтительнее двухместного. Когда сделали то выяснилось, что один лётчик просто физически не может справится со всеми задачами.
              Поэтому и вернулись к двухместной компоновке.

              По слухам из первых рук ничего не "выяснилось" Просто дядьки с лампасами постановили "люминивый", и камовцам пришлось подчиниться

              По большому счёту для "выяснилось" в таком вопросе необходимы серьёзнейшие исследования. А Ка-50 появился аккурат во времена деградации нашей военной науки. Вплоть до coup de grâce при Медведеве-Сердюкове
              1. Липчанин
                Липчанин 16 апреля 2020 12:47 Новый
                +1
                Цитата: Лопатов
                По слухам из первых рук ничего не "выяснилось" Просто дядьки с лампасами постановили "люминивый", и камовцам пришлось подчиниться

                Вполне возможно. Спорить не буду. Слухами как известно земля русская полнится
              2. Alexey RA
                Alexey RA 16 апреля 2020 20:48 Новый
                +1
                Цитата: Лопатов
                По слухам из первых рук ничего не "выяснилось" Просто дядьки с лампасами постановили "люминивый", и камовцам пришлось подчиниться

                На самом деле предельность нагрузок при одном члене экипажа выяснилась на Су-25Т с аналогичным Ка-50 ПрНК:
                На Су-25Т стоял такой же как и на Ка-50 ПрНК "Шквал".
                Одно из замечаний Перечня №1 Акта ГИ Су-25Т написано примерно так(точную формулировку не помню, уже прошло больше двадцати лет): "При выполнении некоторых боевых режимов психофизиологическая нагрузка на летчика близка к предельной". Замечание давали специалисты НИИ Авиационной и Космической Медицины МО. Т.е. совмещение процесса прицеливания и пилотирования в ряде режимов вызывало проблемы. Причем речь шла не о строевых летчиках, а о военных летчиках-испытателях первого класса.
            2. EvilLion
              EvilLion 17 апреля 2020 09:16 Новый
              +1
              Да, тогда с режиссерами и сценаристами было норм, и даже рекламный фильм получился хорошим и как просто боевик своего жанра.
          2. Alexey RA
            Alexey RA 16 апреля 2020 20:45 Новый
            +1
            Цитата: Лопатов
            Мужики, которые в Ханкале торчали, рассказывали, что они летали только ночью.

            Судя по видео Ка-50 в Чечне, они летали и днём: пара Ка-50 и один Ка-29.
            1. EvilLion
              EvilLion 17 апреля 2020 09:18 Новый
              0
              Вы в курсе, что на Ка-50, в принципе, не было оборудования для ночных полетов, максимум очки НВ пилоту?
              1. vertolet
                vertolet 18 апреля 2020 11:15 Новый
                +2
                полная чушь!вертолет создан для полетов днем и ночью в СМУ!иначе его бы не выпускали!
                1. EvilLion
                  EvilLion 19 апреля 2020 12:21 Новый
                  0
                  Вертолет и оборудование для полетов днем и ночью - это взаимноортогональные вещи. Сделайте оборудование и поставьте на бричку, будет вам ночная тачанки. На практике же говорить в те годы о каком-то ночном применении вертолетов не приходится вообще. Ми-28Н в этом плане ничем не отличался.
      2. EvilLion
        EvilLion 17 апреля 2020 09:15 Новый
        -3
        Что войну не выиграли в 2 лица? Фигня, а не вертолет.
    2. тимофей61
      тимофей61 16 апреля 2020 14:12 Новый
      +1
      Значит плохо знаете,поэтому их так долго не отпускали домой.
    3. EvilLion
      EvilLion 17 апреля 2020 09:15 Новый
      0
      Они там себя отлично показали, но одна машина получила боевое повреждение лопасти и простояла в ожидании замены.
    4. EvilLion
      EvilLion 17 апреля 2020 14:15 Новый
      0
      Стояла там после ЕМНИП 19 вылетов только одна машина, которой пробило осколком лопасть, а замены не было. Ерунды не пиши.
  3. Pavel57
    Pavel57 16 апреля 2020 10:51 Новый
    +4
    А соосная схема лучше синхроптера?
    1. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 16 апреля 2020 11:05 Новый
      +9
      Тише! А то завтра автор в такой же манере нам и это объяснит!
    2. EvilLion
      EvilLion 17 апреля 2020 09:19 Новый
      0
      А фиг ее знает, кроме "Камана" синхроптеры никто не строит, хотя отдельные успешные модели у них тоже были.
  4. Uncle Lee
    Uncle Lee 16 апреля 2020 10:52 Новый
    +2
    использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.
    - Вот, что самое главное !
  5. Алекс2048
    Алекс2048 16 апреля 2020 10:53 Новый
    +7
    И стоило ли ради повтора избитых истин да ещё и никак не подкрепленеых в цифрах писать статью? А ведь ещё и в раздел аналитика помещена... Что это за анализ про больше-меньше, в целом умеренно? Где всё что должно быть в статье? Материаловеденье, двигатели особенности конструкции, анализ нагрузки и прочее. Статья ради статьи.
  6. helmi8
    helmi8 16 апреля 2020 10:58 Новый
    -6
    Но лишаясь хвостового винта, вертолет теряет управление и падает.

    При отказе путевого управления вертолет совершает посадку по-самолетному...
    1. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 16 апреля 2020 11:34 Новый
      +4
      Цитата: helmi8
      При отказе путевого управления вертолет совершает посадку по-самолетному...

      Жаль только, что об этом ,почему-то, не знали пилоты ,погибшие вместе с "пассажирами" после отрубания "хвоста" !
    2. Bacha
      Bacha 16 апреля 2020 12:10 Новый
      +3
      По самолётному? А как бороться с реактивным моментом от несущего винта? Мне так, чисто для себя, так сказать для расширения кругозора.
      1. helmi8
        helmi8 16 апреля 2020 12:24 Новый
        +4
        Цитата: Bacha
        По самолётному? А как бороться с реактивным моментом от несущего винта? Мне так, чисто для себя, так сказать для расширения кругозора.

        Если коротко, то вот так...
        При нарушении управления от педалей к хвостовому винту его лопасти под действием центробежных, аэродинамических и упругих сил установятся на угол 5°, при котором обеспечивается путевая балансировка вертолета без скольжения на скорости горизонтального полета 70 км/ч по прибору.
        В случае отказа системы путевого управления сбалансировать вертолет скольжением, уменьшить скорость полета до 70 км/ч по прибору, выбрать ближайшую площадку для безопасной посадки и, балансируя вертолет скольжением, произвести посадку по-самолетному.
        При разрушении привода хвостового винта вертолет резко разворачивается влево и кренится вправо. В этом случае немедленно сбросить шаг несущего винта до минимального, полностью убрать коррекцию газа влево, парировать крен ручкой управления и перейти к планированию на режиме самовращения несущего винта, не выключая двигатели.
        На планировании балансировать вертолет скольжением, постепенно увеличивая режим работы двигателей в целях уменьшения вертикальной скорости снижения. На высоте 100–150 м выключить двигатели.
        Посадку вертолета на выбранную площадку произвести против ветра по-самолетному с использованием общего шага несущего винта.
        Если балансировка вертолета невозможна, принять решение о покидании вертолета
        1. Bacha
          Bacha 17 апреля 2020 07:24 Новый
          +1
          Спасибо. Будем знать.
        2. EvilLion
          EvilLion 19 апреля 2020 12:26 Новый
          0
          В переводе с технического на простой русский. "Ситуация предельно хреновая, можете попробовать, это и это, если не поможет, или нет места, для посадки, то тикайте хлопцы". Очевидно, что пассажиры какого-нибудь Ми-8 в последнем случае просто обречены.
    3. EvilLion
      EvilLion 19 апреля 2020 12:23 Новый
      0
      Вы хоть раз видели, как это происходит? Чтобы хоть как-то сесть вертолет должен иметь как минимум высокую скорость, может быть тогда получится что-то парировать и куда-то плюхнуться, если еще есть куда. Висячий же вертолет после отказа рулевого винта просто тут же вращающимся камнем падает.
  7. gridasov
    gridasov 16 апреля 2020 11:02 Новый
    -7
    Это тот случай когда необходимо говорить о математических принципах или методиках построения методик .Это не игра слов . Само сознание конструктора пытается решить проблемные вопросы линейными методами или простым добавлением новых элементов движителей. При этом задачу необходимо решать увеличением плотности энергии, а значит новыми фундаментальными решениями
    1. Петр не первый
      Петр не первый 16 апреля 2020 11:52 Новый
      -1
      Круто и в точку! У нашего Президента взяли о "оружие на новых физических принципах"?
      Так, увеличивая плотность энергии, мы получим не вертолет, а ракету, но она уже изобретена, и ей винтов, ни одной из схем, не нужно. Каждому виду движителя своя ниша в технике и вооружении, и у каждого движителя есть пределы, когда нужно отказаться от одного, например от винта, и перейти к реактивному двигателю.
      1. gridasov
        gridasov 16 апреля 2020 13:43 Новый
        -3
        В определённой степени Вы правы ,если применить новый принцип в турботопливонагнетателе, то и ракетный двигатель получиться более эффективным.
  8. andreykolesov123
    andreykolesov123 16 апреля 2020 11:21 Новый
    0
    А зачем боевому вертолёту фигуры высшего пилотажа? Это его спасёт от ракеты земля воздух?
    1. Петр не первый
      Петр не первый 16 апреля 2020 11:55 Новый
      +2
      От ракеты скорее всего все равно не уйдет, но вот от ПТУРа может уже и попытаться. А если серьезнее, то для того, что бы быстрее выйти на линию открытия огня и успеть за один пролет уничтожить больше целей.
      1. ProkletyiPirat
        ProkletyiPirat 16 апреля 2020 15:01 Новый
        +1
        Преимущество соосника не в том что он "быстрее", а в том что на него меньше влияет турбулентность атмосферы при предельно-низко-высотном маневрировании когда потоки воздуха отражаются от поверхности и объектов.
        1. Петр не первый
          Петр не первый 16 апреля 2020 15:04 Новый
          0
          Под словом "быстрее" в контексте кмментария понималась не скорость, а меневренность.
  9. Zaurbek
    Zaurbek 16 апреля 2020 11:28 Новый
    0
    . По оценке экспертов, Ми-28 уступает соосному Ка-52

    Сделайте статью со сравнением , кто и в чем уступает. Разное БРЭО и оружие в расчёт не берём... а потери в Сирии у них равные.
  10. Zaurbek
    Zaurbek 16 апреля 2020 11:30 Новый
    0
    Есть еще похожая схема с двумя винтами рядом.....интересно сравнить с ней.
  11. Комментарий был удален.
  12. Undecim
    Undecim 16 апреля 2020 12:03 Новый
    +5
    С одной стороны, сайт обратился за помощью. С другой - сайт действительно хорошая полщадка для того, чтобы пообщаться "через горы и расстояния" и обменяться мнениями.
    С третьей - авторы сайта в большинстве своем "забили" на качество статей и выдают на гора сплошную шелуху. Ну неужели этой статье нельзя было на час-полтора уделить больше времени и получить действительно интересную публикацию? Что мешало подобрать немного информации по вопросу и наполнить статью содержанием?
    Интересно, что использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.
    Ну не только.
    В книге "Принципы аэродинамики вертолета" издательство Кембриджского университета говорится о том, что первым, кто предложил соосную схему, был русский ученый М.В. Ломоносов.

    в начале 1754 г. Ломоносов сделал сообщение в Российской академии наук, которое записано в протоколе заседания академии так:
    "Господин советник и профессор Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические, и предложил оной же машины рисунок; того ради господа заседающие оное его представление опробовали и положили канцелярию Академии наук репортом просить, чтоб соблагсиволено было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для опыта сего изобретения сделать под его господина автора смотрением мастером Фуциусом. И о вышеописанном в виду протокола академического собрания марта 4 дня 1754 г."
    Первый патент на летательный аппарат тяжелее воздуха соосной схемы получил в 1859 году британец Генри Брайт.
    Первые действующие вертолеты соосной схемы построили в Италии ( Corradino D'Ascanio) и Франции (Gyroplane Laboratoire) в начале и середине 1930 годов.
    1. Undecim
      Undecim 16 апреля 2020 12:10 Новый
      +6
      К концу тридцатых годов появились уже вполне полноценные проекты, такие, как Dorand Gyroplane G.20 французского авиаконструктора Дорана, однако начавшаяся Вторая мировая работы в этом направлении прервала.

      По окончанию войны работы возобновились и тут уже в лидеры вышел Камов, первый вертолет которого, Ка-8, взлетел в 1947 году.
      1. agond
        agond 16 апреля 2020 12:55 Новый
        +3
        Помимо перечисленных схем вертолетов надо вспомнить о французском вертолете Sud-Ouest S.O.1221 Djinn с реактивным (компрессорным) приводом несущего винта, к 1960 г было построено 178 машин, некоторые летают до сих пор, привод винта осуществляется при помощи сжатого воздуха подаваемого турбокомпрессором к соплам установленных на концах лопастей винта
        Взлётный вес : 800 кг.
        двигатель : 1 турбокомпрессор Turbomeca Palouste IV, мощность 179 кВт (240 л.с.)
        Максимальная скорость: 130 км/ч.
        Продолжительность полета: 2 часа 15 минут
        Если поделить взлетный вес 800 кг на мощность 240лс, получим 3.3кг/лс у Ка-52 этот показатель 3.8 кг/лс, а у Ми-8 13000 кг делим на 4000лс получаем 3.25кг/лс, таким образом видим, что схема вертолете Sud-Ouest 1957 г и сейчас достойна внимания
      2. Avior
        Avior 16 апреля 2020 13:37 Новый
        +2
        Bréguet-Dorand Gyroplane Laboratoire, 1935 год

        Kaman HH-43 Huskie- синхроптер, два вала с перекрещивающимися винтами,1947 год

        Камов Ка-8, 1947 год
        1. Undecim
          Undecim 16 апреля 2020 13:50 Новый
          +3
          Это разные схемы, во первых. Во вторых, Kaman HH-43 Huskie первый полет совершил в 1953 году.
          Если упоминать "первопроходцев" , строивших машины по схеме синхроптер, так это немцы. Их Fl.282 Kolibri (1941 год) производился серийно и состоял на вооружении.
          1. Undecim
            Undecim 16 апреля 2020 13:55 Новый
            +2
            А тот аппарат Камана, который в 1947 году полетел, выглядел ничуть не "грознее" аппарата Камова.
            1. Avior
              Avior 16 апреля 2020 14:22 Новый
              0
              выглядел ничуть не "грознее" аппарата Камова.

              заметно отличался, судя по фото
              1. Undecim
                Undecim 16 апреля 2020 14:27 Новый
                +1
                И то и другое - прототипы для отработки конструкции. Размеры в данном случае, не имеют значения.
                1. Avior
                  Avior 16 апреля 2020 14:31 Новый
                  +1
                  прототипы для отработки конструкции

                  двухместный?
                  его осталось только обшить тканью с лаком- и готовый вертолет
                  Чего никак нельзя сказать о Ка-8
          2. Avior
            Avior 16 апреля 2020 14:06 Новый
            +3
            в 1947 поднялся прототип, а серийный вертолет позже
            Если вы посмотрите на Ка-8, то понятно, что и он , и Ка-10 1949 года- это даже не прототипы, а опытные стенды из трубок, мотора и винтов.
            Таких тогда немало было, даже у китайцев
            https://plane-encyclopedia.com/cold-war/chu-hummingbird/
            были и реальные вертолеты соосной схемы
            Brantly B-1, 1946 год

            Bréguet G.111, 1949 год

            Первый реальный вертолет Камова- это Ка-15, 1955 года

            Так что сказать нельзя, что после войны именно Камов получил лидерство в вертолетах соосной схемы.
            Просто Камов продолжал заниматься только такой схемой, а другие от неё отошли. Причины этого- это тема отдельного серьезного изучения
    2. ProkletyiPirat
      ProkletyiPirat 16 апреля 2020 15:06 Новый
      +5
      Цитата: Undecim
      Ну неужели этой статье нельзя было на час-полтора уделить больше времени и получить действительно интересную публикацию?

      Интересная статья пишется месяцами, а не час-два, а деньги сайт зарабатывает на посещаемости и рекламе, так что закономерный итог жизни таких ресурсов это скатиться до копипаста новостей... crying
      1. Undecim
        Undecim 16 апреля 2020 15:21 Новый
        +2
        Статья - месяцами? Нет, можно, конечно, и годами писать. Но все же для уровня ВО месяцами - это Вы хватили через край.
        1. ProkletyiPirat
          ProkletyiPirat 16 апреля 2020 15:37 Новый
          +2
          Вот именно, "для уровня", который планомерно падает у всех подобных ресурсов нацелившихся на рекламную посещаемость..
  13. Avior
    Avior 16 апреля 2020 13:43 Новый
    +5
    Ка-8- это первый вертолет в мире.
    К лету 1948 года деньги, выделенные на создание Ка-8, закончились, а продолжать поддерживать непопулярную тему Минавиапром не собирался. Сотрудникам Камова перестали выплачивать зарплату, и даже приобрести «спиртзин» оказалось не на что. Ситуацию спасло включение «Иркутянина» в программу традиционного воздушного парада в Тушино, под что Камов пробил продолжение работ на полтора месяца. Незадолго до парада Ка-8 удалось показать командующему авиацией Московского военного округа Василию Сталину. Гуров выполнил короткий демполет. который не оставил генерала и опытного пилота равнодушным: «Здорово! Готовьтесь к параду». Стремясь наиболее эффектно показать машину потенциальным заказчикам, Николай Ильич предложил использовать в качестве аэродрома платформу, установленную на кузове грузовика. Этот цирковой трюк Василию Сталину понравился, и его внесли в план парада. За день до проведения воздушного праздника Камова вызвали к Главному маршалу авиации К.А. Вершинину для уточнения программы выступления и сопроводительного дикторского текста. В ходе обсуждения Камов предложил использовать придуманный им термин «вертолет», по его мнению, более подходивший для именования аппаратов с несущим винтом, чем используемый тогда англоязычный термин «геликоптер». Предложение было встречено очень одобрительно, «вертолет» внесли в дикторский текст, и вскоре это легко произносимое слово вросло в нашу речь.

    До этого были геликоптеры.

    В целом показ Ка-8 произвел самое благоприятное впечатление не только на простых зрителей, но и на руководителей страны. Сам Сталин передал Камову свои поздравления и прямо во время парада приказал министру авиационной промышленности предоставить конструктору все возможности для полноценного продолжения работ. Вертолет уже на следующий день затребовали в Научно-исследовательский институт ВВС ВМФ. Так как для проведения всесторонних испытаний одного экземпляра «Иркутянина» было недостаточно, поступило срочное задание изготовить еще две аналогичные машины. Простота конструкции Ка-8 позволила выполнить заказ незамедлительно. Институтские испытания продлились недолго и показали, что в исходном виде Ка-8 не подходит для эксплуатации на флоте. Из-за конических поплавков мореходность вертолета оказалась просто никакой – на малейшей волне он заваливался назад. Применив цилиндрические поплавки, этот недостаток удалось устранить. Хуже обстояло дело с силовой установкой. Мощность мотора была явно мала. Более того, сам мотоциклетный двигатель с его «спиртзином» не годился для военного летательного аппарата. Несмотря на такой результат, главная цель была достигнута. Решением Совета Министров СССР от 29 сентября 1948 года было воссоздано ОКБ-2 во главе с Н.И. Камовым и получен заказ на разработку нового варианта вертолета соосной схемы.

    Вот так с парада и спиртзина (спирта с добавлением бензина, для увеличения мощности двигателя) всё и началось....
  14. Авиатор_
    Авиатор_ 16 апреля 2020 15:52 Новый
    0
    Также эксперты отмечают сложность системы управления соосным вертолетом

    Странные эксперты. Мне вертолётчики говорили как раз об обратном, что соосную схему пилотировать проще.
    Вообще-то то, что камовцы довели до ума эту схему, за которую раньше только ленивые не брались, но бросали, заслуживает уважения. Есть у них какое-то "ноу хау", которое невоспроизводимо. Впрочем, америкосы тоже сумели довести до ума продольную схему CH-47 "Чинук", который у них до сих пор летает.
    1. su25
      su25 16 апреля 2020 23:14 Новый
      0
      Все-таки продольная и соосная схема - две большие разницы. Первая показывает свои преимущества на режимах вертикального взлета и висения, а вторая - при маневрировании, благодаря тому, что все инерционные и аэродинамические силы приложены вблизи центра масс.
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 17 апреля 2020 09:08 Новый
        -1
        Я привёл пример CH-47 лишь потому, что машина до сих пор летает, хотя в начале 60-х было много попыток создать такой образец, но лишь Боингу это удалось.
    2. A.A.G.
      A.A.G. 17 апреля 2020 09:21 Новый
      0
      " Мне вертолётчики говорили как раз об обратном, что соосную схему пилотировать проще."
      Управление - пилотирование,действия пилота по управлению ЛА.
      Система управления - механизмы,агрегаты,приборы,элементы конструкции самого ЛА.
      1. vertolet
        vertolet 18 апреля 2020 11:18 Новый
        +1
        гораздо проще!!!
    3. EvilLion
      EvilLion 19 апреля 2020 12:29 Новый
      0
      Продольная реализована и у нас в ОКБ Яковлева, Як-24. И он вполне себе летал, вдов не делал. Но сейчас Ми-26 есть, так что особо не интересно
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 19 апреля 2020 15:27 Новый
        -1
        Як-24 очень быстро был снят с вооружения из-за сильных вибраций и усталостной прочности. А Чинук летает.
  15. Оператор
    Оператор 16 апреля 2020 16:42 Новый
    -1
    Соосная схема дает эффект только при жестко подвешенных лопастях, не совершающих махового движения и, соответственно, позволяющих кратно сократить высоту колонки несущих винтов. Одновременно жесткая подвеска позволяет повысить скорость полета вертолета, естественным образом компенсируя срыв потока на отступающих лопастях одного винта ростом подъемной силы на наступающих лопастях другого винта.

    Соосная схема дает возможность использовать и более инновационные решения типа замены махового движения на циклический крутильный изгиб лопастей.
    1. su25
      su25 16 апреля 2020 23:24 Новый
      0
      Смотря что понимать под "эффектом". В отличие от классической схемы у соосника не происходит разбалансировки при управлении по курсу, поворот влево и вправо выполняется одинаково, нет потерь на хвостовой винт, что особенно заметно на режиме вертикального взлета и висения. А жесткая подвеска лопастей - не панацея, как показал опыт Сикорского Х2. Ненормальное обтекание отступающей лопасти приводит к резкому росту сопротивления, и, что еще хуже, к потере устойчивости лопасти.
      1. Оператор
        Оператор 17 апреля 2020 00:43 Новый
        -1
        У соосной пары винтов также есть потери - нижний винт работает с пониженным КПД из-за возмущения воздушного потока верхним винтом.

        Так я и говорю - циклическая крутка лопастей (функциональный аналог махового движения) позволяет устранить рост сопротивления и потерю устойчивости лопастей.
    2. EvilLion
      EvilLion 19 апреля 2020 12:30 Новый
      0
      А классика тогда только при очень низкой хвостовой балке, а то ее регулярно рубят несущим винтом..
  16. Оператор
    Оператор 16 апреля 2020 16:56 Новый
    -1
    Цитата: Genry
    не подвержен смертельному явлению "вихревое кольцо"

    Да ну да laughing
    1. Rafale
      Rafale 16 апреля 2020 20:37 Новый
      0
      Наверное, имелось ввиду вихревое кольцо рулевого винта по причине отсутствия оного.
      1. su25
        su25 16 апреля 2020 23:10 Новый
        0
        Это как же надо "закрутить" вертолет, чтобы хвостовой винт попал в "вихревое кольцо"?
  17. vadivm59
    vadivm59 16 апреля 2020 19:56 Новый
    0
    когда встречаю фразу "знаменитый КА-52..",СРАЗУ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС,ЧЕМ ОН ЗНАМЕНИТ.?МИ-8,это легенда,без вопросов,а КА чем успел прославиться?
  18. EvilLion
    EvilLion 17 апреля 2020 09:33 Новый
    +1
    Главный недостаток сооски в том, что первые крупные успехи с ней появились уже после того, как были разработаны основные вертолеты современности. Тот же Ми-8 идет из 60-ых еще. А условный Ка-29 гражданский еще сделать надо, и как-то пропихнуть. По сути Ка-52 - это первая успешная попытка внедрить сооску в нишу, прочно занятую уже существующей классикой.

    По цене, то для военных машин вклад самой схемы в общую стоимость минимален. Тот же Ка-52 ненамного дороже Ми-28Н, но у Ка-52 как бы радар есть. Ка-26 был довольно дорогим, однако это не помешало строить его в больших количествах, и стоимость там результат модульного исполнения, с возможностью быстрой установки новой грузовой кабины. Вот на полетах по прямой, сооска, видимо, менее экономична, т. к. большая колонка винтов дает доп. сопротивление. Понятно, что вертолетам-кранам и медленным буксирам противолодочных буев на это наплевать, в их нишах сооска сияет исключительно плюсами. Ка-60 имеет фенестрон, возможно, потому что раз уж решили делать классику, то надо упарываться в снижение сопротивление до конца и выводить рулевой винт из потока. А в случае Ми-28Н и Ка-52 не прослеживается, что классика имеет меньшее сопротивление, правда, Ка-52 сам по себе выглядит более аэродинамисным.
  19. Шайкин Владимир
    Шайкин Владимир 18 апреля 2020 10:56 Новый
    0
    Я не вертолётчик, но меня смутил один вывод КА дороже МИ иногда в миллионы долл. Это глупость.
    Можно и МИшки одной серии сделать дороже один от другого.
  20. Diplomingenieur
    Diplomingenieur 18 апреля 2020 17:17 Новый
    0
    Как одно из достоинств этой схемы указано:
    "Вертолеты соосной схемы обладают большей боевой живучестью за счет отсутствия хвостового винта с его редуктором и приводами" - данный аргумент приводился в самом начале 1980-х, когда собственно испытаний на БЖ ещё не на чем было проводить. Аргумент устарел. Позднее появилось иное мнение, прямо противоположное указанному. При подрыве небольшого заряда, например 35-мм или 40-мм ОФЗ или даже сравнительно небольшой боевой части (500 г) ПЗРК неконтакного действия выше-ниже плоскостей винтов с высокой вероятностью произойдет схлопывание лопастей от возмущения потока действием импульса ударной волны. Результат однозначно нехороший.
    1. EvilLion
      EvilLion 19 апреля 2020 12:32 Новый
      +1
      Или удар по хвостовой балке, или даже кабине, так что либо это выдумка, либо от схемы не зависит вообще, будет одинаково плохо.
  21. Камаз
    Камаз 18 апреля 2020 21:24 Новый
    0
    Что именно так увеличивает цену на соосный вертолёт?
    1. EvilLion
      EvilLion 19 апреля 2020 12:32 Новый
      0
      Трансмиссия. Но не принципиально.
  22. ИЛ-64
    ИЛ-64 22 апреля 2020 14:55 Новый
    0
    И где подробный разбор? Что за фигню постят все чаще и чаще?
  23. Chaldon48
    Chaldon48 22 апреля 2020 23:07 Новый
    0
    Если плюсов больше чем минусов, то не смотря на большую стоимость их в войсках должно быть как можно больше, ведь известно что ценность любого оружия измеряется главным образом тем ущербом, который оно способно причинить противнику.
    1. agond
      agond 24 апреля 2020 21:36 Новый
      0
      И так в соосной схеме есть опасность перехлестывания винтов, а в схеме синхроптер с исправным синхронизатором опасности нет , но зато требуется два вала , некоторое увеличение веса и большее лобовое сопротивление, в принципе можно было бы объединить две схемы в одну, то есть оба винта в соосной схеме закрепить на качающихся шайбах типа карданных или шаровых равных скоростей(примерно как в переднеприводных автомобилях) с тем, что бы в соосной схеме винты вращались бы не в двух параллельных плоскостях вращения , а в двух пересекающихся плоскостях , то есть так же как в синхроптере, но с одной осью!!! , а эти самые карданные или шаровые качающиеся втулки максимально приблизить друг к другу, Возможны три варианта пересечения плоскостей вращения винтов в данной комбинированной соосной схеме
      1 плоскости вращения наклонены вправо и влево как в обычном синхроптере
      2 и 3 плоскости вращения наклонены вперед или назад
      Данный гибрид резко сократит высоту вертолета и избавит его от опасности перехлеста. с сохранением основных плюсов соосной схемы, но и так же к усложнит конструкцию , придется применять особые шайбы и синхронизатор. хотя он возможно и так есть в редукторе. Ка-52
      1. agond
        agond 24 апреля 2020 22:09 Новый
        0
        Цитата: agond
        качающиеся втулки максимально приблизить друг к другу,

        Прошу прощения , максимально приблизить втулки при встречном вращении не получится, но сама схема в принципе возможна
  24. barin
    barin 3 мая 2020 09:45 Новый
    -1
    Другие страны то ли не могут повторить, то ли не хотят...