Соосная компоновка винтов вертолёта: плюсы и минусы

89

Соосная схема винтов вертолета в современном вертолетостроении применяется не часто. Единственные вертолеты с такой схемой винтов, находящиеся в серийном производстве – российские Ка, в том числе знаменитый Ка-52 «Аллигатор». Но чем объясняется редкость использования соосной схемы винтов?

Как известно, наиболее распространенной в мировом и отечественном вертолетостроении является схема с одним несущим винтом и открытым рулевым винтом, который предназначается для компенсации реактивного момента от несущего винта. Ведь тот «закручивает» вертолет в направлении, противоположном вращению несущего винта.



Безусловным достоинством рулевой схемы является конструктивная простота, сравнительно невысокие затраты на обслуживание и ремонтные работы. Но лишаясь хвостового винта, вертолет теряет управление и падает.

Соосная схема винтов распространена меньше, но ее применение позволяет сделать вертолет более живучим и, соответственно, более приспособленным к выполнению боевых задач. Интересно, что использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.

Первый отечественный вертолет с соосной схемой был представлен в 1948 году. Это был Ка-8 «Иркутянин», выпущенный конструкторским бюро Камова всего в трех экземплярах. Затем выпустили Ка-10 и Ка-15. Последний вертолет стал первым продуктом КБ Камова, поступившим в серийное производство. Так в Советском Союзе начался серийный выпуск вертолетов с соосной схемой винтов.

В отличие от классической одновинтовой схемы, реализовать на практике соосную схему куда сложнее. Эксперты называют ее одним из самых выдающихся достижений отечественного вертолетостроения. Но сложность в конструировании и исполнении компенсируется несомненными преимуществами соосной схемы.

Во-первых, соосные вертолеты обладают меньшими габаритами, высокой компактностью, что увеличивает угловые скорости и делает машину более маневренной. В частности, такой вертолет способен выполнять фигуры «воронка», «косая петля», которые не могут выполнять вертолеты классической схемы с рулевым винтом.

Во-вторых, вертолеты соосной схемы обладают большей боевой живучестью за счет отсутствия хвостового винта с его редуктором и приводами. При этом вертолету проще маневрировать вблизи земли или иной поверхности, на которую он может сесть.

В-третьих, у вертолетов соосной схемы выше коэффициент весовой нагрузки, то есть соотношение полезной нагрузки и общей полетной массы.



Такие характеристики соосных вертолетов обусловили специфику их применения. Вертолеты соосной схемы куда более эффективны в качестве вертолетов палубной авиации, их можно использовать в высокогорных районах с их сложными метеорологическими условиями. Так, Ка-50 активно использовали во время боевых действий на Северном Кавказе.

В то же время, у вертолетов соосной схемы, при всех их неоспоримых достоинствах, есть и определенные минусы. Самый существенный минус для их серийного производства – высокая стоимость. По оценке экспертов, Ми-28 уступает соосному Ка-52 практически по всем характеристикам, но стоимость последнего значительно выше, причем речь идет о миллионах долларов.

Также эксперты отмечают сложность системы управления соосным вертолетом, риск значительных вибраций, недостаточную путевую устойчивость, опасность столкновения вращающихся в противоположных направлениях лопастей.

В настоящее время главным современным ударным боевым вертолетом соосной схемы является Ка-52 «Аллигатор». Эти боевые машины были успешно проверены в Сирии, хорошо показав себя в необычном для России климате. Вертолеты Ка-52 находятся в составе как армейской авиации, так и палубной авиации ВМФ России.
89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    16 апреля 2020 10:45
    Ну автор силен, а мы же не знали. На что не пойдешь ради бабла. fool
    1. +16
      16 апреля 2020 11:36
      Автор написал свою статью, как поэт стихи - что в голове было то и положил на бумагу.
      Только в голове не оказалось, что соосная схема устойчива к порывам ветра, имеет меньше расход мощности двигателя, не подвержен смертельному явлению "вихревое кольцо", одинаково может делать левый и правый виражи (одноосные вертолёты делают круги в одну сторону, что позволяет легче их подлавливать зенитным средствам).
      1. -3
        16 апреля 2020 12:40
        Коллега, позволю себе вам возразить, по поводу левых и правых виражей. Видел документальный фильм о создании и испытании Ка-50, там то ли инженер-конструктор, то ли летчик-испытатель, рассказывали об особенностях соосной конструкции, так он как-раз и говорили что на данной схеме не удается одинаково выполнять левый и правый вираж, поскольку в одном из них происходит перехлестывание лопастей. И даже говорили, посмотрите худ. фильм "Черная акула", там все эффектные виражи выполняются в одну сторону, поскольку в другую это не так грациозно и зрелищно. Объяснение физики процесса я не запомнил, но факт такой зафиксировал в памяти достоверно.
        1. -1
          16 апреля 2020 13:25
          Цитата: tarabar
          Коллега, позволю себе вам возразить, по поводу левых и правых виражей.

          Это касается любых вертолётов, это нюанс работы автомата перекоса лопастей несущего винта.
        2. +11
          18 апреля 2020 11:11
          ничего подобного!пролетал всю жизнь на соосной схеме,летал и на хвостатых,что левый ,что правый вираж выполняется легко и просто,налетал более 3000 часов,поверьте!и ничего лучшего,чем вертолёты фирмы Камова не встречал и видать не встречу!
        3. 0
          23 июля 2023 17:15
          Цитата: tarabar
          . И даже говорили, посмотрите худ. фильм "Черная акула", там все эффектные виражи выполняются в одну сторону, поскольку в другую это не так грациозно и зрелищно.

          Турецкие военные отчасти по этой причине отказались покупать вертолеты Ка когда Россия считалась деградирующей колонией Запада..
      2. 0
        17 апреля 2020 09:14
        Вообще-то перехлест лопастей - это как раз результат попадания в вихревое кольцо и классику загнать в него несколько сложнее.
        1. +2
          17 апреля 2020 13:11
          Цитата: EvilLion
          Вообще-то перехлест лопастей - это как раз результат попадания в вихревое кольцо

          Перехлёст возникает только при перегрузках выше предельных значений (энергичный пилотаж), что приводит к критическому изгибу лопастей...
          Когда винты вращаются в разные стороны, происходит компенсация кругового движения воздуха - здесь вихревое кольцо принципиально невозможно.
          Цитата: EvilLion
          в вихревое кольцо и классику загнать в него несколько сложнее.

          Классика, при около-нулевой горизонтальной скорости (посадка, зависание) сама входит в зону риска создания вихря. Только при достаточной горизонтальной скорости, когда лопасти захватывают свежий/стоячий воздух, ей можно лететь безопасно.
          1. 0
            19 апреля 2020 12:19
            Взаимоисключающие параграфы не видите? Классика рубит винтом хвостовую балку при тех же самых режимах при которых соосник может поймать перехлест.
            1. +1
              19 апреля 2020 16:09
              Цитата: EvilLion
              Взаимоисключающие параграфы не видите?

              Не вижу.... и что в вашей голове не знаю. Напишите!
              Цитата: EvilLion
              Классика рубит винтом хвостовую балку при тех же самых режимах при которых соосник может поймать перехлест.

              Это британские конструктора балку к винту приблизили? В России такого вроде нет...

              И вы тему поменяли. Вам показалось, что соосники создают вихревую воронку...
  2. +3
    16 апреля 2020 10:51
    Так, Ка-50 активно использовали во время боевых действий на Северном Кавказе.
    На сколько я знаю они себя там не очень показали, как раз. По совокупности неисправностей и проблем с машиной больше стояли чем летали. Тащили как обычно Ми-24.
    1. +4
      16 апреля 2020 11:10
      Цитата: Сибиряк 66
      На сколько я знаю они себя там не очень показали, как раз.

      Они себя никак не показали.
      Из-за перестраховки командования.
      Непонятно, зачем вообще такие "испытания" проводить.
      1. +1
        16 апреля 2020 11:30
        Цитата: Лопатов
        Они себя никак не показали.
        Из-за перестраховки командования.

        За ними звено Ми-24 ходило для страховки и охраны
        1. +4
          16 апреля 2020 12:18
          Цитата: Липчанин
          За ними звено Ми-24 ходило для страховки и охраны

          Мужики, которые в Ханкале торчали, рассказывали, что они летали только ночью.
          1. +1
            16 апреля 2020 12:25
            Цитата: Лопатов
            Мужики, которые в Ханкале торчали, рассказывали, что они летали только ночью.

            Да и то не слишком уж часто.
            Так, что там за испытания такие там были совсем непонятно.
            Я читал, что "камовцы" долго и небезуспешно доказывали, что одноместный вертолёт предпочтительнее двухместного. Когда сделали то выяснилось, что один лётчик просто физически не может справится со всеми задачами.
            Поэтому и вернулись к двухместной компоновке.
            Кстати, насколько я знаю боевик "Чёрная акула" был профинансирован и снят по заказу фирмы "камова"
            1. +5
              16 апреля 2020 12:31
              Цитата: Липчанин
              Я читал, что "камовцы" долго и небезуспешно доказывали, что одноместный вертолёт предпочтительнее двухместного. Когда сделали то выяснилось, что один лётчик просто физически не может справится со всеми задачами.
              Поэтому и вернулись к двухместной компоновке.

              По слухам из первых рук ничего не "выяснилось" Просто дядьки с лампасами постановили "люминивый", и камовцам пришлось подчиниться

              По большому счёту для "выяснилось" в таком вопросе необходимы серьёзнейшие исследования. А Ка-50 появился аккурат во времена деградации нашей военной науки. Вплоть до coup de grâce при Медведеве-Сердюкове
              1. +1
                16 апреля 2020 12:47
                Цитата: Лопатов
                По слухам из первых рук ничего не "выяснилось" Просто дядьки с лампасами постановили "люминивый", и камовцам пришлось подчиниться

                Вполне возможно. Спорить не буду. Слухами как известно земля русская полнится
              2. +1
                16 апреля 2020 20:48
                Цитата: Лопатов
                По слухам из первых рук ничего не "выяснилось" Просто дядьки с лампасами постановили "люминивый", и камовцам пришлось подчиниться

                На самом деле предельность нагрузок при одном члене экипажа выяснилась на Су-25Т с аналогичным Ка-50 ПрНК:
                На Су-25Т стоял такой же как и на Ка-50 ПрНК "Шквал".
                Одно из замечаний Перечня №1 Акта ГИ Су-25Т написано примерно так(точную формулировку не помню, уже прошло больше двадцати лет): "При выполнении некоторых боевых режимов психофизиологическая нагрузка на летчика близка к предельной". Замечание давали специалисты НИИ Авиационной и Космической Медицины МО. Т.е. совмещение процесса прицеливания и пилотирования в ряде режимов вызывало проблемы. Причем речь шла не о строевых летчиках, а о военных летчиках-испытателях первого класса.
            2. +1
              17 апреля 2020 09:16
              Да, тогда с режиссерами и сценаристами было норм, и даже рекламный фильм получился хорошим и как просто боевик своего жанра.
          2. +1
            16 апреля 2020 20:45
            Цитата: Лопатов
            Мужики, которые в Ханкале торчали, рассказывали, что они летали только ночью.

            Судя по видео Ка-50 в Чечне, они летали и днём: пара Ка-50 и один Ка-29.
            1. 0
              17 апреля 2020 09:18
              Вы в курсе, что на Ка-50, в принципе, не было оборудования для ночных полетов, максимум очки НВ пилоту?
              1. +2
                18 апреля 2020 11:15
                полная чушь!вертолет создан для полетов днем и ночью в СМУ!иначе его бы не выпускали!
                1. 0
                  19 апреля 2020 12:21
                  Вертолет и оборудование для полетов днем и ночью - это взаимноортогональные вещи. Сделайте оборудование и поставьте на бричку, будет вам ночная тачанки. На практике же говорить в те годы о каком-то ночном применении вертолетов не приходится вообще. Ми-28Н в этом плане ничем не отличался.
      2. -3
        17 апреля 2020 09:15
        Что войну не выиграли в 2 лица? Фигня, а не вертолет.
    2. +1
      16 апреля 2020 14:12
      Значит плохо знаете,поэтому их так долго не отпускали домой.
    3. 0
      17 апреля 2020 09:15
      Они там себя отлично показали, но одна машина получила боевое повреждение лопасти и простояла в ожидании замены.
    4. 0
      17 апреля 2020 14:15
      Стояла там после ЕМНИП 19 вылетов только одна машина, которой пробило осколком лопасть, а замены не было. Ерунды не пиши.
  3. +4
    16 апреля 2020 10:51
    А соосная схема лучше синхроптера?
    1. +9
      16 апреля 2020 11:05
      Тише! А то завтра автор в такой же манере нам и это объяснит!
    2. 0
      17 апреля 2020 09:19
      А фиг ее знает, кроме "Камана" синхроптеры никто не строит, хотя отдельные успешные модели у них тоже были.
  4. +2
    16 апреля 2020 10:52
    использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.
    - Вот, что самое главное !
  5. +7
    16 апреля 2020 10:53
    И стоило ли ради повтора избитых истин да ещё и никак не подкрепленеых в цифрах писать статью? А ведь ещё и в раздел аналитика помещена... Что это за анализ про больше-меньше, в целом умеренно? Где всё что должно быть в статье? Материаловеденье, двигатели особенности конструкции, анализ нагрузки и прочее. Статья ради статьи.
  6. -6
    16 апреля 2020 10:58
    Но лишаясь хвостового винта, вертолет теряет управление и падает.

    При отказе путевого управления вертолет совершает посадку по-самолетному...
    1. +4
      16 апреля 2020 11:34
      Цитата: helmi8
      При отказе путевого управления вертолет совершает посадку по-самолетному...

      Жаль только, что об этом ,почему-то, не знали пилоты ,погибшие вместе с "пассажирами" после отрубания "хвоста" !
    2. +3
      16 апреля 2020 12:10
      По самолётному? А как бороться с реактивным моментом от несущего винта? Мне так, чисто для себя, так сказать для расширения кругозора.
      1. +4
        16 апреля 2020 12:24
        Цитата: Bacha
        По самолётному? А как бороться с реактивным моментом от несущего винта? Мне так, чисто для себя, так сказать для расширения кругозора.

        Если коротко, то вот так...
        При нарушении управления от педалей к хвостовому винту его лопасти под действием центробежных, аэродинамических и упругих сил установятся на угол 5°, при котором обеспечивается путевая балансировка вертолета без скольжения на скорости горизонтального полета 70 км/ч по прибору.
        В случае отказа системы путевого управления сбалансировать вертолет скольжением, уменьшить скорость полета до 70 км/ч по прибору, выбрать ближайшую площадку для безопасной посадки и, балансируя вертолет скольжением, произвести посадку по-самолетному.
        При разрушении привода хвостового винта вертолет резко разворачивается влево и кренится вправо. В этом случае немедленно сбросить шаг несущего винта до минимального, полностью убрать коррекцию газа влево, парировать крен ручкой управления и перейти к планированию на режиме самовращения несущего винта, не выключая двигатели.
        На планировании балансировать вертолет скольжением, постепенно увеличивая режим работы двигателей в целях уменьшения вертикальной скорости снижения. На высоте 100–150 м выключить двигатели.
        Посадку вертолета на выбранную площадку произвести против ветра по-самолетному с использованием общего шага несущего винта.
        Если балансировка вертолета невозможна, принять решение о покидании вертолета
        1. +1
          17 апреля 2020 07:24
          Спасибо. Будем знать.
        2. 0
          19 апреля 2020 12:26
          В переводе с технического на простой русский. "Ситуация предельно хреновая, можете попробовать, это и это, если не поможет, или нет места, для посадки, то тикайте хлопцы". Очевидно, что пассажиры какого-нибудь Ми-8 в последнем случае просто обречены.
    3. 0
      19 апреля 2020 12:23
      Вы хоть раз видели, как это происходит? Чтобы хоть как-то сесть вертолет должен иметь как минимум высокую скорость, может быть тогда получится что-то парировать и куда-то плюхнуться, если еще есть куда. Висячий же вертолет после отказа рулевого винта просто тут же вращающимся камнем падает.
  7. -7
    16 апреля 2020 11:02
    Это тот случай когда необходимо говорить о математических принципах или методиках построения методик .Это не игра слов . Само сознание конструктора пытается решить проблемные вопросы линейными методами или простым добавлением новых элементов движителей. При этом задачу необходимо решать увеличением плотности энергии, а значит новыми фундаментальными решениями
    1. -1
      16 апреля 2020 11:52
      Круто и в точку! У нашего Президента взяли о "оружие на новых физических принципах"?
      Так, увеличивая плотность энергии, мы получим не вертолет, а ракету, но она уже изобретена, и ей винтов, ни одной из схем, не нужно. Каждому виду движителя своя ниша в технике и вооружении, и у каждого движителя есть пределы, когда нужно отказаться от одного, например от винта, и перейти к реактивному двигателю.
      1. -3
        16 апреля 2020 13:43
        В определённой степени Вы правы ,если применить новый принцип в турботопливонагнетателе, то и ракетный двигатель получиться более эффективным.
  8. 0
    16 апреля 2020 11:21
    А зачем боевому вертолёту фигуры высшего пилотажа? Это его спасёт от ракеты земля воздух?
    1. +2
      16 апреля 2020 11:55
      От ракеты скорее всего все равно не уйдет, но вот от ПТУРа может уже и попытаться. А если серьезнее, то для того, что бы быстрее выйти на линию открытия огня и успеть за один пролет уничтожить больше целей.
      1. +1
        16 апреля 2020 15:01
        Преимущество соосника не в том что он "быстрее", а в том что на него меньше влияет турбулентность атмосферы при предельно-низко-высотном маневрировании когда потоки воздуха отражаются от поверхности и объектов.
        1. 0
          16 апреля 2020 15:04
          Под словом "быстрее" в контексте кмментария понималась не скорость, а меневренность.
  9. 0
    16 апреля 2020 11:28
    . По оценке экспертов, Ми-28 уступает соосному Ка-52

    Сделайте статью со сравнением , кто и в чем уступает. Разное БРЭО и оружие в расчёт не берём... а потери в Сирии у них равные.
  10. 0
    16 апреля 2020 11:30
    Есть еще похожая схема с двумя винтами рядом.....интересно сравнить с ней.
  11. Комментарий был удален.
  12. +5
    16 апреля 2020 12:03
    С одной стороны, сайт обратился за помощью. С другой - сайт действительно хорошая полщадка для того, чтобы пообщаться "через горы и расстояния" и обменяться мнениями.
    С третьей - авторы сайта в большинстве своем "забили" на качество статей и выдают на гора сплошную шелуху. Ну неужели этой статье нельзя было на час-полтора уделить больше времени и получить действительно интересную публикацию? Что мешало подобрать немного информации по вопросу и наполнить статью содержанием?
    Интересно, что использование соосной схемы – результат работы советских и российских конструкторов.
    Ну не только.
    В книге "Принципы аэродинамики вертолета" издательство Кембриджского университета говорится о том, что первым, кто предложил соосную схему, был русский ученый М.В. Ломоносов.

    в начале 1754 г. Ломоносов сделал сообщение в Российской академии наук, которое записано в протоколе заседания академии так:
    "Господин советник и профессор Ломоносов собранию представил о машинке маленькой, которая бы вверх подымала термометры и другие малые инструменты метеорологические, и предложил оной же машины рисунок; того ради господа заседающие оное его представление опробовали и положили канцелярию Академии наук репортом просить, чтоб соблагсиволено было приказать реченную машину по приложенному при сем рисунку для опыта сего изобретения сделать под его господина автора смотрением мастером Фуциусом. И о вышеописанном в виду протокола академического собрания марта 4 дня 1754 г."
    Первый патент на летательный аппарат тяжелее воздуха соосной схемы получил в 1859 году британец Генри Брайт.
    Первые действующие вертолеты соосной схемы построили в Италии ( Corradino D'Ascanio) и Франции (Gyroplane Laboratoire) в начале и середине 1930 годов.
    1. +6
      16 апреля 2020 12:10
      К концу тридцатых годов появились уже вполне полноценные проекты, такие, как Dorand Gyroplane G.20 французского авиаконструктора Дорана, однако начавшаяся Вторая мировая работы в этом направлении прервала.

      По окончанию войны работы возобновились и тут уже в лидеры вышел Камов, первый вертолет которого, Ка-8, взлетел в 1947 году.
      1. +3
        16 апреля 2020 12:55
        Помимо перечисленных схем вертолетов надо вспомнить о французском вертолете Sud-Ouest S.O.1221 Djinn с реактивным (компрессорным) приводом несущего винта, к 1960 г было построено 178 машин, некоторые летают до сих пор, привод винта осуществляется при помощи сжатого воздуха подаваемого турбокомпрессором к соплам установленных на концах лопастей винта
        Взлётный вес : 800 кг.
        двигатель : 1 турбокомпрессор Turbomeca Palouste IV, мощность 179 кВт (240 л.с.)
        Максимальная скорость: 130 км/ч.
        Продолжительность полета: 2 часа 15 минут
        Если поделить взлетный вес 800 кг на мощность 240лс, получим 3.3кг/лс у Ка-52 этот показатель 3.8 кг/лс, а у Ми-8 13000 кг делим на 4000лс получаем 3.25кг/лс, таким образом видим, что схема вертолете Sud-Ouest 1957 г и сейчас достойна внимания
      2. +2
        16 апреля 2020 13:37
        Bréguet-Dorand Gyroplane Laboratoire, 1935 год

        Kaman HH-43 Huskie- синхроптер, два вала с перекрещивающимися винтами,1947 год

        Камов Ка-8, 1947 год
        1. +3
          16 апреля 2020 13:50
          Это разные схемы, во первых. Во вторых, Kaman HH-43 Huskie первый полет совершил в 1953 году.
          Если упоминать "первопроходцев" , строивших машины по схеме синхроптер, так это немцы. Их Fl.282 Kolibri (1941 год) производился серийно и состоял на вооружении.
          1. +2
            16 апреля 2020 13:55
            А тот аппарат Камана, который в 1947 году полетел, выглядел ничуть не "грознее" аппарата Камова.
            1. 0
              16 апреля 2020 14:22
              выглядел ничуть не "грознее" аппарата Камова.

              заметно отличался, судя по фото
              1. +1
                16 апреля 2020 14:27
                И то и другое - прототипы для отработки конструкции. Размеры в данном случае, не имеют значения.
                1. +1
                  16 апреля 2020 14:31
                  прототипы для отработки конструкции

                  двухместный?
                  его осталось только обшить тканью с лаком- и готовый вертолет
                  Чего никак нельзя сказать о Ка-8
          2. +3
            16 апреля 2020 14:06
            в 1947 поднялся прототип, а серийный вертолет позже
            Если вы посмотрите на Ка-8, то понятно, что и он , и Ка-10 1949 года- это даже не прототипы, а опытные стенды из трубок, мотора и винтов.
            Таких тогда немало было, даже у китайцев
            https://plane-encyclopedia.com/cold-war/chu-hummingbird/
            были и реальные вертолеты соосной схемы
            Brantly B-1, 1946 год

            Bréguet G.111, 1949 год

            Первый реальный вертолет Камова- это Ка-15, 1955 года

            Так что сказать нельзя, что после войны именно Камов получил лидерство в вертолетах соосной схемы.
            Просто Камов продолжал заниматься только такой схемой, а другие от неё отошли. Причины этого- это тема отдельного серьезного изучения
    2. +5
      16 апреля 2020 15:06
      Цитата: Undecim
      Ну неужели этой статье нельзя было на час-полтора уделить больше времени и получить действительно интересную публикацию?

      Интересная статья пишется месяцами, а не час-два, а деньги сайт зарабатывает на посещаемости и рекламе, так что закономерный итог жизни таких ресурсов это скатиться до копипаста новостей... crying
      1. +2
        16 апреля 2020 15:21
        Статья - месяцами? Нет, можно, конечно, и годами писать. Но все же для уровня ВО месяцами - это Вы хватили через край.
        1. +2
          16 апреля 2020 15:37
          Вот именно, "для уровня", который планомерно падает у всех подобных ресурсов нацелившихся на рекламную посещаемость..
  13. +5
    16 апреля 2020 13:43
    Ка-8- это первый вертолет в мире.
    К лету 1948 года деньги, выделенные на создание Ка-8, закончились, а продолжать поддерживать непопулярную тему Минавиапром не собирался. Сотрудникам Камова перестали выплачивать зарплату, и даже приобрести «спиртзин» оказалось не на что. Ситуацию спасло включение «Иркутянина» в программу традиционного воздушного парада в Тушино, под что Камов пробил продолжение работ на полтора месяца. Незадолго до парада Ка-8 удалось показать командующему авиацией Московского военного округа Василию Сталину. Гуров выполнил короткий демполет. который не оставил генерала и опытного пилота равнодушным: «Здорово! Готовьтесь к параду». Стремясь наиболее эффектно показать машину потенциальным заказчикам, Николай Ильич предложил использовать в качестве аэродрома платформу, установленную на кузове грузовика. Этот цирковой трюк Василию Сталину понравился, и его внесли в план парада. За день до проведения воздушного праздника Камова вызвали к Главному маршалу авиации К.А. Вершинину для уточнения программы выступления и сопроводительного дикторского текста. В ходе обсуждения Камов предложил использовать придуманный им термин «вертолет», по его мнению, более подходивший для именования аппаратов с несущим винтом, чем используемый тогда англоязычный термин «геликоптер». Предложение было встречено очень одобрительно, «вертолет» внесли в дикторский текст, и вскоре это легко произносимое слово вросло в нашу речь.

    До этого были геликоптеры.

    В целом показ Ка-8 произвел самое благоприятное впечатление не только на простых зрителей, но и на руководителей страны. Сам Сталин передал Камову свои поздравления и прямо во время парада приказал министру авиационной промышленности предоставить конструктору все возможности для полноценного продолжения работ. Вертолет уже на следующий день затребовали в Научно-исследовательский институт ВВС ВМФ. Так как для проведения всесторонних испытаний одного экземпляра «Иркутянина» было недостаточно, поступило срочное задание изготовить еще две аналогичные машины. Простота конструкции Ка-8 позволила выполнить заказ незамедлительно. Институтские испытания продлились недолго и показали, что в исходном виде Ка-8 не подходит для эксплуатации на флоте. Из-за конических поплавков мореходность вертолета оказалась просто никакой – на малейшей волне он заваливался назад. Применив цилиндрические поплавки, этот недостаток удалось устранить. Хуже обстояло дело с силовой установкой. Мощность мотора была явно мала. Более того, сам мотоциклетный двигатель с его «спиртзином» не годился для военного летательного аппарата. Несмотря на такой результат, главная цель была достигнута. Решением Совета Министров СССР от 29 сентября 1948 года было воссоздано ОКБ-2 во главе с Н.И. Камовым и получен заказ на разработку нового варианта вертолета соосной схемы.

    Вот так с парада и спиртзина (спирта с добавлением бензина, для увеличения мощности двигателя) всё и началось....
  14. 0
    16 апреля 2020 15:52
    Также эксперты отмечают сложность системы управления соосным вертолетом

    Странные эксперты. Мне вертолётчики говорили как раз об обратном, что соосную схему пилотировать проще.
    Вообще-то то, что камовцы довели до ума эту схему, за которую раньше только ленивые не брались, но бросали, заслуживает уважения. Есть у них какое-то "ноу хау", которое невоспроизводимо. Впрочем, америкосы тоже сумели довести до ума продольную схему CH-47 "Чинук", который у них до сих пор летает.
    1. 0
      16 апреля 2020 23:14
      Все-таки продольная и соосная схема - две большие разницы. Первая показывает свои преимущества на режимах вертикального взлета и висения, а вторая - при маневрировании, благодаря тому, что все инерционные и аэродинамические силы приложены вблизи центра масс.
      1. -1
        17 апреля 2020 09:08
        Я привёл пример CH-47 лишь потому, что машина до сих пор летает, хотя в начале 60-х было много попыток создать такой образец, но лишь Боингу это удалось.
    2. 0
      17 апреля 2020 09:21
      " Мне вертолётчики говорили как раз об обратном, что соосную схему пилотировать проще."
      Управление - пилотирование,действия пилота по управлению ЛА.
      Система управления - механизмы,агрегаты,приборы,элементы конструкции самого ЛА.
      1. +1
        18 апреля 2020 11:18
        гораздо проще!!!
    3. 0
      19 апреля 2020 12:29
      Продольная реализована и у нас в ОКБ Яковлева, Як-24. И он вполне себе летал, вдов не делал. Но сейчас Ми-26 есть, так что особо не интересно
      1. -1
        19 апреля 2020 15:27
        Як-24 очень быстро был снят с вооружения из-за сильных вибраций и усталостной прочности. А Чинук летает.
  15. -1
    16 апреля 2020 16:42
    Соосная схема дает эффект только при жестко подвешенных лопастях, не совершающих махового движения и, соответственно, позволяющих кратно сократить высоту колонки несущих винтов. Одновременно жесткая подвеска позволяет повысить скорость полета вертолета, естественным образом компенсируя срыв потока на отступающих лопастях одного винта ростом подъемной силы на наступающих лопастях другого винта.

    Соосная схема дает возможность использовать и более инновационные решения типа замены махового движения на циклический крутильный изгиб лопастей.
    1. 0
      16 апреля 2020 23:24
      Смотря что понимать под "эффектом". В отличие от классической схемы у соосника не происходит разбалансировки при управлении по курсу, поворот влево и вправо выполняется одинаково, нет потерь на хвостовой винт, что особенно заметно на режиме вертикального взлета и висения. А жесткая подвеска лопастей - не панацея, как показал опыт Сикорского Х2. Ненормальное обтекание отступающей лопасти приводит к резкому росту сопротивления, и, что еще хуже, к потере устойчивости лопасти.
      1. -1
        17 апреля 2020 00:43
        У соосной пары винтов также есть потери - нижний винт работает с пониженным КПД из-за возмущения воздушного потока верхним винтом.

        Так я и говорю - циклическая крутка лопастей (функциональный аналог махового движения) позволяет устранить рост сопротивления и потерю устойчивости лопастей.
    2. 0
      19 апреля 2020 12:30
      А классика тогда только при очень низкой хвостовой балке, а то ее регулярно рубят несущим винтом..
  16. -1
    16 апреля 2020 16:56
    Цитата: Genry
    не подвержен смертельному явлению "вихревое кольцо"

    Да ну да laughing
    1. 0
      16 апреля 2020 20:37
      Наверное, имелось ввиду вихревое кольцо рулевого винта по причине отсутствия оного.
      1. 0
        16 апреля 2020 23:10
        Это как же надо "закрутить" вертолет, чтобы хвостовой винт попал в "вихревое кольцо"?
  17. 0
    16 апреля 2020 19:56
    когда встречаю фразу "знаменитый КА-52..",СРАЗУ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС,ЧЕМ ОН ЗНАМЕНИТ.?МИ-8,это легенда,без вопросов,а КА чем успел прославиться?
  18. +1
    17 апреля 2020 09:33
    Главный недостаток сооски в том, что первые крупные успехи с ней появились уже после того, как были разработаны основные вертолеты современности. Тот же Ми-8 идет из 60-ых еще. А условный Ка-29 гражданский еще сделать надо, и как-то пропихнуть. По сути Ка-52 - это первая успешная попытка внедрить сооску в нишу, прочно занятую уже существующей классикой.

    По цене, то для военных машин вклад самой схемы в общую стоимость минимален. Тот же Ка-52 ненамного дороже Ми-28Н, но у Ка-52 как бы радар есть. Ка-26 был довольно дорогим, однако это не помешало строить его в больших количествах, и стоимость там результат модульного исполнения, с возможностью быстрой установки новой грузовой кабины. Вот на полетах по прямой, сооска, видимо, менее экономична, т. к. большая колонка винтов дает доп. сопротивление. Понятно, что вертолетам-кранам и медленным буксирам противолодочных буев на это наплевать, в их нишах сооска сияет исключительно плюсами. Ка-60 имеет фенестрон, возможно, потому что раз уж решили делать классику, то надо упарываться в снижение сопротивление до конца и выводить рулевой винт из потока. А в случае Ми-28Н и Ка-52 не прослеживается, что классика имеет меньшее сопротивление, правда, Ка-52 сам по себе выглядит более аэродинамисным.
  19. 0
    18 апреля 2020 10:56
    Я не вертолётчик, но меня смутил один вывод КА дороже МИ иногда в миллионы долл. Это глупость.
    Можно и МИшки одной серии сделать дороже один от другого.
  20. 0
    18 апреля 2020 17:17
    Как одно из достоинств этой схемы указано:
    "Вертолеты соосной схемы обладают большей боевой живучестью за счет отсутствия хвостового винта с его редуктором и приводами" - данный аргумент приводился в самом начале 1980-х, когда собственно испытаний на БЖ ещё не на чем было проводить. Аргумент устарел. Позднее появилось иное мнение, прямо противоположное указанному. При подрыве небольшого заряда, например 35-мм или 40-мм ОФЗ или даже сравнительно небольшой боевой части (500 г) ПЗРК неконтакного действия выше-ниже плоскостей винтов с высокой вероятностью произойдет схлопывание лопастей от возмущения потока действием импульса ударной волны. Результат однозначно нехороший.
    1. +1
      19 апреля 2020 12:32
      Или удар по хвостовой балке, или даже кабине, так что либо это выдумка, либо от схемы не зависит вообще, будет одинаково плохо.
  21. 0
    18 апреля 2020 21:24
    Что именно так увеличивает цену на соосный вертолёт?
    1. 0
      19 апреля 2020 12:32
      Трансмиссия. Но не принципиально.
  22. 0
    22 апреля 2020 14:55
    И где подробный разбор? Что за фигню постят все чаще и чаще?
  23. 0
    22 апреля 2020 23:07
    Если плюсов больше чем минусов, то не смотря на большую стоимость их в войсках должно быть как можно больше, ведь известно что ценность любого оружия измеряется главным образом тем ущербом, который оно способно причинить противнику.
    1. 0
      24 апреля 2020 21:36
      И так в соосной схеме есть опасность перехлестывания винтов, а в схеме синхроптер с исправным синхронизатором опасности нет , но зато требуется два вала , некоторое увеличение веса и большее лобовое сопротивление, в принципе можно было бы объединить две схемы в одну, то есть оба винта в соосной схеме закрепить на качающихся шайбах типа карданных или шаровых равных скоростей(примерно как в переднеприводных автомобилях) с тем, что бы в соосной схеме винты вращались бы не в двух параллельных плоскостях вращения , а в двух пересекающихся плоскостях , то есть так же как в синхроптере, но с одной осью!!! , а эти самые карданные или шаровые качающиеся втулки максимально приблизить друг к другу, Возможны три варианта пересечения плоскостей вращения винтов в данной комбинированной соосной схеме
      1 плоскости вращения наклонены вправо и влево как в обычном синхроптере
      2 и 3 плоскости вращения наклонены вперед или назад
      Данный гибрид резко сократит высоту вертолета и избавит его от опасности перехлеста. с сохранением основных плюсов соосной схемы, но и так же к усложнит конструкцию , придется применять особые шайбы и синхронизатор. хотя он возможно и так есть в редукторе. Ка-52
      1. 0
        24 апреля 2020 22:09
        Цитата: agond
        качающиеся втулки максимально приблизить друг к другу,

        Прошу прощения , максимально приблизить втулки при встречном вращении не получится, но сама схема в принципе возможна
  24. -1
    3 мая 2020 09:45
    Другие страны то ли не могут повторить, то ли не хотят...