Строительство патрульных катеров пр. 03160 «Раптор»

33
Строительство патрульных катеров пр. 03160 «Раптор»
Один из первых катеров пр. 03160. Фото завода "Пелла" / pellaship.ru

Одной из самых интересных кораблестроительных программ последних лет является производство скоростных патрульных катеров пр. 03160 «Раптор». Новый проект появился в начале прошлого десятилетия и вскоре дошел до серии. Уже выполнено два контракта на поставку катеров и ведутся работы по третьему. К настоящему времени военно-морской флот успел получить 14 серийных катеров, еще два поступят на службу в ближайшее время.

Первая серия


Проект 03160 «Раптор» был разработан Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» в начале десятых годов. При его создании учитывался зарубежный и отечественный опыт в сфере скоростных катеров, что привело к желаемым результатам. В 2012-13 гг. на «Пелле» строился головной катер проекта П-274 (заводской номер 701). В августе 2013-го он прошел необходимые испытания.



В конце июня 2014 г. министерство обороны сообщило о заключении договора на поставку новых катеров пр. 03160. Он предусматривал строительство восьми единиц техники с поставкой в 2014 и 2015 гг. – по 4 катера в год. К этому времени катер с заводским номером «702» уже был спущен на воду и готовился к испытаниям. Вскоре завершилось строительство еще нескольких единиц.

По сообщениям прессы, до конца 2014 г. четыре первых катера были спущены на воду и готовились к испытаниям. Необходимые мероприятия продолжались до марта 2015 г. Сначала подписали акт приемки на три катера, а через несколько недель заказчик принял четвертый.


Один из катеров Балтийского флота. Фото Wikimedia Commons

В 2015 г. строительство продолжилось. Осенью четыре новых катера были спущены на воду и вышли на испытания. Два «Раптора» завершили испытания и были переданы заказчику в конце ноября. Еще два сдали через месяц – «под елку». На этом выполнение первого заказа завершилось.

Катера с заводскими номерами от «701» до «708» были распределены между несколькими соединениями. П-280 «Юнармеец Балтики», П-281 и П-344 служат в составе Балтийского флота. Катера П-274, П-275, П-276, П-838, П-845 вошли в состав Черноморского. Следует отметить, что катер П-344 (з/н 706) строился в варианте катера связи. С момента поступления на службу он базируется в Москве и стоит у дебаркадера Национального центра управления обороной.

Второй заказ


В мае 2016 г. появился новый заказ. На этот раз Минобороны желало получить шесть катеров «Раптор» до конца 2018 г. Завод «Пелла» вновь успешно справился с поставленной задачей, и ВМФ своевременно получил требуемую технику.

Первыми в новой серии стали катера П-415 «Георгий Потехин» и П-425, спущенные на воду в декабре 2016 г. После необходимых испытаний они были приняты заказчиком в мае 2017-го. Так же в конце 2016 г. состоялся спуск катера П-413. Вместе с П-345 (достроен в мае 2017 г.) он был сдан следующей осенью. В августе 2017-го спустили на воду катер П-437. В апреле 2018-го на испытания вышел П-434. В начале сентября 2018 г. их принял заказчик.


Фото Минобороны РФ / mil.ru

Катера пр. 03160 второго контракта были распределены между тремя оперативно-стратегическими объединениями. П-413, П-345 и П-434 передали морякам-балтийцам. П-415 и П-425 включили в состав Черноморского флота. Катер П-437 стал первой боевой единицей своего типа в составе Каспийской флотилии.

Следующая партия


В настоящее время «Пелла» выполняет уже третий заказ на строительство «Рапторов» для военно-морского флота. Он является самым крупным на данный момент и предусматривает поставку десяти катеров в течение нескольких лет. Первые катера новой серии уже построены и готовятся к испытаниям. Ожидается завершение работ по сборке следующих.

Как сообщает пресс-служба Минобороны, 15 апреля на заводе «Пелла» состоялась торжественная церемония спуска на воду двух катеров с заводскими номерами «715» и «716» – первых в новой серии. Теперь их выведут на испытания, по результатам которых будет подписан акт о приемке. В ходе церемонии представитель командования ВМФ уточнил, что сдача двух катеров запланирована на июнь, им предстоит служить в составе Балтийского флота. Уже начата подготовка экипажей.

Как следует из доступных данных, в настоящее время еще несколько катеров пр. 03160 должны находиться на разных стадиях строительства. В течение нескольких следующих месяцев их спустят на воду, после чего пройдут испытания и состоится передача заказчику.


Катер связи П-344 у Национального центра управления обороной. Фото Wikimedia Commons

Точные сроки завершения серии из 10 катеров пока не назывались. Учитывая опыт судостроителей и объемы заказа, можно предполагать, что последние «Рапторы» третьего контракта поступят на службу не позднее 2022 г. По итогам этого строительства общая численность подобных катеров в составе ВМФ достигнет 24 единиц.

Промежуточные результаты


Строительство всех запланированных и законтрактованных патрульных катеров пр. 03160 «Раптор» еще не завершено, однако ВМФ уже получил достаточное количество такой техники. С ее помощью несколько флотов решают задачи разного рода, в т.ч. специальные.

На данный момент сдано заказчику и введено в эксплуатацию 14 катеров. Буквально через пару месяцев их число вырастет до 16. Почти все поставленные катера, 12 из 14, выполняют функции противодиверсионных и используются соответствующими подразделениями флота. Еще два построены как катера связи и предназначаются для использования командованием флота или вооруженных сил.

Наибольшая группировка «Рапторов» на данный момент сформирована в составе Балтийского флота. Он имеет семь единиц подобной техники в двух вариантах. В Кронштадте базируются пять патрульных катеров и один катер связи П-413. Еще один катер связи, П-344, включен в Балтфлот, но несет службу вдали от его баз, на Москве-реке. В ближайшее время количество катеров пр. 03160 в Кронштадте вновь вырастет.


Новые катера "715" и "716", спущенные на воду 15 апреля. Фото завода "Пелла" / pellaship.ru

Незначительно отстает Черноморский флот. С 2014 по 2018 г. он получил шесть катеров в исходной патрульной конфигурации. Вероятно, запланирована поставка новых катеров из третьей серии. Каспийская флотилия пока располагает всего одним «Раптором», но новые поставки не исключаются.

С июня этого года начнется сдача новой партии в составе 10 катеров. Как именно их распределят между флотами – неизвестно. Возможно, с их помощью усилят Каспийскую флотилию. Также возможна передача катеров Северному и Тихоокеанскому флоту, в составе которых «Рапторы» пока отсутствуют – но имеются противодиверсионные подразделения, заинтересованные в получении такой техники.

Безопасность и другие задачи


В ходе недавней церемонии спуска на воду двух катеров прозвучали слова главкома ВМФ. Адмирал Николай Евменов в своем поздравительном слове, зачитанном на мероприятии, отметил, что командование ВМФ уделяет внимание не только строительству кораблей морской и океанской зоны, но и развитию инфраструктуры базирования. Последняя нуждается в защите, и в этом контексте катера пр. 03160 «Раптор» имеют большое значение.

К настоящему времени «Рапторы» поступили в распоряжение двух флотов и единственной флотилии, что позволило повысить потенциал противодиверсионных сил. В будущем ожидается новое усиление подобных подразделений за счет 10 новых катеров – или большего их количества, если появятся новые заказы. Кроме того, не следует забывать про катера в специальном связном исполнении.

Во всех вариантах современный катер пр. 03160 показывает себя с лучшей стороны. Строительство такой техники продолжается, и за счет этого флот получает удобный многоцелевой инструмент, причем в оговоренные сроки и в необходимом количестве.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    17 апреля 2020 05:51
    Так победим.Даешь раптор.Ударим раптором по ауг проклятых империалистов.
    1. +6
      17 апреля 2020 06:25
      Цитата: ДМБ 75
      Так победим.Даешь раптор.Ударим раптором по ауг проклятых империалистов

      Им и без атак по АУГ "работы" хватит, как и "КАЛАШНИКОВСКИМ" транспортно-десантным катерам БК-16

      и штурмовым катерам БК-10
    2. -6
      17 апреля 2020 08:40
      Цитата: ДМБ 75
      Так победим.Даешь раптор.Ударим раптором по ауг проклятых империалистов.

      Судя по вашему высказыванию . Понял нашему флоту не нужны катера для выполнения противодиверсионных ,специальных операций . Вообще всё , что делается в РФ для армии и флота полохо . Так , как это Путинская Россия . Правильно понял ? А граждане желающие своей стране мира и стабильности , поступательного развития ,поддерживающие политику нынешнего лидера страны "скрепыши и путиноиды " ! Так !? Или , я что то попутал ... Не понял ваш извилистый посыл !?
      1. +15
        17 апреля 2020 10:57
        Флоту нужны корабли разного назначения и водоизмещения.
        Противодиверсионные катера безусловно тоже нужны. Они имеют свои специфические задачи. Их строят и хорошо.
        Сарказм состоит в том, что когда озвучивают результаты кораблестроительных "успехов" страны за год, то говорят о сдаче 15 кораблей ( из которых 13 катеров различного назначения, то становится грустно и смешно).
        Строительство 16-метровых
        24-тонных катеров не является чем-то выдающимся. За 8 лет 14 катеров, прямо скажем, не впечатляет такая расторопность.
        А любители и моряки хотят слышать новости о спуске не катерочков, а кораблей морской и океанской зон. Истомились мы все в ожидании эсминцев...
        1. 0
          26 мая 2020 21:03
          Цитата: Doccor18
          Противодиверсионные катера безусловно тоже нужны. Они имеют свои специфические задачи. Их строят и хорошо.

          ХЕРОВО их строят
          "Грачонок" - *ОВНО
          "Раптор" - вообще слепой
          и в отличии от тех же СВ90 не имеет даже ГБ
          и т.д.
      2. 0
        23 апреля 2020 10:37

        Баловство это , годное для наших "луж"
    3. +4
      17 апреля 2020 08:47
      hi
      В 2012-13 гг. на «Пелле» строился головной катер проекта П-274 (заводской номер 701).
      Автор: Рябов Кирилл

      Позвольте поправить: строился головной катер проекта 03160, с бортовым номером П-274
      Автор перепутал номер проекта с бортовым
    4. +8
      17 апреля 2020 09:50
      Цитата: ДМБ 75
      Так победим.Даешь раптор.Ударим раптором по ауг проклятых империалистов.

      Точно так же кричали до 29 октября 55-го года!
      1. +6
        17 апреля 2020 11:09
        на легком катере...и в светлое будущее!! привет, камбала! hi кренингование провел?
        1. +4
          17 апреля 2020 11:42
          Без легкого катера будущее туманное, привет сорока hi
          Цитата: роман66
          кренингование провел?

          А как же, ежевечерне!
          1. +4
            17 апреля 2020 11:44
            бреешься повсеместно?
            1. +4
              17 апреля 2020 11:56
              драю.....повсеместно!
              1. +4
                17 апреля 2020 11:56
                карщеткой??
  2. +9
    17 апреля 2020 06:24
    Еще один катер связи, П-344, включен в Балтфлот, но несет службу вдали от его баз, на Москве-реке.


    Тяжело наверное служить в глухомани вдали от баз. Но, главное, катер не имеет аналогов в мире ! )
    1. +3
      17 апреля 2020 15:49
      Цитата: Deck
      Тяжело наверное служить в глухомани вдали от баз.

      Нелегко. Но экипаж катера, стиснув зубы, из последних сил стойко переносит все тяготы и лишения военной службы. smile
  3. +1
    17 апреля 2020 06:28
    Уже три года на сайте, но только сейчас заметил ( вернее подсказали) - вначале короткая заметка в "новостях", затем "развернутая" в "вооружении" или "аналитике".
    Я эту даже читать не стал & сразу на автора глянул. Не ошибся.
    Вот, что рубль животворящий делает...
  4. +4
    17 апреля 2020 07:20
    Хороший катер,но вот беда где- два дизельных двигателя CAT C18 ACERT ,два алюминиевых водометных движителя Rolls-Royce Kamewa 36A3 английского производства .Если санкции производству катеров хана ?
    1. +3
      17 апреля 2020 10:14
      Цитата: Pashhenko Nikolay
      Если санкции

      В смысле "если"?
      Санкции уже есть.
      Но они не мешают американцам "поддерживать отечественного производителя"
      1. 0
        17 апреля 2020 10:48
        Ролс не американцы.
        1. +3
          17 апреля 2020 11:14
          Цитата: Pashhenko Nikolay
          Ролс не американцы.

          А что, британцы санкции не вводили?
          Несмотря на ужасное преступление ревизионистской России, которая хайли лайкли применила на территории Великобритании химическое оружие?
          Да не может такого быть...

          Кстати, братья-близнецы от "Калашникова" под названием БК-16 имеют итальянские дизеля Seatek
          Италия тоже одна из стран, которая ввела против России санкции.
          1. 0
            26 мая 2020 21:01
            Цитата: Лопатов
            Кстати, братья-близнецы от "Калашникова" под названием БК-16 имеют итальянские дизеля SeatekИталия тоже одна из стран, которая ввела против России санкции.

            на БК есть то что пришлось экстренно менять, причем уже тогда когда санкций официально еще не было (поставщик заранее честно предупредил)
            так что санкции ЕСТЬ, но есть и "НЮАНСЫ" ;)
        2. 0
          17 апреля 2020 16:14
          Цитата: Pashhenko Nikolay
          Ролс не американцы.

          Американцы тоже хороши - они, несмотря на все санкции, гнали на УЗГА комплекты для сборки вертолётов Bell.
          Короче, говоря, Даннинг был прав:
          Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами.
  5. +6
    17 апреля 2020 07:20
    А слабо было написать, что это вообще-то шведский проект CB90?
    1. +1
      17 апреля 2020 08:16
      Цитата: Sahalinets
      А слабо было написать, что это вообще-то шведский проект CB90?

      а разве это кто то скрывает? belay
      1. +2
        17 апреля 2020 11:43
        Ну кто тут скрывает..... Вот же они написали так скромно..... Проект 03160 «Раптор» был разработан Ленинградским судостроительным заводом «Пелла» в начале десятых годов. При его создании учитывался зарубежный и отечественный опыт в сфере... Мол сами разработали.... Сарказм
    2. 0
      17 апреля 2020 08:18
      Да да же если и так что из этого ?если ты не заметил в нашем мире все на все похоже снаружи , а разница в внутри. Так что говорить это чей то проект не правильно .
      1. +2
        18 апреля 2020 08:01
        Цитата: sanek45744
        Так что говорить это чей то проект не правильно

        Это именно этот проект. Если вы поковыряетесь в инете, найдете информацию о покупке прав проекта у шведов. hi
  6. +1
    17 апреля 2020 08:14
    Стритрейсинг отдыхает.
  7. +1
    17 апреля 2020 09:50
    Такими бы катерами браконьеров возле Астрахани (или еще где) гонять!
  8. +1
    17 апреля 2020 11:42
    Изначально там импортные дизеля стояли и было ограничение на их поставку в 2015 году....Какие сейчас ставят?
  9. 0
    17 апреля 2020 17:18

    ВМС Сирии (видимо из состава передали)
  10. vka
    0
    24 мая 2020 18:44
    интересно а как дело обстоит с экспортным вариантом катера, на нем можно и заработать неплохо, какой ни буть габунистан думаю судавольствием купит
  11. 0
    26 мая 2020 20:59
    статья абсолютно некомпетентна
    акустики у "Рапторов" нет, поэтому для частей ППДО он фактически выступает в роли "понтореза"
    ДУМ имеет крайне недостаточный БК
    и т.д.
    ну и самое пикантное - полноценных и правильных МОРЕХОДНЫХ испытаний "Раптор" до сих пор НЕ ПРОШЕЛ
    Если бы МО РФ трахнуло "Пеллу" за "Рапторы" (а не за "Каракурты" - что просто свинство) это было бы вполне справедливо