Поговорим о науке: как изучение птерозавров может помочь авиаконструкторам

59
Поговорим о науке: как изучение птерозавров может помочь авиаконструкторам

В рубрике «Поговорим о науке» предлагается к обсуждению тема, связанная с исследованиями биомеханики полёта.

Не секрет, что отдельные современные летательные аппараты (включая БПЛА) создавались после тщательного изучения и анализа движения птиц и насекомых. Их биомеханика часто давала инженерам понимание того, какой вариант конструкции планера самолёта или беспилотника, винтовой схемы вертолёта может быть оптимальным при решении той или иной конструкторской задачи.



При этом нужно учесть и тот факт, что изучение оперения птиц, их мышечной структуры наравне с мышечной структурой, например, рукокрылых, началось задолго до появления первых летательных аппаратов. Человек наблюдал, делал выводы, пытался опробовать применительно к самому себе. Как известно, получалось с разной степенью успеха. Но упрямство одних, наблюдательность других и гениальность третьих в итоге всё же привела к тому, что человек поднялся в небо.

Однако изучение биомеханики живых организмов, обладающих способностью к полёту, на этом не закончилось. Продолжается оно и сегодня. Причём зачастую изучение может показаться более чем экзотичным.



Так, одна из групп специалистов занимается изучением биомеханики полёта вымерших видов, чтобы получить детальные данные о возможности её применения к современным летательным аппаратам в том или ином виде. В первую очередь изучению подвергаются птерозавры. Если говорить упрощённо, то это вымершие миллионы лет назад летающие ящеры, а точнее – летающие архозавры. Причём это самые крупные способные к полёту живые существа, когда-либо населявшие Землю. По крайней мере, к настоящему моменту ни о каких более крупных летающих живых организмах не известно. Считается, что от летающих архозавров в итоге произошли птицы.

Среди наиболее крупных птерозавров можно выделить, например, арамбургиану (арамбургианию) филадельфию с размахом крыльев до 13 метров, а также хацегоптерикса, размах крыльев которого достигал 11 метров. При этом есть лишь оценочные данные о массе этих существ. И данные эти – «не менее 200 кг для взрослых особей».

Так чем же вымершие птерозавры могут помочь современной авиации?

Учёные, занимающиеся изучением полёта птерозавров, ставят своей задачей исследование природных решений для обеспечения стабильности крупного объекта в полёте, возможности взлёта фактически с места при учёте сочетания площади поверхности крыла и способности его сложить и расправить.

Проблема в том, что учёным приходится делать анализ исключительно на окаменелостях, которые «оживляет» компьютерная программа. Она достраивает мышечную структуру, позволяя определить основные узлы нагрузки на скелете при взлёте и дальнейшем полёте.

Учёные говорят о том, что наибольший интерес вызывает анатомия крыльев птерозавров. Так, упомянутые, арамбургианы имели возможность использовать крылья не только для своего полёта, но и для перемещений по поверхности земли.

Отмечается, что есть три достаточно хорошо сохранившихся окаменелости крупных птерозавров. И эти окаменелости позволяют увидеть и изучить слои мембраны их крыльев. Учёные полагают, что такое исследование позволит сделать вывод об эластичности биологического волокна крыла древнего животного.

Предполагается, что так называемый баллистический взлёт для птерозавров отличался особенностями. Дело в том, что возможность подпрыгнуть на нужную для размаха крыльев высоту существу массой в несколько сотен кг, не так велика. Поэтому предложена модель, согласно которой те же арамбургианы отталкивались локтями от земли и в момента отрыва получали возможность расправить крылья. Есть вариант и отталкивания с задних конечностей с расправлением крыльев в вертикальном положении.

Считается, что такой вариант помог бы подниматься в воздух роботизированным беспилотникам с меньшими затратами топлива, которые необходимы при разбеге по ВПП.

Дополнительно изучается эффект парусности для таких огромных летающих существ как птерозавры. Ведь при мембранном устройстве крыльев с размахом до 13 м сильный порыв ветра мог бы попросту «сдуть» птерозавра «с курса». Но вряд ли это было так. Техника полёта объекта с большим размахом крыла, способного менять форму при полёте на высокой скорости, как сообщается, может быть использована не только для летательных аппаратов, но и для средств приземления – например, управляемых парашютных систем, специальных костюмов и т.п.

Это, пожалуй, тот случай, когда палеонтология вполне может помочь современной авиаконструкторской школе нестандартными решениями.
59 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    16 апреля 2020 19:23
    Поговорим о науке: как изучение птерозавров может помочь авиаконструкторам
    судя по всему,нужно готовиться к встрече с ними, цивилизация делает виток по спирали.
    1. +13
      16 апреля 2020 19:48
      Вообще-то давно существует такая наука - бионика.

      Она и занимается адаптацией возможностей живых организмов для техники.
      1. +2
        17 апреля 2020 06:02
        Работоспособных аналогов мышцы так и нет. Как и аппаратов с машущим крылом переменной формы.
    2. -1
      17 апреля 2020 20:59
      Цитата: Дедкастарый
      цивилизация делает виток по спирали.
      У птерозавров нет цивилизации - они вымерли.
      Если же говорить о конвергентной эволюции - птицы не дадут.
    3. 0
      17 апреля 2020 23:00
      Согласно исследования в то время на земле была несколько иная,более плотная атмосфера,что и обусловило гигантизм в разных проявлениях флоры и фауны. То что не сохранилось динозавров и птеродактелей ,прямое подтверждение того атмосфера за века притерпела изменения. Так что как они отталкивались при взлете имеет исключительно научно-познавательный интерес.
      1. -1
        18 апреля 2020 20:48
        Цитата: крильон
        Согласно исследования в то время на земле была несколько иная,более плотная атмосфера,что и обусловило гигантизм в разных проявлениях флоры и фауны.
        Укажите на те исследования. Вот то, что кислорода было больше (иногда) - факт. Но не сильно намного.
        1. +1
          18 апреля 2020 22:28
          Укажите насколько не много. Уверен что достаточно,ибо в наше время подобные чемоданы с крыльями не летают. Вернее полетят ,за счет мощного мотора.
          1. -1
            19 апреля 2020 18:35
            Цитата: крильон
            Укажите насколько не много.
            До 35% относительно современных 21%.
            Дышалось бы легко.
  2. +7
    16 апреля 2020 19:23
    Желая преподнести читателю что-нибудь новое и неожиданное,
    я сам выдумывал животных. Я исходил из того принципа, что,
    например, слон, тигр, лев, обезьяна, крот, лошадь, свинья и так
    далее-- давным-давно известны каждому читателю "Мира животных"
    и теперь его необходимо расшевелить чем-нибудь новым,
    какими-нибудь открытиями. В виде пробы я пустил "сернистого
    кита". Этот новый вид кита был величиной с треску и снабжен
    пузырем, наполненным муравьиной кислотой, и особенного
    устройства клоакой; из нее сернистый кит со взрывом выпускал
    особую кислоту, которая одурманивающе действовала на мелкую
    рыбешку, пожираемую этим китом. Позднее один английский ученый,
    не помню, какую я ему придумал тогда фамилию, назвал эту
    кислоту "китовой кислотой". Китовый жир был всем известен, но
    новая китовая кислота возбудила интерес, и несколько читателей
    запросили редакцию, какой фирмой вырабатывается эта кислота в
    чистом виде.
    Смею вас уверить, что читатели "Мира животных" вообще
    очень любопытны.
    Вслед за сернистым китом я открыл целый ряд других
    диковинных зверей. Назову хотя бы "благуна продувного" --
    млекопитающее из семейства кенгуру, "быка съедобного" --
    прототип нашей коровы и "инфузорию сепиевую", которую я
    причислил к семейству грызунов.

    Я.Гашек. Похождения бравого солдата Швейка...
  3. +1
    16 апреля 2020 19:24
    Учитывая "достижения" современных дэфективных менеджеров, становится понятно что изучали и изучают они одноклеточных и беспозвоночных. Иначе почему они используют изобретения советских конструкторов, внося лишь косметические изменения.
    1. -1
      17 апреля 2020 20:42
      Цитата: 7,62х54
      Иначе почему они используют изобретения советских конструкторов, внося лишь косметические изменения.
      Весь мир - одноклеточные! Иначе почему используют арифметику практически в неизменном виде тысячи лет?
  4. +6
    16 апреля 2020 19:27
    Кто то сказал,что бионика-великие мелочи,подсмотренные у природы.
    1. +3
      16 апреля 2020 22:06
      Самое величайшее достижение человека - это колесо. В природе в чистом виде его нет.
      1. +6
        17 апреля 2020 01:09
        Цитата: Pavel57
        Самое величайшее достижение человека - это колесо. В природе в чистом виде его нет.
        Есть. Это окаменелость морской лилии, которая делится на колёсики, что и послужило прототипом колеса. Человек придумал ось, как эти колёсики соединить в единый узел. А величайшими достижениями человека являются - система времени, календарь и алфавит(письмо), давший возможность записывать и передавать накопленные знания.
        1. +2
          17 апреля 2020 01:50
          Так самое главное не круглый предмет, а круглый с закрепленной осью. Чем и является колесо.
  5. +9
    16 апреля 2020 19:35
    мысль не стоит на месте, она летит дальше...
    Если ты не делаешь шаг вперед, значит ты делаешь шаг назад....
  6. -2
    16 апреля 2020 19:44
    Докатились ! А где эти супер компьютеры ,эффективные манагеры и прочая лабуда ....?
  7. +3
    16 апреля 2020 19:55
    Весьма интересная мысль, думаю полученные знания по полету птерозавров (не архозавров, как говорит автор, архозавры это предки и крокодилов, и динозавров, и птерозавров) можно было бы использовать в разработке дронов, предназначенных для долгого патрулирования (особо интересен тут полет кецалькоатля).
    1. +7
      16 апреля 2020 21:21
      Цитата: EwgenyZ
      Весьма интересная мысль, думаю полученные знания по полету птерозавров (не архозавров, как говорит автор, архозавры это предки и крокодилов, и динозавров, и птерозавров) можно было бы использовать в разработке дронов, предназначенных для долгого патрулирования (особо интересен тут полет кецалькоатля).

      А кто видел как летают эти ящеры? Может быть они только планировать умели, типа белки-летяги.
      1. +1
        17 апреля 2020 10:21
        А дальше пешочком до ближайшего холма. laughing

        Какая была атмосфера нескольео десятков миллионов лет назад?
        Гравитация?
        Скорость обращения земли вокруг своей оси?
        Да и Луна была намного ближе.
        Ареал обитания этих летающих ящеров?

        Простым экстраполированием на современные условия, не зная условия того времени request .
        1. +2
          17 апреля 2020 10:35
          Цитата: Простой
          А дальше пешочком до ближайшего холма

          Да кто их знает, может они по деревьям могли лазать? Свидетелей то не осталось. request
          1. 0
            17 апреля 2020 12:45
            Для лазания по деревьям надо иметь хорошо развитые передние конечности.

            Может в полнолунье только от земли отрывались? laughing
            1. 0
              18 апреля 2020 22:33
              Чем летучая мышь хуже? То же самое,только размером не вышла. Болела..
      2. +1
        17 апреля 2020 21:25
        Цитата: Piramidon
        Цитата: EwgenyZ
        Весьма интересная мысль, думаю полученные знания по полету птерозавров (не архозавров, как говорит автор, архозавры это предки и крокодилов, и динозавров, и птерозавров) можно было бы использовать в разработке дронов, предназначенных для долгого патрулирования (особо интересен тут полет кецалькоатля).

        А кто видел как летают эти ящеры? Может быть они только планировать умели, типа белки-летяги.

        Есть такое понятие - сравнительная биология, это когда изучают виды обитающие (обитавшие) в схожей среде обитания, которые прошли через конвергентную эволюцию. В данном случае можно сравнить птерозавра кецалькоатля (длина до 12 м. размах крыла около 16 м.) и альбатроса, скорее всего, были схожие механизмы полета, но "ящер" был значительно тяжелее современной птички, поэтому и было бы интересно "вычислить" как летала эта махина, используя данные по полету альбатросов, а потом применить на деле.
  8. +5
    16 апреля 2020 20:14
    Интересная передача была при тоталитаризме КОАПП там тож проблемами бионики обсуждали..
    1. +7
      16 апреля 2020 21:07
      Цитата: parusnik
      Интересная передача была при тоталитаризме КОАПП

      помню такой мультик... wink
  9. +5
    16 апреля 2020 20:19
    Изучать мир животных и мир вымерших животных обязательно надо, но придумывать о практическом применении механики взлета и самого полета вымершего животного для применения в современном авиастроении это как натягивать сову на глобус, и достойно "британских" ученых, не в обиду будет сказано.
  10. +4
    16 апреля 2020 20:20
    Поговорим о науке: как изучение птерозавров может помочь авиаконструкторам


    Для одних и других цель общая - летать , а полеты рептилий находились в постоянном совершенствовании.
    1. 0
      16 апреля 2020 22:16
      Возможно условия на земле были другими! Если земля вращалась быстрее, то это многое меняет! И такой вес легче было поднять в воздух, и поэтой же причине и гиганты на земле жили!
  11. +1
    16 апреля 2020 20:27
    Пока конструкционными материалами в авиации были дерево, потом алюминий,
    сейчас - карбон, применения бионики было мало. Только в теории полета.
    Только с появлением наноматериалов: сверхлегких, сверхгибких, сверхпрочных -
    имитация полета птиц, насекомых, всяких ископаемых стало практически применимым.
    Представьте летучую мышь - ночного разведчика. Бесшумные взмахи крыльев, нет шума
    винтов....
    1. +1
      17 апреля 2020 02:19
      Не секрет, что отдельные современные летательные аппараты (включая БПЛА) создавались после тщательного изучения и анализа движения птиц и насекомых. Их биомеханика часто давала инженерам понимание того, какой вариант конструкции планера самолёта или беспилотника, винтовой схемы вертолёта может быть оптимальным при решении той или иной конструкторской задачи.

      Есть такой замечательный роман В.Киселева "Девочка и птицелет". Одна из лучших советских книг о подростках. В первый раз я прочитал эту книгу ещё школьником. Она запала мне в память и спустя 50 лет я опять нашел ее в сети и скачал.
      Оле Алексеевой 13 лет. Кто-то скажет - ещё совсем ребёнок! Да разве могут быть у детей настоящие проблемы? Но в этой полудетской-полувзрослой жизни уже есть место и большой чистой мечте, и первой любви, и столкновениям с трудностями и бедами.
      Семья, школа, друзья, увлечение химией, бионикой и и авиацией, общее с товарищами дело, сочинение стихов, размышления о будущем… Как же трудно понять, кто ты на самом деле! И как же трудно, а порой и болезненно расстаться со своей многолетней мечтой, понять мир взрослых и то множество противоречий, которые они так охотно впускают в свой мир


      Рекомендую всем. Будите удивлены,но сюжет этой книги не имеющей никакого отношения к жанру фантастики и ,написанной более 40 лет назад,тесно переплетается с сюжетом данной статьи
      ссылка на скачивание книги в различных форматах - https://bookscafe.net/book/kiselev_vladimir-devochka_i_pticelet-36983.html
  12. +5
    16 апреля 2020 20:28
    -"Дело в том, что возможность подпрыгнуть на нужную для размаха крыльев высоту существу массой в несколько сотен кг, не так велика"А есть ли абсолютная ясность с плотностью среды в то время? Как вопрос-"воздухоплавание это возможно не воздухолетание"
    1. +1
      16 апреля 2020 21:37
      Цитата: awdrgy
      А есть ли абсолютная ясность с плотностью среды в то время?

      Законный вопрос, особливо если обратить внимание на монструознось размеров индивидуумов животного наземного, морского и растительных миров.
    2. -1
      16 апреля 2020 22:12
      Дело в том, что если я не ошибаюсь, в те времена была другая гравитация! Я имею в виду, были совсем другие условия! Земля вращалась быстрее, поэтому и люди были..., можно сказать великанами! Находят скелеты трёх и даже пяти метровых людей!
      1. 0
        16 апреля 2020 23:07
        Предположения и теории о более плотной атмосфере в те времена существуют однако на данном этапе развития науки ими и остаются Может и так было и здесь основной вопрос-какое давление было у динозавров и существ крупных размеров и если взаимосвязь внутреннего и атмосферного давления такая же как теперь то благодаря какому механизму им банально "не взрывало черепушку"? Т е если взаимосвязь такая же как теперь то атмосферное давление должно было быть выше(очевидно из-за более плотной атмосферы) Если взаимосвязь была другой то каков ее механизм?(и это уже вопросы к физикам и медикам) Можно конечно предположить что они жили в каких-нибудь глубочайших карьерах или впадинах земной поверхности но думаю это мягко говоря "притягивать за уши"
      2. +2
        17 апреля 2020 19:33
        Цитата: minigor
        если я не ошибаюсь, в те времена была другая гравитация!

        Есть такая гипотеза, что гравитационная постоянная не так уж постоянна. Т.е. во времена динозавров сила притяжения Земли была меньше, благодаря чему они могли совершенно не комплексовать по поводу "лишнего веса". Согласно этой гипотезе наша планета постоянно "растёт" - прибавляет как в массе, так и в диаметре. Последнее объясняет, в частности, континентальный дрейф.
    3. +1
      16 апреля 2020 23:47
      Ну врядли было больше 1.5 атм. А вот кислорода вроде по 40% потому и гиганты были
      1. -1
        16 апреля 2020 23:49
        Я честно говоря не занимался этим вопросом так где-то слышал ну и чисто свои непрофессиональные предположения
      2. -2
        16 апреля 2020 23:55
        Ну про кислород это общеизвесный факт, а вот с давлением там по сложнее явно оно было не меньше чем сейчас , но и не больше в разы по крайней мере в эпухо динозавров. Я сразу огаварюсь что было 2 - 3 милиарда лет назад оно не проверяемо. Но 100 -150 милионов назад 1.5 ну может 2 атм.
      3. -1
        17 апреля 2020 00:45
        Кислорода могло быть и около 10-15 %, а вот углекислого газа около 10%. Это в то время когда папоротники были большими). За счет большего количества СО2 и плотность воздуха могла быть больше.
      4. +2
        17 апреля 2020 08:45
        При кислороде под 40% гореть будет даже мокрая трава и сырое дерево- можно допустить не больше 30%. Тогда стрекоза может вырасти до 1 м.
        А вот безпилотник умеющий совершить посадку на тонкую ветку мы увидим не скоро.
      5. 0
        18 апреля 2020 14:02
        Священные свойства кислорода излишне преувеличены. В наивной фантастике советского периода часто прямо указывалось, что наша цивилизация является цивилизацией углеродного типа. В современных реалиях - жизнь на земле имеет несколько отличительных особенностей, одна из которых: она построенa из клеток и использует метаболизм, который фокусируется на карбонильной группе (C = O).
        Я не встречал в открытом доступе исследований о влиянии воздуха в подземных бункерах и в подводных лодках на персонал. Из обрывков информации мое субъективное мнение следующее:
        - для нормального дыхания достаточно и 10 % кислорода, главное чтобы воздушная смесь имела слабый отрицательный заряд;
        - углекислый газ СО2 необходим не только растениям но и людям для эффективного функционирования.
  13. +1
    16 апреля 2020 21:38
    Всё это очень интересно, но теории машущего полёта нет до сих пор. Сложная она, а без неё ничего нормального не получится.
    1. +1
      17 апреля 2020 19:13
      Самый первый экспериментатор в этой области очень плохо кончил - Икар. С тех пор боязно людям пробовать полетать с крыльями. wink
      1. 0
        17 апреля 2020 20:42
        Он был первый планерист. Второй планерист - Отто Лилиенталь, большой друг Н.Е. Жуковского (даже свой свободнобалансирный планер ему подарил, в Музее Жуковского на ул. Радио в Москве выставлен), так вот, Лилиенталь кончил так же, как и Икар. Хорошо, что Жуковский сначала стал развивать теорию профиля, ТФКП применил, дробно-линейные преобразования, по сути и создал аэродинамику, а не кинулся повторять опыты Икара и Лилиенталя.
  14. +4
    16 апреля 2020 22:10
    Специально посмотрел публикации британского палеонтолога Mark P. Witton, который считается одним из мировых авторитетов именно в изучении птерозавров.
    Абзац из его статьи о Arambourgiania philadelphiae, Quetzalcoatlus northropi and Hatzegopteryx thambema, о которых говорится в статье.
    Привожу сразу перевод.
    Все гипотезы о полете, массе тела, функциональной морфологии, экологии и образе жизни остаются противоречивыми.
    Поэтому непонятно,что изучают указанные в статье товарищи, если ученые до сих пор спорят, какая у Arambourgiania philadelphiae была длина шеи.
    1. +1
      17 апреля 2020 06:00
      Поддерживаю, до сих пор понять не могут почему шмель летает??? (Маневренность стрекозы вообще фантастика) , а они птерозавра воскрешают
    2. 0
      17 апреля 2020 12:53
      Кроме другого состава и давления атмосферного воздуха могли быть несколько другими и физические постоянные, что тянет за собой другую аэродинамику и физику процессов полета и передвижения этих крупных "бестий". Это объясняет, почему если бы большинство тех динозавров оказались в нашем пространстве-времени они бы смогли передвигаться только в воде.
      Фактически это предположение не очень и фантастично. ИМХО если сравнивать 70-80 гг XX в. с настоящим временем, очень сильно бросается в глаза разница между течением времени тогда и сейчас. Возможно, длительность секунды/часа почти не изменилось, но что-то влияет на наше восприятие течения времени.
      Следующий вывод: не все что можно "подсмотреть" у природы можно понять или использовать достаточно эффективно.
      1. +2
        17 апреля 2020 13:16
        Возможно, длительность секунды/часа почти не изменилось, но что-то влияет на наше восприятие течения времени.
        Исключительно безделье. Чем меньше человек занят, тем длиннее секунды и часы.
        Я за последние 60 лет никаких изменений не заметил.
        1. 0
          18 апреля 2020 10:44
          Несмотря на "безделье", время ускорилось. Сутки сейчас как 32ч в 70-е 80-е, 28ч в 90-е, 26ч в 00-е (конечно это субъективно, но многие мои собеседники разных возрастов по разному ощущают это).
  15. +3
    16 апреля 2020 22:11
    Почему человек не может летать?
    Вопрос поставлен некорректно. Правильно:
    Почему человек не может летать вверх?
    ;)
  16. 0
    16 апреля 2020 22:22
    как изучение птерозавров может помочь авиаконструкторам
    Да спросите любого специалиста по аэродинамике, так он вам лекцию прочтёт по данной теме, лучше любого палеозоолога. Все уже давно изучено (если можно так сказать).
  17. 0
    17 апреля 2020 09:54
    В этом веке полетаем ещё на самолётах а потом,полетим на птерозалёты.
  18. +2
    17 апреля 2020 10:32
    Помню читал в журнале "Наука и жизнь" статью "Почему летает майский жук?"
    Очень интересно. С точки зрения современной науки он летать не может, потому что тяжелый, и крылья маленькие, не создают подъемной силы. Но он же летает! В общем все сводится к тому, что объяснить случившееся наука как-то может, но рассчитать самостоятельно нет. Как и в случае с погодой: после случившегося урагана все объясняют, но дать верный прогноз на неделю вперед не могут.
    1. +1
      17 апреля 2020 19:11
      Цитата: слава1974
      "Почему летает майский жук?"

      Там, кажется, была гипотеза, что крылышками он создаёт вакуум под надкрыльями?
      1. 0
        18 апреля 2020 11:03
        была гипотеза, что крылышками он создаёт вакуум под надкрыльями?

        Да, вроде было такое предположение. Но как на самом деле?
        1. 0
          18 апреля 2020 13:28
          Больше нигде не встречал ничего по этой теме. Механика полёта интересная, конечно, и хорошо было бы её изучить. Но, честно говоря, летун из майского жука так себе...
  19. 0
    17 апреля 2020 18:21
    Особенно квадрокоптеры взяты из природы !
  20. -1
    17 апреля 2020 20:55
    Автор открыл... старенькую книжку по палеонтологии...
    с размахом крыльев до 13 метров,
    "осетра" подрезать надо на пару метров.

    И данные эти – «не менее 200 кг для взрослых особей».
    Уже нет. 40-60 кг - верхняя возможная планка. 200 кг монстрик махал бы крыльями аки воробей.

    Ведь при мембранном устройстве крыльев с размахом до 13 м сильный порыв ветра мог бы попросту «сдуть» птерозавра «с курса».
    Из чего сделаны крылья - вообще не важно. Главное - парусность и аэродинамическое качество.

    Это, пожалуй, тот случай, когда палеонтология вполне может помочь современной авиаконструкторской школе нестандартными решениями.
    Из разряда - как делать не надо? Ведь они вымерли и потомства не дали.

    Считается, что такой вариант помог бы подниматься в воздух роботизированным беспилотникам с меньшими затратами топлива, которые необходимы при разбеге по ВПП.
    Это кем? Беспилотники сколько существуют - по большей части с катапульты взлетают: пороховой ускоритель, "рогатка", рука...