Неатомные подводные лодки с анаэробными энергетическими установками

154

ДЭПЛ типа «Сорю»

В этой статье речь пойдет о субмаринах с анаэробными или воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). ВНЭУ – это весьма широкий класс различных двигателей, конструкторских решений, видов топлива. Отличает его от двигательных установок ПЛ 3-го поколения возможность гораздо дольше находиться в подводном положении, что значительно увеличивает скрытность такой подлодки и затрудняет ее обнаружение противолодочной авиацией. Подлодки предыдущего поколения, например, ДЭПЛ проекта 636 «Варшавянка» должны раз в 3-4 дня подниматься к поверхности, включать дизельные двигатели и подзаряжать аккумуляторные батареи. Современные подлодки с ВНЭУ могут находиться под водой неделями.

Рассмотрим основные конструкторские решения, которые применяются при строительстве таких субмарин



Двигатель Стирлинга


Двигатель Стирлинга – тепловая машина, в которой рабочее тело в виде газа или жидкости движется в замкнутом объеме, разновидность двигателя внешнего сгорания. Основан на периодическом нагреве и охлаждении рабочего тела, с извлечением энергии из возникающего при этом изменения давления. Обычно в роли рабочего тела выступает воздух, но также используются водород и гелий.

Недостатки.

1. Громоздкость и материалоемкость: у двигателя Стирлинга рабочее тело требуется охлаждать, и это приводит к существенному увеличению массогабаритных показателей силовой установки за счёт увеличенных радиаторов.

2. Для получения характеристик, сравнимых с характеристиками ДВС, приходится применять высокие давления (свыше 100 атм) и особые виды рабочего тела – водород, гелий.

3. Тепло подводится не к рабочему телу непосредственно, а только через стенки теплообменников. Стенки имеют ограниченную теплопроводность, из-за чего КПД оказывается ниже, чем можно было ожидать. Горячий теплообменник работает в очень напряжённых условиях теплопередачи и при очень высоких давлениях, что требует применения высококачественных и дорогостоящих материалов. Создание теплообменника, который удовлетворял бы противоречивым требованиям, — весьма нетривиальная задача. Чем больше площадь теплообмена, тем больше потери тепла. При этом растёт размер теплообменника и объём рабочего тела, не участвующий в работе. Поскольку источник тепла расположен снаружи, двигатель медленно откликается на изменение теплового потока, подводимого к цилиндру, и не сразу может выдать нужную мощность при запуске.

4. Для быстрого изменения мощности двигателя используются способы, отличные от применяемых в ДВС: буферная ёмкость изменяемого объёма, изменение среднего давления рабочего тела в камерах, изменение фазного угла между рабочим поршнем и вытеснителем. В последнем случае отклик двигателя на управляющее действие водителя является почти мгновенным.

Достоинства.

1. Простота конструкции — конструкция двигателя очень проста, он не требует дополнительных систем, таких как газораспределительный механизм. Он запускается самостоятельно и не нуждается в стартере. Его характеристики позволяют избавиться от коробки передач.

2. Увеличенный ресурс — простота конструкции, отсутствие многих «нежных» узлов позволяет «стирлингу» обеспечить небывалый для других двигателей запас работоспособности в десятки и сотни тысяч часов непрерывной работы.

3. Экономичность — для утилизации некоторых видов тепловой энергии, особенно при небольшой разнице температур, «стирлинги» часто оказываются самыми эффективными видами двигателей.

4. Низкий уровень шума – «стирлинг» не имеет выхлопа из цилиндров, а это значит, что уровень его шума гораздо меньше, чем у поршневых двигателей внутреннего сгорания.


ДЭПЛ типа «Готланд»

В подлодках с двигателями Стирлинга используется стандартное дизельное топливо и жидкий кислород в качестве окислителя. Пионерами в создании ВНЭУ со «стирлингами» стали шведы. Их подводные лодки типа «Готланд» стали первыми серийными субмаринами с подобными двигателями. Надо сказать, что «стирлинги» уступают современным дизелям по мощности, поэтому их используют как дополнение к классической дизель-электрической силовой установке. Тем не менее, это «дополнение» позволяет ПЛ типа «Готланд» находиться под водой до 20 суток. Скорость на «стирлинге» – 5 узлов. Кроме шведских субмарин двигатели Стирлинга применяются на японских ПЛ типа «Сорю».

Электрохимические генераторы


Еще один тип ВНЭУ – это ЭХГ. Электрохимический генератор создан на базе топливных элементов. По сути, это аккумуляторная батарея с постоянной подзарядкой. Принцип работы энергетической установки с электрохимическим генератором тот же, что и 150 лет назад, когда англичанин Уильям Роберт Гров случайно обнаружил при электролизе, что две платиновые полоски, обдуваемые – одна кислородом, а другая – водородом, помещенные в водный раствор серной кислоты, дают ток. В результате реакции, кроме электрического тока, образовывались тепло и вода. При этом энергетическое превращение происходит бесшумно, а единственным побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой достаточно легко найти применение на подводной лодке.

По критериям эффективности и безопасности водород решили держать в связанном состоянии в форме металлогидрида (специальный сплав металла в соединении с водородом), а кислород – в сжиженном виде в специальных емкостях между легким и прочным корпусами подлодки. Между водородным и кислородным катодами находятся полимерные электролитные мембраны протонного обмена, выполняющие функцию электролита.


ДЭПЛ тип 212

ВНЭУ с ЭХГ нашли применение на немецких субмаринах типа 212. Несмотря на очевидные преимущества разработанной установки на топливных элементах, она не обеспечивает требуемые оперативно-тактические характеристики подводной лодки океанского класса, прежде всего в части, касающейся выполнения скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника. Поэтому подводные лодки оснащаются комбинированной двигательной установкой, в которой для движения на высоких скоростях под водой используются аккумуляторные батареи или топливные элементы, а для плавания в надводном положении – традиционный дизель-генератор, применяемый также для подзарядки аккумуляторных батарей. Электрохимический генератор, состоящий из девяти модулей топливных элементов, имеет суммарную мощность 400 л. с. и обеспечивает движение лодки в подводном положении со скоростью 3 узла в течение 20 суток с показателями шумности ниже уровня естественных шумов моря.

Совсем недавно успехов в создании ВНЭУ достигли испанцы на ПЛ типа S-80. Они также использовали ЭХГ в качестве анаэробной вспомогательной установки, однако пошли по пути получения водорода из этанола в результате его разложения. Кислород хранится в жидком виде в специальном резервуаре. Длительность пребывания субмарины под водой достигает 15 суток.

Парогенераторная анаэробная энергетическая установка



ДЭПЛ типа «Скорпена»

Французские инженеры создали парогенераторную анаэробную установку MESMA (Module d’Energie Sous-Marine Autonome) — автономный энергетический модуль для субмарин. В работе MESMA используется принцип цикла Ранкина, который состоит из процессов нагревания жидкости, ее испарения и перегрева пара, адиабатного расширения пара и его конденсации. Установка создана на основе паровой турбины, работающей по замкнутому циклу. В качестве горючего используется этанол, окислитель — жидкий кислород. Этанол поступает в камеру сгорания, в которую также поступает кислород уже в газообразном состоянии. Температура горения смеси спирта и кислорода может достигать более 700° С. Продукты сгорания этанола — вода и углекислый газ, высокое давление выделяемого углекислого газа (до 60 атмосфер) позволяет легко его удалять за борт без применения компрессора на глубинах до 600 м.

Срок службы камеры сгорания определен в 30 лет. Таким образом, она используется в течение всего срока эксплуатации подводной лодки.

Теплообменник камеры сгорания разогревает парогенератор, изготовленный из никелевых сплавов. Разогретый пар приводит в действие малошумный высокооборотный турбогенератор переменного тока.

Отработанный пар поступает в никель-алюминий-бронзовый конденсатор, который также является охладителем второго контура. Конденсатор охлаждается проточной забортной водой. Полученный конденсат возвращается в парогенератор. Общее количество воды в системе «парогенератор-конденсатор» — около 500 л. Скорость вращения паровой турбины до 10 тыс. об/мин. Номинальная выходная мощность генератора не менее 200 кВт.

Мощность установки MESMA позволяет развивать субмаринам проекта «Скорпена» подводный ход в 4 узла, при длительности плавания около 250 часов. Для достижения более высоких скоростей используются традиционные аккумуляторные батареи.

Литийионные аккумуляторы


Пятого марта 2020 года японцы спустили на воду 11-ю подлодку проекта «Сорю», однако эта субмарина имеет существенное отличие от других ПЛ этого типа – на ней установлены литийионные аккумуляторные батареи.

За счет использования литийионных аккумуляторов японцы смогли отказаться от использования на новой субмарине как двигателей Стирлинга, так и традиционных свинцово-кислотных батарей.

Литийионные батареи обеспечивают такой ПЛ длительность подводного хода сопоставимую с другими ВНЭУ, а большая емкость новых батарей позволяет субмарине достигать подводной скорости в 20 узлов.

ВНЭУ в российском ВМФ



Макет субмарины проекта 750Б

Конечно же, главный для нас вопрос – это положение с анаэробными двигателями для ПЛ в России. Как обстоят наши дела? К сожалению, наши разработчики пока не достигли успеха в создании ВНЭУ. Первой отечественной ДЭПЛ с ВНЭУ должна была стать субмарина проекта 677 «Лада», но дело не заладилось. Тем не менее, работы по созданию ВНЭУ продолжаются и в 2019 году открыта новая ОКР по данной теме.

В создании ВНЭУ принимают участие ЦКБ «Рубин» – разрабатывающее анаэробную установку на основе ЭХГ и КБ «Малахит», работающее над созданием анаэробного газотурбинного двигателя замкнутого цикла.

Разработка «Малахита» – это единый газотурбинный двигатель, который можно использовать как в надводном, так и в подводном положении. В надводном положении для движения используется атмосферный воздух. Под водой происходит подача окислителя из сосуда Дьюара, где содержится жидкий кислород. Выделяемая турбиной газовая смесь очищается и замораживается, ничего не выделяя наружу. Таким образом, скорость подводного хода без использования аккумулятора (только от ВНЭУ) превышает 10 узлов. «Малахит» разрабатывает не только двигатель, но и ПЛ. Проект имеет шифр П-750Б. Проектируемая подлодка имеет 1450 тонн надводного водоизмещения, экипаж в 18-20 человек, глубину погружения до 300 м, максимальную скорость хода в 18 узлов. Подлодка может иметь на вооружении торпеды, мины и даже крылатые ракеты «Калибр».

Заключение


Осталось ответить на вопрос: почему российский ВМФ нуждается в подлодках с ВНЭУ? По существу, современные ВНЭУ имеют ряд недостатков: малая мощность, что заставляет использовать их вместе с традиционной дизель-электрической энергетической установкой, как следствие – малая скорость подводного хода на ВНЭУ (не относится к ДЭПЛ с литий – ионными аккумуляторами), высокая стоимость, необходимость сооружения на ВМБ специальной инфраструктуры.

И всё же достоинства превосходят недостатки. Главное из них – высокая скрытность и затруднение обнаружения такой ПЛ противолодочной авиацией. Для нас это очень актуально, ведь, например, Япония имеет около сотни современных противолодочных самолетов. Другое достоинство – очень малый уровень шума, зачастую меньший, чем фоновый шум моря. И наконец, как бы дорога ни была субмарина с ВНЭУ, она всё равно дешевле атомной. Кроме того, подлодки с ВНЭУ активно применяются во флотах наших потенциальных противников: Германии, Турции, Японии. В случае конфликта нашим подводникам придётся противостоять более совершенным ПЛ. И если не разрабатывать современных двигателей с ВНЭУ, то технологический разрыв, имеющий место сейчас, со временем станет непреодолимой пропастью.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

154 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    19 апреля 2020 05:00
    Такое впечатление, что в РФ нет служб ведущих промышленный шпионаж. Вообще отсутствует военно-техническая разведка. А как же банальная кража, шантаж, копирование, подкуп и прочие способы получения информации ? Или это не наши методы и нам чужого не надо?
    1. +10
      19 апреля 2020 07:30
      Нужны мощности, знающие инженеры и технологии, многое из этого "уплыло" из России в лихие 90-е,так что можно сказать нас самих обворовали и не кто-нибудь, а наши же чиновники.
      1. 0
        19 апреля 2020 22:50
        Не раскрыта тема немецкой лодки 212 проекта, а ведь это лучшая неатомная ПЛ на сегодняшний день
      2. +1
        20 апреля 2020 18:13
        С таким подходом оно так и продолжает "уплывать".
    2. +8
      19 апреля 2020 08:54
      В советские времена КГБ была лучшей в промышленном шпионаже. Сейчас Китай круче всех.....А зачем РФ промышленный шпионаж ? Во первых нет заводов по производству. Например вся радиоэлектроника и станки импортные. Правда Европа сейчас не продаёт. Но есть юго-восточная азия и Китай. ...Ну а ещё, гарант говорит, что у нас ВСЕ ПАРТНЁРЫ!!!! Тырить у них нельзя. Это СССР у врагов крал -это можно.)))))
      1. +15
        19 апреля 2020 09:16
        Цитата: В.И.П.
        Тырить у них нельзя. Это СССР у врагов крал -это можно.

        Если бы Сталин не "тырил", то Гитлера не с чем было бы встречать. Тырить не зазорно, а вот сидеть сложа руки и ничего не делая, это уже преступно.
        1. +8
          19 апреля 2020 09:33
          Великий товарищ Сталин ничего не крал! Под его руководством Советский Союз открыто закупал оборудование, лицензии и зачастую целые заводы.
          1. +11
            19 апреля 2020 11:26
            А также, Сталин, развивал свою науку, например о ядерном синтезе, но при этом дублировал это и разведовательными данными о "манхеттенском" проекте. Не складывал все яйца в одну корзину.
          2. +1
            20 апреля 2020 18:52
            Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
            Великий товарищ Сталин ничего не крал! Под его руководством Советский Союз открыто закупал оборудование, лицензии и зачастую целые заводы.

            Да какое имеет значение "тырили" или покупали, но на этой основе создали щит, который защитил державу, а это самое главное.
          3. mvg
            +2
            20 апреля 2020 22:37
            Великий товарищ Сталин ничего не крал!

            Расскажите это Туполеву и Ту-4
        2. +3
          20 апреля 2020 18:16
          В конце 20-х, начале 30-х Союз закупал технологии и технику у ведущих держав - у Германии, США, Великобритании. С Германией вообще был заключен договор о военно-техническом сотрудничестве. И если бы Гитлер был бы умнее, он бы его не разорвал.
      2. 0
        21 апреля 2020 03:17
        Чтобы использовать украденную технологию нужны технологические возможности, нужны толковые технологи. За год или два этого не добиться. Нужна цпорная и длительная работа на государственном уровне. Нужно что бы среди правящей элиты были люди, которые хоть немного бы разбирались в тех материалах, которые им предоставит разведка и соответственно смогли бы отобрать для работы с этими материалами истенных профи
    3. +5
      19 апреля 2020 09:27
      Цитата: Алексей 2020
      Такое впечатление, что в РФ нет служб ведущих промышленный шпионаж. Вообще отсутствует военно-техническая разведка. А как же банальная кража, шантаж, копирование, подкуп и прочие способы получения информации ? Или это не наши методы и нам чужого не надо?

      Смысла нет, всё давно уже придумано и в работе. Это нам тут втирают, как найти решение. А при Совестком Союзе уже были созданы и двигательные установки на основе маховика(маховичные) и были автобусы с этим двигателем и машины грузовые на дровах, с газогенератором... smile И реально работали и были задействованы в народном хозяйстве... smile
      Были очень серьёзные наработки по двигателями-генераторам на постоянных магнитах.
      И скажу не лукавя, сейчас эти наработки использует и компания Катерпилер, Хай Тек....
      Чего только стоят их ДИБП(Дизельные источники бесперебойного питания).
      Причём дизели работают не более 10-15 минут для раскрутки маховика.
      А дальнейшая работа их идёт, абсолютно без дизеля в автономке обеспечивая дальнейшую устойчивость электро-механической схемой управления агрегатом.
      Я лично монтировал такие агрегаты с макс. мощностью 2,2 мВата один и это не предел.
    4. +4
      19 апреля 2020 09:40
      Цитата: Алексей 2020
      Такое впечатление, что в РФ нет служб ведущих промышленный шпионаж.

      Когда-то Мы были если не впереди планеты всей, то, по крайней мере, вполне на уровне лучших мировых образцов.
      Дизель замкнутого цикла до серии довели.
      Топливные элементы (ЭХГ) - в море испытали на опытовой, но полноразмерной подводной лодке.
      Малогабаритную ядерную установку (яйцо Долежалля) успели создать и испытать...
      А сколько подводных аппаратов построили!

      Вывод.
      Если нечего не сделано, значит с исполнителей не требовали результата.... недостаточно требовали... на завершающей стадии не требовали...
      Иначе ситуацию здравым умом не понять.
      1. +2
        20 апреля 2020 18:37
        Зачем бензоколонке технологии? Всё, что есть - это ещё советский задел.
        1. 0
          3 сентября 2020 02:23
          Бензоколонка, например, радиационно-стойкие процессоры выпускает...
          https://ic.milandr.ru/products/radiatsionno_stoykie_mikroskhemy/1986ve8t/
    5. +6
      19 апреля 2020 10:22
      Добавлю,у нас вообще ничего нет и похоже ума у конструкторов тоже раз за столько лет не смогли создать ВНЭУ. Дальше будет ещё хуже страна и образование деградирует.
      1. +1
        20 апреля 2020 16:07
        Были лодки с ВНЭУ первого поколения - 615 проект, 50-60 года. Получили неофициальное название "зажигалки".
        1. +1
          21 апреля 2020 10:43
          Да я читал об этом,но тогда был СССР и тогда наша научная мысль во многих сферах была впереди планеты всей,а сейчас знают как деньги бюджетные "освоить" ,даже на Украине и в Белорусии есть некоторые разработки вполне конкурентноспособные,и это при том что их бюджет не сопоставим с нашим.
          1. 0
            21 апреля 2020 12:07
            Оно, конечно, может быть, но про разработки на Украине Вы, пожалуй, погорячились. А жидкий кислород на борту ПЛ всё же тупиковое направление, как бы это не пиарилось сейчас. Боевая устойчивость такой ПЛ нулевая. На 615 проекте тоже все сложности из-за жидкого кислорода были.
            1. 0
              21 апреля 2020 12:43
              Ну почему же, украинские БТРы тому пример,даже в небольшой серии ,качество конечно не ахти,но это вина не конструкторов.Скоро и мы такого качества будем делать технику если ничего не менять в стране.Те же Оплоты разве плохи,аналог нашего Т-90М,только на сколько лет раньше.Конструктивные особенности, движение задним ходом 35 км/ч,наш 15,ДВС 1200л.с пусть с советского времени ,но довели до ума,а где наш распиаренный ? За столько лет не можем танковый двигатель сделать всё ездием на "Т-34",а мы тут а ВНЭУ разговор ведём.
              1. 0
                21 апреля 2020 12:46
                Я именно про ВНЭУ, тем более, что единственной лодки ВМСУ лишилось. Про бронетанковую технику - заказчику это срочно надо, вот и работают.
                1. 0
                  21 апреля 2020 12:54
                  Флота конечно там нет,а какой был после распада тот продали и пр..ли. Я о общей картине в стране и ВПК в частности,даже наш Волгоградский флагман "Баррикады" и тот скоро загнётся,если в руководстве порядок не навести.
                  1. 0
                    21 апреля 2020 12:59
                    Общался летом с Вашими представителями с "Баррикад", пока живы, даже кое-что немного делают.
                    1. 0
                      21 апреля 2020 13:07
                      Делают пока не всех рабочих ещё уволили,а то аппарат управления не особо грамотных растёт,а трудяг сокращают которые знают что делать и как делать и делают,а зарплаты урезают не в ущерб себе и своим друзьям родственникам и близким конечно.Вообщем кумовство!
      2. -1
        20 апреля 2020 18:50
        Добавлю,у нас вообще ничего нет и похоже ума у конструкторов тоже раз за столько лет не смогли создать ВНЭУ. Дальше будет ещё хуже страна и образование деградирует.

        Видно у вас большой ум?
        1. 0
          21 апреля 2020 10:45
          Достаточен для того чтобы видеть,как уничтожают наукоёмкое производство и деградацию страны.
          1. 0
            22 апреля 2020 16:03
            Цитата: МорякЧФ
            Достаточен для того чтобы видеть,как уничтожают наукоёмкое производство и деградацию страны.

            Тогда причем тут конструктора? Вы сможете что нибудь спроектировать? Ракету, самолет, корабль?
            1. 0
              22 апреля 2020 20:47
              У меня другой профиль ,хотя я по образованию инженер- механник. Кто на что учился.Поэтому и говорю что образование деградирует с государством.
    6. +3
      19 апреля 2020 12:25
      Цитата: Алексей 2020
      Такое впечатление, что в РФ нет служб ведущих промышленный шпионаж.

      Ну шо ж Вы аварите! Мы ж члены ВТО аж с 2012 года. Строго выполняем обязательства и даже входим в структуры, созданные США, для контроля за распространением технологий двойного назначения. Как можно.
    7. AVM
      +7
      19 апреля 2020 13:59
      Цитата: Алексей 2020
      Такое впечатление, что в РФ нет служб ведущих промышленный шпионаж. Вообще отсутствует военно-техническая разведка. А как же банальная кража, шантаж, копирование, подкуп и прочие способы получения информации ? Или это не наши методы и нам чужого не надо?


      Для того, чтобы что-то скопировать надо иметь равный технологический уровень. Если афганским талибам или учёным Буркина-Фасо дать детальные чертежи атомной бомбы, толку от этого не будет никакого.

      Если для производства ВНЭУ того или иного типа нужны технологические компетенции, которых у нас нет, то и скопировать мы ничего не сможем, пока не будет специалистов и оборудования, способных этот уровень обеспечить. Кража технология позволяет только ускорить процесс и сэкономить на разработке. Не более.
      1. +1
        20 апреля 2020 00:03
        Цитата: AVM
        Если для производства ВНЭУ того или иного типа нужны технологические компетенции, которых у нас нет, то и скопировать мы ничего не сможем, пока не будет специалистов и оборудования, способных этот уровень обеспечить. Кража технология позволяет только ускорить процесс и сэкономить на разработке. Не более.

        Я же написал, что в СССР все это было.
        По каждому из направлений даже сейчас есть еще живые специалисты.
        Но...
        Руководить пытаются менеджеры... И гробят все родное дальше. Ибо можно осваивать бюджет и не отвечать за конечный результат.
      2. -2
        20 апреля 2020 18:53
        Цитата: AVM
        Для того, чтобы что-то скопировать надо иметь равный технологический уровень. Если афганским талибам или учёным Буркина-Фасо дать детальные чертежи атомной бомбы, толку от этого не будет никакого.

        Верно ! Вспомнились мемуары Королева ,когда они изучали немецкую Фау -ракету ..Так вот там около 1500 сплавов использовалось ,которые в СССР не производили ..И по факту пришлось все с нуля самим разрабатывать ..Это слова Корлева !
    8. 0
      19 апреля 2020 15:43
      ...у нас есть всё, окромя желания и ума...
    9. +2
      19 апреля 2020 16:00
      Цитата: Алексей 2020
      Такое впечатление, что в РФ нет служб ведущих промышленный шпионаж. Вообще отсутствует военно-техническая разведка. А как же банальная кража, шантаж, копирование, подкуп и прочие способы получения информации ? Или это не наши методы и нам чужого не надо?


      Не мешало бы еще иметь и соответствующим образом развитую промышленность чтобы иметь возможность в приемлимые сроки использовать то, что добыла разведка.
    10. 0
      19 апреля 2020 19:34
      Остаётся констатировать тот факт, что в России проблема с интеллектуальным уровнем не только промышленной разведки. Уже несколько лет открыто позиционируется на площадке форума не только принципиально новый вид движителя с более эффективным алгоритмом процесса ,но и базовые принципы работы ВНЭУ и турбины совмещенной с генератором тока.
  2. +3
    19 апреля 2020 05:58
    Тоже странно. Это в гараже зная как работает можно не осилить, а тут конструкторские бюро опытные производства, физика процесса не секрет и не можим освоить.
    1. +1
      19 апреля 2020 06:18
      Не забывайте про технологию, материалы,качество исполнения, сколько лет ушло на создание турбины больше 100 МВт
      1. 0
        19 апреля 2020 06:24
        Понятно что не от глупости природной осилить не могут. А на вид то все просто кажется.
    2. -1
      19 апреля 2020 08:52
      Какие странности?Элементарное бабло.Нет денег на нужное дело.Про всем известные мемы говорить не буду.
    3. +2
      19 апреля 2020 10:15
      Цитата: Donald72
      Тоже странно. Это в гараже зная как работает можно не осилить, а тут конструкторские бюро опытные производства, физика процесса не секрет и не можим освоить.

      На это есть простой ответ. Характеристики ВНЭУ не устраивают. ВНЭУ - вспомогательный двигатель. И совершить прорыв до основного не удается.
  3. +6
    19 апреля 2020 06:11
    жидкий кислород на борту лодки -это плохо всегда. Японцы это поняли, у нас после 615 пр. это хорошо усвоили.
    1. +1
      19 апреля 2020 06:26
      Там литиевые акамуляторы зло и кислотные. В консервной банке что не поставь все опасная горючая отрава будет.
      1. Комментарий был удален.
      2. +3
        19 апреля 2020 07:06
        Это лишь на данном этапе. Когда-то и автомобили с двигателем внутреннего сгорания тоже критиковались как небезопасные. По вашей, Donald72, логике, если какое-то явление или технология создает риск, то надо ее избегать. Но я с вами тут не соглашусь. Как говорил Черчилль, "там где видит глупый проблему, там умный видит возможности". На тему литий ионных аккумуляторов были статьи, в которых обозначались и риски и большие перспективы. Необходимо лишь оттачивать технологию.

        Автор статьи правильно обозначил проблему - а именно то, что отсутствие работ в этом направлении, несмотря на риски технологии, приведет к безнадежному отставанию от противника, а следовательно к разгрому в случае конфликта. Уже сейчас любое восточно-азиатское государство (КНР, КНДР, Япония и Ю.Корея) сильно превосходит Россию в любых конвенциональных вооружениях, кроме наземных ПВО. Считаю, что России надо восстановить ранее существовавшее абсолютное военное превосходство над любой соседней страной (кроме Китая), особенно на Д.Востоке, поскольку этот регион особенно уязвим. Для защиты от Китая достаточно количественной и качественной соразмерности в вооружениях.

        На мой взгляд, полезно работать сразу в двух направлениях: 1) работа над ВНЭУ; 2) совершенствование литий ионные аккумуляторов. Причем это явно взаимоисключающие направления. Следует в дальнейшем только определиться с тем, какое из них в конечном итоге окажется наиболее перспективным.

        Скорее всего с литий ионными батареями ВНЭУ на наших подлодках будет не нужен. 10-15 суток подводного хода с литий ионными батареями - это вполне достаточно для эффективной работы подлодки. С таким запасом автономности неатомные подлодки смогут: 1) взять на себя функцию сопровождения РПКСН в районах их боевого дежурства, чем ранее занимались МЦАПЛ; 2) сопровождать КУГ в дальней морской зоне; 3) более эффективно защищать базы ВМФ и проливы; 4) а может быть и удастся возложить на такие ПЛ и задачу перехвата на трансокеанских маршрутах противника
        1. Комментарий был удален.
          1. bar
            +1
            19 апреля 2020 09:25
            С п.2 соглашусь. Нормальный путь, не сильно усложняющий систему. А весь этот зоопарк в ВНЭУ, с топливными элементами/турбинами/ДВС/кислородом на борту, нежизнеспособная вещь.
            Работали мы с топливными элементами, даже пару автомобилей сделали (проект "Антэл"), жутко сложная и нереально дорогая штука. Там одной платины катализатора нужно огромное количество, даже в масштабах одного автомобиля.
            1. Комментарий был удален.
              1. bar
                +4
                19 апреля 2020 09:37
                Сейчас сложно что-то сказать о стоимости. Но вот сложность связки стирлиг+система хранения кислорода+система удаления газов+тот же ДВС+генераторы не вызывает никаких сомнений. Что касается топливных элементов, то их стоимость наверняка перекрывает ЛИАБ, не говоря уж о той же сложности.
                А что касается ЛИАБ, так их надо наконец научиться делать самим, а не покупать у китайцев. И не поручать это дело чубасовским ЛИОТЕХам. Тогда и со стоимостью вопрос решится.
                1. Комментарий был удален.
                  1. bar
                    +2
                    19 апреля 2020 09:58
                    ЛИАБами и питерский "источник" занимался. Но, видимо, не было "чоткого указания" кулаком в ухо, вот ничего и не получилось кроме распила бюджета. А что касается ЭХГ, то их делали ещё для "Буранов". Работали мы с ними. Сложность устройства неимоверная, цена запредельная. При чём, учитывая количество платинового катализатора, при серийном производстве вряд ли возможно её существенное снижение. На мой взгляд - тупиковая ветвь.

                    мы всерьез разговаривали с немцами о поставках ТЭ для своей ВНЭУ.

                    Вы не с теми разговаривали. Надо было разговаривать с УЭХК.
        2. -2
          19 апреля 2020 08:55
          а может быть и удастся возложить на такие ПЛ и задачу перехвата на трансокеанских маршрутах противника
          request
          А зачем возлагать на НАПЛ такие задачи, если есть АПЛ?
          Вы обратили внимание, какие страны строят такие "ВНЭУшные" лодки? Только те, которые реально воевать не собираются и не владеют технологиями или не могут строить АПЛ.
          Это только немцы в период II МВ могли на 700 тонных "Семёрках" по два месяца плавать в Атлантике. Но и смертность среди них была запредельная.
          1. +5
            19 апреля 2020 09:35
            Цитата: Дилетант
            А зачем возлагать на НАПЛ такие задачи, если есть АПЛ?

            Это если есть. А их нет.
            Цитата: Дилетант
            Только те, которые реально воевать не собираются и не владеют технологиями или не могут строить АПЛ.

            Поразмыслите, почему СССР, наряду с АПЛ строил серьезнейшие серии ДЭПЛ (Палтус)
            1. -2
              19 апреля 2020 09:42
              А чего думать. "Варшавянки" строились на экспорт и для охраны своих баз.
              До 2006 года было построено 24 подводных лодки для ВМФ СССР и России, а также 29 лодок на экспорт.[12] По состоянию на 2016 год, строительство кораблей продолжается в модификации 636.3, заказано шесть лодок для Черноморского флота, столько же для Тихоокеанского флота, и ряд экспортных — для Вьетнама и Алжира. (Вики)
              1. +4
                19 апреля 2020 15:01
                Цитата: Дилетант
                А чего думать. "Варшавянки" строились на экспорт и для охраны своих баз.

                Таким образом, мы видим, что в СССР, хотя и имели весьма мощный атомный подводный флот (по количеству вымпелов мы опережали американцев) все же не чурались строить значительные силы ДЭПЛ. Не находите противоречия с Вашим утверждением
                Цитата: Дилетант
                Вы обратили внимание, какие страны строят такие "ВНЭУшные" лодки? Только те, которые реально воевать не собираются и не владеют технологиями или не могут строить АПЛ.

                ?
                1. +3
                  19 апреля 2020 15:38
                  Не находите противоречия с Вашим утверждением

                  А в чем противоречие? Я никогда не говорил ничего против ДЭПЛ, тем более, что "Варшавянки" имеют "полное электродвижение".
                  Они органически дополняют в ближней зоне АПЛ.
                  А вот ажиотаж вокруг ВНЭУ мне непонятен. Тут некоторые коллеги упирают на то, что ВНЭУ лодки "значительно превосходят обычные по времени нахождения под водой". Но это время определяется не только запасом энергии движителя, но и наличием кислорода и систем поглощения углекислого газа на борту. Кроме того длительное нахождение под водой требует принципиально значительно более сложных навигационных систем. Иначе "Шведский комсомолец" гарантирован.
                  Вы когда либо и где либо хоть что нибудь читали о этих системах у немцев, шведов или японцах? Я-нет. А обсуждать без этого характеристики субмарины больше напоминает "се x" по телефону".
                  1. +3
                    19 апреля 2020 15:56
                    ВНЭУ дает свои преимущества - это скрытность, длительность подводного хода. Пока еще это дорогое и маломощное дополнение к традиционной дизель-электрической установке. Главный их недостаток - малая мощность и, как следствие - малая скорость хода на ВНЭУ.
                    Но со временем технология будет развиваться. Японцы уже сделали прорыв с литий-ионными АКБ. Возможно со временем появятся дизели и газовые турбины замкнутого цикла, которые дадут ПЛ более высокие скоростные характеристики. Так что работа над ВНЭУ - это большая работа на перспективу.
                    1. 0
                      19 апреля 2020 16:54
                      это скрытность, длительность подводного хода.

                      Уважаемый! Вы только пишите ответы? Огромная просьба еще иногда и читать то, что вы комментируете.
                      Но это время определяется не только запасом энергии движителя, но и наличием кислорода и систем поглощения углекислого газа на борту. Кроме того длительное нахождение под водой требует принципиально значительно более сложных навигационных систем. Иначе "Шведский комсомолец" гарантирован.

                      В связи с тем, что это Вы то ли не прочитали. то ли проигнорировали "всякие глупости", но, если Вас не затруднит конечно, ответьте конкретно на заданные вопросы о регенерации воздуха и навигации.
                      1. +2
                        19 апреля 2020 20:19
                        Виктор, добрый вечер! Отвечаю на ваши вопросы.
                        1. Навигация на ПЛ осуществляется на основе инерциальной системы навигации имеющей в своем составе гирокомпасы и акселерометры. Вы здесь правы. Есть вспомогательные способы к которым ПЛ может прибегнуть в боевой обстановке: эхолокация, подъем к поверхности специальных буев с датчиками.
                        2. Регенерация кислорода осуществляется на основе электролиза воды в УЭРВК. Николай вам правильно написал. Электролиз требует электроэнергии. На АПЛ это не проблема, на ДЭПЛ все сложнее. Однако современные ДЭПЛ с ВНЭУ имеют на борту запас жидкого кислорода необходимый для работы ВНЭУ, но также он используется и для дыхания экипажа.Это дает возможность ДЭПЛ находиться под водой до 20 суток.
                        3. Про радиоволны вы не правы. Они все же распространяются под водой. Речь идет о сверхдлинных радиоволнах диапазона крайне низких, сверхнизких, инфранизких и очень низких частот. На их основе и построена радиосвязь ПЛ с берегом.
                      2. +2
                        20 апреля 2020 06:57
                        3. Про радиоволны вы не правы. Они все же распространяются под водой. Речь идет о сверхдлинных радиоволнах диапазона

                        В свое время довелось побывать в Вилейке и в Кара-болте (их уже "заложили" в интернете. Специально проверил). Но считать СДВ средством связи можно только очень условно. Эдакая квазиморзянка "берег-лодка".
        3. 0
          20 апреля 2020 05:29
          Александр в моем замечании была ирония к посту mark1 по поводу водорода на лодке. Какой бы способ не выбрали для продления времени нахождения под водой, все равно придется устанавливать чтото опасное и с этим придется мерится. Так как вынужденое всплытие рядом с исминцем противника по любому опаснее.
    2. Комментарий был удален.
      1. +3
        19 апреля 2020 09:53
        Я считаю- раз мы являемся лидерами в создании малогабаритных ядерных энергоустановок, вот этим путем и надо идти,тем более дорожка уже проторена (ВАУ-6), ну и ЛИАБ, а ВНЭУ -больше экспортная тема
        1. Комментарий был удален.
          1. +2
            19 апреля 2020 10:19
            А вы перечитайте историю "яйца Доллежаля"и увидите, что производство ПЛ и ВАУ друг друга ни как не задерживают а идут параллельно (да и не так уж это и дорого)
          2. 0
            21 апреля 2020 12:19
            Потому что ВНЭУ мы не можем делать, от слова вообще, а реакторы разнообразные строим.
            Кроме того, Если реакторная установка будет съемной, то строить такие ПЛ можно не зависимо от реакторов
  4. +4
    19 апреля 2020 08:02
    Кроме того, подлодки с ВНЭУ активно применяются во флотах наших потенциальных противников: Германии, Турции, Японии.

    ВНЭУ, ВНЭУ, ВНЭУ... Как облезлые коты на крыше.
    У американцев, на которых так любят ссылаться т.н. "эксперты", тоже нет. И даже НИОКР не ведутся.
    Но почему-то ни один ковбой с Оклахомщины не рвет на себе джинсы с воплями: "Всепропалополимеры".
    1. Комментарий был удален.
      1. +1
        19 апреля 2020 08:57
        Было бы у нас такое географическое положение

        А можно поподробнее объяснить, чем Вам география не угодила?
        1. Комментарий был удален.
          1. -2
            19 апреля 2020 09:48

            Так угодило географическое положение или не угодило?
            1. Комментарий был удален.
              1. +4
                19 апреля 2020 13:25
                Браво! Анекдот -Холмс и Ватсон катались на шаре. Сорвалась буря,
                небо почернело и их понесло. Через некоторое время, в туче увидели
                дыру и пастушка на лужайке. Ватсон ему орет "Где мы находимся?"
                Пастушок отвечает -"На воздушном шаре" -и дальше снова темнота.
                Каков вопрос- таков ответ.
    2. +4
      19 апреля 2020 08:59
      Янкесам вообще не нужны ДЭПЛ,которые предназначены для работы недалеко от собственной территории-морская зона.В дальней океанической зоне их используют те государства,которые не имеют технологий создания АПЛ.
      Вопрос-нужны ли ДЭПЛ с ВНЭУ для Балтийского и Черных морей?
      1. -1
        19 апреля 2020 09:05
        Мы с Вами мыслим совершенно одинаково!

        Христос Воскресе! С праздником!
      2. Комментарий был удален.
      3. Eug
        +1
        19 апреля 2020 22:37
        Как по мне, для этих "насквозь просматриваемых" морей еще больше нужны.
    3. +2
      19 апреля 2020 10:16
      Так у американцев нет особой нужды в мелких прибрежных лодках, у них флот то океанский, а для океана апл самое то.
  5. +1
    19 апреля 2020 08:16
    Никак не могу понять, если "стирлинг" работает от тепла сгорания(окисления?) спирта с кислородом, почему так же не может работать обычный дизель? Впрыскивать вместе с топливом кислород, выхлопные - за борт, или "замораживать".

    Пузыри выхлопа будут демаскировать ПЛ, как аквалангиста :).
    1. Комментарий был удален.
      1. +2
        19 апреля 2020 10:20
        оне у нас есть? а почему лодок таких нет?? так и вправду, монголы скорее нас построят..
    2. 0
      19 апреля 2020 09:03
      Цитата: VicktorVR
      если "стирлинг" работает от тепла сгорания(окисления?) спирта с кислородом,


      Стирлинг может работать на любой тепловыделяющей реакции или явлении (к примеру на унитарном топливо, но в эквиваленте нужно на 40% больше). Цикл Стирлинга имеет КПД до 70 %(и эту бы проблему сглаживало), но машины расширения с возвратно-поступательным движением и 30% КПД труднодостижима. Проблема Стирлинга построенного на такой основе не большие теплообменники (тут как раз наоборот), а зависимость от мертвых (непеременных функциональных) и паразитных объемов.
    3. +1
      19 апреля 2020 12:53
      Также возникает вопрос, почему бы не заставить работать Стирлинг на атомном топливе? Тоже ведь тепло выделяет.
  6. +1
    19 апреля 2020 08:30
    Статью надо написать по теме "Петух, как двигатель прогресса".
    Еще в середине 80-х в училище попался не помню какой, но свежий импортный журнал. В нем была статья о применении литий-ионных аккумуляторов в сердечных стимуляторах. Довольно подробная, с ценами, сроками работы, выходными параметрами, массой и пр. Тут же возникла коллективная идея использования этого чуда на ПЛ. Посчитали, прикинули, получалось дешево и сердито.
    И, перефразируя классика - если что то не делается, значит это кому то нужно.
    1. +2
      19 апреля 2020 10:21
      значит это кому то нужно.

      хуже , коллега...кому-то это нахрен не нужно....
  7. +4
    19 апреля 2020 09:53
    Я тут и раньше писал, что ВНЭУ нам не нужны. Их время давно ушло и доганять уходящий паровоз дело не самое благоразумное. Нужно пытаться “срезать на повороте” сконцентрировав все силы на разработке и электроходов с акб большой емкости. Ресурсы для этого у России есть, надеюсь хватит и мозгов.
    1. +2
      19 апреля 2020 10:08
      Я тут и раньше писал, что ВНЭУ нам не нужны.

      Я полностью Вас поддерживаю и пытаюсь объяснить , что ВНЭУ - это больше рекламный продукт, чем боевой. Но "ВНЭУшное" лобби на ВО, к сожалению уподобилось Эллочке Людоедке: "В Швеции есть, даже в Испании есть" и только наши лапотники..."
      Щаз минусовщики нас заклюют до дырок в клаве.
      Христос Воскресе! С праздником!
      1. 0
        20 апреля 2020 05:18
        Цитата: Дилетант
        и только наши лапотники..."

        Мой разговор с одним высоким начальником - не может быть, что бы было все так просто, вы пожалуйста, еще раз все посмотрите... Потом - не глупее вас люди этим занимались, значит есть какая то заковырка...
        А идеи, они же в воздухе летают. Через год, два, пять смотришь - так вот же, "они" уже делают. Заводишь разговор, ответ - все равно бы у нас ни чего не получилось...
    2. 0
      19 апреля 2020 19:47
      ВНЭУ в их реальном и эффективном виде представляют не только энергетический элемент ПЛ ,но ключевой энергетический объект для подводных поселений ,а в будущем и поселений на других планетах и в условиях иных атмосфер. Поэтому это глубокое непонимание сути вопроса
      1. 0
        20 апреля 2020 04:55
        Цитата: gridasov
        а в будущем и поселений на других планетах и в условиях иных атмосфер

        Ну и тратили бы деньги по "космическому ведомству".
    3. +1
      20 апреля 2020 05:00
      Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
      сконцентрировав все силы на разработке и электроходов с акб большой емкости

      Есть извечный российский страх "а вдруг чаво, электроны, там забастуют, али дырки не той системы окажутся, вот и пригодится старый дизелёк".
  8. bar
    +2
    19 апреля 2020 10:02
    Цитата: Александр1971
    Скорее всего с литий ионными батареями ВНЭУ на наших подлодках будет не нужен.

    Согласен на 146%. Чем существенно усложнять систему, снижая её надёжность, и распыляться по разным направлениям на всю эту экзотику, лучше сосредоточиться и научиться наконец самим делать литиевые батареи. Давно пора, мы отстаём в этом очень сильно.
  9. +1
    19 апреля 2020 10:18
    ДЭПЛ типа «Сорю»


    нихрена себе мутация....
  10. +2
    19 апреля 2020 11:39
    Lion, мне кажется, самый правильный способ.....и , к то ему же, развивает производство самих аккумуляторов , которые применимы в народном хозяйстве....эра электротранспорта не за горами.
    1. 0
      20 апреля 2020 05:09
      Цитата: Zaurbek
      Lion, мне кажется, самый правильный способ.....и , к то ему же, развивает производство самих аккумуляторов , которые применимы в народном хозяйстве....эра электротранспорта не за горами.

      https://www.liotech.ru/products/akkumulyatory/akkumulyatory-vtorogo-pokoleniya/
      https://www.liotech.ru/products/akkumulyatory/akkumulyatory-tretego-pokoleniya/
  11. -1
    19 апреля 2020 12:20
    Цитата: "...Как обстоят наши дела? К сожалению, наши разработчики пока не достигли успеха ..." Конец цитаты.
    "Наши разработчики" уже звучит как-то странно. Всё уже открыто и разработано. Всё купим. Вот только продадим нефть и газ и купим. Сами предложат!
  12. +2
    19 апреля 2020 14:09
    Ну,заправлять субмарину этанолом опасно для экипажа....
    1. -2
      19 апреля 2020 22:37
      Если экипаж иностранный, то можно.
    2. 0
      21 апреля 2020 13:28
      Цитата: Гошан
      Ну,заправлять субмарину этанолом опасно для экипажа....
      боитесь, что экипаж её "сам разоружит и обездвижит" ?! laughing lol belay
  13. -6
    19 апреля 2020 15:56
    ВНЭУ - типичный объект карго-культа: корявые технические решения с запредельной массой, мизерным увеличением длительности подводного хода, взрывоопасными источниками кислорода.

    То же самое относится к литий-ионным батареям, готовым самовоспламениться при малейшем нарушении режима подзарядки. Тем не менее идолопоклонники карго-культа с полоборота заводятся на влажные мечты от копирования иностранных поделок в отечественном судостроении.

    Атомный подводный флот - наше все, ядерный реактор на быстрых нейтронах и свинцовом теплоносителе рулит.
    1. +1
      19 апреля 2020 16:06
      Отчасти вы правы - анаэробные двигатели имеют много недостатков: малая мощность, сложность изготовления, обслуживания, высокая цена. Но уже сейчас они расширяют возможности ДЭПЛ в плане скрытности, длительности подводного хода, малошумности. Кроме того, далее технология будет совершенствоваться. Поэтому вкладываться в ВНЭУ смысл имеет, хотя бы как в работу на перспективу. Да и если бы ВНЭУ не давали бы реальных преимуществ не стали бы в них вкладываться европейцы, японцы, китайцы. Они хорошо умеют деньги считать, маловероятно что будут тратиться на бесполезный проект.
      1. 0
        19 апреля 2020 17:19
        Такие разработки стоят уйму денег. Потратить огромные ресурсы просто ради научного интереса?
        Надо помнить, что население России составляет 1/7 от "условного запада". Даже если мерять не в деньгах, а человеко-часах, мы просто физически не имеем возможности сделать всё сами и лучше, чем они. Нам нужно очень тщательно выбирать направления исследований, комбинировать "трансферт технологий" и собственные разработки.
        Я вижу пути:
        1. Литий-ионные аккумуляторы. При всех минусах - самая простая адаптация существующих ДЭПЛ под них. + Можно держать у причала на подзарядке.
        2. Мини - АПЛ. У РФ выдающиеся компетенции в этом направлении, и не использовать их - неразумно. Атомная энергоустановка даёт на порядки большую автономность и скорость подводного хода, даже теоретически недостижимую для ВНЭУ.
        За статью спасибо!
        1. +1
          19 апреля 2020 18:43
          И вам спасибо за интересный комментарий!
        2. 0
          19 апреля 2020 19:50
          Ядерные установки ,но на принципиально иных процессуальных явлениях.
        3. 0
          21 апреля 2020 12:26
          Малый реактор типа космических топазов для подзарядки батарей ДЭПЛ не годится?
        4. 0
          21 апреля 2020 13:48
          Цитата: ab2020
          мы просто физически не имеем возможности сделать всё сами и лучше, чем они.
          ?! - https://youtu.be/5UbhAqCr_S4 .... во первых, это просто очень не плохой фильм !! во вторых, ... у них Ден Милман, у нас Валерий Харламов (!), как наиболее удачный пример, научиться "здесь и сейчас" (!) /если примерно с 1.50.52 и до конца (титров)/ ... ради игры /пути/ как смысла, а не ради медальки .... (вывод) ?! По этому, друг мой, Вы предлагаете на самом дели видеть цели (?)
          Цитата: ab2020
          Я вижу пути:
          а не ПУТИ, к сожалению (!) ... Как раз по-этому и не получается ... возможно. no
          Цитата: ab2020
          За статью спасибо!
          а вот здесь, я с Вами солидарен. hi Спасибо автору. drinks К настоящему результату приходят те (!), кто идёт в первую очередь не ради цели (иначе потом можно столкнуться с пустотой....), а ища вдохновения в самом пути, отдаваясь ему без остатка !!
          как цитата одного из Советских фильмов, - "труд сам по себе уже и есть наслаждение !!!" (кажется, в "Формуле любви", крестьянин Степан сказал, если не ошибаюсь..)
  14. +2
    19 апреля 2020 19:13
    По теме ВНЭУ читал статьи разных экспертов. Какие выводы? Есть 2 направления: 1) ДЭПЛ с дополнительным альтернативным движителем и, 2) ДЭПЛ с литий-ионными аккумуляторными батареями (ЛИАБ). Для производства первых необходим новый или существенно переработанный имеющийся проект ДЭПЛ, для вторых же достаточно существующих, но т.к. у ЛИАБ другие электрические характеристики, то требуется замена БРЭО.
    По мнению экспертов, технических проблем с созданием ВНЭУ, в России нет. Но, насколько можно судить, наши пошли по пути установки на ДЭПЛ ЛИАБ (вспомним эксперименты на ЛОШАРИКЕ). Если удастся устранить проблемы связанные с ЛИАБ, то этот путь, возможно будет, более оптимален и дешевле, чем другие. Тогда уже все существующие ДЭПЛ можно будет переоснастить на ЛИАБ(с заменой БРЭО, соответственно), и получить на выходе лодки с существенно улучшенными характеристиками.
  15. -2
    19 апреля 2020 19:47
    На постройку АПЛ денег нет, на создание собственной ВНЭУ денег так же нет...
    Вот и весь сказ
  16. 0
    19 апреля 2020 21:46
    Цитата: Николай-1970
    Рюрик'-'Виккерс' в Барроу-инн-Фёрнесс, Англия; 


    Географию и имена собственные нужно отслеживать очень тщательно, или получится как у вас, Рюрик построен на постоялом дворе Барроу. Barrow-in-Furness правильно, и лучше оставлять в статье оригинальное написание, давая русскую транскрипцию, потому что Renault, Peugeot или Bordeaux не всегда будут понятны.

    "Всего за 10 лет (1930-1940) Америка создала в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность,"
    это Российская империя, а потом СССР создал химическую, авиационную и проч виды промышленности в республиках СССР, американцы выполнили оплаченные контракты, не благотворительностью занимались и не творческий зуд удовлетворяли.
    Как раз 1929...1939 годы - Великая депрессия, при том 1929...1933 острейшая ее фаза; за рынки воюют с начала времен, а тут такой подарок; в вашей трактовке звучит как благородный порыв братского народа, а в реалии рывки спасающегося хищника не из последних.

    Еще раз, американаский вклад в промышленность СССР велик; но махать вот так "Америка создала..." лучше поостеречься. Электротехника и приборостроение в основе немецкие, химия французская и немецкая, механика французская и английская.
    Авиапромышленность в России была создана в 1908...1919 гг, , и работала до известной катастрофы именно как авиастроительная отрасль, в т.ч. и в 30-е годы.

    1. 0
      19 апреля 2020 22:01
      Таблица из "История отечественной авиапромышленности. Серийное самолетостроение 1910-2010 гг." Под общ.редакцией Д.А.Соболева, М.,Русавиа, 2011 г.
  17. Eug
    0
    19 апреля 2020 22:26
    Жаль, ни один тип ВНЭУ не рассматривается с точки зрения скрытности. Как по мне, наиболее ппрспективной является установка с литий - ионными аккумуляторами, но это, мягко говоря, взгляд со стороны. Вроде как на Лошарике отрабатывали именно эту технологию...
  18. 0
    19 апреля 2020 22:53
    Чтобы комментировать информацию статьи, было бы неплохо узнать, что не пошло с нашим проектом Лада. Сам проект по задумке Рубина был не плохой и удовлетворял запрос ВМФ на то время (начала нулевых). но слышал, что именно с ВНЭУ загвоздка.
  19. +5
    19 апреля 2020 23:17
    Автор пропустил сообщение о разработке и получении в 2019 году установки, которая получает водород высокой степени очистки прямо на борту ПЛ из единого топлива ОТТО-2. Я повторю свой пост от 7 апреля 2020 18:46

    "... супостаты из Naval Gruop смастрячили ВНЭУ 2 уровня, получающую водород высокой очистки на борту из риформинга единого топлива ОТТО-2. Кислород криогенный вне прочного корпуса, ТЭЛы и на выходе -- вода, углекислый газ и электричество. Отсек с установкой занимает 8 м длины. Может устанавливаться на вновь строящихся и модернизируемых лодках. Причем сделали они его еще в 2019 году, а кукарекнули только сейчас. Видать отработали и уверены в своем изделии. Наши так и не допилили это направление...А жаль.
    Промышленная группа Naval Group разработала воздухонезависимый топливный элемент 2-го поколения FC2G AIP (Air-Independent Propulsion Fuel Cell 2nd Generation). AIP FC2G является дополнительным модулем к основной силовой установке подводной лодки и способен увеличить автономность субмарины в 3- 4 раза.
    https://naukatehnika.com/vozduhonezavisimaya-energeticheskaya-ustanovka.html
    1. 0
      20 апреля 2020 12:51
      Цитата: Удав КАА
      супостаты из Naval Gruop смастрячили ВНЭУ 2 уровня, получающую водород высокой очистки на борту из риформинга единого топлива ОТТО-2.

      Мощность какая?
      1. +3
        20 апреля 2020 13:33
        К сожалению, мощность установки в статье не указана. Но то, что французы сделали нас и американцев, которые тоже этой проблемой занимались, говорит о многом!
    2. +2
      20 апреля 2020 13:05


      Занимает целый отсек подлодки. Может поэтому, новые НАПЛ от NG будут более 2000 тонн в/и.
  20. +1
    20 апреля 2020 03:18
    Удивляюсь я Вам всем: просто плакать хочется! Любая рыба, включая и морскую, гниет с головы. Проблемы, имеющиеся буквально на всех направлениях, решаются просто и эффективно: увеличьте зарплаты всем спецам и разработчикам минимум в два раза, студентам вузов и техвузов - в 3-5 раз. Уберите всех патр-р-риотов из руководства министерств, соответствующих направлений и проектов, которые целенаправленно и тонко все гробят: всякие чубайсы, рогозины...Прекратите всякие поползновения на хитрые обьединения тип Мига и Сухого...Примеров- море. Введите смертную казнь за доказанное предательство...Где взять деньги? Не смешите мои тапочки: их просто очень много! Вернуть все награбленные у народа деньги, поставить на место всех царьков-жлобов разных уровней и т.д. и т.п.
    Пока окружение, олигархи, чиновники дальше цинично грабят Россию и опускают народ - будет только хуже.
    А так все эти стенания по поводу проблем в любом техническом направлении- коту под хвост. Какой там шпионаж где-то? Своих продажных шавок понаходите и расстреляйте! Сразу дышать легче станет! Слабо? Слабо - кишка тонка!
  21. +1
    20 апреля 2020 12:54
    Занятная статья, плюсанул. Однако, с выводом не совсем согласен - сейчас тенденция перспективных разработок для НАПЛ в основном в сторону аккумуляции энергии, тут пока японцы с корейцами впереди всех. Главный вопрос - нужна ли настолько маломощная и, в то же время, занимающее значительное место ВНЭУ? Аргументы за ВНЭУ - отсутствие в России фактически полного цикла производства мощных литиевых аккумуляторов. Судя по тем обрывкам сведений, что имеются, попытки разработки ВНЭУ встречаются с огромными трудностями плюс амбиции - довольствоваться скоростью 2 узла ВМФ вряд ли станет. Стирлинг использовать нельзя - насколько я помню, он запатентован шведами. Хотелось бы иметь НАПЛ, сопоставимую с французскими АПЛ по возможностям, но, как водится, желания и возможности - не одно и то же.
    1. 0
      20 апреля 2020 13:29
      Цитата: d4rkmesa
      Стирлинг использовать нельзя - насколько я помню, он запатентован шведами

      В военном деле на патенты не смотрят,. Сам "стирлинг" не представляет из себя непреодолимое препятствие , все вопросы связаны с источником тепла.
  22. +1
    20 апреля 2020 14:12
    Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
    Великий товарищ Сталин ничего не крал! Под его руководством Советский Союз открыто закупал оборудование, лицензии и зачастую целые заводы.

    По личному указанию товарища Сталина, Туполев, со товарищами по шарашке, скопировали трофейные американские "Летающие крепости" и создали бомбер ТУ-4.
    Надо сказать, что они были не совсем трофейные, но это уже другая история.
  23. 0
    27 апреля 2020 16:36
    Всего за 10 лет (1930-1940) Америка создала в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность,

    СССР создал все перечисленое на свои деньги, подготовил свои кадри и многое сделал без импорта. Америка ничего не создавала и не хотела создавать в СССР. Наоборот советския заказьи спасали американскую и европейскую индустрию во время мирового кризиса.
  24. 0
    27 апреля 2020 16:53
    Цитата: Николай-1970
    Это так. Считается,что успехи Ына в ракетостроении и ядерном оружии,благодаря выехавшим.
    Например схема "гантель"или "арахис"(в США),появилась у него через 8 лет,с начала работ.
    Унас примерно в 1983-м. Так "глухонемые" говорили.
    Хотя,допускаю,что Ын звиздит. И это муляж.

    То же самое говорили в свое время и о СССР и потом о Китая. В США судили "атомних" шпионов.
    Ну допустим что ето правда - кто то вьехал в КНДР и что то им сказал. Но для ракетостроение и ядерное оружие надо создать другую индустрия на другом качественом уровне. Без них, если и Вернера фон Брауна с его командой привести, останешься только чертежами и схемами. В Аргентину работал Курт Танк, в Ливии ведущие инженери из Пеенемюнде, где то работал и Вили Месерсшмит, но ничего из етого не вьишло.
  25. 0
    27 апреля 2020 17:04
    Цитата: agond
    Однако Туполев возражал , но его мнение Сталин отклонил, а по большому счету инженера рождаются не для слепого копирования чужого , а для проявления своего , но к сожалению у нас изобретатели могут ходить кругами годами пытаясь подсунуть под закрытые двери свои изобретения

    Сталин последний человек в мире которьй хотел слепого копирования от своих инженеров.
    Ту-4 то же не смогли "слепо" копировать - у них двигатели советские. А хотели, как можно точно, копироват Б-29 - первое для изучения его возможности и второе для максимального затруднения ПВО США.
    1. 0
      5 мая 2020 13:34
      А почему бы и не скопировать если если есть понимание, что вещь получилась удачной , есть понимание почему она сделана именно так и не иначе.
  26. 0
    10 марта 2021 00:11
    Спохватились на самом краю пропасти...
    Ещё бы лет 5ть - 10ть и восстановить НИЧЕГО из того что было наработано ВПК СССР до 1991го - было бы нельзя. Но и сейчас восстановление, а тем более, развитие идёт с большим трудом. Проблема, конечно же в руководстве. Не те люди у руля. Они НЕ ПОНИМАЮТ, что для того чтобы что то создать, нужны не только деньги, которых полно (особенно если их отобрать у олигархов), но и КАДРЫ, которые после ВУЗа должны ещё работать 5-10ть лет в качестве УЧЕНИКОВ (Мл.Науч.Сотр.) опытных инженеров и конструкторов...
    А если страна штамповала юристов, артистов и экономистов, а в технических ВУЗах, в основном, остались дедушки и аспиранты которые на современном производстве никогда не были, то где взять ИНЖЕНЕРА с 10ти летнем опытом в определённой сфере, чтобы он мог создавать что то новое?
    НИГДЕ.
    Ещё, конечно, шанс у нашей страны есть, но отсталость за эти 30ть лет, столь велика, что мы продолжаем идти по краю пропасти. До сих пор нет ни одного фрегата в составе флота - с отечественной газотурбиной. То что поставят на 22350 - копия украинского (выросшего с СССР) уже не нового и далеко не современного... К дизелям тоже куча претензий... ВНЭУ - вообще в зачаточном состоянии... Гидроакустика, торпеды... и т.д. и т.п.
    Можно смело заявлять, что технологической независимости, безопасности у нашей страны НЕТ и именно в следствие политических процессов не только далёких 90х, но и нулевых и "десятых"...

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»