Десант, партизаны и антифриз. Десантно-транспортные планеры РККА

58
Десант, партизаны и антифриз. Десантно-транспортные планеры РККА
Планер А-7 конструкции О.К. Антонова - одна из основных машин своего класса. Фото Airwar.ru

В годы Второй мировой войны на вооружении ряда стран состояли транспортные и десантные планеры. Такая техника, отличаясь дешевизной и простотой производства и эксплуатации, могла перевозить людей и грузы, обеспечивая логистику или выполняя высадку десанта. РККА располагала несколькими типами планеров с разными характеристиками и достаточно активно использовала их почти на всем протяжении войны.

История развития


В двадцатых годах прошлого века в нашей стране завоевал популярность планерный спорт, тогда же началось изучение вопросов военного применения планеров. Однако реальные работы по десантно-транспортным планерам стартовали только в 1930 г. Первый период развития продолжался до середины тридцатых и не дал особых результатов. Ранние транспортные планеры не были массовыми и не использовались армией.



Работы по этой теме возобновились уже в конце десятилетия, поводом для этого стали зарубежные разработки. В 1939 г. свой конкурс на разработку планера объявил Осоавиахим, а в 1940-м – недавно созданное Управление по производству десантно-транспортных планеров из состава Наркомата авиационной промышленности.

Участниками двух конкурсов стали несколько конструкторских коллективов. Несколько проектов отметили премиями и допустили к строительству опытной техники. Наиболее удачным во всех отношениях оказался планер «Рот Фронт-8» конструкции О.К. Антонова. В дальнейшем этот проект был улучшен, и получившийся планер А-7 пошел в серию. Другие проекты не продвинулись дальше испытаний прототипов.


Конструкция А-7 отличалась максимальной простотой и технологичностью. Фото Авиару.рф

В ноябре 1940 г. были введены новые штаты воздушно-десантных бригад. Они предусматривали высадку десанта с парашютом, посадочным способом с самолетов и при помощи планеров. Соответственно, армии потребовались новые образцы техники. Позже в Саратове открыли Военную авиационно-планерную школу, которой предстояло готовить летчиков-планеристов.

Начало Великой Отечественной войны подстегнуло работы по планерному направлению. Предлагались разные варианты техники для перевозки людей и разных грузов, вплоть до артиллерийских орудий и легких автомобилей. Предлагались и более смелые проекты, такие как набор плоскостей для легкого танка или планер-бензовоз, способный передавать горючее бомбардировщику-буксировщику и увеличивать его радиус действия. Впрочем, далеко не все новые разработки доходили до серии и строились в существенных количествах.

Планеры времен войны


В сентябре 1941 г. впервые взлетел планер А-7, созданный на основе более старого РФ-8. Это была цельнодеревянная машина с максимальным взлетным весом менее 1900 кг. Она управлялась одним пилотом и перевозила шестерых десантников. Производство было развернуто на нескольких заводах и продолжалось до 1944 г. В общей сложности РККА получила не менее 400 изделий А-7 (по другим данным, до 600). Создавались специализированные модификации с особыми возможностями.

Не менее массовым стал планер Г-11 (он же Гр-29) конструкции В.К. Грибовского, созданный для конкурса 1940 г. При нормальной полетной массе 2,4 т такой планер вез 10 десантников и одного пилота. Испытания Г-11 провели в начале осени 1941 г., а в ноябре уже освоили серийный выпуск. До конца года армии передали 10 планеров. В 1944 г. появилась учебная модификация Г-11У с двойным управлением. Производство планеров Г-11 завершилось в середине 1945-го. За все время изготовили ок. 500 единиц.


Посадка десантников в А-7. Фото Авиару.рф

Сразу после начала войны Д.Н. Колесников и П.В. Цыбин разработали проект тяжелого планера КЦ (в дальнейшем появились варианты КЦ-2 и КЦ-20). Максимальный взлетный вес КЦ-20 превышал 4,4 т. Машина управлялась двумя летчиками и могла перевозить 18 десантников или сопоставимый груз. Производство серии КЦ завершили в конце 1943 г. Было построено, по разным данным, от 50 до 68 планеров.

Два полка


Поставки серийных планеров в РККА начались в последних месяцах 1941 г. Техника поступала в бригады ВДВ и поначалу использовалась в качестве транспорта для перевозок в тылу. Малое ее количество пока исключало полноценное боевое применение в воздушно-десантных операциях. Такое положение дел сохранялось до весны 1942-го.

В феврале и марте 1942 г. на аэродром Стрыгино (Горьковская область) перебросили несколько планеров А-7 и Г-11, а также самолеты-буксировщики Р-6, ПС-84, СБ и ДБ-3Ф. Вскоре вышел приказ о формировании 1-го отдельного авиационно-планерного полка (1-й оапп), подчиненного непосредственно командованию ВДВ. Полк включал две эскадрильи, в которых присутствовало 10 буксировщиков и 60 планеров.

В августе того же года в г. Киржач (Ивановская обл.) сформировали 2-й учебный авиационно-планерный полк (через год переименован во 2-й отдельный авиационно-планерный). В его распоряжении имелись самолеты ДБ-3Ф / Ил-4, а также планеры Г-11 и А-7.


Планер Г-11. Фото Airwar.ru

В дальнейшем новые планерные части не формировались. Для решения поставленных задач в интересах армии и других формирований вполне хватало и такой группировки. В разное время два полка перевозили различные грузы в тылу и за линию фронта, а также обеспечивали высадку десантов.

Воздушный транспорт


Летом 1942 г. летчиков 1-го оапп привлекли к снабжению партизанских отрядов Брянской области. При помощи планеров в удаленные районы доставлялись различные грузы и специалисты. Впрочем, подобные вылеты производились не слишком часто и без какой-либо четкой системы.

В ноябре того же года два планерных полка стали главными участниками операции «Антифриз». В начале месяца в районе Сталинграда резко похолодало. Техника РККА оказалась неготовой к заморозкам и нуждалась в больших количествах антифриза – в минимальные сроки. Нужные ресурсы имелись в Московской области, но возникли трудности с переброской. Железная дорога и военно-транспортная авиация не могли справиться с поставленной задачей за приемлемое время.

Командование ВДВ предложило организовать снабжение войск при помощи планеров. 10 ноября два полка поднялись по тревоге и начали подготовку к полетам. Уже вечером 12 ноября состоялись первые вылеты. Буксировщики с загруженными планерами взлетали с аэродрома Медвежьи Озера (Московская обл.) и с несколькими промежуточными посадками добирались до Сталинградской области. Полет занимал до 8-9 часов и зачастую проходил в сложных метеоусловиях.


Кабина Г-11, вид вперед. На заднем плане видно кресло летчика, у бортов - лавки десанта. Фото Airwar.ru

В операции «Антифриз» использовались планеры Г-11 и А-7. Более крупные Г-11 брали на борт по шесть 200-л бочек с антифризом, легкие А-7 – вдвое меньше. До 16 ноября включительно планерные полки выполнили 60 полетов и перевезли ок. 50 т жидкостей и другие грузы. В ходе операции потеряли 3 буксировщика и 10 планеров. Несколько летчиков погибли. Ценой таких потерь удалось обеспечить снабжение действующей армии необходимыми ресурсами. Дальнейшие события под Сталинградом показали всю важность проведенной операции.

На рубеже 1942-43 гг. планеры вновь привлекались к снабжению войск в районе Сталинграда. Весной предпринимались попытки применения планеров в районе осажденного Ленинграда.

С марта 1943 г. основной работой двух планерных полков стало снабжение партизанских отрядов, в основном на территории Белоруссии. Полеты осуществлялись ночью, партизаны организовывали и размечали посадочные площадки. После посадки и разгрузки судьба планера прямо зависела от особенностей полевого «аэродрома». Если площадка позволяла сесть самолету-буксировщику, планер можно было вывезти вместе с ранеными или какими-либо грузами. В противном случае планер разбирали на материалы или попросту сжигали.

Всего за две недели марта 1943-го силами 2-го оапп партизанам районов Селявщина и Бегомль привезли 140 специалистов и руководителей, 3 т медикаментов, 4 т взрывчатых веществ, тысячи единиц стрелкового оружия и различные боеприпасы. В 60 вылетах потеряли 65 планеров (в основном из-за невозможности возвращения). Почти всех летчиков успешно вернули «на большую землю».


Тяжелый планер КЦ-20. Фото Airwar.ru

Новая операция по снабжению партизан началась в конце апреля 1943 г. и продолжалась почти год. За это время партизанские отряды приняли 135 планеров всех основных типов со всеми необходимыми грузами. При этом планерные полки столкнулись с противодействием со стороны противника. Люфтваффе пытались перехватывать воздушный транспорт или следить за ним в поисках партизанских баз.

Десантная операция


Десантные планеры регулярно использовались для доставки в тыл врага диверсионно-разведывательных групп. При этом они лишь единожды участвовали в полномасштабной воздушно-десантной операции. Планеры вместе с другой техникой использовались для высадки тактического десанта на правом берегу р. Днепр 24-25 сентября 1943 г.

Для высадки десанта к операции привлекли 180 военно-транспортных самолетов разных типов. 1-й и 2-й оапп предоставили в общей сложности 35 планеров А-7 и Г-11. Сначала часть планеров использовалась для посадочного десантирования бойцов. В дальнейшем такую технику применяли для подвоза медикаментов и боеприпасов, эвакуации раненых и т.д. Операция в целом оказалась неудачной, но планеры вновь подтвердили свой потенциал – который можно было реализовать при правильном их применении.

Конец работы


В апреле 1944 г. летчики 1-го оапп совершили последний вылет для снабжения белорусских партизан. После этого подобные полеты не выполнялись. Фактически боевые операции с применением планеров завершились.

В июне 1-й оапп отвели в г. Клин. Осенью планерный полк переформировали в 208-й гвардейский авиаполк дальнего действия (208-й гв. апдд) и перевели на бомбардировщики Ил-4. 2-й оапп в тот же период стал 209-м гв. апдд. Планеры списали по выработке ресурса, а их пилотов распределили между летными школами первоначального обучения.


Планер Г-11 в качестве памятника в г. Шумерля. Фото Wikimedia Commons

Часть опытных летчиков в начале 1945 г. перевели во вновь созданный 45-й учебно-тренировочный авиапланерный полк (45-й утапп). Задачей этой части было сохранение опыта и освоение новых конструкций с целью дальнейшей подготовки пилотов.

Некоторые итоги


Советские транспортные планеры изначально создавались в интересах ВДВ для проведения десантных операций. Однако по прямому назначению их использовали всего один раз. В остальное время два планерных полка решали транспортные задачи в тылу или помогали партизанам.

За годы войны было построено более тысячи планеров нескольких основных типов. Потеряв существенную часть этой техники, удалось перевезти сотни тонн разнообразных грузов для снабжения действующей армии и партизанских отрядов, а также обеспечить работу десятков разведывательных групп.

После Великой Отечественной войны развитие тематики транспортных планеров продолжилось, но уже не дало заметных результатов. Появились новые образцы военно-транспортной авиации, имевшие очевидные преимущества, и планеры оказались ненужными.
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    16 мая 2020 05:56
    Спасибо, десантные планеры - интереснейшая тема!
    До 16 ноября включительно планерные полки выполнили 60 полетов и перевезли ок. 50 т жидкостей и другие грузы. В ходе операции потеряли 3 буксировщика и 10 планеров. Несколько летчиков погибли.
    Такова цена Победы.
  2. +2
    16 мая 2020 05:58
    Спасибо!
    С уважением, Коте!
  3. +4
    16 мая 2020 06:05
    ....В общей сложности РККА получила не менее 400 изделий А-7 (по другим данным, до 600)....
    .... Производство планеров Г-11 завершилось в середине 1945-го. За все время изготовили ок. 500 единиц...
    ... Производство серии КЦ завершили в конце 1943 г. Было построено, по разным данным, от 50 до 68 планеров....
    В общей сложности от 950 до 1168 планеров...
    Немцы в этом деле нас обогнали .
    Военно-транспортный планер выпускаемый компаний «Gothaer Waggonfabrik» 1941-1944 гг. для Люфтваффе в таких модификациях: Go-242A-1/2, Go-242B-1/2/3/4/5 и Go-242C-1.Всего было выпущено 1,5 тысяч машин. ТТХ планера: длина – 15,8 м; высота – 4,3 м; размах крыла – 24,5 м; площадь крыла – 64 м2; снаряженная масса – 3,2 т, взлетная – 7,1 т; максимальная скорость – 300 км; вооружение – четыре пулемета 7,92-мм MG-15 или MG-34; количество мест – 23.
    Средний десантный и транспортный планер Gotha Ка-430 выпускался с 1944 г. Всего было выпущено 12 машин. ТТХ планера: длина – 13,2 м; высота – 4,2 м; размах крыла – 20 м; площадь крыла – 38,7 2;; снаряженная масса – 1.8 т, взлетная – 4,6 м; максимальная скорость планирования – 300 км/ч, буксировки – 210 км/ч; грузоподъемность – 1,4 т; экипаж – 2 человека; вооружение – 13-мм пулемет МG-131; количество мест – 12.
    Десантный планер DFS-230 выпускался в 1938-1945 гг. компанией DFS в двух вариантах: боевой DFS-230А-1 и учебно-тренировочном с двойным управлением DFS-230А-2. Всего было выпущено 1000 машин. ТТХ планера: длина – 11,2 м; высота – 2,7 м; снаряженная масса – 860 кг, взлетная – 2,1 т; размах крыла – 21 м; площадь крыла – 41 м²; максимальная скорость – 290 км/ч; грузоподъемность – 1.2 т; экипаж – 1 человек; количество мест – 10.
    Планер Me-321 Gigant выпускался фирмой «Messerschmitt» в 1941-1942 гг. построено 200 машин. ТТХ планера: длина – 28 м; высота – 10 м; грузоподъемность – 22 т; снаряженная масса – 12,2 т, взлетная – 34 т; размах крыла – 55 м; площадь крыла — 300 м²; максимальная скорость планирования — 220 км/ч, буксировки – 160 км/ч; вооружение – два 7,92-мм пулемета MG-15 и MG-34; экипаж – 3 человека; количество мест – 120.
    1. +3
      16 мая 2020 08:11
      Ну, "Гигант" это, вообще, уникум в своем роде. Не знаю, занесли его в книгу рекордов Гиннеса или нет...
  4. +2
    16 мая 2020 06:33
    Ну с переброской антифриза как то совсем не понятно, везли разбавленый антифриз, марки 40, можно было везти концентрат марки 90-95 то есть уже 20 тонн. и кажется десяток Студеров справились бы с этой задачей без излишних усилий, за пару суток. Ни разу про операции планеров не слышал, ну кроме той единственной..... А как на планере можно раненых партизан эвакуировать , я себе с трудом представляю.
    1. +1
      16 мая 2020 07:30
      Цитата: Вольный ветер
      А как на планере можно раненых партизан эвакуировать , я себе с трудом представляю.

      А где это вы взяли, что "раненых партизан эвакуировали" на планерах ? belay
      1. +2
        16 мая 2020 07:32
        В статье написано.
        1. +1
          16 мая 2020 08:19
          Цитата: Вольный ветер
          В статье написано.

          Мдааа...ну и "статья"... fool В принципе, это было возможно при благоприятных обстоятельствах...самолёт-буксировщик приземлялся и взлетал с планером... ! Но обычно,такой вариант был весьма-весьма редок ! Не зря планеры старались делать недорогими , потому как предполагалась "одноразовость" !
    2. +5
      16 мая 2020 07:51
      Такой случай описан у И. И. Шелеста. В 43 году С. Н. Анохин на планере А7 вывез раненых из немецкого тыла. Самолет буксировщик СБ пилотировал летчик старшина Желютов. Случай, конечно, исключительный, но такое тоже было.
      1. +1
        17 мая 2020 04:06
        Цитата: starpur
        В 43 году С. Н. Анохин на планере А7 вывез раненых из немецкого тыла.

        Как я уже сказал, случаи такие были не часты;т.к. нужно,чтобы сложились все необходимые обстоятельства ! В данном случае стоит обратить внимание на такое обстоятельство: в роли буксировщика оказался фронтовой бомбардировщик...не "транспортник"...вот "поневоле" и пришлось цеплять планер... другое обстоятельство: планер оказался "под рукой" !
  5. +1
    16 мая 2020 07:46
    Планерную "идею" пытались "усовершенствовать" ! Например, путём создания мотопланеров ! Занимались этой "идеей" и в СССР,но сразу после войны... Варианты применения был следующие: 1.Во первых, мотопланеры могли "стартовать" без буксировщиков...; 2. Деревянные корпуса мотопланеров сжигали,например;а мотоблоки "накапливали" и вывозили потом на "транспортнике"...3.После взлёта и набора нужной высоты. мотоблоки сбрасывались на парашюте... То есть, дешёвые ...деревянные планеры использовались ,зачастую,одноразово;а "мотоблоки",по возможности, многократно...
    1. +1
      16 мая 2020 08:08
      P.S. Кстати, чуть было не забыл ! Если мне не изменяет память, то были и цельнометаллические мотопланеры... "Алгоритм" применения был следующий: 1.Мотопланер взлетал и набирал высоту с форсированными моторами,затем моторы выключались и мотопланер добирался до"месту назначения"...2. После посадки и выгрузки, мотопланер взлетал и набирал высоту с форсированными моторами и "ковылял" ,, до дому,,...
      1. 0
        16 мая 2020 08:50
        Кажется применение такой схемы лишало идею планера смысла. Получали обычный тихоходный самолет, очень тихоходный, с дополнительным весом двигателя и топлива. А планерный спорт конечно красив, но дорог, и посмотреть не возможно, улетают за сотни километров .Бывало и за тысячу переваливало. Летали бы по кругу, пока не навернутся.
        1. +1
          16 мая 2020 09:28
          Почему лишало идею, здесь основой идеей являлось отсутствие самолёта-буксировщика, причём не столько в точке старта, но и в точке посадки, плюс это возможность вернуться и не потерять планер.
          И не подвергать буксировщик риску каковой был огромен, в описаном starpurом выше случаю, ведь по факту буксировщик тоже слетал в тыл противнику.
          В остальном да, очень тихоходный летательный аппарат, зато бесшумный.
          1. +1
            16 мая 2020 09:30
            Стелс конкретный.
            1. 0
              16 мая 2020 09:34
              А вот рост возможностей радиолокации, скорее всего и стал причиной окончания военного применения планеров. Обнаружить легко, сбить или подготовиться к втрече на земле тоже не проблема.
              1. 0
                16 мая 2020 09:39
                Появилось большое количество прекрасных самолетов.
              2. +1
                16 мая 2020 10:02
                Что-то мне подсказывает, что обнаружить деревянный планер средствами радиолокации времен Второй Мировой было невозможно
          2. 0
            16 мая 2020 09:46
            Цитата: volodimer
            Почему лишало идею, здесь основой идеей являлось отсутствие самолёта-буксировщика, причём не столько в точке старта, но и в точке посадки, плюс это возможность вернуться и не потерять планер.

            Это было не важно по большому счёту.
            Важно было быстро перебросить много десантников. Дешёвыми планерами.
            После войны в воздушно-десантной дивизии на один парашютно-десантный полк приходился один посадочный воздушно-десантный полк
            Так что если и могли пригодится мотопланера, то только для обеспечения массовости подъёма планеров в воздух
            1. 0
              16 мая 2020 10:08
              Я согласен, послевоенные работы по планерной тематики решали проблемы прошедшей войны.
              Главная из которых недостаток авиации для транспортировки десанта, поскольку ДС/ЛИ были массово переведены в бомберы, как результат нехватка транспортной авиации, которую и замещали планерами. А потери планеров при выполнении транспортных миссий привели к мотопланерам.
              1. +3
                16 мая 2020 10:19
                Цитата: volodimer
                Главная из которых недостаток авиации для транспортировки десанта, поскольку ДС/ЛИ были массово переведены в бомберы, как результат нехватка транспортной авиации, которую и замещали планерами.

                Спорно.
                У американцев во время войны на один парашютный трёхбатальонный полк приходилось два двухбатальонных планерных

                А у американцев проблем с бомбардировщиками не было

                Или вот, к примеру, британские десантники в Нормандии
                1. 0
                  16 мая 2020 10:57
                  Да, но у них небыло проблем с буксировщиками для этих самых планеров, а мы и планеры перестали производить, поскольку кто их в воздух поднимет. Ну и масштаб высадки у них был огромный. А мы под ржевом все свои возможности использовали, правда условия были много хуже чем в нормандии или на крите.
                  А
                  У американцев во время войны на один парашютный трёхбатальонный полк приходилось два двухбатальонных планерных
                  вот это от того, что им тоже нехватало не бомбардировщиков, но транспортников. С планера с парашютом как-то не прыгают.
                  1. +1
                    16 мая 2020 12:53
                    Цитата: volodimer
                    вот это от того, что им тоже нехватало не бомбардировщиков, но транспортников.

                    Вполне хватало.
                    Просто планер это дешевле, это надёжнее, это возможность десантирования боеготового подразделения в том числе с тяжёлым вооружением
                    1. +1
                      16 мая 2020 13:25
                      Для второй мировой да, но после неё: "дёшево и надёжно и массово", стало ненужным при наличии развитой транспортной авиации, которая "надёжно и массово", а с разработкой систем для десантирования тяжёлого вооружения, последние аргументы "за"
                      закончились, как и военные планеры.
                      В итоге мы пришли к тому, к чему имеем сейчас, когда сама возможность десантирования крупных соединений в тыл противника ставится под сомнение.
                      С уважением hi
                  2. +1
                    16 мая 2020 16:36
                    Цитата: volodimer
                    вот это от того, что им тоже нехватало не бомбардировщиков, но транспортников. С планера с парашютом как-то не прыгают.

                    Хе-хе-хе... так буксировщиками у планеров были как раз транспортники - C-47. smile

                    Так что каждый задействованный планер - это минус один транспортник.

                    Главных преимуществ планера над транспортником, ради которых их строили даже в США, два:
                    1. При планерном десантировании подразделение приземляется без разброса по местности, сразу всё вместе.
                    2. Планер позволяет загрузить и быстро выгрузить на минимально подготовленную площадку артиллерию, автомобили (и даже танки) - без разборки и последующей сборки.

                    Так, в операции Чикаго на 52 планера CG-4A Waco, буксируемые 52 C-47 Skytrain, погрузили 155 человек, бульдозер, 16 57-мм ПТП, 25 автомобилей, 2,5 тонны боеприпасов, 11 тонн оборудования, включая р/с SCR-499 для полевого КП 101-й дивизии.

                    Обычному транспортнику, типа C-47, такое недоступно. А тем, которым доступно, нужна длинная подготовленная полоса.
            2. +1
              16 мая 2020 10:21
              И сколько он мог километров пролететь 100-200?
              1. +1
                16 мая 2020 10:25
                Немецкий мотопланер Go 244 пролетал 740 км.
                1. +1
                  16 мая 2020 11:30
                  Не плохо,но с мотором это уже другой уровень да и от ветра не зависишь
          3. +2
            16 мая 2020 11:51
            Можно учесть ещё один "плюс" у мотопланеров...увеличение дальности полёта ! Такой транспортный мотопланер мог оснащаться довольно-таки маломощными("малогабаритными") моторами и использоваться совместно с самолётом-буксировщиком !Моторы запускались на "маршруте", когда ЛА начинал терять высоту...это нужно было , чтобы поднять высоту ! Результатом "всего этого" было увеличение дальности полёта "гружёного" планера(мотопланера)... Я не могу сейчас сказать (не помню!) , выпускались ли мотопланеры серийно (принимались ли на вооружение...)... но интерес к мотопланерам недолго продержался ! Многие проекты остались: "на бумаге" , в недостроенных опытных образцах, в единичных построенных опытных образцах...
            Возможна ли "реставрация " мотопланеров ? А кто их знает !? Сейчас суверенное воздушное пространство над государством считается до 80 км "в высоту" ! Выше...международным законодательством не регулируется;а значит,как бы, можно летать ! Известен нам и проект "двухфюзеляжного" самолёта...самолёта-катамарана ! Этот "авиакатамаран" может послужить буксировщиком своеобразного "мотопланера", оснащённого разгонным блоком из ЖРД ! Самолёт-буксировщик поднимает "на спине" "мотопланер" на доступную высоту... запускается разгонный блок (ЖРД) . "Планёр" поднимается на высоту более 80 км и "телепает" до нужной точки намеченной "гос.территории" ... В отличии от альтернативного "полноценного транспортника" это может обойтись дешевле и не так жалко оставить там навсегда...
            1. +1
              16 мая 2020 13:00
              Цитата: Nikolaevich I
              Возможна ли "реставрация " мотопланеров ? А кто их знает !?

              У американцев что-то было в области беспилотных одноразовых мотопланеров/парапланов для экстренного снабжения подразделений морпехов
            2. +1
              16 мая 2020 17:36
              По поводу катамаранов!
              He 111 Z-1 — два самолёта He-111, соединённых друг с другом пятым двигателем — использовался в качестве буксировщика тяжёлого планера — Me 321

              Сомнительно, что планёр сможет летать на высоте 80 км! Я не физик, но рекорды реактивных самолетов не превышают 50 км.
              100 км это уже ближний космос.
              1. +2
                17 мая 2020 02:43
                Цитата: Коте пане Коханка
                Сомнительно, что планёр сможет летать на высоте 80 км!

                Ну, назовём его "глайдер"...тогда уж точно полетит ! wink Вы же сами сказали, что 100 км -уже ближний космос ! А в космосе не то что планер....каменюка должна полететь ! smile
    2. DDT
      +1
      16 мая 2020 18:52
      Тогда уж лучше просто присобачили бы обыкновенные пороховые ускорители. Типа взлетел, сбросил пустышки и долетел куда надо. Ато прав товарищ, недосамолет, плюс еще и топливо на себе тащит ненужное.
      1. 0
        17 мая 2020 03:27
        Цитата: DDT
        Тогда уж лучше просто присобачили бы обыкновенные пороховые ускорители.

        Ну. не исключено.что и был,в действительности, такой проект... во всяком случае , в школьные годы у меня имелась идея : планер со стартовыми ракетными (пороховыми) ускорителями...по мотивам катапультного старта МиГ-15...
        Цитата: DDT
        недосамолет, плюс еще и топливо на себе тащит ненужное.

        А как гласит реклама ? Если дорогое и дешёвое средства справляются с поставленной задачей, то зачем платить больше ? Ведь и сейчас такой подход действует ! Пример-беспилотники... Ведь их тоже можно рассматривать в каком-то смысле, как "недосамолёты"... особенно, в начале развития идеи ! Но практические соображения "возобладали"... и среди них " :сберечь жизни пилотов..."- не единственное ! Существенное значение имели и иные...например, "Современные пилотируемые самолёты очень дорого стоят ...жалко их терять! Ведь так и воевать вскоре будет нечем !Зачем посылать на определённое задание дорогой пилотируемый самолёт, если именно эту задачу сможет выполнить беспилотник ?!" А "раньше" с беспилотниками было туго ! Вот и приходилось использовать "суррогаты"...например, планеры(мотопланеры) ! А топливо тащит? Так ракетные ускорители тоже топливо !
        1. DDT
          0
          17 мая 2020 13:51
          Сразу по песледнему пункту, да ракетные ускорители тоже топливо, но в результате использования, топливо выгорает, облегчая конструкцию и давая дополнительное ускорение на каждый созженый литр топлива, и не жалко пустышку потом бросить. А мотор дизельный вы знаете сколько стоит? Не говорю об авиамоторе
          Потом, проблема планера, он беззащитен. Его собьют со всеми парашутистами и что, превращать планер в братскую могилу? Слишком ограниченное применение у планеров и использовали их не от хорошей жизни мне кажется.
          1. 0
            17 мая 2020 16:26
            А почему бы на эту "проблему" не посмотреть иначе ? Что "дизель" с запасом(хоть и небольшим...) топлива; что ракетные ускорители-всё равно ограничивают "грузоподъёмность" планера при взлёте ! И тут уж "наплевать" -есть ли разница, что в одном случае отработавшие ускорители сбрасываются после взлёта или "дизели" остаются после "отработки " на планере... ! Тем более , что вы не внимательно читали мои комменты ! Среди проектов мотопланеров были и такие ,когда после взлёта и набора высоты , "мотоблоки" сбрасывались с планера на парашютах...
            1. DDT
              0
              17 мая 2020 18:03
              Да прочел. Поэтому сделал окцент на то, что овчинка выделки не стоит! Сами посудите, ставите вы дизеля, там одни двигатели больше весят чем условно "ракеты", плюс топливо к ним. И теперь смотрите, дизель жрет топливо. Но легче не становится. Ракета жрет топливо астрономически быстро, пару секунд при этом достигается необходимое ускорение и облегчение летательного апарата. понимаете о чем я? То есть, дорогой мотор который можно поставить на самолет. Его еще и на парашут? А нафига? И сколько теряем тогда в поднимаемом весе? Нам нужно ускорение. Но "ракета" дает такое ускорение, за несколько секунд и заморачиваться с парашютами не надо. Поэтому если и вернутся планеры в армию, то только так и никак иначе.
              А если с дизелем и запасом топлива, то это уже самолет laughing
              1. 0
                18 мая 2020 17:55
                "Но "ракета" дает такое ускорение, за несколько секунд"
                Не авиатор я,в некоторой степени ракетчик.И,что-то мне подсказывает(наверное школьный курс физики),что профиль плоскости(крыла)создающего подъёмную силу,сильно разнится для разных скоростей.Это даже не упоминая про сопромат(помним,что планеры внедрялись,впервую очередь,как дешевые средства).Поэтому,Ваше заявление про "несколько секунд" работы РД на планере,видится необдуманным. hi Тут уж или жидкостной РД(что в корне убивает идею простоты и дешевизны) или ТТ РД(твердотопливный ракетный двигатель) с управляемыми векторами тяги.Что тоже хоронит идею простоты и дешивизны.
                Если в чем не прав,-обоснуйте,пожалуйста.
                1. DDT
                  0
                  25 мая 2020 20:26
                  Извините за долгое молчание, бан. Я знаете, тоже не специалист и все мои познания, из авиамодельного кружка ДОСААФ
                  Я с вами полностью согласен, что планеры на то они и планеры, чтобы планировать. Тут просто товарищ хотел на них моторы ставит; и я высказал свою отличною от его точку зрения, что моторы превратят планер в самолет. Но, с ракетными двигателями, при не слишком сильном ускорении будет дан импульс который в теории разгонит планер, до скоростей необходимых когда крыло начнет работать. Умнее, к сожалыению не могу написать так как тороплюсь сновы в бан
                  Удачи вам и не болеть. hi hi
                  1. 0
                    26 мая 2020 07:19
                    Понятно...Удачи! hi
  6. +1
    16 мая 2020 10:15

    тактического десанта на правом берегу р. Днепр 24-25 сентября 1943 г.

    Операция в целом оказалась неудачной

    Неудачной она оказалась лишь потому, что высадка случилась прямо на немецкие резервы, поэтому десант задание и не выполнил. Правда, немцы при этом своих резервов тоже лишились.
    В начале 50-х планеры использовались в Арктике в экспериментах по оборудованию ледовых аэродромов подскока для организации авиационного удара по США через полюс. Читал у кого-то в мемуарах.
  7. +2
    16 мая 2020 11:07
    Автор мальца заблуждается в плане того что всех пидотов планеристов вывозили на большую землю.
    При союзе. Не помню в каком издании уже. По моему в крыльях родины, могу ошибаться конечно. Было интервью с командиром планеристов. Так он с юморком и излевочкой так , об уровне журналюг, расказал что дескать меня журналюги просили дай планериста максимальнле колличество раз слетавшего к партизанам. И услышав цифру, 25-26, по моему сильно удивились и опечалились ибо расчитывали услышать сотенные цифры.
    Как сказал интервьюэр пилоты в основном не возвращались на большую землю а вливались в состав отрядов партизан.
    1. +2
      16 мая 2020 13:06
      Цитата: dgonni
      Как сказал интервьюэр пилоты в основном не возвращались на большую землю а вливались в состав отрядов партизан.

      Видимо, Вы неправильно поняли.
      Часто не было возможности их забрать- это да.
      Но установка была жёсткая, при первой оказии лётчиков вывозили на большую землю, в отрядах оставаться не разрешали. Всех, планеристов, сбитых. освобождённых из плена.. Вроде бы у Вершигоры в мемуарах на эту тему эпизод был.
  8. +4
    16 мая 2020 13:28
    Малоизученный период войны - честно говоря впервые узнал, что даже два планерных полка существовало. Спасибо автору за работу, с интересом прочитал статью.
  9. 0
    16 мая 2020 14:13
    После войны был еще Як-14, и что-то делал Ильюшин.
  10. 0
    16 мая 2020 18:32
    Март 1940 — сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов;
    1941 — школа пилотов преобразована в планерную школу;
    1945 — школа перебазирована в Пугачёв Саратовской области и преобразована в авиационное планерное училище ВДВ;
    1952 — на основе школы создано 160-е военное училище лётчиков;
    1953 — училище перешло на освоение принципиально новой авиационной техники — вертолётов.
    из истории Сызранского ВВАУЛ.
    И вот такой знак, с собственной эмблемой.
  11. +1
    16 мая 2020 18:34
    [center][/center

    Знак Планерного училища.]
  12. +2
    16 мая 2020 18:47
    В августе того же года в г. Киржач (Ивановская обл.)
    Я жутко извиняюсь, уважаемый Кирилл, но город Киржач, в России, один, и он во Владимирской области.
    1. 0
      16 мая 2020 19:29
      Владимиркую область организовали в 1944 году, до этого Киржач входил в состав Ивановской промышленной области, так что по хронологии событий указано правильно.
      1. +1
        16 мая 2020 19:38
        Хорошо! Я посмотрю в источниках.
        А минус за что?
        1. +1
          16 мая 2020 19:41
          Минус не ставил
          1. 0
            16 мая 2020 19:54
            Хорошо! Спасибо! Значит, личные гремлины. laughing
  13. 0
    16 мая 2020 20:42
    Автор:
    Рябов Кирилл
    yes good Было интересно прочитать! Попробуйте напечатать о послевоенных годах.Потом о современных.Интересная тема.С уважением hi !
  14. DDT
    0
    17 мая 2020 13:59
    ИМХО, лучше бы Антонов Ан-2 до войны бы сделал, а не планерами увлекался. Глядишь и потери Красной Армии, в разы бы снизились и снабжение у нас было бы на порядок лучше чем у Вермахта.
  15. 0
    17 мая 2020 14:14


    Были изданы эти книги о применении планеров во время Второй Мировой.
  16. 0
    18 мая 2020 17:57
    Цитата: A.A.G.
    "Но "ракета" дает такое ускорение, за несколько секунд"
    Не авиатор я,в некоторой степени ракетчик.И,что-то мне подсказывает(наверное школьный курс физики),что профиль плоскости(крыла)создающего подъёмную силу,сильно разнится для разных скоростей.Это даже не упоминая про сопромат(помним,что планеры внедрялись,впервую очередь,как дешевые средства).Поэтому,Ваше заявление про "несколько секунд" работы РД на планере,видится необдуманным. hi Тут уж или жидкостной РД(что в корне убивает идею простоты и дешевизны) или ТТ РД(твердотопливный ракетный двигатель) с управляемыми векторами тяги.Что тоже хоронит идею простоты и дешивизны.
    Если в чем не прав,-обоснуйте,пожалуйста.
    1. 0
      18 мая 2020 18:14
      Извините,отвлекся,-автору статьи спасибо за интересную тему.Но! Имея некоторое впечатление(положительное) от статей автора,ждал заголовка типа планеры,буксировщики,-в цифрах.)Нет ТТХ,-нет оценки целесообразности применения в тех,или иных условиях.
      1. 0
        18 мая 2020 18:46
        "Нет ТТХ,-нет оценки целесообразности применения в тех,или иных условиях."
        Сам написал,сам возбудился.Покойный дед партизанил на Брянщине.Слова клещами не вытянешь.Начитавшись в отрочестве,книжек из серии "Военные приючения", спрашивал его по несознанке,-а как же планеры?Ответ:так пока он прилетит...Т.е.работали!?
        И возникает вопрос:КАК? Летали на этих ЛА практически лишенных маневра,средств спасения?Очень узкая область применения была!
        Слава пилотам планеров,буксировщиков!Всем причастным к Победе!