Казачья Пасха

58

Православие всегда было одним из столпов казачества. Это подчёркнуто даже тем фактом, что нередко казаков величали «воинами Христовыми». Конечно, негласно в казачьи отряды поступали на службу мусульмане, но частенько позже они принимали православие. Так или иначе, но православные праздники были для казаков главными. Даже традиционный ныне Новый год не отмечали с таким размахом, как Рождество. И, разумеется, Пасха, т.е. день Воскресения Христова, был для казаков необычайно значимым праздником, к которому загодя готовились. И, естественно, он обрастал чисто казачьими традициями и обрядами.

Праздник, как и военная операция, требует подготовки


К Пасхе готовились крайне тщательно. Хозяйки не просто прибирались в хате, а доводили её до состояния кристального блеска. Особо рачительные хозяева заново белили стены и даже обновляли полы. Вся одежда простирывалась и приводилась в порядок. Если доходы казачьей семьи позволяли, то казаки заказывали себе новые черкески и бешметы, сапоги и ноговицы. Для благоверных закупали ткань, из которой они шили себе нарядные платья. Не забывали и об одежде для маленьких казачат.



Перед Пасхой забивали скот, чтобы искусные казачьи поварихи могли заставить стол вкуснейшими кушаньями. В Чистый четверг (его называют также Великим четвергом) все члены семьи направлялись в баню, чтобы пропарить тело до самых костей.


Празднование Пасхи в кругу боевых товарищей

Знаменитые куличи и творожные пасхи начинали готовить в Великую пятницу. В день приготовления пасхи как детвору, так и взрослых казаков отправляли на целый день из хаты, чтобы лихие бойцы случайно не сыпнули руганью. В комнатах должно было царить спокойствие — грубость, а тем более ссоры были недопустимы в этот день. Любую попытку конфликта обычно гасила на корню старшая в хате женщина.

Пасхальный кулич должен был быть высоким и крупным, вершину украшали шишками, крестами, цветами, фигурками птиц, смазывали яичным белком и посыпали цветным пшеном. И, конечно, красили яйца, как гусиные, так и привычные нам ныне куриные. Яйца красили в разные цвета: красный символизировал кровь, жертву Христа, принесённую ради людей, желтый – солнце, голубой – небо и воду, а зеленый – траву, жизнь в её растительном многообразии. Конечно, использовали только натуральные красители: луковую шелуху, свеклу, отвар ромашки, чернику, бузину и т.д.

Пасхальная ночь и светлое утро


В ночь с субботы на воскресенье, т.е. в пасхальную ночь, большинство казаков и казачек собирались на ночную службу. Те, кому места в храме не хватило, занимали места снаружи. По традиции казаки, оставшиеся за церковными стенами, разжигали большие костры. Устраивалось «гонение смерти», такой огонь считался очищающим. В огонь летела старая высохшая древесина – поломанные колёса, рассохшиеся бочки и т.д. Бросали в костёр и ветки вербы, но только не свежие, живые, а мертвенно сухие, как и вся остальная древесина.

Казачья Пасха

Всё население станиц в утро Пасхи в обязательном порядке шло в церковь на заутреню – утреннюю службу. Бытовал и несколько хулиганский обычай. Казаки и казачата старались подняться на колокольню и хотя бы раз ударить в колокол. Считалось, что это принесёт счастье и достаток. Впрочем, обычаю не особо противились церковные служащие, поэтому почти всё праздничное воскресенье станицы тонули в колокольном звоне.

Сейчас частенько прихожане приносят на освящение в храм не только пасхи и пасхальные яйца, но и колбасу, сыр и прочие продукты. Батюшки пытаются убедить, что святить стоит только пасхи и яйца, а остальные продукты святить не в традиции. В самом деле, однажды автор собственными глазами видел, как молодая семья среди прочего притащила на освящение целый ананас с апельсинами, что выглядело несколько фальшиво. Однако, возможно, желание освятить целое застолье происходит из казачьей старины.

Так, современники отмечали, что казаки приносили на пасхальное освящение не какие-то скромные котомки — они привозили целые телеги, заставленные куличами, творожными пасхами, яйцами, домашней колбасой, бужениной, соленьями и прочими яствами. Находилось место и для запечённых поросят, фаршированных гречкой с хреном или яблоками.

Гулянья и немного «хулиганства»


После освящения начинались традиционное застолье и народные гулянья. Застолье было необычайно обильным и по-казачьи хлебосольным. Кроме вышеописанных блюд особое место занимали напитки. Из безалкогольных напитков стояли узвар и квас. Вопреки отчаянно культивируемому заблуждению, что казаки из алкогольных напитков ничего лучше мутного самогона в большой бутыли не пили, реальность была противоположна. Кроме различных сортов водки, от анисовой до померанцевой, на столе стояли настойки (калгановка, сливянка, малиновка), медовуха, вино и даже ординарные коньяки (бренди по запутанной зарубежной классификации).


Терские, донские и кубанские казаки знали толк в винограде настолько, что спор о том, сами они окультурили дикий виноград или использовали уже культурные сорта, идёт до сих пор. При этом бесспорно одно: казаки культивировали автохтонные сорта винограда вроде терского алого, а не завезённые из Европы вездесущие каберне и рислинг. Чаще всего из винограда производили так называемый чихирь – молодое вино. Выдержанное вино же именовалось «родительским». Порой уже из самого чихиря перегоняли кизлярку, т.е. коньяк, но без выдержки.

Самые же зажиточные казаки могли себе позволить и бутылку-другую игристого «Цимлянского», которое было любимым напитком знаменитого атамана Матвея Ивановича Платова. Кстати, виноград сорта цимлянский чёрный – автохтонный, так сказать, абориген мест Дона и Северного Причерноморья. А вопреки стереотипу о древности и незыблемости роли Франции в игристых винах, производство одного только «Цимлянского» казаками-виноделами имеет более чем 300-летние корни.

Естественно, казачий образ жизни сказывался даже на манере выпивать. Перед тем как опрокинуть рюмку водки или выпить бокал вина, казак выставлял далеко вперёд локоть. Это чисто кавалерийская привычка. Чтобы «сдружиться» со своим конём и заслужить его доверие, всадник делился с ним пищей, а потом конь непроизвольно тянулся к всаднику, когда тот решался перекусить или попить воды. Вот всадник и выставлял локоть, чтоб отодвинуть лошадиную морду, а привычка – это вторая натура даже за праздничным столом.


Но застольем праздник не ограничивался. Почти в каждой станице к Пасхе сооружали карусели или простые качели. При этом карусель представляла собой крепкий столб, на вершине которого устанавливали колеса. К колесу привязывали верёвки с характерными деревянными ручками на конце. Конечно, после посиделок в кругу семьи молодёжь сходилась своей компанией, а женатые казаки — своей. Пасхальные игры тоже были различными. Молодёжь любила игры «целовальные», а также водила хороводы, в которых приглянувшиеся парень и девушка могли сойтись. Играли и «в мяч». Эта игра в некоторых станицах Кавказа частенько напоминала жёсткое регби.

Праздновали Пасху почти всю неделю после воскресенья, тогда можно было позволить себе и немного похулиганить. К примеру, среди терских казаков была принята традиция всех, не явившихся в понедельник на утреннюю службу, обвинить в слабости, а в наказание облить ледяной колодезной водой, чтобы расторопнее был. Была и лукавая сторона этой традиции. Обвиняемый казак мог откупиться знатным угощением. В итоге казачья «служба исполнения наказаний» выходила из хаты обвиняемого под хмельком.

Как это ни удивительно, но некоторые терские и кубанские казаки, захватив куличи и пасхальные яйца, переходили Кавказскую оборонительную линию и направлялись в аулы противника. Кавказская война была особой, поэтому казаки заводили кунаков и среди черкесов, и среди вайнахов. А прийти к кунаку с гостинцем на праздник, даже если он его не отмечает, считалось делом привычным. Парадоксы долгой войны…
58 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
  3. Комментарий был удален.
  4. +11
    19 апреля 2020 05:16
    Всех с Праздником Светлого Христова воскресенья - Пасхой!
    Что бы все были здоровыми и богатыми, а не бедными и больными

    1. +10
      19 апреля 2020 06:54
      С Праздником Святой Пасхи , всем здоровья счастья и удачи !!!
      1. +9
        19 апреля 2020 09:06
        С Праздником Святой Пасхи! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

        1. +7
          19 апреля 2020 09:41
          Рич, спасибо за ретро открытки . Они разные: простенькие и замысловатые,но в них душа. Вызывают ностальгию по прошедшему. Это память о наших родителях или дедушках и бабушках.
          У нас долго была открытка:" Вера, Надежда и Любовь", а потом она потерялась
          1. +4
            19 апреля 2020 15:12
            Рич, спасибо за ретро открытки

            Да не за что
            Вот еще небольшая подборка для Вас, Святослав
            С Праздником!




    2. +8
      19 апреля 2020 07:09
      Цитата: Дилетант
      Всех с Праздником Светлого Христова воскресенья - Пасхой!

      спасибо огромное за поздравление с нашим самым великим православным праздником!

      ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!


      Автору Восточному ветру-большой плюс за прекрасный пасхальный рассказ!
  5. +13
    19 апреля 2020 06:30
    А бывало и так...
  6. +14
    19 апреля 2020 06:56

    С Праздником Светлым!!!
    1. +7
      19 апреля 2020 09:43
      Казаки всегда кичились своими правами. Все равны. Обращались друг к другу, независимо от чина, даже на службе только господа, никаких благородий и выскоопреосходительств.. И вот те на.
      В первых рядах на пасхальных фото только "варфоломеевцы" в светлых черкессках, а остальные сзади.
      Или это дань празднику?

      Войска святого Варфоломея или "синодцы" несли охрану церквей, соборов и прочей собственности Синода.Единственные люди в РИ, кто мог войти с оружием в храм.Находились на содержании Святейшего Синода. Ими могли стать казаки только 2-3разряда, отслужившие действительную срочную службу. Служба считалась очень почетной. Особенно почетной считалась служба . По своему статусу неприкосновенности и правам приравнивались к членам местных команд, но получали более высокое денежное содержание. Форма - светлосерые черкесски, которые потом имели право носить всю жизнь, и белые папахи, для несших службу у Успенского и Казанского Соборов. Срок службы - 3 года. .В "синодцы отбирались только представители из 6 казачьих полков: Звериноголовскрго Ор.КВ, Хоперского ККВ, Гребенского, Волгского, Сунженского и Моздокского ТКВ.
      1. +2
        19 апреля 2020 10:19
        Утро доброе!Ну,уважаемый Дмитрий,Ваши комментарии вне конкуренции,право!!!!Вам бы на статью об истории казачества замахнуться!Здорово,правда,здорово! good
        1. +2
          19 апреля 2020 11:07
          С праздником, Сергей drinks
          К сожалению, знаний и компетенции не хватает - уж очень тема необъятная.
          Восточный ветер уж на что хорошо пишет и то за нее не берется. Пишет только в основном про то , что знает и что ему близко - о кубанцах. А мы потомки остальных КВ в коментах добавляем, что слышали в детстве от бабушек и дедушек. Очень рад, что эта тема тоже кого то интересует.
          Еще раз С Прадником
          С уважением
          Дмитрий
          1. +2
            19 апреля 2020 11:30
            И Вас,Дмитрий с Праздником!
            С большим уважением.Всех благ Вам и близким!
  7. +5
    19 апреля 2020 08:47
    Автора и всех с Великим Днём! Замечательная статья на Пасху! Дай Бог, казачий дух возродится и укрепится на Руси!
  8. +5
    19 апреля 2020 08:54
    Всех с великим православным праздником славяне !
  9. +6
    19 апреля 2020 09:14
    Христос Воскресе! Будьте здоровы и счастливы славяне!
    1. +3
      19 апреля 2020 10:16
      Спасибо, Евгений Во истенну Воскресе!
      И Вас и всю Вашу родню с Прадником
  10. +5
    19 апреля 2020 09:20
    О моя тема!!Щас ходил в церкву-закрыта.Пошёл в лес рядом на берегу Урала,так там наших казачков много и все отмечают,пришлось и мне приложиться.Война войной ,а праздник он и в африке праздник.
    1. +5
      19 апреля 2020 09:56
      Цитата: frizzy
      О моя тема!!Щас ходил в церкву-закрыта.Пошёл в лес рядом на берегу Урала,так там наших казачков много и все отмечают,пришлось и мне приложиться.Война войной ,а праздник он и в африке праздник.

      То же собираюсь, только на Лабу. С Праздником всех Вас, Христос воскрес.
    2. -1
      19 апреля 2020 20:00
      Пошёл в лес рядом на берегу Урала

      В Оренбурге?
  11. +4
    19 апреля 2020 09:55
    К Пасхе станичники убирались в домах и на базу, белили стены и обновляли полы, женщины наводили порядок в сундуках, шили новую одежду или чинили старую. «Задолго до наступления праздника все запасаются новой одеждой, сапогами, чувяками, ноговицами. Мужчины заказывают бешметы и черкески, а женщины дипломаты*, пелерины, жакетки. Детям тоже заготавливают новые костюмы». Пойти нарядными на праздничную службу — считалось делом обязательным.
    После длительных хлопот и приготовлений, после строгого 40-дневного поста, наступала долгожданная Пасха. «В великий день, на заутрени, при провозглашении: «Христос воскресе!» православные начинают празднование целованием христианским в губы, без различия лет, лиц и пола». Всю Светлую Седмицу казаки проводили в гуляниях, играх, походах по гостям.
    Традиции празднования Пасхи, в целом, схожи у всех казаков, не зависимо от войска и региона проживания. Повсеместно излюбленным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях и многочисленные игры - Катание яиц, "кулючки", «заплетают и расплетают плетень»
    «Популярным развлечением молодежи на Пасху было катание на качелях, которых существовало несколько видов: два столба с перекладиной, на которой крепилась веревка; столб с колесом наверху, к которому привязывались веревки с петлями на концах; доска на бревне, на которой прыгали»; «На Пасху устраиваются качели, около которых в течение всего праздника происходят игры, танцы, поются песни и составляются хороводы»; «На Пасхе устраивают качели и начинают водить хороводы, продолжающиеся до глубокой осени».
    1. +3
      19 апреля 2020 10:13
      У терских казаков пасхальный кулич называется ПАСКА, причем глазурью их никогда не покрывали считалось почему то грехом. Прабабушка делала крест через весь кулич и всё смазывала яйцом и в печь Так же обязательно на Пасху готовили куличи, пекли "бабки", "жаворонки",пироги, чебуреки,луковые и медовые лепешки, готовили студни, шашлыки. взвары. Но главное укращение стола - это конечно Паска и крашенные яица
    2. +5
      19 апреля 2020 12:06
      Цитата: рич
      К Пасхе станичники убирались в домах и на базу, белили стены и обновляли полы, женщины наводили порядок в сундуках, шили новую одежду или чинили старую. «Задолго до наступления праздника все запасаются новой одеждой, сапогами, чувяками, ноговицами. Мужчины заказывают бешметы и черкески, а женщины дипломаты*, пелерины, жакетки. Детям тоже заготавливают новые костюмы». Пойти нарядными на праздничную службу — считалось делом обязательным.

      Вы удивитесь, но так было у всех православных и казаки не были исключением.
  12. +3
    19 апреля 2020 09:56
    Празднование Пасхи длилось всю Светлую Седмицу. Родственники и соседи ходили друг к другу в гости, в домах накрывались обильные столы, все непременно «христосовались». Например, в станице Бороздинской Терской области существовала шуточная традиция: «всякого, не бывшего на второй день Пасхи у заутрени, обливают у колодца холодной водой. Не желая подвергаться довольно неприятной шутке, провинившийся предлагает за себя выкуп, конечно, на выпивку». Таким образом, из домов «виновных» казаки выходили уже изрядно выпившими.
    Всеобщее веселье длилось в станицах вплоть до Красной горки или Антипасхи — первого воскресения после Пасхи. На Тереке, Сунже и Подкумки этот день был связан с «выкупом весны». После подношения крашеных яиц атаману и старикам, девушки «выкупали весну» и получали символическое разрешение на веселье, вождение хороводов и пение веснянок. Этот обычай описан М. Н. Харузиным: « … подходят к собранию девушки с блюдом крашеных яиц, которое они подносят атаману и старикам. Это называется «выкупать весну» или «Красную Горку», то есть, по объяснению казаков, просить взамен принесенных в дар яиц позволения поиграть и повеселиться. Для этого выкупа весны каждая девушка приносит из дому одно яйцо. Атаман, приняв девичий дар, дает им водки. Потом девушки выходят на поляну за станицу и угощают друг друга, а затем начинают петь веснянки, играют весенние игры, «заплетают и расплетают плетень» и водят хороводы».
    1. +3
      19 апреля 2020 11:43
      Цитата: рич
      Атаман, приняв девичий дар, дает им водки.

      Ничего не перепутали, возможно казакам, а не молодым казачкам?
      Водки или вина?
      1. +1
        19 апреля 2020 11:52
        Леонид hi
        Спасибо что подправили. Мой косяк
        Ну конечно же девкам давали - вино и сладкие настойки, а не чихирь или водку.
  13. 9PA
    +1
    19 апреля 2020 09:56
    Казаки это народность или сословие?
    1. +4
      19 апреля 2020 10:14
      В РИ считалось сословием
      1. 9PA
        +1
        19 апреля 2020 11:09
        Не знаете, какая максимальная численность была у казаков?
        1. +1
          19 апреля 2020 11:22
          На 1913 год общая численность казачества в РИ составляла 4,4 миллиона человек, или . 2,3 процента населения РИ в то время
    2. -6
      19 апреля 2020 11:17
      Цитата: 9PA
      Казаки это народность или сословие?

      то что всегда появляются такие вопросы на которых нет внятных ответов говорит об одном ,что в истории казачьего народа скрыто ,что большое и важное .
      Если взять непонятное явление ,когда украинский народ ,часть советского народа принял чуждую и вражескую идеологию бандеровщины ,то такое явление может быть раскрыто ТОЛЬКО с исторической точки зрения.
      Что царизм ,что впоследствии большевики(в основном евреи) уничтожали и впоследствии скрывали огромное явление существования казачьего народа ,его культуры и его мест проживания.
      Ареал казачьего народа это от Дуная до Кавказа от Дикого Поля до Казахских степей и даже дальше Семиречье и Амурская Даурия/Дария-это всё были земли казачьего народа.И именно НАРОДА с большой буквы.Руский народ никогда не был единым и всегда на местах назывался всегда по своему.В Европе это Варяги/Бары,Венды,Галы/Монгалы,Варяги/Вары/Бары, в Африке -Барбары,Галы,Галы/Монгалы /Галицийцы/Латгалы/Галисийцы(испанские),в Ср Азии -Сарты/Ордынцы,в Китае -это Тартары или правильно ДарДары. Все эти народы говорили по руски или по тюрски.
      Романовы повели беспощадную войну старому миру и уничтожили саму память о народе казаков.Исконные названия казачьего народа это Черкасы,Калмыки,Дары/Дарийцы,Галы были заменены на выдуманные названия и были отданы первобытно-общинным народам Черкесам,Калмыкам(монголоидам),казахам(монголоидам),Даргинцам(кавказцам),Латвийцам(прибалтам).Ну а большевики продолжили эту традицию -уничтожение народной памяти и создали украинцев,сейчас самых лютых врагов руского народа.
      ОИ изо всех сил скрывает феномен огромной страны ,которая просуществовала до 20 века и была уничтожена объединёнными усилиями ВСЕГО НОВОГО МИРА ,скажем так для понимания христианского мира-это война типа Китая против всего мира в 1900г. На самом деле это была последняя война так называемой Великой Тартарии /ДарДарии и остального мира.
      Так называемый "украинский " народ это осколок казацкого народа у которого стёрли память,но они помнят только одно ,что они казаки и руские -разные народы,поэтому всегда и конфликтовали украинцы и руские .Но не все, Казаки Дикого поля т.е. Донецк и Луганск тяготели ближе к руской культуре ,поэтому смогли сохранить эти связи.
      Поэтому ответ на ваш вопрос, Казаки это отдельно другой народ говорящий на диалекте руского языка.На сегодняшний день получается ,что из множества народов говорящих на руском языке остался только сам собственно руский народ,остальные уничтожены.
      1. 9PA
        +6
        19 апреля 2020 11:22
        За что не люблю казаков и их потомков, за какую то излишнюю необоснованную кичливость. По факту сословие, по факту не превышали 4-5 млн в лучшие голы. Однако, ведут себя как народность и требуют аналогичных прав
        1. 0
          19 апреля 2020 13:25
          Это вы о чем? Можно поподробней
        2. +1
          19 апреля 2020 15:43
          Справедливости ради: Гумелев считал, что казаки - особый этнос . Об этом , где-то была информация
          1. +2
            20 апреля 2020 10:20
            9PA (Евгений):За что не люблю казаков и их потомков, за какую то излишнюю необоснованную кичливость. По факту сословие, по факту не превышали 4-5 млн в лучшие голы. Однако, ведут себя как народность и требуют аналогичных прав

            Вот госпитальная карточка, погибшего в в госпитале от полученых ран в свои неполные 20 лет Героя Советского Союза, кавалера Орденов Ленина и Боевого Красного знамени старшины 1-й статьи Ф.Я. Рубахо - снайпера, уничтожившего 349 немецких солдат (из них 3-х в рукопашной схватке). По воспоминаниям сослуживцев был на редкость скромный и доброжелательный юноша. Своими заслугами и наградами не кичился, Особых прав и привилегий для себя не требовал. Обратите внимание 9PA (Евгений) на запись в его графе национальность.

            Стыдно не стало?. Хотя таким как вы стыдно не бывает. Вот огульно обвинить, навешать ярлыки,от прямого диалога слинять и потом втихаря минкусовать вот это только вы и умеете.
            PS. Не зависимо от темы, в дискуссию со мной прошу вас не вступать -- вы мне не интересны hi
  14. -5
    19 апреля 2020 10:27
    Эх какое боевое сословие угробили большевики...могли бы и на службу государству поставить...будь они на Кавказе в горбачевские и ельцинские 90- годы не было бы жестокой резни в Чечне.
    1. +6
      19 апреля 2020 11:48
      Цитата: Тот же ЛЕХА
      ...Эх какое боевое сословие угробили...

      Какие ещё сословия Вы предлагаете узаконить в России?
      1. +2
        19 апреля 2020 11:54
        Какие ещё сословия Вы предлагаете узаконить в России?

        Ну уж точно не дворян и не бояр...они ж нас защищать от беспредельщиков с Кавказа не будут.
        А тот тут один товарищ из Госдумы на Кремлевской площади договорился уже до холопов .
    2. +1
      19 апреля 2020 20:03
      Если бы не лозунг ЕБНа -"берите суверенитета, сколько хотите", да не оружие, оставленное им горби, то и резни бы не было.
  15. -2
    19 апреля 2020 10:28
    Во первых освящать мясо нельзя.
    Во вторых, кичливость казаков уже раз довела их до предательства царя в 1917 году. Одни черкесы (чеченцы) остались верными. За предательсво Бог наказал казаков. Их, почти поголовно истребила советская влясть. Не повторяйте ошибки ваших предков.
    hi
    1. +8
      19 апреля 2020 10:57
      Цитата: Михалыч
      Их, почти поголовно истребила советская влясть.

      ога...не знаю,как я появился,если моих прадедов и дедов "истребила Советская Власть"...предки с Дона,Сальский район,Кручёная Балка...сосед-потомок Яицкого казака...пиши больше высеров,как шпаковские.
      1. 9PA
        +1
        19 апреля 2020 11:16
        Читаю Шолохова. Укрепляюсь в мысли что в деревнях (станицах) раньше царила свободная любовь
        1. +4
          19 апреля 2020 11:36
          Рекомендую к прочтению:*Молоко волчицы*Андрея Губина.Право слово,не оторвётесь!!!!О семье терских казаков во времена лихолетья:до революции,после и до послевоенных дней.Отличная,превосходная книга!!!!!
          1. +2
            19 апреля 2020 13:04
            Когда молодой автор А.Губин принес свою рукопись Шолохову и попросил дать рецензию на сагу о казаках, Шолохов ответил - Мой вам совет пишите лучше о чем нибудь другом, после "Тихого Дона” это тема уже не пойдет. С чем Тубин и уехал от Мастера. Но спустя три года после встречи Шолохов вызвал Губина к себе и сообщил, что книга рекомендована им к печати, он ее прочел и "очень "впечатлен". Однако при подготовке к печати Губина заставили внести в книгу некоторые "поправки". Так например, запрещенный в СССР известный поэт Серебряного века "терский соловей" сотник Гребенского полка Р.А.Лунь выведен в романе простым белобандитом. Взятие его в плен ЧОНовцами в 1921 году тоже не достоверно. Его гибель была подробно описана и А Ахматовой и Н.Туроверовым еще в апреле 1919 года. Есть даже известные стихи об этом
            "Пулею пробита русая головушка.
            По рубахе белой растеклася кровь.
            Повезут тебя домой, соловей-соловушка.
            И твоя маманя зарылает вновь.
            По Дону, по Тихому выбит хлеб подковами.
            Зарева багровые с ночи до утра.
            Тучами шрапнельными, струями свинцовыми
            Подметают землю
            красные ветра.
            Драка братьев - дело
            страшное, неверное.
            Победитель пленных вовсе не берет.
            И узоры смертные красным да по белому
            На бережных кручах вышьет пулемет.
            Храбрые попадали, гордых- поубавили.
            Лишь могилы братские замирили их.
            А станицы старые, что прадеды ставили,
            Вскоре повстречали Иродов своих.
            Пулями побиты русские головушки.
            Кровь казачья пролита на степной ковыль.
            Поселилось горюшко на родной сторонушке.
            И иконы втоптаны сапогами в пыль."

            Есть в романе и еще подправленные "исторические неточности". но в целом книга выше всяких похвал. Отличный кладезь знаний о казачестве. Я сам лично из нее впервые узнал о том, что казакам в РИ оказывается категорически было запрещено нанимать батраков. За это станичное правление урезало наделы.Спрашивал у стариков- они этот факт подтвердили.
            1. 0
              19 апреля 2020 14:23
              Дмитрий!Пишите,пишите статью!Это явно Ваша тема,да и знаний Вам не занимать! hi
        2. +1
          19 апреля 2020 13:34
          в деревнях (станицах) раньше царила свободная любовь

          Насчет свободной любви не знаю - в то время не жил. А вот станица это не деревня. Станица по своему статусу приравнивалась к крупному селу . Так как там имелась станичная церковь. К обычному селу приравнивался хутор. Так как так же мог иметь церковь. В деревнях церкви вообще не полагались.
          1. 9PA
            -2
            19 апреля 2020 13:59
            Действительно новые познания: станица - крупное село с церковью. Хутор - небольшая деревушка без церкви. Спасибо
            1. +1
              19 апреля 2020 14:34
              Хутор - небольшая деревушка без церкви.

              Не верный вывод.
              Я вроде все понятно написал, а вы деревню то со станицей, то с хутором сравниваете
              Казачий хутор в РИ приравнивался по своему статусу к обычному не уездному селу, так как тоже мог иметь церковь, хоть и не являлся центром уезда (по современному - района). Хутора были и по 5 тыс.чел. населения. Деревня, это - не большой населенный пункт аналогичный казачьему - выселки.
              1. 0
                20 апреля 2020 17:05
                Уважаемый Рич,кого Вы так обидели,что минусы сует?? Либо завистник либо не различает + и -
        3. +1
          19 апреля 2020 20:06
          Были деревни, и были станицы. И между ними была вражда, искусно поддерживаемая в РИ. Ну а нравы насчёт любви были везде одинаковые, не пуританские, конечно, но "свободной любовью" я бы это не назвал.
      2. +2
        19 апреля 2020 11:32
        Михалыч (Михалыч):Во первых освящать мясо нельзя.

        А где в статье или коментах об этом написано? request
        Одни черкесы (чеченцы) остались верными.

        Чересы - это не чеченцы. Это два разных народа. yes Хотя вам, я вижу, это без разницы.
      3. +1
        19 апреля 2020 12:01
        если моих прадедов и дедов "истребила Советская Власть"

        Повезло им ...могло быть и по другому...
        обратите внимание на циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) от 24 января 1919г. за подписью тов. Я.М.Свердлова. Именно этот документ послужил отправной точкой для начала т.н. "расказачивания". И во многих местах это вылилось в настоящий геноцид...
        Да и не мешало бы напомнить вам и фразу еще одного деятеля большевизма- "тов. Серго" : "Станицу Калиновскую сжечь!"... Калиновскую правда не сожгли. Сожгли другую станицу- Фельдмаршальскую...

        https://topwar.ru/12619-legenda-donskogo-kazachestva-harlampiy-ermakov-i-tihiy-don-sholohova.html
        1. 0
          19 апреля 2020 20:11
          А вот атаман Анненков в Семиречье производил "оказачивание" сёл, чему крестьяне сопротивлялись. Об этом есть в протоколах его допроса во время суда над ним. Опубликовано в ВИЖ за 1990 год при главреде Филатове.
  16. +4
    19 апреля 2020 11:59
    Автор так вкусно и со знанием дела рассказал о праздничных обычаях, как раз к предстоящему обеду.
    Всех с праздником Пасхи Христовой и приятного аппетита!
  17. +4
    19 апреля 2020 12:05
    Христос Воскресе!
    1. +2
      19 апреля 2020 15:36
      Воистину воскресе!
  18. +3
    19 апреля 2020 15:35
    "Даже традиционный ныне Новый год"справедливости ради: до 1917 Новый год практически не отмечался. Я расспрашивала бабушку, читала и везде указывается,что отмечать Новый год - НАША СОВЕТСКАЯ ТРАДИЦИЯ.
    В раннем детстве помню как дома выпекали Пасочки, а потом отец принес из магазина большую красивую и она называлась:"кекс"Весенний"
  19. +2
    19 апреля 2020 15:57
    Цитата: aleksejkabanets
    Цитата: frizzy
    О моя тема!!Щас ходил в церкву-закрыта.Пошёл в лес рядом на берегу Урала,так там наших казачков много и все отмечают,пришлось и мне приложиться.Война войной ,а праздник он и в африке праздник.

    То же собираюсь, только на Лабу. С Праздником всех Вас, Христос воскрес.

    Воистину воскрес.
    Когда-то я не понимала этих слов,а по потом мне объяснили: люди не верили известию о воскрешение Христа и спрашивали: Христос воскрес? А отвечали: истено воскрес, а постепенно это трансформировалась в привычное ныне: Христос воскрес- Воистину воскрес
  20. +3
    19 апреля 2020 17:20
    Коллеги, я как и многие из нас атеистка,но мне не безразлична история моего народа. А религия составная часть нашей истории