Последний бой немецкого рейдера

73

— Ваши документы. Мистер... Тамерлан? Как оказались здесь? Бизнес? Нет, это обычная проверка.

Проверка не была обычной. Подозреваемый был замечен на этой дороге. Офицер Корнуолл задумчиво пролистнул бумаги. Страховка в порядке. Формально предъявить нечего.



Водитель с любопытством поглядывал в зеркало на полицейского. Тот стоял у средней стойки, не приближаясь к водительской двери. Стандартная мера безопасности, позволяющая уменьшить риск внезапного нападения.

— Сделайте шаг из машины, пожалуйста.

Водитель не шевельнулся, продолжая улыбаться. Из багажника послышался едва слышный вскрик.

— Из машины! Живо! — Рука Корнуолла потянула «Смит & Вессон» из кобуры.

Приветливое выражение лица исчезло. Сидя вполоборота, водитель попытался выстрелить в навязчивого стража порядка. Он опоздал всего на долю секунды: полицейский выстрелил ему в бритый затылок.

Простая развязка, если бы не случилось непредвиденное. «Смит & Вессон» офицера дал осечку…

Раненый Корнуэлл как в тумане добежал до своей машины. От следующих выстрелов его защитило вывернутое в сторону колесо: старый полицейский трюк, ставший ритуалом при каждой остановке на дороге.

Пригнувшись, Корнуолл перезарядил пистолет. Выстрел! Второй! Третий! Четвертый пришелся в голову нападавшего.

По рации пронеслось: «Хайвей-север, перестрелка на девяносто шестом. Офицер ранен».

Уверен, большинство из вас догадалось о мотивах и подтексте «нуарного чтива».


Имена действующих лиц оставлены без изменений. Эпизод с перестрелкой на шоссе демонстрирует особенности встречи с убийцей в мирном обличье. Несмотря на предпринятые меры безопасности, риск остается всегда. Инициатива и внезапность — на стороне «волка в овечьей шкуре». И риски еще более возрастают, если что-то идет не по плану.

На календаре 8 мая 1941 года. К грузовому судну «Тамерлан» под норвежским флагом (замаскированный рейдер «Пингвин») приближается для досмотра крейсер Его Величества «Корнуолл».

«Пингвин», он же «Тамерлан», он же греческий «Кассос», он же советский «Печора», он же неуловимый «Рейдер «F» из донесений британских ВМС, он же «Корабль 33» и «Хильфскройцер 5» (HSK-5) в сводках Кригсмарине, подлинный мастер перевоплощений, прошедший за 357 дней своего похода расстояние, эквивалентное двум экваторам Земли. За это время им было захвачено и уничтожено 28 крупных судов общим тоннажем 136 тыс. брутто-регистровых тонн. «Пингвин» занимает почетное место среди самых результативных кораблей за всю историю войн на море!

По значению потопленного тоннажа с «Пингвином» могли сравниться только его сослуживец «Атлантис» («Рейдер «С») да серия «грозных тридцатых» из другой эпохи.

Немецкие рейдеры принадлежали к специфическому классу боевой техники. Сочетавшему признаки легкого крейсера (шесть орудий калибра 150 мм), миноносца (4-6 ТА и полтора десятка торпед), минного заградителя («Пингвин» имел на борту 380 мин) и экспедиционной плавбазы для снабжения подлодок в удаленных районах океана.

Последний бой немецкого рейдера

Также имелись признаки десантного корабля (сотня бойцов для формирования абордажных команд), плавучей тюрьмы и судна-разведчика. Тайно пробираясь в Тихий океан, один из рейдеров собрал обширный массив информации о Северном морском пути, которая позднее была использована для ведения боевых действий в Арктике.

«…фотографировали непрерывно берега, фотографировали все объекты, которые только встречали на своем пути. Фотографировали острова, мимо которых проходили, около которых стояли, фотографировали мыс Челюскина, фотографировали ледоколы, под проводкой которых шли. При малейшей возможности делали промеры глубин; высаживались на берег и фотографировали, фотографировали, фотографировали… радиослужба рейдера практиковалась в перехвате и обработке радиопереговоров между кораблями и ледоколами ЭОН».

Снимки и радиоперехват — самое безобидное, что могли предложить эти корабли. По-настоящему смертельную опасность они представляли в других условиях.

А мы — без огней, так-то будет верней. И станет торговля намного честней!


Рейдеры не были похожи на вспомогательные крейсеры других государств.

Британский «Равалпинди» или японский «Хококу Мару», бывшие лайнеры, оказались на линии огня в качестве вынужденной меры. Альтернатива крупным военным кораблям для патрулирования на океанских коммуникациях. Вспомогательные крейсеры не скрывали своего нового назначения и гордо несли флаг своей страны.

При появлении противника британские моряки радировали координаты и умирали в неравном бою. «Равалпинди» — тот дерзкий смельчак, который бросился под орудия «Гнейзенау». Похожий подвиг совершил «Джервис Бей», встав на пути «Адмирала Шеера».

В дуэльной ситуации с военными кораблями такие «крейсеры» были обречены.

Немецкие рейдеры так не работали. Они все время выдавали себя за безобидных и бестолковых «торгашей». На дело шли под флагами союзных или нейтральных государств. А когда их вычисляли и пытались расстрелять, они громче всех вопили в эфир о нападении на мирного «торговца» неизвестного военного корабля, спасите кто может! Чести и совести у моряков Кригсмарине было меньше, чем костей в медузе.

Подобно подводным лодкам, использующим неизвестность и неопределенность водной среды, рейдеры пользовались неопределенностью ситуации и необходимостью для их противников соблюдать морские правила.

Корпуса грузовых судов были тактической уловкой. «Хильфкройцеры» специально создавались таким образом, чтобы прорывать блокаду и растворяться в океане под видом гражданских судов.

Вооружение скрывалось за фальшбортами. Применялся «маскарад» со съемными дымовыми трубами, мачтами и фальшивыми грузовыми стрелами.


Одной из немногих примет, способных выдать рейдер, было отсутствие «цветных» в команде торгового судна. Момент, на который обращали внимание пилоты патрульных самолетов.

Для разведки рейдеры использовали собственные гидросамолеты с британскими опознавательными знаками. Заметив очередную «жертву», разведчик смело подлетал и сбрасывал на палубу пакет с указаниями. «В квадрате замечен немецкий рейдер. Соблюдайте осторожность. Ложитесь на курс норд».

На курсе норд их ждал «Пингвин». Святая наивность.

И кто наверняка мог знать, сколько продлится и чем закончится этот безумный рейд?..

Отсюда высочайшая автономность. Экономичный двигатель гражданского судна при среднем расходе топлива 38 т/сутки при запасе дизельного топлива в 4000 тонн позволял «Пингвину» преодолеть расстояние 30 000 миль.

Опреснительные установки на борту обеспечивали рейдер 15 тоннами пресной воды в день. Более чем достаточно для экипажа из 400 человек и томившихся на его борту сотен пленных.

Фрицы предусмотрительно загружали на борт все — от лыж и комплектов тропической униформы до бус и безделушек для обитателей Новой Гвинеи.

На случай захвата неожиданных пленников имелся запас женских и детских вещей, игрушек и детского питания.

В помещениях, предназначенных для заточения членов экипажей потопленных судов, немцы установили микрофоны. Раскрыть план побега или подслушать какую-либо информацию о местонахождение других кораблей.

Здесь смерть как невеста. Сужается круг, и нет у невесты шутливей подруг!


Основное вооружение «Пингвина» состояло из шести 6’’ орудий (реальный калибр 149 мм), снятых с линейных кораблей кайзеровского флота, боекомплект по 300 фугасных снарядов на ствол.

Как бы ни казались устаревшими орудия немецких рейдеров, могущества их снарядов было достаточно, что разбить башню практически любому военному кораблю — из тех, что могли быть отправлены на их поимку.

Противники отмечали выучку немецких артиллеристов. Несмотря на казематное расположение части орудий, при котором на один борт могли вести огонь только четыре пушки, огневая производительность рейдеров стала неприятным сюрпризом для всех, кто пытался остановить этих убийц.

В 2008 году при осмотре лежащих на глубине обломков «Сиднея» специалисты насчитали как минимум 87 попаданий главным калибром! Последствия боя с рейдером «Корморан», в ходе которого противники потопили друг друга. Всего же немцы успели выпустить из трех орудий свыше 500 снарядов (четвертое баковое орудие было снесено огнем «Сиднея» в самом начале сражения).


Конструкция военного корабля подразумевала более удобное размещение вооружения с большими углами возвышения стволов. Но в бою с рейдером это не гарантировало победы.

Рейдер просто отказывался вести бой на больших дистанциях. На больших дистанциях он продолжал гримасничать, играя в «торгаша». Тянул время, чтобы с наступлением темноты снова удрать в неизвестном направлении.

Исключением стал «Атлантис», которого засекли в момент передачи топлива на подводную лодку. «Накрыли» с поличным!

В остальных случаях рейдеры открывали огонь только тогда, когда становилось ясно, что разоблачение неизбежно. В этот момент дистанция между противниками сокращалась настолько, что физический износ германских стволов или меньшая база дальномеров уже не имели большого значения («Пингвин» имел два дальномерных поста с базой 3 метра).

Впрочем, некоторые из рейдеров («Тор», «Комет») успели получить новые шестидюймовки «торпедоканоне», как на эсминцах типа «Нарвик».

При наличии артиллерии одного и того же калибра рейдер и противостоящие ему крейсеры британской постройки представляли «хрустальные вазы с колотушками». При указанных обстоятельствах каждый получал шанс нанести другому смертельные увечья. При этом рейдеры, как правило, были значительно крупнее своих противников. И чисто из-за размеров могли продержаться дольше. В то время как конструктивная защита большинства крейсеров 1930-х гг. не могла предотвратить распространение огня, разрушение отсеков или потерю механизмов от сотрясений при многочисленных попаданиях 6’’ снарядов.


Создатели рейдеров также делали усилия, направленные на повышение боевой устойчивости. Бронированный мостик, двойные борта в местах хранения боезапаса, пространство между которым заполнялось песком.

В дополнение ко всему каждый рейдер нес торпедное вооружение.

«Сражение показало, с каким мастерством неприятельские суда изменяют свой внешний вид и с какой дилеммой приходится сталкиваться капитану крейсера, пытающегося его разоблачить. Опасность, которой подвергается крейсер, подходя к такому кораблю слишком близко и с направления, удобного для орудийной и торпедной стрельбы, очевидна: рейдер всегда обладает тактическим преимуществом неожиданности».
(Командир крейсера «Корнуолл».)


Все дальше, пока он в квадрат не войдет, где с главным калибром судьба его ждет.


Экипаж рейдера мог замаскировать корабль под торговое судно. Используя открытые справочники, мог воспроизвести его позывные. Единственное, что не могли подделать немцы, — это сводки союзников. О наличии в указанном районе тех или иных торговых судов. И это становилось роковым.

Никакого судна «Тамерлан» к северу Сейшельских островов находиться не должно!

К тому моменту «Корнуолл» уже час шел параллельным курсом, безрезультатно демонстрируя сигналы «Остановить судно», «Лечь в дрейф». Испуганный «купец» не реагировал на угрозы, отправляя одну за другой радиограммы о преследовании неизвестным военным кораблем. Расстояние между противниками быстро сокращалось, достигнув восьми миль (по другим данным — 11000 м). До конца неуверенный в принадлежности подозрительного судна «Корнуолл» произвел пару предупредительных залпов — и повернул на сближение.

На рейдере взвыли сирены, упали щиты, на гафеле поднялся флаг ВМС Германии. «Пингвин» дал первый залп, легший в опасной близости от «Корнуолла».

И вдруг случилось непредвиденное: на британском крейсере из-за короткого замыкания отказало вооружение! Следом отказала телефонная линия постов управления огнем. В этот критический момент немцы добились пары прямых попаданий в «Корнуолл». Внешние повреждения казались незначительными, но осколки перебили кабели рулевой машины. Безоружный, неуправляемый корабль покатился влево под градом немецких снарядов!


Различные описания того боя различаются в деталях, но общая ситуация парадоксальна. В какой-то момент возникла угроза, что «мирный торгаш» расправится с крейсером типа «Каунти»…

Единственное, что спасло в той ситуации «Корнуэлл», — калибр 203 мм. Придя в себя после первого раунда, крейсер восстановил управление оружием и дал ответный залп!

Выбравшись за пределы досягаемости пушек «Пингвина» и используя свое преимущество в дальнобойных орудиях, он стал хладнокровно расстреливать рейдер. Корректируя залпы с помощью поднятого в воздух гидросамолета. Прошло не так много времени, когда очередной четырехорудийный залп разорвал «Пингвин» в клочья.

Из 402 человек его команды в живых осталось 60, а из находившихся на его борту двухсот пленных моряков удалось спастись всего 24.

За время боя англичане израсходовали 186 снарядов главного калибра, немцы успели сделать 200 выстрелов.

Несмотря на все предпринятые меры безопасности и соблюдение значительной дистанции между «Корнуоллом» и подозрительным судном, победа досталась нелегко.


Что касается другого известного боя «Сиднея» с «Кормораном», то он достоин отдельного разбора. Цена беспечности? Лишь отчасти.

Ничуть не снимая ответственности с австралийского командира, допустившего преступное сближение с рейдером, при указанных технических особенностях «хильфкройцеров» и той ярости, с которым рейдер набросился на противника, шансов у «Сиднея» было мало на любой дистанции.

В отличие от могучего «Корнуолла», «Сидней» был вооружен восемью орудиями калибра 152 мм. Он был меньше и слабее своего коллеги по всем статьям.

Его противник, «Корморан», напротив, был самым крупным и наиболее вооруженным среди вспомогательных крейсеров Кригсмарине.

Главное, что объединяло эти эпизоды, — отсутствие возможности четко идентифицировать противника. Что требовало сближения на опасную дистанцию и неминуемо подставляло преследователей под удар.


Имя «Пингвин» было выбрано неслучайно. Одной из задач рейдера был подрыв китобойного промысла у берегов Антарктики


Подробный план верхних палуб «Пингвина» наверняка заинтересует моделистов

По материалам:
Допросы выживших членов экипажа «Пингвина» (Interrogation of Survivors from Raider 33, октябрь 1941 г.).
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +21
    20 апреля 2020 05:20
    Узнаю руку специалиста! Олег, ваши статьи читать реально удовольствие! Спасибо! !! hi good
    1. +4
      20 апреля 2020 08:04
      Присоединяясь!Спасибо! hi
      ЕМНИП,в серии книг "Военные приключения" были произведения на эту тему...
  2. +27
    20 апреля 2020 05:49
    Чести и совести у моряков Кригсмарине было меньше, чем костей в медузе(с) . Уважаемый Олег к чему этот пафос? Ещё Лао Цзы сказал-Война это путь обмана. Так что рейдеры были в своём праве. Ну а история рейдеров весьма и весьма интересна. Имей в русско-японскую войну столько нагласти наши рейдеры и МИД то ЯИФ вынужден был отвлечь серьёзные силы для их поимки
    1. +6
      20 апреля 2020 08:33
      В Русско-Японскую был совсем другой мир и совсем другие правила войны на море, которые хотя бы старались соблюдать. И подобные действия РИФ по итогу вылились бы обязательно в многомиллионные компенсации, вспомните дело рейдера "Алабама" https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_«Алабамы»
      закончившееся выплатой 15 млн$ компенсации. И чем по факту закончились действия ВОК - за половину судов выплатили компенсацию или вернули владельцам.
      1. +3
        20 апреля 2020 08:41
        А вот это уже и есть промахи Певчевского моста. И Алабама занималась каперством (что не отрицал виновная сторона), которое было запрещено Парижской конвенцией 1856 года. Ну а в 1878 в России целый Доброфлот был создан именно для крейсерских операций на торговых камуникациях противника.
      2. +2
        20 апреля 2020 08:54
        Это уже промахи Певчевского моста. Тем более Алабама занимался каперством которое запретили Парижской конвенцией от 1856 года что кстати виновная сторона и не отрицал. А в РИ целый Доброфлот был создан в 1878 году именно для крейсерских операций на торговых коммуникация. По поводу других правил ведения войны на море. Именно англичане первые нарушали все писанные и не писанные правила в результате чего и получали не ограниченную войну. Взять корабли ловушки именно по этому ПЛ перестали останавливать торговые суда и снимать с них команды перед потоплением. Точно так же именно англичане расстреляли в воздухе в ПМВ немецкого лётчика выпрыгнувшего с парашютом
        1. 0
          22 апреля 2020 14:41
          К этому можно добавить, что 1940 году англичане стали сбивать немецкие гидропланы под красным крестом, которые занимались спасением проводнившихся летчиков, и только в ОТВЕТ немцы начали бомбить госпитальные суда.
          1. -3
            28 апреля 2020 00:07
            Санитарные самолеты не защищались военным правом. А вот госпитальные суда - да.
    2. +13
      20 апреля 2020 09:52
      Цитата: Nehist
      Ну а история рейдеров весьма и весьма интересна.

      Ну да.
      В своё время именно британские суда-ловушки привели к полному изменению парадигмы подводной войны.

      Так что насчёт "костей в медузе".... просто у немцев были отличные учителя.
    3. +9
      20 апреля 2020 11:36
      Цитата: Nehist
      Чести и совести у моряков Кригсмарине было меньше, чем костей в медузе(с) . Уважаемый Олег к чему этот пафос? Ещё Лао Цзы сказал-Война это путь обмана. Так что рейдеры были в своём праве.


      К этому можно добавить, что в феврале 1940 года Англия заявила, что все торговые суда должны быть вооружены. На это Германия ответила, что все Английские торговые суда будут рассматриваться как военные корабли.
      1. -3
        28 апреля 2020 00:05
        Тогдашние правила морской войны - позволяли вооружать торговые суда при сохранении за ними именно статуса торговых.
    4. +3
      20 апреля 2020 13:02
      По сути, может, и справедливое замечание, но оборот-то какой! Шикарно, Олег, большое спасибо за литературное изложение.

      Что же до "чести и совести", особенно в эпоху романтизации гитлеровцев, то отмечу, что немцы (и Гитлер) ссылались на "варварские" партизанские методы войны в СССР, а также на факт, что СССР не подписал женевскую конвенцию, как причина "аналогичного" отношения к советским пленным и партизанам.

      При этом, что на море (описано в статье), что на суше (расстреливали английских диверсантов, бывших в форме изначально) вели себя вот так. Не думаю, что если бы партизаны перед атакой из засады вывернули бы наизнанку ушанки с красными звездами внутри, это бы сильно изменило дело. А поднятие флага в последний момент при явной маскировке под мирное судно - это именно партизанская война.
      1. +4
        20 апреля 2020 13:08
        Причинно-следственная связь в войне Германии с СССР была иная - сначала Вермахт организовал полевые лагеря уничтожения пленных красноармейцев и применив расстрел на месте политруков РККА (нарушив тем самым международные конвенции), а уж только затем было организовано советское партизанское движение на оккупированных территориях.
        1. 0
          20 апреля 2020 20:52
          Я не говорю о причинах и следствиях. Я говорил об обоснованиях, которые могут быть подготовлены как загодя, так и притянуты за уши постфактум. Верно, расстрел политруков на месте был с первых дней войны (точно не знаю дату, может и с 22.06). Про лагеря уничтожения военнопленных не слышал. В отличие от лагерей смерти, в которых, в том числе, отправляли советских военнопленных, наряду с другими категориями узников.
          1. +2
            20 апреля 2020 21:45
            Начиная с 22 июня 1941 года пехотные части Вермахта организовывали временные лагеря для военнопленных красноармейцев под открытым небом без всякого снабжения водой, продовольствием и оказанием медпомощи. Соответственно пленные умирали от обезвоживания, истощения, ранений и расстрелов пытавшихся бежать от верной смерти. Пленные ели траву, собирали росу, пленные военврачи пытались облегчить их участь без медикаментов и инструментов.

            Только через месяц боевых действий оставшихся в живых пленных перебазировали в постоянные лагеря, организованные полевой жандармерией Вермахта с землянками/бараками, снабжением водой и пищей.
      2. +7
        20 апреля 2020 13:26
        Британский ас Джеймс Айра Т. Джонс - Моя привычка атаковать гуннов , спасающихся на парашютах. Это в ПМВ. Так что британцы очень много сделали что бы все остальные плевали на всякие конвенции. На флоте тоже, американцы от них тоже не отставали. Кстати стрельбой по лётчикам спасавшимся на парашютах особенно отличились американцы и японцы. 16 сентября 1942 года вообще стало переломным в войне на море именно после этого появился знаменитый приказ Деница известный как приказ Лакония. Кстати когда Деницу во время Нюренбергского трибунала пытались привлечь за этот приказ даже сам Честер Нимиц выступил в его защиту. Так что ни кто не рамантизирует гитлеровцев,надо просто быть объективным а не шарахаться от правды.
        1. +1
          20 апреля 2020 21:58
          Так ведь у увлечения Гитлера расистскими теориями тоже английские корни. Он восхищался Сесилом Родсом и прочими британскими деятелями, а уж мнение, что британцы - это лучшая часть белой расы, было общепринятым на рубеже веков. Отсюда и национальный комплекс неполноценности у немцев, которые стремились догнать и перегнать англичан во всём, в том числе и доказать, что они - арийцы, раса господ, а не какие-то там "крауты" (как их презрительно называли за любовь к Sauerkraut - квашеной капусте).
  3. +2
    20 апреля 2020 08:30
    Спасибо. Читал с удовольствием.
  4. +3
    20 апреля 2020 08:34
    С первых слов было ясно что это Капцов! Так пишет только он, занимательно и интересно.
  5. +10
    20 апреля 2020 09:08
    Про "честь и достоинство". Автор видимо забыл про Q-боты. Суда-ловушки, по виду и флагу торговцы, которые подставлялись под немецкие ПЛ, а когда подлодка всплывала и высылал группу для захвата то поднимался военно-морской флаг и открывался огонь из замаскированных орудий. Последствия: подлодки просто топили обычные гражданские суда не давая шанса спастись экипажам.
    -
    1. +8
      20 апреля 2020 10:00
      Цитата: Не_боец
      а когда подлодка всплывала и высылал группу для захвата

      Уточню.
      Не для "захвата", а для того, чтобы предупредить экипаж судна о том, что оно будет потоплено.
      Дабы те могли спокойно спустить на воду шлюпки и эвакуироваться

      Захватывать было некому. экипажи ПЛ Первой Мировой были совсем немногочисленные
  6. +3
    20 апреля 2020 09:48
    Олег, спасибо, шикарно, жду еще про броню и большие пушки!
  7. +6
    20 апреля 2020 09:51
    При этом рейдеры, как правило, были значительно крупнее своих противников. И чисто из-за размеров могли продержаться дольше. В то время как конструктивная защита большинства крейсеров 1930-х гг. не могла предотвратить распространение огня, разрушение отсеков или потерю механизмов от сотрясений при многочисленных попаданиях 6’’ снарядов.

    Любит Олег без надобности "растекаться мыслью по древу". По немецким данным повреждения "Корморана": Первый снаряд пробил трубу и взорвался в радиорубке. Второе и третье попадание в машинное отделение, повреждение двигателя и котлов, практически полностью выведенна из строя машинная команда. Четвёртый снаряд попал в одну из 150-мм пушек, но не разорвался. Гражданская "скорлупка" с 3.5 попаданиями продержалась на плаву слегка дольше чем "хрустальная ваза с колотушками" после 87 и одного торпедого.
    1. +1
      20 апреля 2020 18:02
      Цитата: BORMAN82
      Гражданская "скорлупка" с 3.5 попаданиями продержалась на плаву слегка дольше чем "хрустальная ваза с колотушками" после 87 и одного торпедого.

      Смысл в том, что на "Корморане" находились морские мины,и по свидетельствам немцев,пожар,возникший от тех самих 2-х попаданий в район машинного отделения, пылал в опасной близости от хранилища этих самих мин. Потому,когда температура достигла критической,команда покинула судно и он ярким фейверком в районе полуночи взлетело на воздух yes
      Как видим, здесь налицо стечение неудачных для немцем обстоятельств hi
      1. 0
        20 апреля 2020 18:54
        Факт в том то, что после двух попаданий
        20000т. рейдер лишился средств борьбы за живучесть и пожар вышел из-под контроля.
        1. +1
          20 апреля 2020 19:19
          Факт в том, что все таки проектируемые торговые суда отличаются от проектируемых военных кораблей в плане общей продуманной хоть какой то защиты,потому нет ничего удивительного,что пара удачных попаданий сделала свое дело и поставила крест на дальнейшей судьбе пусть и переоборудованного под военные нужды,но все таки гражданского корабля
          1. 0
            20 апреля 2020 19:45
            Цитата: рюрикович
            Факт в том, что все таки проектируемые торговые суда отличаются от проектируемых военных кораблей в плане общей продуманной хоть какой то защиты,потому нет ничего удивительного,что пара удачных попаданий сделала свое дело и поставила крест на дальнейшей судьбе пусть и переоборудованного под военные нужды,но все таки

            Я где-то утверждал обратное? Расскажите это не мне, а автору данного опуса)))
            При этом рейдеры, как правило, были значительно крупнее своих противников. И чисто из-за размеров могли продержаться дольше. В то время как конструктивная защита большинства крейсеров 1930-х гг. не могла предотвратить распространение огня, разрушение отсеков или потерю механизмов от сотрясений при многочисленных попаданиях 6’’ снарядов.
            1. +1
              21 апреля 2020 06:28
              Это Капцов request laughing Солидный процент в его статьях,особенно по морской тематике пестрит красочными оборотами и уже замеченными не раз подгонками фактов под нужные выводыwink
              Боевая устойчивость зависит не только от размеров, а от мнооооожества других объективных и субъективных моментов. Потому я бы еще задался вопросом,кто дольше продержится на воде при одинаковом количестве попаданий - военный корабль в 7000 т.,который в какой-то мере включал в себя хоть какую защиту от 6" снарядов или торговое судно в 20000т,принципиально не имеющее хоть какой броневой защиты what wink
              1. 0
                21 апреля 2020 07:01
                Добавлю(еще есть немного времени). Если грузовое торговое судно заточено под обеспечение перевозки определенного груза в определенных условиях( возьмем обеспечение мореходности) и его внутреннее устройство отвечает только определенным мерам безопасности в открытом море,т.е корпус должен выдерживать нагрузку волн в полном грузу,то в военный корабль закладываются еще консруктивные меры защиты не только от воздействия воды, но и еще и защиту от оружия,которым его будут пытаться потопить. а это деление водонепроницаемыми переборками,это броневая защита в рамках отведенного водоизмещения жизненно важных отсеков,это обеспечение противопожарной безопасности путем уменьшения горючих материалов в конструкции. Так что именно в плане боевой устойчивости пример боя "Сиднея " и "Корморана" весьма показателен - фактически два снаряда отправили на тот свет торгаш,тогда как для потопления крейсера потребовалось несколько десятков и торпеда в придачу. Для тех,кто думает сразу станет ясно,что капцовское
                При этом рейдеры, как правило, были значительно крупнее своих противников. И чисто из-за размеров могли продержаться дольше. В то время как конструктивная защита большинства крейсеров 1930-х гг. не могла предотвратить распространение огня, разрушение отсеков или потерю механизмов от сотрясений при многочисленных попаданиях 6’’ снарядов.

                полное фуфло. hi
                1. +2
                  21 апреля 2020 11:03
                  Цитата: рюрикович
                  Так что именно в плане боевой устойчивости пример боя "Сиднея " и "Корморана" весьма показателен - фактически два снаряда отправили на тот свет торгаш

                  Можно ещё вспомнить последний бой "Штира", когда немецкий ВСКР, на свою беду, остановил ТР "Стивен Хопкинс" - и после боя с ним был оставлен командой и взорван. Смертельные повреждения немецкому ВСКР нанесла единственная 102-мм пушка американского транспорта.
  8. +2
    20 апреля 2020 10:25
    Автор ошибается или намеренно не указал того факта что по севморпути рейдера немцев провел Папанин. И таки и да данный
    Поход потом дал возможность чувствовать немецким вмф весьма вольготно в 41-44 годах
    1. +4
      20 апреля 2020 12:52
      Цитата: dgonni
      рейдера немцев провел Папанин

      "Эмс"-если не ошибаюсь.(переоборудованный грузовой транспорт)
      Германия – держава континентальная, и для выхода её боевых кораблей в океан надо было прорываться через воды, контролируемые Англией и Францией. Именно поэтому, пока не было принято решение о войне с СССР, было решено отработать переход немецких кораблей через Северный морской путь из Германии в Тихий океан. Советское правительство, в общем, было не против. Главсевморпуть в лице нашего знаменитого полярника Ивана Папанина, получил команду на сотрудничество. Началом этого сотрудничества стали наши полярные экспедиции на пароходе «Вологда» и гидрографическом судне «Мурманец». Экспедиции были проведены с участием немецких специалистов. С 1933 по 1937 годы через Карское море в порты Оби и Енисея советские лоцманы проводили немецкие пароходы.
      Корабль получил новое имя – «Комет», оперативные названия HSK-7 и «Судно 45», во флоте Великобритании корабль получил обозначение «Рейдер „B“ использовал данные -"Семен Дежнев"

      Таким образом, при содействии нейтрального Советского Союза, немецкий рейдер прорвался в Тихий океан, потопил много торговых судов и, совершив «кругосветное путешествие», вернулся в Германию.
      Статью прочел на одном дыхании. Хорошая.
      Ну а война..она жестокая обман и предательство вероломство и убийства--в ней всегда и повсюду.
      Честность и лучшие эмпатические чувства дохнут сразу ко всем.
  9. +1
    20 апреля 2020 12:35
    Олег,замечательная статья. И увидел прям совпадение.Только вчера открыл для себя замечательного автора,писателя-фантаста Александра Плетнёва,скачал его книгу "Линкоры". Видно, что автор хорошо разбирается в военно-морской тематике и истории, владеет ТТХ техники тех времён и современной. Если не читали, то настоятельно рекомендую. Там описываются события,которые вы неоднократно описывали в своих статьях (предположениях).Читал и вспоминал ваши публикации.
  10. 0
    20 апреля 2020 12:40
    Олег, у Вас интересный получился рассказ, но единственный косяк: дважды один из тот же текст. Только этот косяк можно с модераторами делить
  11. 0
    20 апреля 2020 12:42
    вот так сразу и не придумаешь как дополнительно повысить огневую мощь такого рейдера, на коленке, разве что прорезать в надстройке 3-4 сквозных коридора от борта до борта и выкатывать по ним LeFT18 (с укороченными станинами) на актуальное направление
  12. +4
    20 апреля 2020 14:05
    Различные описания того боя различаются в деталях, но общая ситуация парадоксальна. В какой-то момент возникла угроза, что «мирный торгаш» расправится с крейсером типа «Каунти»…

    Вопрос повреждений весьма интересен...
    В справочнике Адмиралтейства G.B.4273(52). H.M. Ships Damaged or Sunk by Enemy Action 3rd Sept, 1939 to 2nd Sept, 1945. говорится следующее.
    Крейсер "Корнуолл", 8 мая 1941.
    Природа повреждений:
    два прямых попадания снарядами с взрывателями мгновенного действия.
    Время ремонта:
    1 месяц.
    Краткое описание повреждений и сделанные выводы:
    "Корнуолл" получил повреждения от двух прямых попаданий выше ватерлинии, в бою с вражеским рейдером. Пробоина в обшивке правого бота в районе 75-77 шпангоутов, между нижней палубой и палубой платформы. Обшивка повреждена на участке 77-79 шпангоутов и небольшие повреждения нанесены внутренним конструкциям. Пробоина в бортовой обшивке по правому борту на 130-131 шпангоуте на 3 фута ниже верхней палубы. Незначительные повреждения нанесены внутренним конструкциям выше ватерлинии, незначительные повреждения получены от осколков. Повреждены одно кольцо главной секции [вероятно кольцевая магистраль электропитания - M.W.] и некоторые коммуникационные кабели и кабели СУАО.
    Боеспособность - не снижена.

    О выходе из строя рулевой машины ни слова, как нет и выводов по результатам повреждений.
    1. -1
      20 апреля 2020 15:16
      Цитата: Macsen_Wledig
      как нет и выводов по результатам повреждений.


      Периодически появляется различная информация,но она в основном предположительная.
      1. +2
        20 апреля 2020 15:50
        Цитата: 27091965i
        Периодически появляется различная информация,но она в основном предположительная.

        Ну... Британскому Адмиралтейству я пока верю. :)
  13. -3
    20 апреля 2020 14:40
    интересно с каких это пор крейсер вашингтонского типа оказался крейсером типа Кантри ?
    1. +3
      20 апреля 2020 14:46
      Цитата: Ищущий
      интересно с каких это пор крейсер вашингтонского типа оказался крейсером типа Кантри ?

      С тех пор, как британские "вашингтонцы" начали называть в честь графств Британии (County).
  14. +3
    20 апреля 2020 15:04
    Умно-глупая статья.
    На войне, все способы хороши, если они дают некое преимущество.
    Вообще, война, это способ обмануть противника.
    Я не говорю, что маскировка немцев, под гражданских кораблей была достойной солдата, но это работало, какое то время.
    Все этим пользовались.
    Факт, в той или иной форме.
  15. +3
    20 апреля 2020 18:49
    Вот именно в данной статье господину Капцову стоило бы упомянуть, что английские "вашингтонские" крейсера типа "Каунти",которые были прямыми потомками создаваемых для уничтожения на коммуникациях "хаукинсов",подтвердили свое назначение - действия на коммуникациях и защита торгового судоходства. 203-мм орудия не оставляли никаких шансов немецким торговым рейдерам. Так что именно в этих двух случаях потоплений "Пингвина" и "Атлантиса"концепция английских "вашингтонцев" блестяще подтвердилась - корабли соответствовали своему предназначению.
    Хоть и написано в присущей автору манере,поставлю лайк - всяк жертвам ЕГЭ должно понравится, а это уже плюс hi
    1. +2
      20 апреля 2020 19:23
      ПРям-таки блестяще?
      Англы готовились к крейсерской войне. Немцы на нее не то чтобы не явились, они показали некоторую активность скажем так. Число вспомогательных крейсеров было невелико. При этом британские ТКР утопили аж ОДИН из них. Блестяще, хе-хе.
      Просто очень быстро даже до Редера до шло что вещи теперь делают подлодки.
      1. +6
        20 апреля 2020 19:30
        Цитата: Engineer
        ПРям-таки блестяще?

        Два,батенька,два потопленных рейдера напрямую "вашингтонцами".
        Во всяком случае немецкие торговые рейдеры БЫЛИ и английские крейсера ДЕЙСТВОВАЛИ против них. Так что противоречия не вижу.
        А то, что немцы отправляли на коммуникации не только ПЛ,но и вспомогательные крейсера и военные корабли,говорит о том, что они использовали свои возможности в начале войны по максимуму. И лишь в последствии с налаженным англичанами противодействием против надводных кораблей,блокадой побережья,что затрудняло выход из Германии на океанские просторы,они перешли на подлодки.
        На проблему нужно смотреть со всех ракурсов wink hi
        1. +2
          20 апреля 2020 19:37
          Каюсь, про свидание Атлантиса с Девонширом забыл. Андрей, Вы правы
          Но общий баланс по вспомогательным крейсерам за немцами как по мне. Вреда больше чем потерпели, при этом отвлекли корабли первой линии. Закат крейсерской войны вообще-это проблема базирования в первую очередь
          1. +6
            20 апреля 2020 20:17
            Цитата: Engineer
            Вреда больше чем потерпели, при этом отвлекли корабли первой линии.

            Так первая линия для "каунти" как раз и есть служба на коммуникациях...
            КРТ как раз отрабатывали свой "номер".
        2. 0
          20 апреля 2020 21:13
          Цитата: рюрикович
          два потопленных рейдера напрямую "вашингтонцами".

          можно и Шпее на их счет приписать... feel
          1. +3
            20 апреля 2020 21:52
            hi Навряд ли no "Эксетер" как раз и отгреб по полной от "Шпее", а вот то,что Лангсдорф не нашел противоядия против действий легких крейсеров,так это вкупе с прекрасной работой англичан по дезинформации положили конец действиям "графа Шпее". Два снаряда,один из которых улетел неразорвавшись - не тот аргумент,что бы приписывать конец "карманника" от орудий "вашингтонца" wink drinks
            1. 0
              21 апреля 2020 12:48
              Цитата: рюрикович
              приписывать конец "карманника" от орудий "вашингтонца"

              устояли бы ЛКР без него? Шпеер вообще их за ЭМ принял... request так что гуртом и побили... feel
              1. 0
                21 апреля 2020 23:44
                Цитата: ser56
                Шпеер вообще их за ЭМ принял..

                Это вопросы к немецким офицерам wink
                Цитата: ser56
                так что гуртом и побили...

                Ну не побили, а заставили принять неверное решение. В немца помимо двух болванок с "Эксетера" попало еще с пару десятков полубронебойных 6" снарядов с легких крейсеров,половина из которых улетела не успев разорваться.А применив "охоту за залпами" ЛКР добились того, что нервировали артиллеристов рейдера,заставляя их расходовать боекомплект без особого успеха.В итоге Лангсдорфу приходилось считаться с тем, что ему "хвост" обеспечен.Это сейчас мы знаем, что вокруг больше никого не было и стоило бы попробовать оторваться от англичан, ибо экономичность дизелей позволяла длительное время держать полных ход, в отличие от ПТУ ЛКР. Лично я бы попытался выиграть забег на длительную дистанцию...
                Вот тут и узнали ли бы
                устояли бы ЛКР

                против 283-мм фугасов, если бы карманником командовал более рисковый командир request feel
                Но это лично мое мнение drinks hi
                1. +1
                  22 апреля 2020 11:09
                  Цитата: рюрикович
                  Это вопросы к немецким офицерам

                  Проблема правильного опознания целей - общая проблема всех флотов...
                  Можно вспомнить, например, бой в Ирбенском проливе 6 июля 1941 года или .
      2. +2
        20 апреля 2020 19:36
        Цитата: Engineer
        Англы готовились к крейсерской войне. Немцы на нее не то чтобы не явились, они показали некоторую активность скажем так.

        А кто сказал, что британцы готовились воевать именно против немцев? :)
        1. 0
          20 апреля 2020 19:41
          А если уж вспомнить против кого собирались воевать англичане то тут конфуз лайми будет совершенно однозначным
          1. 0
            20 апреля 2020 20:18
            Цитата: Engineer
            А если уж вспомнить против кого собирались воевать англичане то тут конфуз лайми будет совершенно однозначным

            В каком именно месте кофуз?
            1. +1
              20 апреля 2020 20:26
              В каком именно месте кофуз?

              Куантан, Коломбо, Яванское море
              Так первая линия для "каунти" как раз и есть служба на коммуникациях...

              Есть такое, но например Каннингхэм хотел ТКР для эскадренной службы. Получил Бервик и не сразу.
              Помимо каунти немцев ловили линдеры
              1. +1
                20 апреля 2020 20:35
                Цитата: Engineer
                Куантан, Коломбо, Яванское море

                Всё-таки это было лет через 15 после Вашингтона... :)
                Наверное помните сентенцию о "подготовке к прошлой войне".

                Цитата: Engineer
                Есть такое, но например Каннингхэм хотел ТКР для эскадренной службы. Получил Бервик и не сразу.

                Хотел, потому что у итальянцев били КРТ, до которых наличные к Канигхэма КРЛ достреливали на пределе дистанции.

                Цитата: Engineer
                Помимо каунти немцев ловили линдеры

                Они ведь "лайтовая" версия "каунти"... :)
                1. 0
                  20 апреля 2020 20:41
                  К войне с япами готовились. Факт. Облажались . Факт. Угроза японцев осознавалась и до и после Вашингтона.
                  Хотел. Факт. Для эскадренной службы. О чем спор?
                  Они ведь "лайтовая" версия "каунти"... :)

                  НЕ согласен, но конкретно по этому пункту спорить лень, сорри)
                  1. 0
                    20 апреля 2020 20:50
                    Цитата: Engineer
                    гроза японцев осознавалась и до и после Вашингтона.

                    ДО Вашингтона, действовал союзный договор 1902-го года между Британией и Японией...

                    Цитата: Engineer
                    Хотел. Факт. Для эскадренной службы. О чем спор?

                    Гвозди можно и микроскопом забивать, но нужно ли.

                    Цитата: Engineer
                    НЕ согласен, но конкретно по этому пункту спорить лень, сорри)

                    Как Вам будет угодно... ;)
                    1. 0
                      20 апреля 2020 21:18
                      ДО Вашингтона, действовал союзный договор 1902-го года между Британией и Японией...

                      Это общеизвестный факт как и то как непринужденно этот договор слили англичане в Вашингтоне.
                      На тот момент треугольник сил США-Англия-Британия и гонка вооружений, которую Англия не тянула- реальность
                      Гвозди можно и микроскопом забивать, но нужно ли.

                      ABC не плотник, да и каунти не микроскоп. Думаю, лучшему британскому адмиралу 20 века виднее.
                      1. 0
                        20 апреля 2020 21:23
                        Цитата: Engineer
                        Это общеизвестный факт как и то как непринужденно этот договор слили англичане в Вашингтоне.

                        Напомнить причину? :)

                        Цитата: Engineer
                        ABC не плотник, да и каунти не микроскоп. Думаю, лучшему британскому адмиралу 20 века виднее.

                        Естественно виднее...
                        Как я уже написал выше, ему не было чем "парировать" итальянские КРТ...
                      2. +2
                        20 апреля 2020 21:59
                        Напомнить причину? :)

                        Еще больше отвлечься от предмета дискуссии обозначенной в исходном посте Рюриковича?
                        Тезис Андрея- планировались для защиты торговли и блестяще оправдали назначение
                        Контр-тезис. Ок, планировались. Но сложно назвать их результаты блестящими.
                        Нетрудно заметить. что спор идет о боевом применении в данном конкретном аспекте. Вы мне тут поясняете за политику и Вашингтон, а это в данном конкретном случае дело не десятое, а сто десятое
                        По предмету дискуссии. Вспомогательных крейсеров немцев было совсем немного. Они утопили десятки судов. Потоплено самих немцев немного. Англичане эффективно перехватывали суда снабжения, но это делал весь КФ, а не только каунти. И самое главное перехват осуществлялся по расшифрованным радиограммам прежде всего, к чему каунти не имеют отношения. Крейсерская война затухла сама собой когда немцы посчитали успехи и сравнили с подлодками. Что касается защиты коммуникаций в Индийском океане от японцев то англичане вообще и их ТКР в частности расписались в своей беспомощности
                        Общий "бухгалтерский счет" в противостоянии именно со вспомогательными крейсерами скорее в пользу немцев
                      3. +3
                        20 апреля 2020 22:24
                        Цитата: Engineer
                        Крейсерская война затухла сама собой когда немцы посчитали успехи и сравнили с подлодками.

                        Но вспомогательные крейсера продолжили отправлять в походы (поход "Михеля",второй поход "Комета", поход "Коронеля") и перестраивать...
                        На май 1942 года планировалось перестроить в ВКР "Амерскерк" , "Мольткефельс", "Найденфельс" и "Меерсбург".
    2. 0
      20 апреля 2020 19:46
      всё же хотелось спросить: залп из 3-4 торпедных аппаратов, из положения взаимного дрейфа, в упор, не мог бы изменить раскладку, даже при всех наведённых на рейдер орудиях?
      1. 0
        20 апреля 2020 20:28
        В первый периуд войны торпеды в Кригсмарине не были особым шедевром, очень частые отказы, подводники так вообще целый скандал закатили. В противном случае Британия решилась бы значительного числа крупных военных кораблей в первые годы войны.
        30 октября 1939 г. было получено донесение от U-56: «10:00. „Родней“, „Нельсон“, „Худ“, 10 эскадренных миноносцев. Квадрат 3492, курс 240°. Выпустил три торпеды. Отказы».
        К слову сказать у американцев тоже в начальном периуде войны была такая же история с торпедами.
        1. +2
          21 апреля 2020 11:06
          Цитата: Nehist
          К слову сказать у американцев тоже в начальном периуде войны была такая же история с торпедами.

          У американцев этот начальный период продолжался до 1944 года. smile
          Причём и у подводников, и у торпедоносцев.
  16. -1
    20 апреля 2020 21:12
    Неплохо! Хорошо читается. Отдельное спасибо за любопытные планы рейдеров!
    Жаль, автор не сказал прямо, что Пингвин прошел СМП во время 2МВ, а выбрал косвенный путь... hi
    Полагаю следствием этого прохода рейдера по СМП были рейды немцев в Арктику... request
    1. +3
      20 апреля 2020 21:20
      Цитата: ser56
      Неплохо! Хорошо читается. Отдельное спасибо за любопытные планы рейдеров!
      Жаль, автор не сказал прямо, что Пингвин прошел СМП во время 2МВ, а выбрал косвенный путь... hi

      Вообще-то это был "Комет"...
      1. 0
        21 апреля 2020 13:00
        Цитата: Macsen_Wledig
        Вообще-то это был "Комет"...

        точно, склероз... request
  17. +4
    20 апреля 2020 21:26
    Английский вариант тоже неплох...
    https://izwest.livejournal.com/2515246.html
    1. +2
      20 апреля 2020 22:33
      Подчистую.... Эх Олег-Олег. Есть же нормы приличия.
  18. -1
    24 апреля 2020 07:48
    Вот что не говорите, а в немецких рейдерах, чувствуется какая то потусторонняя жуть. Боевой корабль, тех же Германских ВМС, он как и есть - именно боевой корабль. А эти рейдеры, они как морские оборотни, зловещие и страшные...
  19. 0
    24 апреля 2020 22:14
    Браво автору за выбор темы. Помню когда еще первый раз в Технике-молодежи 70-х годов прочитал статью о морском бое Корморан-Сидней эту тему немецких рейдеров с удовольствием изучаю.
  20. 0
    30 апреля 2020 18:40
    Очень повеселили в статье пропагандистские стереотипные штампы: Вместо того, чтоб, как мы ожидаем от немцев, "гуманно" пустить пленных женщин и детей на дно, они заботливо приготовили им женские вещи и игрушки... Типично фашистские и вопиющие подлость и коварство!