Пролетая над «Ляонином»: проблемы китайской копии Су-33

70

Больше значит лучше?



Чуть менее года назад издание Popular Mechanics писало о том, что Китай превзошел Соединённые Штаты по количеству боевых кораблей: согласно выводам экспертов, на тот момент Поднебесная имела на тринадцать боевых кораблей больше, чем ВМС США. Для многих тогда это стало сигналом о потере Соединенными Штатами статуса мощнейшей мировой державы. Однако так ли это на самом деле?

Все, конечно, обстоит сложнее и не упирается в номинальное количество надводных кораблей и подводных лодок. Тем более если речь идет о ВМС США, которые привыкли брать не столько количеством, сколько качеством. «Отмотаем» немного назад. После Второй мировой практически всем стало понятно, что основа тактического потенциала мощного современного флота — это авианесущие корабли, вернее, крупные авианосцы. Самый яркий современный пример — опять же американские ВМС, имеющие в своем распоряжении десять авианосцев типа «Нимиц», которые будут постепенно заменяться новыми кораблями типа «Джеральд Р. Форд», первый из которых уже в строю, хотя и сталкивается с разными проблемами.



Основой же ударного потенциала авианосца являются истребители-бомбардировщики. Сейчас это (у ВМС США) F/A-18E/F Super Hornet, а в будущем основой станет новый истребитель пятого поколения F-35C. Штаты «припозднились» с принятием этого палубника на вооружение: он начал нести службу только в 2019 году, хотя две другие версии ввели в строй на несколько лет раньше. Всего на борту «Джеральда Форда» будут нести службу примерно 90 самолетов и вертолетов, включая, конечно, вышеупомянутые F-35.


Промышленный «копипаст»


Этот пример нужен для того, чтобы понять, насколько сложно будет Китаю вырвать реальное первенство на море. Напомним, сейчас у него на вооружении всего два авианосца: «Ляонин» и «Шаньдун». Первый представляет собой всем хорошо известный второй советский тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5, названный сначала «Рига», а потом переименованный в «Варяг».

Со вторым все интереснее. Хотя бы потому, что это уже «китайская» разработка. Напомним, «Шаньдун» (он же проект «Проект 001А») ввели в строй в декабре 2019-го. Китайским корабль можно назвать, конечно, условно. Каждый, кто видел на фото российский «Адмирал Кузнецов», без труда увидит «родство» между ним и «Шаньдуном». КНР, впрочем, нужно отдать должное: совершенно ненужное авианосцу ударное вооружение в лице ракет П-700 «Гранит» (или его условного китайского аналога) китайцы убрали, оставив только оборонительное вооружение. Разумный шаг. Жаль, этого нельзя сказать про все остальное.


Напомним, что основа ударного потенциала «Шаньдун» и «Ляонин» — это истребитель Shenyang J-15. Это самолет, построенный на базе советского палубного Су-33, который в свою очередь является палубной версией Су-27. Ранее Китай купил у Украины Т-10К, один из первых прототипов Су-33, однако сами китайцы не любят называть его «копией» советского самолета, говорят о том, что перед нами развитие китайского J-11B. Который, впрочем, является копией самого Су-27-го.

Как бы там ни было, можно не сомневаться, что Китай обновил электронику и снабдил машину возможностью использовать современные авиационные средства поражения: по крайней мере, по меркам постсоветского пространства. Из открытых источников мы знаем, что самолет, вероятно, может нести до восьми ракет класса «воздух-воздух» средней дальности PL-12 с активной радиолокационной головкой самонаведения. Это само по себе ставит J-15 на уровень выше по боевым возможностям, чем Су-33, который в своем арсенале ракет с АРГСН не несет, имея в качестве основы вооружения устаревшие ракеты Р-27 с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Она сковывает летчика в маневре после запуска, не позволяя реализовать принцип «выстрелил-забыл»: по крайней мере, если речь идет о конечном участке полета ракеты. С другой стороны, мы знаем, что, по крайней мере, часть Су-33 прошла экономичную модернизацию в последние годы с обновлением кабины пилота. Это уже что-то.


Известно, что самолет J-15 также может нести ракеты класса «воздух-воздух» ближнего боя, однако нас куда больше интересуют ударные возможности: те самые, которых оригинальный Су-33 практически лишен. Китай не то государство, которое будет рассказывать про все имеющиеся у него бомбы или ракеты. Однако в ноябре прошлого года издание Jane’s обратило внимание на фотографию, где можно видеть пару самолетов J-15. На ней можно заметить ракету класса «воздух — поверхность» KD-88, а также противорадиолокационную YJ-91 или противокорабельную YJ-91A. Все это говорит о том, что Китай резко повысил возможности J-15, приблизив его к тому, что в России, Европе и США называют поколение четыре с плюсом.

Пролетая над «Ляонином»: проблемы китайской копии Су-33

Опять же говорить уверенно о принадлежности машины к тому или иному (под)поколению нельзя, но в пользу возросших в сравнении с Су-33 боевых качеств говорят данные ряда СМИ, указывающие, что самолет получит или уже получил бортовую радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). А ведь ВВС России, не говоря уже про авиацию ВМФ, до сих пор не имеет в своем распоряжении ни одного истребителя, имеющего РЛС с АФАР. Им должен был стать первый серийный Су-57 пятого поколения, но он разбился во время испытаний.

Проблемы никуда не исчезли


Говорит ли это о превосходстве китайской боевой авиации над российской? Вовсе нет. Вообще, любые данные о китайской военной технике могут быть как в разы преувеличены, так и приуменьшены: таковы реалии тоталитарного государства. Очевидно, что даже сквозь призму пропаганды проглядывают не самые приятные вещи для китайской стороны. Традиционная китайская проблема — двигатели. Как полагают западные эксперты, созданные для J-15 двигатели WS-10 отличаются низкой надежностью, а кроме того недостаточно мощны для такой тяжелой машины. Американцы насчитали по меньшей мере четыре катастрофы J-15 при общем количестве выпущенных истребителей этой модели примерно в 20-25 единиц.

Одна из проблем — насыщенность воздуха солью, которая чревата проблемами для планера и двигателя самолета. Отметим также, что ранее The Asia Times писало, что китайские СМИ часто критикуют самолет и называют его «прыгающей рыбой» за неспособность эффективно работать с палубы авианесущих кораблей.


Можно бесконечно долго говорить о разного рода технических трудностях, «детских болезнях» (самолет ввели в строй относительно недавно), однако это всё не главная проблема. Главной является то, что J-15 чересчур большой для таких кораблей, как «Ляонин» и «Шаньдун», и имеет избыточную массу. Нормальная взлетная масса машины составляет 27 тонн. Для сравнения: у американского F/A-18E она составляет 21 тонну.

Однако даже на этот недостаток (или вернее, «особенность») можно было бы закрыть глаза, если бы не еще одна концептуальная проблема — отсутствие технологии «стелс». В наши дни, когда все новые истребители ее в той или иной степени используют, J-15 становится машиной прошлого века. Ранее в качестве альтернативы для нее СМИ называли перспективный китайский J-31 пятого поколения, однако этот самолет пока что на стадии разработки и нет никаких сведений о том, что он войдет в состав авиационных групп кораблей «Шаньдун» или «Ляонин». Или вообще пойдет в серию когда-нибудь.


Таким образом, в контексте геополитического противостояния с Соединенными Штатами возможности палубной авиации КНР выглядят совершенно неудовлетворительными, даже несмотря на некоторые улучшения J-15 в сравнении с Су-33.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

70 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    23 апреля 2020
    ВМС США, которые привыкли брать не столько количеством, сколько качеством.
    НУ как то не патриотично, скорее несмотря на качество, берут массой, а? Так лучше, я так думаю...
    Что касается попыток объяснить, где, на каком уровне находится китайское, возникает вопрос, а разве это требуется? feel
  2. +31
    23 апреля 2020
    Копирование продукции ( в том числе и военной) - это кратчайший путь индустриализации страны....СССР тоже с этого начинал...Со временем появились свои разработки...Главное - не останавливаться...Китай постоянно движется вперёд...Россия потеряла 20 лет из-за предательства...
    1. +8
      23 апреля 2020
      одна загвоздка, ссср копировал до 50ых то есть лет 20-30, а китайцы копируют с самого сотворения кнр, и только вот вот начали пытаться делать свое, причем ссср копировал не все подряд а в основном двигатели, с которыми имел проблемы, а китайцы копируют тупо все, от автоматов и пулеметов до самолетов и ракет
      1. -8
        23 апреля 2020
        До самого конца копировали. Почитайте, что такое ЕС ЭВМ.
        1. +10
          23 апреля 2020
          А что такое БЭСМ-6? Помощнее ЕС-1020 будет. Всю авиация и ракеты на ней считали?
          1. +3
            23 апреля 2020
            Цитата: ikrut
            А что такое БЭСМ-6? Помощнее ЕС-1020 будет. Всю авиация и ракеты на ней считали?

            А я про что?
            Автомобили, авиамоторы и прочее в 30-е копировали по объективной необходимости, потому что отставали. Но по ЭВМ стартовали вровень, и даже в какие-то моменты опережали, а под конец всё равно решили копировать. Парадокс?
            1. 0
              23 апреля 2020
              Серия ЕС оказалась более технологичной. Да и под конец подоспели уже и персоналки ЕС. А потом все рухнуло.
              1. +2
                24 апреля 2020
                Цитата: ikrut
                А потом все рухнуло

                Просто кто-то решил, что рыночная экономика более технологична и надо её скопировать.
                1. -3
                  25 апреля 2020
                  Просто кто-то решил, что рыночная экономика более технологична и надо её скопировать.

                  Развитие персональных компьютеров и всех с ними связанных технологий, обеспечивающих в том числе и наш с Вами сейчас обмен мнениями смогла обеспечить только рыночная экономика.

                  А то узнавали бы мы с вами новости из газет а мнение свое высказывали бы на собраниях :)
      2. -7
        23 апреля 2020
        Цитата: Surian
        одна загвоздка, ссср копировал до 50ых то есть лет 20-30, а китайцы копируют с самого сотворения кнр, и только вот вот начали пытаться делать свое, причем ссср копировал не все подряд а в основном двигатели, с которыми имел проблемы, а китайцы копируют тупо все, от автоматов и пулеметов до самолетов и ракет

        и что? ты не путай первую половину 20 века и конец 20 века. В начале просто не было большого количества технологий и они не были так принципиально сложны, и у СССР был задел в инженерах и руководителях еще с царских времен. При СССР они продвинулись. У Китая ничего такого не было академической и фундаментальной науки. И современные технологии имеют больший цикл производства и НИОКР. Сейчас ничего принципиально нового нет, вообще ничего, а при СССР все только начиналось (ракеты, радары, реактивная авиация, атомная энергетика, штурмовые винтовки, вертолеты, ночное видение, комбинированная броня, космонавтика) и все были новаторами. А сейчас то что изобретать, и то что тебе кажется копиями так же можно сказать про любые винтовки Хеклекоха и другие, они все копии М16. Су-57 копия Ф-22. Тип10 копия Лео2. Но только китай все копирует, а остальные сами придумывают? Не надо пороть ахинею а?
        1. +1
          24 апреля 2020
          Цитата: Usher
          вообще ничего,

          серьезно? Принципиально изменилась система разведки, информатизации и управлением... новые типы радаров, РЭБ, тот же Ратник... hi
          Цитата: Usher
          Су-57 копия Ф-22.

          вы уверены? bully
          1. -8
            24 апреля 2020
            Система разведки и радары, это вторичные технологи. В то время было коренное изменение, фундаментальное, а не то что вы тут пишите. Например это если сейчас приняли бы на вооружение ЛАЗЕРЫ (как в кино, то есть как основное вооружение) РЕЛЬСОТРОНЫ, Появилесь космические боевые корабли, или Меха. Понятно теперь, а не развитие старых технологий. На счет Су-57, в смысле уверен? Конечно уверен, обьясняю для тех кто в танке и не понимает слов. Я не в прямом смысле говорю, что копия, вы че тут кривляетесь, Су-57 концептуальная копия, а не прямая. Вы не ерничайте, ок? Вы можете предоставить концепты 5 поколения СССР? Мне на ум Только МиГ-141 приходит, он на Тайфун похож, а С-47 экспериментальная модель. Так что Ф-22 стал прообразом для Су-57, так же как МиГ-25 для Ф-15. Почему я должен разжевывать ОЧЕВИДНЫЕ вещи?
            1. +3
              24 апреля 2020
              Цитата: Usher
              Система разведки и радары, это вторичные технологи

              обычное заблуждение в СССР - просто поймите -англичане разработали асдик и радар между войнами - что позволило им, во многом, выиграть войну в воздухе и на море... hi а еще дешифрирование -вроде тоже не стреляет... hi
              Цитата: Usher
              оренное изменение, фундаментальное

              Цитата: Usher
              штурмовые винтовки,

              вы уж определитесь в терминах и примерах... request первый автомат создал Федоров в 1916г hi
              Цитата: Usher
              о есть как основное вооружение)

              по вам лазерный дальномер это не основное оружие? bully т.е. СУР это так, ерунда? Но она качественно изменяет ТТХ орудий bully
              Цитата: Usher
              РЕЛЬСОТРОНЫ

              бред... laughing при текущем уровне мощных импульсных конденсаторов... wink
              Цитата: Usher
              Я не в прямом смысле говорю, что копия, вы че тут кривляетесь, Су-57 концептуальная копия, а не прямая.

              Цитата: Usher
              Су-57 копия Ф-22.

              1) научитесь излагать свои мысли точно и ясно, а не гаффкать на оппонентов request
              2) Су-57 универсальный самолет - работает и по земле, Ф-22 только по воздушным целям - абсолютно разные концепции самолетов... hi
              Цитата: Usher
              очему я должен разжевывать ОЧЕВИДНЫЕ вещи?

              потому что вы сели в лужу своего незнания банальностей... request
              1. -5
                24 апреля 2020
                Что вы несете? Я вам про Фому, вы мне про Ярему, причем тут кто первый изобрел автомат? знаю кто изобрел, что вы мне тут мелочи тыкаете про работу по земле Су-57? Я не про это объясняю, а про то что один товарищ считает, что в Китае просто все копируют, я ему в ответ пишу, что это обычная практика везде, и не надо тут губу выворачивать и говорить "фи". Понятно?
                А вы мне тут начали ахинею писать. Вы доикались до каких то мне неведомых вещей, вы О ЧЕМ? Какие КОНДЕНСАТОРЫ, я писал про них, я написал ПРИМЕР (вам понятен этот термин?). Пример новых фундаментальных технологических направлений в военной технике и тактике. И не надо про частности, не они сделали. Подводную лодку вообще юзали с древних времен и автоматическое оружие изобрел Гатлинг. А прообраз самолета описал Можайский (не пытайтесь мне тут энциклопедическими знаниями кичится), но полетел то у братьев Райт.
                Так вот этот товарищ, пишет мол СССР тоже занимался копированием, а потом начал свое делать, а мол Китай только копирует, свое не делает. Я для объективности объяснил, что он не прав. СССР копировал и покупал в довоенное время (те же танки Кристи (БТ), пушки, корабли, самолеты тот же Ту-4, Ли-2), а развивать и делать технологический рывок начал имея опыт войны и начавшийся технологический прогресс. РАДАРЫ, АНАЛОГОВЫЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ, РАКЕТНАЯ ТЕХНИКА, РЕАКТИВНАЯ АВИАЦИЯ, АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА, КОСОМС. И не надо мне тут тыкать когда и кто изобрел, ракету изобрели несколько тысяч лет назад. Тут речь не об этом.
                А сейчас ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО нового нет, современные технологи, это естественные плоды развития еще тех технологий. Уже тогда понимали, что будет электроника и т.п. Я про середину 20го века. А то что было или не было, это политика. Так вот, все современные якобы НОВЫЕ разработки, это все то же изобретение велосипеда. Это все те же танки, как появилась концепция ОБТ (Т-64) так и они не менялась, как появились БМП, так они и не менялись. Все остальное это уже частности. Прицелы там, двигатели, броня. Это не важно, не про это разговор. И Китай сейчас так же разрабатывает свою технику и копирует. Так же как и мы, например БУМЕРАНГ, что? Не концептуальная копия ПИРАНЬИ СТРАЙКЕРА и т.п машин? Наш Тигр, не копия Хамви? Никто же не стыдится этого, так почему китайцы должны стыдится?
                1. +2
                  24 апреля 2020
                  Цитата: Usher
                  Что вы несете?

                  правду матку... далее у вас поток сознания... bully

                  Цитата: Usher
                  то вы мне тут мелочи тыкаете про работу по земле Су-57

                  из-за этой "мелочи" США были вынуждены создать Ф-35 request
                  Цитата: Usher
                  то мне неведомых вещей, вы О ЧЕМ? Какие КОНДЕНСАТОРЫ

                  если вы не знаете - это не значит, что проблемы нет... а я вот знаю.. hi
                  Цитата: Usher
                  я написал ПРИМЕР (вам понятен этот термин?)

                  мне понятно, что вы лирик и за слова не отвечаете... request
                  Цитата: Usher
                  А сейчас ничего ПРИНЦИПИАЛЬНО нового нет

                  даже Циркон ? feel я так понял, что про другое вы не поняли, ну и ладушки...
                2. +1
                  24 апреля 2020
                  Не копия,а аналог.
                3. 0
                  30 июня 2020
                  у 'Тигра" ничего общего с Хамви
    2. +3
      24 апреля 2020
      один вопрос, шо такого китайцы изобрели? в 21 век. (порох,колесо) наши ( СССР) при копировании, улучшали вносили новое рациональное (ЗЕРНО) смотрим за китайцами, НИЧЕГО! а, Россия! тоже НИЧЕГО! мне лично все равно, шо там китайцы строят для ВМФ ВВС. а вот за наших, ну очень обидно!
      1. +1
        24 апреля 2020
        Цитата: Дальневосточник
        а, Россия! тоже НИЧЕГО!

        и Циркон ? feel
        1. 0
          25 апреля 2020
          и Циркон ?


          Теперь и у нас появилась вундервафля которой мы будем всем рот затыкать?
          Правильно человек пишет. Россия потеряла тот потенциал советской академической школы, что давала нам хороших конструкторов не только Циркона.
          1. -1
            25 апреля 2020
            Цитата: blackice
            советской академической школы, что давала нам хороших конструкторов

            жаль, что вы не понимаете уровень глупости в вашей фразе... request
            1. 0
              26 апреля 2020
              Какая прелесть, что вы её поняли
      2. +1
        24 апреля 2020
        Ну да ну да, перед тем как писать хотя бы узнали что ли? Например истребители J-8 и J-10 развитие J-7 который в свою очередь лицензионная копия МиГ-21. Н-6 улучшенная лицензионная копия Ту-16. Y-20 транспортник в котором угадываются корни Ан и Ил. Тип-99 развитие Т-72, Тип-04 БМП которая развилась из БМП-2. И много другого. Есть прямые копии, есть купленная техника. Но есть и свои наработки. Так что не умничайте.
    3. 0
      27 апреля 2020
      Не только 20 лет(время), но и развал производства и с/х.
  3. -6
    23 апреля 2020
    Хороший обзор,спасибо
  4. +3
    23 апреля 2020
    Цитата: Pvi1206
    СССР тоже с этого начинал.
    и не только СССР
  5. +6
    23 апреля 2020
    Все неплохо, только у автора в голове путаница с головками ракет.
    1. +5
      24 апреля 2020
      Да и считать Китай
      таковы реалии тоталитарного государства
      тоталитарным государством, это тоже некоторая путаница, посильнее чем с головками.
  6. +11
    23 апреля 2020
    Все друг у друга тырят что могут, даже напальцованные американцы. А что стащить не могут - то с горя покупают.. Так что - Китай тут отнюдь не оригинален..
    1. +5
      23 апреля 2020
      J-15 создан на базе Су-33, значит близок по размерам , и они оба великоваты для палубного самолета, как и их общий предшественник Су-27, для авианосцев нужны, что то поменьше типа Миг-35, а правильней было бы начинать осваивать авианосцы с самолетов размерности близкой к Як-130
      1. 0
        5 мая 2020
        Ну да как то так. Просто нам достался ТАВКР Тбилиси, то есть авианесущий крейсер, на котором должны были и Як 141 летать и планировалось Миг-23/27 с КИС и Су-25....Но грянула Перестройка, а по большому -антикоммунистическая революция... Потом мы из ТАВКР Тбилиси пытаемся сделать АВ Кузнецов...А из пригодной авиации только Су-27/33 и Миг-29. И у одного и другого крупные недостатки. Но Миг лучше адаптируется к палубной авиации чем Су...Я так понимаю, что на нем бы иметь эскадрилью ПВО Миг-29К, эскадрилью НАП Су-25, звено разведки Су-33. И этого было бы на сегодняшний день достаточно. При этом, в качестве экономии бюджетных средств, демонтировать все оборонительное вооружение, поскольку на АВ других стран мира оно минимально, а нам поставить четыре Гибки и четыре Дуэта. Все остальное наступательное и оборонительное вооружение должно быть на БНК и АПЛ эскорта.
  7. +2
    23 апреля 2020
    Китайцы говорят , что создавали палубную версию сами, кто то ( неизвестно кто, кстати) говорит, что скопировали с раннего прототипа су33.
    Доказательств ни те, ни другие , не приводят, что характерно.
    Но одно можно сказать- некоторое сходство между ними есть
    Американцы насчитали по меньшей мере четыре катастрофы J-15 при общем количестве выпущенных истребителей этой модели примерно в 20-25 единиц.

    Это много.
    А что с су33, почему автор не упомянул?
    Очень просто - выпущено 26 серийных экземпляров, число аварий с потерей самолетов-7.
    Можно из этого сделать вывод, что у китайцев копия су33?
    Все таки аварий поменьше....
    1. +14
      23 апреля 2020
      Цитата: Avior
      Все таки аварий поменьше..

      А за сколько лет?
      Поаккуратней с такой статистикой. А то получим, что самый безопасный самолет это тот который ни разу не взлетел. И соответственно ни разу не упал.
      1. +3
        23 апреля 2020
        Правильнее уточнить не сколько лет, а какой налёт.
        Но это двойная тайна
        Точно можно сказать- первые пять аварий были за 10 лет с 1991 по 2001
  8. +10
    23 апреля 2020
    У автора путаница не только с "головками" ракет..
    Самое страшное - путаница в своей собственной голове: каким это образом отсутствие не вполне себя оправдавшей технологии "стелс" вдруг стало "концептуальной проблемой" для основного ударного самолёта авианосца?!
    1. -2
      23 апреля 2020
      Да никакой проблемы, за исключением отдачи первого выстрела противнику)).
  9. +2
    23 апреля 2020
    Что то я не понял,что автор хотел сказать,упомянув о крушении одного СУ-57.....,
    1. +9
      23 апреля 2020
      Да просто есть пара авторов на ВО, что "строчат", реально в погоне за печатными знаками: Илья Легат - этот ещё не так разгоняется, а второй, Рябов Кирилл, тот вообще графоман!!! Ну или любит стиль американских якобы "научных передач". По факту - реально пропагандистские передачи.. Причём тупые до невозможности. И Рябов прямо один в один их стиль взял - из абзаца в абзац одно и то же повторяет.... Припарил уже!!!
      1. +2
        23 апреля 2020
        За американские якобы научные передачи, отдельный плюс))) Меня тоже бесит западная документалистика, одно и то же повторяют по 100500 раз с умным видом, очень много воды.
  10. -7
    23 апреля 2020
    А ведь ВВС России, не говоря уже про авиацию ВМФ, до сих пор не имеет в своем распоряжении ни одного истребителя, имеющего РЛС с АФАР.

    А разве Миг-31 не имеет АФАР? Пассивная, но все же?
    1. +5
      23 апреля 2020
      Именно, МиГ-31 имеет пассивную ФАР (ПФАР). А АФАР - это активная ФАР!
    2. +7
      23 апреля 2020
      Деление на ноль же.

      У МиГа - старенький по современным меркам Заслон, который даже в модернизированном виде 2 десятка лет живет, а изначальному изделию за 40 и до ухода на пенсию 50 стукнет. wink Он ПФАР или PESA по английской классификации.
      1. -4
        23 апреля 2020
        Ну я и сказал, что ПФАР, только 31-е нынче модернизирут активно..А уж как - тут явно гостайна..
    3. -2
      23 апреля 2020
      Ну а насчёт того, что имеет или не имеет ВКС или авиация ВМФ - тут лучше знать меньше.. Спокойнее, знаете ли, спать будет..
    4. +1
      23 апреля 2020
      И, кстати, это первая в мире серийная машина с вообще ФАР, как таковым, на борту. Ещё и с завязанной на нее бортовой ЦЭВМ..
  11. DDT
    -1
    23 апреля 2020
    И чего это Военное Оборзение понесло в Китай?! Вот, смотрите наслаждайтесь, на что гений уже не советской, а русской технической мысли способен! Ссылка тут:
    https://www.youtube.com/watch?v=kz0YhjDd8do&list=PL3G9qpm-YZSgOxNrc4W6RByzo7BlFcNlB&index=3
  12. +7
    23 апреля 2020
    Как-то это всё... сфероконно.

    Есть американцы. Готовые агрессивно "противостоять" Китаю вблизи от его границ, по возможности используя ресурсы и "мясо" Японии, Южной Кореи, Тайваня и Австралии.

    Есть Китай, который собирается обороняться от агрессии США, а не "AirSea Battle"(с) на восточном побережье США организовывать.

    Автор пытается изобразить китайцев, как мальчиков для битья для американского флота. Но это, мягко говоря, не так. Китайские авианосцы это всего лишь подпорка, призванная "подчищать" за авиацией, работающей с наземных аэродромов.
    1. 0
      23 апреля 2020
      Действительно, толково!
      Вот уж в чем Китай сложно заподозрить, так это в недооценке угроз у собственных границ!
      И - границ потенциальных сфер влияния...
    2. +2
      24 апреля 2020
      Цитата: Лопатов
      Автор пытается изобразить китайцев, как мальчиков для битья для американского флота. Но это, мягко говоря, не так.

      К сожалению, китайский флот перекошен в сторону НК и в этом его ахиллесова пята. Все дело в том, что из 3-х Волков -- 2 нацелены на ТОФ. Думаю, Джини и Лоси тоже там топтаться будут.
      А теперь представьте: в район D2/AD подошел АВУ с авиакрылом, готовым завоевать господство в обозначенной акватории. Логично предположить, что китайские товарищи бросят на вытеснение кораблей янки свой надводный флот. О их БР типа DF-21D пока помолчим, ибо одно дело лохматить рисунок АВУ на песке полигона и совсем другое дело попасть в маневрирующий АВУ в море. Лично я не уверен, что НК флота НОАК пройдут через позиции ударных ПЛА янки, развернутых на их пути. И совсем не уверен, что эти же кораблики (даже хваленые ЭМ типа D-055) смогут отразить удар 158С машин янки...
      А противопоставить американским ПЛА китайские подводники, да и НК, на сегодняшний день ничего не смогут. Те погремушки (вот уж точно -- ведра с болтами!), что есть у товарищей (3 корпуса тип 091-старые, 1 поколения; и 3 ед тип 093 , позиционируют как начальный Лос-Анджелес, но так ли это-- вопрос). Этими силами агрессию не удержать. А вот что-то о строительстве и спуске ПЛА "китаиса осень даже помалкивают", напирая на авианосцы, которые они собираются настругать аж 6 штук! И это они уже подтвердили. Это к дополнению УДК, которые они также строят ударными темпами... забывая про сбалансированность флота.
      (Видимо товарищ Си решил-таки провести китайский Оверлорд на Тайвань и окрестности... laughing )
      1. 0
        24 апреля 2020
        Цитата: Удав КАА
        И совсем не уверен, что эти же кораблики (даже хваленые ЭМ типа D-055) смогут отразить удар 158С машин янки...

        А авиация?
        Я не думаю, что её не будут применять.

        Цитата: Удав КАА
        О их БР DF-21D пока помолчим, ибо одно дело лохматить рисунок АВУ на полигоне и совсем другое дело попасть в маневрирующий АВУ в море.

        Преодолевать ПВО ВМБ американцев, японцев и корейцев, думаю. у них получится. И уничтожать там корабли и суда снабжения.
  13. -1
    23 апреля 2020
    Наполеон сказал о Китае :

    Вот он и проснулся. Действительно, лучше бы он спал.
  14. +2
    23 апреля 2020
    Цитата: Михаил2019
    И, кстати, это первая в мире серийная машина с вообще ФАР, как таковым, на борту. Ещё и с завязанной на нее бортовой ЦЭВМ..


    А Ф-14 не в счет?
  15. -1
    23 апреля 2020
    там ещё больное место этого проекта и подобных типов авианесущих кораблей- это полное отсутствие катапульты, из за этого самолёт не может быть полностью укомплектован всей номенклатурой вооружения ТК. трамплина не достаточно для взлёта с полной боевой нагрузкой, без того чтобы самолёт после отрыва от палубы не плюхался в воздушную яму в виду недостаточной скорости.
    на такой корабль больше подошёл бы самолёт типа Як-141 с ВВ или взлёта с ккоротким разбегом
  16. 0
    24 апреля 2020
    Будущее за кораблями, которые несут беспилотные автономные дроны.
    1. +1
      24 апреля 2020
      Цитата: certero
      Будущее за кораблями, которые несут беспилотные автономные дроны.

      Да не вопрос! Янки давно это поняли и испытали свой Х-47В с палубы АВУ.
      1. +1
        24 апреля 2020
        Только потом почему-то эту программу закрыли
  17. +3
    24 апреля 2020
    Вообще-тои сравнивать J-15 с Су-33 не корректно. Самолеты имеют одного пращура - Т-10, но представляют разные поколения . Это как МиГ-29 и МиГ-29К в последнем исполнении.

    Можно модернизировать Су-33 до уровня Су-35? скорее всего - да. Нужно?- скорее всего - нет.
    Можно сделать из Су-35 или Су-57 палубные самолеты, скорее всего - да. Вопрос только , когда будет под них корабль.
  18. +2
    24 апреля 2020
    Главной является то, что J-15 чересчур большой для таких кораблей, как «Ляонин» и «Шаньдун», и имеет избыточную массу. Нормальная взлетная масса машины составляет 27 тонн. Для сравнения: у американского F/A-18E она составляет 21 тонну.


    Уровень компетенции бог.
  19. +2
    24 апреля 2020
    Снова бла бла бла, ты смотри сколько в строю авианосцев а не на бумаге, было 2 недавно, потом один трумен, и тот два подряд дежурства оттарабанил, ему ремонта щас по горло и команда коронавирусом заболела, все доки ремонтом авианосцев забиты, остальные в очереди стоят на ремонт, форд не в строю лгать не хорошо, может к 25 году вступит, там проблемы с лифтами самолетными с электромагнитной катапультой и ещё кучища других, тегандерогам по 40 лет, там всё сгнило, вооружение всё старое, там деньги уже освоить не могут ы, строить разучились, кадры ушли а новых нет, работяги там негро-испаномексикано, они там настроят, конец амерам приходит даже в финансово спекулятивном ихнем рынке, оружия на руках 500 млн.ед. Скоро перестреляют друг друга за еду и коронавирус это спусковой крючок, который уже дёрнули, покойся с миром США и в тебе было что то хорошее)
  20. -1
    24 апреля 2020
    не бесспорные факты:
    F-35 лучше J-15. По лётным данным точно хуже (ну если сбросить плохой двигатель у китайца). Наличие т.н. "стелс-технологий" как реальное преимущество в бою не доказано. F-117 и тот в Югославии разглядели и сбили, а у этих уровень "незаметности" мягко говоря несколько ниже, как я понимаю.
  21. 0
    24 апреля 2020
    не бесспорные факты:
    F-35 лучше J-15. По лётным данным точно хуже (ну если сбросить плохой двигатель у китайца). Наличие т.н. "стелс-технологий" как реальное преимущество в бою не доказано. F-117 и тот в Югославии разглядели и сбили, а у этих уровень "незаметности" мягко говоря несколько ниже, как я понимаю.
    1. -2
      24 апреля 2020
      далее:
      "совершенно ненужное авианосцу ударное вооружение в лице ракет П-700" - вообще никем не доказано! АУГ США практически не имеют эффективного противокорабельного оружия. То что вешается на F-18 - пошлая пародия на жалкое недоразумение. Гарпуны на "Бёрках" уже и папуасов не пугают. против серьёзной ПВО в море американский флот бессилен. Так уж сложилось, не было реального противника. Адмирал кузнецов в море самостоятельная боевая единица, Нимиц без экскорта - слепая, глухая, беззащитная мишень. Американцы могут себе это позволить. Как насчёт китайцев - не знаю. Всё-таки ни Кузнецов, ни китайские подделки, это не авианосцы, в полном смысле слова. Так Кузнецов хотя бы полноценный крейсер. Так что наличие дальнобойных ПКР вряд ли минус для такого корабля. Тем более, что их отсутствие плюсов ему не прибавило. Возможно их не поставили ввиду отсутствия в наличии
      1. +1
        24 апреля 2020
        Цитата: Bobik012
        АУГ США практически не имеют эффективного противокорабельного оружия. То что вешается на F-18 - пошлая пародия на жалкое недоразумение.

        Дальность противокорабельных ракет АУГ США - более 600 миль. По крайней мере, в конце Холодной войны удар на дальность 600 миль для АУГ был типовым.
        Да - это дозвуковые "Гарпуны". Но для подавляющего большинства современных кораблей хватит и их, особенно с учётом профиля полёта и радиогоризонта.
        Цитата: Bobik012
        против серьёзной ПВО в море американский флот бессилен.

        А у кого есть современная загоризонтная корабельная ПВО? Ну хотя бы на базе ЗРК (про ПВО с авиацией и морскими машинами ДРЛО я и не говорю).
        Без возможности ЗРК работать за горизонтом те же "Гарпуны" могут спокойно подойти к кораблю на 30-35 км.
        Цитата: Bobik012
        Адмирал кузнецов в море самостоятельная боевая единица, Нимиц без экскорта - слепая, глухая, беззащитная мишень.

        Вот только ценой псевдоуниверсальности "Кузнецова" стала численность авиагруппы и площадь ангара. И всё равно для 11435 нужен эскорт.
  22. -1
    24 апреля 2020
    "ипа «Джеральд Р. Форд», первый из которых уже в строю, хотя и сталкивается с разными проблемами. "
    ДЭПЛ типа 667 Лада тоже в строю, но сталкивается с некоторыми проблемами ? request
    и так далее ? bully
  23. 0
    25 апреля 2020
    Чисто теоретически, в боях современных "стелсов" ПФАР выглядит предпочтительнее АФАР. Учитывая что на вооружении противников ракеты с АРГСН и современные системы разведки и РЭБ.
  24. 0
    26 апреля 2020
    >не имеет в своем распоряжении ни одного истребителя, имеющего РЛС с АФАР

    А на Миг-35 разве не АФАР?
    1. -1
      3 мая 2020
      Так их пока и нет request
  25. 0
    26 апреля 2020
    Цитата: Михаил2019
    Ну я и сказал, что ПФАР, только 31-е нынче модернизирут активно..А уж как - тут явно гостайна..


    Основное их предназначение теперь - запуск Кинжала. Целеуказание им дает явно не БРЛС МиГа. Так что им достаточно Заслона, который есть.
  26. 0
    15 июня 2020
    "КНР, впрочем, нужно отдать должное: совершенно ненужное авианосцу ударное вооружение в лице ракет П-700 «Гранит» (или его условного китайского аналога) китайцы убрали, оставив только оборонительное вооружение. Разумный шаг. Жаль, этого нельзя сказать про все остальное." - Это кому жаль? И почему? Кто-то и правда думает, что китайцы наши друзья?
  27. 0
    19 июля 2020
    Статья скорее в "Мнения", нежели в "Аналитика".

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»