Ишкиль и баранта. Правовая норма и повод для грабительского рейда

23

Кавказское многоголосие на политической карте

Кавказ — необычайно сложный регион. Он был таким, есть и будет. Необычайное количество народов и субэтносов, которые внутри себя были поделены на кланы, общества и сельские общины, пронизаны множеством взаимоотношений и одновременно необычайно обособлены. Чеченские, дагестанские и ингушские тухумы и тейпы (крупные семьи, родовые объединения и т.д.), аварские тлибилы, даргинские джине и лезгинские сихилы – все конкурировали друг с другом с применением холодного, а позже и огнестрельного оружия. Не считая крупных государственных образований в виде множества княжеств, ханств и прочего. Конкуренция представляла собой регулярные набеги и рейды с захватом скота, имуществ и самих людей. Порой такие действия не были поддержаны всей общиной или же грозили крупным военным конфликтом, в котором не были заинтересованы ни обворованные, ни обворовавшие.

Классический адат, т.е. комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов, который у различных народов и отдельных общин мог кардинально отличаться, в конфликте двух кланов, обществ и целых ханств или княжеств не работал. Именно поэтому в этот момент на сцену выходила иная «юридическая» практика – баранта/барамте, которая в Дагестане именовалась «ишкиль» («ишкиля»).



Ишкиль (баранта) как он есть


В самом общем смысле ишкиль – это захват имущества родственников или односельчан должника с тем, чтобы заставить его выплатить задержанный долг или побудить ответчика удовлетворить истца исполнением другого рода обязательств. Так, в землях Дагестана это было исконное право истца напасть на односельчан ответчика и захватить их собственность или их самих, с тем, чтобы заставить ответчика выплатить просроченный долг. При этом между ишкилем и барантой существовала некоторая разница. Когда же ишкилем начинали злоупотреблять, то по факту эта практика превращалась в узаконенную форму рэкета или своеобразное объявление войны.

Впрочем, в условиях постоянной междоусобицы одно отличить от другого было практически невозможно. К примеру, если одно общество желало получить независимость от могущественного соседа, которому платило дань, то брало ишкиль у него в виде скота или заложников, таким образом оказывая политическое давление на противника и давая намёк союзникам. Сильный сосед мог либо силой вернуть ишкиль и провести военную экспедицию, либо, оценив риски и ситуацию с враждебным окружением, отказаться от этой идеи с известными политическими потерями. Могла быть и обратная ситуация, когда взамен положенной дани брали ишкиль, дабы заставить покорённых смириться со своей судьбой.

Ишкиль и баранта. Правовая норма и повод для грабительского рейда

Обычно ишкиль брали для возмещения убытков по просроченным долговым обязательствам и из-за случаев воровских рейдов, причинивших вред истцу. Случались, конечно, и частные, так сказать, бытовые случаи применения этой практики. Так, её применяли в имущественных спорах между супругами из разных селений, принадлежавших к разным тухумам, но это было редкостью, т.к. вступать в брак с чужаком во многих кланах было строго запрещено. Ишкиль могли взять также за уничтожение пастбищ одного аула скотом из аула другого. Война за места выпаса скота – вообще отдельная страница конфликтов Кавказа, актуальная и сейчас, кстати.

Сам ишкиль брался скотом или оружием, но не брезговали брать и заложников-аманатов, которых в случае невыплаты долга продавали в рабство. При этом практика ишкиля могла быть запрещена внутри самого вольного общества, но одобряться им на внешнем контуре. Так, Андалалское вольное общество (общество в горной части Дагестана, населенное аварцами), в котором взимание ишкиля на своей территории было запрещено под угрозой штрафа в размере быка, тем же штрафом наказывало лицо, попытавшееся помешать такому «правосудию» уже за пределами территории Андалала.

Процедура взимания ишкиля


Процедура взимания ишкиля выглядела следующим образом. Потерпевшая сторона вызывал «ответчика» в суд своей или нейтральной общины. Если ответчик в суд не являлся, то ему посылали письмо с прямым предупреждением о праве применения баранта. Письмо обычно отвозил кунак потерпевшей стороны, который традиционно имел полные права отстаивать интересы потерпевшего. Кунак также имел право непосредственно захватить ишкиль – имуществом или заложниками.

Вот один из множества примеров такого письма от истца к ответчику от некоего Рамазана Баршамайского к Аци Харахинскому:

«Мир Вам, милость и благословение Аллаха. Да хранит Вас Аллах от сатанинской злобы. Аминь.
С получением этого письма вышли долг, ссуженный тебе согласно твоему договору и известный моему кунаку Уцисай, подателю сего письма. Иначе я возьму через него ишкиль, как разрешено брать. Остальное ты услышишь из уст подателя сего письма».

Если ответчик проявлял изрядную воинственность и строптивость, то ишкиль изымали насильственно. Так, кунак, а чаще сам истец с группой бойцов останавливалась на горной дороге, которая вела из селения ответчика. Учитывая, что селения представляли собой единые общины, состоящие из двух-четырёх кланов, большой избирательностью обладать не было нужды – ишкиль налагался на всех скопом на абсолютно законных основаниях. Практически на первый же обоз нападали и брали имущество или заложников. Однако нападать нужно было обязательно открыто и среди бела дня, ведь это был не запрещённый адатом грабёж, а «легитимная» форма «правосудия».


Естественно, такая правовая норма была накрепко завязана с практическими боевыми действиями и порой не только не разрешала конфликты, но лишь усугубляла их. Вот пример ещё одного письма, из которого становится ясно, что назревает столкновение между двумя крупными обществами:

«Благородный господин правитель Эльдар-хан-бек желает членам сельского суда, старшинам, хаджи и кади городка Аргвани (аварская община на севере Нагорного Дагестана) мира, милости и благословения Всевышнего Аллаха.
Да хранит их Всевышний Аллах от всяких бед!
Да будет вам известно, что мы захватили в ишкиль неприкосновенного подателя письма из ваших односельчан, чтобы он был ходатаем ради собственности одного из наших земляков Салмана, захваченного вами в ишкиль, а затем отпустили его по просьбе его кунака, поручившегося возместить причиненный нам ущерб. Салман требует вернуть ружье и шашку, взятые вами в ишкиль. Если же вы не вернете этой собственности, то мы возьмем ишкиль и во второй, и в третий раз, доколе не будет решена и завершена эта тяжба. Это в ваших возможностях. Будьте здоровы!»


Ишкиль – просто повод для грабежа и войны?


Конечно, горцы старались совершенствовать механизм ишкиля. Так, существовали многочисленные соглашения между селениями (обществам и более крупными образованиями, вплоть до ханств), которые регламентировали правила и условия механизма применения ишкиля на их территории при возникновении повода для его применения на практике. Такие договоры заключались как устно, в присутствии уважаемых свидетелей, так и письменно.


Однако у ишкиля была одна родовая травма. Ишкиль мог фигурировать как реальный правовой инструмент для улаживания споров исключительно при одном условии. Истец и ответчик, кем бы они ни были, целым вольным обществом или отдельным человеком, должны были находиться в равном положении. Стоило чаше весов несколько отклониться, как ишкиль превращался в повод к узурпации власти, грабежу, захвату заложников и целой карательной операции.

При этом всегда в итоге ответчиком в практике ишкиля было то или иное горское общество, т.е. это были практически межгосударственные претензии. А полноценным членом общества мог быть только воин. Это вносило особые военные нюансы в эту «юридическую» норму.

Кочевые народы, которые как раз и именовали ишкиль барантой, использовали эту правовую практику чаще всего не для разрешения споров, а для легитимации очередного грабительского набега. У них даже существовал специфический термин «барымтачи» («барынтачи»), означающий угонщиков табунов, прикрывавшийся нормой ишкиля.

Разрушали даже намёк на миротворческую функцию ишкиля и социальные аспекты горского общества, а точнее, их изменение. Со временем значение знати стало усиливаться. Горская аристократия облагала простых смертных всё большими налогами, превращая их практически в бесправную чернь. Имея множество рычагов давления, в том числе и насилие, знать стала использовать ишкиль как ловкий инструмент узаконения долгового рабства.

Закат дискредитировавшей себя практики


Первыми борцам с ишкилем были мусульмане, начавшие религиозную экспансию Кавказа. Для них ишкиль был первобытной варварской практикой. На его замену, а также на замену адату должен был прийти шариат. Но для знати ишкиль был уж очень выгодной нормой, поэтому изжить эту практику с ходу не смогли. Только на территории Имамата ишкиль немного отступил и был сглажен исламом.


С проблемой ишкиля столкнулась и Российская империя. Сначала, правда, не желая рушить устои, российские власти смотрели на ишкиль сквозь пальцы, а иногда и сами применяли эту практику, как наиболее знакомую местным жителям. Но чем более русское военное командование знакомилось с применением ишкиля, то тем быстрее понимало разрушительный и междоусобный потенциал этой нормы.

Уже в первой половине 19-го века практика ишкиля считалась незаконным самоуправством, т. к. в условиях разобщённости и неравенства приводила только к грабежам и разбоям. В итоге эта правовая норма стала исчезать. С одной стороны знать, принимавшая подданство России, обязательно клялась не применять ишкиль, а с другой стороны, её противниками были и сторонники имамата, который хоть и был разрушен, но успел поработать на изжитие этой нормы. Немало исчезновению баранты послужило и стирание границ между многочисленными ханствами, уцмийствами, майсумствами и княжествами Кавказа, обособленность которых и диктовала необходимость этой правовой нормы.

Как это ни странно, но вплоть до установления на Кавказе советской власти отголоски ишкиля и баранты продолжали терроризировать местное население. Всевозможные группировки, руководствуясь своими самостийными идеями, старались прикрыть банальный грабёж легитимной основой. Но старые пережитки вообще способны всплывать из тьмы веков в период ослабления центральной государственной власти.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    25 апреля 2020 05:44
    Дикие народы,тьма веков там продолжается по сей день.
  2. +5
    25 апреля 2020 07:20
    Институт ишкиля хорошо был знаком и другим народам Дагестана, накладывая, так же, как и у аварцев, своеобразный отпечаток на местное судопроизводство. Даргинцам обычай был известен как «хеш», кайтагцам – как «барамтай». Здесь взимание долга путем захвата имущества осуществлялось и уполномоченным на это администрацией лицом; у усишинцев оно носило название «пашлагула»
  3. +7
    25 апреля 2020 07:22
    Как это ни странно, но вплоть до установления советской власти отголоски ишкиля и баранты продолжали терроризировать местное население.

    В УК РСФСР 1926 г. и в первом УК Узбекской ССР баранта предусматривалась в числе преступлений, составляющих пережитки местных обычаев. Статья 200 Уголовного кодекса РСФСР определяла баранту как «самовольное взятие скота или другого имущества, без присвоения его, исключительно с целью принудить потерпевшего или его родичей дать удовлетворение за нанесенную обиду или вознаградить за причиненный имущественный ущерб
    1. +2
      25 апреля 2020 13:52
      Даже в советские времена в ЧИАССР парторги и председатели колхозов/совхозов ходили с табельным оружием.
      1. +2
        25 апреля 2020 15:00
        До меня доходили подобные слухи,но я честно говоря не верил. Ведь в начале 70- казалось,что анархия безвозвратно ушла, а значит и ПМ председателю колхоза нужен как рыбе зонтик
  4. +7
    25 апреля 2020 07:24
    Вот это статья! Написана так досконально, что и добавить практически нечего
  5. +3
    25 апреля 2020 07:37
    Интересно, вот такие вещи надо в школе изучать, чтобы знать, что за люди с тобой в одном государстве рядом живут. Может и меньше разногласий было бы.
  6. +5
    25 апреля 2020 07:50
    Какие сложные взаимоотношения и тонкий нюансы, грабишь ночью ты грабитель, грабишь днём, ты берешь ишкиль. am Пока сильная внешняя власть и (или) религия не навела там порядок так бы они и были мелкими, раздробленными и вечно воюющими между собой, племенами.
  7. +2
    25 апреля 2020 08:07
    Всё по понятиям.если я граблю и у меня пролазит значит это хорошо и по закону.если меня грабят и им пролазит это очень плохо...и скорее всего тоже законно.все всё понимают.не мы такие ...жизнь такая . ..
  8. +2
    25 апреля 2020 12:21
    Что рэкит лихих 90-х,что ишкиль в средние века одна суть-грабеж
  9. +1
    25 апреля 2020 12:49
    "в период ослабления центральной государственной власти" возможно, ВСЕ. Помните,по истории,что творилось в период гражданской войны? Если в Дагестане едва ли не в каждом ауле проживает свой этнос,а внутри этноса свои обычаи то..."веселуха"была жуткая. Естественно, ишкиль долго держался.
    Ниже камрад Рич цитирует статью УК РСФСР, вероятно, - УК 1927-1929гг?
  10. +2
    25 апреля 2020 12:52
    Цитата: Ros 56
    Интересно, вот такие вещи надо в школе изучать, чтобы знать, что за люди с тобой в одном государстве рядом живут. Может и меньше разногласий было бы.

    Вы правы: мы гораздо больше знали средневековую Европу чем свою историю.
    1. 0
      25 апреля 2020 12:55
      Цитата: vladcub
      Вы правы: мы гораздо больше знали средневековую Европу чем свою историю.

      И на этом нас подловили и очень четко ..Сейчас пытаемся рассказывать,но никто не верит ссылаясь на вику и гугл..
      Вот такие дела в архивном отделе историческом..
    2. +3
      25 апреля 2020 18:23
      Слава, привет! drinks
      А что толку, что мы теперь всё это знаем? Статья-то отличная, я прочел с большим интересом по теме "как это было и с чего начиналось". Но ведь все эти "гордые кавказские люди" с тех пор совершенно не изменились, как жили грабежом и бандитизмом, так и сейчас им живут, только действуют не так открыто. Их менталитет не переделаешь, он словно завязли в раннем средневековье и выползать оттуда не имеют желания. Вспомни девяностые: всё прямо под кальку -- и войны, и грабёж, и рабы, и спутниковые телефоны с интернетом на их самосознание никак не влияют.
      P.S. Уважаемая администрация, это не разжигание национальной розни, а просто высказанное мнение по насущной проблеме, с которой нам ещё дооолго придётся сосуществовать. hi
      1. +1
        25 апреля 2020 20:02
        Вечер добрый Костя.
        Ты прав: некоторые народы и в 21 в живут по канонам средневековья.
        А некоторые круче: вчера с пальмы спустилисъ. Помнишь, на сайте рассказывали про ЮАР и Родезию: пока белые были и процветали,а потом..."суп с котом"
        1. +2
          25 апреля 2020 20:10
          Вот, блин, Слава! Опять! Ну чем тебе кот не угодил? И куда нас тут только не суют, мы-то чем виноваты? Живём, никого не трогаем, починяем примусы, а тут вот обратно: "Суп с котом", а ежели я не хочу? laughing drinks
          1. +1
            26 апреля 2020 12:42
            Не знал,что коты занимаются ремонтом примусов. Знаю Матроскин а,что корову умел доить и все.
            Примус видел в кино и ржавый в металломе. А кирогаз в "живую " видел,но разжечь мне не разрешали. Я даже его заправлял,а разжечь не разрешали. Зато"жаровым" утюгом смогу и сейчас. Каганец или киросиновая лампа мне хорошо знакомы
        2. +1
          26 апреля 2020 04:13
          Хм... Во Владивостоке тоже так было при наздрате. Потом пришла "красная стрела" и все. Кончилась власть бандитов.
  11. +1
    25 апреля 2020 20:03
    Цитата: Петр не первый
    так бы они и были мелкими, раздробленными и вечно воюющими между собой, племенами

    а что сейчас изменилось?религия у них, в основном, на словах, для наружного применения, власти там нет, не считая власти племенных вождей, 100 лет цивилизации как то мимо прошли
    1. +2
      25 апреля 2020 20:11
      Вы правы, а от цивилизации им нужно одно: сменить дубинки на ружья, дабы убивать было сподручней.
  12. +2
    25 апреля 2020 21:27
    Сегодня у нас есть "коллекторские агентства" - взимание долга поручаем "профессионалам", методы практически те же, что и у "барымтачи", и работники-коллекторы из "бывших"...
  13. 0
    26 апреля 2020 20:07
    В 20х - 30х г.г. в РСФСР был состав уголовного преступления, который также называли "баранта", и заключался он в угоне скота у колхозных активистов.
  14. -11
    1 мая 2020 16:12
    Интересно, узнал кое что новое. Спасибо. good