Военное обозрение

Я знаю и буду помнить. И я горжусь

11

На юго-западном направлении



Мой прадедушка, Александр Потапович Асмолов, принимал участие в Великой Отечественной войне. Война началась спустя неделю после его дня рождения. 15 июня ему исполнилось 27 лет, а 23 июня 1941 года Пятигорским ГВК он был призван на войну.

С июня 1941 года по март 1943 года он был на Юго-Западном фронте в должности политрука роты 13-й отдельной железнодорожной бригады. В ходе сражений 1941 года войска Юго-Западного фронта, в состав которого входила 13 ождбр, отражали удары немецкой группы армий «Юг», пытались перейти в контрнаступление в танковом сражении под Дубно — Луцком — Бродами.


В середине июля Юго-Западный фронт сумел остановить врага под Киевом, а во второй половине июля — начале августа во взаимодействии с Южным фронтом сорвал его попытку разгромить советские войска на Правобережной Украине. Но в сентябре—ноябре 1941 года остатки сил Юго-Западного фронта вынуждены были отойти на рубеж восточнее Курска, Харькова, Изюма. Фронт участвовал и в Донбасской оборонительной операции.

В ходе начавшегося в конце мая 1942 года Харьковского сражения войска Юго-Западного фронта безуспешно пытались овладеть Харьковом, но попали в окружение и понесли тяжелые потери. Поражение под Харьковом открыло немецким войскам дорогу на Сталинград. 12 июля 1942 года Юго-Западный фронт, разбитый под Харьковом, был расформирован.

25 октября 1942 года на стыке Донского фронта и Воронежского фронта был создан Юго-Западный фронт второго формирования. Войска Юго-Западного фронта, где воевал и прадед, приняли участие в Сталинградской битве и в окружении группировки немецких войск под Сталинградом (операция «Уран»).

Прадед участвовал и в Среднедонской наступательной операции 1942 года, а потом были Острогожско-Россошанская и Ворошиловградская наступательные операции 1943 года, освобождение Донбасса и новые тяжёлые сражения под Харьковом уже весной 1943 года. 20 октября 1943 года Юго-Западный фронт был переименован в Третий Украинский фронт.

Когда я впервые увидела такой список сражений, подумала, что прадедушке повезло так долго обойтись даже без ранений, а ведь он оставался фактически на передовой — в должности агитатора батальона. В ходе Битвы за Днепр в октябре—ноябре 1943 года войска Третьего Украинского фронта освободили города Днепропетровск и Днепродзержинск, продвинулись на запад от Днепра на 50-60 км.


К концу декабря 1943 года вместе со Вторым Украинским фронтом части Третьего Украинского фронта удерживали на Днепре крупный стратегический плацдарм. При освобождении Правобережной Украины войска фронта во взаимодействии с Четвертым Украинским фронтом, осуществив Никопольско-Криворожскую операцию, вышли на реку Ингулец, откуда в марте-апреле 1944 года развернули наступление на николаевско-одесском направлении.

Спасибо прадеду за вклад в Великую Победу!


В этот период, работая агитатором батальона, прадедушка проявлял себя смелым, решительным и инициативным офицером. На железнодорожных участках Катавск — Одесса, Зилани — Крустпилс, Рига — Тукумс — Виндава, а также при восстановлении узла Тукумс II железнодорожного участка Рига — Тукумс он взял на себя большую ответственность — лично руководить гражданским населением.

Все приказы были выполнены досрочно. Для меня это очень важные события из его биографии, ведь руководить людьми, брать ответственность за их жизнь, тем более в такие трудные времена, — это лучшая черта лидера, сумевшего собрать вокруг себя людей и дать им возможность доверять!

В период восстановительных работ на железнодорожном участке Лошкаревка — Апостолово, проявляя образцы самоотверженности и подлинного героизма, прадед мобилизовал местное население для восстановления ст. Лошкаревка, чем намного было ускорено выполнение приказа. Эта территория подвергалась минометным обстрелам, многие участки были очень опасны, но прадед всегда был готов на трудовые подвиги! И однажды при выполнении задания прадеда ранило осколком. По сохранившейся справке из госпиталя я узнала, что 22 января 1944 года прадедушка получил легкое осколочное ранение в правое плечо.

Пробыл он в госпитале не слишком долго — месяц. В наградном листе указано:

«За отличную мобилизацию и привлечение местного населения к восстановительным работам достоин награждения правительственной наградой».

Прадедушка был награжден орденом Красной Звезды. После чего, с апреля 1944 года по май 1945 года, его перевели на Ленинградский и 2-й Прибалтийский фронт, и снова — на должность агитатора батальона.


В июне 1944 года Ленинградский фронт при участии Балтийского фронта, Ладожской и Онежской военных флотилий успешно осуществил Выборгскую операцию, в результате которой Финляндия была вынуждена выйти из войны на стороне Германии. Прадед участвовал и в Прибалтийской операции, которую фронт провёл в сентябре—ноябре 1944 года, освободив континентальную часть Эстонии.

Осенью 1944 года войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Балтийским флотом очистили от противника острова Моонзундского архипелага, и на этом активные боевые действия фронта завершились. Войска заняли позиции на советско-финской границе и побережье Балтийского моря от Ленинграда до Риги.

1 апреля 1945 года в состав Ленинградского фронта была передана часть войск расформированного Второго Прибалтийского фронта, и на него возложена задача по блокаде курляндской группировки войск противника. 24 июля 1945 года Ленинградский фронт преобразован в Ленинградский военный округ.



Мой прадедушка завершил войну не в Берлине и не в Вене, а на берегах Балтики. Он был награжден двумя орденами и несколькими медалями: орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За оборону Киева» и «За оборону Сталинграда».

Я горжусь тем, что мой прадедушка внес свой вклад в эту Великую Победу! Быть может, и не самый большой, но для нашей семьи — такой важный!
Автор:
Использованы фотографии:
smipressa.ru, из семейного архива
11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 23 апреля 2020 10:36 Новый
    +13
    Ещё студентом попал я как то в больницу. На стационар. Палата была на четверых, но лежало нас трое. Я, парень чуть старше меня и старик. От скуки, разговорили мы деда и выяснили, что он участник ВОВ. А войска - как раз железнодорожные. Тогда я впервые узнал о том, что такие были. А дедушка наш, оказывается, во время Сталинградской битвы каждую ночь восстанавливал временную ж/д дорогу по которой подвозили боеприпасы. Вот такие вот небоевые подвиги...
    1. АС Иванов.
      АС Иванов. 23 апреля 2020 10:54 Новый
      +9
      Почему подвиги не боевые? Восстановление пути под бомбами, а то и под артобстрелом - вполне себе боевые. Моя бабушка по отцу была дежурной по прифронтовой станции, где выгружались эшелоны для Северо - Западного фронта, линия Бологое-Дно. Гражданский человек, награждена боевой медалью.
    2. podymych
      23 апреля 2020 10:55 Новый
      +9
      Вот такие вот небоевые подвиги...

      Да уж, ничего себе небоевые, чуть ли ежедневно под бомбами. Светлая память уже ушедшим, и здоровья тем, кто ещё с нами!
      1. Вождь краснокожих
        Вождь краснокожих 23 апреля 2020 11:25 Новый
        +2
        По словам ветерана, они восстанавливали по ночам. Днём к той дороге даже приблизиться было невозможно.
  2. Владимир_2У
    Владимир_2У 23 апреля 2020 10:40 Новый
    +3
    Можно смело утверждать, что без Ж/Д войск Победа далась бы ещё большей кровью! Память и Слава воинам-железнодорожникам!
  3. Громобой
    Громобой 23 апреля 2020 11:01 Новый
    +4
    Железные дороги ---- это артерии перевозок.Вагоны--- это кровь войны.Как-бы вы ни хотели,критерий только один----это бесперебойность снабжения фронта.Все бригады железных войск,спасибо вам большое за бесперебойный манёвр,за эту возможность,а там уж надерём гитлеру задницу,благо,советская кузница клепала танковыые и мех.корпуса.Танковыми армиями мы навалились----и мы ощутили оперативный простор,,Ребята.
  4. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 23 апреля 2020 11:02 Новый
    +2
    Дед всю войну в Ж/Д войсках,закончил в Чехословакии.
  5. АС Иванов.
    АС Иванов. 23 апреля 2020 11:25 Новый
    +3
    Станция Бологое Окт. жд. За годы войны было совершено 527 налетов фашистской авиации, на своем посту погибло более 2100 железнодорожников.
  6. podymych
    23 апреля 2020 12:59 Новый
    0
    Знатоки, а у кого-нибудь есть информация о безумной ж\д ПРОБКЕ в Великих Луках, когда только начиналась война. В разгар эвакуации? А может вообще есть кто-то оттуда?
    1. fuxila
      fuxila 23 апреля 2020 17:58 Новый
      +2
      Знатоки, а у кого-нибудь есть информация о безумной ж\д ПРОБКЕ в Великих Луках, когда только начиналась война. В разгар эвакуации? А может вообще есть кто-то оттуда?

      Очень хорошо разбирался в этой теме Г.А. Куманёв, писавший о железнодорожниках в ВОВ. Сам он естественно знал намного больше того, что написал, т.к. непосредственно общался со сталинскими наркомами, в т.ч. НКПС. К сожалению он не так давно умер (1,5 года назад), а то связались бы с ним и узнали много интересного...
      1. podymych
        23 апреля 2020 18:04 Новый
        0
        Спасибо, Алексей, я хорошо знаю его работы "Об эвакуации", но увы, о Великих Луках там ничего особо не нашёл. Буду обращаться в тамошний краеведческий музей - может подскажут кого... Вот Н.В.Старостенков классно описал про Волжскую рокаду и в целом про желдор войска, где-тот находил про то, как из Эстонии суперпаровозы угоняли из-под носа у фашистов, что-то такое ищу...