Лодка Хиггинса XXI века

31

Десантный катер LCVP приближается к зоне высадки Омаха, фото: waralbum.ru

В США всерьез задумались над созданием нового десантного средства. Новую разработку в американской прессе уже называют лодкой Хиггинса XXI века. Знаменитый десантный катер LCVP и его ближайшие родственники, созданные после Второй мировой войны, уже не в полном объеме устраивают американских военных. Проект нового десантного судна получил обозначение SHARC (Small High-Speed Amphibious Role-Variant Craft). В отличие от всех своих предшественников, на новом десантном катере должна быть реализована возможность дистанционного управления и полностью автономной работы.

Десантные катера типа LCVP


Десантный катер типа LCVP, он же лодка Хиггинса, – самое известное десантное средство в истории. И речь даже не о том, что катер был построен огромной серией. Данные катера активно применялись американцами во время крупных десантных операций Второй мировой войны. Многим они знакомы по кадрам фото- и кинохроники с пляжей Нормандии или Иводзимы. В дальнейшем катера не раз попадали на экраны в художественных фильмах и часто появлялись в компьютерных играх. Одним из самых известных примеров из кинематографа остается фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».



LCVP (Landing Craft, Vehicle and Personnel – десантный катер личного состава и техники) представлял собой самый массовый тип десантных катеров, которые использовались американскими военными для транспортировки с борта десантных кораблей на берег морской пехоты и различного вооружения и грузов. Катер можно было использовать для высадки десанта на необорудованное побережье. LCVP широко использовались в десантных операциях Второй мировой войны, в том числе для высадки на берег обычных пехотных частей. Катера были выпущены огромной серией. Только для ВМС США за 15 лет было произведено 22 492 единицы. При этом в годы войны еще 2366 таких катеров были построены и переданы союзникам в рамках программы ленд-лиза.


Американские войска в зоне высадки Юта. На переднем плане катер LCVP, фото: waralbum.ru

Десантный катер создал конструктор и инженер Эндрю Хиггинс, поэтому в историю он вошел также под обозначением Higgins boat, или лодка Хиггинса. Первоначально конструктор рассчитывал на исключительно гражданское применение своей продукции. Проект был коммерческим и создавался для эксплуатации на мелководье и болотистой местности. Использовать катер планировалось в Луизиане, в том числе для разведки месторождений нефти, однако война внесла свои коррективы, и Хиггинс быстро переделал проект под нужды армии и флота.

Отличительной особенностью всех катеров LCVP была носовая аппарель, которая упрощала процесс высадки десанта на любое побережье. Это же техническое решение серьезно упрощало процесс погрузки снаряжения и грузов на борт катера. За один рейс лодка Хиггинса могла доставить на берег до 36 солдат (полный взвод) или до 3,7 тонны различных грузов, или небольшой армейский внедорожник. Экипаж катера мог состоять из трех человек, включая двух стрелков, которые могли поддержать десант огнем из крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов M2. Максимальная скорость хода – 9 узлов (до 17 км/ч).

После завершения Второй мировой войны эксплуатация катеров LCVP продолжилась. При этом в США было создано целое семейство конструктивно схожих десантных средств, но увеличенных размеров. К примеру, еще в годы войны началось строительство десантных катеров LCM-6, по всем показателям превосходивших LCVP. Эти корабли могли доставить на берег уже до 60 десантников или до 34,5 тонны различных грузов, в том числе один средний танк «Шерман».

Уже после войны появился вариант LCM-8, отличающийся большим водоизмещением и еще более возросшей грузоподъемностью. Скорость таких катеров без груза выросла до 12 узлов, а грузоподъемность — до 60 тонн. Такой катер мог легко перевезти на берег уже до 200 солдат, либо новые танки: средний танк M48 или основной боевой танк M60.


Десантные катера LCM-8 перевозят танки M60

При этом к началу XXI века данные суда успели устареть. Они представляют собой довольно легкую мишень для любого современного оружия, не только ракетного. К недостаткам подобных десантных средств относят их малую скорость хода, а также необходимость в экипаже, который на катерах LCM-6 и LCM-8 состоял из 5 и 4 человек соответственно. При этом катера отличаются не самыми маленькими размерами, особенно LCM-8, который мог использоваться для переброски в зону высадки танков. И для LCVP, и для LCM-8 в США активно готовят замену.

Каким американцы видят новый десантный катер


ВМС и Корпус морской пехоты США готовы вернуть на арену сравнительно небольшие десантные суда, но уже на новом витке технического развития. В XXI веке проведение десантных операций стало еще более рискованным предприятием, чем в годы Второй мировой войны. Развитые страны обзавелись многочисленным высокоточным оружием. К примеру, Россия и КНР обладают хорошими средствами береговой обороны, в том числе современными ракетными комплексами, способными поразить любое десантное судно еще на подходе к берегу.

Проблемой для американской армии является и то, что управляемое ракетное оружие получили и более слабые армии мира, и даже отдельные вооруженные группировки, например, «Хизбалла». Так что вероятность того, что противник поразит десантные корабли еще на удалении в 50 или 100 миль от берега, многократно возросла. При этом решить проблему только за счет современных амфибийных транспортных средств не получается. Да, они отличаются небольшими габаритами и хорошим уровнем защиты от огня стрелкового оружия и осколков снарядов и мин, но при этом не могут использоваться при серьезном волнении на море и не в состоянии совершать дальние заплывы. Бронетранспортёры-амфибии всё равно приходится высаживать как можно ближе к берегу и при небольшой высоте волны.

Именно поэтому флоту и Корпусу морской пехоты необходимы небольшие суда, которые смогут доставлять на берег пехоту, легкое вооружение и военное имущество, действуя в зоне высадки. В первую очередь новое десантное средство необходимо для доставки войск, небольших по размерам наземных транспортных средств, легких систем вооружения, топлива, электрического оборудования, боеприпасов, питьевой воды, провианта и т.д.


Испытания беспилотного катера в США

В качестве возможного варианта нового десантного корабля, который уже называют лодкой Хиггинса XXI века, в США рассматривают проект, известный под обозначением SHARC (Small High-Speed Amphibious Role-Variant Craft). Как сообщает издание The National Interest, новое высокоскоростное судно должно доставлять войска и имущество на берег со скоростью не менее 25 узлов (46 км/ч). При этом корабль должен перевозить на берег до 5 тонн полезных грузов, а максимальная дальность действия должна составить 200 морских миль (370 км). Также известны некоторые примерные габариты будущего судна: длина палубы – 13 футов (4 метра), ширина аппарели в самом узком месте – 5 футов (1,5 метра), осадка – 30 дюймов (0,76 метра).

Важной особенностью нового малого высокоскоростного десантного средства должна стать способность работать без экипажа полностью в автономном режиме или в режиме дистанционного управления, когда контроль за движением судна будет осуществляться с борта большого десантного корабля или с берега. Совершенно очевидно, что флот и морпехов устроят только роботизированные катера, так как они рассчитывают получить современное средство, отвечающее вызовам сегодняшнего дня. При этом само десантное средство должно быть модульным, чтобы его легко можно было использовать для разных миссий. К примеру, рассматривается возможность представить такой десантный катер платформой для размещения различного оружия или беспилотных средств (как воздушных, так и подводных).
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    24 апреля 2020 05:17
    При этом корабль должен перевозить на берег до 5 тонн полезных грузов
    Ну что это будет, при такой грузоподъёмности? Без брони толку то от десанта при захвате плацдарма, а при захваченном плацдарме уже и эти малыши особо не нужны, так думаю.
    1. -2
      24 апреля 2020 05:25
      Одним из самых известных примеров из кинематографа остается фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».

      Да уж открыл передний люк и привет пехоте...братская могила...тут главное вовремя вывалиться за борт пока пуля в лоб не прилетела.
      1. +8
        24 апреля 2020 05:28
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Да уж открыл передний люк
        Аппарель.
        1. +3
          24 апреля 2020 05:40
          Аппарель.

          Один черт ...если пуля в лоб прилетит это уже без разницы. smile
          1. +3
            24 апреля 2020 05:42
            Цитата: Тот же ЛЕХА
            если пуля в лоб прилетит это уже без разницы

            Что да, то да. )))
      2. +6
        24 апреля 2020 15:08
        Цитата: Тот же ЛЕХА
        Да уж открыл передний люк и привет пехоте...братская могила...

        Просто береговую оборону давить надо.
        Альтернатива аппарели - в полной выкладке перелезть через борт и прыгнуть с него в воду, глубиной 0,5-1 м. А потом выползти на берег, мокрым по пояс. Особенно хорошо выполнять это при температуре воды менее 10 градусов, да ещё и с ветерком. smile Впрочем, можно ещё попытаться поставить сходни (под огнём, да) и сходить на берег по ним.
        Ах да, про доставку лёгкой техники или артиллерии вместе с десантом забудьте: нет аппарели - нет выгрузки техники.
        1. -1
          24 апреля 2020 15:21
          Цитата: Alexey RA
          Особенно хорошо выполнять это при температуре воды менее 10 градусов, да ещё и с ветерком

          Ну при температуре воды менее 10 разве что ушиб можно будет заработать)
          1. +3
            24 апреля 2020 16:40
            Цитата: Liam
            Ну при температуре воды менее 10 разве что ушиб можно будет заработать)

            laughing

            Капитан Очевидность утверждает, что ушиб возможен при температуре менее нуля градусов. С поправкой на солёность.
        2. +2
          24 апреля 2020 16:35
          У британцев. кстати, был весьма неприятный опыт десантной операции
    2. +2
      24 апреля 2020 08:19
      Цитата: Владимир_2У
      Ну что это будет, при такой грузоподъёмности?

      Например, M327 120mm EFSS.
      Две лодки- два транспортёра с миномётом и с прицепом под боеприпасы
      1. 0
        24 апреля 2020 08:34
        Ну бронированными эти жыпики никак не назвать.
        1. +3
          24 апреля 2020 08:36
          А зачем им броня?
          Тут главное- огневая мощь. Всё же 120-мм это 120 мм. Тем более в нарезном варианте.
          1. +1
            24 апреля 2020 08:38
            Цитата: Лопатов
            Тут главное- огневая мощь
            Огневая мощь хорошо, но при захвате плацдарма, какая никакая броня нужна, а миномёты на джипах вряд ли в первой волне пойдут.
            1. +4
              24 апреля 2020 08:44
              Цитата: Владимир_2У
              но при захвате плацдарма, какая никакая броня нужна

              1. 0
                24 апреля 2020 08:59
                Совершенно верно, но тут и закрадывается противоречие: плацдарм уже захвачен и танцы с беспилотниками особо и не нужны, логистику можно обеспечивать и обычными катерами. Похоже что беспилотники в данном случае приплели как дань моде.
                1. +2
                  24 апреля 2020 11:57
                  Цитата: Владимир_2У
                  Похоже что беспилотники в данном случае приплели как дань моде.

                  Это не мода, это принципиальное решение
                  Они стараются применять в новых образцах т.н. "опционально управляемый" вариант. Несколько неудачный термин, означающий "ездит водила, но можно его высадить"
                  Грузовики, вертолёты. И вот теперь катер.
              2. +2
                24 апреля 2020 12:25
                У америкосов для первой волны десанта есть почти что кораблик высадочный гусеничный бронетранспортер AAV7A1 - в ВО в 2016г была статья про него.
                1. 0
                  24 апреля 2020 13:30
                  Цитата: Гончар
                  AAV7A1

                  В девичестве LVTP-7.
  2. +3
    24 апреля 2020 05:45
    Мне кажется что использовать беспилотник при перевозке людей это ошибка. Любое поврежление и грузу только варяга петь. Ни какого шанса на быстрый ремонт.
    1. +2
      24 апреля 2020 06:54
      С языка сняли. Вводных во время высадки может быть много, а если катер "шпарит" по программе, или "завис" без связи...
  3. +3
    24 апреля 2020 07:50
    Частушка из детства,на мотив рок-н-ролла.
    Где то в Тихом океане
    Тонет баржа с чуваками.
    Чаваки не унывают.
    По гармошку рок ломают.
    Про героическую четверку ,унесённых в океан на прототипе LCM.
    1. +6
      24 апреля 2020 15:20
      Цитата: andrewkor
      Где то в Тихом океане
      Тонет баржа с чуваками.
      Чаваки не унывают.
      По гармошку рок ломают.

      Зиганшин буги, Зиганшин рок, Зиганшин съел второй сапог
      Цитата: andrewkor
      Про героическую четверку ,унесённых в океан на прототипе LCM.

      Точнее, на десантном катере (самоходной барже) Т-36 проекта 306, спроектированном на базе LCM (3). А LCM (3) был предком LCM-6.
      Зиганшин, Поплавский, Крючковский, Федотов. 49 дней в море.
    2. +1
      24 апреля 2020 16:59
      Некуда стремится, незачем жить,
      Подвигов новых не совершить,
      Гагарин землю уже облетел!
      Зиганшин сапоги уже съел!

      Так то ребята героические, и это написал со слов матери моего сокурсника ее сосед.
  4. +5
    24 апреля 2020 08:57
    В чем смысл беспилотности? Это типа, жизнь экипажу (2-3 человека) мы сохраним, а десант (20-30 бойцов)- ну и бог с ними?
    Это как в ВДВ, ИЛ-76 без экипажа?
    1. +2
      24 апреля 2020 10:25
      Смысл видется в ДУ(дистанционном управлении)с борта БДК для возращения от места высадки к борту того самого БДК за навой порцией десанта.Не думаю,что на катерах подобного типа сильно сложное управление(ну уж точно,не как на ИЛ-76:-)),чтобы сержант морской пехоты из числа десантируемых не смог подвести его(катер) к берегу.За счёт этого можно увеличить полезную нагрузку.Т.е. управление полезно иметь двойное.Экипаж,понятное дело,все-равно нужен(обслуживание,эксплуатация при решении других задач)...
    2. +2
      24 апреля 2020 21:43
      Цитата: обыватель
      В чем смысл беспилотности?

      Смысл в непрерывном обеспечении выброшенного тем или иным способом десанта - припасами же! Кушать хотят, патроны нужны, а уж без мин и снарядов точно хана десанту.

      На это все и требуется до 90% тоннажа, особенно в первые дни и часы.
    3. 0
      26 апреля 2020 23:03
      Цитата: обыватель
      В чем смысл беспилотности? Это типа, жизнь экипажу (2-3 человека) мы сохраним, а десант (20-30 бойцов)- ну и бог с ними?
      Это как в ВДВ, ИЛ-76 без экипажа?

      1) Он "опционально беспилотный".
      2) В задачи такой штуки входит не только перевозка живой силы, но и грузов. 2-3 человека в экипаже, в контексте небольшой лодочки, это минус 200-300 кг грузоподъёмности, например.
      3) Вы явно перегнули, сравнивая катер на фото с ИЛ-76 wassat
  5. 0
    24 апреля 2020 12:07
    Есть отличный фильм "Дьеп", про высадку англичанами десанта в 1942г на побережье Ла-Манша. Вот там эти лодки Хиггинса показаны крупным планом, сперва при тренировках канадцев, потом при высадке и потом при попытке эвакуации тех, кто от этого десанта остался. Десант был задуман Черчиллем как демонстрация для Сталина невозможности открытия второго фронта. Но вначале рассматривался как легкая прогулка, потом, после откладываний, переносов и почти что отмены, немцы успели укрепить оборону. Канадцы высаживались как явная жертва политики.
  6. +10
    24 апреля 2020 12:41
    Последнее время у большинства авторов сайта разобраться в вопросе считается дурным тоном. Статьи пишутся под девизом "и так сойдет".
    История LCVP не может рассматриваться без истории создания LCPL, которые являются их прямым предшественником. Именно их разработал Хиггинс для корпуса морской пехоты.

    Именно LCPL, которых выпустили более 12 000, участвовали в известной операции «Раттер» в Дьепе.
    LCVP появился позже.
  7. +1
    24 апреля 2020 15:01
    При этом к началу XXI века данные суда успели устареть. Они представляют собой довольно легкую мишень для любого современного оружия, не только ракетного. К недостаткам подобных десантных средств относят их малую скорость хода, а также необходимость в экипаже, который на катерах LCM-6 и LCM-8 состоял из 5 и 4 человек соответственно. При этом катера отличаются не самыми маленькими размерами, особенно LCM-8, который мог использоваться для переброски в зону высадки танков.

    С LCM-8 главная проблема в том, что он стал не нужен морской пехоте ни в нынешнем "тяжёлом" варианте, ни в перспективном "лёгком".
    Нет, пока у морпехов были М60 - всё было нормально. Но после перевооружения морпехов на "Абрамы" LCM-8 стал недостаточно вместителен - "Абрам" в него не влезает. И зачем морской пехоте довольно габаритный "промежуточный" катер, который не может перевезти на берег всю номенклатуру техники - если всё равно придётся впихивать в док-камеру LCAC и LCU-1610?
    А для перспективной морской пехоты без тяжёлых вооружения LCM-8 избыточен.
  8. 0
    24 апреля 2020 15:27
    Цитата: Alexey RA
    Лодка Хиггинса
    Вкл. субтитры на Рус.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»