Жизнь замечательных памятников: Шолоховская «Судьба человека» в Урюпинске

32

«Военное обозрение» продолжает рубрику «Жизнь замечательных памятников».

В первом выпуске, напомним, был представлен небольшой сюжет о памятнике в удмуртском Сарапуле – монументе, посвящённом отправке крестьянами хлеба голодающим жителям Москвы и Петрограда в годы становления советской власти.



В новом сюжете – город Урюпинск, название которого известно, вероятно, каждому жителю нашей страны (и не только нашей). Для тех, кто бывал в этом замечательном городке, расположенном в Волгоградской области, пожалуй, наиболее известным и запомнившимся стал памятник козе – визитная карточка края вязаных изделий из пуха. Однако в столице русской провинции (а именно такой плакат встречает взъезжающих в Урюпинск) есть памятник, который гораздо реже можно встретить на презентационных открытках. И памятник этот отличается особой душевностью.



Речь идёт о скульптурной композиции, посвящённой героям рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека». Установлен памятник в год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, и авторство его принадлежит скульптору С.П.Кальченко.

Размещена скульптурная композиция символично - близ здания городского Совета ветеранов.



Герои скульптурной группы узнаваемы, в том числе по замечательной экранизации 1959 года. Речь идёт о режиссёрском дебюте Сергея Бондарчука - фильме «Судьба человека», который можно отнести к настоящей классике воплощения в кинематографе литературных произведений о войне и о том, как она прошлась катком по человеческим судьбам.

Лавочка. На ней сидит человек – шофёр Андрей Соколов. Рядом – босоногий Ваня, тот самый, потерявший родителей мальчишка, которому Соколов после войны решает сообщить, что он его отец.



Трогательные скульптуры выполнены без монументализма, с греющей душу теплотой и простотой.

Почему памятник героям рассказа Михаила Шолохова установлен именно в Урюпинске?

Всё просто – в литературном произведении именно в этом городе и устраивается на работу главный герой и именно в Урюпинске (тогда – Сталинградская область) встречает мальчика-сироту.

Стоит отметить, что в 1959 году кинофильм «Судьба человека» журналом «Советский экран» был признан лучшим фильмом года. Фильм Сергея Бондарчука брал награды престижных кинофестивалей в Москве, Карловых Варах, Мельбурне, Джорджтауне и др.

Жизнь замечательных памятников: Шолоховская «Судьба человека» в Урюпинске


Тот случай, когда и памятник может быть достоин награды.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    23 апреля 2020 17:56
    Судя по памятнику бюджет был очень скромный.
    1. Комментарий был удален.
    2. +6
      23 апреля 2020 18:54
      Цитата: Аристарх Людвигович
      Судя по памятнику бюджет был очень скромный.

      На первом фото долго понять пытался, где голова у мальчика, точнее что с ней. Но по последней стало понятно, что мальчик повернулся. Думаю бюджет был действительно не большой, но получилось очень не плохо. Вообще сам будучи в командировках, а ездить приходится много, очень люблю, при возможности рассматривать памятники. Они вносят в любой населенный пункт , будь то деревенька или город, определенный шарм и уют.
      1. +11
        23 апреля 2020 20:14

        «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»

        Как в песне: "Вот и встретились два одиночества". Пронзительно, до слёз!
        Вот это произведение Шолохова просто необходимо изучать в школе и писать по нему сочинение.
        1. +10
          23 апреля 2020 20:26
          так, и изучали...раньше...и писали, помню
          1. +3
            23 апреля 2020 23:47
            Цитата: роман66
            так, и изучали...раньше...и писали, помню

            Карманного формата была книжечка - прочитал вовремя. Тогда, когда нас всем классом водили после уроков на "киноэпопею "Великая Отечественная" в 20 серий с В.Лановым и с предисловием Л.И.Брежнева к каждой серии, а не на сериальчик "Неизвестная война".

            Кстати, великого артиста Б.Ланкастера узнал именно тогда. И, стати, Rod McKuen - Toward the Unknown услышал тогда же. Р.Кармену вечная память за такой фильм...
            1. +5
              24 апреля 2020 11:53
              а не читая таких книг - кем они вырастут..?
          2. +1
            25 апреля 2020 14:11
            Цитата: роман66
            так, и изучали...раньше...и писали, помню

            Я вот тоже, изучал, писал сочинения в школьную пору. И роман с фильмом мне нравится. Но вот какой нюансик мне стал интересен - с какого перепуга в 1944 году немцы перевели Андрея Соколова в расконвоированную категорию? Посадить военнопленного, неоднократно бежавшего из концлагеря, водителем к офицеру-носителю военной тайны немцы просто так вряд ли додумались бы. А чтобы из лагеря попасть в "хиви", надо уверить немецкое командование в полной лояльности (например, сдать лагерное подполье или еще что-то в этом роде) и принять соответствующую присягу. Тогда возникают вопросы к "Смершу". Какой-то косяк в романе, не замеченный автором... Какие будут мнения?
            1. 0
              30 апреля 2020 08:40
              Цитата: Hagen
              с какого перепуга в 1944 году немцы перевели Андрея Соколова в расконвоированную категорию?

              Сам там не был, естественно, поэтому могу только предполагать.

              Когда тяжело на фронте - подбирают все остатки в тылу. И сажать водителем рядового Вермахта - расточительство в этих условиях. Потому - рядового Вермахта - на Восточный фронт (Андрея Соколова ведь туда не отправишь!), а на его место - кого получится. Ударный труд, отсутствие нарушений режима - достаточный повод для расконвоирования и сегодня на любой зоне мира.
              Именно это описано словами Соколова у Шолохова. Хотя моё мнение об этом основано не только и не столько на "Судьбе человека". Успел прочитать много чего ещё и помимо Шолохова. Ну, например, М.Нисли "Свидетель обвинения" - литература художественная, но прожитая автором до последнего надреза скальпелем по заданию "доктора" Менгеле. Есть много документальных свидетельств, но это тема не комментария, а большого разговора о том, где заканчивается приспособленчество в плену и начинается коллаборационизм.

              И да. Скажу то, что сам видел (хоть и не на личном опыте). Если сильно хочешь "сорваться", но понимаешь, что с бухты-барахты это закончится погоней с алабаями и зинданом - много чего можно притвориться и стерпеть - лишь бы успокоились негодяи и поверили, что ты смирился. Лишь бы выбрать нужный момент.

              Да и не думаю, что у шолоховского немца были какие-то стратегические секреты. Не более, чем у любого советского майора стройбата.

              Цитата: Hagen
              И роман с фильмом мне нравится.
              Повесть. drinks
              1. +1
                30 апреля 2020 08:49
                Цитата: Zoldat_A
                Ударный труд, отсутствие нарушений режима - достаточный повод для расконвоирования и сегодня на любой зоне мира.

                Даже сегодня пометка "склонность к побегу" предполагает существенные трудности для получения послаблений режима. Тем более практика привлечения хиви к помощи уже к 1944 году была вполне обкатана. Учитывая, что "сопротивление" в лагерях было достаточно распространенным явлением, сомневаюсь я, что преданный взгляд послужит основанием к доверию со стороны СС. Про качество майора-строителя было сказано в романе, что документы у него были ценными, хотя про "стратегическую ценность" и не заявлялось. Поэтому думаю, что к бывшему хиви у контрразведки было бы много вопросов.
    3. Комментарий был удален.
    4. -2
      24 апреля 2020 02:17
      Ну ладно хоть не Церетелли
  2. +4
    23 апреля 2020 17:57
    Что-то не понятно, композиция серьезно повреждена?
    Сомнительно, что так было сделано сначала...
  3. +9
    23 апреля 2020 17:58
    Великий писатель Шолохов!
    Прекрасный режиссер Бондарчук!
    Сильный фильм! И умница скульптор.
    Спасибо им всем! Эти люди дали стране незабываемый образ
    простого русского человека, на которого почетно равняться
    любому мужчине.
    1. +4
      23 апреля 2020 23:55
      Цитата: Doccor18
      Великий писатель Шолохов!
      Прекрасный режиссер Бондарчук!
      Сильный фильм! И умница скульптор.

      Великий народ, у которого всё это было, который всё это пережил и выстоял. И ещё выстоим - не сомневаюсь.

      Я, в силу специфики военной профессии, сдохну со своим отделением так, что мир знать не будет. Да мне оно и раньше не надо было, а теперь уж... Но про своих героев страна должна знать - и про Сталинград, и про Невский пятачок - про всё... Мы, в Союзе, знали - нас учили, нас воспитывали, нам кино показывали и книжки читать заставляли. Теперь, когда молодняк не знает - не их надо стрелять, а тех, кто их истории учил....Выросло поколение, которому по барабану, кто брал Берлин и зачем. Вот за это "учителей" стрелять надо...

      Даже не стрелять - вешать публично с указанием причины....
      1. +3
        24 апреля 2020 03:18
        Цитата: Zoldat_A
        со своим отделением так
        Не каркайте! И уж тем более не спешите. С наилучшими пожеланиями пишу.
        1. +2
          24 апреля 2020 06:18
          soldier
          Цитата: Владимир_2У
          Цитата: Zoldat_A
          со своим отделением так
          Не каркайте! И уж тем более не спешите. С наилучшими пожеланиями пишу.

          Приходилось подыхать - не сдохли. Теперь уж точно не спешу... drinks soldierВДВ СССР не так то просто угробить -учили жить. И жить не ради жизни, а чтобы выполнить БЗ и дожить до следующего БЗ....

          Нас не учили умирать за Родину. Нас за Родину учили воевать.
  4. +6
    23 апреля 2020 18:09
    Задумка памятника замечательная и место расположение хорошо продумано. Но вот с узнаваемостью персонажей есть некоторая натяжка. Я, например, Бондарчука не узнал, а поэтому понял бы задумку памятника только из описания его.
  5. +5
    23 апреля 2020 18:23
    Жизнь - это непрерывная борьба добра со злом...зло - агрессивно, изворотливо и лживо...добро - ненавязчиво и терпеливо: оно согревает душу человека и даёт жизненные силы...
    1. +2
      23 апреля 2020 18:26
      Цитата: Pvi1206
      Жизнь - это непрерывная борьба добра со злом...зло - агрессивно, изворотливо и лживо...добро - ненавязчиво и терпеливо: оно согревает душу человека и даёт жизненные силы...

      Красиво сказали ,прям про Россию за ее историю многострадальную и народ наш ..Спасибо ! hi
  6. +1
    23 апреля 2020 19:00
    Я как только увидела первое фото ,сразу поняла ,что такое убожество могли установить только в постсоветский период,с его тотальной деградацией во всём по сравнению с советским периодом .
    1. +6
      23 апреля 2020 20:21
      А был бы здоровый монументальный,то написали бы вот разбазарили деньги на такую громадину..постыдились бы ей богу...на народные деньги народный скульптор делал.Или вам по душе гиганты Церетели??
      1. +5
        24 апреля 2020 00:33
        Цитата: Андрей ВОВ
        на народные деньги народный скульптор делал.Или вам по душе гиганты Церетели??

        Церетели - обласканный властью за откаты бездарный ремесленник. ОГРОМНЫЕ бюджетные деньги на известное и презираемое всеми, в ком хоть одна "божья искра" есть - "Я художник, я ТАК вижу"...

        Уверен - место памятнику Петру Первому в Москве работы этого ремесленника - в лучшем случае - на его даче....
        Все остальные "творения" - в цветмет...

        Монументалист, блин... Вучетич - монументалист, А.Кибальников - монументалист. Вот монументальное искусство



        А Церетели - хапуга и ремесленник... Горшки лепить - и то мастера лучше и честнее есть...
    2. Комментарий был удален.
  7. +5
    23 апреля 2020 19:12
    Блин. У моего старшего сына абсолютный слух. То есть капля капнет. он назовет ноту, влоть до полутона.
    У меня просто архитектурное образование.А деятельность - программирование. У нас у программеров, такое творчество называется Нетленка. Очень хочеца, но неможеца, в переводе на Русский язык, выпендриваеца hi
    ЗЫ. Как бы поснести некоторые статУи, но уже Московские русалки привыкли к Зурабу Церетели. И это убожество уже не возможно снести. Символ Москва реки ужо
    1. -1
      23 апреля 2020 19:28
      Так в 19 веке так же говорили парижане о некоторой башне построенной временно к всемирной выставке. А теперь это узнаваемый всеми символ Парижа.
      1. 0
        23 апреля 2020 19:39
        Кир Булычев написал о треж башнях и чё.Мы в Париже живем или на континенте Русь Матушка?
      2. +1
        23 апреля 2020 19:44
        Не знаю, что они говорили, но вблизи башня своей сложностью и ажурностью одновременно производит сильное впечатление, ни картинки, не видео этого не передают.
        Просто поразительный инженерный шедевр вблизи
        Непонятно, кому он не нравился, он отлично вписался в вид Парижа- совсем не старинногогорода, кстати
        1. 0
          23 апреля 2020 19:57
          Кому башня не нравилась:

          "Эмиля Золя, Шарля Гарнье и Александра Дюма-младший. Они писали: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни»."

          "Писатель Ги де Мопассан. Он просто ненавидел эту «тощую пирамиду из металлических лестниц», этот «громадный уродливый и тощий скелет». Многие спрашивали его, почему, испытывая такую сильную неприязнь к башне, он каждый день приходит и завтракает в ресторане, расположенном на втором этаже Эйфелевой башни. Ги каждый раз отвечал, что делает это из эстетических побуждений, ведь ресторан на втором этаже башни — «это единственное место во всём Париже, откуда не видно этого уродства»."
          Источник: https://aif.ru/realty/city/sram_parizha_kak_francuzy_protiv_stroitelstva_eyfelevoy_bashni_buntovali

          Это к вопросу о том, что сначало нам что-то в архитектуре не нравиться, а потом это становится изюминкой и притягивает туристов со всего мира.
          Но при этом памятник должен быть сделан нетривиально.
          1. 0
            23 апреля 2020 20:11
            Да, эти истории любят гиды рассказывать в Париже.
            Я не знаю, чем они были недовольны.
            Их неправота была явно очевидна изначально, башня вполне в стиле построенного в 19 веке Парижа.
            Возможно , впрочем, в самые первые годы она имела слишком новый вид даже для нестарого Парижа, но то что стилистически башня органично вписалась- это несомненно.
            Можно спорить о архитектурных особенностях и соответствии стиля центра Помпиду или пирамиде Лувра ( впрочем, последняя тоже висалоась, подозреваю, после того, как слегка помутнела:), но насчёт башни не может быть сомнений
    2. 0
      30 апреля 2020 08:49
      Цитата: Tusv
      уже Московские русалки привыкли к Зурабу Церетели. И это убожество уже не возможно снести. Символ Москва реки ужо

      Да, Мопассан ругал Эйфелеву башню последними словами.
      Но тем не менее...

      Посмотреть бы, что скажут потомки о "творениях" Церетели через 100 лет.
      Хотя, если ЕГЭ будет прогрессировать - и церетелевский "Пётр" шедевром станет....
  8. +3
    23 апреля 2020 20:09
    Произведение прекрасно раскрывает внутренний мир маленького человека и фильм очень серьезный ! Считаю памятник не несет той смысловой нагрузки,которую пытались вложить в произведение писатель Шолохов и режиссер Бондарчук в свой фильм .
    1. Комментарий был удален.
  9. +5
    23 апреля 2020 20:35
    Вот этот памятник тоже достоин рассказа о себе в преддверии праздника Великой Победы:

    И кстати, Герои здесь вышли более узнаваемо.
    1. +1
      23 апреля 2020 22:12
      "Они сражались за Родину..."
      Напишите об этом чудесном памятнике.
  10. 0
    23 апреля 2020 22:17
    Неудачный ракурс первого снимка, колёса сзади стоящего автомобиля приходятся на голову. Бондарчук неузнаваем ни на одном из них.