Военное обозрение

Противокорабельная ракета CM-400AKG (Китай)

18

Истребитель-бомбардировщик JF-17 с ракетами CM-400AKG под крылом. Фото Quwa.org


Китай активно продвигает свое оружие на международном рынке и даже создает специальные экспортные образцы. Подобный подход активно используется во всех сферах, в т.ч. в области авиационного ракетного вооружения. Так, с 2012 г. на выставках демонстрируется перспективная противокорабельная ракета CM-400AKG разработки корпорации China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC).

Предложение для заказчиков


В 2012 г. на авиационном салоне в Чжухае китайская промышленность показала любопытный комплект. Потенциальным заказчикам представили истребитель-бомбардировщик Chengdu FC-1 Xiaolong с набором разнообразного вооружения для решения широкого круга задач. В этот комплект вошла новая ПКР под обозначением CM-400AKG. Как самолет, так и его вооружение предназначались для экспортных поставок.

К тому времени самолет FC-1 ракет уже несколько лет состоял на вооружении ВВС Пакистана под обозначением JF-17. Часть представленных ракет тоже были в эксплуатации. В 2012 г. объявили, что пакистанская армия в ближайшее время получит еще одну новую ПКР, побывавшую на выставке. Впрочем, как показали дальнейшие события, закупки и поставки задержались. Пакистан получил новое вооружение только через несколько лет.

Новая ПКР CM-400AKG закономерно привлекла внимание специалистов. В ней достаточно быстро увидели доработанный и адаптированный к экспорту вариант уже известной ПКР YJ-12, предназначенной только для китайской армии. Вскоре стало известно, что экспортная ракета имеет некоторые характерные особенности и заметно отличается от других изделий предыдущих модификаций.

Характерные особенности


Изделие CM-400AKG (в дальнейшем в некоторых источниках встречалось обозначение SY-400) представляет собой противокорабельную ракету воздушного базирования, совместимую с рядом самолетов тактической авиации. Важной особенностью ракеты являются «тройная» система наведения и особый профиль полета.


Экспортный комплект: самолет FC-1 / JF-17 и его вооружение. Ракета CM-400AKG уложена под крылом и выделяется своими размерами. Фото Deagel.com

Внешне CM-400AKG мало отличается от базовой YJ-12. Она имеет цилиндрический корпус с оживальной головной частью, на котором помещаются два набора Х-образных плоскостей. Ракета построена по традиционной компоновке с головным расположением средств управления, центральной боевой частью и хвостовым двигательным отсеком.

Ракета имеет длину ок. 6 м при диаметре (без плоскостей) 400 мм. Стартовая масса – 910 кг. При этом изделие несет боевую часть одного из двух типов массой 150 или 200 кг. На траектории ПКР разгоняется до скоростей порядка М=5. Дальность пуска – от 100 до 240 км. Заявлена высокая точность попадания.

Большой интерес представляет подход инженеров CASIC к созданию средств самонаведения. Изделие CM-400AKG несет сразу три подобные системы разных типов, дополняющие друг друга и решающие общие задачи на разных этапах полета. Выход в район цели осуществляется при помощи комбинированной инерциальной / спутниковой навигационной системы. Ее также можно использовать в качестве полноценной ГСН, обеспечивающей падение на цель с круговым вероятным отклонением 50 м.

Для большей точности ПКР должна использовать на нисходящем участке траектории инфракрасную / телевизионную и пассивную радиолокационную головки. Первая обеспечивает поиск цели по визуальным и тепловым сигнатурам, а вторая принимает излучение радиотехнических средств цели. Оптическая ГСН позволяет получить КВО в 5 м, радиолокационная – не более 10 м. Предполагается, что применение двух ГСН на одном этапе позволяет резко повысить стойкость ракеты к основным видам помех.

Предложены два варианта боевого оснащения. В первом CM-400AKG комплектуется 150-кг фугасной боевой частью. Второй вариант предусматривает 200-кг проникающий боезаряд. Такие боевые части обеспечивают поражение надводных целей водоизмещением 3-5 тыс.т. Таким образом, одна ракета может вывести из строя фрегат или эсминец противника.


ПКР под крылом носителя. Испытания, ориентировочно 2014-15 гг. Фото Sina.com.cn

Хвостовой отсек корпуса вмещает одноступенчатый твердотопливный двигатель. Его характеристики достаточны для разгона ракеты до высокой сверхзвуковой скорости и доставки боевой части на 200-240 км. Запуск двигателя осуществляется сразу после сброса ракеты с самолета-носителя.

Вопросы применения


В качестве основного носителя ПКР CM-400AKG рассматриваются современные истребители-бомбардировщики FC-1 / JF-17. Такой самолет может нести две ракеты этого типа на подкрыльевых пилонах. Может ли самолет при этом нести другие вооружения – неясно. На всех известных фото и видео точки подвески используются только под ПКР.

Вполне возможно, что ракета может применяться и другими самолетами. Она предназначается для зарубежных заказчиков, на вооружении которых могут стоять различные образцы техники. Обеспечив совместимость с разными носителями, корпорация CASIC сможет расширить круг потенциальных покупателей оружия.

Ракету CM-400AKG предлагается запускать на высотах от 8 до 12 тыс. м при высоких дозвуковых скоростях носителя. После отделения от самолета ракета запускает двигатель и продолжает полет на значительной высоте. Предполагается, что такой профиль полета самолета и ракеты позволяет сократить вероятность их поражения средствами ПВО противника.

В районе цели ПКР должна переходить в пикирование с большим углом, искать цель и наводиться на нее. При этом возможно маневрирование, а несколько ГСН дополняют друг друга, уточняя местоположение цели и нивелируя воздействие помех. Поражение цели происходит как боевой частью, так и за счет высокой кинетической энергии ракеты.

Экспортные поставки


Уже в 2012 г. Китай заявил о скорой продаже ракет CM-400AKG вооруженным силам Пакистана. Ориентировочно в 2014-15 гг. две страны провели совместные испытания нового оружия на пакистанских самолетах. После этого они подписали официальное соглашение на поставку, и вскоре первая партия ракет отправилась к заказчику.


ПКР в момент отцепки. Испытания, ориентировочно 2014-15 гг. Фото Sina.com.cn

В 2017-18 гг. Пакистан получил 60 противокорабельных ракет новой модели общей стоимостью ок. 100 млн долл США. Носителем такого вооружения, как и планировалось изначально, стал истребитель-бомбардировщик JF-17. Получение нового ракетного оружия серьезно расширило его круг решаемых задач и повысило общий боевой потенциал.

О других экспортных контрактах пока не сообщалось. Китайские авиастроители продолжают возить по выставкам свои самолеты FC-1 и вооружение для них. Вполне возможно, что уже в ближайшем будущем такая реклама сделает свое дело, и благодаря ей появится новый заказ от той или иной страны. Китайские ПКР пользуются определенной популярностью среди развивающихся стран Азии, и новая CM-400AKG вполне способна заинтересовать их.

Широкий выбор


Китайская промышленность выпускает целый ряд моделей противокорабельных ракет, и часть таких изделий предлагается на экспорт. ПКР для продажи третьим странам имеют разные характеристики, отличаются способами базирования, принципами наведения и т.д. По сути, потенциальный заказчик получает возможность изучить китайские предложения и выбрать ракету, полностью соответствующую его требованиям.

С такой точки зрения изделие CASIC CM-400AKG, представленная в 2012 г., закрывает нишу сверхзвуковой высотной противокорабельной ракеты воздушного базирования. Коммерческий расчет на этот сектор рынка в целом оправдался. Одна страна уже заказала новое оружие, и возможно появление новых контрактов. Если же CM-400AKG больше никого не заинтересует – прибыль принесут ПКР других моделей.
Автор:
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. К ПРОРЫВУ ГОТОВ
    К ПРОРЫВУ ГОТОВ 24 апреля 2020 18:43 Новый
    +5
    Внешне CM-400AKG мало отличается от базовой YJ-12
    у одной прямоточный двигатель, у другой твердотопливный , при этом имеют разные плоскости управления и массо-габариты, а в остальном действительно похожи....как и все ракеты с характерной сигарообразной формой.
    На всех известных фото и видео точки подвески используются только под ПКР.
    и в этой же статье сам автор выкладывает пару фото, где на самолет помимо ПКР подвешены еще и китайские РВВ PL5.
  2. одинокий
    одинокий 24 апреля 2020 18:44 Новый
    -1
    боевая нагрузка JF-17 до 3630 кг..Если боеголовка ПКР 200кг,то можно предположить что сама ракета весит 400-500 кг..так что еще можно кое что нацепить на самолет..
    1. Fregate
      Fregate 24 апреля 2020 19:30 Новый
      +3
      Цитата: одинокий
      можно предположить что сама ракета весит 400-500 кг.

      Зачем предполагать если в статье есть инфа...
      Ракета имеет длину ок. 6 м при диаметре (без плоскостей) 400 мм. Стартовая масса – 910 кг.
  3. Nosorog
    Nosorog 24 апреля 2020 21:45 Новый
    +1
    Скорость до 5м это реально? такая скорость вроде уже как гиперзвуковая.
    1. Avior
      Avior 24 апреля 2020 22:10 Новый
      0
      сомнительно, скорее 4,5.
      но там одноступенчатый твердотопливный двигатель, он недолго работает, дальше полет по инерции, скорость падать будет
  4. Оператор
    Оператор 24 апреля 2020 23:08 Новый
    -4
    Дальность 240 км и сверхзвук - ни о чем.
    1. alexmach
      alexmach 25 апреля 2020 00:39 Новый
      0
      ага.. в особенности в сравнении со схожи по массо-габаритным характеристикам... ну например даже Х-35.. или например Х-31...
      1. Оператор
        Оператор 25 апреля 2020 07:54 Новый
        0
        Потому и "Циркон".
        1. alexmach
          alexmach 25 апреля 2020 09:56 Новый
          0
          Циркон циркон, а какой авиационный носитель сможет этот Циркон нести? Ну когда там вообще доведут его авиационную версию, Оникс как я понимаю до сих пор не довели. Легкий самолетик на одном двигателе от Миг-29 сможет?
    2. Kalmar
      Kalmar 26 апреля 2020 11:19 Новый
      0
      Цитата: Оператор
      Дальность 240 км и сверхзвук - ни о чем

      Как это? Сверхзвук - он завсегда полезен в плане преодоления ПВО противника. А дальность в 240 км позволяет самому носителю в зону действия ПВО не попадать. В общем, для авиационной ракеты - вполне себе "о чем".
  5. mvg
    mvg 25 апреля 2020 02:46 Новый
    +1
    Рябчикоф, как обычно, копипаст, с разных сайтов. Потом, не перечитывая, на ВО. Тошнит.
  6. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 25 апреля 2020 03:35 Новый
    +1
    Мне лично давно импонирует такой подход: создаётся "базовая платформа" и на этой "базе" очумевшие головушки енжиниров сочиняют разные модификации ! И ещё...я являюсь сторонником такого подхода,когда образец вооружения , не принятый на вооружение армии,в последствии активно "продвигается" на "мировой" рынок...
  7. Оператор
    Оператор 25 апреля 2020 10:18 Новый
    +1
    Цитата: alexmach
    Легкий самолетик на одном двигателе от Миг-29 сможет?

    А на фига - Россия чай не какой-то там недомерок типа Израиля.
  8. Bersaglieri
    Bersaglieri 25 апреля 2020 11:39 Новый
    0
    Перепилили Х-58 в вариант ПКР, судя по МГХ и планеру.
  9. Тузик
    Тузик 26 апреля 2020 15:00 Новый
    0
    Пакистан получил 60 противокорабельных ракет новой модели общей стоимостью ок. 100 млн долл США


    1,67 млн за штучку, дороговата для такого изделия, китайского.
  10. KJIETyc
    KJIETyc 27 апреля 2020 19:09 Новый
    0
    Цитата: Тузик
    Пакистан получил 60 противокорабельных ракет новой модели общей стоимостью ок. 100 млн долл США


    1,67 млн за штучку, дороговата для такого изделия, китайского.

    а 10 арлиберков, отправленных на дно за эти 100 млн долларов дешевле этих "дорогих" ракет? fool
  11. Sckepsis
    Sckepsis 29 апреля 2020 22:33 Новый
    0

    Предполагается, что такой профиль полета самолета и ракеты позволяет сократить вероятность их поражения средствами ПВО противника.

    Ракета против катеров онли? Дороговато тогда 3 гсн ставить.
  12. Usher
    Usher 7 июля 2020 14:15 Новый
    -1
    Очень странно
    После отделения от самолета ракета запускает двигатель и продолжает полет на значительной высоте. Предполагается, что такой профиль полета самолета и ракеты позволяет сократить вероятность их поражения средствами ПВО противника.
    а не наоборот?