Военное обозрение

Абрек-бунтарь Машуко. Начало восстания

24

Гора Машук


Пятигорск раскинулся меж несколькими обособленными горами. Гору, носящую имя Машук, Лермонтов сравнивал с лохматой шапкой. Она сыграет трагическую роль в жизни великого писателя и поэта. Именно на склоне Машука Лермонтов получит смертельное ранение. Сама гора Машук достаточно скромная, её высота около 990 метров, но история названия вершины необычайно богата.

Бытует несколько версий о происхождении имени горы. Тут переплелись мифы о некоей прекрасной девушке, конечно, лившей слёзы на склонах этой горы, о принадлежности данной местности семье Машуковых, т. к. это достаточно распространённая фамилия в этой земле, и т.д. Вот только редко можно услышать о том, что гора Машук, по одной из версий, носит своё имя в память о вполне конкретном человеке – бунтовщике и абреке Машуко (Мачуке Хубиеве). Его восстание против горских князей, местной аристократии и крымско-турецких оккупантов провалилось, а сам он был подло убит на горной дороге, попав в засаду.

Бытует несколько версий жизни Машуко. Эти версии различны не только фактами, но и историческими отрезками, в которых эти факты предположительно имели место быть. Одна версия полагает, что Машуко поднял бунт в первых годах 18-го века во время тотальной оккупации Кабарды Крымским ханством, вылившейся в Канжальскую битву 1708-го года. Эта версия весьма спорна, т.к. большая часть знати того времени во главе с Кургоко Атажукиным сама была далека от прокрымских (значит, протурецких) взглядов.

Согласно другим, более основательным версиям, Машуко поднял восстание уже через 12 лет после Канжальской битвы, но по тем же самым причинам: очередная оккупация Кабарды Крымским ханством и на этот раз содействие этой оккупации некоторыми кабардинскими князьями. Именно поэтому автор остановится на последней версии.

Нереализованные итоги Канжальской битвы


Разгром крымско-турецких оккупантов в Канжале 1708-го года хоть и значительно ослабил Крымское ханство и вызвал подъём народного движения, но освобождением Кабарды от турецкого ига не стал. Во-первых, лидер кабардинцев Кургоко Атажукин в 1709-м году скончался и не успел реализовать потенциал победы в битве с оккупантами для сплочения всех князей Кабарды. Во-вторых, стоило ему сомкнуть глаза, как уже начал назревать глубокий раскол среди самих кабардинцев.

Абрек-бунтарь Машуко. Начало восстания

Кургоко Атажукин, герой Канжальской битвы

Уже к 1720-му году были созданы две княжеские коалиции: протурецкая и независимая, воспринимавшаяся как пророссийская. После очередного вторжения они получили имена Баксанской и Кашхатауской (Кашхатавской). Баксанская коалиция во главе со старшим князем (валий) Кабарды Исламбеком Мисостовым находилась на протурецких (т.е. прокрымских) позициях, опасаясь мести со стороны Крыма и Порты. Кашхатауская коалиция оказалась в меньшинстве и решила продолжить отстаивать независимость Кабарды, но с креном в сторону России. Эту коалицию возглавили князья Кайтукины и Бекмурзины.

Вторжение Саадат-Гирея (Саадет IV Герай) и начало междоусобицы


В конце 1719-го – начале 1720-го годов новый хан Крыма Саадат-Гирей, взошедший на престол в 1717-м году, отправил в Кабарду послание с требованием прекратить всяческие отношения с Россией, вернуться под власть Крыма и Порты и продолжить соответствующие выплаты дани, в том числе и людьми. Вначале кабардинские князья ответили отказом, несмотря на взгляды протурецких сил.

Саадат начал собирать войско, рассчитывая вернуть покорность Кабарды, тем самым утвердив и себя на троне. Весной 1720-го года 40-тысячная армия Саадат-Гирея, усиленная по традиции ногайцами и османами, вторглась на территорию современной Кубани и двинулась на юг в Кабарду. Весть об огромном войске мигом разнеслась по всему Кавказу.

Будучи полностью уверенным в собственной победе и наслышанным о расколе среди кабардинских князей, крымский хан снова отправил князьям послание. На этот раз он требовал не просто подчинения, но и выдачи 4000 «ясырей» (пленных, которые станут рабами) и возмещения ущерба за все военные трофеи, которые были захвачены кабардинцам у крымцев при попытках последних вернуть Кабарду в подчинение. Кроме того, конечно, Кабарда снова попадала под власть Крыма и обязана была платить дань.

Саадат-Гирей при этом проявил политическую хитрость. Он прекрасно понимал, что разгром в Канжальской битве продолжает воодушевлять горцев на сопротивление, поэтому остро требовалось углубить разобщение среди самих кабардинцев. Так, крымский хан объявил старшим князем Кабарды главу Баксанской коалиции – Исламбека Мисостова. Несмотря на то, что к тому моменту Саадат стёр с лица земли десятки горских аулов, Мисостов с жадностью схватился за это подтверждение своих полномочий.


Ногаец и крымский татарин

Более того, новый валий Кабарды Исламбек Мисостов, собрав своих воинов, присоединился к крымскому хану, чтобы покарать мятежников Кайтукиных и Бекмурзиных, которые теперь им воспринимались как бунтовщики против его собственной власти. Заранее осознав, куда повеял политический ветер, мятежные князья бежали со своими воинами в горы в урочище Кашхатау, которое и дало своё имя коалиции. В это же время Мисостов задержался на время в Баксане, а его коалиция получила своё имя – Баксанская. Положение политической междоусобицы было столь тяжёлым, что коалиции поочерёдно в тайне отправляли послов в Россию, поэтому в различных источниках до сих пор нет единого ответа, какая именно из тих партий была по-настоящему пророссийской.

В итоге было положено начало не просто кабальной зависимости Кабарды от Крыма и Порты, но и жестокой внутренней междоусобице. Некогда могущественные князья Кайтукины и Бекмурзины, контролировавшие половину кабардинской территории, начали именоваться даже как «абреги», т.е. абреки. Но, конечно, у князей абречество тоже было княжеским, поэтому они считались некими изгоями по политическим мотивам, а не разбойниками с горной дороги.

Пока паны дерутся, у холопов чубы трещат


Увы, пословица, выведенная выше, свойственна вообще всему человечеству. Перешедшие на сторону валия Исламбека Мисостова князья решили удовлетворить требования оккупантов, естественно, за счёт собственного населения. И касалось это не только имущества горцев Кабарды, но и их детей, которые должны были стройными рядами отправиться фактически на рынки рабов в Крым. Фактически началась волна геноцида. Целые аулы приходили в запустение, кто-то, не дождавшись «путёвки» в Крым, сжег родное жилище и бежал в горы.


Разумеется, вскоре разгорелось крупное крестьянское восстание. По горской иерархии Северо-Западного Кавказа, крестьяне (у черкесов – тфокотли) находились в самом низу. Ниже них можно было поставить рабов, но рабы (унауты) за людей практически не считались – они были просто имуществом, которое по причудам природы имело навык к воспроизводству себе подобных. При этом дети рабов становились таким же имуществом хозяина, как и их родители.

Сверху на крестьян осуществлялось давление практически всего остального общества: валия, младших князей и аристократии, которая, в свою очередь, сама имела своих приближённых, наделённых гораздо большими правами, нежели простые жители. Таким образом, в создавшихся условиях терять крестьянству было нечего.

В этот момент на историческую арену и выходит Машук. Происхождение этого героя, как и положено Кавказу, укрыто множеством легенд и мифов. Согласно одному из первых кабардинских историков и филологов Шоре Ногмову («История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев»), Машук был простым «холопом» из кабардинцев.

По другим данным, которые приводил в своих работах историк, филолог и этнограф Александр Ибрагимович Мусукаев, Машук (Машуко) был непревзойдённым мастером оружейного дела. При этом бежал он в район современного Пятигорска из кабардинских сёл из-за кровной мести. Впрочем, мятеж отнюдь не мешает в итоге скрываться именно от кровной мести.

Бытует и ещё одна версия, согласно которой Машук был карачаевцем, а звали его Мечука, что уже позже и перевели на кабардинский манер. А происходил Мечука из рода Хубиевых.


Кабардинская военная аристократия

Так или иначе, но восстание Машуко приняло характер лесного пожара. Из-под ног знати выбили один из основных источников дохода – крестьянскую продукции и, главное, крестьянские души. Работорговля была столь выгодным делом, что она процветала на Чёрном море вплоть до середины 19-го века, пока Российская империя калёным железом не выжгла все базы работорговли и самих работорговцев, которых периодически топили живьём в море.

Конечно, горская аристократия сначала отреагировала на восстание характерным для себя способом – уничтожением противника. Однако кабардинские мятежники применили тактику абреков, фактически партизанскую тактику внезапных стремительных набегов и такого же стремительного отступления на заранее подготовленные тропы. В горах, которые местное население знало как свои пять пальцев, роль численности воинов Исламбека Мисостова и его крымских «сюзеренов» существенно снижалась. Восстание продолжало разрастаться.

Продолжение следует…
Автор:
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. costo
    costo 26 апреля 2020 05:44 Новый
    +11
    Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.
    Верхней одеждой служила также черкеска. Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.
    Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет - кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне - из домашнего сукна
    Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом, а крестьяне - грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой "сыромятных башмаков с сафьяновыми".
    Иллюстрация Восточного ветра к статье .Тут явный аристократ в желтом шелковом бешмете и красной сафьяновой обуви
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 26 апреля 2020 06:27 Новый
      +6
      Спасибо Автору и Ричу первому за любовь к своей малой родине, второму за ценные дополнения к статье!
      1. costo
        costo 26 апреля 2020 06:38 Новый
        +10
        С добрым утром, Владислав wink

        Так мы с Восточным ветром оба кавказцы- он с Кубани, я терский с Подкумка
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 26 апреля 2020 07:05 Новый
          +7
          Я это уже оценил!
          Небольшая гора под 1000 метров высотой! Куда нам грешным уральцам, где самая высокая гора моего района Шунгут не выше 750! А мой родной Шолум (на склоне которого я живу) всего 472 метра над уровнем моря!!!
          Так что есть горы, а есть Горы!!!
          С уважением, Влад!
          1. Морской Кот
            Морской Кот 26 апреля 2020 08:35 Новый
            +5
            Влад, вы все смеяться будете, но я тоже "кавказец", в Пятигорске родился. smile drinks
            1. Коте пане Коханка
              Коте пане Коханка 26 апреля 2020 10:28 Новый
              +4
              Цитата: Морской Кот
              Влад, вы все смеяться будете, но я тоже "кавказец", в Пятигорске родился. smile drinks

              Не буду! Только понять бы феномен почему нас кошачих горцев так притягивает синее-синее море!!! drinks
              1. Морской Кот
                Морской Кот 26 апреля 2020 10:35 Новый
                +3
                А горные коты, в отличии от равнинных, ценят красоту морского пейзажа и обожают купаться.
                К тому же понырять самому за рыбкой одно удовольствие, в море вода прозрачная, промахнуться трудно. ))) drinks
            2. Старший матрос
              Старший матрос 26 апреля 2020 12:25 Новый
              +4

              Одни кавказцы кругом:)))
              Впрочем, я тоже из этого отряда. Сейчас живу на Кубани, а половину детства провел у бабушки в Северной Осетии
          2. ДикийКот
            ДикийКот 26 апреля 2020 23:19 Новый
            +1
            Так рядом с Машуком ещё и
            Бештау с 1406 м. над уровнем моря))
            1. Коте пане Коханка
              Коте пане Коханка 27 апреля 2020 05:00 Новый
              +2
              В полку Кошачих прибыло!
              С уважением, Влад!
  2. costo
    costo 26 апреля 2020 06:07 Новый
    +7
    Спасибо , Уважаемый Автор. Интересная статья. Благодаря ей узнал много нового. О восстаниии Машуко до этого практически ничего не знал, хоть и из тех краев. Почему то местным более известно о чегемском восстании Дамалея и бештамакском крестьянком восстании Кепова, поддержаном терскими казаками и Россией. У кабардинцев даже песня такая есть
    Песнь о Дамалее
    Людей собирает он с пастбищ и полей,
    Ведет он в сраженья крестьянских людей.
    Испуг и сумятица в княжеском стане,
    Крестьяне приходят с великой войной.
    Бегут от повстанцев князья и дворяне,
    И прячутся, в трепете, в чаще лесной.
  3. knn54
    knn54 26 апреля 2020 09:22 Новый
    +5
    По поводу Канжальской битвы 1708/1709 года.Французский консул Ксаверио Главани, в 1724 г. писал: «Округ Кабарта обширнее и могущественнее всех остальных; в нем 3000 жилищ…» «Кабарта может выставить 5000 воинов».
    Легко посчитать,что общая численность кабардинцев не превышала 30000 человек.
    Теперь о Кузнице.Жду продолжения.
    Об абреках.Хоть о "кровниках".хоть о "политических" у меня сложилось устойчивое мнение с глубокого детства.Когда прадед рассказывал историю о прапрадеде,прошедшего Западный Кавказ в отряде Лермонтова.В составе которого абреков было не мало. Местные жители "своих" боялись больше,чем казаков .
    В советские времена таких людей(вспомним Дату Туташхиа) преподносили как борцов за классовую справедливость.
    За повествование Благодарность.
  4. Симон
    Симон 26 апреля 2020 10:04 Новый
    +2
    Интересные исторические данные о борьбе кавказских народов, против крымских ханов, турецких вассалов. Хорошая статья.
  5. Авиатор_
    Авиатор_ 26 апреля 2020 10:33 Новый
    +2
    Познавательная статья. Только "машук" на тюркских языках означает кот.
    1. costo
      costo 26 апреля 2020 10:47 Новый
      +3
      Название горы местные жители связывают со старинной кабардинской легендой о прекрасной девушке Машуко, плачущей минеральными слезами об убитом старым Эльбрусом женихе Бештау.
      по кабардински кот будет - джэду
      по-черкесски будет - кьэтыу (зап. шапсугский диалект)
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 26 апреля 2020 11:02 Новый
        +1
        По узбекски - машук, по татарски- машук, по чеченски - тоже близкое звучание. На Кавказе в каждом ущелье свой язык, но тюркский прилично распространён. У Л. Н. Толстого, который там воевал 170 лет назад, все чечены татарами названы.
        1. costo
          costo 26 апреля 2020 11:05 Новый
          +2
          По туркменски, насколько помню кот - пишак, или писак (зап).
          У Л. Н. Толстого, который там воевал 170 лет назад, все чечены татарами названы.

          Ну это по неграмотности , чечены - «нохчи-вайнахи », а вот татарами, (с большой натяжкой) можно назвать тюрок балкар
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 26 апреля 2020 12:31 Новый
            +1
            Татарами чечены названы Толстым исключительно из-за похожести языка, артиллерийский поручик не был филологом. Не сомневаюсь, что там и более близкие к татарам народы обитают. А насчёт названия горы - естественно, если несколько сот лет вокруг живут нетюркские племена, то они и старое тюркское название горы в свой фольклор введут.
            1. costo
              costo 26 апреля 2020 12:45 Новый
              +2
              Прикольную статью в инете нашел yes !"Как произносится слово "Кошка" на различных языках"
              ссылка:https://www.povarenok.ru/blog/show/6385/
              1. Авиатор_
                Авиатор_ 26 апреля 2020 12:53 Новый
                +3
                Спасибо за ссылку. Есть неточности - Украина представлена лишь восточным диалектом, а в Закарпатье кот - мацур, кошка - мачка. Наверняка и в других местах есть разночтения. Но что в узбекском есть машук - абсолютно точно, именно так орал на контроле удивлённый узбек, когда в ручной клади мои знакомые хотели вывезти своего кота в Россию из Ташкента. В конце концов выехал, мохнатый, теперь в Быково под Москвой мышей гоняет.
              2. Коте пане Коханка
                Коте пане Коханка 26 апреля 2020 13:49 Новый
                +1
                Цитата: рич
                Прикольную статью в инете нашел yes !"Как произносится слово "Кошка" на различных языках"
                ссылка:https://www.povarenok.ru/blog/show/6385/

                Спасибо!
        2. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 26 апреля 2020 12:28 Новый
          +1
          Вот так поворот!
          Оказывается Машук - Кошаткин камень!!!!
          1. Авиатор_
            Авиатор_ 26 апреля 2020 12:35 Новый
            +1
            Кошачий камень будет "Машук Таш", если буквально. Или "Таш Машук"
      2. 26rus
        26rus 26 апреля 2020 11:04 Новый
        +3
        С этой легендой связываются и названия других окрестных гор - Бык , Верблюд , Змея (Змейка) , Лев (Развалка) , Кинжал , Кольцо .