Military Review

Landing boats LCM

16

LCM-3 transports the lungs Tanks M24 Chaffee across the Rhine, March 1945


For the United States, the fleet has always been of great importance, since the country was successfully fenced off from the rest of the world by two oceans. During the Second World War, the United States created a series of good landing craft, which were widely used in various theaters of war: in Europe and the Pacific Ocean. In addition to the easily recognizable LCVP landing craft, also known as Higgins boats, in the USA, large-scale LCM (Landing Craft, Mechanized) landing craft were built in a large series. Such boats could bring ashore not only infantry, military equipment and various weapons, but also tanks.

LCM Landing Boats Have British Roots


The LCM landing craft appeared thanks to the British, who were considering creating a relatively large landing craft immediately after the end of the First World War. In many ways, work on the creation of a new landing ship was directly related to the appearance of tanks on the battlefield, which were very difficult to deliver to the landing site. If the fleet could still cope with the task of landing infantry on the coast, then for transporting heavy equipment and tanks it was necessary to have a landing craft of a special design with a ramp that would facilitate the loading / unloading of military equipment. During the Second World War, the need to support the landing by armored vehicles became even more obvious, so the work on creating tank landing equipment was accelerated.

The first landing boat with a ramp was ready in the UK in the early 1920s and since 1924 took part in various exercises, becoming the first built landing ship capable of delivering a tank to the landing zone. Subsequently, with minor changes that did not affect the concept itself, this boat turned into LCM (Landing Craft, Mechanized). Their serial production in the UK was able to deploy after the outbreak of World War II in September 1939. The name is deciphered as follows: Landing Craft - landing vehicle, Mechanized - for transportation of equipment. The design of such vessels in the UK was carried out by Tornicroft. The debut of the LCM landing craft was in the Norwegian campaign; they were used to land the allies in Narvik.

Landing boats LCM

British infantry prepare to land from LCM, photo: Imperial War Museum, iwm.org.uk

The LCM-1 capabilities were enough to transport French Hotchkiss H-39 light tanks with a combat weight of 12 tons, which were delivered to Norway. With a length of just less than 15 meters, these landing boats had a carrying capacity of up to 16 tons. They were driven by a power plant consisting of two gasoline engines, the maximum speed did not exceed 6 knots (11 km / h). At the same time, in some places, the design of the landing craft was reinforced with armor plates, also on the LCM-1 there was armament - two light 7,7-mm Lewis machine guns.

The LCM-1 boats had a typical layout for all subsequent vessels of the series. Outwardly, they were boat-boats with a length of a little less than 15 meters. The entire bow and middle part of the landing craft was occupied by a cargo hold open from above, where the landing, equipment, cargo and other military equipment was located. In the stern was the engine compartment, above which a wheelhouse was installed, which could be protected by armor. Over time, the size of these ships only grew, but the first British models had a displacement of up to 36 tons and could deliver ashore 60 people or a tank if its combat weight did not exceed 16 tons.

Landing boats for the Sherman tank: LCM-3 and LCM-6


The British LCM was no longer suitable for transporting medium tanks during World War II. At the same time, such landing boats were paid attention in the United States, where they were able to build “muscles” for them, as well as to establish full-fledged large-scale production, releasing landing boats in thousands. Initially, the Americans produced an almost exact copy of the British LCM-1, but with their own power plant. Such boats, designated LCM-2, made their debut in August 1942 during the battle for Guadalcanal. They were well suited for landing infantry and artillery, but could not transport modern medium tanks.


Combined landing craft model LCM-3

Therefore, quickly enough, the American industry mastered the production of the LCM-3 landing craft. The boat was distinguished by increased dimensions, its total displacement was already 52 tons (in a loaded state), and its carrying capacity increased to 30 tons, which allowed transporting one medium tank, up to 60 soldiers or 27 tons of various cargoes. A distinctive feature of these boats was a mechanized ramp. At the same time, the LCM-3 received two diesel engines rated at 225 hp. each Gray Marine company operating two propellers. The speed of the landing craft also increased - up to about 8,5 knots (16 km / h) when loaded. At the same time, a fuel supply of 400 gallons was enough to cover 125 miles, but naturally, the ship was not designed for such transitions, including due to a lack of seaworthiness. It was impossible to use such amphibious assaults in case of strong sea waves. Only from 1942 to 1945 in the United States, more than 8 thousand such landing ships were built.

The next milestone in the development of the LCM project was the American model LCM-6, which was also quite massive. The volume of output amounted to more than 2,5 thousand units. It was the LCM-6 that became the most advanced tank landing boat in the USA during the Second World War. It again differed from its predecessor in increased dimensions and a slightly modified case. The main difference was in the insert two meters long, which brought the length of the hull to 17 meters, the width of the hull was 4,3 meters. At the same time, the carrying capacity increased to 34 tons, which made it possible to take on board all models of medium tanks “Sherman”, or up to 80 infantrymen.

On the new landing boat, two powerful Detroit 8V-71 diesel engines were installed, developing a maximum power of up to 304 hp. each. The speed of the boats with full load was 9 knots (16,6 km / h). One of the main differences was an increase in the height of the side, which made it possible to increase the seaworthiness of the boat. The full displacement of the boat in a loaded state increased to 64 tons. At the same time, the range of use remained almost the same - 130 miles.


American Landing Boat LCM-6 in testing, 1943

The American industry launched mass construction of such amphibious assault devices in 1943, while LCM-6s were widely used on all theater of operations: both in Europe and in the Pacific Ocean. They took part in all landing operations of the final period of World War II. After the end of World War II, the LCM-6 was again used. A large number of landing rams were converted into armored boats and the likeness of floating armored personnel carriers that were used by the US military on the rivers of Vietnam, including the Mekong River and its numerous tributaries.

Landing boat for main battle tanks LCM-8


The situation with amphibious assaults has changed again after the Second World War. At the same time, the vector of the development of the ships was the same - the creation of ever larger landing equipment suitable for new military equipment. Thus, the LCM-6 landing craft, designed and built to replace the LCM-8, exceeded their predecessors in most basic parameters. First of all, they had a large displacement, better carrying capacity and increased speed. At the same time, the LCM-8 could take on board the main battle tanks, for example, the M60 tank, various varieties of which are still in service with some armies of the world.

The size of the landing craft grew even stronger. Length - up to 22,26 meters, width - up to 6,4 meters, total displacement (when loaded) - up to 111 tons. At the same time, the maximum carrying capacity increased to 54,5 tons, which allowed the transportation of post-war tanks on board the LCM-8 - the medium tank M48 Patton III and the main battle tank M60. Also, in one flight, such a landing boat could deliver ashore up to 200 military personnel with all weapons and uniforms.


Landing boats LCM-8 with M60 tanks on board

Usually the crew consisted of 4 people, but during daily missions it increased to 6 people: two drivers, two helmsmen and two sailors. Like the LCM-6, these boats were used on Vietnamese rivers with a crew of 6 people and the placement of various small arms on board. Weapons from two heavy 12,7 mm M2 machine guns, which could be supplemented, were considered standard. By installing two powerful 12-cylinder Detroit Diesel 12V71 diesel engines, the total power of the power plant grew to 912 hp. Due to this, the speed increased. Without cargo on board, the LCM-8 reached a speed of 12 knots (22 km / h), with cargo - 9 knots (17 km / h).

LCM-8 was adopted in 1959, at navy the model replaced the landing boats LCM-3 and LCM-6. For the first time, LCM-8 landing craft were massively used during the Vietnam War and continue to be in service today. In addition to the armies of many countries, they are used by public and private companies around the world, including in humanitarian operations. In the near future, the US military plans to replace the LCM-8 boats with more advanced MSL (V), capable of delivering the Abrams main battle tank or up to two Striker wheeled armored personnel carriers to the shore.
Author:
16 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. Grading
    Grading April 27 2020 18: 23 New
    +1
    Landing Omaha Beach
    1. Gato
      Gato April 27 2020 18: 55 New
      0
      ... where, without any LCM, almost an entire tank battalion with crews was sunk.
      1. Catfish
        Catfish April 27 2020 21: 11 New
        +2
        Is it different in war? I mean lossless.
  2. WayKheThuo
    WayKheThuo April 27 2020 21: 10 New
    0
    Stupid question to the author.
    And how did these boats get to the coast, where the landing was planned?
    Apparently there was some kind of womb ship?
    1. Brylevsky
      Brylevsky April 28 2020 05: 26 New
      +3
      And how did these boats get to the coast, where the landing was planned?
      Apparently there was some kind of womb ship?

      I am not an author, I just know. Yes, there was a ship. Military transport. Type of this:
      1. WayKheThuo
        WayKheThuo April 28 2020 07: 45 New
        +1
        Thanks for the reply.
  3. igordok
    igordok April 27 2020 21: 51 New
    +1
    In Vietnam, the LCM-6, with the M132 self-propelled flamethrower mounted on it, was used to patrol the rivers.

  4. Brylevsky
    Brylevsky April 28 2020 05: 20 New
    0
    In addition to the armies of many countries, they are used by public and private companies around the world, including in humanitarian operations.

    We still use similar barges on "northern deliveries".
    1. Lynx2000
      Lynx2000 April 28 2020 14: 42 New
      +5
      Quote: Brylevsky
      In addition to the armies of many countries, they are used by public and private companies around the world, including in humanitarian operations.

      We still use similar barges on "northern deliveries".

      As a rule, military innovations are used in civilian life.
      In Kamchatka we also use the Slavyanka project, called a self-propelled rolling barge with a ramp, with a carrying capacity of 20 tons. Does not require mooring walls.
      1. The comment was deleted.
      2. The comment was deleted.
      3. Brylevsky
        Brylevsky April 28 2020 15: 18 New
        +1
        ... As a rule, military innovations are used in "civilian life".

        Yes. Well, besides that, there is simply no other way to carry out cargo operations than using a self-propelled barge with a ramp in the north of the Far East. I mean port points on the coast of the Bering Sea.
  5. Engineer
    Engineer April 28 2020 12: 15 New
    0
    LCM did not have a "womb". They are too big to fit on davits. Theoretically, only the very first series can fit, but I have not heard that in reality it was so. "Mother" LSY, troop transport for 10-12 thousand tons was in the LCA-landing boats for direct infantry landing. They just fit on sloop beams
    1. Alexey RA
      Alexey RA April 28 2020 13: 12 New
      +1
      Quote: Engineer
      LCM did not have a "womb". They are too big to fit on davits.

      Therefore, on assault transports (such as "Andromeda" or "Tolland") they were placed on the upper deck. Each of these TRs nominally carried up to eight LCM boats.

      And there were also the Ashland-class amphibious assault ships, which carried up to 14 LCMs in the docking chamber.
      1. Engineer
        Engineer April 28 2020 13: 44 New
        +1
        Was wrong
        Devices on the upper deck are similar to the heroes of the article
        1. Brylevsky
          Brylevsky April 28 2020 15: 29 New
          +1
          . Devices on the upper deck are similar to the heroes of the article.

          During fresh weather it was "fun" to lift them - to lower them: a barge of such weight on a wave jumps like a ball. The winch on the boom arms undoubtedly required great skill in handling the pendant. And from those who at that moment were on the deck of the barge - strong nerves. Several times I had to go up during a good wave - go down on a lifeboat, the pleasure is below average ...
          1. Engineer
            Engineer April 28 2020 15: 32 New
            +2
            One can imagine that the paratroopers felt the vast majority of which were not marines and had limited training
  6. The comment was deleted.
  7. Brylevsky
    Brylevsky April 28 2020 15: 52 New
    +1
    Caution, swearing!

Военное обозрение

Десантные катера LCM

16

LCM-3 переправляет легкие танки M24 Чаффи через Рейн, март 1945 года


Для США флот всегда имел огромное значение, так как страна удачно отгородилась от остального мира двумя океанами. В годы Второй мировой войны в США создали целую серию хороших десантных судов, которые широко применялись на разных театрах военных действий: и в Европе, и на Тихом океане. Помимо легко узнаваемых десантных катеров LCVP, известных также как лодки Хиггинса, в США большой серией строились более крупные десантные средства LCM (Landing Craft, Mechanized). Такие катера могли доставить на берег не только пехоту, военное имущество и различное вооружение, но и танки.

У десантных катеров LCM британские корни


Десантный катер LCM появился благодаря британцам, которые задумались над созданием сравнительно большого десантного средства сразу после завершения Первой мировой войны. Во многом работы над созданием нового десантного корабля были напрямую связаны с появлением на поле боя танков, доставить которые на место высадки было очень проблематично. Если с задачей высадки пехоты на побережье флот ещё мог справиться, то для транспортировки тяжелой техники и танков необходимо было десантное судно специальной конструкции с рампой, которая облегчала бы процесс погрузки/выгрузки военной техники. В годы Второй мировой войны необходимость поддержки десанта бронетехникой стала ещё более очевидной, поэтому работы по созданию танкодесантных средств были ускорены.

Первый десантный катер с рампой был готов в Великобритании уже в начале 1920 годов и с 1924 года принимал участие в различных учениях, став первым построенным десантным судном, способным доставить в зону высадки танк. В дальнейшем с незначительными изменениями, которые не затрагивали самой концепции, данный катер превратился в LCM (Landing Craft, Mechanized). Серийное их производство в Великобритании удалось развернуть уже после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Расшифровывалось название следующим образом: Landing Craft – десантное средство, Mechanized – для перевозки техники. Проектированием подобных судов в Великобритании занималась компания «Торникрофт». Дебют десантных катеров LCM пришелся на норвежскую кампанию, они использовались для высадки союзников в Нарвике.

Десантные катера LCM

Британские пехотинцы готовятся к высадке с борта LCM, фото: Имперский военный музей, iwm.org.uk

Возможностей LCM-1 хватало для перевозки легких французских танков Hotchkiss H-39 боевой массой 12 тонн, которые и были доставлены в Норвегию. При длине чуть менее 15 метров данные десантные катера имели грузоподъемность до 16 тонн. В движение их приводила силовая установка, состоящая из двух бензиновых двигателей, максимальная скорость хода не превышала 6 узлов (11 км/ч). При этом в некоторых местах конструкция десантных судов была усилена бронелистами, также на LCM-1 имелось вооружение – два легких 7,7-мм пулемета Льюиса.

Катера LCM-1 имели типичную для всех последующих судов серии компоновку. Внешне они представляли собой катера-плашкоуты с длиной чуть менее 15 метров. Всю носовую и среднюю часть десантных судов занимал открытый сверху грузовой трюм, где и располагался десант, техника, грузы и другое военное имущество. В корме располагалось моторное отделение, над которым устанавливалась рулевая рубка, которая могла защищаться броней. Со временем размеры этих кораблей только росли, но первые британские модели имели водоизмещение до 36 тонн и могли доставить на берег 60 человек десанта или танк, если его боевая масса не превышала 16 тонн.

Десантные катера для танка «Шерман»: LCM-3 и LCM-6


Для перевозки средних танков периода Второй мировой войны британские LCM уже не годились. При этом на подобные десантные катера обратили внимание в США, где смогли нарастить им «мускулы», а также наладить полноценное крупносерийное производство, выпуская десантные катера тысячами штук. Первоначально американцы выпускали почти точную копию британских LCM-1, но со своей силовой установкой. Такие катера, получившие обозначение LCM-2, дебютировали уже в августе 1942 года во время сражения за Гуадалканал. Они хорошо подходили для десантирования пехоты и артиллерийских орудий, но не могли перевозить современные средние танки.


Сборная модель десантного катера LCM-3

Поэтому достаточно быстро американская промышленность освоила выпуск десантного катера LCM-3. Катер отличался увеличенными размерами, его полное водоизмещение составляло уже 52 тонны (в загруженном состоянии), а грузоподъемность выросла до 30 тонн, что позволяло перевозить один средний танк, до 60 солдат или 27 тонн различных грузов. Отличительной особенностью данных катеров стала механизированная рампа. При этом LCM-3 получил два дизельных двигателя мощностью 225 л.с. каждый компании Grey Marine, работавших на два гребных винта. Возросла и скорость десантного средства – примерно до 8,5 узлов (16 км/ч) в загруженном состоянии. Одновременно с этим запаса топлива в 400 галлонов хватало, чтобы преодолеть 125 миль, но естественно, судно не было рассчитано на такие переходы, в том числе из-за недостатка мореходности. Использовать подобные десантные средства при сильном волнении моря было невозможно. Только с 1942 по 1945 год в США было построено более 8 тысяч подобных десантных судов.

Следующей вехой развития проекта LCM стала американская модель LCM-6, которая также была достаточно массовой. Объем выпуска составил более 2,5 тысяч единиц. Именно LCM-6 стал самым совершенным танкодесантным катером США в годы Второй мировой войны. От предшественника он вновь отличался увеличенными размерами и слегка измененным корпусом. Главное отличие было во вставке длиной два метра, которая довела длину корпуса до 17 метров, ширина корпуса составляла – 4,3 метра. При этом грузоподъемность выросла до 34 тонн, что позволяло принимать на борт все модели средних танков «Шерман», либо до 80 пехотинцев.

На новом десантном катере устанавливалось два мощных дизельных двигателя Detroit 8V-71, развивавших максимальную мощность до 304 л.с. каждый. Скорость катеров с полной загрузкой составляла 9 узлов (16,6 км/ч). Одним из главных отличий было увеличение высоты борта, что позволило повысить мореходность катера. Полное водоизмещение катера в загруженном состоянии выросло до 64 тонн. При этом диапазон использования остался практически прежним – 130 миль.


Американский десантный катер LCM-6 на испытаниях, 1943 год

Массовое строительство подобных десантных средств американская промышленность наладила в 1943 году, при этом LCM-6 широко использовались на всех ТВД: как в Европе, так и на Тихом океане. Они приняли участие во всех десантных операциях заключительного периода Второй мировой войны. После завершения Второй мировой войны LCM-6 снова нашлось применение. Большое количество десантных плашкоутов переделали в бронекатера и подобие плавучих бронетранспортёров, которые использовались американскими военными на реках Вьетнама, в том числе на реке Меконг и её многочисленных притоках.

Десантный катер для основных боевых танков LCM-8


Ситуация с десантными средствами снова изменилась уже после Второй мировой войны. При этом вектор развития кораблей был прежним – создание всё более крупных десантных средств, подходящих для новой боевой техники. Так спроектированные и строящиеся для замены LCM-6 десантные катера LCM-8 превосходили предшественников по большинству основных параметров. В первую очередь они обладали большим водоизмещением, лучшей грузоподъемностью и увеличенной скоростью хода. При этом LCM-8 мог принять на борт и основные боевые танки, к примеру, танк M60, различные разновидности которого до сих пор остаются на вооружении некоторых армий мира.

Размеры десантного средства выросли еще сильнее. Длина – до 22,26 метра, ширина – до 6,4 метра, полное водоизмещение (в нагруженном состоянии) – до 111 тонн. При этом максимальная грузоподъемность выросла до 54,5 тонн, что позволяло перевозить на борту LCM-8 послевоенные танки – средний танк M48 Patton III и основной боевой танк M60. Также за один рейс такой десантный катер мог доставить на берег до 200 военнослужащих со всем вооружением и обмундированием.


Десантные катера LCM-8 с танками M60 на борту

Обычно экипаж состоял из 4 человек, но при выполнении суточных миссий увеличивался до 6 человек: два машиниста, два рулевых и два моряка. Также как и LCM-6, данные катера использовались на вьетнамских реках с экипажем из 6 человек и размещением различного стрелкового вооружения на борту. Стандартным считалось вооружение из двух крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов M2, которое можно было дополнить. За счет установки двух мощных 12-цилиндровых дизельных двигателей Detroit Diesel 12V71 суммарная мощность силовой установки выросла до 912 л.с. За счёт этого возросла и скорость хода. Без груза на борту LCM-8 развивал скорость 12 узлов (22 км/ч), с грузом – 9 узлов (17 км/ч).

LCM-8 приняли на вооружение в 1959 году, на флоте модель пришла на смену десантным катерам LCM-3 и LCM-6. Впервые десантные суда LCM-8 массово использовались во время войны во Вьетнаме и продолжают оставаться на вооружении и сегодня. Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях. В ближайшем будущем американские военные планируют заменить катера LCM-8 на более совершенные MSL(V), способные доставить на берег основной боевой танк «Абрамс» или до двух колесных бронетранспортёров «Страйкер».
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Grading
    Grading 27 апреля 2020 18:23
    +1
    Высадка пляж Омаха-Бич
    1. Gato
      Gato 27 апреля 2020 18:55
      0
      ... где без всяких LCM был утоплен почти целый танковый батальон с экипажами.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 апреля 2020 21:11
        +2
        На войне по другому бывает? Я имею в виду без потерь.
  2. УэйКхеТхуо
    УэйКхеТхуо 27 апреля 2020 21:10
    0
    Глупый вопрос Автору.
    А как эти катера добирались до побережья, где планировалась высадка десанта?
    Видимо был какой-то корабль-матка?
    1. Brylevsky
      Brylevsky 28 апреля 2020 05:26
      +3
      А как эти катера добирались до побережья, где планировалась высадка десанта?
      Видимо был какой-то корабль-матка?

      Я не автор, просто знаю. Да, был корабль. Военный транспорт. Типа этого:
      1. УэйКхеТхуо
        УэйКхеТхуо 28 апреля 2020 07:45
        +1
        Спасибо за ответ.
  3. igordok
    igordok 27 апреля 2020 21:51
    +1
    Во Вьетнаме использовали LCM-6, с установленным на нем самоходным огнеметом М132, для патрулирования рек.

  4. Brylevsky
    Brylevsky 28 апреля 2020 05:20
    0
    Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях.

    У нас на "северных завозах" похожие баржи до сих пор используются.
    1. Lynx2000
      Lynx2000 28 апреля 2020 14:42
      +5
      Цитата: Brylevsky
      Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях.

      У нас на "северных завозах" похожие баржи до сих пор используются.

      Как правило, военные нововведения используют на "гражданке".
      У нас на Камчатке также используют, называется накатная самоходная баржа с аппарелью проект "Славянка", грузопод'емностью 20 тн. Не требует причальные стенки.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. Brylevsky
        Brylevsky 28 апреля 2020 15:18
        +1
        . Как правило, военные нововведения используют на "гражданке".

        Да. Ну и кроме того другого способа осуществления грузовых операций, кроме как использовать самоходную баржу с аппарелью, на севере Дальнего Востока просто нет. Я имею в виду порт-пункты на побережье Берингова моря.
  5. Engineer
    Engineer 28 апреля 2020 12:15
    0
    У LCM не было "матки". Они слишком большие чтобы помещаться на шлюп-балках. Чисто теоретически только самая первая серия может поместиться , но не слышал чтобы в реальности так было. "Матка" LSY, войсковой транспорт на 10-12 тысяч тонн была у LCA- десантных катеров непосредственной высадки пехоты. Они как раз помещались на шлюп-балках
    1. Alexey RA
      Alexey RA 28 апреля 2020 13:12
      +1
      Цитата: Engineer
      У LCM не было "матки". Они слишком большие чтобы помещаться на шлюп-балках.

      Поэтому на штурмовых транспортах (типа "Андромеда" или "Толланд") их ставили на верхнюю палубу. Каждый из этих ТР штатно нёс до восьми катеров LCM.

      А ведь были ещё и десантные корабли-доки типа "Эшленд", нёсшие в док-камере до 14 LCM.
      1. Engineer
        Engineer 28 апреля 2020 13:44
        +1
        Был не прав
        Девайсы на верхней палубе похожи на героев статьи
        1. Brylevsky
          Brylevsky 28 апреля 2020 15:29
          +1
          .Девайсы на верхней палубе похожи на героев статьи

          Во время свежей погоды их было "весело" поднимать - опускать: баржа такого веса на волне прыгает, как мячик. От лебёдчика на рычагах стрелы требовалось, несомненно, большое мастерство управления шкентелем. А от тех, кто в этот момент находился на палубе баржи - крепкие нервы. Мне несколько раз приходилось во время хорошей волны подниматься - спускаться на спасательной шлюпке, удовольствие ниже среднего...
          1. Engineer
            Engineer 28 апреля 2020 15:32
            +2
            Можно представить что чувствовали десантники подавляющее большинство из которых не было морпехами и имели ограниченный тренинг
  6. Комментарий был удален.
  7. Brylevsky
    Brylevsky 28 апреля 2020 15:52
    +1
    Осторожно, матерная брань!