Военное обозрение

Десантные катера LCM

16

LCM-3 переправляет легкие танки M24 Чаффи через Рейн, март 1945 года


Для США флот всегда имел огромное значение, так как страна удачно отгородилась от остального мира двумя океанами. В годы Второй мировой войны в США создали целую серию хороших десантных судов, которые широко применялись на разных театрах военных действий: и в Европе, и на Тихом океане. Помимо легко узнаваемых десантных катеров LCVP, известных также как лодки Хиггинса, в США большой серией строились более крупные десантные средства LCM (Landing Craft, Mechanized). Такие катера могли доставить на берег не только пехоту, военное имущество и различное вооружение, но и танки.

У десантных катеров LCM британские корни


Десантный катер LCM появился благодаря британцам, которые задумались над созданием сравнительно большого десантного средства сразу после завершения Первой мировой войны. Во многом работы над созданием нового десантного корабля были напрямую связаны с появлением на поле боя танков, доставить которые на место высадки было очень проблематично. Если с задачей высадки пехоты на побережье флот ещё мог справиться, то для транспортировки тяжелой техники и танков необходимо было десантное судно специальной конструкции с рампой, которая облегчала бы процесс погрузки/выгрузки военной техники. В годы Второй мировой войны необходимость поддержки десанта бронетехникой стала ещё более очевидной, поэтому работы по созданию танкодесантных средств были ускорены.

Первый десантный катер с рампой был готов в Великобритании уже в начале 1920 годов и с 1924 года принимал участие в различных учениях, став первым построенным десантным судном, способным доставить в зону высадки танк. В дальнейшем с незначительными изменениями, которые не затрагивали самой концепции, данный катер превратился в LCM (Landing Craft, Mechanized). Серийное их производство в Великобритании удалось развернуть уже после начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года. Расшифровывалось название следующим образом: Landing Craft – десантное средство, Mechanized – для перевозки техники. Проектированием подобных судов в Великобритании занималась компания «Торникрофт». Дебют десантных катеров LCM пришелся на норвежскую кампанию, они использовались для высадки союзников в Нарвике.

Десантные катера LCM

Британские пехотинцы готовятся к высадке с борта LCM, фото: Имперский военный музей, iwm.org.uk

Возможностей LCM-1 хватало для перевозки легких французских танков Hotchkiss H-39 боевой массой 12 тонн, которые и были доставлены в Норвегию. При длине чуть менее 15 метров данные десантные катера имели грузоподъемность до 16 тонн. В движение их приводила силовая установка, состоящая из двух бензиновых двигателей, максимальная скорость хода не превышала 6 узлов (11 км/ч). При этом в некоторых местах конструкция десантных судов была усилена бронелистами, также на LCM-1 имелось вооружение – два легких 7,7-мм пулемета Льюиса.

Катера LCM-1 имели типичную для всех последующих судов серии компоновку. Внешне они представляли собой катера-плашкоуты с длиной чуть менее 15 метров. Всю носовую и среднюю часть десантных судов занимал открытый сверху грузовой трюм, где и располагался десант, техника, грузы и другое военное имущество. В корме располагалось моторное отделение, над которым устанавливалась рулевая рубка, которая могла защищаться броней. Со временем размеры этих кораблей только росли, но первые британские модели имели водоизмещение до 36 тонн и могли доставить на берег 60 человек десанта или танк, если его боевая масса не превышала 16 тонн.

Десантные катера для танка «Шерман»: LCM-3 и LCM-6


Для перевозки средних танков периода Второй мировой войны британские LCM уже не годились. При этом на подобные десантные катера обратили внимание в США, где смогли нарастить им «мускулы», а также наладить полноценное крупносерийное производство, выпуская десантные катера тысячами штук. Первоначально американцы выпускали почти точную копию британских LCM-1, но со своей силовой установкой. Такие катера, получившие обозначение LCM-2, дебютировали уже в августе 1942 года во время сражения за Гуадалканал. Они хорошо подходили для десантирования пехоты и артиллерийских орудий, но не могли перевозить современные средние танки.


Сборная модель десантного катера LCM-3

Поэтому достаточно быстро американская промышленность освоила выпуск десантного катера LCM-3. Катер отличался увеличенными размерами, его полное водоизмещение составляло уже 52 тонны (в загруженном состоянии), а грузоподъемность выросла до 30 тонн, что позволяло перевозить один средний танк, до 60 солдат или 27 тонн различных грузов. Отличительной особенностью данных катеров стала механизированная рампа. При этом LCM-3 получил два дизельных двигателя мощностью 225 л.с. каждый компании Grey Marine, работавших на два гребных винта. Возросла и скорость десантного средства – примерно до 8,5 узлов (16 км/ч) в загруженном состоянии. Одновременно с этим запаса топлива в 400 галлонов хватало, чтобы преодолеть 125 миль, но естественно, судно не было рассчитано на такие переходы, в том числе из-за недостатка мореходности. Использовать подобные десантные средства при сильном волнении моря было невозможно. Только с 1942 по 1945 год в США было построено более 8 тысяч подобных десантных судов.

Следующей вехой развития проекта LCM стала американская модель LCM-6, которая также была достаточно массовой. Объем выпуска составил более 2,5 тысяч единиц. Именно LCM-6 стал самым совершенным танкодесантным катером США в годы Второй мировой войны. От предшественника он вновь отличался увеличенными размерами и слегка измененным корпусом. Главное отличие было во вставке длиной два метра, которая довела длину корпуса до 17 метров, ширина корпуса составляла – 4,3 метра. При этом грузоподъемность выросла до 34 тонн, что позволяло принимать на борт все модели средних танков «Шерман», либо до 80 пехотинцев.

На новом десантном катере устанавливалось два мощных дизельных двигателя Detroit 8V-71, развивавших максимальную мощность до 304 л.с. каждый. Скорость катеров с полной загрузкой составляла 9 узлов (16,6 км/ч). Одним из главных отличий было увеличение высоты борта, что позволило повысить мореходность катера. Полное водоизмещение катера в загруженном состоянии выросло до 64 тонн. При этом диапазон использования остался практически прежним – 130 миль.


Американский десантный катер LCM-6 на испытаниях, 1943 год

Массовое строительство подобных десантных средств американская промышленность наладила в 1943 году, при этом LCM-6 широко использовались на всех ТВД: как в Европе, так и на Тихом океане. Они приняли участие во всех десантных операциях заключительного периода Второй мировой войны. После завершения Второй мировой войны LCM-6 снова нашлось применение. Большое количество десантных плашкоутов переделали в бронекатера и подобие плавучих бронетранспортёров, которые использовались американскими военными на реках Вьетнама, в том числе на реке Меконг и её многочисленных притоках.

Десантный катер для основных боевых танков LCM-8


Ситуация с десантными средствами снова изменилась уже после Второй мировой войны. При этом вектор развития кораблей был прежним – создание всё более крупных десантных средств, подходящих для новой боевой техники. Так спроектированные и строящиеся для замены LCM-6 десантные катера LCM-8 превосходили предшественников по большинству основных параметров. В первую очередь они обладали большим водоизмещением, лучшей грузоподъемностью и увеличенной скоростью хода. При этом LCM-8 мог принять на борт и основные боевые танки, к примеру, танк M60, различные разновидности которого до сих пор остаются на вооружении некоторых армий мира.

Размеры десантного средства выросли еще сильнее. Длина – до 22,26 метра, ширина – до 6,4 метра, полное водоизмещение (в нагруженном состоянии) – до 111 тонн. При этом максимальная грузоподъемность выросла до 54,5 тонн, что позволяло перевозить на борту LCM-8 послевоенные танки – средний танк M48 Patton III и основной боевой танк M60. Также за один рейс такой десантный катер мог доставить на берег до 200 военнослужащих со всем вооружением и обмундированием.


Десантные катера LCM-8 с танками M60 на борту

Обычно экипаж состоял из 4 человек, но при выполнении суточных миссий увеличивался до 6 человек: два машиниста, два рулевых и два моряка. Также как и LCM-6, данные катера использовались на вьетнамских реках с экипажем из 6 человек и размещением различного стрелкового вооружения на борту. Стандартным считалось вооружение из двух крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов M2, которое можно было дополнить. За счет установки двух мощных 12-цилиндровых дизельных двигателей Detroit Diesel 12V71 суммарная мощность силовой установки выросла до 912 л.с. За счёт этого возросла и скорость хода. Без груза на борту LCM-8 развивал скорость 12 узлов (22 км/ч), с грузом – 9 узлов (17 км/ч).

LCM-8 приняли на вооружение в 1959 году, на флоте модель пришла на смену десантным катерам LCM-3 и LCM-6. Впервые десантные суда LCM-8 массово использовались во время войны во Вьетнаме и продолжают оставаться на вооружении и сегодня. Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях. В ближайшем будущем американские военные планируют заменить катера LCM-8 на более совершенные MSL(V), способные доставить на берег основной боевой танк «Абрамс» или до двух колесных бронетранспортёров «Страйкер».
Автор:
16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Grading
    Grading 27 апреля 2020 18:23
    +1
    Высадка пляж Омаха-Бич
    1. Gato
      Gato 27 апреля 2020 18:55
      0
      ... где без всяких LCM был утоплен почти целый танковый батальон с экипажами.
      1. Морской Кот
        Морской Кот 27 апреля 2020 21:11
        +2
        На войне по другому бывает? Я имею в виду без потерь.
  2. УэйКхеТхуо
    УэйКхеТхуо 27 апреля 2020 21:10
    0
    Глупый вопрос Автору.
    А как эти катера добирались до побережья, где планировалась высадка десанта?
    Видимо был какой-то корабль-матка?
    1. Brylevsky
      Brylevsky 28 апреля 2020 05:26
      +3
      А как эти катера добирались до побережья, где планировалась высадка десанта?
      Видимо был какой-то корабль-матка?

      Я не автор, просто знаю. Да, был корабль. Военный транспорт. Типа этого:
      1. УэйКхеТхуо
        УэйКхеТхуо 28 апреля 2020 07:45
        +1
        Спасибо за ответ.
  3. igordok
    igordok 27 апреля 2020 21:51
    +1
    Во Вьетнаме использовали LCM-6, с установленным на нем самоходным огнеметом М132, для патрулирования рек.

  4. Brylevsky
    Brylevsky 28 апреля 2020 05:20
    0
    Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях.

    У нас на "северных завозах" похожие баржи до сих пор используются.
    1. Lynx2000
      Lynx2000 28 апреля 2020 14:42
      +5
      Цитата: Brylevsky
      Помимо армий многих стран, они используются государственными и частными компаниями по всему миру, в том числе в гуманитарных операциях.

      У нас на "северных завозах" похожие баржи до сих пор используются.

      Как правило, военные нововведения используют на "гражданке".
      У нас на Камчатке также используют, называется накатная самоходная баржа с аппарелью проект "Славянка", грузопод'емностью 20 тн. Не требует причальные стенки.
      1. Комментарий был удален.
      2. Комментарий был удален.
      3. Brylevsky
        Brylevsky 28 апреля 2020 15:18
        +1
        . Как правило, военные нововведения используют на "гражданке".

        Да. Ну и кроме того другого способа осуществления грузовых операций, кроме как использовать самоходную баржу с аппарелью, на севере Дальнего Востока просто нет. Я имею в виду порт-пункты на побережье Берингова моря.
  5. Engineer
    Engineer 28 апреля 2020 12:15
    0
    У LCM не было "матки". Они слишком большие чтобы помещаться на шлюп-балках. Чисто теоретически только самая первая серия может поместиться , но не слышал чтобы в реальности так было. "Матка" LSY, войсковой транспорт на 10-12 тысяч тонн была у LCA- десантных катеров непосредственной высадки пехоты. Они как раз помещались на шлюп-балках
    1. Alexey RA
      Alexey RA 28 апреля 2020 13:12
      +1
      Цитата: Engineer
      У LCM не было "матки". Они слишком большие чтобы помещаться на шлюп-балках.

      Поэтому на штурмовых транспортах (типа "Андромеда" или "Толланд") их ставили на верхнюю палубу. Каждый из этих ТР штатно нёс до восьми катеров LCM.

      А ведь были ещё и десантные корабли-доки типа "Эшленд", нёсшие в док-камере до 14 LCM.
      1. Engineer
        Engineer 28 апреля 2020 13:44
        +1
        Был не прав
        Девайсы на верхней палубе похожи на героев статьи
        1. Brylevsky
          Brylevsky 28 апреля 2020 15:29
          +1
          .Девайсы на верхней палубе похожи на героев статьи

          Во время свежей погоды их было "весело" поднимать - опускать: баржа такого веса на волне прыгает, как мячик. От лебёдчика на рычагах стрелы требовалось, несомненно, большое мастерство управления шкентелем. А от тех, кто в этот момент находился на палубе баржи - крепкие нервы. Мне несколько раз приходилось во время хорошей волны подниматься - спускаться на спасательной шлюпке, удовольствие ниже среднего...
          1. Engineer
            Engineer 28 апреля 2020 15:32
            +2
            Можно представить что чувствовали десантники подавляющее большинство из которых не было морпехами и имели ограниченный тренинг
  6. Комментарий был удален.
  7. Brylevsky
    Brylevsky 28 апреля 2020 15:52
    +1
    Осторожно, матерная брань!