С прицелом на шестидесятые годы. Модернизации истребителя F-22A Raptor

23

Даже самая новая и совершенная авиационная техника устаревает, и это лишь дело времени. Так, самый совершенный истребитель ВВС США, Lockheed Martin F-22A Raptor, поступил в эксплуатацию в 2005 г. и к настоящему времени уже не в полной мере соответствует всем актуальным требованиям. В недавнем прошлом такие самолеты прошли обновление, и в будущем их ждет новая модернизация.

Базовые подходы


Уже на стадии разработки проекта F-22A учитывалась необходимость будущих ремонтов и модернизаций с продлением срока службы и получением новых возможностей. Были сформированы базовые подходы к обновлению техники, отвечающие особым требованиям.



Планер, силовую установку, общесамолетные системы и т.д. изначально делали наиболее совершенными и пригодными к эксплуатации в течение длительного времени без каких-либо существенных доработок. Более того, некоторые изменения планера фактически исключаются, поскольку могут ударить по летным характеристикам или малозаметности.

Основным методом модернизации на ближнюю и среднюю перспективу сделали обновление программного обеспечения радиоэлектронной аппаратуры. В дальнейшем не исключалась возможность замены отдельных блоков и устройств современными изделиями с более высокими характеристиками.


Некоторые возможности в контексте модернизации были использованы уже на стадии серийного производства. Техника разных «блоков» (партий) немного отличалась составом и ПО электроники и, соответственно, техническими и боевыми возможностями. Так, последние серийные истребители 2011 года выпуска имели аппаратуру версии Increment 3.1.

Актуальный проект


В мае прошлого года ВВС США, «Локхид-Мартин» и субподрядчики приступили к модернизации, предусматривающей обновление БРЭО до версии Increment 3.2. Такое обновление могут получить самолеты серий Block 35 и 40. Представители других партий тоже могут получить это обновление, но только после модернизации до Block 35/40.

Обновление «3.2» разделено на две основные части, реализуемые отдельно. Проект «3.2A» предусматривает модернизацию приборов и ПО систем связи, управления, опознавания и радиоэлектронной борьбы. Increment 3.2B затрагивает навигационное оборудование и средства управления оружием.

В нынешней конфигурации F-22A оснащены блоком связи типа Link 16, обеспечивающим только прием данных. Проект Increment 3.2A предусматривает его замену современным приемопередающим прибором Multifunctional Information Distribution System-Joint (MIDS-J). Истребитель сможет использовать для связи существующие системы Battlefield Airborne Communications Node (BACN).


РЛС AN/APG-77. Станция пока соответствует требованиям ВВС, но в будущем может понадобиться ее модернизация или замена

Точные сведения о приборах опознавания и модернизации РЭБ пока отсутствуют. Вполне возможно, что в их случае удастся обойтись только обновлением ПО. Заявлено внедрение новых средств шифрования и меры по повышению устойчивости связи к помехам. Эти задачи тоже решаются за счет нового ПО.

В рамках модернизации «3.2B» основное внимание уделяется развитию систем управления оружием. После монтажа новых приборов и установки программ F-22A сможет полноценно использовать ракеты «воздух-воздух» последних модификаций AIM-9X и AIM-120D. Любопытно, что другие истребители ВВС США, в первую очередь предыдущего 4 поколения, уже достаточно давно «освоили» такое оружие и могут полноценно применять его.

Обновление прицельно-навигационного комплекса с интеграцией новых ракет планировалось начать еще в 2013-14 гг., однако реальные мероприятия неоднократно переносились. Работы по установке компонентов «3.2» начались только в мае 2019 г. Самолеты подходящих серий получают обновление Increment 3.2B, а также ПО для средств связи.

С прицелом на шестидесятые годы. Модернизации истребителя F-22A Raptor

Грузоотсек истребителя F-22A. Справа - ракета "воздух-воздух" AMRAAM. С обновлением "3.2B" самолет сможет использовать ракеты последней модификации AIM-120D

Меры и средства из проекта «3.2A» будут внедряться в ближайшем будущем. Ранее сообщалось, что MIDS-J и другие системы начнут ставить в 2020 г. На проведение всех необходимых работ уйдет не более нескольких лет, и в начале двадцатых весь парк совместимых F-22A получит необходимые обновления.

Будущие работы


Любопытно, что, несмотря на доработки на стадии производства и последующие обновления, F-22A до сих пор не имеет части желаемых функций. В частности, до сих пор не используется нашлемная система целеуказания, упрощающая ведение боя в некоторых условиях. Впрочем, нынешние планы предусматривают ее введение – в обозримом будущем.

В 2024 ф.г. ВВС планируют начать новую программу модернизации «среднего возраста» Mid-Life Upgrade (MLU). На этот раз предполагается существенно обновить БРЭО и ПО, а также частично доработать планер и общесамолетные системы. Для решения таких задач, среди прочего, будут использоваться решения, отработанные в ходе опытно-конструкторских работ, производства и эксплуатации более новых истребителей F-35.

Едва ли не главным нововведением в контексте планера станет замена радиопоглощающего покрытия. Штатные материалы, разработанные для F-22A, оказались чрезмерно сложными в эксплуатации и не оправдали себя. Такое покрытие предлагается заменить более удачным, заимствованным у F-35. Также возможна доработка внутренних отсеков планера с учетом установки новых приборов.


Блоки ЛТЦ - самый заметный элемент бортового комплекса обороны. БКО тоже должен пройти модернизацию

Рассматривается вопрос глубокой модернизации бортовой РЛС AN/APG-77, что позволит повысить основные боевые характеристики. С большой долей вероятности ВВС закажут установку оптико-локационной станции по типу системы EOTS для F-35. Прицельно-навигационный комплекс может получить и другие приборы обзора и навигации, а также современное ПО. Также в рамках MLU внедрят долгожданную нашлемную систему целеуказания.

Бортовой комплекс обороны AN/AAR-56 Missile Launch Detector планируют дополнить новыми инфракрасными датчиками обнаружения пусков ракет. Возможна модернизация прочих средств обнаружения атак противника, уже установленных на самолете.

Отдаленное будущее


Модернизацию MLU предполагается запустить в 2024 г. На проведение работ понадобится несколько лет. За это время новые приборы и программы может получить весь имеющийся парк истребителей F-22A – менее 200 единиц. Таким образом, эти истребители 5 поколения по-прежнему будут уступать по количеству технике предыдущих моделей, но вновь обеспечат себе качественное превосходство.

Уже можно представить, как изменятся истребители F-22A до конца десятилетия по итогам нынешнего и планируемого обновления. В целом речь идет об улучшениях во всех сферах и преимуществах как боевого, так и эксплуатационного характера.


Носовая часть истребителя F-35. Можно рассмотреть обшивку с особым покрытием и прозрачный обтекатель ОЛС EOTS (под фюзеляжем перед нишей шасси)

Самолеты с Increment 3.2 и MLU сохранят малозаметность, но поддержание таких возможностей и соответствующее обслуживание упростятся. Истребитель сможет «видеть» дальше и лучше, как за счет РЛС, так и при помощи других приборов. Решение боевых задач упростится за счет улучшенного ПРНК с принципиально новыми (для F-22A) возможностями.

Самые старые из строевых самолетов F-22A сейчас отмечают свое 15-летие. Техника последних партий еще не прослужила 10 лет. ВВС США планируют сохранять такие истребители в строю до шестидесятых годов XXI века – им предстоит отслужить еще не менее 40 лет. Со временем к нынешним F-22A присоединятся перспективные истребители условного 6 поколения, которые затем смогут их вытеснить.

С учетом таких планов определяются текущие и будущие планы по развитию и модернизации. Часть проектов по обновлению техники уже завершена, другие готовятся к выполнению, а третьи все еще остаются делом отдаленного будущего.

Еще на стадии разработки истребитель F-22A стали именовать самым совершенным как в США, так и во всем мире. Время идет, прогресс не стоит на месте, и для поддержания такого статуса необходимо принимать меры – не только рекламного, но и технического характера. Развитие существующего самолета стало почти непрерывной чередой программ модернизации, и это позволяет заказчику в лице ВВС сохранять и улучшать его возможности.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    28 апреля 2020 06:27
    Даже не знаю в какую сторону шашкой с дивана махнуть...
    Самолёт есть, судя по всему не плохой... А то что не много его... Так наших Су 57 даже в планах меньше!
    1. 0
      28 апреля 2020 11:19
      а чегой-то он на одном из фото - лючок бензобака забыл закрыть? растяпа....
      1. +1
        28 апреля 2020 21:39
        Цитата: роман66
        а чегой-то он на одном из фото - лючок бензобака забыл закрыть? растяпа....

        Если вы имеете в виду второе фото, то за этим лючком прячется 20-мм пушка М61А2 с боекомплектом 480 снарядов. hi
        Видео применения:
        1. +1
          29 апреля 2020 09:41
          спасибо hi странное место - полкрыла под воздействием пороховаых газов и избыточного давления
    2. 0
      24 июня 2020 14:54
      "А то что не много его..." - 144 это много
  2. +1
    28 апреля 2020 06:34
    Генератор текстов из англоязычных названий и цифр сменил никнэйм?
  3. -10
    28 апреля 2020 06:36
    Как не украшай "летающую сковородку", а его малозаметность эффективна только для попуасов. Струна их видит на дальних дистанциях, а на дистанциях выстрела ракет воздух-воздух и бортовые РЛС наших самолетов. Не зря они так боятся использования Турцией С-400, так как их малозаметность окажется фикцией и будет разоблачена. Про Фу-35 вообще молчу. Вспомните, как наш Су-35 в Сирии подкрался к Фу-22 сзади и тот его увидел только визуально, что сушка у него на хвосте, и сразу дал драпака.
    1. +1
      28 апреля 2020 15:10
      Мерикатосские пилоты, увидя фотографию МиГ-29, портят памперсы, отказываясь залазить в свои заметные невооруженным глазом любого прошедшего НВП в советской школе и закончившего военную кафедру российского ВУЗа бойца, Фу - 35 (прошедший эндопротезирование коленного сустава страдающий ожирением Пингвин) и Фи-22 (тефлоновая сковорода Made in Ухань,China). Когда Су пристроился сзади к Фи, последний с криком "я не такой" послал оцифрованный рапорт об увольнении, приземлившись на Санторини. Там он встретился с бежавшим вплавь до Истамбула после воздействия установленного на Су-24 Хабина экипажем Дональда Кука. Они вместе замутили ханочку и продолжили бомжевать, подобно всем ветеранам армии США, время от времени заканчивая жизнь суицидом fellow
  4. +6
    28 апреля 2020 06:56
    Ну что тут сказать, американцы не "почивают на лаврах", ведут работу, совершенствуют технику. Для нас же сейчас очень важно довести до ума Су-57 и запустить его в серию.
    1. 0
      28 апреля 2020 08:47
      Большой серии не будет. Думаю на 40-60 остановятся
  5. +3
    28 апреля 2020 09:20
    По факту, оно у них есть.
    А остальное, это рабочие моменты.
  6. Комментарий был удален.
  7. +3
    28 апреля 2020 10:33
    За многословием и эпитетами имеем в сухом остатке следующее.
    Модернизации/замене подлежат средства связи и управления + программное обеспечение.
    Также устанавливаются крайние модификации УР в-в AIM-9X и AIM-120D.
    Возможны какие-то работы по РЛС и по средствам РЭБ, но не принципиальные.
    Всё.
    При этом, несмотря на полтора десятка лет эксплуатации, нерешённой остаётся неработоспособность такого важнейшего, критического, элемента как нашлемная система целеуказания роль которой в ближнем маневренном бою чрезвычайно высока. Этот факт резко снижает отличные ЛТХ самолёта понижая его боевой потенциал.
    Мутная водичка по оптико-локационной станции говорит нам о том, что останется всё как было - не будет у Рептора ОЛС. Слишком уж глубоко надо "влазить" в конструкцию самолёта для её установки и интеграции.

    Теперь о численности. Откель 200 самолей? Сколько можно повторять эту давно устаревшую цифру?
    СЧИТАЕМ!!!
    Frontline Squadrons
    1st Fighter Wing, at Langley Air Force Base, Virginia
    27th Fighter Squadron[210]
    94th Fighter Squadron
    43rd Fighter Squadron (Training Unit)
    3rd Wing, at Elmendorf Air Force Base, Alaska
    90th Fighter Squadron[212]
    525th Fighter Squadron
    154th Wing, at Hickam Air Force Base, Hawaii
    199th Fighter Squadron (Air National Guard unit)

    Test and Evaluation Squadrons
    57th Wing, at Nellis Air Force Base, Nevada
    422nd Test and Evaluation Squadron[153]
    433rd Weapons Squadron[213]
    412th Test Wing, at Edwards Air Force Base, California
    411th Flight Test Squadron

    У ВВС США имеется ПЯТЬ строевых эскадрилий на Рэпторах и ОДНА тренировочная.
    Также, Репторы есть на оснащении нескольких ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ эскадрильях СМЕШАННОГО состава - т.е, по нескольку машин.
    ИТОГО: 6 * 18 = 108 строевых самолётов и 15-20 нестроевых. Результат = 120-125 реальных.
    Остальные - канибализированы.
    1. +1
      28 апреля 2020 11:31
      ЕМНИП, пару лет назад на Флориде 20-25 машин получили разной степени повреждения от урагана. С тех пор про их судьбе тишина.
      1. +2
        28 апреля 2020 20:04
        Их вернули в строй. Все.
    2. 0
      28 апреля 2020 17:12
      Хм. Недавно читал , что Ф- 22 будут комплектовать шлемами как Ф-35. Со всеми системами......
    3. +1
      28 апреля 2020 20:03
      5 боевых эскадрилий по 22 самолета. И по 2 запасных в каждой эскадрилии.
      Еще 2 эскадрилии расформировали, чтобы увеличить число в
      этих действующих действующих до 22.
    4. 95 FS (база Tyndall) у вас пропала. Непринципиально но все же.
    5. 0
      10 июля 2020 19:43
      еще одного-крепкий орешек разбил laughing
  8. +5
    28 апреля 2020 10:38
    Всё познаётся в сравнении: какой самолёт технологически приблизился к F-22 до такой степени, что тот стал нуждаться в модернизации?
  9. +1
    28 апреля 2020 15:05
    Хорощий истребитель для своего для своего возраста. Но дорогущий же падло,и справятся ли США с этой задачой в условиях эпидемии, И так уже Боинг заводы закрывает, возможно не загорами и Локхид. Нефтяные "качки уже ограничились в добыче.По общим данным, в США уже 20 млн вместе с мигрантами и мексикансками - безработных .Кто налоги платить будет на их разработку и производство ?
  10. +1
    29 апреля 2020 01:05
    То, что раньше занимало весь приборный отсек, теперь может занимать не больше смартфона на рукаве комбинезона. То, что раньше было эксперементальным, а то и теоретическим, теперь стандарты индустрии. То, на что раньше уходили годы человекоресурсов, теперь требует терафлопсов суперкомпьютера.
    Т.е. немасштабируемая качественная задача стала масштабируемой колличественной.

    Сделают его новую версию и самолёт будет лучше и дешевле. И сделают это быстрее, чем делали раньше.
  11. +1
    1 мая 2020 01:18
    « Штатные материалы, разработанные для F-22A, оказались чрезмерно сложными в эксплуатации и не оправдали себя. Такое покрытие предлагается заменить более удачным, заимствованным у F-35»

    Само собой материалы на 35-м уже нового поколения. Насчёт того, что материалы на Ф-22 «не оправдали себя» это вольное преувеличение автора. По поводу связи, то изначально Ф-22 для скрытности могли обмениваться инфой только внутри собственно группы Ф-22. Теперь же решено внедрить защищённый канал связи и с другими истребителями.
    1. 0
      26 июля 2020 12:10
      Цитата: Maksim_ok
      Теперь же решено внедрить защищённый канал связи и с другими истребителями.

      Каналы передачи данных. Значит излучение +.