Военное обозрение

Паровой трактор и первое его применение в армии

21

Копия «телеги Кюньо», 2015 год


Первая паровая машина была изобретена голландским физиком Денни Папеном в XVII веке. Это был простейший механизм, представлявший собой цилиндр с поршнем, который поднимался под действием пара, а опускался уже под давлением атмосферы. Первоначально применение новых паровых двигателей было гражданским. Вакуумные паровые машины, построенные в 1705 году английскими изобретателями Томасом Ньюкменом и Томасом Сивери, использовались для выкачивания воды из копей. Со временем паровые машины совершенствовались в разных странах, что способствовало появлению новых вариантов их использования.

К примеру, в 1769 году французским инженером и конструктором Николя Жозефом Кюньо был спроектирован прародитель всех автомобилей. Это был паровой автомобиль, который в те годы назвали паровой телегой Кюньо. По сути, это был прототип всех будущих машин и паровозов. Самодвижущаяся повозка достаточно быстро привлекла к себе внимание военных со всего мира. Хотя впервые массово в военном деле паровые двигатели начали использовать не на суше, а на флоте, где появились первые боевые пароходы. Постепенно совершенствовался и наземный паровой транспорт. В частности, во второй половине XIX века появилось сразу несколько достаточно успешных моделей паровых тракторов, которые использовались в армиях Великобритании и Российской империи.

Самодвижущаяся повозка Кюньо


Изобретение парового двигателя стало первым шагом на пути появления новой техники, которая затем изменила весь мир. В первую очередь речь идёт о паровозах и пароходах. При этом уже в XVIII веке появились и первые прообразы будущих автомобилей, правда, с паровым двигателем. А еще позже появятся и первый трактор с паровым двигателем, которому также найдется применение в гражданской жизни и в военном деле. При этом первым, кому удалось создать самодвижущуюся повозку, навсегда останется французский инженер Николя Жозеф Кюньо, который в 1769 году сконструировал и представил первый паровой автомобиль.

Машина была очень несовершенной и сегодня вызвала бы только улыбку. В новинке было больше от телеги, чем от современного автомобиля, но это всё равно был прорыв. Первый образец новой техники вошел в историю как «малая телега Кюньо». А уже в следующем 1770 году увидела свет и «большая телега Кюньо». При этом сам инженер называл свое детище не иначе как «Огненная телега». Общая длина первой паровой машины составляла 7,25 метра, ширина – до 2,3 метра, колесная база – 3,08 метра.


Схема паровой телеги Кюньо

Основой самодвижущейся повозки Кюньо была массивная деревянная рама из дуба на трёх колесах, не имеющих рессор. Переднее колесо являлось направляющим. Именно над ним был установлен массивный по размерам паровой котел. Диаметр котла, по некоторым данным, доходил до полутора метров. При общем весе в 2,8 тонны «большая телега Кюньо» обладала грузоподъемностью примерно 5 тонн, а максимальная скорость хода составляла 3-4 км/ч, то есть двигалась паровая машина со скоростью обычного пешехода.

Проект был передовым для своего времени, но из-за низкого уровня развития технологий во второй половине XVIII века имел массу проблем. К примеру, давления пара в котле хватало только на 12 минут движения, после чего паровой котел необходимо было снова заправлять водой и разжигать под ним костер. По сути, Кюньо создал, как бы сейчас сказали, демонстратор технологий. Это был экспериментальный образец, который невозможно было использовать в реальных дорожных условиях.

Примечательно, что уже первая паровая машина создавалась по заказу военных и для вполне определенной цели, которая затем станет основной и для многих паровых тракторов. В новой машине французские военные уже тогда видели паровой тягач для перевозки тяжелых артиллерийских систем. Таким образом, «огненная телега» Кюньо изначально предназначалась для буксировки артиллерийских орудий.

Паровые трактора Бойделя и Бурелла


От появления идеи создания парового артиллерийского тягача до её реализации на практике прошло практически 100 лет. Хотя еще в 1822 году через полвека после появления проекта Кюньо патент на изобретение парового трактора оформил Давид Гордон. Предложенный Гордоном проект был первым проектом колесного парового трактора, но на практике он реализован не был, оставшись навсегда бумажным, как это часто и бывает со многими изобретениями. Именно по этой причине полноценный дебют паровых тракторов в армии состоялся только в 1856 году во время Крымской войны.

Паровой трактор и первое его применение в армии

Во время войны британская армия использовала в Крыму паровые тракторы Бойделя. Военных данная разработка привлекла высокой проходимостью по местности. Для улучшения проходимости колеса трактора оснащались специальными широкими плитами, которые благодаря большой площади поверхности снижали давление на грунт. При этом интерес к подобным тракторам британцы не потеряли и после завершения конфликта. Опыты с тракторами Бойделя были продолжены и попали на страницы прессы. Известно, что новые паровые тракторы Бойделя проходили испытания даже в Гайд-парке и были публичными. При этом в английской прессе тех лет подчеркивалось, что машина отличается хорошей подвижностью, маневренностью, может разогнаться до скорости 4 мили в час на проселочной дороге и перевозить за собой груз массой от 60 до 70 тонн. Груз перевозился в пяти специально построенных для испытаний больших повозках.

По словам корреспондента, трактор мог перевозить в импровизированных вагонах до 160 солдат с полным снаряжением, разгоняясь по травяным лужайкам парка до 6 миль в час. Проведенные испытания удовлетворили военных, которые считали, что подобная техника окажется полезной в Индии и других отдаленных владениях Британской империи. Основным предназначением паровых тракторов в армии должна была стать перевозка орудий и боеприпасов.

Уже в 1871 году в Великобритании был построен еще один паровой трактор. На этот раз Буреллом, который изначально проектировал свою машину как трактор с паровым двигателем для омнибуса. Основным его предназначением должны были стать пассажирские перевозки. Тракторы Бурелла строились в достаточно больших количествах для своего времени и активно продавались на экспорт. Часть построенных образцов оказалась в Российской империи и Турции. Созданный Буреллом трактор был в состоянии тянуть на прицепе грузы массой до 37 тонн при собственном весе 10,5 тонны. В городских условиях такой трактор мог разогнаться до 8 миль в час (почти 13 км/ч). Но даже это был не рекорд скорости. Созданный и испытанный в октябре 1871 года трактор Рансома на коротких дистанциях демонстрировал скорость 32 км/ч, что было отличным результатом для самодвижущихся транспортных повозок тех лет.


Паровой трактор в русской армии


Впервые паровые тракторы были использованы в русской армии во время войны против Турции 1877-1878 годов. Они применялись для транспортировки орудий, а также перевозки различных военных грузов, при этом приоритетной и основной была именно транспортная задача. Паровой трактор, как выяснилось, хорошо заменял лошадей и оказался более рентабельным транспортным средством. При этом все созданные паровые тракторы в военном деле рассматривались исключительно как транспортные средства. Никакого желания использовать их в боевых условиях у военных не было, хотя изобретатели и предлагали свои проекты создания паровых боевых машин. Многие из этих проектов были прообразами будущих танков, но в металле они не реализовывались.

Возвращаясь к Русской Императорской армии, можно отметить, что в войне с турками использовались паровые тракторы в основном британского производства. Паровые тягачи, или, как их еще называли, дорожные локомотивы, как и многие высокотехнологичные товары, закупались в Великобритании. Зимой 1876-1877 годов Россия приобрела 10 тракторов разных моделей, в том числе шесть компании Aveling & Porter, три компании Clayton & Shuttleworth и один трактор компании Fowler.

Все эти тракторы были объединены в «Особую команду дорожных паровозов». По сути, это была первая в истории нашей армии моторизованная военно-транспортная часть. На протяжении всей военной кампании паровые машины использовались для снабжения фронта необходимым для ведения боевых действий имуществом, перевезя в общей сложности почти 9 тысяч тонн различных грузов. После войны технику перебросили в Туркестан, где дорожные локомотивы прослужили до 1881 года, пока не были окончательно списаны после выработки ресурса.


Паровой трактор Aveling & Porter, модель 1871 года

При этом широкого распространения в армии паровые тракторы никогда не имели. В начале XX века их достаточно быстро вытеснили новые машины более эффективной конструкции, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, конкурировать с которыми паровые двигатели не могли. Окончательно такой вид техники, которая все-таки использовалась в народном хозяйстве во многих странах, добили низкие цены на топливо, установившиеся после завершения Второй мировой войны.
Автор:
Использованы фотографии:
иллюстрации из книги «Танк». М.: Военное издательство МО СССР, 1947 г.
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Дедкастарый
    Дедкастарый 2 мая 2020 05:20 Новый
    +8
    Паровой трактор и первое его применение в армии
    похоже на "котёл" от "Кузнецова"...
    прогресс...
    1. Владимир_2У
      Владимир_2У 2 мая 2020 05:51 Новый
      +5
      Цитата: Дедкастарый
      прогресс
      пошёл по спирали, в данном случае. ))
    2. xvot
      xvot 2 мая 2020 06:44 Новый
      +3
      все новое это хорошо забытое старое
      1. AUL
        AUL 2 мая 2020 07:10 Новый
        +3
        В "турецком гамбите", помнится, Марат Башаров на таком катался!
    3. Гражданский
      Гражданский 2 мая 2020 08:59 Новый
      +3
      Отличная статья, ранее читал, что паровые тракторы участвовали в Крымской войне, но без подробностей. Пишите еще.
  2. Zementbomber
    Zementbomber 2 мая 2020 05:29 Новый
    +3
    Крупнейший советский специалист по военной истории России XIX в полковник Бескровный -утверждал, что таких паровых тракторов - было все же 12.
  3. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 2 мая 2020 07:06 Новый
    +3
    Сергей спасибо за изюминку, проглотил и не заметил! Облизнулся - мало! Ещё хочется!!! wink
    С уважением, Влад!
  4. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 2 мая 2020 07:06 Новый
    +1
    Сразу " Турецкий гамбит " вспомнился и Башаров в роли военного " тракториста " winked Там что-то похожее на Эвелинг-Паулер 71 года ( последнее фото ) было . Когда смотрел то думал , что фантазия авторов ..
  5. Bad_gr
    Bad_gr 2 мая 2020 09:36 Новый
    +6
    Статья о паровозах в начале пути. Если же почитать о паровозах времён заката их эпохи, то возникает сожаление о том, что эту технику мы уже не видим sad . Причём, это касается как железнодорожного транспорта, так и автомобильного. В своё время, паровые автомобили уступили место машинам с двигателем внутреннего сгорания не сколько из-за технического отставания, а из-за цены (паровые были в разы дороже).
    Взять к примеру паровую машину Doble:
    ".....В начале 1924 года Model E испытывали в Нью-Йорке под руководством Автомобильного клуба Америки. Сначала, а это был разгар зимы, машину оставили на ночь в гараже. Когда ее выкатили на улицу, она простояла 90 минут на морозе. Затем включили зажигание, паровой котел проснулся и зарычал. Рабочее давление было достигнуто за 23 секунды. Машина рванула с места с четырьмя пассажирами на борту. До 64 км/ч она разогналась за 12,5 секунды.
    После доработки машины во время заводских испытаний машина, чья мощность составляла 75л/с разогналась до 160км/ч, а разгон до 120км/ч занял и вовсе 10 секунд, причём тяга мотора была такой, что если открывать резко дроссель, то при разгоне машина с кузовом родстер приподнимала передние колёса как современные дрегстеры. Еще одним плюсом автомобиля была дальность хода, при баке в 110 литров (вода) тяжёлый паровик мог проехать 2400км....."
    На первом фото 1925 Doble Model E-20, на втором 1925 Doble E Sedan

    1. vladcub
      vladcub 2 мая 2020 16:21 Новый
      +1
      Видел фотографии этих автомобилей,но понятия не имел,что это паромобиль.
      "Ещё одним плюсом автомобиля была дальность хода,при баке в 110 литров тяжелый счетчик мог проехать 2400 километров"более чем заметно.
      В годы ВОВ применялись т.н"газгольдеры", разновидность паромобиля.
      В детстве слышал от фронтового шофера про такой автомобиль. Он говорил,что скорость была низкая и"горючего" на долго не хватало. В цифрах я не знаю, надо Вику глянуть
      1. Saxahorse
        Saxahorse 2 мая 2020 20:50 Новый
        +2
        Цитата: vladcub
        В годы ВОВ применялись т.н"газгольдеры"

        Газгольдер - это всего лишь емкость для хранения газа! laughing

        Подозреваю, что вы хотели сказать слово "газогенератор". Но этот опять же не паровик а машина с ДВС работающая на газе. Газ можно получать из колонки а можно и из дров.
      2. Tima62
        Tima62 2 мая 2020 23:09 Новый
        0
        Цитата: vladcub
        В годы ВОВ применялись т.н"газгольдеры", разновидность паромобиля.

        Может газогенераторные? Разновидность Д.В.С.
    2. Bad_gr
      Bad_gr 2 мая 2020 18:04 Новый
      0
      Цитата: Bad_gr
      1925 Doble Model E-20

    3. prodi
      prodi 3 мая 2020 08:58 Новый
      +1
      а очень может быть
  6. Pashhenko Nikolay
    Pashhenko Nikolay 2 мая 2020 10:52 Новый
    0
    Смотрим с нисхождением на эти девайсы.А представьте как в то время смотрели на это ноухау.Это же чудо просто было.
  7. iouris
    iouris 2 мая 2020 13:14 Новый
    0
    Приоритет в развитии самодвижущихся повозок принадлежит одному русскому крепостному, замученному царским режимом.
    Кстати о приоритете. В США уверены, что автомобиль изобрёл Генри Форд, в Европе думают, что это Даймлер с Бенцем. На самом деле, есть основания полагать, что научная часть разработана во Франции, а технология ДВЗ - в Австро-Венгрии. Французам помешала война, проигранная объединённой Германии, и Парижская коммуна. Из первых производителей авто осталась, наверное, только (австро-венгерская) Шкода. Что касается Г.Форда, то он первый создал способ массового производства и реализации автомобилей.
    Интересно, что паровые и электрические автомобили примерно до 1907 года преобладали. Согласен с тем, что локомобили могли бы иметь хорошую перспективу в условиях самоизоляции.
  8. ser56
    ser56 2 мая 2020 15:28 Новый
    0
    Спасибо! интересно! про использование в Туркестане нет данных ?
  9. voyaka uh
    voyaka uh 2 мая 2020 23:59 Новый
    0
    Не упомянут паровой автомобиль 1672 года (!!! ) Фердинанда Вербиста
    - голландского миссионера, изобретателя и ученого.
    Он сделал ее, работая в Китае, в подарок китайскому императору.
    Это была игрушка, модель, 65 см длины, но она ездила, как настоящая.
  10. Талгарец
    Талгарец 3 мая 2020 13:51 Новый
    0

    Кюньо было логичней поставить двигатель сзади, но он вероятно хотел оставить больше места для перевозки грузов.
    1. agond
      agond 6 мая 2020 11:12 Новый
      0
      В США велись и возможно ведутся до сих пор исследования возможности установки паровой поршневой машины с высокими показателями пара на танк, хотят сделать бесступенчатый и безредукторный привод, как в том автомобиле Добля
  11. indy424
    indy424 30 июня 2020 12:56 Новый
    0
    спасибо большое!!!