От «Николаева» до «Керчи». Как строились, служили и уходили БПК проекта 1134-Б

37

Головной БПК пр. 1134-Б "Николаев" в 1973 г.

В феврале на большом противолодочном корабле «Керчь» Черноморского флота спустили военно-морской флаг. Несколько дней назад корабль отвели в бухту Инкерман, где вскоре начнется его утилизация. Эти события ставят точку в длинной и интересной истории кораблей проекта 1134-Б «Беркут-Б». БПК этого типа несли службу с начала семидесятых годов и демонстрировали флаг в самых удаленных районах, но их время прошло.

Крейсер, ПВО и ПЛО


История пр. 1134-Б восходит к осени 1964 г., когда было принято решение о разработке нового корабля ПВО-ПЛО океанской зоны. Будущий БПК пр. 1134-А решили строить на основе ракетного крейсера пр. 1134 с сохранением корпуса и ряда систем. В дальнейшем проект 1134-А успешно довели до строительства.



В апреле 1966 г., еще до завершения работ по пр. 1134-А, ВМФ и Минсудпром запустили разработку нового корабля ПВО-ПЛО (в дальнейшем переведен в класс БПК) с иным вооружением и газотурбинной двигательной установкой. Разработку такого корабля поручили Северному ПКБ.

В ноябре 1967-го технический проект 1134-Б «Беркут-Б» был утвержден. К этому времени проектная организация успела передать на Завод им. 61 Коммунара (г. Николаев, УССР) основную часть рабочей документации, и там полным ходом вели подготовку к строительству. Также к строительству готовился николаевский Южный турбинный завод, которому предстояло поставлять двигатели.


БПК "Очаков" в 1982 г. в объективе фотоаппарата ВМС США

Семь единиц


25 июня 1968 г. состоялась церемония закладки головного БПК, получившего имя «Николаев». В декабре следующего года корабль спустили на воду и отправили на достройку. В 1970-м начались заводские испытания. Государственные испытания провели в декабре 1971 г., и в последний день года флот принял корабль. Вскоре его ввели в состав одного из соединений.

Первым серийным БПК нового проекта стал «Очаков», заложенный в декабре 1969 г. и строившийся до весны 1972-го. В ноябре 1973 г. его принял заказчик. Третий корабль проекта, «Керчь», заложили весной 1971 г. и сдали в конце 1974-го. В 1972-75 гг. прошли церемонии закладки «Азова», «Петропавловска», «Ташкента» и «Таллина». Эти корабли сдали в конце 1975, 1976, 1977 и 1979 г. соответственно.

Таким образом, с 1968 по 1979 г. николаевские кораблестроители передали военно-морскому флоту семь новых боевых единиц. БПК нового типа разделили между двумя флотами. Первые четыре корабля остались на Черном море – «Николаев», «Очаков», «Керчь» и «Азов». Три других отправили служить в составе Краснознаменного Тихоокеанского флота. Позже, в 1984 г., было принято решение об усилении противолодочных сил КТОФ за счет передачи им корабля «Николаев» из состава КЧФ.

Корабли на службе


Характерной особенностью БПК пр. 1134-Б являлись высокие мореходность и ходовые характеристики. Все это позволяло уверенно решать задачи слежения за подлодками вероятного противника, а также работать на большом удалении от баз, в т.ч. в океанской зоне.


"Керчь" в Севастополе, 2012 г. До злополучного ремонта остается два года

«Беркуты-Б» из состава КЧФ были распределены между несколькими бригадами противолодочных кораблей. В дальнейшем их принадлежность неоднократно менялась. Планы флота предусматривали использование таких БПК в составе корабельных поисково-ударных групп, действующих в Черном и Средиземном морях, а также в Атлантическом океане. Корабли неоднократно работали в составе 5-й оперативной эскадры.

Корабли для КТОФ изначально были распределены по разным соединениям, но в 1979 г. попали в состав 175-й бригады ракетных кораблей 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота. В середине восьмидесятых начались новые преобразования, в результате которых «Беркуты-Б» меняли место службы. Так, в 1985 г. их вывели в состав 183-й бригады противолодочных кораблей. В 1991-м они стали частью 48-й дивизии противолодочных кораблей.

Задачей БПК пр. 1134-Б из состава КТОФ являлось патрулирование важных акваторий Тихого океана с целью поиска стратегических ракетоносцев вероятного противника. Советские корабельные группы регулярно выходили в море и организовывали дежурство в вероятных районах запуска ракет, в т.ч. и весьма удаленных – вплоть до Филиппинского моря. Подобная служба продолжалась до первой половины восьмидесятых годов.

К этому времени вероятный противник получил новые ПЛАРБ, вооруженные межконтинентальными БРПЛ, пуск которых мог осуществляться едва ли не на собственных базах. Маршруты патрулирования серьезно изменились, что затем сказалось на особенностях службы советских БПК. В 1980-85 гг. «Беркуты-Б» КТОФ начали использовать свои противолодочные возможности иначе.


Корабль "Азов" в одном из последних походов, 1988 г.

Теперь БПК должны были сопровождать свои РПКСН к районам боевого дежурства, а также искать и вытеснять многоцелевые лодки-охотники вероятного противника. Кроме того, рассматривалась возможность проведения глубокой модернизации кораблей, после которой они могли бы сопровождать и защищать надводные корабельные группы при работе на большом удалении от баз.

Корабли в политике


Стоит отметить, что в истории службы БПК пр. 1134-Б присутствовали не только длительные походы с поиском подлодок, но и более интересные эпизоды. Так, в ноябре 1981 г. БПК «Таллин» совершал переход через Индийский океан, где встретился со сторожевиком «Летучий». 26-27 ноября в Республике Сейшельские Острова произошла попытка государственного переворота, после чего советские корабли получили приказ прибыть в п. Виктория, эвакуировать работников посольства и, при необходимости, оказать поддержку законному правительству. Уже 28 ноября два корабля прибыли в указанный порт.

Местные власти сумели отразить атаку и арестовать нескольких наемников. В декабре «Таллин» и «Летучий» на несколько дней покинули Сейшелы, но затем вернулись и оставались в Виктории до середины января 1982-го. Непосредственное участие ВМФ СССР в боях не потребовалось, однако приход двух кораблей наглядно продемонстрировал интересы Москвы в регионе – и, вероятно, существенно повлиял на дальнейшие события.

Трудный период


В конце восьмидесятых ситуация стала меняться. ВМФ строил серьезные планы по модернизации БПК пр. 1134-Б, но их выполнение оказалось под вопросом. Кроме того, из-за политических и экономических проблем вскоре прекратились выходы на боевую службу. Будущее «Беркутов-Б» стало туманным.


"Петропавловск" в море. Фотограф ВМС США имеет возможность рассмотреть его вооружения

В первые годы после развала СССР только один корабль смог выполнить боевой поход – в 1993 г. «Керчь» решала задачи в Средиземном море. Кроме того, в 1993-98 гг. несколько кораблей КЧФ и КТОФ совершили плавания с дружескими визитами в зарубежные порты. Впрочем, о восстановлении полноценного дежурства речи не шло.

В 1987 г. головной БПК пришел в Николаев для проведения капитального ремонта, на который отводилось несколько лет. В 1988-м начался ремонт «Ташкента». В связи с развалом СССР ремонт двух кораблей не завершили, а осенью 1992 г. их и вовсе исключили из списков ВМФ. В 1994-м два БПК продали Индии для разделки на металл.

С иными проблемами столкнулся «Очаков», в 1991 г. пришедший на Севастопольский морской завод для капремонта. Двумя годами позже на корабле произошел пожар, из-за чего потребовались дополнительные восстановительные работы. График ремонта пересмотрели, и возвращение корабля в строй перенесли на начало двухтысячных. Однако этого не произошло. В 2008 г. БПК вывели из дока и отправили в отстой; в 2011-м спустили военно-морской флаг.

В марте 2014 г. «Очаков» в последний раз поучаствовал в реальной операции. «Вежливые люди» затопили отстаивавшийся корабль на входе в о. Донузлав. Что внесло свой вклад в возвращение Крыма. Позже БПК подняли и отправили на утилизацию.


"Ташкент" - шестой БПК серии

Осенью 1992 г. БПК «Таллин» переименовали во «Владивосток». Летом 1994-го «Владивосток» и «Петропавловск» исключили из боевого состава КТОФ. В 1996-97 гг. два корабля продали индийским предприятиям для разделки.

В 2000 г. из состава ВМФ вывели предпоследний «Беркут-Б» – «Азов». Свой путь этот корабль завершил в Инкермане, где выполнили разборку. После этого в составе ВМФ России оставался только один БПК пр. 1134-Б, «Керчь».

Последний корабль


В 2005-2006 гг. «Керчь» прошла очередной ремонт с заменой части агрегатов и обслуживанием ряда систем. После этого БПК вернулся к службе и возобновил выходы в море. Составлялись планы по модернизации, позволяющей продлить сроки службы.

Летом 2014 г. корабль вновь поставили на ремонт. После его завершения «Керчь» должна была стать флагманом КЧФ, заменив убывающий на ремонт ракетный крейсер «Москва». Однако 4 ноября на борту БПК произошел крупный пожар, серьезно повредивший несколько кормовых отсеков. Обследование конструкций показало нецелесообразность восстановления; корабль предложили списать. В дальнейшем предлагалось переоборудование БПК в учебное или штабное судно, но затем к планам по утилизации вернулись.

Летом 2019 г. было объявлено, что в 2020-м БПК «Керчь» все же отправится на утилизацию. 15 февраля 2020 г. на корабле спустили флаг. 24 апреля под «Прощание славянки» и длинные гудки других кораблей «Керчь» в последний раз вывели из Севастополя. Теперь в Инкермане будут проведены работы по разделке корабля на металл.


"Таллин" на якорной стоянке, 1981 г. В этом же году корабль помог правительству Сейшелов

Следует отметить, что «Керчь» еще послужит флоту, хотя и необычным образом. В 2016 г. стало известно, что с корабля снимут газотурбинные двигатели и используют их при ремонте сторожевика «Ладный» пр. 1135. Этот корабль вновь выйдет в море уже в мае.

Конец эпохи


Первый БПК пр. 1134-Б был передан флоту в конце 1971 г., а в начале 1972-го вошел в боевой состав. Последний корабль начал службу в 1980-м. В течение двух десятилетий постоянно пополняющаяся группировка «Беркутов-Б» несла службу в разных районах Мирового океана и искала подлодки противника, готовясь предотвращать вражеский ракетно-ядерный удар или защищая свои РПКСН.

Однако к началу девяностых ситуация резко поменялась, и всего за несколько лет почти все противолодочные корабли были списаны ввиду невозможности ремонта и полноценной эксплуатации. Лишь один «Беркут-Б» дожил до нашего времени – однако пожар предопределил его дальнейшую судьбу. Эпоха больших противолодочных кораблей проекта 1134-Б подошла к концу. Последний из них вскоре порежут на металл.
37 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    29 апреля 2020 18:22
    Эпоха Советских кораблей . Красавцы ...Встал у последнего причала ... По флотски правильно - встал к стенке ...Звучит страшно . Керчь .. https://www.facebook.com/photo.php?fbid=3221225051275471&set=pcb.3221294941268482&type=3&theater&ifg=1
    1. +6
      29 апреля 2020 18:38
      Эсминцы тают на глазах...что же остаётся ? корветы с восьмью "калибрами" и четырьмя торпедами,которые перезагружать нужно в порту...и с так себе ГАС...про движки молчим.офигенный надводный флот....
      1. +3
        29 апреля 2020 18:46
        Цитата: Дедкастарый
        Эсминцы тают на глазах...что же остаётся ? корветы с восьмью "калибрами" и четырьмя торпедами,которые перезагружать нужно в порту...и с так себе ГАС...про движки молчим.офигенный надводный флот....

        Надеюсь на лучшее ... Велика Россия , а без Украины , Белоруссии , Балтики слаба .. В этом и все проблемы .
        1. +7
          29 апреля 2020 19:09
          Интерес чисто эмпирический ... За , что минусы ? Где в моих словах слово не правды ? Что неужели Россия стала сильней без своих европейских братских Советских республик ???
          1. +6
            29 апреля 2020 21:06
            Вы все сказали правильно! Не обращайте внимание на недоумков.
      2. +1
        29 апреля 2020 21:20
        Цитата: Дедкастарый
        .что же остаётся ?

        проект 22350 request
    2. avg
      +3
      29 апреля 2020 18:52
      Да, для меня они тоже самые красивые. А как турбины "поют"... Янкесы даже озаботились тем, что во время визитов, местное население восхищается нашими кораблями, а они на этом фоне проигрывают.
    3. +3
      29 апреля 2020 20:43
      Цитата: 30 вис
      Эпоха...

      Читал с грустью.
      Красивые. Очень красивые на ходу.
      Как ни странно, но по восприятию, - это одни из самых волшебных образов.
      К числу лучших в нашем флоте добавил бы еще КР ПЛО проекта 1123, РКР проекта 58, БПК проекта 61, МРК 1134, МПК 204.
      Из сегодняшних только МРК проекта 22800 соответствуют эстетике Победы и Красоты.
      Понимаю, что рассуждения субъективны...
      Жаль тех, что перевели на Тихий океан. Уж очень это укоротило из боевой путь.
  2. +2
    29 апреля 2020 18:47
    Ни когда не забуду когда обеспечивали бомбометание БПК , в отсеках все тряслись и пару раз было прям таки не до шуток .
  3. +8
    29 апреля 2020 18:48
    Но какова скорость строительства и ввода в эксплуатацию была! Мда...
  4. +2
    29 апреля 2020 19:27
    Мощные красивые корабли. В свое время произвели сильное впечатление на Запад.
  5. +8
    29 апреля 2020 19:42
    Служил на "Ташкенте", "Таллине" и "Николаеве". Считаю эти корабли вершиной советского военного кораблестроения. Очень удачная серия. Изящный облик, мощное вооружение, хорошая обитаемость. Что еще надо было, чтобы встретить врага ? Компактное ударное вооружение, которого тогда не могла поставить наша промышленность. Правда тогда бы они назывались эсминцами.
    1. +3
      29 апреля 2020 21:14
      Согласен с вами. Самые удачные БПК ВМФ СССР. При должной модернизации с заменой зрк на Форт, получился бы отличный эсминец пво. Жаль, что построили их так мало. Жаль, что не смогли
      в 90-е достойно модернизировать.
      Теперь эти красавцы останутся лишь в памяти моряков,
      на фотографиях и телеэкранах.
    2. +3
      29 апреля 2020 23:03
      Очередной просчет на уровне концепции. Создать Универсальную ПУ для Термитов и Метелей было более чем реально. И кое-кто трезвомыслящий такой вариант предлагал. Но Тараканы Горшкова победили.
      1. 0
        30 апреля 2020 11:23
        Цитата: Кирилл Г...
        Очередной просчет на уровне концепции. Создать Универсальную ПУ для Термитов и Метелей было более чем реально. И кое-кто трезвомыслящий такой вариант предлагал. Но Тараканы Горшкова победили.

        Да Горшков как раз много чего хотел, но власти у него реальной не хватало. Лавировал он всю
        карьеру между министрами обороны и генсеками. А последние были малокомпетентны и находились
        в ракетно-противолодочном бреду.
  6. +3
    29 апреля 2020 20:38
    Большой противолодочный корабль "Керчь" и дизель-электрическая подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий» на разделочной базе "Втормет" в Инкермане. Так уходит эпоха.
    1. +4
      29 апреля 2020 20:41
      Даже в Инкермане, чувствуя свою участь, он смотрится величаво!
      1. +4
        29 апреля 2020 20:50
        Отслужил свое, сколько смог даже турбины отдал.

  7. 0
    29 апреля 2020 21:19
    странно, что нет ТТХ request
    1. +3
      29 апреля 2020 23:02
      Водоизмещение полное 8565 тонн, стандартное 6700 тонн. Длина 173,4 метра, ширина 18,5 метра, осадка 5,74 метра. Скорость полного хода 32 узла. Дальность плавания 5200 миль при 20 узлах. Автономность 30 суток по запасам топлива и воды, 45 суток по запасам провизии. Экипаж 429 человек (51 офицер; 63 мичмана).
      Силовая установка: газотурбинная, 92000 л.с., 2 винта
      Вооружение: 2 х 4 ПУ ПЛРК "Метель", 2 ПУ ЗРК "Шторм", 2 ПУ ЗРК "Оса-М", 2 х 2 76-мм артустановки АК-726, 4 х 6 30-мм артустановки АК-630, 2 х 5 533-мм торпедных аппарата ПТА-53, 2 х 12 РБУ-6000, 2 х 6 РБУ-1000, 1 вертолет Ка-25ПЛ.
  8. +3
    29 апреля 2020 21:23
    Эта серия одна из самых красивых в СССР.
    В статье совсем не рассказано об АЗОВе, единственном корабле, несшим 3 комплекса ПВО.
    Ну и то, что БПК пр. 1134-Б мог стать основой для универсальных кораблей следующего поколения, без разделения на эсминцы и БПК.
    1. +5
      29 апреля 2020 23:00
      БПК пр. 1134-Б мог стать основой для универсальных кораблей следующего поколения, без разделения на эсминцы и БПК.


      Абсолютно верно, но возобладали местнические не государственные интересы. А корабли вышли удачными и мореходными. В принципе если бы стали строить большую серию 1134Б то 1155 и 956 полностью теряли смысл. Но кому то хотелось госпремий и ништяков.

      В то время как американцы демонстрировали ощутимо более здравы подход. Я про Спрюэнсы. Строились с 60-х, затем в корпусе Спрюэнса стали строится крейсера типа Тикондерога, а уже с учетом их строительства, эксплуатации и приминения стали строится Берки. Зоопарка у них нет нам на зависть.
      1. 0
        30 апреля 2020 08:54
        Да что вы говорите спрюенс первых серий был так же перекошен а пло как и 1155

        Что до 1155 и 956 считали что связка будет эффективнее чем 2 универсала. Ставка не оправдалась сложно оказалось 2 настолько разных корабля держать рядом в постоянной готовности выводить в море ремонтировать и все парой.

        Поэтому и модульность на нашем флоте это вредительство ибо на борьбу с по будет выходить корабль с модулями на ПВО потому что пло или не работают или на другом складе или экипаж недавно списался целиком...

        Поэтому должен быть многоцелевой корабль а не узкоспециализированный
        Пусть он может всеьпохуже чем окажется что он что то не может вообще.
        1. 0
          30 апреля 2020 09:15
          Специализированные корабли имеют смысл в в/и до 500-600 тонн, и ТОГДА тоже. Все что больше должно быть многоцелевым.

          Насчет модульности я вроде как и не спорил. А Спрюэнс-Тика это пример разумного подхода к эксплуатации и строительству и сбережению "народных" денег.
          1. 0
            30 апреля 2020 09:47
            Это тика то сбережение народных денег?

            Зачем же тогда арлиберки начали делать?
            1. +1
              30 апреля 2020 10:21
              Конечно. Ибо Тика создана в корпусе и с механизмами Спрюэнса. Вернее не так
              Спрюэнс-Кидд-Тикондерога, а уже потом к 90-м на основании 20 летнего опыта эксплуатации построен Берк. ГЭУ теже LM-2500. Не желаете сравнить с жутким Горшковским разномастным зверинцем?
              Четко прослеживается линия на совершенствование удачного образца строящегося крупномасштабными сериями.
              - Спрюэнс - 31.
              - Кидд - 4(иранский заказ)
              - Тикондерога - 27
              - Берк - 60.
              1. 0
                30 апреля 2020 12:29
                Ровно такой же зоопарк как и сейчас. А вот Горшкова нет. Наверное всё таки не в нем дело было
                1. +1
                  30 апреля 2020 12:40
                  Отец-основатель так сказать. Все идет по проложенным им рельсам. Тирпицы у нас отсутстствуют как класс. Только сейчас все стало хуже. Строить серию кораблей не разобравшись в возможностях звезды - жирнющий минус специалистам флота и командованию.
                  1. 0
                    30 апреля 2020 12:42
                    Наверное опять Горшков виноват. Ууу с того света гадит.
                    Как удобно забывать что после второй мировой войны у США был мощнейший флот в мире сильнейшая экономика и ядерная бомба довеском.

                    А что было у нас а у нас был 0 даже не ноль а - со многими нулями.

                    И за 30 лет человек построил выбил выгрыз второй флот в мире Второй. А вы про
  9. 0
    30 апреля 2020 07:27
    А что с "Очаковым" произошло? Чет не понял
    1. 0
      1 мая 2020 13:44
      Пожар. В 1992 г.
  10. 0
    30 апреля 2020 07:38
    НЕ боюсь этого слова, но на мой взгляд - самые красивые корабли ВМФ СССР! Были.... crying
  11. 0
    30 апреля 2020 10:14
    Самые красивые корабли на то время,я когда увидел его из вагона поезда при въезде в Севастополь(он выходил в море) я влюбился в этот проэкт сразу,хотел попасть на него служить ,был ноябрь 89-го,но распределили на МТ.
  12. 0
    31 мая 2020 23:39
    Никогда не понимал зачем корабли на слом пускать. Заменить электронику и вооружение - и пусть дальше служат. Даже движки можно заменить. Лучше модернизированный эсминец или там фрегат, чем никакого.
  13. 0
    4 июля 2020 21:47
    Нет, не спорю - красивые корабли. Большие, мореходные. В детстве ими восхищался. Но... практически тоже вооружение, что и у БПК пр.1134-А. По идее ГТУ должна была бы дать экономию по массе и габаритам. Клепай себе корабли с новой ЭУ в старом корпусе. Ан нет - "Буки" оказались куда больше (и дороже) "Аз-ов". при практически тех же самых боевых возможностях. Так что нынешний зоопарк имеет старые корни.
  14. +1
    17 июля 2020 22:10
    Такие мощные корабли строили за 2 - 2,5 года от закладки до подъёма флага. А сейчас? Паршивые корветы в 2000 - 3000 тонн водоизмещения по 5 - 6 лет строят? Спасибо алкашу Борьке и жирной свинье Егорке!
  15. +2
    17 июля 2020 22:29
    За время работы своей на БПК 1134 А отметился на главном комплексе РПК . Там наша система стояла подготовки-проверки ракето-торпед. Огромные "птички" побортно по 4 , всего 8 шт. в " подмышках" . Борта "Кронштадт" и "Адмирал Нахимов". Жаль, что ушли эти славные корабли в прошлое...
  16. Комментарий был удален.