The main characters: domestic ceremonial phaetons


ZIS-110B. Source: autonews.ru


Exclusive estate of ZIS


Initially, it was the phaetons, that is, four-door cars with an open top without lifting side windows, that were the protagonists of the celebrations on Red Square. At first they had nothing to do with the army: Joseph Stalin believed that military shows should be taken on horseback. However, in the “civilian” parades, the phaetons flickered. For the first time on Red Square, the phaeton appeared on May 1, 1940 at a parade of athletes. It was magnificent and very rare for its time ZIS-102. The second time this car took a similar parade on August 15, 1945.

The main characters: domestic ceremonial phaetons

ZIS-102. Source: autonews.ru

It must be said that the production of open cars (phaetons, convertibles, roadsters) is a kind of aerobatics among automakers. It is not enough just to remove the roof from the limousine, you also need to provide the necessary rigidity of the body. If you leave the frame four-door body open, it will be so skewed by the loss of rigidity that it will be impossible to close the doors. Engineering interventions are required, seriously increasing the weight of the machine. Therefore, there were certain problems with the production of phaetons in the young Soviet state.

In 1932, in accordance with the state program, it was planned to develop and put into mass production a top class limousine, taking American models as a basis. The original source was the Buick Series 32 Ninety (a typical Chicago gangster car), which they planned to put into production at the Leningrad factory "Red Putilovets" under the brand name L-1. However, the upcoming defense orders for the enterprise and serious opposition from the Moscow ZIS leadership put an end to the prospects of the machine. The party leadership decided that high-class cars should be produced, firstly, in the capital, and, secondly, at the I. Stalin plant. In Moscow, the limousine was given the name ZIS-101 and since 1937 it was produced in a seriously revised version.

Despite all the difficulties, the development of limousine production was underway. The factory workers thought about the open version of the machine. With this project, called ZIS-102, there were difficulties. Firstly, the three-meter soft top with complex folding kinematics, which included 14 hinges, turned out to be difficult. In addition, the tent was heavy and rubberized, therefore, to prevent it from sagging, special emphasis had to be developed. Secondly, the removal of such an important element of rigidity as the roof, required the strengthening of the entire power frame. The main load was still borne by the car frame, so the wooden body frame (developed by Budd) had to be strengthened by additional forgings and the introduction of a special stern belt reinforced with a metal wall, creating a rigid box for a folded top at the back. As a result, the trunk volume had to be reduced. Thirdly, the rear doors opening against the movement had to be deployed and installed in the usual position for us now. This was dictated by safety requirements: streams of incoming air could open such doors at full speed. This door structure is now called suicidal, and it seems to have survived in modern times only on Rolls-Royce cars.


[Center]ZIS-102. Source: autowp.ru


ZIS-102. Source: autohis.ru

It is interesting that initially the ZIS-102 was planned not as a phaeton, but as its kind of convertible, or convertible, that is, an open-top car, but retained side windows and frames. A similar design was in the open production version of the GAZ-M20, but it was dictated by the economy of the rolling sheet, and not by considerations of prestige.

At the end of the 30s, the technological level of ZIS was not ready for mass production of convertibles. It was decided to stay on a simple chaise. He had no side windows at all, there were only window leaves in the front doors, and in bad weather the body sides were simply closed with clip-on aprons with celluloid windows. The ZIS-102 machine was produced since 1938, and in 1939 it underwent a small update or, as is now customary to say, restyling.

There is no need to talk about serial production of the chaise. Until 1940, only 9 cars were assembled, of which 7 had experimental status. In addition to the fact that the cars took parades on Red Square a couple of times, in August 1941 one of them was converted into a mobile radio station and served at one of the communication centers of the USSR People's Commissariat of Defense.

ZIS-102 was for Moscow automakers a breakdown of the pen, which is rarely truly successful. However, the experience and experience on this phaeton proved to be useful when working on a machine of the next generation.

Aurus Ancestor


The first chaise hosting the Victory parades was the laconic and strict ZIS-110B, an open version of the ZIS-110 limousine. The external stylistic motifs of the car number 1 of the Stalin era were creatively rethought by designers of the modern presidential Aurus. This is especially evident in the design of the front of the body. It is difficult to believe, but the development of a high-class passenger car in Moscow began in 1942. On September 14, the People's Commissariat of Medium Engineering issued a corresponding order. It was initially clear that making a new product based on the outdated ZIS-101 was pointless, and it would take more than one year to develop a completely original design. Therefore, they again decided to borrow, especially since the war did not allow spending budget funds especially. Packard Super Eight 180, dated 1942, was taken as a prototype. For the domestic auto industry, mass production was organized in record time: on July 20, 1945, work on the first batch of cars began at ZIS. But here we are talking about a limousine with a hardtop, but with an open chaise it was again not easy. The original “American” of this model year did not have an open version at all, which forced the ZIS engineers to independently design the power structure of the full version. Initially, the powerful spar frame of the machine with an X-shaped cross was lightened as much as possible in order to win kilograms for further strengthening. Part of its supporting functions was redistributed between the power elements of the body, as well as reinforced its individual parts - for example, a massive frame of the windshield appeared.


American Packard Super Eight 180, which became the prototype of the ZIS-110. Source: autowp.ru








The first phaetons in military parades on Red Square. Source: autowp.ru


[Center]


ZIS-110B. Source: autowp.ru

With a closed top, as in the case of the predecessor ZIS-102, the sidewalls of the body were covered with tarpaulin aprons with celluloid windows. In this state, the cars looked completely unprofitable, and even the images of such phaetons were few. But there were other versions of the open car. Some of the phaetons were with manual mechanical windows, the windows in which rose and fell in narrow chrome frames - this version can already be considered a four-door convertible.

The first open cars were presented to the government commission in 1947 and received the name ZIS-110B, and two years later they went into series. However, they were not in a hurry to replace horses with new phaetons in Red Square - that was Stalin's will. In the memoirs of Professor I.F. Bobylev, who is responsible for preparing horses for military parades, one can find the following:

“Here is another example of JV Stalin's indifferent attitude to the cavalry traditions associated with horses, which I personally learned from the lips of the then Minister of the Armed Forces of the USSR, Marshal of the Soviet Union N. A. Bulganin. The latter told me the following verbatim: “Yesterday, Nikita Sergeyevich Khrushchev and I were at JV Stalin's and invited him to replace the front horses with cars. Comrade Stalin thought for a moment and replied: "We will not change the good tradition of the Soviet Army."







ZIS-110B in three different versions of the soft top. Source: autowp.ru










ZIS-110B was used not only as a ceremonial phaeton. Source: autowp.ru

Now it’s hard to say where and when the ZIS-110B debuted as a parade payroll machine, but it’s known that the commander of the Pacific fleet Rear Admiral N.G. Kuznetsov in 1950 hosted a parade in Vladivostok. In the same year, the phaeton was seen at a detour of troops at a parade in Budapest. On Red Square, the ZIS-110B first appeared on May 1, 1953, and was immediately in a carefully matched gray-blue corporate livery. The car was not equipped with handrails and a sound relay system, so the microphones had to be placed on the square at the places where the parade crew stopped. The parade-receiving marshal, dressed in a gray-blue frontcoat, had to hold on to the back of the front seat. Later, the radio transmitters were placed in the trunk, and for the convenience of the first passenger, a transverse handrail appeared, which subsequently became an indispensable attribute of the national parade chambers and convertibles.

ZIS-110B worked as ceremonial machines in Hungary, Czechoslovakia, Poland, Mongolia and China, and North Korea Stalinist phaetons not only hosted military shows, but also served as standard-bearers. In the regions of the USSR, cars were used until the end of the 60s, and in Leningrad - until the beginning of the 80s. On Red Square, the ZIS-110B phaetons were replaced by ZIL-111V open vehicles on May 1, 1961.

Not a single ZIS


The chief designer of the ceremonial Chaika car, Alexander Chistyakov, recalls:

“For such a ceremonial ritual as a parade on the main square of the country, ZIL (and earlier ZIS) suited perfectly. Everything served as an exemplary accomplishment of this task: a solemnly strict appearance of the body painted with light gray (like a Marshal's overcoat) nitro enamel, a smooth and soft ride and, of course, high reliability. But the country’s main square is one, and therefore there couldn’t be many ceremonial ZILs: two main and one spare! ”

That is why expensive and small ZISs were inadmissible luxury for the regional elites of the Soviet Union. Therefore, I had to use the services of car factories that produce equipment of a rank lower. First in this stories there were GAZ-M20 “Victory” phaetons, deprived of door frames with glasses. Two such cars made their debut on June 24, 1948 at a parade to mark the 25th anniversary of the Karelian-Finnish Republic, and later departed for service in Novosibirsk.




Chaise GAZ-M20 "Victory". Source: gaz20.spb.ru

Parades in the USSR and the countries of the Warsaw Pact took sometimes what it takes. It’s good if you came across serial GAZ-13B “Chaika” convertibles or old ceremonial ZISs, and most often it was the army GAZ-69, GAZ-69A and their successor UAZ-469. Parades in Alma-Ata, for example, were taken for a long time on the old ZIL-111V (we will talk about this car later), which was also used by Marshal Malinovsky.

The first open car for the parades of the “second tier” was the GAZ-14-05 phaeton, built in only 15 copies from 1982 to 1988. One of them bore experimental status, and 14 were distributed in two for each military district. It is noteworthy that such a "Seagull" did not have a mechanism for folding the awning - it just pulled over the body. Due to the lack of a cover for the tent, the appearance of the chaise was especially concise.

In the magazine “Autoreview”, there are recollections of the chief designer of GAZ-13-05 Chistyakov, who can shed light on another reason for refusing the hydromechanics of folding the tent:

“In October 1980, we took part in pre-training exercises of ZILs. Colonel Pominov, the personal driver of the Minister of Defense during the parades, drove us along Red Square: it was empty, drizzling. We went with an open awning. At the microphone, instead of the minister, was a wet, young, lieutenant-signalman. And when the three-round detour of the “troops” was completed, the colonel and the echidtsia turned to us: “You were interested in how the tent was formed. Wait a minute! ” He turned on the mechanism with the push of a button, having previously left the car, and buckets of cold water that had accumulated in the folds of the awning fabric fell upon me with a seconded ambassador! This shower cost me a week of sick leave. ”







GAZ-13-05 "The Seagull". Source: north-line.rf

Among the technical differences of the "general" open "Seagull" from the limousine were the traditionally reinforced frame, electric gas pump and cooling fan (for reliability), and the tachometer took the place of the speedometer. At the parade, it was on him that the driver oriented himself while driving. Naturally, there was a handrail for the general and a paired microphone installation with a radio transmitter. A 220-horsepower engine and a 3-band automatic gearbox were left from a donor limousine.

The only time in his career GAZ-13-05 hosted the Moscow Victory Parade. This happened in 1995, when the solemn review took place on Poklonnaya Hill. The car for this case had to be delivered from Tbilisi and urgently brought in the form corresponding to the event: the phaeton was in a pretty battered condition.

Now, due to its rarity, the GAZ-13-05 is a welcome exhibit of any automobile museum in the world, and the cost of well-kept copies exceeds several tens of millions of rubles.

To be continued ...
Author:
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

9 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. andrewkor 3 May 2020 05: 42 New
    • 14
    • 0
    +14
    He worked at ZIL in 1978-81 at the State Center for Contemporary Arts. He loved the entrance hall opposite the experimental workshop. I have not seen enough limos! And Cadillac, and Chevrolet, and Mercedes and so on. Also, import trucks. They stood right in front of the workshop, not hiding. The business of borrowing lived and flourished! Yes, and there was much to learn from the "decaying" West! And what magazines on the global automobile industry were in the technical library, it was just salivating!
  2. Kote Pan Kokhanka 3 May 2020 05: 50 New
    • 10
    • 0
    +10
    From Worker Drives to Premium Cars, an unexpected jerk - but it was interesting! Thank!
    The automobile museum of Verkhnyaya Pyshma on two floors housed automobile escorts of the first persons of the USSR! The sight is exclusive and worth a visit !!!
    Regards, Vlad!
  3. Free wind 3 May 2020 08: 04 New
    • 2
    • 0
    +2
    Salons were tapped by hand, then painted horseradish knows how many rows. By the way, John Lenon, being inadvertently in Moscow, was brought to the hotel on ZIL, and got the idea to buy it, but something did not grow together there. There was a bike about ZILs. The designer suggested that the testers who bet who will turn the car over at the training ground receive the Volga. It seems like it did not work out for anyone. But what about the enormous price among amateurs, I don’t know. I remember there was information that the Stalin armored car was barely sold.
  4. Easyrider 3 May 2020 12: 05 New
    • 2
    • 0
    +2
    The first top-class car Krasny Putilovets L-1 did not fail at all because of ZIS intrigues or defense orders. The level of equipment of the plant and the training of its engineers and workers simply did not correspond to the task of copying a modern complex American luxury car. After the cars from the experimental batch literally fell apart during the test run and the decision was made to transfer production to the ZIS. At the same time, body stamps still had to be ordered from the Americans.
  5. xomaNN 3 May 2020 13: 21 New
    • 1
    • 0
    +1

    The Riga Automobile Museum presents a whole gang of luxury nomenclature machines. Including front
  6. knn54 3 May 2020 16: 02 New
    • 2
    • 0
    +2
    One day car.
  7. Alexga 3 May 2020 17: 30 New
    • 2
    • 0
    +2
    In Belarus, two GAZ-14-05 are still alive and are used. But the main ones are two "Red Banner", unit assembly in China, made in only two copies specifically for the Republic of Belarus.
  8. Alf
    Alf 3 May 2020 20: 59 New
    • 4
    • 0
    +4
    There were convertibles and based on the Legends-GAZ-21 Volga.
    Since the start of production of the GAZ-21 Volga car since 1956, about 640 thousand units have been produced.
    The car was known in various versions. But little is known about the convertible version.
    Today, such a machine in good condition will be difficult to find. But the fact that it was released is an obvious thing. This was done by a division of a scientific institute (NII-21) in Bronnitsy near Moscow. A little later, the documentation was transferred to Novosibirsk. The enterprise GUP-15VZ produced a car on order.
    Convertible needed refinement. The roof of the GAZ-21 was simply cut off. Saved only the windshield with the front frame. I had to strengthen the body, taking into account the partial loss of stiffness.
    Due to the involvement of more “solid” ZIL and Chaika models in the acceptance of parades, the need for open modifications based on the Volga remained in military districts and republics. The machines were actively manufactured until the beginning of the 70s, when the model of the 24th series came to replace it.


    And GAZ-24 was also produced for the USSR Ministry of Defense.
  9. silberwolf88 4 May 2020 13: 20 New
    • 0
    • 0
    0
    I really liked the forces at the parade ... a beautiful car ...

Военное обозрение

Главные герои: отечественные парадные фаэтоны

9

ЗИС-110Б. Источник: autonews.ru


Исключительная вотчина ЗИСа


Первоначально именно фаэтоны, то есть четырехдверные легковые автомобили с открытым верхом без подъемных боковых стекол, являлись главными действующими лицами торжественных мероприятий на Красной площади. Поначалу никакого отношения к армии они не имели: Иосиф Сталин считал, что военные смотры принимать необходимо верхом. Однако на «гражданских» парадах фаэтоны мелькали. Впервые на Красной площади фаэтон появился 1 мая 1940 года на параде физкультурников. Это был величественный и очень редкий для своего времени ЗИС-102. Второй раз эта машина принимала аналогичный парад 15 августа 1945 года.

Главные герои: отечественные парадные фаэтоны

ЗИС-102. Источник: autonews.ru

Надо сказать, что производство открытых машин (фаэтонов, кабриолетов, родстеров) – это своеобразный высший пилотаж среди автопроизводителей. Мало просто снять крышу с лимузина, надо еще и необходимую жесткость кузова обеспечить. Если оставить рамный четырехдверный кузов открытым, от потери жесткости его так перекосит, что двери закрыть будет невозможно. Требуются инженерные вмешательства в конструкцию, серьезно увеличивающие массу машины. Поэтому с производством фаэтонов в молодом советском государстве были определенные проблемы.

В 1932 году в соответствии с государственной программой планировалось разработать и поставить в массовое производство лимузин высшего класса, взяв за основу американские образцы. Первоначальной исходником был Buick Series 32 Ninety (типичный автомобиль чикагских гангстеров), который планировали поставить в производство на ленинградском заводе «Красный путиловец» под маркой Л-1. Однако грядущие оборонные заказы для предприятия и серьезное противодействие руководства московского ЗИСа поставили на перспективах машины крест. Партийное руководство решило, что машины высшего класса должны выпускаться, во-первых, в столице, а, во-вторых, на заводе имени И. Сталина. В Москве лимузину дали имя ЗИС-101 и с 1937 года его выпускали в серьезно переработанном исполнении.

Несмотря на все сложности, освоение производства лимузина шло своим ходом. Заводчане задумались об открытой версии машины. С этим проектом, получившим имя ЗИС-102, были свои сложности. Во-первых, непростым оказался трехметровый мягкий верх со сложной кинематикой складывания, в конструкцию которого входили 14 шарниров. Кроме этого, тент был тяжелым и прорезиненным, поэтому для его предотвращения его провисания пришлось разрабатывать особые упоры. Во-вторых, изъятие такого важного элемента жесткости, как крыши, потребовало усиления всего силового каркаса. Основную нагрузку по-прежнему принимала на себя рама автомобиля, поэтому деревянный каркас кузова (разработанный компанией Budd) пришлось укреплять путем дополнительных оковок и введением специального кормового пояса, усиленного металлической стенкой, создающей сзади жесткую коробку для сложенного верха. Вследствие этого объем багажник пришлось уменьшить. В-третьих, открывающиеся против движения задние двери пришлось развернуть и установить в привычное нам сейчас положение. Это было продиктовано требованиями безопасности: потоки набегающего воздуха могли на полном ходу открыть такие двери. Такую дверную конструкцию сейчас называют суицидальной, и она в современности сохранилась, похоже, лишь на автомобилях Rolls-Royce.


[center]ЗИС-102. Источник: autowp.ru


ЗИС-102. Источник: autohis.ru

Интересно, что первоначально ЗИС-102 планировался не как фаэтон, а как его разновидность «конвертейбл», или кабриолет, то есть машина с открытым верхом, но сохраненными боковыми стеклами и рамками. Подобная конструкция была у открытого серийного варианта ГАЗ-М20, но она была продиктована экономией прокатного листа, а не соображениями престижа.

В конце 30-х годов технологический уровень ЗИСа оказался не готов к массовому производству кабриолетов. Решено было остановиться на простом фаэтоне. Боковых стекол у него вообще не было, присутствовали лишь форточки в передних дверях, а в непогоду боковины кузова просто закрывались пристегивающимися фартуками с целлулоидными окошками. Машина ЗИС-102 выпускалась с 1938 года, а в 1939 году пережила небольшое обновление или, как сейчас принято говорить, рестайлинг.

Говорить о серийном производстве фаэтона не приходится. До 1940 года было собрано всего 9 машин, из которых 7 имели статус экспериментальных. Помимо того, что машины пару раз принимали парады на Красной площади, в августе 1941 года одна из них была переоборудована в мобильную радиостанцию и служила на одном из узлов связи Народного комиссариата обороны СССР.

ЗИС-102 стал для московских автомобилестроителей пробой пера, которая редко бывает по-настоящему удачной. Однако опыт и наработки по этому фаэтону оказались полезными при работе над машиной следующего поколения.

Предок Aurus


Первым фаэтоном, принимающим парады Победы, стал лаконичный и строгий ЗИС-110Б, открытый вариант лимузина ЗИС-110. Внешние стилистические мотивы автомобиля №1 сталинской эпохи были творчески переосмыслены дизайнерами современного президентского Aurus. Особенно хорошо это видно на примере оформления передней части кузова. Сложно поверить, но разрабатывать легковой автомобиль высшего класса в Москве начали в 1942 году. 14 сентября Наркомат среднего машиностроения издал соответствующий приказ. Было изначально понятно, что делать новинку на базе устаревшего ЗИС-101 было бессмысленно, а на разработку полностью оригинальной конструкции уйдет не один год. Поэтому снова решили пойти на заимствования, тем более что война не позволяла особо расходовать бюджетные средства. В качестве прототипа взяли Packard Super Eight 180, датируемый 1942 годом. Для отечественного автопрома серийное производство было организовано в рекордно короткий срок: 20 июля 1945 года на ЗИСе начали работу над первой партией машин. Но здесь речь идет о лимузине с жесткой крышей, а вот с открытым фаэтоном снова было непросто. Исходный «американец» данного модельного года вообще не имел отрытой версии, что вынудило инженеров ЗИС самостоятельно проектировать силовую структуру парадной версии. Первоначально максимально облегчили мощную лонжеронную раму машины с Х-образной крестовиной, чтобы выиграть килограммы для дальнейшего усиления. Часть её несущих функций перераспределили между силовыми элементами кузова, а также усилили его отдельные части — к примеру, появилась массивная рамка ветрового стекла.


Американский Packard Super Eight 180, ставший прообразом ЗИС-110. Источник: autowp.ru








Первые фаэтоны на военных парадах на Красной площади. Источник: autowp.ru


[center]


ЗИС-110Б. Источник: autowp.ru

С закрытым верхом, как и в случае с предшественником ЗИС-102, боковины кузова закрывали брезентовые фартуки с целлулоидными окнами. В таком состоянии машины выглядели совсем невыгодно, и даже изображений таких фаэтонов сохранилось немного. Но были и другие варианты исполнения открытой машины. Часть фаэтонов была с ручными механическими стеклоподъемниками, стекла в которых поднимались и опускались в узких хромированных рамках – этот вариант исполнения уже вполне можно считать четырехдверным кабриолетом.

Первые открытые машины были представлены правительственной комиссии в 1947 году и получили имя ЗИС-110Б, а спустя два года они пошли в серию. Однако заменять новыми фаэтонами лошадей на Красной площади не спешили – такова была воля Сталина. В воспоминаниях профессора И. Ф. Бобылева, ответственного за подготовку лошадей к военным парадам, можно встретить следующее:

«Вот еще один пример небезразличного отношения И. В. Сталина к кавалерийским традициям, связанным с лошадьми, который я узнал лично из уст бывшего в ту пору министром Вооруженных сил СССР маршала Советского Союза Н. А. Булганина. Последний рассказал мне дословно следующее: «Вчера мы с Никитой Сергеевичем Хрущевым были у И. В. Сталина и предложили ему заменить парадных лошадей автомобилями. Товарищ Сталин немного подумал и ответил: «Не будем менять хорошую традицию Советской Армии».







ЗИС-110Б в трех различных вариантах исполнения мягкого верха. Источник: autowp.ru










ЗИС-110Б использовался не только в качестве парадного фаэтона. Источник: autowp.ru

Сейчас трудно сказать, где и когда оформил дебют ЗИС-110Б в качестве машины парадного расчета, но точно известно, что командующий Тихоокеанским флотом контр-адмирал Н. Г. Кузнецов в 1950 году принимал парад во Владивостоке. В этом же году фаэтон был замечен на объезде войск на параде в Будапеште. На Красной площади ЗИС-110Б впервые появился 1 мая 1953 года и был сразу же в тщательно подобранной по цвету серо-голубой фирменной ливрее. Машину не оборудовали поручнями и системой ретрансляции звука, поэтому микрофоны пришлось расставлять на площади в местах остановки парадного экипажа. Принимающему парад маршалу, облаченному в серо-голубую парадную шинель, приходилось держаться за спинку переднего кресла. Позже радиопередатчики разместили в багажнике, а для удобства первого пассажира появился поперечный поручень, ставший впоследствии непременным атрибутом отечественных парадных фаэтонов и кабриолетов.

ЗИС-110Б работали парадными машинами в Венгрии, Чехословакии, Польше, Монголии и Китае, а Северной Корее сталинские фаэтоны не только принимали военные смотры, но и служили в качестве знаменосцев. В регионах СССР машины использовались до конца 60-х годов, а в Ленинграде — до начала 80-х. На Красной площади фаэтоны ЗИС-110Б были заменены открытыми машинами ЗИЛ-111В 1 мая 1961 года.

Не ЗИСом единым


Главный конструктор парадного автомобиля «Чайка» Александр Чистяков вспоминает:

«Для такого торжественного ритуала, как парад на главной площади страны, ЗИЛ (а ранее ЗИС) подходил как нельзя лучше. Все служило образцовому выполнению этой задачи: торжественно-строгий вешний вид кузова, окрашенного светло-серой (как маршальская шинель) нитроэмалью, плавный и мягкий ход и, конечно же, высокая надежность. Но главная площадь у страны одна, и потому парадных ЗИЛов не могло быть много: два основных и один запасной!»

Именно поэтому дорогие и малочисленные ЗИСы были для региональных элит Советского Союза непозволительной роскошью. Поэтому приходилось пользоваться услугами автозаводов, выпускающих технику рангом ниже. Первым в этой истории были фаэтоны ГАЗ-М20 «Победа», лишенные дверных рамок со стеклами. Две такие машины дебютировали 24 июня 1948 года на параде по случаю празднования 25-летия образования Карело-Финской республики, а позже отбыли на службу в Новосибирск.




Фаэтон ГАЗ-М20 "Победа". Источник: gaz20.spb.ru

Парады в СССР и странах Варшавского договора принимали порой на чем придется. Хорошо, если попадались серийные кабриолеты ГАЗ-13Б «Чайка» или старые парадные ЗИСы, а чаще всего это были армейские ГАЗ-69, ГАЗ-69А и их преемник УАЗ-469. Парады в Алма-Ате, к примеру, долгое время принимали на старом ЗИЛ-111В (об этой машине пойдет речь позже), который служил еще маршалу Малиновскому.

Первой открытой машиной для парадов «второго эшелона» стал фаэтон ГАЗ-14-05, построенный всего в 15 экземплярах с 1982 по 1988 года. Одна из них носила статус опытной, а 14 были распределены по две на каждый военный округ. Примечательно, что у такой «Чайки» не было механизма складывания тента – он просто натягивался поверх кузова. По причине отсутствия чехла для тента внешний вид фаэтона был особенно лаконичен.

В журнале «Авторевю» приводятся воспоминания главного конструктора ГАЗ-13-05 Чистякова, которые могут пролить свет на еще одну причину отказа от гидромеханики складывания тента:

«В октябре 1980 года мы приняли участие в предпарадных тренировках ЗИЛов. Полковник Поминов, личный водитель министра обороны во время парадов, возил нас по Красной площади: она была пуста, моросило. Ездили мы с открытым тентом. У микрофона вместо министра стоял промокший молоденький лейтенант-связист. А когда трехкратный объезд «войск» завершился, полковник с ехидцей обратился к нам: «Вы интересовались, как складывается тент. Минуточку!» Он нажатием кнопки включил механизм, предварительно покинув машину, — и на меня с прикомандированным воепредом обрушились ведра холодной воды, скопившейся в складках тентовой ткани! Этот душ стоил мне недели больничного листа».







ГАЗ-13-05 "Чайка". Источник: северная-линия.рф

Среди технических отличий «генеральской» открытой «Чайки» от лимузина были традиционно усиленная рама, электрические бензонасос и вентилятор системы охлаждения (для надежности), а место спидометра занял тахометр. На параде именно по нему водитель ориентировался во время движения. Естественно, присутствовали поручень для генерала и спаренная микрофонная установка с радиопередатчиком. 220-сильный мотор и 3-диапазонную автоматическую коробку переключения передач оставили от донорского лимузина.

Единственный раз в своей карьере ГАЗ-13-05 принимал московский парад Победы. Случилось это в 1995 году, когда торжественный смотр проходил на Поклонной горе. Машину для этого случая пришлось доставлять из Тбилиси и срочно приводить в соответствующий событию вид: фаэтон оказался в изрядно потрепанном состоянии.

Сейчас ввиду своей редкости ГАЗ-13-05 является желанным экспонатом любого автомобильного музея мира, а стоимость ухоженных экземпляров превышает несколько десятков миллионов рублей.

Продолжение следует…
Автор:
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. andrewkor
    andrewkor 3 мая 2020 05:42 Новый
    +14
    Работал на ЗиЛе в 1978-81 годах в ГЛЦКЧ.Любимая проходная напротив экспериментального цеха.Каких только лимузинов я не насмотрелся! И Кадиллак,и Шевроле,и Мерседес и проч.Также и грузовики импортные .Стояли прямо перед цехом,не прячась. Дело заимствования жило и процветало!Да и было чему поучиться у"загнивающего" Запада! А какие журналы по мировому автопрому были в технической библиотеке,просто слюнки текли!
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 3 мая 2020 05:50 Новый
    +10
    От Рабочих Тяжей к Авто Премиум Класса, неожиданный рывок - но было интересно! Спасибо!
    В автомобильном музее г. Верхняя Пышма на двух этажах разместились автомобильные эскорты первых лиц СССР! Зрелище эксклюзивное и достойное посещения!!!
    С уважением, Влад!
  3. Вольный ветер
    Вольный ветер 3 мая 2020 08:04 Новый
    +2
    Салоны выстукивались в ручную, Затем красились хрен знает на сколько рядов. Кстати Джон Ленон, будучи нечаянно в Москве, Был доставлен в гостиницу на ЗИЛу, и загорелся идеей купить его, но что то там не срослось. Существовала байка про ЗИЛы . Конструктор предложил испытателям пари, кто перевернет машину на полигоне, получает Волгу. Вроде как не получилось ни у кого. Ну а насчет огромной цену у любителей, ну не знаю. Помнится была информация что Сталинский броневик еле продали.
  4. Easyrider
    Easyrider 3 мая 2020 12:05 Новый
    +2
    Первый авто высшего класса Красный путиловец Л - 1 провалился вовсе не из за интриг ЗИСа или оборонных заказов. Уровень оснащения завода и подготовки его инженерных и рабочих просто не соответствовал задаче копирования современного сложного американского люкс-автомобиля. После того как автомобили из опытной партии буквально развалились во время испытательного пробега и было принято решение переносе производства на ЗИС. При этом кузовные штампы все равно пришлось заказывать у американцев.
  5. xomaNN
    xomaNN 3 мая 2020 13:21 Новый
    +1

    В Рижском автомузее представлена целая бригада шикарных номенклатурных машин . В том числе и парадных
  6. knn54
    knn54 3 мая 2020 16:02 Новый
    +2
    Машина одного дня.
  7. AlexGa
    AlexGa 3 мая 2020 17:30 Новый
    +2
    В Белоруссии два ГАЗ-14-05 еще живые и используются. Но основными являются два "Красного знамени", штучной сборки в Китае, сделанных только в двух экземплярах специально для РБ.
  8. Альф
    Альф 3 мая 2020 20:59 Новый
    +4
    Были кабриолеты и на базе Легенды-ГАЗ-21 Волга.
    С момента начала выпуска автомобиля ГАЗ-21 «Волга» с 1956 года было произведено около 640 тысяч штук.
    Машину знали в разных модификациях. Но вот про разновидность с кузовом кабриолет мало что известно.
    Сегодня такую машину в хорошем состоянии будет трудно отыскать. Но факт, что ее выпускали — вещь очевидная. Делало это подразделение научного института (НИИ-21) в подмосковной Броннице. Немного позднее документацию передали в Новосибирск. Предприятие ГУП-15ВЗ выпускало машину под заказ.
    Кабриолет требовал доработки. Крыша ГАЗ-21 элементарно срезалась. Сохраняли только лобовое стекло вместе с передней рамкой. Приходилось усиливать кузов с учетом частичной потери жесткости.
    По причине задействования в приемке парадов более «солидных» моделей ЗИЛ и «Чайка», потребность в открытых модификациях на базе «Волга» сохранялась в военных округах и республиках. Активно машины изготавливались вплоть до начала 70-х, когда на замену пришла модель 24-й серии.


    Да и ГАЗ-24 тоже выпускали для МО СССР.
  9. silberwolf88
    silberwolf88 4 мая 2020 13:20 Новый
    0
    мне Силы на параде очень нравились ... красивая машина ...