Некоторые аспекты награждения за храбрость при невыполнении приказов

86

Печальный финал действий командира крейсера "Изумруд" барона Ферзена представлен на фотографии выше. Кратко рассмотрю, как они (крейсер и командир) дошли до жизни такой.

В 10-30 утра 15 мая 1905 г. (все даты по старому стилю) командир остатков 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр к.-адм. Небогатов поднял сигнал о сдаче, который отрепетовали все пять русских кораблей. Но буквально сразу командир крейсера "Изумруд" приказал спустить сигнал "Сдаюсь" и стал уходить в разрыв между отрядами противника. Тем самым храбро нарушив приказ адмирала.



Далее, несколько раз поменяв курс и убавив скорость с 21-22 узлов до 13, крейсер пришёл в точку с координатами 42° N и 134° 50' О (координаты из рапорта Ферзена) приблизительно в 12-00 ч. 16 мая 1905 г. (см. приложенную карту).

Вот что пишет сам Ферзен в своём рапорте об этой точке:

"...взял курс в точку, равно отстоящую от Владивостока и бухты Св. Владимира, решил дойти до 50 миль от берега и там, смотря по обстоятельствам, идти или на Владивосток, или на Владимир".

Как видно из карты, вышеуказанная точка отнюдь не была на равном расстоянии от Владивостока и з. Владимира, т.е. первый был несколько дальше, чем второй (скромно так, на 30 миль). Точка, действительно находящаяся на равном расстоянии от вышеуказанных пунктов, обозначена на приложенной карте буквой "А".

Некоторые аспекты награждения за храбрость при невыполнении приказов

Ну ладно, промахнулся немного, с кем не бывает.

Далее любопытный пассаж из донесения о бое Ферзена:

"В этой точке надо было решить куда идти: во Владивосток или Владимир. Выбрал Владимир, а не Ольгу".

Постойте, постойте, г. Ферзен, а при чём здесь Ольга?!! Вроде же выбирал между Владивостоком и Владимиром? Куда Владивосток-то делся? И в цитате выше были Владивосток и бухта Св. Владимира. Вот так легко Ферзен бритвой Оккама отсёк всё лишнее.

А теперь представьте, что в 1941 г. командир, получив приказ занять оборону у разъезда Дубосеково, рассудил, что лучше сделать это в Хамовниках, а в итоге окопался в баре на Тверской. За такое был бы немедленно расстрелян по приговору трибунала перед строем.

Поэтому страна в 1945 г. подписала капитуляцию противника в Берлине, а другая страна вместо мира в Токио подписала свою полукапитуляцию в Портсмуте.

Но, может, Владивосток, — это один из многих запасных вариантов? Да нет, именно идти во Владивосток был приказ командующего адм. Рожественского. Т. е. Ферзен легко так и, несомненно, храбро нарушил во второй раз приказ вышестоящего начальника. Не зря всё же ему пожаловали золотое оружие с надписью "За храбрость". Храбрости было не отнять, только выражалась она в нарушении приказов.

Понятно, что приказ Небогатова являлся незаконным, и Ферзен правильно сделал, что нарушил его, так что формальный повод для награждения был. Но почему это относится к храбрости, а не к знанию устава и решимости не выполнять незаконный приказ? Максимум тянет на письменное поощрение от начальства. Или на политическое решение о награждении, как это было и с Рудневым.

Понятно, что в ту войну удач в бою было крайне мало, но награждать за побег с поля боя, когда было использовано превосходство в скорости (да ещё и без единого выстрела), как-то уж слишком, учитывая последующий трусливый подрыв крейсера…

Снова цитирую донесение о бое Ферзена:

"Предполагая, что свободные в настоящее время 6 крейсеров, перерезавших линию курса нашего отряда, немедленно посланы искать меня по пути во Владивосток…"

То есть Ферзен предполагал, что японцы будут ловить его на пути во Владивосток и здесь точка, куда пришёл крейсер в 12-00 ч. 16 мая, имеет бóльшие выгоды по сравнению с равноудалённой точкой, если, конечно, выполнять приказ и идти во Владивосток. Расстояние до последнего по прямой немногим менее 150 миль (на карте направление черной стрелкой и линией того же цвета). Расстояние от линии возможного патрулирования японцев до Владивостока около 60 миль (исходя из того, что ловить русских будут на входе в з. Петра Великого, по линии м. Поворотный — м. Гамова).

Причём линия патрулирования составляет около 150 км, а шансы у японцев есть только днём. Ночью же поймать одиночный крейсер крайне маловероятно, а если он ещё и быстроходнее (теоретически), то шансы прямо стремятся к нулю.

Таким образом, "Изумруду" потребовалось бы преодолеть 90 миль за 10 часов, чтобы пересечь линию патрулирования в темноте (включая и подход к ней в темноте), то есть, выйдя в 12 ч. дня, крейсер в 22-00 проходит траверс м. Поворотного и далее идет не спеша во Владивосток под покровом темноты. Миль за 50 до порта "Изумруд" связывается с Владивостоком по радио и узнаёт расположение проходов в минных полях (в реальности минные поля имелись только вблизи порта, и крейсер спокойно бы следовал почти до входа в порт).

Теперь посмотрим наличие угля на крейсере в точке, куда пришёл "Изумруд" в полдень 16 мая.

Цитирую Ферзена:
"…угля остается 60—70 тонн, чтобы только дойти до порта".

При этом расстояние, пройденное до посадки на мель, равно расстоянию до Владивостока: Ферзен выбрал путь не напрямую, а вдоль берега, с последующим поворотом на перпендикуляр к берегу (см. приложенную карту). И после посадки на мель осталось ещё около 10 т угля. Т. е. топлива вполне хватало, чтобы дойти до Владивостока, тем более что скорость перехода до последнего требовалась в 9 узлов, а "Изумруд" шёл до Владимира на скорости 13 узлов, что вызывало повышенный расход угля. И даже если бы уголь кончился, то это произошло бы у самого порта с его букирами и прочим (боевое прикрытие БрК и батареями).

Таким образом, всё у Ферзена было: и нужное местоположение, и уголь в достаточном количестве, храбрости вот только не было, или, что более вероятно, вменяемости.

Хотелось бы вспомнить противоположный пример — командира яхты "Алмаз" Чагина, который, будучи в трезвом уме, без всякой паники, не боясь минных заграждений и мифических японских крейсеров, спокойно дошёл до Владивостока, выполнив приказ, на своей небронированной, слабо вооружённой и не сильно быстроходной яхте-крейсере. При этом "Алмаз" 14 мая всё время участвовал в бою лёгких сил (в отличие от "Изумруда") — и ничего, у Чагина с головой всё в порядке осталось. Награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.

И в заключение приведу схему, приложенную к донесению о бое Ферзена. Кто в теме, тот оценит юмор.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

86 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    2 мая 2020 15:35
    Крейсер не достался врагу.экипаж остался цел.
    Почему то автор не упомянул про неисправность парового трубопровода.Что повлекло повышенный расход угля.
    Нервы у ВСЕХ были на пределе-японцы могли появиться в любой момент.
    В том,что корабль сел на мель вина штурманского офицера Полушкина.
    1. +13
      2 мая 2020 22:22
      Цитата: knn54
      В том,что корабль сел на мель вина штурманского офицера Полушкина.

      В том что корабль сел на мель, вина конечно же командира. По определению! А в данном случае и по сути. Автор не зря напомнил о вполне приличных остатках топлива. Не было никакой нужды лезть ночью, в темноте на ощупь, в узкую и опасную бухту. Ферзен мог просто дождаться рассвета и принимать решение с открытыми глазами. Реально паника задавила остатки здравого смысла.
    2. +12
      3 мая 2020 04:54
      Цитата: knn54
      Крейсер не достался врагу.экипаж остался цел.
      Почему то автор не упомянул про неисправность парового трубопровода.Что повлекло повышенный расход угля.
      Нервы у ВСЕХ были на пределе-японцы могли появиться в любой момент.
      В том,что корабль сел на мель вина штурманского офицера Полушкина.

      Отличный способ выиграть войну, - все корабли взорвать и бежать за Урал, и матчасть врагу не достанется и экипажи целые.
      Трубопровод шёл к вспомогательным механизмам(был заглушен) и на расход угля никак не влиял.
      Чагину, в отличие от некоторых, не казалось что японцы повсюду, - не зря же его в статье упомянул, хотя у него слабо вооружённая яхта была.
      1. Причем здесь Урал, если война была за обладание чайна-тауном с прилегающими к нему Эверестами и Кореей. А то, что Ферзен взорвал корабль, так правильно сделал. Просто в 1905 году это еще не было мейнстримом. А вот потом большевики торпедами в 1918 году Черноморский флот топили (в том числе линкор «Императрица Екатерина Великая»), германцы утопили в 1919 году Флот открытого моря в Скапа-Флоу.
        1. +1
          3 мая 2020 15:45
          [/quote]взорвал корабль, так правильно сделал.[quote]

          Отличный рецепт выигрыша в войне, - свои корабли сами взрываем/топим, экипажи спасаем.
          1. Юрий, а Вы сами на флоте или в армии служили? Коллективом руководили? Поделитесь своим жизненным опытом wink . На мой взгляд уничтожение крейсера достойно большего уважения, нежели безропотная сдача врагу вполне боеспособных кораблей. Тяжелый многомесячный поход, Цусимское сражение, прорыв... В пояс поклониться им. Было страшно и всем хотелось жить, но было понятие чести и достоинства.
  2. +6
    2 мая 2020 15:42
    Сдали нервы у командира request
  3. -2
    2 мая 2020 16:01
    Странные повороты в статье
    О противнике , его планах и возможностях командир крейсера не знал ничего
    Может, ему и нужно было идти во Владивосток, а, может, командир предполагал что японцы на него вот вот нападут или ещё что нибудь
    Не зная подробно мотивации решений командира, странно судить о их правильности
    1. +4
      3 мая 2020 04:58
      Цитата: Avior
      Странные повороты в статье
      О противнике , его планах и возможностях командир крейсера не знал ничего
      Может, ему и нужно было идти во Владивосток, а, может, командир предполагал что японцы на него вот вот нападут или ещё что нибудь
      Не зная подробно мотивации решений командира, странно судить о их правильности

      Странные повороты, - это действия Ферзена.
      Не знал, - это не повод нарушать приказ и идти в противоположную от Стока сторону. Мотивации прекрасно понятны, - помешательство.
      1. -2
        3 мая 2020 06:04
        Приказ Рождественского никак не оговаривал точного маршрута следования , или возможных остановок в пути.
        Ферзена же не в Петербург повернул вопреки приказу, он приказа не нарушал.
        А не зная точных обстоятельств дела и мотивов тех или иных поступков, рассуждать о сумашедствии- так можно далеко зайти.
        hi
        1. +3
          3 мая 2020 06:45
          Цитата: Avior
          Приказ Рождественского никак не оговаривал точного маршрута следования , или возможных остановок в пути.
          Ферзена же не в Петербург повернул вопреки приказу, он приказа не нарушал.
          А не зная точных обстоятельств дела и мотивов тех или иных поступков, рассуждать о сумашедствии- так можно далеко зайти.
          hi

          Ну да, повернуть в противоположную от Стока сторону, - это как раз не обговоренный маршрут следования, а израсходование угля, идя в пункт, за пару сотен миль от приказаного пункта, - это "возможная остановка". Это как в 41г, вас послали в Дубосеково, а вы доехали до пивбара на Тверской и заявили, что бензин у вас кончился, поэтому приказ выполнить не смогли.
          А какие объстоятелства вам не ясны ? Надо было повернуть в одну сторону, он повернул в другую : либо трус, либо помешанный.
          1. -2
            3 мая 2020 06:47
            Противоположная сторона- это в Питер или Сан- Франциско.
            Пример с Дубосеково нелепый, Изумруду признали спастись и выходить к своим
            Маршрут выхода и остановки в Пути не оговаривали.
            1. +2
              3 мая 2020 06:58
              Цитата: Avior
              Противоположная сторона- это в Питер или Сан- Франциско.
              Пример с Дубосеково нелепый, Изумруду признали спастись и выходить к своим
              Маршрут выхода и остановки в Пути не оговаривали.

              Не-а. Владимир, почти в противоположной от Стока стороне, исходя из назначенной самим Ферзеном точки в 50 милях от берега(на карте он пришёл туда в 12-00)
              Никто "Изумруду" спасаться не приказывал, был общий приказ, - идти в Сток.
              1. -5
                3 мая 2020 07:06
                Карту маршрута из приказа приложить можете? Нет?
                В тексте приказа были точный точки маршрута? Что, тоже нет?
                Приказ запрещал укрываться от превосходящих сил врага во время перехода? Что, и это не запрещал?
                Так о каком нарушении приказа вы рассуждаете?
                1. +3
                  3 мая 2020 09:46
                  приказ был объявлен еще до боя NO23 на владик,ферзен что не видел в момент капитуляции почти весь боеготовый японский флот остается позади
                  1. -7
                    3 мая 2020 10:02
                    Японцы ему не доложили, что это был весь боготовный флот
                    Приказ был на Владивосток, он туда и шёл, но не пер тупо напролом по кратчайшему пути
                2. +4
                  3 мая 2020 15:53
                  Цитата: Avior
                  Карту маршрута из приказа приложить можете? Нет?
                  В тексте приказа были точный точки маршрута? Что, тоже нет?
                  Приказ запрещал укрываться от превосходящих сил врага во время перехода? Что, и это не запрещал?
                  Так о каком нарушении приказа вы рассуждаете?

                  Вам самому не смешно над тем что вы пишите ? Вы же вроде в армии служили ? Т.е. вам приказали занять оборону на западной окраине города, а вы заняли на восточной и в ответ на недоумение командира, - бодро так отвечаете : маршрута ведь нет, вот я и сижу на востоке по дороге на запад, укрываясь от превосходящих сил противника. В боевой обстановке, - за такое, немедленный расстрел.
              2. +2
                3 мая 2020 11:50
                Цитата: Юра 27
                Никто "Изумруду" спасаться не приказывал,

                Ага, был приказ "СДАВАТЬСЯ". А командир Изумруда его ослушался, т.к. решил уйти из плена.
  4. +1
    2 мая 2020 16:36
    Странно вообще обсуждать действия офицера флота ,который сделал все возможное,чтобы корабль не попал в целым в руки противника..Он действовал один,на свой риск и страх,нарушив приказ вышестоящего командира и в конце концов спас экипаж ... Я лично считаю что он поступил верно..
    1. 0
      2 мая 2020 17:38
      Поддерживаю. И ситуацию следует сравнивать не с Дубосековым, а с капитуляцией под Уманью.
      1. -2
        2 мая 2020 17:57
        Если судить офицеров по совокупности знаний накопившихся по прошествии 100 лет... Можно черт знает куда зайти. Феерзен, не сдал корабль. и не спустил флаг, в отличии от Рожественского. а как дальше получилось, - Бог ему судья а не диванные эксперды.
      2. +1
        3 мая 2020 05:01
        Цитата: lelik613
        Поддерживаю. И ситуацию следует сравнивать не с Дубосековым, а с капитуляцией под Уманью.

        Первый раз слышу, что под Уманью кто-то капитулировал, а не просто бессистемно сдался в плен(и правильно сделали, ибо сражаться без снарядов, патронов и еды было бессмысленно).
        1. +1
          3 мая 2020 11:57
          Цитата: Юра 27
          просто бессистемно сдался в плен(и правильно сделали, ибо сражаться без снарядов, патронов и еды было бессмысленно).

          Это ты узникам Сабибора -- безоружным, изголодавшим, истощенным непосильной работой -- расскажи, умник, блин... am
          1. -1
            3 мая 2020 15:56
            [/quote]Это ты [quote]

            Опять хамло с напрочь отбитой памятью попался.
            1. +1
              3 мая 2020 20:15
              Цитата: Юра 27
              Опять хамло с напрочь отбитой памятью попался.

              Сударь, ваше предложение о "бессистемном сдаче в плен"...дурно пахнут!
              Цитата: Юра 27
              и правильно сделали,
              ?
              1. 0
                4 мая 2020 06:55
                [/quote]Сударь, ваше предложение о "бессистемном сдаче в плен

                Вы написали чушь о не существовавшей капитуляции под Уманью, я это опроверг.
                Поэтому, ваши выдумки о не имевшей место капитуляции
                ...дурно пахнут![quote]
    2. +5
      2 мая 2020 21:03
      Цитата: одинокий
      Странно вообще обсуждать действия офицера флота ,который сделал все возможное,чтобы корабль не попал в целым в руки противника.

      Война закончилась позором.
      На его фоне Ферзен молодец.
      В его ситуации награда уже в том, что жив, а не как Миклуха или Бухвостов.
      Но то, что угробил корабль, это результат паники.
      Врага рядом не было....

      И будь это другая война, например, Русско-турецкая, ему бы не награда светила, а расжалование в матросы, как Ланге, командира фрегата "Назарет", только за то, что попав в тумане к турецкому флоту, все-таки ушел от турок, но в рапорте изобразил себя и экипаж героями...

      Такая вот история Русского флота!
      1. +7
        3 мая 2020 11:58
        За прорыв наградить оружием за храбрость, а за угробление крейсера - отобрать. Нельзя награждать за потерю корабля. Это вообще черт знает что. Уехать за Владивосток, уничтожить крейсер и стать героем. Настолько хреновые дела были в Российской империи в ту войну, что сделали подвиг из позора.
  5. -2
    2 мая 2020 19:19
    приказ Небогатова являлся незаконным, и Ферзен правильно сделал, что нарушил его, так что формальный повод для награждения был. Но почему это относится к храбрости, а не к знанию устава и решимости не выполнять незаконный приказ? Максимум тянет на письменное поощрение

    Оригинально! Действительно, что то в ЭТОМ есть. Правда, после стольки лет...
  6. kig
    +2
    3 мая 2020 02:01
    Еще раз вспомнил Руставели: каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.
    1. +3
      3 мая 2020 07:01
      Цитата: kig
      Еще раз вспомнил Руставели: каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны.

      Боя, вот только не было, ни 15 мая ни 16-ого, просто чел дал тягу в противоположную от мифического врага сторону.
  7. +7
    3 мая 2020 04:27
    Браво, Юра, написано хлёстко и остроумно, местами смеялся от души, но Вы всё же немного пристрастно отнеслись к Ферзену.
    Постойте, постойте, г. Ферзен, а при чём здесь Ольга?!! Вроде же выбирал между Владивостоком и Владимиром?

    Так Ферзен же показал, что он "сначала предполагалъ идти въ Ольгу, но старшій офицеръ высказалъ мнѣніе, что заливъ этотъ навѣрно заминированъ, чтобы дать укрытіе нашимъ миноносцамъ отъ непріятеля. Признавъ это предположеніе основательнымъ, выбралъ Владиміръ".

    в ту войну удач в бою было крайне мало, но награждать за побег с поля боя, когда было использовано превосходство в скорости (да ещё и без единого выстрела), как-то уж слишком

    Вы берёте фактическую сторону дела, как оно было на самом деле, но если посмотреть на ситуацию в том искажённом виде, в каком её преподнёс начальству Ферзен, то всё становится на свои места.
    Вот на картинке он, а вот орды японских крейсеров, ежу понятно, что они за ним погонятся.
    А ведь там два скорохода, вооружённых 8'' орудиями ("Kasagi" и "Chitose"), на ходовых испытаниях легко переваливавших 22-уз рубеж. По умолчанию, машины у них в полном порядке и угля вдоволь, поэтому Владивостока они запросто достигнут раньше "Изумруда". Вот и пришлось Ферзену искать компромиссные варианты, от Ольги до Св. Владимира.
    Трудно установить, была это сознательная ложь командира "Изумруда" или же галлюцинация. Факты таковы, что "Kasagi" там вообще не было, а от "Chitose" его отделяло такое расстояние, что не то что идентифицировать, даже видеть его Василий Николаевич не мог никак.
    Вывод - дважды солгал.
    Таким образом, можно констатировать, что Ферзен просто представил начальству недостоверную информацию (кстати, интересно было бы почитать не показания, а рапорт), на основании которой его и представили к высокой награде.
    P. S.
    Ещё один штрих к портрету.
    Ферзен не дружил с японской матчастью даже на уровне азов, иначе не было бы у него на "схеме" броненосца "Yashima", погибшего ещё год назад. Можно было бы допустить, что он не знал об этом, но ведь Ферзен не мог не видеть, что у японцев один из броненосцев с тремя, в отличие от двухтрубного "Yashima", трубами.
    1. +1
      3 мая 2020 05:13
      [/quote]А ведь там два скорохода, вооружённых 8'' орудиями[quote]

      Он же видел, что они его не догнали и даже быстро дымы исчезли с горизонта, следовательно их быстроходность аннулирована по факту. Поэтому Ферзен и написал, что они пошли напрямки к Стоку.
      1. +2
        3 мая 2020 05:17
        [/quote]Трудно установить, была это сознательная ложь командира "Изумруда" или же галлюцинация.[quote]

        Это было оправдание его безумных действий и ухода от Стока в противоположную сторону.
      2. -3
        3 мая 2020 06:50
        Он же видел, что они его не догнали и даже быстро дымы исчезли с горизонта, следовательно их быстроходность аннулирована по факту.

        Он видел только что они отстали
        Причин этого не знал, сил противника , их возможностей и планов тоже не знал
        1. +3
          3 мая 2020 07:04
          Цитата: Avior
          Он же видел, что они его не догнали и даже быстро дымы исчезли с горизонта, следовательно их быстроходность аннулирована по факту.

          Он видел только что они отстали
          Причин этого не знал, сил противника , их возможностей и планов тоже не знал

          А какие могут быть причины, если противник быстро отстал ? А ну да, япы, они же хитрые, они же знают, что там Ферзен командир и он придёт чёрти знает куда и крейсер взорвёт. Действительно, зачем уголь тратит на какю-то погоню
          1. -2
            3 мая 2020 08:51
            . А какие могут быть причины, если противник быстро отстал ?

            Самые разные
            Например, не стали гнаться за одиночным кораблем , а организовали патрулирование и перехват по пути во Владивосток.
            Или знали, что такой перехват уже есть и нет смысла за одиночным гонятся, он все равно попадётся на пути во Владивосток.
          2. +1
            3 мая 2020 12:43
            Цитата: Юра 27
            там Ферзен командир и он придёт чёрти знает куда и крейсер взорвёт. Действительно, зачем уголь тратит на какю-то погоню

            Не хотел, но придется встрять.
            1. Фрезен ослушался приказа командира эскадры. Действуя на свой страх и риск, решил не спускать флага, спасти корабль и экипаж.
            2. Отрываться от противника нужно максимальными ходами, а не предлагаемыми вами 9,0 узлами. Такими ходами только на круизах чапают, а не отрываются от возможного преследования.
            3. 10 тонн угля это -- во всех бункерах. По сути -- крохи на дне, "незабираемый" запас. Поэтому пенять командиру на то, что у него еще 10 т, а он... -- Несерьезно.
            4. У к-ра Изумруда не было сведений о противнике. Логично предположить, что его могли ждать на подходе к Владику (Стоку). Ведь начались БД и япы блокировали подходы к портам и базам. Поэтому он и пошел в б. Ольга.
            5. Взорвал он корабль после посадки на мель, чтобы не достался врагу. Причина посадки -- слабая штурманская подготовка, возможно не учли приливо-отливные явления. А возможно вовремя не отработали рулевые или машинисты. И такое бывало.
            6. Оценивать "задним числом" действия пращуров -- неблагодарная и порочная практика ковыряльщиков в "фактах", без учета всего спектра причин, веяний, установок той эпохи.
            Царь-батюшка (ампиратор) наградил командира -- значит так нужно было. Он не покрыл себя и экипаж позором сдачи в плен. Да, не удалось довести крейсер до Стока, но и врагу не отдал. За что и получил именное оружие.
            ИМХО.
            1. +2
              3 мая 2020 13:09
              Цитата: Удав КАА
              Фрезен ослушался приказа командира эскадры. Действуя на свой страх и риск, решил не спускать флага, спасти корабль и экипаж.

              Формально Вы правы.
              Но...
              Японские корабли догнать "Изумруд" не смогли... Значит были шансы дойти до Владивостока, опередив японцев.
              О количестве угля на борту и о прожорливости крейсера объективных данных нет. Вспомните судьбу "Новика"...
              Посадка на камни уже влечет наказание командира.

              И, главное, не понимаю, почему взорвал корабль без реальной угрозы захвата противником?
              "Богатырь" примерно в таком же положении спасти удалось... Хотя это уже из области не научной...
              1. +1
                3 мая 2020 13:23
                Цитата: Сергей С.
                Японские корабли догнать "Изумруд" не смогли...

                Сергей, hi
                Не факт. После разрыва паровой магистрали скорость корабля снизилась до 13,0 уз. И поднять ее уже не представлялось возможным -- пар травился... А япы могли идти 18 уз. Поэтому, если бы они продолжили погоню после 14:00, то у нас в истории был бы Варяг №2.
                Цитата: Сергей С.
                О количестве угля на борту и о прожорливости крейсера объективных данных нет.
                И все же! Вот что пишет коллега Андрей из Челябинска:
                После боя 14 мая и прорыва 15 мая на крейсере оставалось угля не просто мало, а катастрофически мало. Всего крейсер имел 6 котельных отделений и 16 котлов, при этом в 1-ой и 2-ой кочегарках имелось по 2 котла, а в остальных – по три. Так вот, почти весь сохранившийся запас угля лежал в яме 1-ой кочегарки. В ямах 2-ой и 3-ей кочегарок угля почти не было, а 4-ая, 5-ая и 6-я кочегарки не имели угля вообще. Для того, чтобы задействовать их, матросам приходилось вручную таскать уголь из большой ямы у 1-ой кочегарки. На словах – легко, но это практически 2/3 длины крейсера! Тем более, что для этого приходилось поднимать его на верхнюю палубу, переносить, а затем опускать в нужную кочегарку.
                Вы бы стали воевать на танке, которому в двигун нужно кружкой заливать топливо из бочки на броне?
                Да и в запасы 1-ого котельного на поверку оказались не слишком велики – несмотря на то, что остаток дня 15-го и 16 мая крейсер шел всего 13 узлов, к моменту прихода в бухту святого Владимира угля оставалось порядка 10 тонн. С учетом свидетельства лейтенанта Полушкина, что крейсер за сутки экономического хода тратил угля «около 60 т» получается, что на «Изумруде» оставалось топлива примерно на 4, от силы 5 часов экономического хода. И это при том, что все дерево на крейсере, исключая 3 шлюпки и мачты со стеньгами было отправлено в топки и сожжено в ночь с 15 на 16 мая…(Андрей из Челябинска)
                1. 0
                  3 мая 2020 13:32
                  Спорить не буду.
                  Замечу только, основания верить в то, что невозможно подтвердить осмотром, не слишком убедительны...
                  Журналы дописали,скорее всего, на берегу...
                  И пример "Новика" не случаен. Отличная команда, отличный командир, а с углем как промахнулись... Не учли изменения параметров при эксплуатации.

                  Ферзена может оправдать только временная слабость духа вследствие пережитого в прошлые сутки. Но это уже к медикам.
                  А в здравом уме подобные действия надо было избегать.
                2. +1
                  4 мая 2020 09:50
                  У нас в Сов. Армии говорили так: не можешь копать стоя - лежа копай. Надо будет - значит в нашей армии будут кружкой наливать. Потому и проиграли ту войну. Слишком много было оправданий у командиров на все случаи жизни.
                  Тут ведь как: в военное время значение косинуса может достигать четырех. Подумаешь, кружкой солярку перекачивать. Если надо - бери и перекачивай.
                  Если бы двинулись во Владик, то топливо если бы и кончилось, то у Владика. А лезть в незнакомую бухту ночью - это вообще за гранью. Ладно сейчас: всякие GPS, треки, радары. А тогда штурманское оснащение мало отличалось от парусного флота. Да, и в бухте хоть какая-то навигационная обстановка тогда была?
            2. +6
              3 мая 2020 20:11
              Цитата: Удав КАА
              Царь-батюшка (ампиратор) наградил командира -- значит так нужно было.

              Недалекий наш царь Николашка и Руднева, за позорнейший слив своего крейсера тоже наградил. Чем подал пренеприятнейший пример возможности вознаграждения за уклонение от исполнения своего долга. Я вам уже напоминал, что именно после этого, беспримерного награждения за трусость, боевой дух 1-й ТОЭ упал ниже плинтуса.

              В итоге из всей 1-й Тихоокеанской эскадры, в бою погиб один только Рюрик. Все остальные успешно самоуничтожились или интернировались под всевозможными предлогами. Огромная эскадра не уступающая силами всему японскому флоту - исчезла бесследно и безвредно для противника.

              Вот к чему привела глупость царя нашего, Николашки Второго.
        2. 0
          3 мая 2020 17:09
          Цитата: Avior
          Он видел только что они отстали

          Не они, а он. Там был только один крейсер, "Chitose".
          1. -1
            3 мая 2020 18:12
            Он же видел, что они его не догнали ...

            Он видел только что они отстали

            Как написали- так я и ответил.
            может, автор "они" имел ввиду японцы
    2. 0
      3 мая 2020 06:15
      Цитата: Товарищ
      А ведь там два скорохода, вооружённых 8'' орудиями ("Kasagi" и "Chitose"), на ходовых испытаниях легко переваливавших 22-уз рубеж.


      Это сомнительное утверждение, не думаю, что японцы перед Цусимским боем загрузили на эти крейсера полный запас угля. Нормальный запас угля, как указывается в некоторых справочниках, составлял 350 тонн.
      1. +1
        3 мая 2020 17:19
        Цитата: 27091965i
        не думаю, что японцы перед Цусимским боем загрузили на эти крейсера полный запас угля.

        Совершенно верно, там был сверхнормативный запаса угля, как и на остальных японских кораблях. Того планировал начать переход к северным проливам на перехват Рожественского, отсюда и серьёзная перегрузка углём, маслом и водой
        В рапорте капитана Т. Джексона говорится :
        «This was a dull day, it being foggy at sea. The Adzuma received 200 tons of coal, stowing a good deal on the upper deck. Several other ships also coaled, some for the second time in three days. At 5 p. m. the Mikasa went up harbor. She had a large amount of coal on the upper deck, and was very deep in the water, the heels all her torpedo net booms being submerged. All destroyers and torpedo boats have a deck cargo of coal.

        In the evening steam boats and launches were sent off from the shore to all ships and were hoisted in. No explanation was received, but it is supposed to be due to the possibility of the Russians attempting to reach Vladivostok by either the Tsugaru or La Perouse Straits, which will entail upon the Japanese fleet the necessity of operating at some distance from its present base


        Перевести можно примерно так : «Это было унылый день, над морем стлался туман. «Adzuma» принял 200 тонн угля, основательно завалившего верхнюю палубу. Несколько других судов также приняли уголь, некоторые во второй раз за три дня. В 17:00 «Mikasa» вошёл в гавань. Он имел большое количество угля на верхней палубе и очень глубоко сидел в воде, так что пятки шестов противоминных сетей целиком погрузились в воду. Все истребители и миноносцы имели на палубах груз угля. Вечером паровые и моторные катера были отосланы с берега ко всем кораблям и были ими подняты. Никакого объяснения не было получено, но это, как предполагается, происходит из-за возможной попытки русских достичь Владивостока проливами Цугару или Лаперуза, что вынудит японский флот действовать на некотором отдалении от его нынешней базы.»

        Есть основания говорить о том (опуская технические подробности), что суммарная перегрузка броненосца «Mikasa» (строительная и эксплуатационная) приближалась к трём тысячам тонн.
        Что касается "Kasagi", то в "Совершенно секретной истории" есть разрез по миделю после получения им пробоины. И там видна имевшая место утром 14 мая 1905 г. серьёзная перегрузка этого крейсера.
        1. 0
          3 мая 2020 18:00
          Цитата: Товарищ
          Что касается "Kasagi"


          Сомнение вызывало ещё и скорость. Были проведены, по моему, всего два пробега на достижение максимальной скорости. Продолжались они, каждый, меньше часа. Могли ли эти крейсера после стольких лет эксплуатации не только набрать скорость, показанную при испытаниях, но и поддерживать её ?
          1. +1
            3 мая 2020 18:32
            Цитата: 27091965i
            Могли ли эти крейсера после стольких лет эксплуатации не только набрать скорость, показанную при испытаниях, но и поддерживать её ?

            Безусловно не могли.
            Но из донесения Ферзена следует, что он либо не понимал этого, либо делал вид, что не понимал. "Изумруд" не пошёл во Владивосток, основная причина - опасение командира крейсера, что там его будут ждать японские крейсера, пришедшие туда раньше русского крейсера.
            На самом деле "Chitose", пытаясь догнать "Изумруд", смог развить максимальный ход 16-17 узлов. И Ферзен не мог этого не видеть.
            Однако, ему нужно было оправдаться в глазах начальства, чем не мотив, зачем он лгал в своих показаниях ?
            Не мог же он, погубивший вверенный ему корабль, написать, что за мной гнался одинокий крейсер, но мы даже не могли его идентифицировать. так далеко он от нас был, и скорость его была на четыре-пять узлов меньше, чем у нас.
            Вот и возникла байка о якобы быстроходных японских крейсерах, якобы караулящих Ферзена под Владивостоком.
            1. +1
              3 мая 2020 20:17
              Цитата: Товарищ
              "Изумруд" не пошёл во Владивосток, основная причина - опасение командира крейсера, что там его будут ждать японские крейсера,

              Ферзен однако должен был помнить и про Владивостокский отряд крейсеров, Россия, Громобой и Богатырь более чем серьезные противники для японских собачек. Тема встречи с Владивостокскими крейсерами не раз обсуждалась офицерами эскадры. Ферзен не мог об этом не знать.
              1. +3
                3 мая 2020 21:22
                Цитата: Saxahorse
                Россия, Громобой и Богатырь

                Только "Россия".
                "Громобой" подорвался 24 мая, "Богатырь" до конца РЯВ находился в ремонте.
                1. 0
                  5 мая 2020 20:38
                  Цитата: Старший матрос
                  Только "Россия".

                  А Ферзену об этом успели доложить? Да и Того.. Вы начало 20-го века с временами интернета не путайте..
                  1. +1
                    5 мая 2020 22:41
                    "Богатырь" вылетел на камни мыса Брюсса за год до Цусимы. Так что будьте покойны, и Того и Ферзен были об этом осведомлены. Что касается "Громобоя", то Ферзен, действительно, мог и не знать. А вот Хейхатиро Кичизаемовича и японскую разведку трудно упрекнуть в некомпетентности (в отличие от вас:)). О существовании телеграфа и шифров они, по меньшей мере, догадывались.
                    1. 0
                      6 мая 2020 01:54
                      Цитата: Старший матрос
                      "Богатырь" вылетел на камни мыса Брюсса за год до Цусимы.

                      За это время его успели снять с камней и начать ремонтировать в доке. В каком он состоянии на 27-е мая японцы достоверно знать не могли. Тем более не могли японцы знать достоверно о состоянии Громобоя успешно посаженого на камни Иессеном всего лишь 24-го мая.

                      Не фантазируйте. К началу Цусимы на карте Того, во Владике, по прежнему светилось три крупных крейсера..
                      1. +1
                        6 мая 2020 12:06
                        Цитата: Saxahorse
                        не могли японцы знать

                        ну, вы судя по коменту с которого все началось и через сто лет не знали:)))
                        Цитата: Saxahorse
                        Не фантазируйте

                        Примените свой совет к себе.
                        Цитата: Saxahorse
                        К началу Цусимы на карте Того, во Владике, по прежнему светилось три крупных крейсера..

                        На интерактивной доске? Ну-ну:)))
                      2. 0
                        6 мая 2020 22:23
                        Цитата: Старший матрос
                        На интерактивной доске? Ну-ну:)))

                        А когда русские достоверно узнали о гибели Ясимы к примеру? Расскажи те как нам подробнее, специалист вы наш! laughing
                      3. +1
                        7 мая 2020 11:24
                        Вы реально не понимаете разницы, или прикалываетесь?
                        Тогдашний Владивосток просто кишел китайцами, причем, как купцами, так и простыми рабочими. Вы сможете отличить китайца от японца? Вот и тогда не больно умели. А вот с европейцами в Сасебо, как-то не очень хорошо...
                        Простите, то что японская разведка в той войне наголову превосходила русскую, это азы!
                      4. 0
                        7 мая 2020 23:46
                        Цитата: Старший матрос
                        Тогдашний Владивосток просто кишел китайцами

                        Тогдашний Порт-Артур тоже просто кишел китайцами. Что не помешало Того потерять два ЭБР на минах в результате долго обсуждаемой во всех кабаках операции. Можно напомнить что полгорода на берег вылезло посмотреть как Того взрываться будет laughing

                        Разведка питается слухами, причем мутными и противоречивыми. Уж у Сталина сколько разведчиков было и то прозевали. Китайцы - несерьезный аргумент.
                      5. +1
                        8 мая 2020 09:40
                        Цитата: Saxahorse
                        Тогдашний Порт-Артур тоже просто кишел китайцами. Что не помешало Того потерять два ЭБР на минах в результате долго обсуждаемой во всех кабаках операции.

                        не фига себе вас плющит:)))
                        Ну ка порадуйте меня источником, в котором минную постановку "Амура" долго обсуждали ДО того как она совершилась.
                        Вы (как обычно) сравниваете не сравнимые вещи. Разведку которая была и, возможно, совершала ошибки, и разведку, которой не было, как явления.
        2. 0
          3 мая 2020 21:33
          Забавно. Строительная перегрузка "Микасы" - около 900 т. Следовательно остальное- эксплуатационная. А что там было с осадкой, броневым поясом. Остойчивостью. Скоростью.
          1. 0
            3 мая 2020 22:39
            Цитата: ignoto
            Забавно. Строительная перегрузка "Микасы" - около 900 т. Следовательно остальное- эксплуатационная. А что там было с осадкой, броневым поясом.

            Cтроительная перегрузка равнялась 784 т., значит, эксплуатационная перегрузка корабля составила 2 190 тонн.
            На фоне строительной перегрузки, изначально «погрузившей» главный броневой пояс «Mikasa» под воду на 31,36 см., главный броневой пояс броненосца вследствие эксплуатационной перегрузки ушёл под воду ещё на 87,64 см. Таким образом, верхняя его кромка оказалась ниже ватерлинии на 43 см.
    3. +3
      3 мая 2020 12:09
      Да, ушш... Уровень командиров РИФ был "на высоте". Состав флота японцев - загадка. Характеристики кораблей - всё по таблицам. Они что? не знали как меняются ходовые качества с течением времени? Они же тогда жили и служили. Чем они вообще интересовались? Высокими искусствами? Проблема снижения скорости хода и небольшой дальности плавания - общая для всех. Понятно, что в бою с главными силами будут задействованы все самые лучшие, а разведка и т. п. лягут на старые корабли и вспомогательные.
      Решить, что японцы заминировали бухте севернее Владивостока? А подумать головой? Зачем это им вообще?? Там что есть, чтобы минировать? Там русским-то ничего не надо, а японцам тем более. Вот просто так поставить мины? Так, зная наших командиров, наоборот не надо было ничего минировать. Пусть идут, там сядут на мель и взорвут все к чертям. Это я уже шучу, если что. Но ведь Ферзен именно так и сделал.
      1. +2
        3 мая 2020 21:29
        Про ходовые качества в самую точку.
        Уже давно, в одном из комментариев я написал о том, что оценка технических характеристик кораблей РЯВ очень напоминает подход господствовавший в советское время относительно технических характеристик оружия и боевой техники отечественной и иностранной, времен ВМВ. Тогда, любили указывать технические характеристики эталонных образцов советской техники,выдавая ее за данные серийных образцов. А данные западной техники,в первую очередь немецкой ,занижали.
        Сейчас, в отношении РЯВ наблюдается аналогичная картина,но с точностью наоборот. Ходовые качества японских кораблей, достигнутые на приемных испытаниях,один раз, выдаются за данные , которые показывались в ходе РЯВ. А ходовые , и боевые, качества российских кораблей занижаются.
        Внедрение водотрубных котлов и на английском флоте проходило с проблемами. Свести эти проблемы к минимуму англичанам удалось лишь на сериях броненосцев, которые следовали за "Формидаблями".
        Японские броненосные крейсеры - это отдельная песня.Моя любимая. Корабли имеющие водоизмещение меньшее,чем у эскадренных броненосцев,но имеющие "броненосные",то есть не скоростные обводы, переоблегченные "изнеженные" КТУ, но излишне перегруженные броней.
        В реальной эксплуатации в годы РЯВ имевшие продолжительный ход от 15 до 17 узлов. Неудачный проект, который называют чуть ли не лучшим, "эталонным" типом броненосного крейсера.
        1. +1
          4 мая 2020 06:28
          Так вот в статье про "Изумруд" описана попытка погони японских крейсеров при прорыве. Они не прошли полмира не заходя в родной порт. Но больше 17!!! узлов не выдали. Вот ушел Ферзен на "Изумруде" от главных сил совершенно спокойно. А потом ему причудилось, что его вот-вот нагонят и ему всё.
  8. +3
    3 мая 2020 07:57
    В начале похода командующий эскадрой по своей глупости обстрелял и утопил в проливе Ла-Манш несколько рыбацких судов. Чем просто признать ошибку, он довел себя самовнушением до крайней степени паранойи и всю эскадру постепенно довел до пораженчества и паникерства. Если японские миноносцы, крейсера и подводные лодки будто бы караулили 2ТОЭ у Скагена, в Ла-Манше, у Гибралтара, у Камрани, Сингапура, то что уж там говорить о непосредственно подходах к Владивостоку.
  9. +1
    3 мая 2020 10:32
    Здравствуйте Юрий. На соседней ветке "Андрей из Челябинска" попробовал разобраться в этом вопросе в целом, и в действиях командира "Изумруда" в частности.Очень подробно и популярно расписано. Рекомендую для прочтения.
    1. 0
      3 мая 2020 11:24
      Простите, а что за ветка, не нашёл.
      Подскажите, пожалуйста, если вас не затруднит
    2. +1
      3 мая 2020 16:08
      Цитата: ВохаАхов
      Здравствуйте Юрий. На соседней ветке "Андрей из Челябинска" попробовал разобраться в этом вопросе в целом, и в действиях командира "Изумруда" в частности.Очень подробно и популярно расписано. Рекомендую для прочтения.

      И вам не хворать !
      Андрей, там такую лабуду, написал про "храброго" Ферзена, что пришлось мне, это опровергать отдельным постом.
      1. -2
        3 мая 2020 18:49
        В отличие от Вас, Андрей очень подробно разобрал действия командира "Изумруда", а "лабуду" противоречущую документам написали Вы. К сожалению.
        1. +3
          4 мая 2020 06:52
          Цитата: volodimer
          В отличие от Вас, Андрей очень подробно разобрал действия командира "Изумруда", а "лабуду" противоречущую документам написали Вы. К сожалению.

          Самый главный, позорный момент для Ферзена, Андрей преднамеренно пропустил, чтобы оправдать невменяемого командира "Изумруда", а вы не в состоянии этого понять. К сожалению.
          Нужные цитаты из доков в посте приведены, на что вы, конечно же, не обратили ни малейшего внимания и пишите ерунду, про якобы противоречия докам.
  10. +1
    3 мая 2020 11:30
    Цитата: Avior
    Простите, а что за ветка, не нашёл.
    Подскажите, пожалуйста, если вас не затруднит

    Попробуйте пройти по ссылке https://topwar.ru/170417-gibel-krejsera-izumrud.html
    1. 0
      3 мая 2020 11:49
      Да, спасибо, я уже нашёл, я помню эту статью, просто думал, что ещё одна на эту тему

      hi
  11. Комментарий был удален.
  12. +3
    4 мая 2020 06:21
    А ведь Вы правы, Юрий..
    И не только Изумруд бесславно окончил свой путь..
    Школа воспитания командиров требует беспрекословного исполнения приказов..
    а если приказов нет - ступор..
    Рожественский мог уйти во Владивосток, только вдруг сообразил.. (штабные подсказали) как он будет выглядеть без эскадры.. на рейде Золотого рога.

    Такоже и Варяг (воспетый не нами, а немцами сначала) .. пока старший офицер Иванов -2-й готовил крейсер к бою и восстанавливал боеспособность оружия.. командир кинулся в катере на иностранные стационеры с просьбой об эвакуации. Потом прибыл на крейсер и объявил.. Если бы взорвали хоть, то была бы копия с "Изумруда", точнее предтеча..
    Брошенный экипажем Варяг, перевернулся, потеряв остойчивость во время прилива в Чемульпо..
    Вот и все..
    1. +3
      4 мая 2020 09:25
      Прочитал у кого-то из немцев. Возможно, Меллетина. Написал он, что большевики изжили главную проблему русской императорской армии - низкую дисциплину командиров. Думаю, что это можно распространить и на флот.
      Что-то немцы тогда знали, чего мы не знаем.
    2. 0
      5 мая 2020 20:49
      Цитата: Штурман_50
      пока старший офицер Иванов -2-й готовил крейсер к бою и восстанавливал боеспособность оружия..

      Старшего офицера Варяга звали Степанов, Вениамин Васильевич. А в остальном так и есть, именно он настаивал на прорыве с утра, когда командир уже намекал на необходимость топится. Будь тем днем в рубке Степанов (заместо Руднева) Варяг конечно бы прорвался.
      1. +2
        5 мая 2020 21:12
        Цитата: Saxahorse
        Будь тем днем в рубке Степанов (заместо Руднева) Варяг конечно бы прорвался.

        То есть вы хотите сказать , что Руднев трус? Или вы будете утверждать, что Варягу удалось бы прорваться при восмикратном превосходстве японцев в артиллерии?
        1. +1
          5 мая 2020 21:21
          Во флоте прекрасно знали что Руднев трус, на 7 узлах в прорывы не ходят. Он и как капитан бездарь, в первом же развороте в остров воткнулся. Он даже став "героем" трех лет прослужить не смог, трудно командовать когда свои офицеры смотрят с презрением.

          А кто хотел - те прорвались. Аскольд спокойно прорвался мимо Асамы, Якумо и еще восьми японских крейсеров. Олег и Аврора до темноты дрались с 16-ю японскими крейсерами, и ничего, с дырами в бортах но аж до Манилы добрались. Руднев самый неудачный пример крайне несвоевременного награждения за плохую работу.
          1. +1
            5 мая 2020 22:30
            Цитата: Saxahorse
            Во флоте прекрасно знали что Руднев трус

            Любопытно... , как может трус выйти с рейда и принять заранее проигрышный бой? Надеюсь вы не будете утверждать, что Руднев прятался в машинном отделении под бронепалубой во время боя?
            Он был ранен наряду с другими матросами.
            Есть конечно с его стороны неоднозначные моменты о преувеличении ущерба японской эскадре, о затопленном в виду повреждений "Такачихо", о тяжёлых повреждениях "Асамы", об уничтоженном миноносце, о выпущенных по противнику 1105 снарядах, показав при это невиданную скорострельность....Немного некролог Руднев себе подпортил.
            "Утопленный""Токачихо" ещё лет 15 ходил по морям океанам)))
            Для Варяга сразу бой не задался, команду дальномеров снесли одним из первых снарядов, отсюда и неточность стрельбы.
            А если уже быть до конца справедливым, то надо сказать , что русско-японская война была совершенно бездарной со стороны РИ.
            В этой войне есть два светлых пятна это оборона Порт-Артура и бой Варяга.
            И с этим спорить бессмысленно, коль даже японцы подвиг Варяга преподавали своим молодым морякам, а Руднева наградили своим орденом за героизм.
            1. -1
              6 мая 2020 01:49
              Цитата: Стропорез
              Надеюсь вы не будете утверждать, что Руднев прятался в машинном отделении под бронепалубой во время боя?

              Ваши сказки хороши для экзальтированной газетной публики, сто лет назад.. На какой скорости он шел в атаку - известно из официальных отчетов. Ползком в атаку не ходят! Тут даже обсуждать нечего.. Моряки как раз знали все изначально.

              Цитата: Стропорез
              И с этим спорить бессмысленно, коль даже японцы подвиг Варяга преподавали своим молодым морякам, а Руднева наградили своим орденом за героизм.

              Я читал отчеты японцев об этом бое, уши в трубочку заворачиваются.. В трусости русских у них не было ни малейших сомнений. Более того, они ее недооценили! Иначе просто захватили бы брошенный Рудневым Варяг прямо на рейде, он там почти пять часов тонул с открытыми кингстонами и брошенный командой.

              А орден специальный японцам надо было для Николашки учредить. Вот кто сделал невероятно много для победы в этой первоначально безнадежной для японской империи, войне!
              1. 0
                6 мая 2020 05:51
                на японцев эти победы над белыми людьми были сродни "сотворению чуда"
              2. Цитата: Saxahorse
                На какой скорости он шел в атаку - известно из официальных отчетов. Ползком в атаку не ходят! Тут даже обсуждать нечего..

                Скорость Варяга позволила ему держать основную массу японских крейсеров за островом Йодолми, почему в первой фазе боя он свелся, фактически, к поединку Асама/Варяг. Более того - задержка на фарватере привела к тому , что японцы торопясь перекрыть предполагаемый маршрут прорыва русских, открыли Варягу проход в один из проливов. Так что обсуждать тут есть чего, просто Вам не хочется:)
                Цитата: Saxahorse
                Я читал отчеты японцев об этом бое, уши в трубочку заворачиваются.. В трусости русских у них не было ни малейших сомнений.

                Лжете не краснея
                1. 0
                  7 мая 2020 23:53
                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Скорость Варяга позволила ему держать основную массу японских крейсеров за островом Йодолми, почему в первой фазе боя он свелся, фактически, к поединку Асама/Варяг.

                  Вообще бред. И вам на это не один я указывал. На 7 узлах прорваться невозможно, а все эти ваши выдумки путанных оправданий еще в серии о Варяге выглядели крайне неубедительно.

                  Цитата: Андрей из Челябинска
                  Лжете не краснея

                  Везде в докладах черным по белому -"противник бежал" и даже иногда "трусливо бежал". Конечно же вы увидели в этом знак уважения японцев к Рудневу..
          2. +1
            6 мая 2020 05:48
            Дело в том, что выходить было необходимо.. ультиматум был однозначным - стационеры сказали.. выходи. Японцы обещали его утопить в порту, если не выйдет.. Пришлось...
      2. 0
        6 мая 2020 04:39
        Вы правы... я ошибся. Память забита информацией. Не сверился с источниками..
        С ув.
  13. 0
    6 мая 2020 11:33
    Да что вы прикопались, Рожественского Николя Блаженный потом и вовсе расцеловал. Ну продул войну, флот угробил, с кем не бывает.
  14. +1
    6 мая 2020 16:13
    Там вся война на море смесь храбрости, безумия, тупости и невероятной японской удачи

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»