Военное обозрение

Предпосылки к появлению танков: между желаниями и возможностями

18

Модель боевой машины Леонардо да Винчи. Для наглядности крыша приподнята. Фото: Wikimedia Commons


Предысторию боевых бронированных машин типа «танк» принято начинать с древних эпох, вспоминая при этом различные военные средства (вплоть до боевых слонов). В разное время для усиления армии использовались разнообразные подвижные защищенные и вооруженные системы, но танк в его современном понимании появился только в начале XX в. Это стало возможным благодаря появлению ряда необходимых технологий и возникновению нужды в подобной технике.

Теория и технологии


Согласно словарному определению, танк – боевая машина на высокоподвижном шасси с развитым бронированием и пушечным и/или пулеметным вооружением. Танк предназначается для стрельбы преимущественно прямой наводкой и поражения живой силы, техники и укреплений противника.

Таким образом, для создания танка необходимо использование нескольких ключевых компонентов. Отсутствие некоторых из них тоже позволяет получить определенный результат, но это будет не танк в общепринятом смысле. Подобные результаты проектов можно неоднократно наблюдать в истории военной техники.


Бронекаретка Шумана, 1886 г. Рисунок: Wikimedia Commons

Для создания танка, уже на уровне концепции, требуются броня, вооружение, двигатель и ходовая часть, соответствующие определенным требованиям. Для повышения боевых и эксплуатационных характеристик возможно дополнение этих компонентов различными агрегатами и системами, что наблюдается в последние десятилетия.

В контексте современных познаний о ключевых компонентах стоит рассмотреть предысторию бронетехники, а также ранние проекты боевых машин, которые поспособствовали формированию привычного облика танка.

Исторические вопросы


Предысторию танков нередко возводят к боевым слонам древности и средневековым осадным башням. Действительно, подобные образцы могли защитить бойцов и повысить их подвижность на поле боя. Однако по характеристикам и возможностям, составу ключевых компонентов и тактической роли как слоны, так и башни были мало похожи на наши танки.

В этом контексте куда более интересен проект боевой машины Леонардо да Винчи, датируемый 1487 г. Великий художник и изобретатель предлагал строительство самоходной машины с мускульным приводом, защищенной деревянной «противопульной» броней и вооруженной несколькими легкими пушками. На машине предусматривалась даже командирская башенка. Фактически в проекте Леонардо присутствовали все основные компоненты настоящего танка, хотя и с поправкой на материалы и технологии XV в.

Предпосылки к появлению танков: между желаниями и возможностями
Предлагавшийся вид "танка" конструкции Левассера. Рисунок Aviarmor.net

Впрочем, технологический уровень того времени наложил серьезные ограничения. Боевая машина не могла рассчитывать на получение собственного двигателя и потому полагалась только на силы экипажа. Кроме того, колесная ходовая часть вместе с небольшим клиренсом резко ограничивали проходимость на местности. Исправление этих недочетов либо требовало кардинальной переработки проекта, либо было невозможным.

Через несколько веков, в 1874 г., любопытный вариант сухопутной боевой машины предложил французский инженер Эдуард Буйен. Его проект предусматривал создание некого подобия бронепоезда, имеющего «бесконечные рельсы» для перемещения по произвольным маршрутам. Конструкция машины разделялась на восемь секций по типу вагонов. «Гусеничный бронепоезд» предлагалось вооружить пушками и пулеметами.

Считается, что именно Э. Буйен впервые свел в одном проекте броню, оружие, двигатель и ходовую часть высокой проходимости. Однако дальше теоретической проработки этот проект не пошел ввиду отсутствия интереса со стороны потенциального заказчика. Кроме того, имелись и технические проблемы. Главная – недостаточная проработка конструкции, неспособная обеспечить высокие характеристики. Так, 120-тонная машина должна была использовать паровой двигатель мощностью всего 40 л.с.


Полноразмерный макет машины Motorgeschütz конструкции Г. Бурштыня в австрийском музее Heeresgeschichtlichen Museum. Фото: Wikimedia Commons

В контексте предыстории бронетехники нередко вспоминают т.н. бронекаретку Шумана или 5,3 см L/24 Fahrpanzer Gruson обр. 1890 г. Это была легкобронированная артиллерийская башня с колесным ходом, пригодная для перемещения при помощи конной тяги. При необходимости каретки развозились по позициям и могли вести огонь, защищая расчет от пуль и осколков.

Таким образом, «каретка Шумана» объединяла защиту, оружие и подвижность. Однако у нее отсутствовал четвертый компонент танка – способность к самостоятельному перемещению. Впрочем, и в этом виде бронекаретки показали общий потенциал мобильных защищенных огневых средств.

XX век начинается


В начале XX в. сложились все условия для появления новых классов военной техники, в т.ч. танков. Прогресс привел к появлению компактных, но достаточно мощных двигателей внутреннего сгорания, новых типов ходовой части, прочной брони и эффективного вооружения. Начались новые проекты и эксперименты. К примеру, быстро появилась идея установки вооружения на автомобиль с целью повышения мобильности. Затем к ней добавили броню, и получился броневик – полноценная боевая машина для переднего края.

Уже в 1903 г. французский офицер Левассер предложил построить на базе гусеничного трактора боевую машину с бронекорпусом и 75-мм пушкой. Проект Projet de canon autopropulseur не получил поддержки, хотя отличался простотой и сулил определенные преимущества.


Реконструкция облика танка В.Д. Менделеева. Рисунок: Wikimedia Commons

В 1911 г. австро-венгерский офицер Гунтер Бурштынь разработал бронемашину Motorgeschütz. Она получила гусеничную ходовую часть, дополненную двумя парами (спереди и сзади) рычагов-полозьев с роликами. С их помощью предлагалось повысить подвижность на пересеченной местности. На чертежах к патентной заявке Г. Бурштынь также изобразил поворотную башню с вооружением.

Изобретатель пытался продвигать свою разработку, но Австро-Венгрия и Германия не проявили никакого интереса. О проекте вспомнили только в тридцатых годах. К тому времени были созданы более совершенные конструкции, и изобретение Г. Бурштыня использовали в «рекламных» целях. Его объявили первым в мире танком современного облика.

До начала Первой мировой свои проекты самоходных бронемашин предлагали разные конструкторы из многих стран, в т.ч. и из России. Широко известен проект «бронехода» разработки Василия Дмитриевича Менделеева. Он предлагал гусеничную машину с противоснарядным бронированием (до 150 мм) и 120-мм морской пушкой.


Первый британский танк Little Willie на испытаниях, 1915 г. Фото: Imperial War Museum

Разработка «бронехода» продолжалась до 1916 г., после чего документы отправились в военное ведомство. Однако командование не заинтересовалось этим проектом. Вскоре Великобритания применила на фронте свои первые танки, но и это не повлияло на судьбу проекта В. Менделеева.

Как видим, в начале XX в. сформировалась любопытная ситуация, сохранявшаяся даже в ранний период Первой мировой войны. Достижения прогресса уже позволяли создать танк, пусть даже примитивный и с ограниченной эффективностью. Однако в тот период командующие армий не видели смысла в подобной технике, и проекты не находили поддержки. Таким образом, для появления танка требовались не только определенные технологии, но и желание его будущих эксплуатантов.

Война как повод


Начало Первой мировой стало стимулом для появления новых проектов боевых машин и т.д. К концу 1914 г. война перестала быть маневренной и перешла в позиционную стадию. Противоборствующие стороны подготовили протяженные и развитые системы траншей, перед которыми развернули разнообразные инженерные заграждения, прикрытые пулеметами и артиллерией. Ситуация дополнительно осложнялась тем, что поле боя быстро превращалось в «лунный пейзаж».


Танк Mark I на фронте, сентябрь 1916 г. Фото: Imperial War Museum

Работа на такой территории отличалась особой сложностью; попытки преодолеть заграждения при наступлении заканчивались чрезмерными потерями, вне зависимости от тактического успеха. Требовались новые образцы техники, способные действовать в подобных условиях. При этом бронеавтомобили себя не оправдали ввиду недостаточной проходимости.

На рубеже 1914-1915 гг. несколько инженеров-энтузиастов из британской армии смогли убедить свое руководство в необходимости проведения исследовательских и проектных работ. Уже в начале 1915 г. стартовали первые опыты, в которых изучались как существующие, так и вновь разработанные образцы разного рода. Наконец, в сентябре на испытания вывели опытные машины – первые танки Великобритании. Так, опытный Little Willie сочетал в себе мощные для своего времени бензиновый двигатель, гусеничную ходовую часть, противопульную броню и (по проекту) пушечно-пулеметное вооружение. Кроме того, ранние британские танки создавались по заказу армии, что было едва ли не решающим фактором.

Через несколько месяцев появился заказ на серийное производство новой техники, и в сентябре 1916 г. бронемашины Mark I впервые пошли в бой. Они значительно отличались от первых экспериментальных образцов, но основывались на тех же идеях и технологиях. Первые серийные танки справились с задачами прорыва заграждений и поддержки пехоты. Кроме того, они заложили фундамент для дальнейшего развития танкостроения и смежных областей.

Возможности и желания


Таким образом, для появления танков требовалось правильное сочетание нескольких факторов, которое удалось получить только в начале прошлого века. Ведущее значение имели вопросы технического характера. Без наличия необходимых материалов и агрегатов нельзя было получить все желаемые результаты. После появления нужных технологий возник вопрос целесообразности и пожеланий военных. Далеко не сразу армии поняли всю ценность новой концепции.


Т-14 "Армата" — на данный момент самый передовой танк мира. Фото: Минобороны РФ

Все основные факторы сошлись только после начала Первой мировой войны. И результатом этого стало появление сначала опытных, а затем серийных танков. В минимальные сроки сразу несколько стран занялись перспективным направлением, что положительно сказалось на возможностях их армий. Этим они подали пример другим государствам, которые тоже заинтересовались тематикой боевых бронированных машин.

Несколько следующих десятилетий отметились бурным развитием танкостроения, массовым строительством бронетанковых войск и формированием принципиально новых тактик. В последующих войнах танки неоднократно показывали и подтверждали свой высокий потенциал, благодаря чему до сих пор остаются основой ударной мощи любых развитых сухопутных войск. Все это стало возможным именно благодаря сочетанию технических возможностей и пожеланий армий в отдаленном прошлом.
Автор:
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Бережливый
    Бережливый 4 мая 2020 05:32
    +1
    Кирилл, могли бы написать обзор более полный чем написали, ибо это та тема о которой можно спорить до конца Вселенной lol hi
    1. Uncle Lee
      Uncle Lee 4 мая 2020 05:55
      +1

      Порядок в танковых войсках !
  2. Вольный ветер
    Вольный ветер 4 мая 2020 06:12
    +1
    Вроде танк Бурштыня мог бы и передвигаться по рельсам, не только по грунту, конечно не с этими катками, либо своим ходом, либо прицепом за составом. Где то попадалась такая статья. В принципе это вполне выполнимо. Марк-1 который, не лишен даже определенного шарма, сняли его в нескольких фильмах, реплики конечно. Будет ли у танков будущее? Ну пока альтернативы нет.
  3. Nehist
    Nehist 4 мая 2020 06:29
    +8
    На рубеже 1914-1915 гг. несколько инженеров-энтузиастов из британской армии смогли убедить свое руководство в необходимости проведения исследовательских и проектных работ. (с) Автор ну зачем же бред то такой писать? Танками занялось именно британское адмиралтейство а не армия и то благодаря Черчилю который случайно в парламенте увидел доклад который между прочим гласил что это беспреспективные разработки.
    1. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 4 мая 2020 07:22
      +5
      Поддержу Александра!
      К слову первые танки Британии проектировались и строились по остаточному принципу! Например так и не получили 76мм гаубицы, а вооружались 57мм пушками, которых во Флоте его Величества было завались!
  4. Дилетант
    Дилетант 4 мая 2020 06:42
    +4
    Леонардо придумал концепцию танка. Англичане сделали первый "живой" танк и опробовали его в бою. В России творчески переосмыслили идеи Леонардо и практический опыт англичан и выпустили несколько штук
    Т-14 "Армата" — на данный момент самый передовой танк мира.

    Это краткий пересказ обсуждаемой статьи. Несет одинаковое количество информации о танках, их состоянии и перспективах.
    1. tanki-tanki
      tanki-tanki 4 мая 2020 10:34
      0
      Скоро новые появятся wassat yes laughing
  5. Undecim
    Undecim 4 мая 2020 07:15
    +4
    Название статьи: "Предпосылки к появлению танков: между желаниями и возможностями", но ни о предпосылках, ни о желаниях, ни возможностях практически ничего нет.
    Тема раскрыта на уровне, как писали раньше в книгах - для младшего школьного возраста.
  6. ASAD
    ASAD 4 мая 2020 08:28
    0
    Извините за наивный вопрос,а современный танк выдерживает выстрел современного ПТУРа ?
  7. demiurg
    demiurg 4 мая 2020 08:39
    0
    Получился замкнутый круг.
    Наступающая пехота получила дот и артиллерию в виде танка во время наступления. Концентрируя танки, можно было получить преимущество перед обороняющимися в количестве стволов и дотов (это если оставить за скобками гаубичную/минометную артиллерию, и само количество пехоты и прочего). Долговременные оборонительные укрепления потеряли смысл, максимум окопы и блиндажи.
    Средствами ПТО обороны пришлось утыкать всё, начиная от отделения. Процентов 20-25 современных пехотинцев предназначены для борьбы с танками (это если считать со стрелка РПГ в отделении, птрк на ротном и батальонном уровне). Появились мысли что танк не нужен. Но если убрать с поля боя танки, чем будет занято все ПТ средства? Против БМП достаточно 30-35мм пушек.

    Как только кто то откажется от танков, он тут же теряет возможность прорыва эшелонированной обороны. И возможность быстрого восстановления прорванного фронта тоже кстати теряет. Это войне против равного противника. Танк это в первую очередь мобильный дот для пехоты. Все остальное от лукавого. В локальных конфликтах против слабого противника танки не нужны.
  8. AllBiBek
    AllBiBek 4 мая 2020 08:55
    -1
    За более чем полтысячи лет до проекта бронекаретки Шумана у китайцев подобное уже было в мелкой серии, например в одной такой - трофейной - на старости лет предпочитал передвигаться в походах тот же Субудай.
  9. Arzt
    Arzt 4 мая 2020 15:47
    0
    Предпосылки начались еще в Древнем Риме.

  10. Авиатор_
    Авиатор_ 4 мая 2020 16:22
    0
    Тема интересная. Изложение невнятное. Принцип - подвижное защищённое оружие для сопровождения войск при наступлении. В изложении по годам большая дыра - от Леонардо с его рисунком и до XIX века. Кстати, я бы не стал преувеличивать влияния прекрасного художника эпохи Возрождения на военную мысль того времени. Этого влияния вообще никакого не было. Повозки Таборитов по крайней мере были в деле лет на 20 раньше, чем Леонардо сделал свой рисунок. (Возможно, он пытался их как-то усовершенствовать?) Слабая статья.
  11. Крым26
    Крым26 4 мая 2020 17:23
    +1
    Каретка Шумана никакой конной тягой не перемещалась. Перевозка её с помощью "телеги" от "склада" до "позиции" отношения к её боевой "подвижности" имеет такое же, как и трАйлер для "подвижности" современного танка. На своих колёсиках она передвигалась усилием пары солдат, её рельсовый путь ограничивался максимум десятком метров и всё её достоинство - не нужно было устанавливать на постоянной основе орудия на позициях, а только дешевые бетонные "карманы". Есть нужда - прискакала "телега"- каретку по рельсам вкатили в "карман" - орудие готово. Нет нужды - выкатили на "телегу" и увезли на "склад". Что-то типа современного "боевого модуля".
  12. irontom
    irontom 4 мая 2020 19:16
    +1
    Статья безграмотная - автор поминает "танк" Менделеева, хотя машина по своему предназначению вообще не танк а самоходная береговая батарея. Про предложение бронированной машины на гусеничном ходу ГАУ от полковника Гулькевича в мае 15-го, Автор видно не слыхал, о его реализации на купленном за свой счет Гулькевичем на шасси трактора Эли-Чалмес в 16-м году "Ахтырце" тем более.
  13. Саша_рулевой
    Саша_рулевой 6 мая 2020 08:41
    -1
    Деревянный танк описан у Фазиля Искандера в "Сандро из Чегема".

    Он увидел деревянное сооружение, чуть выше человеческого роста, гигантский ящик, слегка приподнятый колесами над землей. Колеса были закреплены изнутри и едва высовывались из-под боковой стены сооружения.
    Дядя Сандро сразу же догадался, что это так сделано для того, чтобы защищать колеса от вражеских пуль, и удивился военной хитрости меньшевиков.
    Продолжая наблюдать, дядя Сандро пришел к выводу, что боковые стены сооружения сдвоены, потому что на одной из них довольно свободно стоял солдат и что-то доделывал лопатой. Как только дядя Сандро догадался, что стены сдвоены и только потому солдат так свободно стоит на стене, он тут же сообразил, что солдат выравнивает и трамбует песок, насыпанный между стенами.
    Тут дядя Сандро окончательно раскусил назначение этой крепости на колесах. Он понял, что меньшевики под ее прикрытием постараются переехать через мост.


    Забавно, но деревянный "танк" себя оправдал, меньшевики дальше по сюжету повести разбили красных.
  14. Knell Wardenheart
    Knell Wardenheart 21 июня 2020 12:50
    0
    Концептуально принцип танка использовали еще гуситы со своими бронеповозками, если я не ошибаюсь. Там и пушки приделывали, и броню, только двигателя не хватало .Решающим фактором для рождения танка и многой прорывной военной техники стала экономическая стоимость "классического" прорыва некоего абстрактного участка фронта. Пока для успеха было достаточно N-снарядов и N-пушечного мяса - гнали бы в атаку и гнали , как столетьями до этого. Выше N-значения цена уже была запредельной (относительно тактической и иной ценности захваченного) - так и открывались золотые двери инноваций . Так они к сожалению открываются и до сих пор..
  15. Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 26 июня 2020 07:38
    0
    Гуляй-поле вот первый танк оказавший стратегическое значение и позволивший спасти Россию в 16 веке.