Военное обозрение

Названы причины жалоб американских пилотов F-35 на мультимедийные шлемы

42

В США предпринимаются попытки решения проблемы с невероятной дороговизной мультимедийных шлемов (ММШ) для военных лётчиков. Речь главным образом идёт о шлеме для пилотов истребителей пятого поколения F-35.


Американские лётчики крайне негативно отозвались об изначальном решении производителя шлемов с OLED-дисплеем (OLED HMD) осуществлять замену ММШ через 4 года эксплуатации - после завершения срока гарантийного обслуживания. Недовольство состоит в том, что такие шлемы поставляются в ВВС и ВМС США по цене около 400 тысяч долларов (изначально и вовсе – по $700 тысяч), но при этом в них всякий раз обнаруживаются серьёзные недостатки. Мало того, производители дали понять, что могут предоставить по мультимедийным шлемам гарантию в 48 месяцев и не больше.

От пилотов в адрес производителя стали поступать жалобы на то, что в условиях низкой освещённости отслеживать информацию, которая транслируется на ММШ либо крайне затруднительно, либо совершенно невозможно. Кроме того, при наклонах головы пилота в полёте на мониторе шлема возникает свечение в части спектра, близкой к зелёному, и это свечение отвлекает лётчика и дезориентирует его.

В марте-апреле текущего года мультимедийные шлемы для пилотов F-35 снова прошли через определённую доработку. Сообщается, что теперь производитель готов продлить гарантийное обслуживание на период свыше 4-х лет, что «приведёт к снижению стоимости лётных шлемов». О том, какой именно окажется итоговая цена ММШ после такого решения, не сообщается.

Одной из задач, которую решает производитель ММШ и на которую обращают внимание пилоты сегодня, является задача по стабильной работе программного обеспечения шлема. По некоторым данным, обнаруживаются сбои ПО при полёте на большой высоте, где высок показатель ионизации воздуха.
42 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Avior
    Avior 3 мая 2020 15:40 Новый
    +5
    Моя молодежь взяла плйстейшн с такими очками
    Ощущения сильные, но глаза со временем у меня устают
    1. Starover_Z
      Starover_Z 3 мая 2020 15:58 Новый
      0
      Цитата: Avior
      Ощущения сильные, но глаза со временем у меня устают

      Вот-вот, американцы тоже жалуются ! А не надо много мультиков смотреть, да и в советское время телевизор рекомендовали смотреть с дистанции не менее 8 высот экрана, а тут экраны прямо на глазах !
      1. Avior
        Avior 3 мая 2020 15:59 Новый
        +3
        Другие экраны сейчас
      2. voyaka uh
        voyaka uh 3 мая 2020 16:12 Новый
        +15
        Что телевизор... А от чтения книг как глаза портятся! Буквочки, буквочки...
        Вот раньше было здоровье: утром пашешь в поле - пришел домой - поел - ложишься спать. Ни телевизора, ни книг, ни компа good
        У всех глаза были здоровые, очки крестьяне не носили! laughing
        1. Vol4ara
          Vol4ara 3 мая 2020 16:25 Новый
          +28
          Цитата: voyaka uh
          Что телевизор... А от чтения книг как глаза портятся! Буквочки, буквочки...
          Вот раньше было здоровье: утром пашешь в поле - пришел домой - поел - ложишься спать. Ни телевизора, ни книг, ни компа good
          У всех глаза были здоровые, очки крестьяне не носили! laughing

          А потом читаем у Гоголя "дверь нам открыла старуха лет сорока". Глазки здоровые, а вот все остальное нет
        2. Alex Nevs
          Alex Nevs 3 мая 2020 17:09 Новый
          0
          Что в корне не совсем правильно. А развитие. А НТП.
          1. Николай Иванов_5
            Николай Иванов_5 3 мая 2020 17:55 Новый
            +1
            Ведро с прорезью им на голову одеть надо, а не мультимедийные шлемы. Толку будет американским летчикам больше и дешевле. Буржуи в Штатах еще те мошенники, что им чхать даже на свою армию.
  2. NF68
    NF68 3 мая 2020 15:42 Новый
    +7
    Если шлемы с изначальной стоимостью в 700 тысяч за штуку имеют много недостатков, то пусть попробуют изладить шлемы стоимостью в 1 лям. Вдруг эти окажутся лучше?
    1. Sky Strike fighter
      Sky Strike fighter 3 мая 2020 15:48 Новый
      +2
      А лучше за 1 лярд.
      1. NF68
        NF68 3 мая 2020 15:50 Новый
        -1
        Цитата: Sky Strike fighter
        А лучше за 1 лярд.


        Дороговато даже для матрасников будет.
        1. Alex Nevs
          Alex Nevs 3 мая 2020 17:10 Новый
          +2
          А шо. Они же полосатые, им ничего не будет.
          1. NF68
            NF68 3 мая 2020 21:31 Новый
            +1
            Цитата: Alex Nevs
            А шо. Они же полосатые, им ничего не будет.


            Бумага и краска для их зеленых денег имеется в избытке. Напечатают сколько надо.
      2. Спектр
        Спектр 3 мая 2020 16:04 Новый
        +1
        Думаю Вы не далеко от истины, ведь они увеличили "срок гарантии", а это дорогого стоит. lol
    2. Пессимист22
      Пессимист22 3 мая 2020 15:50 Новый
      0
      Думаю что если раза в три дороже будет значительно лучше.
  3. knn54
    knn54 3 мая 2020 15:47 Новый
    +9
    За такую цену мог бы и волосы сушить.
    1. Спектр
      Спектр 3 мая 2020 16:13 Новый
      0
      А вот как обстоят дела у нашего Су-57.
      https://aviation21.ru/su-57-krugovoe-zrenie-i-10-tonn-vooruzheniya/
    2. Пленник
      Пленник 3 мая 2020 20:03 Новый
      0
      laughing И завивку делать.
  4. рюрикович
    рюрикович 3 мая 2020 15:51 Новый
    +16

    У нас уже в конце 70-х был прототип "мультимедийного" шлёма bully
    "Урри,Урри, где у него кнопка?!"
    1. Sky Strike fighter
      Sky Strike fighter 3 мая 2020 15:53 Новый
      -4
      Да и сейчас проблем с этим нет.
      https://aviation21.ru/su-57-krugovoe-zrenie-i-10-tonn-vooruzheniya/
    2. sabakina
      sabakina 3 мая 2020 17:31 Новый
      +2
      Андрей Николаевич Глинский, если уж начал, то иди до конца!
      1. рюрикович
        рюрикович 3 мая 2020 19:04 Новый
        +1
        Цитата: sabakina
        если уж начал, то иди до конца

        Так я ж и сказал - мультимедийный good ,даже штангу выдерживал request wink
  5. Carnifexx
    Carnifexx 3 мая 2020 15:58 Новый
    +1
    Кто быстрее добьется комфорта виртуального шлема - военные или бизнес? Интрига. Бизнесу проще конечно - меньше требовании, больше свободы в ПО, да и инвестиции туда больше. Будем посмотреть.
  6. Вольный ветер
    Вольный ветер 3 мая 2020 16:12 Новый
    +1
    Я не специалист конечно, но в условиях низкой освещенности экраны видно лучше, чем в яркий солнечный день. А кто американских летчиков спрашивал, о том когда следует менять шлемы. Им это фиолетово. Статья высосана из пальца . не ссылок нет откуда это взято.
  7. Pvi1206
    Pvi1206 3 мая 2020 16:33 Новый
    +1
    США может закупать шлемы и по миллиону...там не убудет...а что касается недостатков, то они есть везде...главное чтобы достоинств было больше...чем сложнее устройство, тем больше недостатков обнаруживается в нём в процессе эксплуатации...доводка до ума занимает годы...если, конечно, есть финансирование...
    1. Пленник
      Пленник 3 мая 2020 20:05 Новый
      +1
      В случае матрасных, пусть будет больше недостатков хороших и разных и что бы цена заоблачная. yes
  8. APASUS
    APASUS 3 мая 2020 16:39 Новый
    0
    Что себе позволяют пилоты F-35,как они могли себе это позволить ? Это супер пупер новинка ,нигде в мире не у кого таких гаджетов нет ,а они жалуются .
  9. iouris
    iouris 3 мая 2020 17:03 Новый
    +1
    Таким образом, применение ядерного оружия приведёт к отказу всех приборов, которые не используют ламповые усилители.
  10. ximkim
    ximkim 3 мая 2020 17:09 Новый
    +1
    Страно..Какая то секретная информация, и она вылезла наружу .Ну да ладно.. Кто производит шлемы?
  11. А. Привалов
    А. Привалов 3 мая 2020 17:25 Новый
    +1
    Названы причины жалоб американских пилотов F-35 на мультимедийные шлемы

    Кем они названы?
    В США предпринимаются попытки решения проблемы

    Кем?
    Шлемами занимается Rockwell Collins они не сообщали о каких-то особых проблемах. О ценах вообще никто не заикался. Там снижение идёт постоянно и зависит от количества заказов. О гарантии на многолетние сроки вообще говорить смешно. Тонкая электроника даже по закону имеет очень высокую амортизацию после 24 месяцев вообще обесценивается и на списание может идти. А через 48 месяцев (это же 4 года!) может вообще новый шлем появиться.
    В марте-апреле текущего года мультимедийные шлемы для пилотов F-35 снова прошли через определённую доработку.

    Элементарная база не стоит на месте, появляются новые технологии, материалы и пр. Всё это тут же идёт в дело.

    Где источник?
    1. KVIRTU
      KVIRTU 5 мая 2020 20:23 Новый
      0
      А собственно и не важно, Блумберг источник, или какой другой. Песня одна и та же лет 5 в разных изданиях : 400 тыс. и дальше вариации.
      Статья для раздела История.
  12. Макс1995
    Макс1995 3 мая 2020 17:33 Новый
    0
    Непонятно. Вот если бы с нашими шлемами сравнить от су 57. Стоимость, эффективность.
    Низзя?
    Тогда со шлемами Ф16 , Су 35, миг 39, ту 142....
    1. Avior
      Avior 3 мая 2020 17:57 Новый
      +4
      Нашлемные системы целеуказания есть давно, и на многих самолетах используются, но других шлемов такого типа как тот, что в описании, просто нет, поэтому сравнивать пока особо не с чем.
      Позже, конечно, появятся.
    2. Bez 310
      Bez 310 3 мая 2020 18:51 Новый
      0
      Цитата: Макс1995
      Тогда со шлемами Ф16 , Су 35, миг 39, ту 142....

      Расскажите о шлемах Ту-142.
      1. bober1982
        bober1982 3 мая 2020 19:24 Новый
        0
        Старый добрый шлемофон.
        1. Bez 310
          Bez 310 3 мая 2020 20:56 Новый
          +1
          Цитата: bober1982
          Старый добрый шлемофон.

          Не надо подсказывать!
          Кто может найти, летает в "гарнитуре".
  13. Младший рядовой
    Младший рядовой 3 мая 2020 17:34 Новый
    +2
    Цитата: voyaka uh
    Что телевизор... А от чтения книг как глаза портятся! Буквочки, буквочки...

    Читать тоже надо правильно уметь. Смотрение ТВ в темном помещении или чтение книг на пляже никому ещё глазного здоровья не прибавляло. А советские офтальмологи зарядку для глаз рекомендовали.
  14. Ros 56
    Ros 56 3 мая 2020 17:57 Новый
    +1
    Да быть такого не могёт, у исключительных, да чтобы шлемы не фурычили, клевета-а-а.
  15. Комментарий был удален.
  16. FreeDIM
    FreeDIM 3 мая 2020 19:13 Новый
    -2
    Чтобы пилоты перестали жаловаться, нужно залить в бортовой комп новый HalfLife :)
  17. iouris
    iouris 3 мая 2020 20:13 Новый
    0
    "Шлем" - это условное сильно упрощённое название системы, не раскрывает её функциональное назначение. На самом деле это чрезвычайно сложные интерфейс управления боевым авиационным комплексом.
  18. grumbler
    grumbler 3 мая 2020 20:16 Новый
    +1
    Нормально. Это детские болезни любой сложной технологии. Шлем лишь часть системы сбора и отображения данных. Если "препроцессор" криво осуществляет отбор и композицию данных с разных каналов, то и появляются такие глюки. Модуль подготовки и отображения просто не может обработать "сырые", недостаточные данные, или напротив захлебывается от избыточных. Типичная проблема.

    У нас в системах отображения тоже самое, при том, что у нас просто динамические таблицы и картография, а не живые картинки. Но когда нужно обеспечить оператору "ситуационную осведомленность" (независимо того, это "стеклянная кабина" истребителя или брокерская система или система бронирования билетов),
    а данные обновляются очень часто - начинаются проблемы: таблицы "слепнут", обновление лагает, операторам приходится принудительно "обновляться".

    А тут еще сам шлем с обратной связью - зависит от направления головы и взгляда. Датчики ускорений могут плохо себя вести (при внешних перегрузках). Это Очень тяжелые вычисления в "риал-тайме". Нужно грамотно организовывать буферизацию, использовать предварительный расчет и "умную" загрузку данных (когда система, условно, "сама" понимает" куда посмотрит пилот, чтобы подгрузить данные в модуль отображения и успеть их подготовить).
    Будут как и мы месяцами жить "у тела", пока не заработает как надо. Будни всех АСУшников :))
  19. Яро Полк
    Яро Полк 4 мая 2020 06:56 Новый
    0
    Это как в перчатках работать, или в презервативе, этот ЧлемоФон только мешает laughing
  20. grumbler
    grumbler 7 мая 2020 18:00 Новый
    0
    Вообще, такие VR-шлемы кажутся куда полезнее для "удаленных операторов" БПЛА. Кроме "виртуальной" другой у них нет. Условия эксплуатации "почти бытовые" - нет перегрузок, вибраций, перепадов давления, ионизации. Но, с другой стороны, для операторов БПЛА, лучше что-то иное, чем шлем ("кокон виртуальной реальности") - в шлеме сложно высидеть несколько часов вахты, каким бы легким и удобным он не был. Тем более, на земле мы не ограничены габаритами, массой и пр.

    А для "полевого пилота" уместнее что-то лучше сохраняющее контроль, более надежное в таких тяжелых условиях эксплуатации и более практичное в плане цены, гарантии. Или переходить к радикально более дешевым и часто обновляемым решениям: "хронический апгрейд", подразумевающий построение системы по принципу "открытой модульной архитектуры", плагинов. Как в последнем варианте концепции NGAD, Next Generation Air Dominance (см. http://nvo.ng.ru/nvoevents/2019-09-20/100_190920pentagon.html , https://topwar.ru/162696-peresmotr-programmy-ngad-istrebitel-za-pjatiletku.html). Когда "спринты" обновления "железа" определяются моральным устареванием, а не физическим (что типично для цифровой эпохи - бессмысленно делать долго и "слишком хорошо", если завтра появится новая технология, которая обесценит все эти усилия).