И «Витязь», и «Прометей»: колёсные шасси БАЗ для российских ЗРК

67

С апреля на вооружение ВС РФ начали поступать новейшие зенитные ракетные комплексы С-350 «Витязь». Одно из новшеств для средств ПВО – использование шасси от брянских производителей. Речь идёт об автомобильной платформе, созданной на Брянском автомобильном заводе (БАЗ). Это предприятие, которое пять лет назад получило дополнительный импульс развития, став частью концерна ВКО «Алмаз-Антей».

Брянский автозавод многие годы специализируется на создании специальных колёсных шасси и тягачей грузоподъёмностью до 40 тонн. Если ранее продукция БАЗа в основном предназначалась для удовлетворения потребностей нефтегазовой отрасли, то теперь она превращается в основу для новейших и перспективных ракетных комплексов.



Решив снизить зависимость от белорусских производителей в сфере оборонно-промышленного комплекса, автомобильное шасси для средств ПВО выбиралось, исходя из нескольких ключевых параметров.

Первый из них – высокая проходимость. Очевидно, что колёсное шасси должно обеспечивать движение техники даже на тех дорогах (или здесь лучше применить термин – «направлениях»), которые могут буквально «посадить в лужу» практически любое другое колёсное транспортное средство. Брянские автомобилисты обеспечивают осевую нагрузку на все виды своей спецтехники не более 10-12 тонн. Это и является залогом того, что шасси может применяться на всех видах дорог, вплоть до изрядно размытой «грунтовки».



Но размытая «грунтовка» - это далеко не единственный вариант плохих дорог, где БАЗ может проходить без особых проблем. Техника с нагрузкой в виде пусковых установок ЗРК или радарных систем может эксплуатироваться в пустынной местности и даже тундре.

А во время участия в Международных армейских играх брянский БАЗ выполнял движение на невероятных высотах – свыше 4 км над уровнем моря - в горах Кавказа.

Второй важный параметр - подходящая грузоподъёмность.

Одна из применяемых автоплатформ – БАЗ-69095 с колёсной формулой 6х6.1. Именно так её определяет сам производитель техники. Это платформа с нагрузкой на ось 11,5 т. Машина оснащается двигателем мощностью 400 л.с. и механической 3-ходовой двухдиапазонной коробкой передач ЯМЗ-2393-20. Общее количество передач – 10 (1 задняя). Подвеска БАЗ-69095 - независимая 2-торсионная с амортизаторами на каждом из колёс. Ёмкость баков – 625 л. Ширина колеи по внешним кромкам колёс – 2750 мм. Общая высота (без учёта открытого бокового люка (капота) обслуживания двигателя) – 3080 мм.



Для ЗРК С-350 «Витязь» используется другая колёсная формула. Брянский автомобильный завод предлагает несколько вариантов колёсной формулы 8х8, включая БАЗ-69098. В гражданской модификации это шасси определяется как крановое с массой монтируемого оборудования около 20,5 тонн. Нагрузка на ось соответствует варианту БАЗ-69095 – 11,5 тонн.



Скорость хода в колонне комплекса С-350 "Витязь" - до 60 км/ч. Скорость - это ещё один параметр, на который обращалось внимание при выборе платформы.

Другой вариант спецтехники с колёсной формулой 8х8 - БАЗ-690902. В этом случае масса монтируемого навесного оборудования составляет уже 26,8 т при полной массе около 44 тонн.



Важно отметить, что перспективные российские зенитные ракетные комплексы С-500 «Прометей», по последним сведениям, также будут устанавливаться на брянские колёсные шасси. Эти системы, которые можно относить и к противоракетному щиту России, запланированы к серийным поставкам в Вооружённые силы на текущий год. Ранее отмечалось, что поставки могут начаться во втором полугодии 2020-го.
67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    4 мая 2020 18:48
    Правильная новость...
    1. +13
      4 мая 2020 18:54
      Цитата: Pvi1206
      Правильная новость...

      Увы, но жизнь показывает, что в случае выпуска жизненно важной техники для армии, производство должно быть свое...и на своей территории.
      1. +2
        4 мая 2020 19:31
        Увы, но жизнь показывает, что в случае выпуска жизненно важной техники для армии, производство должно быть свое...и на своей территории.

        Почему бы нам и не сделать? soldier
      2. -5
        4 мая 2020 20:57
        Так у БАЗА комлектующие с мзкт таже самая рама и свой должно быть не хуже импорта
      3. +2
        5 мая 2020 04:45
        Цитата: svp67
        производство должно быть свое...и на своей территории.

        Брянск всё ещё под литовцами??? belay "В 1356 году литовский князь Ольгерд присоединил Брянск к Великому княжеству Литовскому." laughing
      4. 0
        6 мая 2020 14:25
        А как теперь бацка жить то будет, у него хто его тягачи то купит, если есть БАЗ, да и можно ведь чего нить ввести и брлорусские тягачи усё
    2. 0
      4 мая 2020 21:26
      Хорошая статья good
  2. +11
    4 мая 2020 18:52
    Алексей, хотелось бы увидеть статью, где приводилось бы сравнение машин БАЗ и МЗКТ одного класса. Причем, сравнение всестороннее, начиная от технических характеристик, надежности и заканчивая ценой и стоимостью эксплуатации.
    Радует, что в данном классе у нас появился отечественная альтернатива минским тягачам. Но вот в сегменте более тяжелых тягачей (16*16), использующихся для мобильных стратегических ракет, работы над которыми были поручены КАМАЗу, в последнее время новостей нет совсем.
    1. avg
      +22
      4 мая 2020 19:15
      Даже сравнивать нечего, только свое. Особенно после всех фортелей Луки. Одно только хамское: "Не ума, не денег не хватит" чего стоит. И это при том, что БАЗ и КАМАЗ в течении длительного времени совершенно искусственно, по договоренности, были отодвинуты от подобной тематики. Беларусь вообще старается не пускать нас на свой рынок, а вот от нас требует полной открытости и преференций.
      1. -3
        4 мая 2020 19:33
        Цитата: avg
        Даже сравнивать нечего, только свое.

        Я не имел в виду отказ от покупки своих машин, если они окажутся хуже, по сравнению с минскими. Несомненно, приоритет нужно отдавать отечественным машинам и развивать этот сегмент машиностроения. При этом все же интересно сравнение с имеющимися зарубежными аналогами. Но полностью отказаться от минских тягачей Россия не может. Проект "Платформа", по которой КАМАЗ должен был разработать тяжелые многоцелевые машины: 16х16 с грузовой платформой и грузоподъемностью 85 тонн, 12х12 на 50 тонн и четырехосный полноприводный тягач с возможностью буксирования прицепа массой в 90-160 тонн, кажется, провалился. Уж слишком революционной была задумка, когда электрическая трансмиссия должна была передавать ток на электромоторы, стоящие для каждого колеса отдельно.
        1. +3
          4 мая 2020 19:53
          Когда-то на МАЗе был создан образец МАЗ-7907. Окончательно он был готов в 1985 году. Платформа И создана практически аналогично тому старому МАЗу. Со всеми проблемами 1985 года. Из-за этих проблем машина оказалась не нужна никому..
          1. +3
            4 мая 2020 20:58
            Виноват, Платформа О, стар стал, зрение уже не то.
        2. avg
          +7
          4 мая 2020 20:52
          Проект "Платформа",... кажется, провалился.

          "Платформа-О" для "Тополей" и "Ярсов" приняты на вооружение. (Сделано у нас https://sdelanounas.ru/blogs/117868/)
          Возможно будет нужно устранять "детские болезни", возможно "не детские", но это нужно делать. Лукашенко веры нет.
          1. 0
            5 мая 2020 21:40
            Цитата: avg
            Возможно будет нужно устранять "детские болезни"

            Писали, что по результатам испытаний "Платформы-0" основная проблема это защита эл.двигателей колес от попадания воды, пыли, грязи... Но это было года три назад. Возможно, что проблему к настоящему времени решили
    2. +11
      4 мая 2020 21:03
      Цитата: kjhg
      сравнение всестороннее, начиная от технических характеристик, надежности

      БАЗ совсем не новичок в деле создания шасси для вооружения. Ураган, ОСА, Точка и др.
      На шасси БАЗ можно смонтировать и ЗРАК типа Панцирь. Почему для него выбрали КамАЗ, автомобиль повышенной проходимости вместо специализированного внедорожного шасси неведомо.
      Возможно, просто все БАЗы идут для ЗРК концерна "Алмаз-Антей".
      Если сравнить с МЗКТ таким же 8*8 с БАЗ, то обнаружится, что по ТТХ они весьма схожи, только МЗКТ несколько габаритнее. По крайней мере, в диапазоне до 40 тонн грузоподъёмности продукцию МЗКТ БАЗами заменить можно и нужно.
      А свыше, так это Платформа-О, есть заявления, в том числе и Шойгу, что тяжелые тягачи с электротрансмиссией приняты на вооружение.
      1. -1
        4 мая 2020 23:26
        "А свыше, так это Платформа-О, есть заявления, в том числе и Шойгу, что тяжелые тягачи с электротрансмиссией приняты на вооружение."
        А реально выпускаются? Просто у нас такое бывало, что какой нибудь образец вооружения проходит испытание, все ОК, официально принят на вооружение и все....., те. как бы принят, но не заказывается или есть там где то пара тройка штук, да и ладно. Классический случай - вертолет КА-50,
        1. +2
          5 мая 2020 10:31
          Цитата: wlkw
          А реально выпускаются?

          Сколько, где, для каких образцов вооружения и из каких комплектующих? wink
          Ну не всё же в области производства ВВТ должно докладываться и обсуждаться для услаждения наших с вами патриотических сердец. Темы их количества и качества, вообще то, закрытые. Дают для бодрости граждан "утечки в части касающейся", причём не всегда точные, для бодрости и всё-с.
      2. +3
        5 мая 2020 14:51
        Цитата: алексеев
        Почему для него выбрали КамАЗ, автомобиль повышенной проходимости вместо специализированного внедорожного шасси неведомо.

        Почему не ведома ? Сердюков был министром обороны и в совете директоров КАМАЗа одновременно, вот и был уклон закупок военной техники у КАМАЗа.
        Да и деньги на "Платформу-О" если бы выделили БАЗу, думаю, они были бы потрачены более рационально, так как подобные платформы именно их профиль, а не КАМАЗа.
    3. +3
      5 мая 2020 15:52
      Цитата: kjhg
      Но вот в сегменте более тяжелых тягачей (16*16), использующихся для мобильных стратегических ракет, работы над которыми были поручены КАМАЗу, в последнее время новостей нет совсем.

      Зато Курганский завод благополучно похоронили.
      1. +3
        5 мая 2020 21:57
        Цитата: Грица
        Зато Курганский завод благополучно похоронили

        А какой магазинище в его цехах отгрохали. На страх всем супостатам.
        1. +2
          6 мая 2020 14:08
          Цитата: Piramidon
          А какой магазинище в его цехах отгрохали. На страх всем супостатам.

          Очень похоже на магазинище "Зеленый остров" во Владивостоке. Который стоит на месте бывших цехов некогда мощного завода "Радиоприбор". На котором я когда то работал, выпуская продукцию для ВМФ. Из принципа теперь в этот магазин не захожу...
    4. 0
      6 мая 2020 14:29
      Наш БАЗ лвчше мзкт, так как он наш, а мзкт не наш и если русские со знаком качества играют ч многовекторность, то теперь только за свой счет, им и деньги отдавать ещё надо, так что наш однозначно лучше, а если ещё и до ума довести, то цены ему не будет, кстати в СССР обучали отдельно на БАЗ и МЗКТ, при наличии водялок на мзкт на БАЗ не сядешь
  3. -8
    4 мая 2020 19:01
    Поставили бы ещё Бук на трёхосное шасси. МЗКТ делает такой. Многие страны выбирают именно колёсное шасси , а не гусенечное
    1. +2
      4 мая 2020 21:19
      Зачем? Разве нужен бук на колёсах request
      1. +2
        5 мая 2020 14:53
        Цитата: tanki-tanki
        Зачем? Разве нужен бук на колёсах request

      2. 0
        5 мая 2020 15:57
        Цитата: tanki-tanki
        Зачем? Разве нужен бук на колёса

        Нужен и на гуслях и на колесах. У каждого своя ниша. К тому же у белорусов есть прекрасная колесная платформа для Буков, Торов и Панцирей.
  4. +3
    4 мая 2020 19:12
    А дизель на всех вариантах один стоит ?400л.с.? Тутаевский? И не написали про версию 10х10.
    1. +4
      4 мая 2020 19:42
      Цитата: Zaurbek
      Тутаевский?

      Да ТМЗ. Есть у них двигатель 8463.10 500лс. 2200 Н.м..для 50т общей массы..за глаза.Это на уровне современных дизелей для автотранспорта.
      Volvo d13 от 500 до 550л.с до 2600Н.М
      10х10 отдан КАМАЗу.

      Есть еще КАМАз 7360..
      1. +1
        4 мая 2020 19:59
        Там дизеля больше тракторные. А 10х10 показывали на какой-то военной технике.у КАМАЗа рама слабее и выше. И подвеска с мостами. Для надстроек хуже.
        1. +1
          4 мая 2020 20:04
          Цитата: Zaurbek
          Там дизеля больше тракторные

          Нет. Это именно автомобильный.Хотя технически они не отличаются. Только топливная аппаратура и программа в модуле управления.
          10х10 это пять мостов. Рама расчитана на определенную нагрузку так что слабее сильнее... не понятно о чем вы.
          1. -2
            4 мая 2020 20:42
            А стенки блока должны быть толще и моторесурс выше.
            1. +3
              4 мая 2020 21:07
              Цитата: Zaurbek
              А стенки блока должны быть толще и моторесурс выше

              Странно,но у меня на машине стоит d10 volvo. 6 цилиндра ,10литров,320л.с,1450 Н.М.. При этом он легче Тутаевский восьмёрки,а уж гильзы и блоки заметно тоньше. Шатуны легче и не такие громоздкие. При этом этот мотор имеет миллионный ресурс в автопоезда полной массой 45т.
              Я как то с другого TD102F отдавал коленвал в проточку.. Токарь когда узнал откуда вал стал всячески уговаривать меня свалить из цеха вместе с валом. Но на коренных шейках износ был виден глазом их токарь и проточил..несколько раз правя круг. Коренные оказались в номинале ..-1 микрон.. Причина проста..валы volvo сделаны из пластичной стали и случаев их разрушения я практически не знаю,а вот трущиеся поверхности цементирования.. Такой же подход и к другим деталям. Так что технологичность альтернатива наращиванию массы.
              Справедливости ради..раньше к.валы на дизеля обрабатывались твч,что очень близко к цементации...,но это было давно,при СССР
              Сейчас такой фигнёй на заморачиваться.. иначе цена древней Ярославской восьмёрки будет как у нового импортного..основное конкурентное преимущество будет потеряно.
              1. 0
                4 мая 2020 21:29
                Я не специалист. Читал, что КамАЗ свой новый дизель делал с помощью Либхер и за основу брали их для спецтехники и облегчали...
                1. +4
                  4 мая 2020 21:43
                  Видимо вы перепутали слова адаптировали и облегчили. Максимум чем конструктивно они могут отличаться это распредвал. На транспортных дизелях большой рабочий диапазон..для об,емных двигателей это 1000-1500 оборотов. Для спецтехники,например с электроприводом ,такой диапазон не требуется. Можно уменьшить степень форсирования и добился повышенного к.м в несколько более узком диапазоне. Далее через редуктор приводим в движение генератор,меняя передаточные числа,на одних и тех же оборотах получаем больше или меньше ток. Для тракторов..с мехприводом, в принципе тоже самое,именно по этому там такие сложные и многоступенчатые трансмиссии. Т.емделая из стационарного дизеля транспортный надо расширить фазы ГРМ,увеличивая рабочий диапазон,перепрошить модуль управления и изменить параметры впрыска,увеличивая предел подачи. Да..ещё крутящиеся детали надо по возможности облегчить,снижая паразитические явления на высоких оборотах. Возможно отсюда облегчение..,но это даже в кг не много,а движок весит около 600-800..кг. На этом фоне..потеря десятка килограмм...ну такое...
                  1. 0
                    4 мая 2020 22:29
                    Новый мотор КАМАЗа будут строить на основе 12‑литрового дизеля Liebherr D946, который стоит на конвейере всего два года и используется только на строительной технике, но не на автомобилях. И одна из главных составляющих адаптации этих моторов к челнинским грузовикам — уменьшение массы и габаритов.
                  2. 0
                    4 мая 2020 22:34
                    Вообще жесткости блока уделили особое внимание: дизель Liebherr D946 был тяжелым — его применяли большой частью в строительной технике и в качестве стационарного агрегата, поэтому ему пришлось снижать вес. Разумеется, жесткость от этого страдать не должна.
                    1. 0
                      6 мая 2020 00:02
                      Цитата: Zaurbek
                      Новый мотор КАМАЗа будут строить на основе 12‑литрового дизеля Liebherr D946

                      Вот именно что на основе.. мотор Либхера весит 1300кг. Камазовский Р6 800кг..
                      Одно это указывает,Что камазовский мотор имеет мало общего с либхером.
                      Вероятнее всего взяты поршневые пропорции и фазы..остальное там совсем..
  5. 0
    4 мая 2020 19:16
    Если ранее продукция БАЗа в основном предназначалась для удовлетворения потребностей нефтегазовой отрасли, то теперь она превращается в основу для новейших и перспективных ракетных комплексов.

    Сначала помалу, потом помногу laughing
    1. 0
      4 мая 2020 21:35
      Правда не у всех так получается. Некоторые скоро падают.
  6. +7
    4 мая 2020 19:32
    Это предприятие, которое пять лет назад получило дополнительный импульс развития, став частью концерна ВКО «Алмаз-Антей».
    Брянский автозавод многие годы специализируется на создании специальных колёсных шасси и тягачей грузоподъёмностью до 40 тонн. Если ранее продукция БАЗа в основном предназначалась для удовлетворения потребностей нефтегазовой отрасли, то теперь она превращается в основу для новейших и перспективных ракетных комплексов.

    На самом деле, на момент прихода на завод "Алмаз-Антея" продукция БАЗ уже ни для кого не предназначалась - завод был фактически банкротом. А если бы не "А-А", то завод стал бы им и юридически - против энергетиков и банка не попрёшь.
    Арбитражный суд Брянской области отложил на 26 января 2016 года рассмотрение заявления банка "Славия" о признании банкротом АО "Брянский автомобильный завод", говорится в материалах суда.
    Причина отложения рассмотрения заявления не указана. Заявитель просит суд включить в реестр требований кредиторов должника задолженность перед ним в размере 3,6 миллиона рублей и 2,6 миллиона евро.
    Пресс-служба филиала "Брянскэнергосбыт" ООО "ТЭК-Энерго" 30 ноября сообщила, что компания добилась через суд введения самоограничения электроэнергии для Брянского автомобильного завода. "В связи с задолженностью завода за потребленную электроэнергию в размере более 30 миллионов рублей (за пять месяцев) 24 ноября арбитражный суд Брянской области удовлетворил иск ООО "ТЭК-Энерго" и обязал предприятие самостоятельно произвести ограничение режима потребления электроэнергии", - говорится в сообщении.
    1. +1
      4 мая 2020 19:52
      Цитата: Alexey RA
      авод был фактически банкротом

      Я на этом заводе был где то в 2006г. Производства авто там не велось. цеха были отданы в аренду. В одном из них я забирал огнетушители для нашей нефтебазы..их там заправляли ,опрессовывали и проч.
    2. 0
      4 мая 2020 20:00
      Как и с КЗКТ произошло
  7. +2
    4 мая 2020 19:36
    "Импортозамещение",однако.
  8. +1
    4 мая 2020 19:50
    Ха, ха, кто ни будь обязательно "завернет", что у нас не было и не будет дорог!!! Потому такие "вездеходы" и делаются soldier
    В военной приемке показывали испытания различной техники повышенной проходимости в астраханских степях ..... БАЗ вполне так качественно все испытания проходил.
    1. +1
      4 мая 2020 20:00
      Ха, ха, кто ни будь обязательно "завернет", что у нас не было и не будет дорог!!! Потому такие "вездеходы" и делаются

      Да, дороги хорошие wassat

      Это ещё ничего! wassat
      1. +1
        4 мая 2020 20:12
        Цитата: tanki-tanki
        Это ещё ничего

        Вам ещё и тут асфальт до положить?
        1. 0
          4 мая 2020 20:47
          Вам ещё и тут асфальт до положить?

          Можно было бы. wassat
          1. -2
            4 мая 2020 20:53
            Цитата: tanki-tanki
            Можно было бы.

            По весне многомгде дороги вскрылись. Зима была мягкая,реагенты использовали мало. Меньше чем обычно...раньше я по 5л минимум незамерзайки лил только до Москвы..1200км. в эту зиму уже уходило на одну поездку..т.е на пять-шпсть дней. В результате вода затекла в щели в асфальте,и в отсутсвии реагентов стала замерзать..и все..по весне дыра.
            Вопрос как быстро возьмутся за ремонт. У нас уже..как только асфальт просох выехали фрезы и сдирают верхний слой.
        2. 0
          5 мая 2020 23:35
          Цитата: dvina71
          Цитата: tanki-tanki
          Это ещё ничего

          Вам ещё и тут асфальт до положить?

      2. +1
        5 мая 2020 19:16
        Цитата: tanki-tanki
        Да, дороги хорошие


    2. -4
      4 мая 2020 20:15
      Цитата: rocket757
      Ха, ха, кто ни будь обязательно "завернет", что у нас не было и не будет дорог!!! Потому такие "вездеходы" и делаются soldier
      В военной приемке показывали испытания различной техники повышенной проходимости в астраханских степях ..... БАЗ вполне так качественно все испытания проходил.

      В России две беды. С дорогами мы справились. Что делать во второй? recourse
      1. +1
        4 мая 2020 20:54
        Климат у нас соответствующий! Для дорог не ах, а для дурней в самый раз!
        Есть свои "неудобства" и в том и в другом, но иногда как раз помогает.
      2. +1
        5 мая 2020 07:41
        Цитата: sabakina
        В России две беды. С дорогами мы справились. Что делать во второй?

        Звать Макаревича! [media=https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10263828342583139184&text=битва%20с%20дураками%20машина%20времени&path=wizard&parent-reqid=1588653561794961-1827970742315312713900291-production-app-host-man-web-yp-169&redircnt=1588653569.1] wassat
    3. 0
      5 мая 2020 23:34
      Цитата: rocket757
      Ха, ха, кто ни будь обязательно "завернет", что у нас не было и не будет дорог!!! Потому такие "вездеходы" и делаются

      По преданиям, когда японцы впервые увидели наш 469-й УАЗ с колесными редукторами, они сказали - "Эти русские чего только не придумают, лишь бы не строить хорошие дороги". laughing
      1. 0
        5 мая 2020 23:54
        Цитата: Piramidon
        "Эти русские чего только не придумают, лишь бы не строить хорошие дороги".

        А сами давай копировать Ленд-Роверы..
      2. 0
        6 мая 2020 08:17
        У нас полно направлений, которые никогда не станут дорогами .... скорее научимся летать над ними!
  9. +3
    4 мая 2020 22:02
    В СССР был избыток автомобильных заводов, не все сохранились. Хорошо, что БАЗ сохранился и востребован.
    1. Комментарий был удален.
    2. 0
      5 мая 2020 05:21
      Цитата: Pavel57
      В СССР был избыток автомобильных заводов,

      И у каждого была "своя ниша", без унификации (случай с кабиной "Урала") от 1,5 до 40 тонн, и люди были при работе, и КБ специализировалось на разработках своего "класса"... Только вот НХ всё равно автомобилей не хватало. При этом в случае мобилизации производства - много не мало, есть где развернуться, есть что перепрофилировать и специализировать.
  10. +2
    5 мая 2020 06:54
    И это все правильно, хрен его знает, что взбредет в бестолковку Луке непредсказуемому. С этим товарищем ухо надо держать востро. А свое, оно как-то спокойнее и надежнее.
    1. 0
      5 мая 2020 12:29
      ..и не только - где производится свой продукт - не теряются технологии , а улучшаются и развиваются ...
  11. -2
    5 мая 2020 09:19
    Сделано топором.
    1. +3
      5 мая 2020 13:36
      Кижи тоже сделаны топором, им надо еще уметь пользоваться.
  12. 0
    5 мая 2020 14:02
    Правильно, надо переходить к самодостаточности.
  13. +1
    5 мая 2020 23:32
    в ВКС перевести всю технику на базу БАЗа. для унификации.
  14. 0
    6 мая 2020 14:25
    Вот таких бы новостей да по-больше
  15. 0
    8 сентября 2020 22:56
    считаю, что ВКС должны иметь 1тип грузовика - БАЗ.
    ВМФ и ВДВ -камаз.
    СВ - УРАЛ
    в каждом роде войск свой транспорт.
    Унификация однако!
  16. -1
    27 ноября 2020 15:51
    Как наши авто БАЗ собирается преодолевать крутые склоны с такой кабиной ведь машина упрется в гору и все. Кабина слишком впереди.