Санитарные автомобили Великой Отечественной: специальные и кустарные

13
Санитарные автомобили Великой Отечественной: специальные и кустарные

Санитарный автобус ГАЗ-03-32 - один из первых образцов для РККА. Фото Carakoom.com

Перевозка раненых и больных является достаточно сложной задачей, для решения которой требуется особая техника, такая как санитарные автомобили. Первые машины такого рода появились у медицинской службы РККА в тридцатых годах. Развитие санитарного парка продолжалось и не прекращалось даже в годы Великой Отечественной войны.

Первое поколение


Еще со времен Первой мировой и Гражданской было известно, что раненых и больных не стоит перевозить на «обычных» легковых и грузовых автомобилях, поскольку такая поездка может привести к ухудшению состояния с самыми печальными последствиями. Больной нуждался как в присмотре медработника, так и в особых условиях перевозки.



Реальные работы по созданию санитарного транспорта для военно-медицинских подразделений стартовали в начале тридцатых годов; их вместе вели наркоматы обороны и здравоохранения. По результатам этого проекта в 1935 г. был принят единый облик санитарной машины для РККА и гражданских больниц, учитывающий потребности заказчика и возможности промышленности.


Вид на санитарное отделение. Фото Carakoom.com

На основе этой концепции КБ Горьковского автозавода во главе с Ю.Н. Сорочкиным создало несколько новых образцов. Первым стал санитарный автобус ГАЗ-03-32. Он мог строиться на шасси ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, а конструкция однообъемного кузова-фургона основывалась на автобусе малого класса ГАЗ-03-30. Машина могла перевозить четверо носилок, санитара и некоторый запас медикаментов. Вскоре появился похожий автобус ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-ААА. Он отличался увеличенным объемом кабины и наличием дополнительных мест. Максимальная унификация с другими образцами принесла свои плоды. Так, за считанные годы удалось построить более 1400 автобусов ГАЗ-05-194.

Параллельно с санитарными машинами для перевозки раненых создавались другие образцы для военных медиков. Во всех случаях речь шла о стандартном фургоне с тем или иным оснащением.

С учетом всех требований


В 1935 г. начались работы по первому санитарному транспорту, учитывающему всю специфику будущей работы. Инженеры ГАЗ изучили отечественный и зарубежный опыт, после чего сформировали полный технический облик новой машины и построили опытный образец. Последующие работы продолжались до 1938 г., и их результатом стал автомобиль ГАЗ-55-55 (часто сокращается до ГАЗ-55).


Штабной автобус ГАЗ-05-193, ставший базой для санитарного ГАЗ-05-194. Фото Sovietcars.net

Основой ГАЗ-55-55 было шасси ГАЗ-АА с удлиненными задними рессорами и дополнительными рычажными амортизаторами от ГАЗ-М1. Такое шасси отличалось мягким ходом и не трясло больных. Выхлопная труба проходила через теплообменники и обогревала кабину. Деревянно-металлический фургон по типу существующих вмещал складные лавки и крепления для носилок. Машина могла перевозить до восьми сидячих или до четырех лежачих, а также санитара.

Первые серийные ГАЗ-55-55 появились в том же 1938 г. До конца года ГАЗ изготовил 359 машин. Еще 72 шасси отправились на Казанский кузовной завод для окончательной сборки. В следующие годы темпы производства росли, этому не помешало даже начало войны.

Большой интерес представляет «бронированный мото-медицинский пункт» БА-22. Выксунский завод ДРО в 1937 г. разработал специальный бронеавтомобиль, способный забирать раненых с переднего края и безопасно доставлять их в тыл. Броневик построили на шасси ГАЗ-ААА и оснастили противопульной защитой. Крупный кормовой отсек мог вместить 10-12 сидячих или 4 лежачих раненых на носилках.


Санитарная машина ГАЗ-05-194 в эпизоде х/ф "Небесный тихоход"

Испытания и доводка БА-22 затянулись, но и по их результатам машина не устроила заказчика. Летом 1939 г. все работы прекратили. Единственный построенный санитарный броневик передали Научно-исследовательскому санитарному институту РККА для изучения и наработки опыта. Концепция санитарной бронированной машины развития не получила.

Первый опыт


Первым предприятием, выпускающим специализированные санитарные автомобили для РККА, был ГАЗ. Вслед за ним аналогичные заказы получили другие автомобильные и смежные заводы. К примеру, в строительстве ГАЗ-55-55 участвовал уже упомянутый Казанский кузовной завод. Производство развивалось и набирало темпы, но все еще не могло удовлетворить потребности военно-медицинской службы.

После нескольких лет эксплуатации и многочисленных учений, в июле 1938 г. санитарные машины впервые задействовали в ходе реальной войсковой операции. Во время боев на о. Хасан военные врачи показали все свои умения и в полной мере использовали имеющуюся технику. В дальнейшем ГАЗ-55-55 и другие машины использовали в районе р. Халхин-Гол.


Тот же "киногерой" с другого ракурса

В обоих случаях выяснилось, что санитарные автомобили, при всех своих очевидных преимуществах, имеют недостаточную вместимость, и поэтому часть раненых приходилось перевозить обычными грузовиками. Такую проблему можно было решить путем увеличения численности существующей техники или за счет создания новых образцов с увеличенными фургонами.

Впрочем, на состоянии санитарного парка в тот период благотворно сказывались поставки любой техники. По разным оценкам, к лету 1941 г. в военно-медицинских структурах имелось не более 40-50 проц. от требуемого количества санитарных автомобилей. На закрытие всех потребностей могло уйти еще несколько лет.

Импровизация военного времени


На момент нападения гитлеровской Германии в РККА имелось несколько тысяч санитарных автомобилей. Так, количество одних только ГАЗ-55-55 приближалось к 3,5 тыс. Значительную долю парка составляли автобусы ГАЗ-03-32, ГАЗ-05-194 и другие схожие машины.


Опытный броневик БА-22. Фото Kolesa.ru

Тем не менее, этого не хватало. Нагрузка на автомобильные подразделения резко выросла. Кроме того, появились первые потери – гитлеровцы не стесняли себя конвенциями и нападали на медиков. В таких условиях требовался любой доступный транспорт.

Санитарную специализацию вновь «освоили» грузовики. Раненых укладывали или усаживали в кузов, а водитель старался ехать как можно более аккуратно во избежание последствий. При возможности грузовики минимально дорабатывались. Для упрощения санитарной обработки кузов засыпали песком и выстилали соломой. От тряски лежачих спасали привязные ремни и крепкие руки более здоровых товарищей.


Автомобиль ГАЗ-55-55 военного выпуска. От довоенных машин его можно отличить по упрощенным крыльям. Фото Carakoom.com

Выполнялась мобилизация гражданской техники. При возможности, у больниц брали специализированный транспорт. В конце 1941 г. по требованию Госкомитета обороны Мосгорисполком передал военно-медицинской службе около сотни автобусов, обслуживавших столицу. После минимальной переделки они стали санитарным транспортом и начали возить пассажиров, нуждающихся в медпомощи.

Автозаводы продолжали выпуск серийной техники. Для ускорения и удешевления производства принимались различные меры. К примеру, в 1942 г. начался выпуск машин ГАЗ-55-55 на шасси ГАЗ-АА в его исходном виде, без «мягкой» подвески. К прежней комплектации удалось вернуться лишь в 1943-м. Силами других предприятий тоже выпускались автобусы и фургоны на серийных шасси. Существенный вклад в пополнение парка внесли импортные поставки по ленд-лизу.

Несмотря на все сложности и потери, промышленность и медслужба продолжали работу и наращивали численность санитарного транспорта. Уже к январю 1944 г. укомплектованность подразделений автомобилями превысила 70%. В обозримом будущем этот параметр мог вырасти с понятными положительными последствиями.


Погрузка раненых в ГАЗ-55-55. Сидячий больной помогает погрузить носилки с лежачим товарищем по несчастью. Фото Carakoom.com

Миллионы жизней


Всего за годы Великой Отечественной войны было госпитализировано более 22,3 млн красноармейцев и командиров, из них почти 14,7 млн – в связи с ранениями и травмами, остальные – по болезни. Военные врачи вылечили и вернули в строй более 72% раненых и свыше 90% больных. Таким образом, вернулись в армию и продолжили бить врага более 17 млн военнослужащих.

Такие показатели стали возможными, в первую очередь, благодаря самоотверженному труду врачей, медсестер и санитаров. А их труд обеспечивался разнообразной материальной частью. Неоценимую помощь врачам оказали автомобили специального и общего назначения и их экипажи. Без их работы военная медицина не смогла бы спасти тысячи и миллионы жизней.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +15
    9 мая 2020 18:25
    Мой дед простой санитар медсанбата. Перевозил раненых.
    Вернулся с медалью "за боевые заслуги".
    Сколько же жизней раненых фронтовиков спасли врачи, медсёстры и простые санитары !
    Сколько буду жить, столько буду помнить и благодарить и тех, кто воевал, и тех кто спасал...
    1. +8
      9 мая 2020 19:33
      Цитата: prior
      Мой дед простой санитар медсанбата.

      Честь ему и хвала за сотни, а то и тысячи спасенных жизней...
      Санитарный транспорт Великой Отечественной: специальный и кустарный









      1. 0
        10 мая 2020 17:45
        Можно вспомнить ещё санавиацию - те же У-2 с санитарными или транспортными кассетами на крыльях или под крыльями.

      2. 0
        7 июля 2020 00:19
        Хоть за одну, сути это не меняет.
  2. +4
    9 мая 2020 19:06
    На войне мелочей нет...главное - победа...но и о раненых заботу не оставляли...
    1. +5
      9 мая 2020 21:13
      Цитата: Pvi1206
      На войне мелочей нет...главное - победа...но и о раненых заботу не оставляли...

      Говорят, в той Войне медработники вернули в строй порядка 70% раненых и 90% больных. Была бы без этого победа?
  3. +4
    9 мая 2020 19:59
    Реальные работы по созданию санитарного транспорта для военно-медицинских подразделений стартовали в начале тридцатых годов; их вместе вели наркоматы обороны и здравоохранения. По результатам этого проекта в 1935 г. был принят единый облик санитарной машины для РККА и


    Только к 35-му году. А раньше что, только гужевой транспорт? Немного странно, и даже не немного...
    С Праздником Победы, коллеги! soldier
  4. +10
    9 мая 2020 20:29
    Мои отец и мать всю войну были на передовой в МСБ 315 врачами

  5. +5
    9 мая 2020 21:10
    Судя по большинству прочитанных мною мемуаров о Великой Отечественной, наиболее распространенным санитарным транспортом в те времена были полуторка и теплушка.
  6. 0
    10 мая 2020 14:39
    И все же, ЗиС-16С существовал на самом деле, или это только картинка из справочника?
  7. 0
    11 мая 2020 12:46
    Санитарная машина из "Кавказкой пленницы" - это ГАЗ?
    1. 0
      6 июля 2020 11:09
      Это ГАЗ! но не ГАЗ-55, как его долго считали, а некая самоделка на шасси обычной полуторки, пропорции фургона другие, была статья в Авто-ревю про автомобили из этого фильма
  8. 0
    7 июля 2020 00:20
    Благодарность автору, очень интересный материал.