Большие потери и громкие поражения США в Афганистане

51

В этом году исполняется 19 лет с начала военной кампании США в Афганистане. За срок, в 2 раза больший, чем срок советского военного присутствия, американцам так и не удалось одержать победу в конфликте в этой стране.

Не так давно профессор Гарвардского университета Стивен Уолт опубликовал статью, в которой призвал американское руководство признать, что войну в Афганистане Соединенные Штаты проиграли. Конечно, ни сам Дональд Трамп, ни его ближайшее окружение об этом никогда не скажут прямо, но постоянно обсуждаемая идея вывода войск США из Афганистана как раз и является косвенным подтверждением признания своего поражения. Ведь войска выводят либо когда цель достигнута, либо когда не могут добиться большего. Поскольку террористическое движение «Талибан» (запрещено в РФ) не побеждено, второй вариант представляется более обоснованным.



Людские и финансовые потери


За почти два десятилетия в Афганистане погибли тысячи военнослужащих американской армии и вооруженных сил стран – союзников США по НАТО. Так, потери ВС США оцениваются более чем в 2400 человек погибшими и 20 000 человек ранеными до середины 2019 года. При этом не учитываются потери частных военных компаний, среди бойцов которых также было немало американских граждан. КСИР Ирана озвучивает цифру в 5800 погибших американских солдат, отмечая, что в официальные данные не включили военнослужащих армии США с иностранным гражданством, которых не так и мало.

Очень внушительной оказалась и стоимость боевых действий. Только по официальным данным министерства обороны США, военное присутствие в Афганистане с октября 2001 года по сентябрь 2019 года обошлось американскому бюджету в 778 млрд долларов. Независимые эксперты называют куда большие цифры – до 2 трлн долларов. Самыми сложными в финансовом отношении для США были 2010-2012 гг., когда численность американского военного контингента переваливала за 100 тысяч человек. Получается, что Пентагон держал в Афганистане более чем десятую часть вооруженных сил США.

Подбитые вертолеты: самые крупные единовременные потери ВС США


Как мы помним, первые шаги американской армии в Афганистане были довольно успешными. В 2002 г. была проведена знаменитая операция «Анаконда», стоившая вооруженным силам США жизней 8 военнослужащих.

Но затем талибы развернули против американцев и союзников настоящую партизанскую войну. Потери американской армии стали расти. Так, в июне 2005 г. был сбит вертолет МН-47, находившиеся на борту 16 американских спецназовцев погибли. С начала войны это была наибольшая единовременная потеря в личном составе американских войск в Афганистане.

Самая же крупная единовременная потеря имела место в 2011 году, когда 6 августа 2011 года вертолёт НАТО "Чинук" CH-47 был сбит ракетой талибов в провинции Вардак к западу от Кабула. Погибли 38 человек, в том числе 7 афганских спецназовцев и 31 американец (22 бойца «Морских котиков» (SEAL) из Военно-морской специальной группы, 5 военнослужащих 160-го авиационного полка специального назначения, 3 военнослужащих управления боевых диспетчеров ВВС США, военный кинолог, гражданский переводчик).


Нападение на блок-пост в Нуристане


Несмотря на предпринимаемые усилия и концентрацию огромного количества военнослужащих в стране, установить контроль над труднодоступными районами не удавалось. Например, в октябре 2009 года талибам удалось уничтожить сразу 8 американских солдат во время нападения на американский блокпост в провинции Нуристан на границе с Пакистаном.

Этого нападения оказалось достаточно для того, чтобы войска США и НАТО навсегда покинули Нуристан, полностью переложив обязанности по поддержанию порядка в этой горной провинции на афганские силы безопасности. Если говорить о масштабах партизанской войны, то можно обратиться к цифрам: только в 2010 году Пентагон зафиксировал 18057 случаев нападения на американских военнослужащих и их союзников по НАТО в Афганистане.

В конечном итоге, американское военное руководство взяло курс на поэтапный вывод войск и их частичную замену бойцами частных военных компаний. После воплощения в жизнь этого плана потери американской армии, по понятным причинам, значительно сократились. Но еще более усложнилась обстановка в стране.

Война проиграна?


В свое время военные эксперты Пьер Аллан и Альберт Стахель утверждали, что для контроля над территорией Афганистана необходимо не менее 300 тысяч военнослужащих. Они называли эту цифру применительно к советской кампании в ДРА, но можно утверждать, что и в современной ситуации эти цифры вряд ли бы серьезно сократились.

Естественно, что даже в пик своего присутствия в Афганистане американцы и союзники не были способны выставить 300 тыс. человек, а после начавшегося сокращения военного присутствия контроль над большей частью территорий был вовсе утрачен. По сути, всё "обнулилось". По сути, это и есть громкое поражение американской армии.

Впрочем, американский аналитик Элан Джурно винит в поражении США в Афганистане даже не недостаточную численность войск или их неправильные действия, а общую философию американского военного присутствия в далекой стране. Между тем, для нынешнего правительства Афганистана окончательный вывод американских войск из страны может стать началом конца, ведь в таком случае своего шанса не упустят талибы, которых сложно назвать единой структурой.
51 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    6 мая 2020 16:31
    Большие потери и громкие поражения США в Афганистане

    Да, проиграли, если считать, что целью было навести порядок в Афганистане и уничтожить Талибан.
    Но если цели были другими, то все не так однозначно или однозначно, но с другой полярностью.
    1. +11
      6 мая 2020 18:50
      Цитата: NordUral
      что целью было навести порядок в Афганистане и уничтожить Талибан.

      Это самая неважная цель. Главная цель - создать инфраструктуру по свержению правительств Средней Азии и Казахстана. Попытка переворота в Узбекистане была пресечена сразу, заговорщиков расстреляли, американскую базу выперли. Американцы перебрались в Киргизию. Результат - два переворота и исламское восстание в киргизской Фергане. Продажные киргизы до своего конца хотели стоять за базу, всё-таки 50 млн долларов на их бездонные карманы (из платы за военную базу в Канте в казну не попадало ни цента!), но русские надавили, и американцам пришлось убраться. Перевороты прекратились. А талибы не дают организовать полноценные тренировочные лагеря, чтобы организовать армию из тюркоиндейцев, для полноценной войнушки на севере.
      1. +1
        6 мая 2020 19:42
        Примерно такие мысли у меня в башке давно вертится, что талибы нам бы были верными союзниками.
        1. +9
          6 мая 2020 20:05
          Талибы сейчас по отношению к нам такие белые и пушистые только потому что им нужен хотя бы наш нейтралитет. Да и наша операция в Сирии произвела впечатление на БВ. .Плюс есть инфа о том, что некоторые их подразделения слишком хорошо стали экипированы и американская пресса прямо говорила, что они снабжались нами. Но как только они победят - далеко не факт, что они не развернутся ПРОТИВ НАС. Напомню, что до вторжения американцев , мы сами обсуждали возможность боевых действий против талибов и готовились обороняться от них в Таджикистане. Тч далеко не факт, что нам не придется уже действовать против них в будущем. request
          Вообще на мой взгляд решение проблемы Афганистана - это его раздел между соседями. Населенный узбеками и таджиками север - Таджикистану и Узбекистану. Центр и запад , где живут хазарейцы - Ирану, а пуштунские юг и восток - Пакистану. И пусть новые хозяева решают проблемы на своих новых землях.
          1. +4
            6 мая 2020 21:26
            Согласен, сейчас государство Афганистан, нарисовано только на политической карте.
          2. +1
            8 мая 2020 00:58
            Цитата: g1v2
            Вообще на мой взгляд решение проблемы Афганистана - это его раздел между соседями.

            Когда иранские дипломаты на переговорах задали Ахмат Шах Масубу вопрос: "Какую помощь окажут его войска Ирану в случае направления иранских войск в Афганистан на войну с талибами?" Они получили такой ответ: "Тогда я сам буду талибом?" Великобритания обломала зубы об Афганистан на пике своего могущества, для СССР окончание его войны с Афганистаном оказалось началом распада. США увязнув в Афганистане выяснили, что у них недостаточно сил для серьезного вмешательства в КНДР, Венесуэлу, Иран. Для Ирана вмешательство в Афганистан закончится разгромом: пуштуны с оружием США оставят Иран без вертолетов и бронетехники. Для Пакистана при появлении у пуштунов индийского оружия это закончится появлением на севере Великого Пуштунистана, а на Западе просто большого Белуджестана. А чтобы справиться с Узбекистаном афганцам хватит оставленного советского.
            1. +4
              8 мая 2020 10:31
              Даже не смешно. Афганистан - это неуловимый Джо из анекдота. Его все кому надо было захватывали, а потом понимали, что делать там тупо нечего. В результате там оставался оккупационный корпус, который рано или поздно выводили. Никто не собирался его завоевать . Нет никаких афганцев по сути. Есть пуштуны , тесно связанные с зоной племен Пакистана . Есть таджикско-узбекский север, который талибы так и не смогли захватить. Тч при договоренностей соседей - его тупо поделят.
              1. -1
                10 мая 2020 13:58
                Цитата: g1v2
                Есть таджикско-узбекский север,

                Знаете ли, что между узбеками и таджиками больше противоречий чем между пуштунами и таджиками? Кроме того межэтнические апотиворечия разжигаются среди афганцев пропагандой США. Мне трудно оценивать ее эффективность, но надеюсь, что афганская культура довольно высокая и сможет сохранить единство Афганистана. Недаром только афганцы и китайцы смогли ассимилировать евреев в своей среде.
        2. -3
          7 мая 2020 21:40
          Цитата: NordUral
          Примерно такие мысли у меня в башке давно вертится, что талибы нам бы были верными союзниками.

          Вы помниться ещё в 39-ом совместные с нацистами парады проводили.
          1. 0
            7 мая 2020 22:20
            У вас искаженное представление об это вопросе.
            1. -1
              7 мая 2020 23:18
              Ну как же - Брест, 39-ый, 22 сентября...
              1. 0
                8 мая 2020 11:20
                Каждый видит только то, что хочет увидеть.
          2. 0
            8 мая 2020 18:11
            Цитата: Писарь
            Вы помниться ещё в 39-ом совместные с нацистами парады проводили

            А вы, помница, в 34-м заключили договор о дружбе, со свободным транзитом нацистских войск к западным границам.
            А Гитлер даже на похороны Пилсудского Геринга отправил. И сам мессу в церкви отстоял.
      2. +2
        6 мая 2020 21:18
        "военное присутствие в Афганистане с октября 2001 года по сентябрь 2019 года обошлось американскому бюджету в 778 млрд долларов".

        То-есть по 39 ярдов в год, на протяжении 20 лет.
        А где результаты?
        Какие революции? Где?
        Какая инфраструктура?
        Либо это плата за контроль
        над страной, либо что-то ещё...
        Но за почти 800 миллиардов долларов цель должна быть
        ну очень оправдовать
        средства. А про то, что они проиграли и уходят,
        что-то не очень верится.
    2. 0
      8 мая 2020 16:13
      У США было три цели в афгане 1 Полигон для отработки и проверки всего и вся. 2 Контроль наркотрафика в Европу и Россию 3 Быть в центре этого региона чтобы влиять на ситуацию в нужную сторону.. С первой задачей все боле менее, то что жертвы это не избежно и на обычных учениях прцент потерь закладывается изначально.. По второму успех полный и абсолютный ! Например мы в год от наркомании теряем порядка 100 000 человек и 100млрд\долл материального ущерба А вот с третьим пунктом не очень задалось ибо не до конца понимали для чего это.. и именно третий пункт основной в сторону вывода контингента из афганистана.. По поводу решения военного вопроса в Афганистане есть только один путь .. Старый добрый геноцид всех и вся.. Но это просто не окупает операцию и нахождение войск там ..В афганистане нет ничего такого ради чего пришлось бы задействовать такие методы..
  2. -1
    6 мая 2020 16:36
    Зато как они радовались уходу СА из Афгана....
    Жаль война американцев в Афганистане не стала тем камешком столкнувшим лавину, в отличии от СССР.
    1. 0
      6 мая 2020 17:36
      Это еще неизвестно...
    2. 0
      6 мая 2020 19:37
      А что должно было случится?
    3. +1
      6 мая 2020 19:44
      Алекс, а ведь в жизни, что людей, что государств, ничто не проходит бесследно. Еще икнется им безграничная экспансия.
      1. 0
        6 мая 2020 20:17
        Цитата: NordUral
        . Еще икнется им безграничная экспансия.

        Здесь уже не про экспансию вопрос. Смотрите дальше. Мир не терпит пустоты. Раз одна видимая власть ушла, значит на кто то это место попытается занять или поставить под контрольную себе.
        Здесь бы статью с анализом. там много интересов пересекаются. этот регион. Плюс афганцы воюют и растят наркотики уже десятки лет.
        1. +1
          6 мая 2020 20:22
          Микроанализ сделал g1v2 в ответе мне. А про наркоты трафик сам хотел написать. Долго еще этот край будет источником проблем всем соседям и самим афганцам.
  3. 0
    6 мая 2020 16:41
    Политики "не терпят поражений", они находят консенсус ..... тф-у, слово то какое, сразу меченого вспомнил, это не к добру???
  4. +10
    6 мая 2020 17:02
    Честно говоря я рад потерям американцев и их союзников, как бы это цинично не звучало. Я помню своих погибших товарищей сослуживцев и помню кто помогал душманам в то время.
    1. +1
      6 мая 2020 17:19
      Цитата: Пеший
      рад потерям американцев и их союзников, как бы это цинично не звучало.


      Гм.. А ежели бы талибам помогали как душманам ?
      1 ) специальные учебки. где обучали тактике и навыкам партизанской войны.
      2) снабжение эффективным оружием.
      3) подготовка высокопрофессиональных наёмников . в помощь талибам.
      4) обеспечение онлайн точными разветданными.
      и т.д. и т.д..
      1. +1
        8 мая 2020 01:02
        Цитата: боеприпас
        талибам помогали как душманам ?

        Видимо достаточно поставить современные мины, средства маскировки, тепловизоры, ПЗРК и ПТУРы.
        Но России выгоднее окончание войны между центральным правительством Афганистана и талибами после межафганского диалога. Сейчас льется не американская а афганская кровь с двух сторон.
  5. Комментарий был удален.
  6. +3
    6 мая 2020 17:14
    В этом году исполняется 19 лет с начала военной кампании США в Афганистане. За срок, в 2 раза больший, чем срок советского военного присутствия, американцам так и не удалось одержать победу в конфликте в этой стране.

    От семян демократии в 2001 году, брошенных в почву с началом операции «Несокрушимая свобода», взошли моря алых маков. За время присутствия ISAF площади посевов опийных культур в Афганистане выросли в сто раз, а производство героина — в сорок раз. (https://masterok.livejournal.com/1091451.html)

    Матрасники что, сами себе враги такой поток денег "обнулять".
  7. +4
    6 мая 2020 17:16
    Цитата: NordUral
    Большие потери и громкие поражения США в Афганистане

    Да, проиграли, если считать, что целью было навести порядок в Афганистане и уничтожить Талибан.
    Но если цели были другими, то все не так однозначно или однозначно, но с другой полярностью.

    Видимо, да...
    Наркотрафик из Афганистана увеличился в десятки раз, например.
    1. +1
      6 мая 2020 18:51
      Цитата: Tagan
      Наркотрафик из Афганистана увеличился в десятки раз, например.

      Это всё спорно.
      Отдельные американцы с высокой вероятностью получили от этого прибыль.
      Однако США в целом скорее проиграли
      1. 0
        8 мая 2020 01:06
        Цитата: Лопатов
        Однако США в целом скорее проиграли

        США нужен афганский уран. Как заберут весь, так и уйдут.
  8. +1
    6 мая 2020 17:18
    Большие потери и громкие поражения ссср и рф список пожалуйста, удаляюсь
  9. 0
    6 мая 2020 17:23
    Любая война когда-то заканчивается...если нет капитуляции, то каждая сторона конфликта приписывает победу себе...по крайней мере, на уровне политиков...
  10. +1
    6 мая 2020 18:07
    Причина по которой до сих пор американцы там - героин и возможные полезные ископаемые.
  11. +2
    6 мая 2020 18:44
    Американцы, как всегда, проигрывают.
    И как всегда, попытаются объявить проигрыш великой победой
  12. +1
    6 мая 2020 19:44
    "Умение" убивать людей недостаточно для победы над талибами.И не только над ними.
  13. +3
    6 мая 2020 19:47
    Цитата: Лопатов
    Американцы, как всегда, проигрывают.
    И как всегда, попытаются объявить проигрыш великой победой

    Голливуд и нивелирует потери и дорисует победу.
  14. +1
    6 мая 2020 19:56
    Большие потери и громкие поражения США в Афганистане

    Мишель де Монтень. Не достигнув желаемого, они сделали вид, что желали достигнутого.
  15. +4
    6 мая 2020 20:24
    Что бы рассуждать о том, выиграли США или проиграли в Афганистане , нужно понимать, а какую цель они преследовали. Я сомневаюсь, что цели были благими и они реально хотели уничтожить Талибан и навести порядок. Вообще это движение они и создали и создали явно не для того, чтобы уничтожить. Но уже то, что США там 19 лет, говорит о том, что они там навсегда останутся. И это и была одной из целей. Другая контроль наркотрафика и этой цели они так же добились.
    1. +1
      6 мая 2020 20:28
      Цитата: veritas
      Я сомневаюсь, что цели были благими и они реально хотели уничтожить Талибан и навести порядок.

      Самое смешное, что именно это они и хотели.
      Ибо на самолёты 11 сентября надо было реагировать.
      Буша младшего не понял бы никто, если бы он не начал войну.
      1. +6
        6 мая 2020 20:30
        Цитата: Лопатов
        Ибо на самолёты 11 сентября надо было реагировать.

        Я не верю, что афганцы организовали 11 сентября.
        1. +2
          6 мая 2020 20:35
          Цитата: veritas
          Цитата: Лопатов
          Ибо на самолёты 11 сентября надо было реагировать.

          Я не верю, что афганцы организовали 11 сентября.

          Официально они пострадали за то, что "давали приют Аль-Каиде"
          В реальности США просто не могли начать воевать с Саудовской Аравией, потому выбрали цель попроще. Надеясь на быструю победу как в Панаме.
          Причём чужими руками- всю работу сделал "Северный Альянс" и передал власть в стране оккупационной администрации. Которая свою работу полностью провалила.
  16. 0
    6 мая 2020 21:43
    Америкосы на наркоте все деньги отбили, отравляя бывший СССР и Европу.
  17. +1
    6 мая 2020 23:46
    Между тем, для нынешнего правительства Афганистана окончательный вывод американских войск из страны может стать началом конца, ведь в таком случае своего шанса не упустят талибы, которых сложно назвать единой структурой.
    В Афгане никогда не было единой структуры управления, поэтому он и находится в состоянии перманентной войны, если можно так выразиться. За статью спасибо, не знал, что такие небольшие, относительно наших, потери.
  18. +1
    7 мая 2020 00:39
    "За всю историю Афганистана, никто и никогда не смог покорить эту страну. Никто и никогда... "
    1. +4
      7 мая 2020 02:43
      ерунды не пишите...Чингисхан, Железный Тимур покорили и довольно быстро. А до Чингисхана, персы методы конечно сейчас считаются не гуманными, но поверьте, если когда нибудь, кому то из сильных государств вроде Китая реально понадобится захватить территорию Афганистана в качестве нового арреала расселения своих народов , то афганцев покорят очень быстро - просто всех мужчин старше 12 лет под нож и все. И найдутся нужные формулировки и нужные оправдания, и даже законы примут какие надо.
      1. 0
        7 мая 2020 05:19
        знаете, между покорить и захватить часть территории (причем в основном города, у страны, где 5/6 населения в горах живет), объявив что всё-мы победили, даже не пытаясь по горам все остальные кишлаки построить, есть большой нюанс..
        а с точки зрения - под нож.. ну.. еще можно и химическое оружие применить, да? а вообще Вы (всех мальчиков старше 12ти лет под нож) предлагаете методы японских фашистов во 2й мировой.. однако.. запаритесь Вы по горам их всех ловить.. иногда знаете ли "овчинка выделки не стоит" от слова совсем и для расселения эти горы никому не упали..
  19. 0
    7 мая 2020 05:09
    Кто-то своего добился,наркотрафик в Россию,об этом здесь же и писали,что в небольших городах где все на глазу-кладбища "помолодели".
  20. 0
    7 мая 2020 05:40
    За срок, в 2 раза больший, чем срок советского военного присутствия, американцам так и не удалось одержать победу в конфликте в этой стране.

    Победа в Афганистане? И каков был там их контингент, расписано? За справедливости и объективности ради сравнили бы тогда тогда с численностью и боевым составом 40-й армии. Сухой язык цифр бывает лаконичнее язвительных рассуждений.
  21. +1
    7 мая 2020 10:09
    На самом деле американцы и не пытались возродить в Афганистане государство. Своего более или менее успешного ставленника Харзая, они сами же убрали, потому что он стал смотреть в сторону России. Все их новшества, вроде снятия мусульманских запретов, тоже ничего хорошего не дали. Население их не поняло. Американцы не ответили толково на главный вопрос. Как люди должны жить в Афганистане, и чем заниматься. Поэтому их деятельность в Афганистане зашла в тупик.
    1. 0
      8 мая 2020 01:14
      Цитата: Valentin  Spagis
      Поэтому их деятельность в Афганистане зашла в тупик.

      США очень разная страна. И США по разному взаимодействуют с афганцами. Например на юге Афганистана, где не ступали советские солдаты, местные агрономы тестируют современные семена кукурузы и направляют отчеты в США о ходе научного тестирования. Врачи США лечат афганцев. Многие афганцы получили от США солнечные электростанции и доступ к артезианской воде. После вступления войск США в Афганистане был взрывной рост населения. В принципе большинство афганцев питают неприязнь к талибам.
  22. Комментарий был удален.
  23. Ибо не для победы на "террористическими группировками" американцы были в Афганистане, а для производства героина и переброски его в Россию. За три сотни лет англо-саксами сценарий отработан
  24. 0
    8 мая 2020 14:12
    сидите дольше - больше вас там надохнет, нам меньше работы будет вас убивать.