Бог войны. САУ 2С19 «Мста-С»: больше 30 лет в войсках

63

САУ 2С19 "Мста-С" на полигоне, 2018 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

С конца восьмидесятых годов в нашей армии осуществлялась замена существующих самоходных артиллерийских установок 2С3 «Акация» более новыми и совершенными 2С19 «Мста-С». В дальнейшем удалось сформировать достаточно крупный парк подобной техники, а также осуществить несколько модернизаций, значительно улучшающих боевые качества.

Развитие и производство


Головным разработчиком перспективной САУ 2С19 являлся Уральский завод транспортного машиностроения. В 1983-84 гг. он изготовил макетный и опытный образцы такой машины, использовавшиеся на разных этапах испытаний. После завершения доводки, в 1986 г. построили установочную партию из шести бронемашин.



Полномасштабное серийное производство изделий 2С19 с орудием 2А64 развернули в 1988 г., за несколько месяцев до официального принятия на вооружение. Свердловский завод на тот момент не мог начать сборку новой техники, из-за чего ее пришлось перенести на предприятие в г. Стерлитамак. Позже производство вернули на «Уралтрансмаш», который до сих пор отвечает за выпуск и модернизацию САУ. Орудия и сопутствующие системы выпускались заводом «Баррикады»; другие агрегаты поступали от иных предприятий.


"Мста-С" и ее боеприпасы в ходе учебных стрельб, 25 марта 2020 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Почти сразу после запуска серии начались работы по модернизации и созданию улучшенной модификации. САУ «Мста-СМ» (2С19М или 2С33) должна была показывать повышенную скорострельность, дальность и точность огня. Расчеты и исследования подтверждали возможность получения таких результатов. Тем не менее, армия изменила свои взгляды на развитие самоходной артиллерии, и 2С33 не дошла до производства и службы.

В середине девяностых производство 2С19 было приостановлено по экономическим причинам. Только в 2000-2001 гг. удалось запустить программу капитального ремонта техники с заменой агрегатов, выработавших ресурс. О возобновлении производства речи пока не шло.

В начале двухтысячных годов было принято принципиальное решение о запуске научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию совершенно новой межвидовой 152-мм САУ, впоследствии получившей известность как 2С35 «Коалиция-СВ». Новый проект учитывал наработки проектов «Мста-С» и «Мста-СМ».

Несмотря на запуск работ по будущей «Коалиции», развитие семейства «Мста-С» не прекратили. Уже в начале двухтысячных появился проект модернизации 2С19М1, предусматривавший замену основных бортовых систем боевого назначения. Подобные процедуры предлагалось осуществлять при проведении капитального ремонта наличной техники.


Самоходка модификации 2С19М1, задействованная в праздничных мероприятиях. Модификацию "М1" можно отличить от базовой 2С19 по характерному "грибку" антенны спутниковой навигации в задней части крыши башни. Фото "Уралтрансмаш" / uraltransmash.com

Вскоре появился любопытный проект модернизации, рассчитанный исключительно на международный рынок. САУ 2С19М1-155 получила новое нарезное орудие калибром 155 мм, созданное под выстрелы стандартов НАТО. Впрочем, как показали дальнейшие события, такая САУ не заинтересовала потенциальных покупателей. На экспорт шли только системы российского калибра 152 мм.

В середине двухтысячных началась подготовка к возобновлению производства. Первые серийные самоходки, построенные по актуальным проектам, поступили в войска в 2008 г. Производство продолжается до сих пор.

В 2012 г. было объявлено о разработке нового улучшенного проекта – 2С19М2. В нем используется обновленная гаубица 2А64М2 и современная СУО в сочетании с другими компонентами. Предлагались меры по снижению заметности. Летом 2012-го САУ 2С19М2 прошла испытания, а вскоре началось производство. Первые сообщения о поставках подобной техники новой постройки появились в середине 2013 г.

Особенности модернизаций


Рассмотрим основные особенности базовой и модернизированных версий САУ 2С19. Все эти проекты предлагают артиллерийскую систему на танковом шасси, оснащенную башней с 152-мм нарезной гаубицей семейства 2А64. Отличия модификаций в основном заключаются в составе разнообразного радиоэлектронного оборудования. В последнем проекте обновления предусматривается замена некоторых других компонентов.


САУ 2С19М1 на учениях, 21 января 2020 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Изначально САУ 2С19 несла пушку 2А64 с системой управления огнем 1В124. Аппаратура из состава СУО обеспечивает прием данных от командира батареи по проводному каналу или по радио, производить расчет данных для стрельбы и выполнять наводку. Часть операций производится автоматикой, прочие – экипажем машины.

2С19 может использовать широкую номенклатуру выстрелов раздельно-гильзового заряжания, от простых осколочно-фугасных до кассетных и управляемых. В укладках перевозится 50 выстрелов, возможна подача с грунта или с подвозчика. Гаубица 2А64 со стволом длиной 47 клб способна отправить осколочно-фугасный снаряд на дальность до 25 км; активно-реактивный – до 29 км. Скорострельность – до 7-8 выстр./мн. Благодаря таким показателям на момент своего появления «Мста-С» была одной из лучших самоходок мира.

Проект 2С33 «Мста-СМ» предусматривал замену орудия 2А64 изделием 2А79 того же калибра, установку новых средств заряжания и перспективной СУО. В соответствии с техническим заданием, дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом должна была превышать 30 км, активно-реактивным – 40 км. Скорострельность удалось довести до 10-12 выстр./мин. Прибор из состава новой СУО брали на себя часть задач экипажа, сокращая время подготовки к стрельбе и интервалы между выстрелами.


Опытная машина с пушкой калибра 155 мм. Фото "Уралтрансмаш" / uraltransmash.com

На самоходке 2С19М1 использовали автоматизированную систему управления наведением и огнем «Успех-С», имеющую существенные преимущества перед предыдущей аппаратурой. АСУНО обеспечивает самостоятельное определение текущих координат, автоматический расчет данных для стрельбы и т.д. Также она отвечает за наведение и восстановление наводки. Устанавливается спутниковая система навигации.

По табличным характеристикам машина версии «М1» мало отличается от базовой 2С19. При этом АСУНО «Успех-С» позволяет использовать более широкую номенклатуру боеприпасов, ускоряет подготовку к стрельбе, повышает ее точность и эффективность. Обеспечено выполнение противоогневого маневра с возможностью быстрого выхода на другую огневую позицию и возобновления стрельбы.

Экспортный вариант 2С19М1 отличался использованием 155-мм пушки с длиной ствола 52 клб. За счет удлинения ствола удалось повысить дальность стрельбы «обычным» снарядом до 30 км, активно-реактивным – до 40 км. В остальном 2С19М1-155 почти полностью повторяла базовый образец.


Самоходная артиллерия одной из танковых дивизий ЦВО, 16 октября 2019 г. В кадре машины модификации 2С19М2. От предшественников "М2" отличаются скобами на противооткатных устройствах и новыми бортовыми экранами на корпусе. Фото Минобороны РФ / mil.ru

Проект 2С19М2 предусматривал глубокую модернизацию артиллерийской части и СУО, а также внедрение принципиально новых компонентов. Гаубица 2А64М2 вместе с новой автоматикой заряжания показывает скорострельность в 10 выстр./мин. АСУНО нового типа отличается повышенным быстродействием и наличием новых функций. В частности, предусмотрен режим «огневого налета» – запуск нескольких снарядов подряд по разным траекториям с одновременным падением на цель.

Предусмотрены меры, защищающие САУ от обнаружения и поражения противником. НИИ Стали разработал для 2С19М2 вариант комплекта «Накидка». Набор особых экранов резко снижает заметность в радиолокационном и инфракрасном диапазонах.

Техника в войсках


По ряду оценок, к настоящему времени советская и российская промышленность построили порядка 800 самоходных гаубиц 2С19 всех модификаций. По другим данным, было выпущено более 1100 машин. Ок. 780 ед. (либо более 1000) такой техники сейчас находится в эксплуатации или в резерве в нескольких странах. Главным эксплуатантом «Мсты-С» остается российская армия, в распоряжении которой есть техника всех серийных модификаций.


2С19М2 на полигоне, март 2020 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

По данным справочника The Military Balance, в сухопутных войсках России имеется 500 «активных» и 150 резервных САУ семейства 2С19. Еще 18 машин эксплуатируются береговыми войсками ВМФ. Значительную долю этой техники составляют модернизированные 2С19М1 и 2С19М2, общее количество которых продолжает расти.

К примеру, в 2008-2011 гг. армия получила ок. 200 машин 2С19М1, выполненных путем ремонта и модернизации старой техники. В 2017 г. их поставки возобновились и осуществляются до сих пор. В общей сложности по актуальному проекту обновлено почти 300 САУ из строевых частей.

Поставки САУ «Мста-СМ2» новой постройки начались в 2013 г., и первая партия включала 35 боевых машин. В дальнейшем сообщалось о новых поставках. Части в разных военных округах получали по 10-20 ед. техники. Буквально на днях Минобороны рассказало, что в 2020 г. войска вновь получат 35 современных САУ.

Самоходные гаубицы 2С19 предназначены для эксплуатации в артиллерийских полках из состава танковых и мотострелковых дивизий или бригад сухопутных и береговых войск. САУ сводятся в батареи по восемь единиц, также укомплектованные машинами управления и вспомогательной техникой. По открытым данным, в вооруженных силах России имеется ок. 30 дивизий и бригад, располагающих полками самоходок «Мста-С».

Зарубежные эксплуатанты


К моменту распада СССР промышленность успела выпустить существенное количество САУ 2С19, и небольшая часть этой техники досталась вновь образованным государствам. В дальнейшем имели место немногочисленные экспортные контракты, благодаря которым самоходки попали в дальнее зарубежье.


2С19М1 ведет огонь прямой наводкой, март 2020 г. Фото Минобороны РФ / mil.ru

12 машин используются белорусской армией. Несколько машин досталось Грузии, но сейчас в строю остается только одна. Украинский парк включал 40 ед., а к настоящему времени сократился до 35 машин. Армия Украины применяла свои САУ во время «антитеррористической операции» на Донбассе. Уже в 2014 г. 5 или 6 самоходок стали трофеями самопровозглашенных республик и в дальнейшем использовались против бывших хозяев.

Первым настоящим иностранным заказчиком стала Эфиопия. В 1999 г., на фоне конфликта с Эритреей, эфиопская армия приобрела в России 12 самоходок. Технику поставили из наличия, что позволило выполнить заказ в минимальные сроки. Вскоре боевые машины приняли участие в боях и показали высокую эффективность. Этому способствовали как собственные характеристики САУ, так и плохое состояние войск противника.

В 2009 г. 18 самоходок новой постройки приобрел Азербайджан. Вскоре был выполнен венесуэльский контракт на 48 машин модификации 2С19М1. Вся эта техника до сих пор остается в строю и составляет важнейшую часть артиллерийских войск в своих армиях.

«Мста-С» и ее аналоги


На данный момент самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» и ее модификации являются одним из основных образцов своего класса в российской армии. Вместе с более старой 2С3 «Акация» они способны решать все основные огневые задачи и поражать цели на глубине в десятки километров.


Любопытный кадр - САУ 2С19 армии Эфиопии, 2006 г. Фото Scalemodels.ru

«Мста-С» во всех версиях выгодно отличается от «Акации» увеличенной скорострельностью и дальностью стрельбы любыми снарядами. В новых модификациях появляются дополнительные преимущества, связанные с современными СУО / АСУНО, а также перспективными боеприпасами. Впрочем, 2С19 отличается большей стоимостью и сложностью эксплуатации, что не позволяет полностью заменить старые 2С3. Однако вместе САУ двух типов формируют гибкий инструмент для решения широкого круга боевых задач.

Имеет смысл сравнение российской 2С19 и зарубежных изделий ее класса. По основным «табличным» характеристикам «Мста-С» не уступает иностранным САУ своего времени, а в ряде случаев имеются определенные преимущества. 2С19 и современные ей модификации САУ M109 (США), AMX AuF1 (Франция) и т.д. имеют близкий калибр, широкую номенклатуру боеприпасов и способны вести огонь на дальность до 25-30 км, в зависимости от снаряда.

Более новые зарубежные САУ, такие как немецкая PzH 2000 или британская AS90 показывают дальность до 40 км при использовании активно-реактивного боеприпаса. Схожие характеристики удалось получить в экспортном проекте 2С19М1-155, тогда как другие варианты «Мсты-С» отличаются более скромными показателями. Впрочем, в ходе проработки путей модернизации САУ 2С19 были найдены возможности и способы доведения дальности стрельбы до 35-40 км и улучшения иных показателей. К настоящему времени эти наработки были использованы в перспективном проекте 2С35.


Настоящее и будущее российской самоходной артиллерии на Красной площади, 9 мая 2018 г. На переднем плане - САУ 2С35 "Коалиция-СВ", за нею - современные 2С19М2 "Мста-СМ2". Фото АП РФ / kremlin.ru

Таким образом, при своем появлении САУ 2С19 «Мста-С» была одним из лучших образцов мира и ни в чем не уступала зарубежным системам. Однако развитие иностранной артиллерии продолжилось, в т.ч. и в связи с появлением «Мсты-С», и его результатом через несколько лет стали новые изделия с улучшенными характеристиками. Современные проекты модернизации 2С19М1/2 позволяют нарастить основные характеристики базовой самоходки и сократить до минимума наметившееся отставание от конкурентов. Следует отметить, что уже существует более новая САУ 2С35, превосходящая как все варианты 2С19, так и актуальные зарубежные образцы.

Между прошлым и будущим


На данный момент САУ семейства «Мста-С» являются одной из основ самоходной артиллерии российской армии. В строю имеется несколько сотен боевых машин этой линейки; продолжается производство новых и осуществляется глубокая модернизация старых. Все это позволяет поддерживать необходимый уровень боеспособности и постепенно наращивать общий потенциал артиллерийских частей.

2С19 / 2С19М1 / 2С19М2 пока не являются самыми многочисленными системами калибра 152 мм, однако за счет высоких тактико-технических характеристик имеют особое значение для войск. Сейчас они используются параллельно с более старыми образцами, а в ближайшем будущем ожидается начало поставок принципиально новой техники.

Перспективная «Коалиция-СВ» еще не скоро начнет вытеснять «Мсту-С», и последней придется прослужить немало лет. Такие самоходки в обозримом будущем сохранят свой нынешний статус, а промышленность сделает все возможное для их совершенствования – и дальнейшего продолжения эффективной службы.
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    7 мая 2020 05:47
    Нужно ее потихоньку заменять Коалицией, только снятые с эксплуатации машины модернизировать , и отправить на хранение, а не на утилизацию.
    1. -13
      7 мая 2020 07:39
      Цитата: Бережливый
      Нужно ее потихоньку заменять Коалицией

      Увы, но даже "Коалиция", в том виде, что она сейчас принимается это не выход из "артиллерийского тупика" в котором оказалась и наша армия и ВПК. Пока не начали массовую их поставку в войска "Коалицию" надо переводить на 155-мм. Что позволит и поднять характеристики самой пушки, в частности дальность стрельбы и экспортные перспективы
      1. +10
        7 мая 2020 08:17
        Ну и как на дальность влияет перевод на 155 мм? Вы представляете, что такое перевести всю армию на другой калибр? Сколько это будет стоить?
        1. -3
          7 мая 2020 10:02
          Цитата: Виктор Сергеев
          Вы представляете, что такое перевести всю армию на другой калибр? Сколько это будет стои

          А Вы представляете ТЕМПЫ нашего перевооружения? К моменту всеобщего перехода на 155-мм, у нас как израсходуют запасы 152-мм снарядов, так и ресурс тех стволов
      2. +2
        7 мая 2020 09:00
        Разверните пожалуйста тему, очень интересно.. слышал что то что дело не в самом калибре а в порохах.. может есть статья на эту тему или вы напишете?
      3. +7
        7 мая 2020 09:12
        Цитата: svp67
        Пока не начали массовую их поставку в войска "Коалицию" надо переводить на 155-мм.

        При небольшом увеличении характеристики дальности и могущества, получим просто гигантский геморрой для замены всей номенклатуры 152 на 155. В современных условиях, ни одна страна такое "счастье" не потянет экономически. Смысла в этом действии ноль.
        1. +8
          7 мая 2020 09:40
          Цитата: qqqq
          При небольшом увеличении характеристики дальности и могущества,

          Ни то, ни другое с "+3 мм в калибр" не связано.
          1. +2
            7 мая 2020 10:09
            А там разве есть эти три миллиметра? Запад и Россия калибр по разному меряют.
            1. +14
              7 мая 2020 10:14
              Не имеет значения.
              Для увеличение дальности стрельбы удлиняют ствол и увеличивают объём зарядной каморы
              Для увеличения могущества действия при цели применяют современные ВВ, дорабатывают корпуса снарядов, применяют современные многофункциональные взрыватели.

              Перехода от 152 к 155 в этом списке нет.
              1. -2
                8 мая 2020 04:55
                Цитата: Лопатов
                Перехода от 152 к 155 в этом списке нет.

                Ну и зря... Мы остаемся, фактически единственной страной не перешедшей на 155х52...
                1. +3
                  8 мая 2020 08:18
                  Цитата: svp67
                  Цитата: Лопатов
                  Перехода от 152 к 155 в этом списке нет.

                  Ну и зря... Мы остаемся, фактически единственной страной не перешедшей на 155х52...

                  Мода- это не всегда хорошо
                  1. 0
                    8 мая 2020 10:41
                    Цитата: Лопатов
                    Мода- это не всегда хорошо

                    Если она глупая, то да, но не в этом случае. Еще когда воздавали орудие для "МСТА" конструктора предлагали разработать новый тип снаряда, который по своим характеристикам был очень близок к тому, что потом предложили в НАТО в виде 155х52, возможно он был даже лучше, но контраргумент в не израсходованных огромных запасов боеприпасов взял верх.
                    1. +3
                      8 мая 2020 10:46
                      Цитата: svp67
                      конструктора предлагали разработать новый тип снаряда

                      Уважаемый, в 155-мм выстреле главное не снаряд. А заряд. Картузный в своём большинстве. И немного разбавленный новомодными дорогими модулями.
                      Переход к 155 НАТО это прежде всего отказ от раздельно-гильзового заряжания.
                      1. -2
                        8 мая 2020 10:53
                        Цитата: Лопатов
                        Уважаемый, в 155-мм выстреле главное не снаряд. А заряд

                        И тем не менее сам снаряды, особенно последних серий даже очень...хороши. Они уже рассчитаны на большую скорость
                      2. +3
                        8 мая 2020 11:23
                        Цитата: svp67
                        И тем не менее сам снаряды, особенно последних серий даже очень...хороши.

                        А что мешает сделать таким же "хорошим" 152-мм снаряд?
          2. +2
            7 мая 2020 11:04
            Цитата: Лопатов
            Ни то, ни другое с "+3 мм в калибр" не связано.

            Я понимаю, это если даже теоретически предположить, что лишние 3 мм дадут больше ВВ и т.д.,то овчинка выделки не стоит.
            1. +4
              7 мая 2020 12:11
              Там нет 3 мм. Россия меряет калибр по "полям". Это та часть что врезается в поясок снаряда. Запад меряет по нарезам. Фактический диаметр снаряда это вобще третья величина. Могу конечно ошибатся но фактический размер снаряда у 152 мм больше чем у 155мм. Но не уверен. Возмодно слухи.
              1. 0
                7 мая 2020 14:46
                Цитата: garri-lin
                Россия меряет калибр по "полям". Это та часть что врезается в поясок снаряда. Запад меряет по нарезам.

                Спасибо за информацию.
              2. -1
                8 мая 2020 05:19
                Цитата: garri-lin
                Могу конечно ошибатся но фактический размер снаряда у 152 мм больше чем у 155мм.

                Тут проблема больше, чем "пресловутые 3-мм" в которые все вцепились. Есть единый стандарт НАТО 155х52 и именно на него переходят все страны мира выпускающие артсистемы, за исключением России, даже Китай перевел свою артиллерию на НАТОвский стандарт. Их снаряды более совершенны, чем наши. Что позволяет со временем и при желании увеличить их скорость полета, а значить и поднять дальность, при сохранении высокой точности... Если в б\к Коалиции будут включены схожие, по своим аэродинамическим свойства снаряды, то только буду рад, но пока мы опираемся на снаряды разработки и выпуска еще СССР
                1. +2
                  8 мая 2020 19:39
                  Для этого не нужно переходить на новый калибр. Достаточно в старом калибре делать новые снаряды. Для ВСЕХ используемых калибров. И работ в этой области ведутся. В том числе и в контексте Коалиции. Зато новыми снарядами сможет стрелять и старая техника.
                  1. -1
                    9 мая 2020 09:02
                    Цитата: garri-lin
                    Зато новыми снарядами сможет стрелять и старая техника.

                    Не совсем...для новых снарядов нужны новые сорта пороха или увеличение довеска пороха, что влечет увеличение зарядной каморы и повышение давления в стволе. Иначе, при стрельбе новыми, более тяжелыми снарядами дальность стрельбы будет ниже.Но повышенное давление старые стволы могут уже и не выдержать
                    1. +2
                      9 мая 2020 09:46
                      Зато в случае крайней необходимости можно будет хоть как нибудь стрелять. И из новых орудий старыми снарядами и из старых орудий новыми.
      4. +6
        7 мая 2020 09:42
        Цитата: svp67
        надо переводить на 155-мм.

        Зачем???
        Это ничего не даст.
        1. -3
          7 мая 2020 10:04
          Цитата: Лопатов
          Зачем???
          Это ничего не даст.

          Хотя бы для того, что бы более активно продвигать и предлагать наши новые артиллерийские системы. Хотим мы того или нет, но в мире сейчас господствует 155-мм. А иметь у нас производство двух калибров, один для внутреннего пользования, второй на импорт не очень выгодно
          1. +6
            7 мая 2020 10:17
            Цитата: svp67
            А иметь у нас производство двух калибров, один для внутреннего пользования, второй на импорт не очень выгодно

            Переход на новый калибр это ещё более невыгодно.
            1. -5
              7 мая 2020 10:26
              Цитата: Лопатов
              Переход на новый калибр это ещё более невыгодно.

              При условии, что это надо делать быстро. Например, поддавшись на наши уговоры и цены, приобрести орудия калибра 152-мм, имея полный запас 155... Вот многие подсчитав "дебет" с "кредитом" и отказываются. А в нашем случае, темпы перевооружения у нас такие, что в тот момент когда 155-мм орудий появиться достаточно, запасы 152-мм будут уже у той черты, когда их все равно придется уничтожать, а стволы расстреляны до 5-ой категории
      5. -4
        7 мая 2020 10:02
        Кого-то не устраивает дальность 80+ километров у "Коалы"?
        1. -5
          7 мая 2020 17:14
          нас устраивает даже дальность 40+ км. - какая разница как проредить наступающие порядки термоядерными снарядами по 20 кт со скорострельностью 10 в минуту из 8 стволов 1 батареи
          хороший такой заслон совокупно в 80 снарядов за минуту в 1600 кт (1,6 Мт)
          где нить в прибалтике против пингвинов
          1. +1
            7 мая 2020 22:56
            Термоядерных снарядов не бывает. Ядерной артиллерии тоже уже нет: сказали, что на 5кТ (реальная мощность атомного снаряда) гробить столько же делящихся материалов, сколько уходит на внушительные 150 - 400 кТ (а вот они действительно термоядерные), доставленные ракетой или самолетом, жалко. Да и стреляет ствольная артиллерия не так уж далеко - вредно для выживания: после первого выстрела с грибочком давить ее будут со всей буржуазной ненавистью.
      6. -2
        7 мая 2020 20:24
        Цитата: svp67
        "Коалицию" надо переводить на 155-мм. Что позволит и поднять характеристики самой пушки, в частности дальность стрельбы и экспортные перспективы

        ========
        Насчет дальности стрельбы (сравнение современных и перспектиыных систем:
        1. 2С35 - выстрелом ОФ - 40 км, активно-реактивным снарядом - 56 км, управляемым артиллерийским снарядом 70 км;
        2. М109А6 - выстрелом ОФ - 24 км, активно-реактивным снарядом - 30 км;
        3. PzH 2000 - выстрелом ОФ - 30 км, активно-реактивным снарядом - 56 км;
        4. PZL-52 - выстрелом ОФ - 39 км, активно-реактивным снарядом - 53 км.
        Ну и ПРИЧЕМ тут 155-мм, когда у "Коалиции" дальность стрельбы по любому - БОЛЬШЕ!
        Для справки:
        [i]1. 2С35 - 152-мм нарезная пушка 2А88 с длиной ствола - 52 калибра, боекомплект - 50-70 выстрелов;
        2. М109А6 - 155-мм нарезная пушка М284 с длиной ствола - 39 калибров, боекомплект - 39 выстрелов;
        3. PzH 2000 - 155-мм нарезная пушка L52 с длиной ствола - 52 калибра, боекомплект - 60 выстрелов;
        4. PZL-52 - 155-мм нарезная пушка L52 с длиной ствола - 52 калибра, боекомплект - 30 выстрелов.

        --------------
        Цитата: svp67
        Увы, но даже "Коалиция", в том виде, что она сейчас принимается это не выход из "артиллерийского тупика" в котором оказалась и наша армия и ВПК.

        =======
        Вы простите, о каком "тупике" речь ведете?
        P.S.
        1. -1
          8 мая 2020 04:54
          Цитата: venik
          Вы простите, о каком "тупике" речь ведете?

          А Вы посмотрите сколько у нас за последнее время сделано попыток принять новых артсистем, но хоть одна из них поставлена в войска в должных товарных количествах?
          И в этом аспекте, куда и сколько, за последние лет 10 Россия поставляла свои артсистемы?
          Но даже не это главное. Сейчас мы остались единственной державой, пытающейся, что то создать и продвинуть в калибре 152-мм, весь мир перешел или переходит на 155х52 НАТО...
    2. +1
      7 мая 2020 20:08
      Цитата: Бережливый
      Нужно ее потихоньку заменять Коалицией, только снятые с эксплуатации машины модернизировать , и отправить на хранение, а не на утилизацию.

      =========
      Нужно "Коалицией" не "Мсту" заменять, а "Акацию" - они уже ресурс почти исчерпали, да и по ТТХ - уже не то!
  2. +4
    7 мая 2020 06:15
    Это первая самоходка которую я увидел вживую ещё в 94-м до этого САУ видел только в кино. Эта впечатлила размерами. Уверен при своевременной модернизации в том числе боеприпасов и машин управления прослужит ещё очень долго.
    1. 0
      7 мая 2020 06:27
      А мне "мсту" потрогать руками так и не довелось recourse
      "Акацию" видал, а героиню рассказа - нет...
  3. -9
    7 мая 2020 06:51
    500 штук на всю армию это безобразно мало! Если учесть, что в мотострелковой дивизии по штату положен полк из 36 таких САУ, то полностью по штату возможно вооружить лишь 14 дивизий! Нужно иметь на вооружении как минимум 5000 таких САУ!
    1. +1
      7 мая 2020 06:58
      Их и есть несколько тысяч только разных систем и калибров.
      1. -7
        7 мая 2020 07:56
        Акация уже старье, дальность ее стрельбы в 17 км уже совершенно недостаточна в современных условиях. И артиллерия в современной армии обязательно должна быть самоходной. Время буксируемой артиллерии ушло еще полвека назад.
        1. 0
          7 мая 2020 09:12
          а почему бы Акацию не модернизировать как американцы свой Паладин? был же проект с более длинной трубой дальность увеличилась и перевалила обычным ОФам за 20 км.. плюс кишки поменять на современные... по моему на данный момент с отсутствием средств это очень актуально и Мста и Акация будут дополнять друг дружку до более лучших времен..
        2. 0
          11 июня 2020 05:31
          Глупости, у буксируемой артиллерии тоже есть свои плюсы. Оба направления будут развиваться параллельно. Когда появились ракеты тоже было модно рассуждать, что век ствольной артиллерии ушел.
    2. 0
      7 мая 2020 08:35
      Даже "Акаций" столько не выпустили и тем более не имеется на вооружении:
      Сухопутные войска России — 1800 единиц 2С3, из них 1000 на хранении, по состоянию на 2016 год[45]
      Морская пехота России — 50 единиц 2С3 по состоянию на 2016 год[46]

      Самоходная гаубица 2С3 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов артиллерийских полков танковых и мотострелковых дивизий Сухопутных войск СССР на замену 152-мм гаубицам МЛ-20, Д-1 и Д-20. Стандартный дивизион насчитывал по 3 батареи из шести самоходных орудий 2С3 (итого 18 орудий в дивизионе), однако в некоторых дивизионах имелось по 4 батареи 152-мм орудий (то есть 24 орудия в дивизионе)

      https://ru.m.wikipedia.org/wiki/2%D0%A13

      Но заменить бы их все на более современные 2С19М2 и 2С35, не помешало бы.
    3. -5
      7 мая 2020 17:17
      даже ОДНА САУ Мста избыточна под ядерные снаряды со скорострельностью 10 в минуту
  4. +4
    7 мая 2020 07:00
    Работал и на 2С3 "Акация" и на 2С19М "Мста-С", по мне "Акация" душевнее что ли! Это мое мнение.
    1. +3
      7 мая 2020 08:42

      Для душевности!
    2. 0
      7 мая 2020 09:12
      тот же вопрос - а почему бы Акацию не модернизировать как американцы свой Паладин? был же проект с более длинной трубой дальность увеличилась и перевалила обычным ОФам за 20 км.. плюс кишки поменять на современные... по моему на данный момент с отсутствием средств это очень актуально и Мста и Акация будут дополнять друг дружку до более лучших времен..
    3. 0
      7 мая 2020 13:21
      Мы стреляли с Гиацинтов. От стрельбы нашего дивизиона дергались и "мсташники" и "акацийщики" )))
      1. 0
        7 мая 2020 13:30
        Так поэтому я просил автора сравнить не только с Акацией , но и Гиацинтом .
        1. +1
          7 мая 2020 13:46
          Эти системы пока дополняют друг друга.
          Гиацинт мощнее снаряд и есть спецбоеприпас. Те кто эксплуатировал обе системы уверяют что Гиацинту нет равных среди САУ по точности. ПРоисшествий с ним тоже меньше- стрельба "с земли" идет
          Но намного дольше перевод из походного положение в боевое. Поэтому очень проблематично использование против продвинутого противника. Развернулись, стрельнули сами и погибли.
          Чисто умозрительно в первом приближении Акация лишняя при наличии МСТы
          Мста для профи
          Гиацинт для срочников и резервистов
          1. 0
            7 мая 2020 16:31
            Спасибо . Только я не понял - у Акации и Гиацинта снаряды не унифицированы ??
            1. +2
              7 мая 2020 17:04
              Нет. У Гиацинта крупнее и снаряд и ,особенно, заряд .
              Снаряд ЗОФ 29
              Одинаков у Мсты и Акации
              Снаряд ЗОФ 25

              Поэтому в этом треугольнике если и избавляться от кого-то то от Акации как по мне
              Гиацинт в целом самый дальнобойный и у него кроме атомного есть "умные" боеприпасы.
              1. 0
                7 мая 2020 17:08
                Еще раз спасибо
                1. 0
                  7 мая 2020 17:09
                  Пожалуйста
        2. -1
          7 мая 2020 22:59
          Гиацинт - пушка, их с гаубицами сравнивать не надо.
  5. 0
    7 мая 2020 09:33
    Может , так же сравнить с геноцидом ? Кстати , сколько их осталось ?
  6. -3
    7 мая 2020 10:22
    Душку "Акацию" 2С3 имеет смысл модернизировать только при условии предоплаты зарубежным заказчиком с последующей поставкой ему из запасов, находящихся на складах на хранении. Даже при мировой тенденции увеличения военных бюджетов не все страны могут себе позволить покупать САУ последнего поколения. А модернизировать 1000 машин со склада на склад - чистой воды вредительство.
    1. +4
      7 мая 2020 12:06
      Цитата: Шарнхорст
      А модернизировать 1000 машин со склада на склад - чистой воды вредительство.

      А мобрезерв?
      Если, не дай Бог, что случиться- как украинцы с задницей в мыле на коленке капремонтить? И пытаться прикрутить простейшее "АСУНО" созданное для афганской армии...

      Нет, капремонтить и модернизировать обязательно.
  7. 0
    7 мая 2020 13:41
    Видел я живьем и "Акацию" и "Мсту" и "Коалицию". Как-то они всё больше и больше становятся. "Акация" на фоне "Мсты" маленькая и изящная, а "Коалиция" рядом со "Мстой" - огромный сарай. Такое у меня впечатление сложилось. Хотя внутри ни у одной не побывал. Не моя специальность laughing
  8. 0
    7 мая 2020 13:47
    Цитата: Петр не первый

    Для душевности!

    Спасибо!
  9. +2
    7 мая 2020 17:15
    2С19 - Венесуэла,Азербайджан,Эфиопия, испытания в Индии.



  10. 0
    7 мая 2020 23:01
    Да, мне казалось, что САУ в армии многие тысячи, если не десятки тысяч: "300 орудий на километр фронта" навеяло.
  11. 0
    8 мая 2020 01:36
    Великолепнейшая САУ из советского задела.
    Возобновление производства в варианте 2С19СМ2 позволяет войска перевооружить на освоенный образец отвечающий современным требованиям с меньшими затратами. Та же история что и с Т-90СМ - Армата и Коалиция это конечно все великолепно, пусть себе катаются по брусчатке Красной Площади, но есть здесь и сейчас, плюс ближайшая перспектива, а нужно и перевооружить существующие части, и вооружить вновь разворачиваемые и как можно быстрее.
    Много разговоров о дальности в 40км и том что Мста не вытягивает эту дальность - когда надо вытягивает, у нас так же есть арс-ы, но есть и стоимость залпа батарея-дивизион и многие другие характеристики, по которым Мста даст фору многим западным образцам.
  12. +2
    8 мая 2020 01:56
    Цитата: Кот_Кузя
    Время буксируемой артиллерии ушло еще полвека назад.
    Нет, не ушло и очень далеко до заката. Буксируемая лишь немногим уступает в мобильности САУ на колесном ходу, превосходит в проходимости. Немного уступает во времени развертывания и свертывания, но при этом дешевле и самое главное более гибкая по типам снарядов.
    Например, ту же буксируемую Мста-Б 2А65 можно с тягачом Камаз довольно быстро перебросить в ту же Сирию. А имеешь гаубицу с дальностью под 30км, имеешь например возможность держать любых бармалеев на этом расстоянии от авиабазы Хмеймим, зачем там более дорогостоящая и тяжелая 2С19? И т.д. Очень много конфликтов малой интенсивности, да и в глобальном конфликте буксируемая артиллерия без работы не останется.
    Меньше читайте и слушайте всевозможных "экспертов".
  13. -1
    9 мая 2020 00:53
    Кирилл, спасибо за интересную статью! Давно интересовала история названия этой САУ! Мста по-украински значит Месть, но кто и почему её так назвал, если выпущена она была на Урале? Буду благодарен за ответ! hi
  14. +1
    13 июля 2020 01:59
    Позволю себе ремарку,сам не артиллерист,мнение по приоритету о самоходности и буксируемости следующее,буксируемая арт.система в 21в применима только против заблокированного противника не имеющего ударных возможностей подвижными соединениями и авиации.Спешить некуда,отбуксировали,расцепились,подготовили позицию,подвезли снаряды,перевели арт.систему из походного в боевое не спеша,подъехали машины управления огнем,наладили взаимосвязь,прошел 1час,пристрелялись,отстрелялись,не спеша перевелись из боевого обратно,подъехали тягачи,зацепились,уехали.Так можно работать,но только против террористов не имеющих контрударных возможностей,или в позапрошлых позиционных войнах.При этом незабываем про колоссальную физ.нагрузку на личный состав огневых расчетов,с данным типом арт.систем,это не пехота,все свое ношу с собой и на себе.Также нельзя упускать из вида,что сами тягачи могут попасть под удар-обстрел противника,не на марше,а в расцепленном состоянии,если,реально противостояние с подвижной армией,обладающей ударной возможностью,артиллерией,да с авиацией,тогда что?К чему цеплять арт.системы?Тогда наверное только самоходная,перевод из походного в боевое 2-3минуты,взаимосвязь с машинами управления огнем постоянная,даже на марше,смена позиций хоть до бесконечности после каждых 3-4ех выстрелов,от возможных рисков засечки контрбатарейных слухачей типа "Зоопарк".Это уже не просто маневр огнем,а маневр САУ батареями и дивизионами.Современные боевые действия скоротечны.Сейчас противник здесь,пока подвезешь буксируемую арт-ию,и обеспечишь ведение огня,может быть поздновато,противника здесь уже нет,или отошел,или нанес контрудар.Нет,мнение все-таки такое,что для буксируемой закат уже подошел.Ствольная артиллерия еще долго будет,но будущее уже за самоходной,так как боевые действия стали маневрово-подвижными,хоть она и немного уступает в проходимости.Плюс не забываем про разницу в физ.нагрузках на личный состав.Тем более что ствольная артиллерия должна работать и доставать не только самые передовые порядки противника,а работать в глубину порядков противника,значит арт.батареи и дивизионы потребуется быстро подводить буквально в спину своим передовым порядкам,сегодня 10-15км от передовой это уже может оказаться и не тыл вовсе,отстреливаться с постоянной сменой огневых позиций САУ могут,находясь на одной позиции не более 5мин,и быстро при необходимости своим ходом САУ уходят.И еще,у современных САУ все системы в себе и топопривязки,и БИУСЫ,и механизмы подачи боеприпасов,и катает сама себя.Ствольная артиллерия нашего времени это фактически сложный,многотонный комп.с передачей кучи данных через шины данных,они работают по точечным целям,а перепахивание плацдармов,это удел РСЗО.Сегодняшние САУ,это не артиллерия 40-50ых годов,у нее расширились задачи соответственно и возможности должны повышаться.Возможности буксируемой уже не повысить,просто все упрется в дефицит времени,неудобства процесса эксплуатации буксируемой арт.системы и в колоссальную физ.нагрузку для огневого расчета.Уже ВОВ показала,сколько орудий захватывались целыми,просто из-за нехватки времени, и средств,отцеплять-зацеплять при необходимости менять огневую позицию.Не навязываю мысль,просто точка зрения.