Фрегаты в системе ПВО/ПРО современных ВМС

120

Фрегаты в системе ПВО/ПРО современных ВМС



Голландский фрегат типа «Семь провинций»

Размещение дальнобойных ЗРК на эсминцах, например, «Арли Берк» или крейсерах УРО типа «Тикондерога», или российских крейсерах проекта 1144 «Орлан» и проекта 1164 «Атлант» было вполне естественным следствием желания защитить столь ценные боевые единицы от ударов с воздуха и с моря. Однако времена меняются, совершенствуются технологии, появляются новые вызовы. В настоящее время основу мощи надводных флотов большинства стран составляют не крейсеры и даже не эсминцы, а многоцелевые корабли с водоизмещением от 5000 до 7000 тонн, принадлежащие к классу фрегатов. Это настоящие «рабочие лошадки», выполняющие в океанской зоне задачи противовоздушной и противолодочной обороны, а также имеющие возможность нанесения ударов по кораблям противника.

Данная статья имеет своей целью рассмотреть возможности ПВО/ПРО отечественных и зарубежных кораблей класса фрегатов, выявить основные тенденции развития данного класса кораблей и дать рекомендации применительно к ситуации, в которой находится сейчас российский ВМФ. Главное внимание статьи направлено на корабельные ЗРК и РЛС размещаемые на кораблях класса фрегатов.



Классифицировать и сравнивать фрегаты — очень непростая задача, поскольку в некоторых странах корабли с полным водоизмещением более 5000 тонн уже относят к классу эсминцев. Для удобства примем классификацию стран-производителей и будем считать фрегатами те корабли, которые так классифицированы в национальных ВМС, сделав исключение для Японии, так как здесь фрегатами считаются совсем небольшие корабли с полным водоизмещением в 2500 тонн.

Зарубежный опыт


Нидерланды


Фрегаты типа «Де Зевен Провинсиен». Полное водоизмещение – 6048 тонн. Двигательная установка – 2 ГТД и 2 дизельных двигателя мощностью 52 300 л.с. (ГТД) и 13 600 л.с. (дизели) соответственно. ЗРК представлен 40 УВП Mk 41 с ракетами RIM-66 SM-2 Block IIIA и RIM-162 ESSM.

Ракеты RIM-66 SM-2 Block IIIA имеют стартовый вес в 708 кг, одноступенчатый РДТТ, дальность действия в 167 км, максимальную высоту в 24 км, скорость около 3,5 Маха. Система управления – полуактивная радиолокационная, инерциальная система наведения, инфракрасная ГСН.

ЗУР RIM-162 ESSM: стартовый вес – 280 кг, двигатель – РДТТ, дальность действия – около 50 км, скорость более 4,0 Маха, максимальная перегрузка – около 50g, достигается за счет управления вектором тяги. Система управления – активно-полуактивная ГСН.

Радиолокационное оборудование управляющее ЗРК представлено двумя РЛС: Thales SMART-L и Thales APAR.

Thales SMART-L – это трехкоординатная РЛС диапазона L дальнего воздушного обзора с цифровой антенной решеткой.

Цифровая антенная решётка состоит из 24 горизонтальных линеек излучателей по 48 диполей каждая, из них 16 линеек работают в режиме приёма и передачи с цифровым синтезом диаграммы направленности в вертикальной плоскости (по углу места), 8 − только в режиме приёма. Вертикальное сканирование и стабилизация луча электронные. Сканирование по азимуту – механическое.

Дальность обнаружения базовой модели составляла 400 км для патрульного самолёта и 60 км для низколетящей крылатой ракеты. В дальнейшем был введён режим ELR (англ. Extended Long Range) с максимальной дальностью 480 км. Увеличение дальности достигнуто модернизацией программного обеспечения и не затронуло аппаратную часть. Число сопровождаемых целей: воздушных – 1000, надводных – 100.

Thales APAR – РЛС с активной фазированной антенной решеткой Х – диапазона, многофункциональный трехкоординатный радар. Thales APAR имеет четыре неподвижные сенсорные решетки, установленные на четырехгранной мачте. Каждая грань состоит из 3424 модулей передачи/приема.

Радар позволяет вести воздушное сопровождение более 200 целей на дальности в 150 км, наземное сопровождение 150 целей на расстоянии 32 км, поддерживает режим поиска по данным полученным от другого датчика, может осуществлять наведение 32 ракет с полуактивными ГСН в полете и 16 в конечной фазе наведения.

Испания



Фрегат типа «Альваро де Базан»

Фрегаты типа «Альваро де Базан». Имеют полное водоизмещение в 5802 тонны. Двигательная установка типа СОDOG, состоящая из 2-х ГТД и 2-х дизелей. Суммарная мощность ГТД – 46 648 л.с.

ЗРК состоит из 48 ячеек УВП Mk 41 с ракетами RIM-66 SM-2 Block IIIA и RIM-162 ESSM.

Главное отличие от голландских фрегатов заключается в радиолокационном вооружении, представленном американскими радарами AN/SPY-1D и AN/SPG-62.

AN/SPY-1D – трехкоординатная многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой S-диапазона. Выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, командное управление зенитными ракетами на стартовом и маршевом участках траектории. Антенна состоит из 4-х неподвижных ПФАР, ориентированных по азимуту с интервалом 90º, каждая из которых покрывает один сегмент (90º по азимуту, 90º по углу места) окружающей корабль пространственной полусферы. Каждая решётка имеет вид восьмиугольника размером 3,6 х 3,6 м, состоящего из 4350 отдельных излучающих элементов. Радар имеет широкий частотный диапазон, внутри которого частота импульса меняется случайным образом, что затрудняет работу средств электронного противодействия противника и противорадиолокационных ракет. Максимальная дальность действия радара до 320 км для цели с ЭПР 0,03 м² (80 км для низколетящих целей). Позволяет сопровождать 200 целей и обстреливать 20 из них.

Радар AN/SPG-62 диапазона Х выполняет функцию подсветки цели на конечном участке наведения ракет «Стандарт» SM-2. Максимальная дальность РЛС – 110 км. Имеет диаграмму направленности с очень узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели при относительно малой мощности излучения. Может использоваться как обзорный радар.

Франция и Италия



Фрегат типа «Горизонт»

Фрегаты УРО типа «Горизонт». Имеют полное водоизмещение в 6700 тонн. Двигательная установка типа CODOG мощностью 58 500 л.с.

На фрегатах размещен ЗРК PAAMS c 48 ЗУР Aster 15/30. Система PAAMS предназначена для обороны корабельных соединений от широкого спектра возможных угроз, включая сверхзвуковые, низколетящие, малозаметные и баллистические цели. Возможности системы допускают одновременное отслеживание нескольких сотен целей на дистанции 400—500 км в атмосфере и ближнем космосе. Целеуказание обеспечивается одновременно по 16 целям. Система способна противостоять одновременной атаке с нескольких направлений и осуществлять отслеживание одновременно различных типов целей.

В настоящее время система PAAMS считается одной из наиболее совершенных систем ПВО/ПРО в мире.

Система использует 2 типа ракет: «Aster 15» и «Aster 30». Первая имеет дальность около 30 км, вторая – 120 км. Обе ракеты идентичны, их разница в дальности перехвата и скорости обусловлена большим по размерам ускорителем, который используется на «Астер 30». Суммарная масса «Астер 15» и «Астер 30» составляют 310 кг и 450 кг соответственно.

«Астер 30» способна развивать скорость в 4,5 Маха при достижении высоты 20 км и выполнять воздушные манёвры с ускорением 60 g, что даёт ей очень высокую степень манёвренности. Это возможно благодаря сочетанию аэродинамического управления и системы управления вектором тяги. Стандартный запуск ракеты «Астер» может включать в себя изменение направления движения на 90 градусов.

Ракета «Астер» − автономно управляемая, оборудованная активной радиолокационной головкой самонаведения, что позволяет ЗРК справляться с насыщающей атакой.

Радиолокационное вооружение представлено РЛС раннего предупреждения S1850M и РЛС EMPAR.

S1850M – трёхкоординатная РЛС дальнего воздушного обзора с цифровой антенной решёткой для систем раннего предупреждения о ракетном нападении, а также обнаружения аэродинамических, наземных и надводных целей. Сконструирована на основе РЛС SMART-L однако использует собственную архитектуру обработки сигналов. Может обнаруживать и сопровождать до 1000 целей на расстоянии до 400 км (65 км для малозаметных целей).

ЕMPAR – многофункциональная РЛС с фазированной антенной решеткой диапазона C, предназначенная для применения на кораблях среднего и большого водоизмещения. Представляет собой вращающуюся пассивную фазированную решетку с электронным сканированием луча по углу места. Обеспечивает полнообъёмное сканирование пространства, работу с надводными и низколетящими целями, передачу информации системам управления оружием.

Основная функция EMPAR − трёхкоординатный обзор воздушного пространства (азимут, дальность, угол места) на расстоянии до 180 км. РЛС способна отслеживать самолеты и более мелкие цели (ракеты). Система использует единый узкий луч для передачи сигнала и несколько лучей для приема. Управление лучом в вертикальной плоскости электронное, позволяющее осуществлять быстрое сканирование в широком диапазоне пеленгов и/или углов места. Таким образом обеспечивается одновременный мониторинг верхней полусферы. Плоские антенны РЛС вращаются с частотой 60 об/мин, что позволяет сканировать полусферу с периодом в 1 с, в отличие от более ранних радаров, у которых сканирование полусферы занимало 10 и более секунд. Это важно для систем ПВО с учетом большой скорости современных противокорабельных ракет.

Япония



Эсминец типа «Акидзуки»

Эскадренные миноносцы типа «Акидзуки». Полное водоизмещение – 6800 тонн. Двигатели – комбинированная ГТУ из 4-х турбин. Суммарной мощностью 60 000 л.с.

ЗУР размещаются в УВП Мк 41 на 32 ячейки с ракетами RIM-66 SM-2 Block IIIA и RIM-162 ESSM.

Главная особенность корабля – FСS-3, интегрированная корабельная система управления оружием, включающая в себя многофункциональную РЛС с АФАР, которая имеет два комплекта антенн: большие C-диапазона для обнаружения и сопровождения и малые X-диапазона в качестве радара системы управления огнем. Максимальная дальность действия РЛС – 500 км, при этом по данным открытых источников заявляется дальность обнаружения истребителей в 450 км, крылатых ракет – более 200 км, количество сопровождаемых целей – 300, одновременно обстреливаемых – 10-12.

Российский опыт



Фрегат проекта 11356Р

Фрегаты проекта 11356Р. Полное водоизмещение – 4035 тонн, двигатели – двухвальная газо-газотурбинная установка типа COGAG суммарной мощностью 56 044 л.с.

На кораблях серии установлен ЗРК «Штиль-1». Этот многоканальный ЗРК с вертикальным стартом ракет предназначен для круговой обороны корабля от всех средств воздушного нападения, в том числе для отражения массированных ракетных и авиационных атак. На фрегатах проекта 11356Р размещены 24 ракеты 9М317М с полуактивной РГСН. Масса ракеты – 581 кг, скорость – 1550 м/с. Основной этап полёта ракета проходит в инерциальном режиме, а при подлёте к цели осуществляется радиокоррекция. ЗРК способен поражать цели обладающие скоростью до 3 км/с на дальности до 70 км и на высоте до 35 км, при этом на каждую цель может одновременно наводиться до 3-х ракет 9М317М. Ракета имеет располагаемые перегрузки в 24 g.

Первичная информация о воздушной и надводной обстановке поступает от РЛС «Фрегат-М2М». Это трехкоординатная РЛС Е-диапазона предназначена для контроля пространства, обнаружения, определения координат, скорости и траектории полёта воздушных целей на больших дальностях и высотах с высокой разрешающей способностью в условиях интенсивного радиопротиводействия. Максимальная дальность – 300 км, дальность обнаружения истребителя – 230 км, крылатой ракеты – 50 км, ПКР с ЭПР 0,1 кв. м на высоте 5-10 м – 15-17 км, малозаметный истребитель – 100 км. Количество одновременно сопровождаемых целей – 100, максимальный темп обзора – 2,5 с.

Управление огнем осуществляется при помощи радара Х-диапазона с ФАР «Позитив-М1.2». РЛС имеет дальность обзора в 80 км, высота обзора – 20 км. Максимальная дальность обнаружения цели с ЭПР > 1 кв. м при высоте полета 1000 м составляет 50 км, ПКР с ЭПР > 0,03 кв. м при высоте полета 15 м – 13-15 км.

Фрегаты проекта 22350. Эти корабли имеют полное водоизмещение в 5400 тонн. Двигательная установка типа CODАG состоящая из 2-х форсажных ГТУ суммарной мощностью 55 000 л.с. и 2-х маршевых дизелей мощностью 5200 л.с. каждый.

На кораблях размещены 32 УВП ЗРК «Редут». В ячейке располагается один транспортно-пусковой контейнер с ракетой большой или средней дальности (9М96Е, 9М96Е2) или 4 ракеты малой дальности (9М100). При пуске ракеты используется «холодный» старт. Зарядом сжатого воздуха ракета выбрасывается из вертикально расположенного транспортно-пускового контейнера на высоту 30 м, разворачиваясь в сторону цели с помощью газодинамической системы. Благодаря этому значительно сокращается минимальная дальность перехвата. Газодинамическая система также обеспечивает ракете режим сверхманевренности и способна за 0,025 с увеличить перегрузку ракеты на 20g. Максимальная перегрузка для ракет составляет более 60 g.

Для ракет 9М96Е, 9М96Е2 на маршевом участке траектории используется инерционно-командное наведение, на конечном участке − активное радиолокационное самонаведение. Ракета 9М100 малой дальности оснащена инфракрасной головкой самонаведения. Захват цели осуществляется сразу после пуска ракеты.

Максимальная дальность ЗРК «Редут» достигает 150 км, максимальная скорость перехватываемой цели составляет 4800 м/с.

Управление огнем осуществляет РЛС «Полимент» с 4 неподвижными ФАР, расположенными по 4-м граням мачты фрегата. РЛС позволяет одновременно обстреливать до 16 целей (по 4 на каждую решетку). Данных о РЛС «Полимент» в открытых источниках мало. Заявленная дальность действия радара достигает 200 км. Радар работает в Х-диапазоне и может сопровождать до 200 целей. Можно предположить, что «Полимент» − это некий аналог Thales APAR со сравнимыми характеристиками.

Общее обнаружение и сопровождение воздушных (в том числе низколетящих) и надводных целей осуществляется с помощью РЛС «Фуркэ» с ФАР дециметрового диапазона. Передача − пассивная (один луч), приём − полуактивный (три луча), стабилизация луча электронная. Обеспечивается цифровая обработка сигналов, многоканальная доплеровская фильтрация, автокомпенсация активной шумовой помехи РЛС. Максимальная дальность обзора – до 150 км. Дальность обнаружения траектории ПКР с ЭПР 0,02 кв. м на высоте 5 м при высоте антенного поста 21 м составляет 12-14 км.

Перспективы развития отечественных ЗРК корабельного базирования


Изучение иностранного и отечественного опыта показывает следующее.

• Водоизмещение кораблей класса «фрегат» позволяет размещать ЗУР от малой (< 30 км) до большой (> 100 км) дальности.

• Защита современных фрегатов строится эшелонированно из ЗУР средней (до 50 км) и большой дальности (до 160 км).

• Современные корабельные ЗРК предназначены главным образом для борьбы с ПКР, имеющими малую ЭПР, это предопределяет установку на кораблях двух видов РЛС: трехкоординатных РЛС большой дальности для объемного поиска и РЛС Х-диапазона меньшей дальности для управления огнем.
• Для борьбы с авиацией вооруженной ПКР достигнутая на современных фрегатах дальность ЗУР в 150-160 км уже недостаточна с учетом развития авиационных РЛС, а также самолетов ДРЛО.

• РЛС Х-диапазона обеспечивают большую точность наведения ЗУР и многоканальность, но имеют сравнительно небольшую дальность обнаружения.

• «Разделение труда» между корабельными РЛС позволяет оптимальным образом распределить ресурсы радаров, между объемным поиском и целеуказанием для ЗУР.

• Ведущую роль в борьбе с современными ПКР играют высокоманевренные ЗУР с максимальной перегрузкой 50-60 g.

Для того чтобы понять перспективы развития отечественных морских ЗРК, нужно определить вызовы и угрозы, перед которыми сегодня находятся наши корабли.

1. Широкое развитие ПКР с низковысотным профилем полета.

2. Развитие высокоскоростных ПКР типа китайской CM-400AKG, достигающей скорости до 5 Маха, и японских XASM-3-E со скоростью до 3,5-3,7 Маха.

3. Распространение истребителей построенных по технологии стелс типа F-35, что заметно сокращает дистанцию обнаружения самолетов вероятного противника.

4. Малое число кораблей с современными системами ПВО/ПРО. Отсюда возникает необходимость прикрывать с воздуха корабли со слабыми ЗРК (МРК всех проектов, МПК, БПК проекта 1155, СКР проекта 11540, патрульные корабли проекта 22160).

5. Малочисленность морской истребительной авиации ВМФ России, что может быть скомпенсировано только развертыванием современных дальнобойных систем ПВО на кораблях.

Изучение иностранного опыта показывает, что европейские страны не стремятся размещать на своих кораблях ЗРК большей дальности, чем 120-160 км. Такая дальность позволяет сбивать ракеты, но ограничивает возможность работать против их носителей. Для стран НАТО это понятно и нормально – они готовятся воевать при заметном превосходстве в воздухе.

Однако Россия – это другое дело. Наши ВКС сейчас не слишком многочисленны и к тому же рассредоточены на огромной площади, поэтому в случае конфликта флоту предстоит рассчитывать в первую очередь на корабельные ЗРК. И здесь дальности «Редута» в 150 км уже недостаточно. Например, дальность действия японской ПКР XASM-3-E – 200 км, китайской CM-400AKG – 240 км, норвежской JSM – 280 км, французской «Экзосет» − 180 км, итальянской «Отомат» − 180 км, турецкой SOM – 200 км. Очевидно, что эффективнее не бороться с ракетами, а уничтожить их носители, и для этого нужны дальнобойные морские ЗРК, созданные на базе С-400 с ракетой 40Н6Е. Разместить их можно было бы на фрегатах проекта 22350М, так как других платформ в ближайшие 10-15 лет у нас, скорее всего, не появится. В перспективе можно было бы рассмотреть создание на основе проекта 22350М фрегата ПВО/ПРО с морскими системами «Редут» и С-400 по аналогии с британскими эсминцами типа 45.

Ракеты – это важно, но не менее важно создание современных РЛС. Из приведенных выше данных видно, что наметилось отставание по этому компоненту от ведущих производителей вооружений. Необходимы РЛС, способные обнаруживать малозаметные цели на расстоянии в 200-250 км. Подобные системы могут быть созданы на основе радара дальнего обнаружения 91Н6Е ЗРС С-400, а в перспективе на основе радара системы С-500.

Отдельно следует сказать об обзорных РЛС на фрегатах проекта 22350. На этих кораблях установлены РЛС «Фуркэ» (морской вариант РЛС ЗРПК «Панцирь-С1») с максимальной дальностью обзора 150 км. Выбор такого варианта можно объяснить только экономией денежных средств. Оптимальным вариантом была бы установка трехкоординатной РЛС «Подберезовик-ЭТ1» с максимальной дальностью обнаружения в 500 км или РЛС «Фрегат-М2М» оптимизированной для обнаружения низколетящих целей с дальностью обзора в 300 км.

В завершение нужно заметить, что Россия на сегодняшний день имеет неплохой задел по морским ЗРК в виде «Редута», «Штиля-1» и С-400 (морскую версию которого можно создать), и этот потенциал может быть реализован на новых кораблях.
120 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -17
    8 мая 2020 18:07
    А можно уточнить у Автора с кем собрались воевать ВМФ Нидерландов (1 место), Испания (2 место) и Италия с Францией (3/4 места)?
    1. +11
      8 мая 2020 18:47
      А Вам принципиально в какой последовательности указаны оппоненты? Если наши корабли поставили в статье на обозрение первыми это что то изменило? Все и так знают кто с кем собрался воевать
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
    2. +1
      8 мая 2020 21:20
      Ну если не будет прямого врага, перейдут в каперы.
  2. +1
    8 мая 2020 18:32
    Почему не написали про эсминцы и крейсеры с системой Иджис оснащёнными ракетами-перехватчиками SM-3.Block IВ. Данная система может уничтожать БР малой и средней дальности и ракеты преодолевающие расстояния от 3000 до 5500 км.
    1. +14
      8 мая 2020 18:51
      Статья посвящена относительно небольшим кораблям относящемся к классу фрегатов. Писать про крейсера и эсминцы особого смысла нет так как мы их в настоящее время не строим и не будем строить еще лет 10 как минимум.
      1. +1
        10 мая 2020 00:53
        За статью спасибо. Мне например было интересно (не повредит так сказать, для общего развития).
        Но вот ув. Дмитрий, -
        Цитата: Дмитрий из Воронежа
        Данная статья имеет своей целью рассмотреть возможности ПВО/ПРО отечественных и зарубежных кораблей класса фрегатов, выявить основные тенденции развития данного класса кораблей..
        казалось бы чудно ведь fellow , но потом, -
        Цитата: Дмитрий из Воронежа
        ... и дать рекомендации применительно к ситуации, в которой находится сейчас российский ВМФ.
        belay recourse кому простите Вы хотели дать рекомендации ?!
        Цитата: Дмитрий из Воронежа
        российский ВМФ
        ?! Я вовсе не хотел бы Вас обидеть, но у меня создаётся стойкое ощущение, что ни в чьих рекомендациях ВМФ не нуждается, и более того, он не намерен к ним прислушиваться feel . request
        1. +1
          10 мая 2020 01:43
          Здравствуйте Владимир! Спасибо за Ваш комментарий! Вы конечно же правы - высшие военные ведомства прекрасно обходятся без рекомендаций со стороны. Уверен, там есть толковые здравомыслящие и патриотичные люди. Хотя есть и другие, скажем так менее хорошие. Что до рекомендаций и предложений, то без них статья была бы просто констатацией фактов, было бы меньше простора для дискуссии... Короче, она была бы скучной. Я просто постарался максимально глубоко вникнуть в суть вопроса и дать свое видение проблемы. Как кстати оказалось не совсем верное. По-большому счету я не слишком высокого мнения о своем понимании, но тянет теоретизировать, когда пишу, это такой элемент творчества что-ли.
          1. +3
            10 мая 2020 16:12
            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            ..Что до рекомендаций и предложений, то без них статья была бы просто констатацией фактов ..
            Мир прекрасен и "без излишеств"... Стоит ли гнаться за большим ?!
            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            было бы меньше простора для дискуссии.
            ни сколько. hi
            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            но тянет теоретизировать, когда пишу, это такой элемент творчества что-ли.
            в добрый путь. Всё у Вас получиться ! Только не берите больше чем можете вынести на себе (это про рекомендации для ВМФ) .... Они там нас не услышат. recourse хотя иногда жаль. winked
            Вот как Вы думаете (в качестве темы на будущее), почему нам плавно "пытаются замылить глаза", и ещё "подменить понятия", в плане осуществления/воплощения в жизнь, старой (бывшей) программы кораблестроения .... Теперь нам плавно пытаются внедрить мысль о том, что 12 фрегатов (во всех трёх его инкарнациях: 22350 (16), 22350.1 (24) и 22350М (48) это про УВП), это предел ?! И так и планировалось ?! ...
            1. Спасибо на добром слове! hi Тема предложенная Вами актуальна. Подумаю как и в каком формате ее можно было бы раскрыть.
    2. 5-9
      +3
      9 мая 2020 10:52
      Делать из фрегат носитель ракет про заатмосферного перехвата? Хотя чего там этот СМ3 наперехватывал? Больше по спутника с известной до 10 см орбитой спец...
  3. -13
    8 мая 2020 18:54
    Так себе статейка, слишком беглый обзор, который скорее вводит в заблуждение , чем дает представление по теме
    Очевидно, что эффективнее не бороться с ракетами, а уничтожить их носители
    автор что нибудь слышал о “кривизне земли” ? К примеру сухопутные ПВОшники открыли для себя этот феномен лишь с опытом Сирийской кампании. Отечественным флотоводцам не мешало бы тоже перенять чужие уроки.
    1. 0
      8 мая 2020 19:02
      автор чтоинибудь слышал о “кривизне земли” ? К примеру сухопутные ПВОшники открыли для себя этот феномен лишь с опытом Сирийской кампании. Отечественным флотоводцам не мешало бы тоже перенять чужие уроки.

      Так вы тут тоже , недавно , пяткой себя в грудь стучали , доказывая что Калибров нет и Красная армия Цахал всех сильней.
      Чьи тут уроки перенимать ? Есть системы превосходящие Полимент-Редут на кораблях ?
      1. Комментарий был удален.
        1. -7
          8 мая 2020 19:07
          Калибры мотались по выставкам все нулевые, всинтересующиеся их “до винтика обсосали”

          Что не мешало всем оппам орать что их нет , и что это мультики - просто потому , что хвалёные НАТОвские радары их просто не смогли засечь , несмотря на то ,что они пролетели 1500 км до цели ...
          1. Цитата: lucul
            Что не мешало всем оппам орать что их нет

            Виталий, не надо выдавать желаемое за действительное. О калибрах всем было известно в начале 2000-х
            Цитата: lucul
            росто потому , что хвалёные НАТОвские радары их просто не смогли засечь

            Откуда Вы это взяли?
            1. mvg
              +3
              9 мая 2020 01:47
              Откуда Вы это взяли?

              Уж очень хочется что-нить придумать, для важности... negative
      2. +3
        8 мая 2020 19:13
        Калибры мотались по выставкам все нулевые, каждый интерисующийся их буквально до винтика обсосал и все характеристики были известны задолго до Сирии .
        доказывая что Калибров нет и
        так кто и где доказывал, кроме вашей буйной фантазии?
        Есть системы превосходящие на Полимент-Редут на кораблях ?
        Иджис
        1. -1
          8 мая 2020 19:16
          Иджис

          Максимальная скорость перехватываемой цели у Иджис ? )))
          1. -5
            8 мая 2020 19:19
            Сбитый спутник, примерно 27махов
            1. +3
              8 мая 2020 19:21
              Сбитый спутник, примерно 27махов

              Спутник не маневрирует , его траектория легко просчитывается .
              Какие шансы сбить маневрирующий Калибр/Оникс/Циркон ?
              1. 0
                8 мая 2020 19:23
                так и боевые блоки баллистических ракет не сильно то маневрируют, и так попадают с трудом.
                1. -1
                  8 мая 2020 19:39
                  и так попадают с трудом.

                  В 60-е да , сейчас нет.
              2. 5-9
                +1
                9 мая 2020 10:55
                Минимальны. Одна из Тик в борт дозвуковую мишень словила.
                Сбитие сверх звуковых мишеней эпизод чешское, не более одной за раз и не указывается высота.
              3. +3
                9 мая 2020 18:21
                Цитата: lucul
                Какие шансы сбить маневрирующий Калибр/Оникс/Циркон ?

                Циркон - 100%, его не существует. Оникс - зависит от ситуации, при перехвате на высотном участке близка к 100%, на низковысотном желательно внешнее целеуказание. Если цель Циркона не сам фрегат, а объект в сотне километров за ним (к примеру, АВ), то ракета может идти только на высоте. Калибр - желательно внешне целеуказание, ракета выныривает из-за горизонта слишком поздно. Слишком поздно для любого ЗРК.
              4. 0
                10 мая 2020 09:27
                Вполне себе приличные.
        2. +3
          8 мая 2020 19:40
          Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
          Иджис

          Это не аналог П-Р..от слова совсем..,хотя часть функций захватывает.
        3. Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
          Есть системы превосходящие на Полимент-Редут на кораблях ?
          Иджис

          Ничего, что ПОлимент-Редут - это ЗРК, а Иджис - это БИУС?
          1. -6
            8 мая 2020 22:21
            Ничего, ибо выполняют одну и ту же задачу.
            1. Все ясно:))) Марш учить матчасть!
              1. 0
                10 мая 2020 09:28
                А конкретнее?
          2. -1
            10 мая 2020 09:28
            И то и другое комплекс...
    2. +2
      8 мая 2020 19:04
      Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
      “кривизне земли”

      Хосспидя.. Сколько лет уже УПВ 40В6М....
    3. +10
      8 мая 2020 19:29
      Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
      автор чтоинибудь слышал о “кривизне земли” ? К примеру сухопутные ПВОшники открыли для себя этот феномен лишь с опытом Сирийской кампании.

      Серьёзно?

      Стационарные вышки для РЛС ОВЦ строили ещё в советское время. Пару таких вышек лично видел в середине 80-х под Ленинградом - с Пухтоловой горы в сторону оз. Красавица, рядом с "бетонкой ПВО" А-120. Вышки сих пор стоят, правда РЛС на площадке уже другая.
      Кроме того, у дивизионов ЗРК С-300 для работы на малых высотах есть свои мобильные вышки - 40В6М (25 м) и 40В6МД (39 м). На этих вышках располагаются низковысотный обнаружитель и радиолокатор подсвета наведения.

      То есть, дивизиону изначально приданы средства, позволяющие не только видеть цели на МВ и ПМВ на большем расстоянии, но и обстреливать их.
      А ещё эти вышки являются отличным демаскирующим признаком, позволяющим легко определять позиции "живых" дивизионов на космоснимках - по характерной трёхлучевой звезде основания и тени от самой вышки. smile
      1. +2
        8 мая 2020 19:37
        если поднять антенну с высоты 16 м на высоту 36 м, радиогоризонт вырастет с 16 км до 24 км.
        Это сомнительное решение проблемы с учетом технической сложности и прочего.
        1. +6
          8 мая 2020 20:16
          Цитата: Avior
          если поднять антенну с высоты 16 м на высоту 36 м, радиогоризонт вырастет с 16 км до 24 км.
          Это сомнительное решение проблемы с учетом технической сложности и прочего.

          Как раз нет. Вы привели пример, когда рельеф местности идеально ровный. Согласитесь, что такое встречается не часто, точнее, только в море. При неровной местности с небольшими возвышенностями поднятие высоты антенны с 16 до 36 метров позволит заглядывать за эти холмы, что может стать решающим фактором.
          1. +1
            8 мая 2020 21:13
            Но и самолет летит не на уровне земли.
            и антенны в ложбинах не ставят
            в любом случае увеличение дальности связано не с высотой антенны и самолета, а с корнями квадратными высоты
        2. +5
          8 мая 2020 23:01
          Так цель то тоже в воздухе, забыли.
          При высоте антенны в 36 метров и высоте полёта цели 50 метров дальность прямой радиовидимости почти 54 км. А при полёте цели на 100 метрах уже 66.
          Если антенна развёрнута на холме высотой метров 30 над местностью, то 74 км
          1. -1
            8 мая 2020 23:30
            Так речь ведь была о высоте антенны
            В данном случае если бы антенна стояла на 16 метрах, то есть вдвое ниже, дальность радиогоризонта будет около 60 км.
            То есть увеличение высоты расположения антенны не даёт пропорционального прироста в дальности
            1. 0
              9 мая 2020 02:13
              Не даёт, но и к радиогоризонту всё не сводится, цифры я привёл. Важен, в конечном счёте, результат.
              1. -1
                9 мая 2020 07:45
                С самого начала я писал о том, что подъем антенны на большуюмачту, как но фото выше, не даёт заметного прироста в дальности обнаружения на сверхмалых высотах.
                Какие бы параметры цели не брали
                1. 5-9
                  +1
                  9 мая 2020 10:57
                  24 это в 1,5 раза больше чем 16...времени в 1,5 раза больше... это очень заметный гандикап
                  1. -1
                    9 мая 2020 15:30
                    Не принципиально
                    Но это радиогоризонт, а не изменение реальной дальности
                    Выше рассматривали 16 м высоты-74 км, 36 м- 60 ум
          2. 0
            9 мая 2020 07:35
            Еще бы эпр цели указать, и совсем хорошо было бы.
      2. 0
        10 мая 2020 23:41
        "лично видел в середине 80-х под Ленинградом - с Пухтоловой горы в сторону оз. Красавица, рядом с "бетонкой ПВО""////
        -----
        Какие слова знакомые: Пухтолова, Красавица, бетонка... Эх, детство-детство drinks
        1. 0
          12 мая 2020 19:19
          Цитата: voyaka uh
          Какие слова знакомые: Пухтолова, Красавица, бетонка... Эх, детство-детство

          Дык... я в тех краях несколько "летних лет" провёл в пионерлагере имени Гагарина. Сначала в отрядах как пионер, а затем уже в постоянном составе - как ответственный за "радиорубку" (трансляция и вечерняя дискотека). smile

          Мы тогда ещё долго спорили - почему в лесу так много дорог, и что это за кольцевые валы попадаются на лесных дорогах, да ещё и с бетонными площадками и торчащими из них стальными фланцами в каждом? Лет десять назад глянул на гуглоземле снимки из космоса - и обнаружил, что мы ходили по полевой позиции С-75: шесть колец по кругу под пусковые и одно кольцо в центре.
          1. 0
            12 мая 2020 20:20
            "что это за кольцевые валы попадаются на лесных дорогах,"///
            ----
            О! А я бы до сих пор не знал, если б ни Ваше объяснение. good
            Мы их звали из-за круглой формы "цирки". Было понятно, что что-то военное,
            но что?
            Я жил летом в Зеленогорске, мы снимали комнату на лето.
            К Пухтоловой приезжали на велосипедах, катались по бетонке. Вдоль нее
            несколько озер. Купаться. И грибы, ягоды... fellow drinks
            1. 0
              13 мая 2020 12:08
              Цитата: voyaka uh
              О! А я бы до сих пор не знал, если б ни Ваше объяснение. good
              Мы их звали из-за круглой формы "цирки". Было понятно, что что-то военное,
              но что?

              Так и я понял только на "виде сверху". На земле хрен поймёшь, как эти обваловки расположены, особенно в лесу. А на космоснимке характерный "круг из кругов" позиции хорошо виден. smile
              По А-120 в районе Решетниково таких полевых позиций зрдн С-75 в лесу штуки четыре. Правда на новых космоснимках они уже еле различимы - всё заросло.
              1. 0
                13 мая 2020 12:12
                О! Точно, поселок/деревня там была - Решетниково.
                И еще с Пухтоловой было видно "кладбище паровозов".
                Мы, мальчишки, туда пролезали в дыру в заборе и карабкались
                по паровозам.
                1. +1
                  13 мая 2020 19:33
                  Цитата: voyaka uh
                  О! Точно, поселок/деревня там была - Решетниково.

                  И завод ЖБК, за забором которого был целый вал выброшенных бракованных жб-конструкций.
                  Цитата: voyaka uh
                  И еще с Пухтоловой было видно "кладбище паровозов".
                  Мы, мальчишки, туда пролезали в дыру в заборе и карабкались
                  по паровозам.

                  МПС-овская база запаса Зеленогорск. Мы как-то в ходе очередного похода на Пухтолову гору уговорили вожатую зайти "к паровозам". И нас, как организованную группу, пропустили и даже кое-что рассказали. smile
                  Сейчас там "контингент" поменялся - свой век на базе доживают в основном электрички и тепловозы с электровозами.
                  1. 0
                    13 мая 2020 19:37
                    "как организованную группу, пропустили"///
                    ---
                    А нас шугали сторожа! Приходилось прыгать прямо с паровоза и делать ноги laughing
    4. 0
      8 мая 2020 20:29
      автор что нибудь слышал о “кривизне земли” ? К примеру сухопутные ПВОшники открыли для себя этот феномен лишь с опытом Сирийской кампании.

      А там дело в кривизне? Что у станций были такие большие углы закрытия, что не видели на протяжении всего полета?
  4. +8
    8 мая 2020 19:58
    Интересная статья.
    Только на мой взгляд не раскрыты тонкости работы некоторых РЛС.
    Например, построчное сканирование AN/SPY-1D и почему испанский фрегат обходится без РЛС общего обнаружения.
    Насчет увеличения дальности зенитных ракет всё не так просто.
    Связано проблема с дальностью радиовидимости.
    Радиовидимость самолета , летящего на высоте около 1500 метров- ориентировочно как раз около 150 км.
    1500 м- достаточная высота для того, чтобы самолет подходил к кораблю ниже высоты ралдиовидимости без особых проблем.
    На большей дальности высота радовидимости ещё больше. на дальности 240 км (это дальность американской СМ-6) РЛС не будет видеть самолет ниже 3600 м, то есть фактически самолет легко уйдет из зоны видимости корабля.
    Само по себе простое увеличение дальности ракет при этом не приведет к реальному увеличению зоны ПВО, нужны и другие меры
    1. Спасибо за содержательный комментарий! Многое проясняет.
    2. 0
      8 мая 2020 20:40
      На большей дальности высота радовидимости ещё больше. на дальности 240 км (это дальность американской СМ-6) РЛС не будет видеть самолет ниже 3600 м, то есть фактически самолет легко уйдет из зоны видимости корабля.
      Но и с такой высоты ПКР воздушного старта не достанут до корабля, а если они наберут высоту, их легче сбить.
      1. +3
        8 мая 2020 21:17
        Современные ПКР летят на малой высоте на уровнем волн и дальность от высоты пуска не зависит.
        Минимальная высота нужна только для пуска, 1500 метров достаточно с головой.
    3. +4
      9 мая 2020 18:28
      Цитата: Avior
      Само по себе простое увеличение дальности ракет при этом не приведет к реальному увеличению зоны ПВО, нужны и другие меры

      )))

      И со стороны ПКР, и со стороны ЗУР, рост дальности определяется возможностями сети, обеспечивающей разведку и загоризонтное целеуказание. Фанаты как Калибров, так и С-400, обычно игнорируют этот факт.
      1. -1
        9 мая 2020 18:34
        О загоризонтном целеуказания с-400, а точнее, наведении от стороннего источника, не слышал.
        Знаю, что американцы наводили см-6 по данным от сторонних источников, как кораблей, так и самолётов
        1. +4
          9 мая 2020 18:38
          Цитата: Avior
          О загоризонтном целеуказания с-400, а точнее, наведении от стороннего источника, не слышал.

          Угумс.

          Поэтому Линк16 - всё, а суперракеты - ничто. О цирконе песни каждую неделю, по чудовищной ситуации с БИУС (черт с ними с морскими, что с сухопутными происходит?) - ни слова.
  5. -5
    8 мая 2020 20:39
    Снова толчея воды в ступе. Бла бла бла, одно и то же из года в год. Не надо иметь семи пядей во лбу, что бы понять какие корабли и какая схема. Выводы, просто сногшибательные. Автор маршал очевидность! Но спасибо за труд.
  6. +1
    8 мая 2020 21:10
    Даже из такого короткого списка иностранных фрегатов по их ТТХ понятно, что у каждой страны фрегаты решают конкретно свои, поставленные этим кораблям, задачи.
    У меня вопрос, кто нибудь знает, какая задача поставлена фрегатам, кораблям дальней морской зоны,
    в ВМФ РФ?
    1. +2
      9 мая 2020 08:42
      У них клонированное воружение. 1 пушка, 1-2 ЗУ, 32-48 вертикальных ЗРК, 2-3/4 трубных ТА, 1 вертолет, 8 ПУ ПКР. Все.
      1. 0
        10 мая 2020 09:31
        Все правильно, ударные силы флот США, остальное экскорт.
  7. +1
    8 мая 2020 22:28
    Надо бы еще упомянуть, что зенитные ракеты имеют возможность стрельбы по кораблям.
  8. 0
    8 мая 2020 22:38
    О фрегатах. Американцы выбрали итальянский FREMM в тендере из 4 фирм

    WASHINGTON — The U.S. Navy selected Fincantieri's FREMM design for its next-generation frigate


    Будет построено 20 штук на верфи на Великих озерах
    1. +3
      8 мая 2020 23:23
      Читал, что заказан 1 и опцион ещё на 9
      Цена контракта - 5'5 млрд с опционом
      Нормальная цена, НаВи в Штатах начали деньсчитать?
      1. 5-9
        +1
        9 мая 2020 10:49
        Это без вооружения и РЛС, так что все как обычно....
        1. -1
          9 мая 2020 18:35
          С вооружением и РЛС там вопрос-
          Что будут ставить
          1. +4
            10 мая 2020 02:06
            Цитата: Avior
            С вооружением и РЛС там вопрос-
            Что будут ставить

            Все американское.Постройка корпуса примерно 500 млн.Стоимость начинки-примерно столько же

            Sensors and
            processing systems:

            COMBATSS-21 Combat Management System (AEGIS derivative)

            AN/SPY-6(V)3 Enterprise Air Surveillance Radar (EASR)

            AN/SPS-73(V)18 - Next Generation Surface Search Radar

            AN/SLQ-61 light weight towed array sonar

            AN/SQS-62 Variable-Depth Sonar

            AN/SQQ-89F undersea warfare/anti-submarine warfare combat system
            Cooperative Engagement Capability

            Armament:

            32 Mark 41 VLS cells with:
            Possibly RIM-162 ESSM Block 2 and/or RIM-174 Standard ERAM missiles

            Planned RIM-66 Standard SM-2 Block 3C

            8x or 16x canister launched Over-the-horizon Anti-Ship Weapons (likely Naval Strike Missile)

            21x RIM-116 Rolling Airframe Missile launched from Mk 49 Guided Missile Launching System
            Mk 110 57mm gun with the Advanced Low Cost Munition Ordnance (ALaMO) projectile and related systems.Various machine guns M240 or M2

            Aircraft carried:

            1x MH-60R Seahawk helicopter
            MQ-8C Firescout
            1. +1
              10 мая 2020 05:57
              Ясно . Вместо дешёвого фрегата будет лайт версия Берка последнего поколения.
              А вот это я не понял
              . 8x or 16x canister launched Over-the-horizon Anti-Ship Weapons (likely Naval Strike Missile)

              Они не в тех 32 ячейках увп будут стоять, а отдельно?
              1. +3
                10 мая 2020 07:35
                Отдельно будут
          2. 5-9
            0
            10 мая 2020 10:35
            Да вроде ясно, Мк41 на 32 штуки и пара РАМов... Все как обычно...
      2. +2
        10 мая 2020 01:54
        Цитата: Avior
        Читал, что заказан 1 и опцион ещё на 9

        Это первый "транш".Всего фрегатов будет 20.Общей стоимостью 19 ярдов.Цена 1 штуки-940 млн.
        Report to Congress on U.S. Navy Frigate FFG(X) Program
        May 5, 2020 7:49 AM
        The following is the May 4, 2020 Congressional Research Service report, Navy Frigate (FFG[X]) Program: Background and Issues for Congress.

        From the report
        The FFG(X) program is a Navy program to build a class of 20 guided-missile frigates (FFGs).
        Цитата: Avior
        Report to Congress on U.S. Navy Frigate FFG(X) Program
        May 5, 2020 7:49 AM
        The following is the May 4, 2020 Congressional Research Service report, Navy Frigate (FFG[X]) Program: Background and Issues for Congress.

        From the report
        The FFG(X) program is a Navy program to build a class of 20 guided-missile frigates (FFGs)
        1. 0
          10 мая 2020 06:00
          Да уж, маловато конгресс НАВИ гоняет за неумение деньги считать, хотя эффект и наблюдается.
          Но до недорогого фрегата им ещё двигаться нужно.
          1. +3
            10 мая 2020 07:40
            Французский вариант ФРЕММА с зональной ПВО стит 850 млн.И не так нафарширован.К тому же эти 20 фрегатов строятся за счет урезки программы LCS.Вместо 50 построят только 30.
            1. -1
              10 мая 2020 09:08
              Ну, это уже лучше
              Но я имел в виду что то вроде Формидебл на базе Лафаета- простого корабля, который позволил бы разгрузить основные силы от второстепенных задач, ценой максимум в 400 млн.
  9. +3
    8 мая 2020 23:46
    И здесь дальности «Редута» в 150 км уже недостаточно.
    Достаточно. Причина - радиогоризонт корабля (примерно такой же). Ну, или делайте внешнее целеуказание и наш Link-16. Единственное реальное применение дальнобойной зенитной ракеты, которое я вижу, - Хокай приводнить.
    необходимы РЛС, способные обнаруживать малозаметные цели на расстоянии в 200-250 км.
    Зачем? Пуски они собираются производить с маленькой высоты, по внешнему целеуказанию, принципиально не заходя в зону нашего ПВО. Ориентируйтесь на приведенные в вашей статье дальности обнаружения в 60-80 км.
    1. +1
      9 мая 2020 15:32
      Хокай тоже непросто
      Он легко будет держаться на пределе радиовидимость, уходя периодически ниже при опасности
  10. mvg
    +3
    9 мая 2020 01:43
    что Россия на сегодняшний день имеет неплохой задел по морским ЗРК в виде «Редута», «Штиля-1» и С-400

    Гы-гы, именно из-за «неплохого задела» Горшков строился 9 лет. А на флоте нет ни одной современной системы ПВО/ПРО класса СААМП-Т, что на Дэрингах и Горизонтах.
    автор, какие «оморяченные» С-400, хватит читать сказки на-ночь
    1. Ну зачем же так категорично? Полимент-Редут все-таки довели до ума. Дополнительным подтверждением этому служит принятие на вооружение С-350 - сухопутной версии "Редута". По своим характеристикам "Редут" вполне сопоставим с РААМS установленном на "Горизонтах" и эсминцах тип 45. Это касается дальности, скорости, маневренности ЗУР. В статье эти цифры приведены, можете сравнить. В чем мы уступаем, так это в качестве радаров. Но в принципе возможностей "Полимента" для обороны фрегатов 22350 достаточно.
      1. mvg
        +3
        9 мая 2020 10:18
        По своим характеристикам "Редут" вполне сопоставим с РААМS установленном на "Горизонтах" и эсминцах тип 45

        Как бы по-мягче. Где вы у нас увидели ЗУР с перегрузками за 60 же? Где вы увидели АФАР уровня Тайлс, что на Дэрингах? Кто вам сказал, что проблемы Полимента решены? Госприемка «не мытьем, так катаньем». Зачем дальность, если на ней ничего не поразить?
        Вы хоть раз видели в сети ролик, как Редут сбивает ПКР? Почему то и у французов с Астер-15 и у евреев с Барак-8 такие существуют.
        Не возникало вопросов, почему индусы ставят Барак'и на Калькутты и Викрамадиьью?
        Но в принципе возможностей "Полимента" для обороны фрегатов 22350 достаточно.

        До первой китайской ПКР. 22350 будут просто рабочими лошадками флота, на замену 1155, ничего с вундервафлей общего. Ни одной «изюминки» нет. Ни как ударный корабль, ни как ПВО/ПРО.
        1. 0
          9 мая 2020 14:16
          Цитата: mvg
          Зачем дальность, если на ней ничего не поразить?
          Она даст время приготовиться
          1. -1
            9 мая 2020 15:34
            Обычно рлс по дальности в 1.5 раза больше дальности
          2. mvg
            +4
            9 мая 2020 18:36
            Она даст время приготовиться

            Вы меня превратно истолковали. Скажите честно, мы по РЛС «впереди планеты всей»? Мы отстаем лет на 20. Вся ттх в сети и в СМИ. Мы всегда достигаем «компромиссов», когда надо сдать объект. Полимент-Редут не соответствует заявленным характеристикам. Алмаз, всех наипал...
            1. +3
              10 мая 2020 23:50
              "Алмаз, всех..."////
              -----
              Не первый раз.
              У них у всех радаров реальные характеристики много ниже заявленных.
        2. Данные по перегрузкам в статье есть, можете сравнить "Редут" и РААМS. Ролики про работу "Редута" по ПКР опять же есть. Конечно, ролики хоть наши, хоть зарубежные не дают реальной картины боеспособности ЗРС. Это больше рекламные ходы.

          Когда индусы начали закладывать "Калькутты" "Редут" не был готов, поэтому на них ставят другие системы, что впрочем не доказывает, что "Редут" хуже.
          Косвенным признаком того, что проблемы "Редута" решены служит принятие на вооружение его сухопутной версии - С-350.
          1. +2
            12 мая 2020 19:52
            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            Когда индусы начали закладывать "Калькутты" "Редут" не был готов, поэтому на них ставят другие системы, что впрочем не доказывает, что "Редут" хуже.
            Косвенным признаком того, что проблемы "Редута" решены служит принятие на вооружение его сухопутной версии - С-350.

            По-моему, Вы спорите о разных вещах. Вы пишете о корветском "чистом" "Редуте", а Ваш оппонент говорит о фрегатском "Полимент-Редуте".
            То, что чистый "Редут" работает - это уже давно известно. Корветы на учениях им стреляли ещё в 2015 г. Вопрос в том - работает ли "Редут" в связке с "Полиментом" на фрегатах?
            1. Да, этот ролик приведем не совсем корректно. Видео работы "Полимент-Редута" с борта "Горшкова" нет, то что есть - просто видео запусков ракет. Хотя, думаю, что если бы МО задалось целью, такой ролик снять, это было бы реально. Вообще дискуссия о том работает/не работает "Полимент-Редут" упирается в тупик. По косвенным данным - работает, но 100% доказательств нет.
              1. 0
                12 мая 2020 23:44
                Цитата: Дмитрий из Воронежа
                Да, этот ролик приведем не совсем корректно. Видео работы "Полимент-Редута" с борта "Горшкова" нет, то что есть - просто видео запусков ракет. Хотя, думаю, что если бы МО задалось целью, такой ролик снять, это было бы реально. Вообще дискуссия о том работает/не работает "Полимент-Редут" упирается в тупик. По косвенным данным - работает, но 100% доказательств нет.

                А тот факт что комплекс до сих пор не принят на вооружение -это по Вашей класификации косвенный признак что он работает или прямой признак что не работает?
                1. Кто сказал, что он не принят? Наоборот в СМИ были сообщения о решении проблем с Редутом. Опять же приняли "Горшков". Другое подтверждение - принятие на вооружение сухопутной версии "Редута" - С-350. Кроме того, в одной из статей М.Климова (человека близко знакомого с проблемами флота) было упоминание о решении проблем с "Редутом". Так что считаю, что по косвенным признакам ЗРК работает.
                  1. +1
                    13 мая 2020 00:08
                    Понятно.Напомню что принятие на вооружение происходит приказами МО а не анонимками в СМИ.
                    Заверения российских судостроителей и флотоводцев-особый жанр литературного творчества.Насчет баек про С-350 юзер Осьминог довольно точно отписал
                    1. Я привел доказательства что "Редут" работает. Есть ли у Вас подтверждения обратного? Отличные от тех что привел Осьминог?
                      1. +1
                        13 мая 2020 00:34
                        Какие вы доказательства работы Редута привели? Веселые истории про сухопутный С-350 ? Такое может служить доказательством только для заядлого сверхоптимиста.
                        Вы хоть знаете в чем была (и есть ) проблема у Полимент Редута? Что именно не работает в нем?
                      2. Про Полимент-Редут знаю что была проблема с передачей управления ЗУР от одной решетки к другой. Подробности знают разработчики, вы из их числа? Может быть вы принимали участие в испытаниях?
                      3. +1
                        13 мая 2020 09:36
                        Нет не принимал.Мне не надо быть дорожником что бы понять что асфальт на полосе разбит)
                        Когда РЛС не взаимодействует с ЗУР-это означает переделывать БИУС
                      4. Вы не из числа разработчиков или испытателей, однако делаете заключение о работоспособности системы, выносите заключение о имеющейся проблеме, да еще и, видимо считаете что она не решаема. Вы наверное считаете себя компетентнее разработчиков.
                      5. 0
                        15 мая 2020 04:42
                        Это слабый аргумент - «доверьтесь мудрости разработчиков» negative
                        Кроме того, история с проблемами передачи целей между решетками показывает отставание «Алмаза» от профильных компаний из США (Тики, Берки) и Британии (Дэринги).
                      6. Разработчики, какие бы они ни были - профессионалы. Им решать стоящие проблемы. Все равно больше некому. Не доморощенным же экспертам. Что касается проблемы управления ЗУР, вполне может быть, что она уже решена. Во всяком случае аргументов "за" больше чем "против". И еще, на эсминцах тип 45 (Дэринг) нет РЛС с неподвижными полотнами, там вращающийся радар, то есть несколько другой принцип.
                      7. 0
                        15 мая 2020 07:12
                        Согласен, на Дэрингах нет неподвижных полотен, но применяемые - АФАР (SAMPSON) и ЦАР (S1850M), являются даже более продвинутым решеним, чем серийные SPY на Берках.
                      8. Не спорю, там очень хорошие радары. Мы по этому показателю пока отстаем. Но чего желать, когда радиоэлектронная промышленность просто выживала в 1990-2000-е...
                      9. 0
                        15 мая 2020 07:29
                        Тут важный момент: отставание (в создании РЛС и микроэлектронике) было и до распада Союза. Первые корабли с неподвижными ПФАР - крейсера Лонг Бич с их SCANFAR, и это в 1961 году (!).
                        Можно вспомнить и «самые большие микросхемы в мире», а также обратный инжиниринг западных образцов.
                      10. 0
                        15 мая 2020 07:15
                        Про разработчиков и диванных экспертов: так можно «парировать» любую критику и сомнения касаемо техники. По факту - достоверных данных (пока) нет, только домыслы таких же экспертов. Время покажет hi
        3. 0
          10 мая 2020 09:33
          А для рабочей лошадки он слишком дорог...
      2. +4
        9 мая 2020 18:31
        Цитата: Дмитрий из Воронежа
        Полимент-Редут все-таки довели до ума. Дополнительным подтверждением этому служит принятие на вооружение С-350 - сухопутной версии "Редута".

        )))
        Этот аргумент Вы вычитали у Андрея из Челябинска.

        Андрей из Челябинска отличается неоправданным оптимизмом. Тем более в России, где, как выяснилось на примере Су-57, факт принятия на вооружение не означает, что машина существует.
        1. Не у Андрея. Из новостей: https://bmpd.livejournal.com/3944299.html
          Пока С-350 есть только в учебных центрах, но коль скоро обучаются работать с ним, то скоро и в войсках будет. Показательно, что лет 5 по С-350 в новостях была тишина: ни сообщений, ни фотографий, а с прошлого года ситуация меняется - новости, статьи. Так что, считаю что появление С-350 в войсках весомый аргумент в пользу того, что проблемы с "Редутом" решены.
          1. +3
            9 мая 2020 19:32
            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            Из новостей: https://bmpd.livejournal.com/3944299.html

            Не вижу упоминаний в БМПД про Полимент. Логику "С-350 есть следовательно П-Р домучали" я до Вас видел у Андрея. Возможно, совпадение, великие умы думают одинаково.
            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            Так что, считаю что появление С-350 в войсках весомый аргумент в пользу того, что проблемы с "Редутом" решены.

            Цитата: Дмитрий из Воронежа
            Пока С-350 есть только в учебных центрах,

            Самый опасный вид вранья - врать самому себе. Не говоря о том, как много существовало и существует в войсках разного барахла, проблемы с которым и близко не были решены. И не только в СССР/РФ.
            1. Я привел аргументы в пользу того, что "Редут" и С-350 доведены до рабочего состояния. Какие аргументы приведете вы в пользу обратного?
              1. +2
                9 мая 2020 19:57
                Цитата: Дмитрий из Воронежа
                Я привел аргументы в пользу того, что "Редут" и С-350

                Во-первых, меня С-350 не интересует. Кто бы там что бы там не писал, я не считаю, что сухопутный комплекс = корабельный комплекс. Я не забыл С-300.

                Во-вторых, до тех пор, пока про Полимент-Редут рассказывают анонимные источники в государственных СМИ (допустим, у Вас есть доступ к ДСП или секретной информации, и Вы хотите её слить, немножечко совершить госизмену. Вы будете общаться с журналистами госсми?) - его точно не существует. Когда он появится на экспортных кораблях - тогда будем разговаривать.
                1. Ну что же, вижу что твердых фактов у вас нет. Есть мнение которого вы придерживаетесь и продвигаете. Ну тогда и дискутировать не о чем - каждому свое.
                  1. +2
                    9 мая 2020 20:16
                    Цитата: Дмитрий из Воронежа
                    Ну что же, вижу что твердых фактов у вас нет.

                    )))
                    Как и у Вас. Доказать отсутствие чего-то - вообще практически невозможно.

                    Но не я же пишу про это статьи, а Вы.
              2. 0
                26 июля 2020 00:05
                Цитата: Дмитрий из Воронежа
                Какие аргументы приведете вы в пользу обратного?


                Никакого сей "господин" гадит во всех темах, и пытается разводить на получение закрытой инфы.
                Теперь по существу - Для ЗУР средней дальности следует ограничится дальностью 120-130 км, что вполне достаточно чтобы предотвратить удары SDB по кораблю, которые уж точно все сбить не выйдет. То есть ближний рубеж (самооборона) от ПКР 10-15 км. Рубеж в 120 км это предотвращение ударов ИБ SDB. Поражать носители ПКР бесполезно - они всегда могут отстрелятся будучи ниже уровня радиогоризонта, а вот иметь возможность противодействовать самолетам ДРЛО/разведки и ЦУ на дистанции до 300 км надо...
          2. 0
            15 мая 2020 04:42
            Нет данных, что решены проблемы с «Полиментом».
  11. +1
    9 мая 2020 07:34
    Хорошая статья! Спасибо автору. Неплохо бы подать сравнительный материал в табличной форме. Успехов!
  12. +1
    9 мая 2020 07:57
    Автор наверняка слышал о необходимости эшелонирования системы ПВО для повышения её надёжности. Простейший пример:С-400 и "Панцирь". Пример из прошлого технологического задела: "Атлант" с Фортом и Осой и Кузя с Кинжалом и Кортиком. Попытка от бедности всё сфокусировать на одном корабле - это "Пётр Великий" с двумя Фортами, Кинжалами, ЗРПК и универсальной артиллерией. И это понятно - в обоих случаях попытка отбиться от звёздного налёта авианосного крыла с ПКР по целеуказанию Хокая. И всё равно эти группы только инструмент для попытки прикрыть не себя любимых, а либо район развёртывания РПКСН или отряд кораблей. Корабль никогда не угонится и не достанет воздушного противника, пока тот не пойдёт в атаку. Поэтому важна надёжность а не дальность поражения СВКН. Ну и экономическую составляющую современной войны обходить нельзя. Наверняка возможность поражения воздушной цели на дальности в 200 километров будет на порядок дороже,чем гарантированное её уничтожение на дальности в 20 километрах от защищаемого объекта. Это применительно к фрегатам - тема статьи.
  13. 0
    9 мая 2020 08:07
    Иван Осипович, вроде, получил 9М317МА с активной ГСН. А может уже и остальные адмиралы его проекта
  14. 5-9
    0
    9 мая 2020 10:44
    Как обычно, мы хотим Звизду Смерти... Давайте засунем в фрегат 1,8 тонную ракету с дальностью 380 км... Ой, а США ПКР на базе АГМ158 делають....бещ МБР ну или БРСД, чтоб на базе супостата убить, не обойтись фрегатику...
  15. +1
    9 мая 2020 12:07
    Однако Россия – это другое дело. Наши ВКС сейчас не слишком многочисленны и к тому же рассредоточены на огромной площади, поэтому в случае конфликта флоту предстоит рассчитывать в первую очередь на корабельные ЗРК. И здесь дальности «Редута» в 150 км уже недостаточно.

    Так может быть в этой ситуации рационально решать стояшую проблему а не изобретать обходные пути. Проблему авиационной поддержки действий флота.
  16. 0
    9 мая 2020 12:18
    Интересно кстати, что на макетах 22350М была показана отдельно стоящая, как у голаднцев огромная поворотная обзораня РЛС.
    1. +4
      10 мая 2020 02:14
      Цитата: alexmach
      Интересно кстати, что на макетах 22350М была показана отдельно стоящая, как у голаднцев огромная поворотная обзораня РЛС.

      Ох уж эти макеты российских судостроителей
      1. +1
        10 мая 2020 14:46
        Анонсировали его ещё до завершения гос испытаний Полимента-Редута и самого "Адмирала Горшкова". Первая мысль при взгляде на него была что Полимент-Редут совсем не получился и что новый корабль большего размещения разрабатывают для того что бы разместить антены попобольше, повыше и помозьнее.
      2. 0
        15 мая 2020 04:48
        А какие красавцы суперэсминец и авианосец wink
  17. +4
    10 мая 2020 11:12
    Носители ракет противника эффективнее уничтожать ПКР,а не ЗРК и тут у РФ все нормально. Даже дальность морально устаревшей советской ПКР Москит 240 км,ПКР Прогресс 460 км,ПКР Базальт 550 км,ПКР Гранит 650-700 км ,ПКР Вулкан 1000 км...Таким образом видно,что даже дальность советских ПКР вполне на современном уровне. Дальность современных ПКР Оникс-М 800 км...