Военное обозрение

Скоростные штурмовые лодки пр. 02450 / БК-10

15

Лодка БК-10 с экипажем и десантом


Российское судостроение предлагает военно-морскому флоту целый ряд малых и легких катеров и лодок, способных обеспечить перевозку личного состава, высадку десанта на берег и огневую поддержку. Один из самых интересных образцов такого рода – скоростная штурмовая лодка пр. 02450 или БК-10. При всей своей простоте, она оказывается весьма эффективным средством для решения широкого круга задач.

Скоростной транспорт


Разработка новой штурмовой лодки для ВМФ и других структур велась в начале десятых годов предприятием «Рыбинская верфь», сейчас входящим в состав концерна «Калашников». Целью проекта являлось создание легкого скоростного плавсредства, способного перевозить до 10 человек или схожий груз, нести вооружение и т.д.

Создание пр. 02450 / БК-10 не заняло много времени. Уже в 2012-13 гг. перспективный образец проходил испытания и демонстрировался на выставках. В 2015 г. удалось завершить весь комплекс испытаний, включая государственные. Вскоре появился контракт на серийное производство, и с 2016 г. начались поставки лодок министерству обороны.


К настоящему времени российский ВМФ располагает некоторым количеством серийных БК-10; техника используется в интересах морской пехоты и различных спецподразделений. Кроме того, лодку удалось вывести на международный рынок и получить первые зарубежные заказы.

Особенности конструкции


БК-10 представляет собой жестко-корпусную надувную лодку традиционной конструкции и компоновки. Корпус изготавливается из алюминиево-магниевого сплава, по периметру борта установлен резиновый надувной баллон. Пост управления, места для экипажа и пассажиров / груза располагаются на открытой палубе. На корме закрепляется силовая установка в виде подвесных моторов.

Длина лодки – 10,5 м при ширине 3,7 м и максимальной высоте по поднятой мачте с аппаратурой 4 м. Нормальная осадка – 600 мм. Собственная масса конструкции – 3,7 т, полное водоизмещение – 6,1 т. Ограниченные габариты и масса допускают перевозку лодки по суше. Для этого в комплект поставки входит автомобильный прицеп.


БК-10 может комплектоваться двумя подвесными моторами, тип выбирается заказчиком. Серийные лодки для ВМФ России получают бензиновые двигатели Mercury Verado 300 мощностью по 300 л.с. Возможно использование других агрегатов мощностью до 350 л.с. Штатные 300-сильные двигатели обеспечивают крейсерскую скорость 28 узлов и максимальную 40 узлов. Дальность плавания на экономичном режиме – 400 морских миль.

В носовой части палубы располагаются пост управления и два кресла экипажа. Над постом при помощи П-образной рамки-мачты поднята антенна навигационной РЛС. Экипаж может управлять всеми бортовыми системами, поддерживать связь и т.д.

За местами экипажа на палубе в три продольных ряда размещается 12 кресел десанта. Конструкция и расположение кресел обеспечивают достаточное удобство посадки, поездки и высадки. Десантирование с лодки на побережье может осуществляться как через борт, так и по носовой рампе, разделяющей два надувных баллона. При необходимости над палубой может устанавливаться тканевый тент. Предусмотрен монтаж бортовых броневых элементов, прикрывающих экипаж и десант.


Лодка пр. 02450 способна нести вооружение. На носу, перед постом управления монтируются одна или две тумбовые установки. Лодка вооружается двумя пулеметами ПКМ или одним автоматическим гранатометом. Кроме того, десант может использовать личное оружие – отсутствие высокого борта не мешает стрельбе во всех направлениях.

По сути, БК-10 является универсальным средством для решения широкого круга задач. С ее помощью можно доставлять и высаживать десантные группы, в т.ч. оказывая поддержку пулеметно-гранатометным огнем, осуществлять эвакуацию, доставлять небольшие грузы и т.д. БК-10 может использоваться как в боевых, так и в гуманитарных операциях.

Специальные модификации


Вместе с базовой лодкой БК-10 «Рыбинская верфь» предлагает несколько ее модификаций с разными особенностями и возможностями, а также с определенными преимуществами.


Скоростная штурмовая лодка БК-10М отличается корпусом, удлиненным до 11,2 м и полным водоизмещением 8 т. Кормовая часть корпуса выполнена в виде площадки с люком, под которым располагается встроенная силовая установка. Лодка комплектуется двумя двигателями мощностью по 370 л.с. и имеет два гребных винта.

На бортах кормы предусматривается монтаж двух установок под оружие. Третья сохраняется на носу, перед постом управления. Носовая установка рассчитана под крупнокалиберный пулемет или гранатомет, кормовые должны нести оружие нормального калибра.

Лодка БК-10Д/ДЭ длиннее версии «М» на 435 мм и имеет водоизмещение 9,3 т. Она тоже получает встроенные двигатели, но их мощность доведена до 436 л.с. Изменена компоновка вооружений. В носовой части находятся две установки под пулеметы ПКМ, в корме – одна под оружие большего калибра.


Главной особенностью проекта БК-10Д является возможность десантирования с военно-транспортного самолета Ил-76. Лодка со специальной парашютной системой выбрасывается через кормовую аппарель, и затем опускается на воду, готовая к решению поставленных задач.

Для страны и на продажу


Строительство серийных лодок БК-10 стартовало в 2016 г. К середине года был готов первый экземпляр, к осени прошедший приемо-сдаточные испытания. Вскоре после этого началась официальная служба техники в составе ВМФ России.

В августе 2017 г. на форуме «Армия» был подписан первый относительно крупный контракт на лодки концерна «Калашников». Вместе с другой техникой Минобороны заказало 11 скоростных лодок с поставкой в 2017-18 гг. Девять единиц требовалось построить по исходному проекту 02450, еще две – по «десантному» варианту БК-10Д. Сообщалось об интересе со стороны Росгвардии, но на тот момент эта структура еще не собиралась оформлять официальный заказ.


Лодка БК-10М. Заметны отличия кормовой части

Контракт 2017 г. давно выполнен, и в распоряжении военно-морского флота есть несколько современных легких многоцелевых плавсредств. Они используются в интересах морской пехоты и флотских спецподразделений.

В 2017 г. сообщалось, что интерес к российским лодкам и катерам проявляют некоторые зарубежные страны. Потенциальными покупателями могли стать армии Аргентины и Филиппин. Впрочем, в дальнейшем эти новости не получили продолжения.

На Международном военно-морском салоне 2019 г. было объявлено, что концерн «Калашников» заключил контракты на поставку легких плавсредств рыбинской разработки зарубежному заказчику, и уже начинается процесс передачи продукции. Покупателя и модель поставляемой лодки не назвали.


Скоростные лодки "Калашникова". На переднем плане десантируемая БК-10Д, вдали - БК-10

В середине апреля 2020 г. появились новые сообщения об экспорте. Любопытно, что этот заказ назвали первым экспортным в истории БК-10. Некоторое количество лодок продали неназванной стране из Африки к югу от Сахары. В последний раз наша «морская» продукция шла в этот регион более 20 лет назад. Теперь военно-техническое сотрудничество восстанавливается – пока при помощи небольших скоростных лодок.

Небольшие, но важные


Появление скоростной штурмовой лодки пр. 02450 / БК-10 и других образцов этого класса позволило закрыть не самую заметную, но важную нишу. У нашего флота, а соответственно и у морской пехоты или боевых пловцов, появилось современное удобное многоцелевое транспортное средство, соответствующее их требованиям – к тому же отечественной разработки и производства.

Производство лодок БК-10 в разных версиях запущено и продолжается уже несколько лет, что со временем позволит закрыть все потребности флота и других структур. Кроме того, наша промышленность с новым проектом смогла выйти на международный рынок и получить реальный заказ. Все это показывает, что проект БК-10 оказался весьма удачным и полезным.
Автор:
Использованы фотографии:
"Рыбинская верфь" / rybinskshipyard.ru, "Калашников" / kalashnikov.com
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. sav
    sav 8 мая 2020 18:04 Новый
    -2
    Для своей ниши хороший аппарат - дешево и сердито good
  2. Дилетант
    Дилетант 8 мая 2020 18:11 Новый
    +1
    Серийные лодки для ВМФ России получают бензиновые двигатели Mercury Verado 300 мощностью по 300 л.с. Возможно использование других агрегатов мощностью до 350 л.с.

    Мы в детстве плавали по речке на старых камерах от Газ-51. Интересно, если прицепить моторчик Меркурий к камере от карьерного "БелАЗ"а, то полученное плавсредство будет лучше или хуже вышеупомянутой вундервафли?
  3. Radikal
    Radikal 8 мая 2020 18:15 Новый
    +10
    Серийные лодки для ВМФ России получают бензиновые двигатели Mercury Verado 300 мощностью по 300 л.с.
    Вот-вот... . Импортозамещение в действии. sad
  4. Undecim
    Undecim 8 мая 2020 18:22 Новый
    +12
    Некоторое количество лодок продали неназванной стране из Африки к югу от Сахары.
    Смотрим на Африку "к югу от Сахары" и сразу видим "неназванную" страну, в которой такие лодки идут "на Ура".
    1. Undecim
      Undecim 8 мая 2020 18:26 Новый
      +6
      О, концерн "Калашников" минусует.
  5. knn54
    knn54 8 мая 2020 18:46 Новый
    +3
    -– отсутствие высокого борта не мешает стрельбе во всех направлениях.
    "И тут Остапа понесло".
    Бронированные спинки кресел,за которыми можно укрыться.Это актуально Для РЕК,особенно с узким руслом.Где засада может ждать на любом (а то и на обеих) береге.
    Кормовое,носовое и по пять стволов с каждого борта.Мало не покажется.
  6. KrolikZanuda
    KrolikZanuda 8 мая 2020 19:44 Новый
    +5
    А что моторы не Вихрь?)
    1. martin-159
      martin-159 9 мая 2020 12:27 Новый
      +3
      "Вихрей" нет может хоть отечественными вёслами укомплектуют.
  7. Radikal
    Radikal 8 мая 2020 20:12 Новый
    0
    Цитата: Knights Templar
    Ну зачем вы так!
    Времени на раскачку лодки практически не осталось, поэтому пришлось установить пару подвесных моторов от наших американских партнёров.

    Может они и Ваши, но уж точно не мои. bully hi
  8. Astra wild
    Astra wild 8 мая 2020 20:18 Новый
    0
    Я не очень удивлюсь если на таких лодках будут "кататься" их пираты. Я вспомнила х/ф" П ираты 20 века" те кроме лёгкого cтрелкового оружия ничего не имел . У этих ПКМ,а это серьезно
  9. Gvardeetz77
    Gvardeetz77 8 мая 2020 21:35 Новый
    +1
    Таких рибов по лету на Ладоге и ФЗ сотни туда-сюда шныряют, всех в военкоматы на учёт как мобресурс ВМФ. Интересна отпускаемая стоимость данных аппаратов, рыночная или спеццена как на ПЭВМ...
    1. Авиатор_
      Авиатор_ 8 мая 2020 22:33 Новый
      +3
      Один двигун Mercury 300 стоит больше 1 800 круб, (www.nwmotors.ru), а там их два.
  10. crabkiller
    crabkiller 8 мая 2020 23:00 Новый
    0
    Есть хорошая альтернатива РИБам, лодки из ПНД.
    Материал очень прочный, ремонтопригодный. Восьмиметровая лодка с двигателем "Yamaha" 200 л/с выходит в глиссер и разгиняется до 35 узлов.
    https://www.akvagroup.com/pen-based-aquaculture/boats-
    Давно используется в гражданском секторе.
    Сейчас в России осваивают данную технологию.
    https://vk.com/wall-178018173_40
  11. ИЛ-64
    ИЛ-64 9 мая 2020 12:37 Новый
    +2
    Подвесные моторы Меркюри... Разведка в Европе покупает в магазинах для рыболовов?
  12. Ядерный тазик
    Ядерный тазик 9 мая 2020 21:04 Новый
    0
    Это ПРОСТО лодка,и всё!