Военное обозрение

Как создавался и совершенствовался ИС-2

73

Опытный тяжелый танк "237" / ИС-1. На его основе позже создадут ИС-2. Фото Wikimedia Commons


На всем протяжении Великой Отечественной войны важнейшим компонентом бронетанковых войск РККА являлись тяжелые танки разных типов. Наиболее удачным и совершенным образцом этого класса следует признать ИС-2, принятый на вооружение 31 октября 1943 г. В нем сочетались удачные наработки прошлых проектов и эффективные перспективные решения, позволившие получить весьма высокие тактико-технические характеристики и боевые качества. Все положительные особенности танка неоднократно были подтверждены как на полигонах, так и в боях.

Последовательное развитие


Разработка советских тяжелых танков в годы войны осуществлялась путем постепенного совершенствования и изменения существующих конструкций. Был создан целый ряд танков, часть которых выпускалась серийно и использовалась в войсками. Наиболее интересные процессы в этой области, результатом которых стал будущий ИС-2, имели место в 1942-43 гг.

Зимой-весной 1943 г. прошли испытания трофейного немецкого танка Pz.Kpfw. VI Tiger, показавшие его высокие характеристики. Выяснилось, что существующие тяжелые танки РККА не всегда могут бороться с таким противником. Для решения таких задач требовались новые машины с усиленным бронированием и вооружением.

Разработка подобного танка была поручена СКБ-2 Челябинского Кировского завода и опытному заводу №100. Итогом этих работ стало появление танка ИС-1, принятого на вооружение уже в августе 1943 г. Впрочем, эта машина не производилась массово – с октября 1943 г. по январь 1944-го выпустили чуть более сотни танков.


Схема ИС-2 обр. 1943 г. Графика Tanks-encyclopedia.com

С начала 1943 г. танкостроители и оружейники изучали вопрос повышения калибра танковых пушек. Была определена принципиальная возможность оснащения перспективного тяжелого танка нарезным орудием калибра 122 мм по типу существующего А-19, и вскоре Завод №9 начал разработку новой танковой пушки на основе его баллистики. В дальнейшем такое орудие получило индекс Д-25Т.

Параллельно шла проработка вопросов установки новой пушки на тяжелый танк. За основу для такой боевой машины взяли имеющееся шасси ИС-1, которое следовало оснастить обновленной башней. Новый проект челябинских конструкторов получил номер «240». В дальнейшем за ним закрепились индексы ИС-2 и ИС-122 – они указывали на «происхождение» проекта и на калибр орудия.

«Объект 240»


Первый вариант будущего ИС-2 сохранял основные черты предыдущей машины, хотя и имел существенные отличия. Так, корпус традиционной компоновки сохранил дифференцированное литое и катаное бронирование с соединением сваркой. Предлагалась усовершенствованная литая башня достаточного объема для установки нового крупного орудия. Силовая установка и ходовая часть принципиальных изменений не претерпевали.

Танк «240» в исходной версии получил литой блок носовой брони толщиной до 120 мм в верхней части. Наиболее крупная средняя часть лба имела толщину 60 мм и располагалась под наклоном 72°. Нижний элемент брони при толщине 100 мм наклонялся вперед на 30°. Изогнутый лоб литой башни имел толщину 100 мм. Бортовую проекцию защищали 90-мм катаные листы; верхние элементы корпуса и борта башни наклонялись внутрь.


Бронирование ИС-2. Вверху показаны параметры исходного проекта, внизу - после доработки 1944 г. Графика Wikimedia Commons

Основным вооружением ИС-2 стала 122-мм танковая пушка обр. 1943 г. или Д-25Т под выстрелы раздельно-гильзового заряжания. Орудийная установка обеспечивала вертикальное наведение от -3° до +20°, также имелся механизм для тонкой наводки в горизонтальной плоскости. Для Д-25Т предназначались снаряды трех типов – остроголовый бронебойный БР-471, тупоголовый бронебойный с баллистическим колпачком БР-471Б и осколочно-фугасный ОФ-471. Все снаряды использовались с полным зарядом Ж-471.

Предусматривалась установка целого набора пулеметов ДТ: спаренный, лобовой в корпусе и кормовой в башне. Позже внедрили турель для крупнокалиберного ДШК на башне. Новые танки получали ее на заводе, старые – прямо в частях.

Подвижность обеспечивалась 12-цилиндровым дизелем В-2-ИС мощностью 520 л.с. Конструкция силового агрегата в целом повторяла ИС-1, но использовались некоторые новые элементы, такие как планетарные механизмы поворота. Ходовая часть так же заимствовалась с некоторыми доработками и изменениями.

Сохранение силовой установки и ходовой части привело к некоторому сокращению подвижности в сравнении с предыдущими тяжелыми танками. ИС-2 потяжелел до 46 т., что снижало его удельную мощность и ходовые качества.

Ходовые испытания


В конце лета 1943 г. на заводе №100 началось строительство опытного танка «240». Машину не делали с нуля, ее выполнили на основе одного из прототипов «Объекта 237» / ИС-1. В минимальные сроки изготовили и установили все новые агрегаты, за исключением орудийной установки. Д-25Т и другие детали пришлось ждать до конца сентября.


Боеприпасы пушки Д-25Т. Гильзы с зарядом Ж/ЖН-471, осколочно-фугасная граната ОФ-471, а также бронебойные снаряды БР-471 и БР-471Б. Графика Wikimedia Commons

В середине месяца Завод №9 изготовил опытную пушку и затем около недели потратил на ее испытания. Пушка показала себя с лучшей стороны, но отдельные детали нуждались в доработке. Основные претензии вызывал недостаточно прочный дульный тормоз. Через несколько дней опытную Д-25Т отправили в Челябинск, и 30 сентября она встала на носителе. После этого танк «240», незначительно отличающийся от проектного облика, был готов к полноценным заводским испытаниям.

Испытания начались с аварии и едва не привели к трагедии. Танк своим ходом добрался до стрельбища и выполнил несколько выстрелов. При очередном выстреле уже поврежденный дульный тормоз разорвало, его обломки едва не убили несколько человек. Огневые испытания пришлось временно прекратить – до получения нового дульного тормоза.

1-4 октября 1943 г. опытный «Объект 240» вместе с танком «237» проходил испытания пробегом по трассе длиной 345 км. Средняя скорость на маршруте превышала 18 км/ч. В отличие от «Объекта 237», «240» обошелся без серьезных проблем и неполадок. При этом ему дважды пришлось работать буксиром и вытаскивать «засевшего» собрата.

6 октября состоялись новые ходовые испытания на маршруте более 110 км, преимущественно на пересеченной местности. Несмотря на некоторые проблемы, будущий ИС-2 справился с задачей и показал достаточно высокие характеристики. Испытания продолжились, и до конца месяца опытная машина прошла более 1200 км.

Огневая мощь


В середине октября Завод №9 завершил доработку орудия Д-25Т и провел новые испытания. Усовершенствованный дульный тормоз вновь не показал достаточный ресурс, высказывались претензии к другим агрегатам. Однако пушка прошла испытания и была допущена к дальнейшим работам – после исправления недочетов.


ИС-2 ранних серий на фронте. Фото Wikimedia Commons

Доработанная пушка Д-25Т была установлена на опытном «240», после чего начался новый этап испытаний. Наиболее интересные с практической точки зрения результаты были получены в декабре 1943 г., когда «Объект 240» вел огонь по трофейным образцам немецкой бронетехники. Танк наглядно показал свою огневую мощь.

По «табличным» данным, на дальности 500 м при угле встречи 90° остроголовый снаряд БР-471 должен был пробивать 155 мм гомогенной брони; на 1 км – 143 мм, на 2 км – 116 мм. Для тупоголового снаряда БР-471Б пробиваемость достигала 152, 142 и 122 мм соответственно.

При использовании двух бронебойных снарядов 471-й серии, танк «240» уверенно поражал лобовую проекцию «Тигра» на дистанциях до 1500-2000 м. 80-мм лобовой лист (наклон 57°) среднего танка Pz.Kpfw.V Panther пробивался с 1500 м. На расстояниях до 1 км Д-25Т могла поразить 200-мм броню самоходки Panzerjäger Tiger (P) «Фердинанд».

Начало серии


Таким образом, будущий ИС-2 отличался выдающейся огневой мощью и мог эффективно бороться с любыми современными и перспективными бронемашинами противника. При этом он был защищен от огня противника в широком диапазоне дальностей и показывал неплохую для своего класса подвижность.


ИС-2 со спрямленным носом в музее. Фото Wikimedia Commons

Уже по результатам первых этапов испытаний, 31 октября 1943 г. танк «240» приняли на вооружение РККА под обозначением ИС-2. К этому времени ЧКЗ начал подготовку к серийному производству, и уже в декабре выпустил первые 35 машин. К концу весны 1944 г. темпы производства удалось увеличить в несколько раз. Начиная с июня, ежемесячно Челябинск отгружал не менее 200-220 танков.

Новая броня


В феврале 1944 г. стартовали работы по модернизации ИС-2 путем совершенствования защиты. Лобовая броня, заимствованная у ИС-1, в ряде ситуаций не справлялась с немецкими снарядами, и ее следовало усилить. К работам вновь привлекли СКБ-2 ЧКЗ и Завод №100. Последний начал изучать варианты глубокой модернизации техники, тогда как ЧКЗ ограничился только переработкой носа корпуса – это позволяло быстрее внедрить усиленную броню в серийное производство.

По итогам недолгих поисков выбрали новую конструкцию со спрямленной верхней лобовой деталью толщиной 100 мм при наклоне 60°, лишенной характерной «коробки» с люком и смотровыми приборами водителя. Нижний элемент имел ту же толщину, но иной угол. Рассматривалась возможность изготовления лба сваркой из катаных деталей или литьем в виде единого агрегата.

В ходе испытаний было показано, что верх сварного лба выдерживает выстрел из 75-мм пушки KwK 42 с любых дистанций, но нижняя деталь пробивается, а также наблюдалось растрескивание сварных швов. Литой лоб выдерживал даже 88-мм снаряды. Для поражения улучшенного ИС-2 в лоб немецкому танку пришлось бы подходить на дистанцию гарантированного пробития пушкой Д-25Т.

Как создавался и совершенствовался ИС-2

ИС-2 на улицах Берлина, весна 1945 г. Фото Armor.kiev.ua

В июне 1944 г. предприятия-изготовители начали подготовку к серийному выпуску ИС-2 с новой лобовой броней. Со временем удалось решить все производственные вопросы, и танк со спрямленной броней вытеснил в производстве предшественника.

Темпы производства


ЧКЗ изготовил первые серийные ИС-2 в конце 1943 г. Производство продолжалось и набирало обороты, пока не вышло на уровень до 250 танков в месяц – такие показатели удалось поддерживать с августа 1944 г. по март 1945-го. В дальнейшем план стали сокращать, и в июне Челябинск выпустил последние пять танков. Таким образом, за 1943 г. ЧКЗ дал армии 35 танков ИС-2, в 1944 г. – 2210, а в 1945-м – 1140. Итого, почти 3400 единиц.

После окончательного снятия блокады было принято решение о развертывании выпуска ИС-2 на Ленинградском Кировском заводе с привлечением ряда других местных предприятий. В частности, броню должен был делать Ижорский завод, уже участвовавший в выпуске тяжелых танков. Первые машины планировалось получить в октябре 1944 г.

Восстановление Ленинграда в целом и ЛКЗ в частности оказалось крайне сложным, и планы по выпуску ИС-2 пришлось несколько раз пересматривать. Сборка техники началась осенью, а первую партию из пяти танков удалось завершить только в марте 1945 г., но ее приемка затянулась. Вторая партия отправилась в РККА в мае, а первую приняли только в июне. На этом производство ИС-2 на ЛКЗ прекратилось.

Боевые победы


С начала 1944 г. танки ИС-2 поступали в части РККА. Основными их эксплуатантами становились отдельные гвардейские тяжелые танковые полки прорыва (огвттп). Основной задачей таких частей и их тяжелой бронетехники являлось усиление соединений армии с целью прорыва обороны противника на ответственных участках. Тяжелые танки ИС-2 были распределены между 25 полками прорыва.


ИС-2 в центре германской столицы. Фото Armor.kiev.ua

Также ИС-2 поставлялись подразделениям из состава гвардейских танковых бригад, где должны были служить вместе со средними танками Т-34. В этом случае задачей ИС-2 было следование за Т-34 и поражение техники противника с больших дистанций.

Вне зависимости от принадлежности и роли на поле боя, танки ИС-2 с мощным бронированием и вооружением оказывались удобным и эффективным средством борьбы с противником. Они могли поражать все основные бронемашины Вермахта на значительных дистанциях, в т.ч. с безопасного расстояния, что давало известные преимущества тактического характера. Количество уничтоженных танков и САУ противника – и последствия этого в контексте дальнейшего ведения боев – трудно переоценить.

Враг достаточно быстро оценил новую советскую технику и увидел в ней серьезную угрозу. Даже появление ИС-2 на поле боя могло предопределить исход боя. С середины 1944 г. в отчетах танкистов РККА встречаются упоминания о попытках противника уйти от столкновения с советскими тяжелыми танками.

Создание новых образцов техники в целом не оказало решающего значения на ход боев. Так, хорошо известен эпизод Львовско-Сандомирской операции августа 1944 г., когда 71-й огвттп столкнулся с новейшими машинами Pz.Kpfw. VI Ausf. B Tiger II 501-го тяжелого танкового батальона. По итогам боя немцам пришлось списывать шесть «Тигров-2»; РККА потерь не понесла. Один из танков-участников этого сражения сейчас является экспонатом музея в Кубинке.

Впрочем, ИС-2 не были принципиально непобедимыми. Так, за 1944 г. в безвозвратные потери записали более 430 танков. Впоследствии их число увеличилось. Сотни танкистов были ранены или убиты.


Танки ИС-2, переданные дружественному Китаю, 1959 г. Фото Wikimedia Commons

Поражение танка в верхний лобовой лист оказывалось фактически невозможным; при этом известны случаи пробития нижней детали с разными последствиями. Германские артиллеристы и танкисты при возможности старались бить в борт, при возможности с малой дистанции. Так, на расстояниях до 900-1000 м бортовая броня не всегда могла защитить от 88-мм снарядов танка «Тигр» или от более мощного оружия.

После 1945-го


Тяжелые танки ИС-2 достаточно быстро стали важнейшей составляющей бронетанковых войск РККА, способной эффективно решать особые задачи. Они отвечали за прорыв обороны и поддержку наступающих войск, работали в составе штурмовых групп в городах и т.д. Во всех случаях мощное бронирование и 122-мм пушка являлись самыми серьезными доводами против любых аргументов врага.

ИС-2 активно использовались во всех операциях РККА в 1944-45 гг. Последние выстрелы пушек Д-25Т по реальным германским целям были сделаны уже в Берлине, в т.ч. по гарнизону Рейхстага. Вскоре некоторое количество танков отправили на Восток для участия в войне против Японии.

В послевоенный период ИС-2 оставались на вооружении, передавались дружественным странам и проходили модернизацию. При этом осуществлялась модернизация парка тяжелых танков за счет списания устаревшей и выработавшей ресурс техники и поставок новейших машин – ИС-3 и Т-10. Часть танков передали дружественным зарубежным государствам.

В 1957 г. стартовала очередная программа модернизации, итогом которой стал танк ИС-2М. Замена части агрегатов и установка нового оборудования позволяла продолжать эксплуатацию. Мелкие нововведения осуществлялись и позже, вплоть до конца шестидесятых годов.


Некоторые ИС-2М еще на ходу, 2016 г. Фото Vitalykuzmin.net

Впрочем, количество танков ИС-2М в частях постепенно сокращалось – по мере поступления совершенно новых машин их переводили в учебные, отправляли на хранение или утилизировали. Позже начался отказ от тяжелых танков как класса, и им на смену пошли современные ОБТ. Однако официальный приказ о снятии ИС-2 с вооружения издали только в 1997 г. До этого времени дожили только танки-памятники и отдельные «тактические объекты» на полигонах.

Лучший в своем классе


Тяжелый танк ИС-2 стал результатом многолетнего развития важнейшего направления в сфере бронетанковой техники и объединил в себе лучшие наработки советских инженеров. Его появление в частях РККА самым положительным образом сказалось на их боеспособности, дав новые тактические и стратегические возможности.

Несмотря на относительно небольшое количество, танки ИС-2 и их экипажи самым активным образом участвовали во всех основных операциях и внесли заметный вклад в общую победу. Заслуги танкистов, решавших особые задачи, были отмечены тысячами государственных наград, в т.ч. самых высоких. После войны модернизированные бронемашины и танкисты продолжили службу и в течение многих лет поддерживали товарищей на более новой и совершенной технике.

С учетом такой истории службы, особенностей боевого применения и конструкции, ИС-2 с полным правом может считаться лучшим отечественным тяжелым танком времен Великой Отечественной, а также одной из важнейших вех в истории нашего танкостроения.
Автор:
73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Kuroneko
    Kuroneko 9 мая 2020 05:27
    +11
    Разработка подобного танка была поручена СКБ-2 Челябинского Кировского завода и опытному заводу №100. Итогом этих работ стало появление танка ИС-1, принятого на вооружение уже в августе 1943 г. Впрочем, эта машина не производилась массово – с октября 1943 г. по январь 1944-го выпустили чуть более сотни танков.

    Стоило бы сказать, что на самом деле ИС берёт своё начало в опытных КВ, а точнее - это дальнейшая (хотя и довольно радикальная, переработка КВ-13).
    Сравните чисто по внешнему виду:


    ВЛД фактически один-в-один, как и башня.
    1. svp67
      svp67 9 мая 2020 09:58
      +5
      Цитата: Kuroneko
      Стоило бы сказать, что на самом деле ИС берёт своё начало

      Да автор статьи вообще опустил или "забыл" многое упомянуть. Хотя бы то, что наряду с ИС-1, в войска поступал КВ-85. Что ИС-2 одновременно испытывался не только со 122-мм ТП, но и со 100-мм ТП
      И честно, можно пожалеть, что не выпускали ИСы со 100-мм ТП, пусть бы каждый 10, но это дало бы возможность иметь подразделения "истребителей танков" в тех ж гвардейских тяжелых танковых бригадах
      1. dvina71
        dvina71 9 мая 2020 13:12
        +6
        Цитата: svp67
        честно, можно пожалеть, что не выпускали ИСы со 100-мм ТП

        НА 43 год Д10Т еще была в разработке.. ТАк что для ис-2 было два варианта 85мм С-53(Д-5т) или 122мм Д-25Т. Естественно прошел вариант с 122мм орудием. В том числе и по фугасному воздействию ее снаряда
        Су-100 с д10т появились только в 44м году..
      2. Альф
        Альф 9 мая 2020 15:42
        +4
        Цитата: svp67
        И честно, можно пожалеть, что не выпускали ИСы со 100-мм ТП, пусть бы каждый 10, но это дало бы возможность иметь подразделения "истребителей танков" в тех ж гвардейских тяжелых танковых бригадах

        И что бы это дало ? БК танка с 122-мм орудием составлял 28 выстрелов, с 100-кой-29 выстрелов. Большая разница ? Реальная скорострельность была примерно одинаковая, попробуйте с метровым ломом в башне покрутиться, да и не забудьте, что БК распихан по всему танку. ББ снаряды для 100-мм орудия в серию пошли только осенью 44-го, а до этого что заряжать ? Фугасы ? Да и реальная бронепробиваемость была одинакова. Не забудьте, что основным снарядом ИСа был ОФ, а при штурме немецких городов и УР выяснилось, что то, что 100-мм снаряд разрушить не может, 122-мм разваливает с первого попадания.
      3. Alexey RA
        Alexey RA 10 мая 2020 20:15
        +2
        Цитата: svp67
        И честно, можно пожалеть, что не выпускали ИСы со 100-мм ТП, пусть бы каждый 10, но это дало бы возможность иметь подразделения "истребителей танков" в тех ж гвардейских тяжелых танковых бригадах

        С учётом реальной скорострельности Д-10Т в башне (а не на стенде) и равной бронепробиваемости 100-мм и 122-мм - не стоит овчинка выделки.
        Особенно если вспомнить, что бронебойный снаряд для 100-мм встал в серию только в ноябре 1944 г. (из-за чего был задержан выпуск СУ-100).
  2. Кроу
    Кроу 9 мая 2020 05:38
    +14
    Жаль,что ИС-3 не успел повоевать,всех с Праздником Победы!!!
    1. Kuroneko
      Kuroneko 9 мая 2020 06:04
      +18
      Цитата: Кроу
      Жаль,что ИС-3 не успел повоевать,всех с Праздником Победы!!!

      Аналогично, с Победой, товарищ!
      Но ИС-3 всё-таки повоевал, справедливости ради замечу. Цитатко с Рукопедии:
      ИС-3 использовались при подавлении Венгерского восстания 1956 года. Потери машин были единичные. Венгерские события стали единственным эпизодом участия ИС-3 в боевых действиях в составе ВС СССР.

      Так-то ещё египтяне его пользовали (разумеется, бездарно), но я конкретно о применении в СССР.
      Ну и ещё:
      В ходе вооружённого конфликта на востоке Украины в 2014 году ИС-3, стоявший в виде памятника в Константиновке, был приведён в рабочее состояние и сведён с постамента. По сообщениям самих членов вооружённых формирований ДНР, 30 июня 2014 года танк впервые был применён в бою под Ульяновкой.

      Правда, у этого ИС-3 не было снарядов, так что он больше как пугач и трактор использовался. Всё равно, старый танк Победы применяется по своему прямому назначению - против фашистов!
      1. mvg
        mvg 9 мая 2020 09:19
        +2
        Так-то ещё египтяне его пользовали (разумеется, бездарно)

        В Сирии повоевал. И как неподвижные огневые точки и как танк прорыва. И там и там без успеха.
        1. Zaurbek
          Zaurbek 12 мая 2020 10:15
          0
          ИС 3 для боев конца войны и после нужно орудие другое. или 130мм или 100-115 мм , но уже ПТ. Типа Т-12
      2. Авиатор_
        Авиатор_ 9 мая 2020 20:08
        +3
        Этот танк с пьедестала использовался как подвижная пулемётная установка (приварили кронштейн для "Утёса"), а пушка была изначально в небоеспособном состоянии.
      3. Валдаев
        Валдаев 9 мая 2020 23:33
        -13
        И Вы довольны, что Ис-3 повоевал за то, что фувловый социализм был навязан Венгрии еще на 33 года?
        1. макс702
          макс702 10 мая 2020 15:34
          +6
          Цитата: Валдаев
          И Вы довольны, что Ис-3 повоевал за то, что фувловый социализм был навязан Венгрии еще на 33 года?

          Венгрию за эту выходку надо было сжечь до тла...В СССР прекрасно помнили участие Венгрии во второй мировой..Жалеем вот таких , а потом нож в спину..
      4. Наган
        Наган 10 мая 2020 08:38
        +3
        Цитата: Kuroneko
        Так-то ещё египтяне его пользовали (разумеется, бездарно)

        Ну, арабы они такие арабы. Им что в руки ни дай, или сломают, или потеряют, или используют не так, типа сдуру отстреляются по своим.
        Евреи тогда немало захватили танков, все больше Т-54/55/62, но и ИС-3 тоже. Так Тэшки они в строй поставили, сперва как есть, потом переделали под свои стандарты и назвали Тиран, некоторые до сих пор в строю после переделки в тяжелые БТР. А вот ИС-3 их чем-то не устроили, так что их попилили на металлолом, кроме одного, который поставили в музей.
        1. Коте пане Коханка
          Коте пане Коханка 10 мая 2020 21:15
          +1
          А вот ИС-3 их чем-то не устроили, так что их попилили на металлолом, кроме одного, который поставили в музей.

          Почти все поставили на берегу Суэцкого канала на наклонных основаниях в качестве артиллерийских орудий!
    2. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 9 мая 2020 06:23
      +4
      Цитата: Кроу
      Жаль,что ИС-3 не успел повоевать,всех с Праздником Победы!!!

      Всеуслышание праздником!!!
      Если объективно, по эксплуатационным характеристикам ИС-3 уступал ИС-2м! Последний и послужил Родине дольше на добрую четверть века!
      К слову, ИС-3 участвовали в арабо-израильских войнах! Причём применялись в качестве САУ на Синайский полуострове израильтянами, но в линейные танковые войска насколько я знаю не включались, в отличие Т-34, 54, 55 и 62!
      1. Валдаев
        Валдаев 9 мая 2020 23:41
        -7
        Вот же! Щасье-то! На 9ое мая! Привалило! )
      2. Alexey RA
        Alexey RA 10 мая 2020 20:19
        +1
        Цитата: Коте пане Коханка
        Если объективно, по эксплуатационным характеристикам ИС-3 уступал ИС-2м!

        Это в мирное время. В военное время танк в среднем просто не успевал столько эксплуатироваться - его либо подбивали, либо он по той или иной причине уходил в ремонт.
        Поэтому Т-34-85 и ИСы в военное время ГАБТУ вполне устраивали. А как война закончилась - так Федоренко тут же начал требовать довести эксплуатационные качества отечественных танков до уровня "Шермана", считая тот чуть ли не эталоном танка мирного времени smile
    3. Nikolaevich I
      Nikolaevich I 9 мая 2020 08:08
      +7
      Цитата: Кроу
      Жаль,что ИС-3 не успел повоевать

      Но ИС-3 побывали в Берлине и приняли участие в берлинском параде по случаю победы...
      1. Валдаев
        Валдаев 9 мая 2020 23:44
        -10
        Ага, с тех пор и зародилась традиция на парадные супертанки. Армата с честью несет, чо. Кончайте, патриоты
  3. Kuroneko
    Kuroneko 9 мая 2020 05:43
    +3
    По итогам недолгих поисков выбрали новую конструкцию со спрямленной верхней лобовой деталью толщиной 100 мм при наклоне 60°, лишенной характерной «коробки» с люком и смотровыми приборами водителя. Нижний элемент имел ту же толщину, но иной угол. Рассматривалась возможность изготовления лба сваркой из катаных деталей или литьем в виде единого агрегата.

    В ходе испытаний было показано, что верх сварного лба выдерживает выстрел из 75-мм пушки KwK 42 с любых дистанций, но нижняя деталь пробивается, а также наблюдалось растрескивание сварных швов. Литой лоб выдерживал даже 88-мм снаряды. Для поражения улучшенного ИС-2 в лоб немецкому танку пришлось бы подходить на дистанцию гарантированного пробития пушкой Д-25Т.
    ....................
    Поражение танка в верхний лобовой лист оказывалось фактически невозможным; при этом известны случаи пробития нижней детали с разными последствиями. Германские артиллеристы и танкисты при возможности старались бить в борт, при возможности с малой дистанции. Так, на расстояниях до 900-1000 м бортовая броня не всегда могла защитить от 88-мм снарядов танка «Тигр» или от более мощного оружия.

    Ну и ещё: на самом деле ахиллесовой пятой всех ИС-2 (что изначальных, что обр. 1944 года) так и остались фронтальные участки башни по бокам маски орудия. Впрочем, именно что "пяточкой". Да, попасть туда было очень непросто, но даже в немецких памятках танкистам "Пантер" эта уязвимость указывалась (снаряды Pz. IV данные места всё-таки держали).
    1. mark1
      mark1 9 мая 2020 06:11
      +5
      Ну и еще - литая броневая деталь всегда хуже по бронестойкости детали из катанной брони ( годы ВОВ на 15-20%) одинаковой толщины. Литье корпусных деталей на ИСах начало применяться исключительно ради экономии дефицитного проката и по ходу преодоления этого дефицита от литья стали постепенно отказываться.
      Всех с Днем Великой Победы!
      1. Kuroneko
        Kuroneko 9 мая 2020 06:16
        +6
        Цитата: mark1
        Литье корпусных деталей на ИСах начало применяться исключительно ради экономии дефицитного проката

        Не только поэтому. Литьё за годы войны попросту стало гораздо более технологично. Ну тупо быстрее. Что уж что, а в 44-ом году с прокатом у нас особых затыков уже и не возникало. Вот как уже стало понятно, что вот-вот и Рейх сдохнет, тогда да, уже постепенно возвращались к качеству (ибо количества наделали достаточно).
        1. mark1
          mark1 9 мая 2020 06:43
          +2
          Цитата: Kuroneko
          Литьё за годы войны попросту стало гораздо более технологично.

          При производстве башен в большей степени.
          Цитата: Kuroneko
          Что уж что, а в 44-ом году с прокатом у нас особых затыков уже и не возникало.

          Напомню, что танк разрабатывался с начала 43 года с учетом тогдашних проблем, и по началу лоб корпуса имел не достаточную бронестойкость, увеличение оной за счет повышения толщины брони имело ограничения из -за не желательности перегруза передних катков , которые и так получили доп. нагрузку в виде Д-25, по этому как только
          Цитата: Kuroneko
          в 44-ом году с прокатом у нас особых затыков уже и не возникало
          сразу же начался переход на детали из бронепроката. Заметим, что корпус ИС-3 при всей его сложности изготовлялся сварным а не литым.
          1. Kuroneko
            Kuroneko 9 мая 2020 07:43
            +3
            Цитата: mark1
            сразу же начался переход на детали из бронепроката. Заметим, что корпус ИС-3 при всей его сложности изготовлялся сварным а не литым.

            Дак "щучий нос" смысла литым делать не было ни малейшего жи.
            1. mark1
              mark1 9 мая 2020 09:33
              +3
              Не вижу проблем повторить в литье (хотя литьем можно было б придать не менее удачную баллистическую форму) А вы кроме "щучего носа" что то о корпусе ИС-3 знаете (на пример чем от Т-10 отличается)?
              1. Альф
                Альф 9 мая 2020 15:45
                +1
                Цитата: mark1
                Не вижу проблем повторить в литье

                Надо "всего лишь" перестроить завод.
                1. mark1
                  mark1 9 мая 2020 18:41
                  +1
                  Масштабно мыслите... на заводе уже было шикарное литейное производство... хуже была отработана технология сварки толстого бронелиста.
    2. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 9 мая 2020 06:30
      +4
      Думаю ахиллесовой пятой ИС-2 и ИС-3 был малый боекомплект к орудию и низкая скорострельность!
      Поиски уязвимости ИСов, это способ самобичевания! Аналогичные недостатки в маске орудия имеют современные ОБТ Абрамс, Леопард-2 и Леклерк.
      По существу, ИС был прекрасным танком прорыва и если «делать флеш-рояль» то сильнейшим серийным танком Второй мировой был ИС-4!
      1. Kuroneko
        Kuroneko 9 мая 2020 07:53
        +7
        Цитата: Коте пане Коханка
        Думаю ахиллесовой пятой ИС-2 и ИС-3 был малый боекомплект к орудию и низкая скорострельность!

        Они не создавались как истинно ПРОТИВОТАНКОВЫЕ танки. Подобное лишь немцы сделали - вынужденно (ну и потом - союзнички, уже после Второй Мировой... И то, ИС-3 напугал их настолько сильно, что те же британцы сгоряча запилили аж FV4005, со 180-мм дурой).

        А БК ИС-2 (и думаю, даже ИС-3) был вполне достаточен для конкретной боевой задачи. Это лишь у СУ-152 и ИСУ-152 (и то, лишь когда им приходилось действовать на передовой) иногда комплекта не хватало.
        1. Лопатов
          Лопатов 9 мая 2020 17:56
          +2
          Цитата: Kuroneko
          Они не создавались как истинно ПРОТИВОТАНКОВЫЕ танки.

          Скорострельность нужна только для "противотанковых танков"(с)?
          1. Kuroneko
            Kuroneko 10 мая 2020 07:38
            +3
            Цитата: Лопатов
            Скорострельность нужна только для "противотанковых танков"(с)?

            В основном - да. Перед тем же КВ-2 никто и не ставил задачу быстрой стрельбы из его 152-мм гаубицы. Хотя бы раз в минуту жахнуть - и норм. Подъехал на прямую наводку, не спеша прицелился под треньканье пулемётов по броне, развалил ДОТ, не спеша двинулся дальше.
            Точно так же и с ИС-2, пусть даже во ВНЕЗАПНО случившейся танковой дуэли - ну чиркнет по нему Пантера раза три, пока заряжается (а снаряды-то раздельного заряжания, это только американцы делали унитарный 120-мм для их Т34) и прицеливается, броня один фиг такая, что ничего не страшно - хлоп! - и нет Пантеры.
            1. Лопатов
              Лопатов 10 мая 2020 15:43
              +1
              Цитата: Kuroneko
              Перед тем же КВ-2 никто и не ставил задачу быстрой стрельбы из его 152-мм гаубицы.

              Ещё как ставилась. Жизнью.
              Расстреливать под огнём противника напольную стенку ДОТа- не тот процесс, который захочется продлить.
              1. Kuroneko
                Kuroneko 10 мая 2020 16:05
                +1
                КВ-2 создавался с учётом практической неуязвимости перед типичной ДОТ. И танки противника он не должен был встречать. Более того, задачу противотанкового боя обязаны были брать на себя другие подразделения Красной Армии (но даже если бы и облажались - он мог выполнить их и сам, пусть делался и не для этого). В истории Великой Отечественной пожалуй лишь СУ-152 (напомню, что она создавалась лихорадочно быстро, в предельно сжатые сроки перед махачем на Курской дуге) ещё имела какой-то прицел на борьбу с новейшими танками Германии. И да, с успехом надежды оправдала (ибо калибр!) - что всё равно не мешало быть этому лишь "побочкой" - СУшки один фиг использовались в подавляющем большинстве случаев по назначению именно как АРТ-САУ поддержки пехоты.
                Ну и напомню насчёт Фердинанда. Почти неубиваемая (в танковой дуэли) дура. Оч. высокая скорострельность. Калибр? Ну, известно, какой. Явно не тот, что может разваливать ДОТы и укрепления с одного-двух выстрелов. Зато может чётко гвоздить даже с 3-х километров по бронетехнике (подтверждения были, и отнюдь не единичные). Броня, замечу, ультимативная. Фронтальная. Ни разу не была пробита нашими орудиями. Так что - вывод сделаете?
                Я могу помочь. Броня Феди расчитывалась на противодействие ТАНКАМ и мощным русским противотанковым пушкам. И да, при высокой скорострельности - немцы ж не дураки, и стремились как раз минимизировать время под обстрелом серьёзных орудий.
                А у КВ-2 и СУ-152 были совершенно иные задачи. Танковый бой для них был совершенно нетипичен. Нет, они могли показать себя и в нём, но делались-то совершенно не для этого (ещё раз повторю, что СУ-152 - всё же частично и для этого - вынужденно, потому что на тот момент просто не было ничего лучшего).
                1. Лопатов
                  Лопатов 10 мая 2020 17:12
                  +1
                  Цитата: Kuroneko
                  КВ-2 создавался с учётом практической неуязвимости перед типичной ДОТ. И танки противника он не должен был встречать.

                  Ну....
                  Выехал на огневую не более трёх градусов от перпендикуляра к стенке для минимизации рикошетов. И начинает ломать её. В это время по нему могут вести огонь. Перемещаться нельзя, придётся пристреливаться снова.

                  Я не думаю, что в такой ситуации скорострельность не имеет значения.

                  Цитата: Kuroneko
                  Броня, замечу, ультимативная. Фронтальная.

                  Не "ультимативная", а "с низкой ВЕРОЯТНОСТЬЮ пробития".
                  Однако чем больше выстрелов противник совершит, тем вероятность события выше. При особой "везучести" можно дождаться прямого попадания артиллерии с ЗОП
        2. Осьминог
          Осьминог 9 мая 2020 17:59
          -1
          Цитата: Kuroneko
          И то, ИС-3 напугал их настолько сильно, что те же британцы сгоряча запилили аж FV4005, со 180-мм дурой).

          Я Вам напомню, что машина на фото на вооружение не принималась. А с ИС-3 в реале вполне справлялись Центурионы и даже Шерманы, в том и другом случае израильские.

          Союзники уже видели в 44-м году танк, причем массовый танк, с непробиваемой для них ВЛД. Ничего, до Берлина (почти) дошли.
      2. Альф
        Альф 9 мая 2020 15:51
        +1
        Цитата: Коте пане Коханка
        Думаю ахиллесовой пятой ИС-2 и ИС-3 был малый боекомплект к орудию и низкая скорострельность!

        А какая РЕАЛЬНАЯ скорострельность была у Тигра, если учесть, сколько снарядов у него было распихано по корпусу ?
        1. Авиатор_
          Авиатор_ 9 мая 2020 20:12
          +2
          У Тигра был унитарный патрон, за счёт этого была обеспечена его скорострельность.
          1. Альф
            Альф 9 мая 2020 20:15
            +1
            Цитата: Авиатор_
            У Тигра был унитарный патрон, за счёт этого была обеспечена его скорострельность.

            Пусть у Тигра будет хоть трижды унитар, но если его надо достать чуть не с пола, ни о каких 7-8 выстрелов в минуту говорить не стоит. Да и про такой параметр как "время исправления наводки" тоже не стоит забывать.
          2. Alexey RA
            Alexey RA 10 мая 2020 20:35
            0
            Цитата: Авиатор_
            У Тигра был унитарный патрон, за счёт этого была обеспечена его скорострельность.

            Унитар для танков того времени хорош при калибрах меньше 100 мм.
            Уже Д-10 с её унитаром по реальной скорострельности (в башне) ненамного превосходила Д-25 с её раздельным заряжанием. Потому как заряжение унитара в установленное в башне орудие - это тетрис с метровым снарядом массой 30 кг в ограниченном пространстве боевого отделения.
            1. Авиатор_
              Авиатор_ 10 мая 2020 22:03
              0
              Вот немцы со своим 88-мм унитаром (ведь меньше 100) и превосходили ИС по скорострельности. А вообще-то хорошо бы цифры знать, никто не знает?
        2. Осьминог
          Осьминог 9 мая 2020 23:23
          +1
          Цитата: Альф
          сколько снарядов у него было распихано по корпусу ?

          Как Вы думаете, для чего существует "укладка первой очереди"?
          1. Альф
            Альф 9 мая 2020 23:29
            0
            Цитата: Осьминог
            Цитата: Альф
            сколько снарядов у него было распихано по корпусу ?

            Как Вы думаете, для чего существует "укладка первой очереди"?

            Вот после пары минут боя она и закончится, какова будет дальнейшая скорострельность ? А время на исправление наводки учитывать не надо ?
            1. Осьминог
              Осьминог 9 мая 2020 23:38
              0
              Цитата: Альф
              Вот после пары минут боя она и закончится, какова будет дальнейшая скорострельность ?

              А сколько времени идет бой при максимальной интенсивности огня? При любой паузе заряжающий вытаскивает снаряды из углов машины и пополняет укладку первой очереди.
              Цитата: Альф
              А время на исправление наводки учитывать не надо ?

              Надо. А что, у Тигра исправление наводки не могло производиться одновременно с перезаряжанием, а у ИСа - могло?

              У Вас что вызывает споры? Что боекомплект Тигра и ИСа в пересчете на аматол в ОФС одинаков? Что боекомплект Тигра выше втрое? Что ИС-2 был все-таки очень своеобразной машиной, которую никто, кроме СССР, не стал делать, и это, наверное, должно вызывать не только крики "Ура!", но и какие-то вопросы?
  4. Тритебемало
    Тритебемало 9 мая 2020 06:17
    +8
    По данной теме лучше читать Юрия Пашолока-серия статей, вот последняя : https://warspot.ru/17113-dolgoigrayuschiy-is а не жующего повторы Рябова
  5. bya965
    bya965 9 мая 2020 06:38
    +1
    Мало известный факт, один руководителей разработки танков, в том числе и ИС-2, был также одним из конструкторов ядерной и водородной бомбы.
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Духов,_Николай_Леонидович
  6. DWG1905
    DWG1905 9 мая 2020 08:23
    +9
    Уважаемый автор! Желание написать статью похвально, но данная тема разложена по полочкам рядом исследователей наверно на 95%. Помимо Юры Пошалока, еще в лохматые 2000 годы в издательстве Техника молодежи вышли две книги http://zhurnalko.net/=weapon/tankomaster/tankomaster-Special-tanki-is в создании которых я принимал активное участие. Правда от 200 страниц осталось совсем немного, но что сделаешь экономику не обманешь. По поводу 5% процентов, кратко.
    1. Не описана толком экономика войны, ИС машина военного времени и спроектирована с применением литья по максимуму, что не всегда есть хорошо.
    2. Не определена до конца пальма первенства кто предложил установить пушку с баллистикой А-19 в танк. Поскольку затея удалась, сразу начали перетягивать канат кто первый.
    3. Не найден проект модернизации КВ ЧКЗ вместо ИС. Приказ НКТП где им дыню дали за это есть, а что предложили нет. На мой взгляд в этой затее есть смысл, но скорее всего победила экономика. И осталось подозрение, что это начало создания ИС-4.
    4. Почему в самом первом отчете НКТП по осмотру Тигра (февраль – март) всеми нашими танковыми конструкторами все расписали и даже отметили хорошие смотровые приборы, а вот про пушку которая множила на 0 проект ИС (объект 233) не слова.
    5. Не разобраны по полочкам параллельно шедшие работы КБ ЧКЗ и завода № 100. У меня есть чертеж башни 240 объекта завода № 100 , только она расширена за счет того, что стенки башни параллельны. Кто делал почему и зачем? И таких вопросов много.
    Да и ИС на восток не поехали, там были КВ, только особого успеха не имели.
    Кому танки интересны прошу в гости https://drawingstanks.blogspot.com/

    Схемы бронирования сделаны Михаилом Павловым и тырить чужое не хорошо, ссылки, что не знал не принимаются. Хотя бы авторство указал.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 10 мая 2020 20:40
      0
      Цитата: DWG1905
      3. Не найден проект модернизации КВ ЧКЗ вместо ИС. Приказ НКТП где им дыню дали за это есть, а что предложили нет. На мой взгляд в этой затее есть смысл, но скорее всего победила экономика.

      Скорее всего, в случае с КВ всё упёрлось в толстый бронепрокат. ИС не зря делали с максимальным использованием литья - у СССР в те времена не нашлось даже 60-мм бронелистов на "формочку".
  7. Undecim
    Undecim 9 мая 2020 09:08
    +5

    Результаты обстрела Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E из пушки А-19, танковый вариант которой получил обозначение Д-25Т, с дистанции 1500 м. Хорошо виден вырванный кусок брони и сдвинутая ударом снаряда с погона на 540 мм башня.
    Всех форумчан с Днем Победы!
    Автор еще раз продемонстрировал, что может испортить любую тему, даже такую интересную.
  8. mvg
    mvg 9 мая 2020 09:17
    +3
    Угадай аффтора статьи с первого раза. А больше слов нет.
  9. Гончар
    Гончар 9 мая 2020 09:46
    +2
    Планетарные механизмы поворота стояли на ИС, начиная с ИС-1, а не появились только на ИС-2, как указывает автор.
    В РККА в конце войны не было гвардейских танковых бригад смешанного состава, как утверждает автор. Были линейные гвардейские бригады на танках Т-34-85, на вооружение гвардейских бригад шел почти весь выпуск Т-44, но эти бригады на фронт так и не попали. И были тяжелые танковые бригады, оснащенные танками ИС-2. Основной выпуск танков ИС-2 шел в гвардейские тяжелые танковые полки прорыва, цель которых - прорыв обороны врага.
    Использование танков ИС-2 в качестве танков артиллерийской поддержки, может быть, и могло иметь место в бою, но никак не было основной задачей тяжелых танков РККА.
  10. Hagen
    Hagen 9 мая 2020 09:46
    0
    Изложение давно пережеванных тем, наверное, дело не совсем благое. Думаю, по вооружениям надо стараться обращать внимание на те образцы, информация о которых размещается впервые. Либо по старым образцам делать некое литературное исследование, где размещать наиболее достоверных и интересных авторов, чтобы популяризировать серьезный знания, а не безликий ликбез для кухарок.
  11. Tycoon
    Tycoon 9 мая 2020 10:34
    +1
    Неплохой танк получился, интересная машина.
  12. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 9 мая 2020 11:02
    +2
    Приходилось читать, что экипажи ИС-2 были,в основном, офицерскими ! В общем-то, это было далеко не всегда ! Ещё для танков ИС-1 по штатному расписанию в экипаже должно быть 2 офицера и 2 сержанта ....но это показывает , что отбор в экипажи танков ИС был весьма строгий ! В рассказах про участие танков ИС-2 в боях ,действительно, упоминались офицерские экипажи;то есть ,все члены экипажа были в офицерских званиях ... Считается , что ,кроме ИС-2, в СА имелся танк ИС-2М... а так, "по большому счёту" ,все танки ИС-2 были "одинаковыми"...! Но ,вроде бы как, есть книга про танки ИС-2, в которой автор утверждает, что он насчитал ,аж 6(!) "разновидностей " танка ИС-2...в зависимости от года выпуска и завода ...(увы,не помню сейчас автора книги и "правильное" название книги...) Кстати, первые ИС-2 оснащались 122-мм пушками с поршневыми затворами... впоследствии, с клиновыми затворами...менялся тип ДТ... На "дальнейших" ИСах (Т-10...) танковые орудия оснащались эжекторами...устанавливался "облегчитель" (ускоритель) заряжания...
    Что же касается недостатка в нижней части лобовой "детали" ИСов ,то есть упоминание о поражении танка в "это место" из противотанкового "ружья" sPz.B 41 (28/20 мм)...В некоторых источниках указывается на ИС-2, но более "надёжные " ссылаются на ИС-1 ...
    1. Альф
      Альф 9 мая 2020 15:59
      +1
      Цитата: Nikolaevich I
      Что же касается недостатка в нижней части лобовой "детали" ИСов ,то есть упоминание о поражении танка в "это место" из противотанкового "ружья" sPz.B 41 (28/20 мм)...В некоторых источниках указывается на ИС-2, но более "надёжные " ссылаются на ИС-1 ...

      ТАБЛИЧНЫЕ данные пробиваемости, не реально-полевые.

      Низ корпуса 90 мм...
  13. vladcub
    vladcub 9 мая 2020 11:05
    +2
    Цитата: mvg
    Так-то ещё египтяне его пользовали (разумеется, бездарно)

    В Сирии повоевал. И как неподвижные огневые точки и как танк прорыва. И там и там без успеха.

    Вообще-то кроме танка нужна "малюсенькая" деталь: обученный экипаж,а если экипаж из пеньтюхов(сами найдете определение) то ..Успех будет только сниться
  14. vladcub
    vladcub 9 мая 2020 11:32
    +1
    Камрады, с Днем Победы.
    У меня давно вопрос по поводу вооружения ИСа: курсовой пулемет понятно,а задний? Что он обстреливать собственный тыл. Возможно, кто-то знает,где он понадобится? Я таких эпизодов не нашел. И попутно о крупнокалиберном пулемета, где-то слышал или читал,что он себя оправдал во время уличных боев за Берлин и особенно в Будапеште, но точнее не знаю
    1. garri-lin
      garri-lin 9 мая 2020 12:18
      +1
      Танк окруженный пехотой противника мертвый танк. Размер башни позволял обезопасить тыл. Размер экипажа позволял выделить, в случае необходимости стрелка. Подстраховались.
    2. Альф
      Альф 9 мая 2020 16:02
      0
      Цитата: vladcub
      У меня давно вопрос по поводу вооружения ИСа: курсовой пулемет понятно,а задний? Что он обстреливать собственный тыл. Возможно, кто-то знает,где он понадобится?

      ИС-танк прорыва полос противника. Ситуация. Танк прошел первую линию окопов, на сотню-другую углубился, на первой линии внезапно ганс очухался и начал из МГ поливать нашу пехоту, вот для этого кормовой пулемет и нужен. А по факту, ни разе не встречал упоминания о применяемости этого пулемета, что косвенно подтверждается фактами отсутствия его на более поздних моделях тяжелых танков.
      И попутно о крупнокалиберном пулемета, где-то слышал или читал,что он себя оправдал во время уличных боев за Берлин и особенно в Будапеште, но точнее не знаю

      Стрельба по целям в мертвой зоне орудия и по верхним этажам.
      1. Alexey RA
        Alexey RA 10 мая 2020 20:49
        0
        Цитата: vladcub
        У меня давно вопрос по поводу вооружения ИСа: курсовой пулемет понятно,а задний? Что он обстреливать собственный тыл. Возможно, кто-то знает,где он понадобится?

        Ув М.Свирин писал, что "ворошиловский пулемёт" был полезен для подавления групп противника, внезапно обнаруженных во время марша - ибо в положении по-походному башня разворачивалась на 180 градусов, и орудие крепилось на упор.

        А вообще его ставили из расчёта "на свою пехоту надежды нет" - чтобы танкисты могли, не разворачивая башню, сами очистить крышу МТО и вообще тыловые сектора от пехоты противника, вылезшей из укрытий после прохода танков.
        Цитата: vladcub
        И попутно о крупнокалиберном пулемета, где-то слышал или читал,что он себя оправдал во время уличных боев за Берлин и особенно в Будапеште, но точнее не знаю

        По результатам испытаний зенитной турели с ДШК для ТТ и САУ вывод был один: установка для стрельбы по самолётам непригодна, но при этом крайне нужна для действий танков в городских условиях.
        1. vladcub
          vladcub 11 мая 2020 17:45
          +1
          Значит я точно слышал,что ДШК оправдал себя в уличных боях?
          1. Alexey RA
            Alexey RA 11 мая 2020 18:19
            +1
            Цитата: vladcub
            Значит я точно слышал,что ДШК оправдал себя в уличных боях?

            Да - он был единственным средством самообороны танка, позволявшим работать на ближней дистанции по целям "выше башни". Плюс 12,7-мм калибр позволял пробивать лёгкие укрытия, защищавшие от пуль винтовочного калибра.
            Одно то, что при мизерном объёме выпуска ДШК его посчитали необходимым отобрать у ПВО и поставить на ТТ/САУ, уже говорит об эффективности и нужности этого пулемёта для танкистов. Равно как и то, что вопрос его установки решался на уровне постановления ГКО.
            14 октября 1944 года Сталин подписал постановление ГКО №6723сс «Об установке крупнокалиберных зенитных пулемётов ДШК на самоходных артиллерийских установках и танках ИС». В ноябре первые 25 ИС-2 получили зенитные установки крупнокалиберного пулемёта ДШК.
            (...)
            Разные варианты этой установки ставились на советские танки и САУ несколько десятилетий. В декабре 1944 года зенитную установку поставили на 125 ИС-2, а с января 1945 года её получали всё новые танки этого типа.
            (...)
            Проблемы с укомплектованием зенитных установок имели место и в январе 1945 года. Не хватало коллиматорных прицелов и самих пулемётов ДШК.
            © Ю.Пашолок
            1. vladcub
              vladcub 11 мая 2020 20:50
              0
              "посчитали необходим отобрать у ПВО" вообще-то октябрь 1944 не октябрь 1942 и даже 1943. У Люфтваффе был дефицит на опытных пилотов. В Красной Армии уже прошла"голодовка" на самолеты.
              Читайте: Покрышкина, Савицкого, Драбкина
              1. Alexey RA
                Alexey RA 12 мая 2020 14:13
                0
                Цитата: vladcub
                "посчитали необходим отобрать у ПВО" вообще-то октябрь 1944 не октябрь 1942 и даже 1943. У Люфтваффе был дефицит на опытных пилотов. В Красной Армии уже прошла"голодовка" на самолеты.
                Читайте: Покрышкина, Савицкого, Драбкина

                Лучше читать мемуары пехотных и танковых командиров. smile А в них регулярные жалобы, что авиация в наступлении либо отстаёт от наземных частей, либо прилетает лишь тогда, когда немец уже ушёл. В весенне-осенний период на авиацию вообще надежды нет - старые аэродромы раскисли, до новых тылы с топливом добираются с великим трудом.
                Выпуск ДШК за войну - около девяти тысяч. И из этого количества выкроили ККП для ТТ и тяжёлых штурмСАУ.
              2. Alexey RA
                Alexey RA 12 мая 2020 14:28
                0
                Вот Вам типичная картина наступления 1944 года.
                На горизонте, словно из земли, вылезала лиловая туча. Солнце, прячась под нее, разбрасывало по небу длинные красные полосы. Снег от них стал алым. И вдруг из тучи выплыл "юнкерc", за ним - второй, третий. Саня насчитал двенадцать. Они плыли медленно, гуськом и походили на огромных брюхатых стрекоз. Головной "юнкерc" внезапно, как по желобу, скользнул вниз, скрылся за лесом, а потом взмыл вверх, догнал последний бомбардировщик, пристроился ему в хвост и опять ринулся в пике. "Юнкерсы" описывали круг за кругом. Казалось, между небом и землей крутится гигантское, чертово колесо. Взрывы доносились глухие, словно из-под земли. "Юнкерсы" отбомбились, а на смену им из тон же лиловой тучи выползли "хейнкели", похожие на куцых ворон. Они шли еще медленней, а потом начали, как из мешка, сыпать бомбы. Им никто не мешал.

                © Курочкин - из фактически автобиографической повести "На войне как на войне". Ибо описано в неё то самое наступление и тот самый бой с "Тиграми", за который Курочкина представили к "Красному Знамени" (но получил он орден Отечественной войны II степени).
                Т. Курочкин умело и бесстрашно руководит своим экипажем. В бою с немецкими захватчиками за освобождение нас.пункта Антополь-Боярка принял бой с двумя немецкими «Тиграми». Умелым маневром зайдя с фланга уничтожил один немецкий танк типа «Тигр» с его расчетом и до взвода живой силы противника. Своим умением руководить экипажем в бою удержал достигнутый рубеж и сохранил свою машину не смотря на сильный огонь противника. За все время боев в проводимой операции машина лейтенанта Курочкина не имела вынужденных остановок и поломок.
                Достоин правительственной награды орден «Красное Знамя».

                Командир 1893-его Фастовского самоходного арт.полка
                подполковник Басов
                8 января 1944 г
                1. vladcub
                  vladcub 12 мая 2020 19:34
                  0
                  Погодите, фильм про самоходчиков,:" нНа войне как на войне" по-моему так назывался? Там ещё главный герой м.л.Малешко?
                  Давно уже смотрел и не уверен,что название запомнил верно
                  1. Alexey RA
                    Alexey RA 12 мая 2020 19:48
                    0
                    Цитата: vladcub
                    Погодите, фильм про самоходчиков,:" нНа войне как на войне" по-моему так назывался? Там ещё главный герой м.л.Малешко?

                    Он самый. Фильм снят по одноимённой повести Курочкина. А младшего лейтенанта Малешкина Курочкин писал с себя.
                    Правда, в отличие от главного героя, гвардии лейтенант Курочкин не погиб, а дошёл до Германии и 31 января 1945 г. был тяжело ранен при форсировании Одера.
                    1. vladcub
                      vladcub 12 мая 2020 20:16
                      +1
                      Повести я не читал,а фильм смотрел. Думаю еще пересмотреть.
                      По-моему самые удачные фильмы о войне были сняты в период :1963-1978,до 1963 сейчас не помню (1-2 не более), а потом все хуже и хуже
  15. BAI
    BAI 9 мая 2020 13:25
    +4
    На расстояниях до 1 км Д-25Т могла поразить 200-мм броню самоходки Panzerjäger Tiger (P) «Фердинанд».

    Не было в РККА танковых и противотанковых пушек, пробивающих лобовую броню Фердинанда.


    Всем очевидно, что фугасным снарядом любого калибра в лоб били не для пробития брони, а оглушения экипажа.
    1. Alexey RA
      Alexey RA 10 мая 2020 20:59
      +1
      Цитата: BAI
      Всем очевидно, что фугасным снарядом любого калибра в лоб били не для пробития брони, а оглушения экипажа.

      И вывода из строя механизмов, расположенных близко к месту попадания снаряда. У "Королевского Тигра", например, попадание ОФС калибра 122-152 мм в нижнюю часть лобовой проекции выводило из строя механизм поворота. Даже без пробития брони.
      1. Альф
        Альф 10 мая 2020 21:51
        +1
        Цитата: Alexey RA
        У "Королевского Тигра", например, попадание ОФС калибра 122-152 мм в нижнюю часть лобовой проекции выводило из строя механизм поворота. Даже без пробития брони.

        Не только. Наблюдалось срыв с крепления коробки передач(ПЕРЕДНЕГО расположения), что полностью обездвиживало танк.
  16. аксельбант
    аксельбант 9 мая 2020 13:35
    +1
    Цитата: Kuroneko
    а точнее - это дальнейшая (хотя и довольно радикальная, переработка КВ-13

    ну так ясен пень, не из бт же его развивали
  17. tanki-tanki
    tanki-tanki 12 мая 2020 12:11
    0
    Ис-2 - хороший танк. good
  18. Zum
    Zum 14 июня 2020 20:19
    0
    ИС-2 отнюдь не лучший танк, но свою миссию он выполнил. Именно такой танк нужен был Армии для наступательной войны, которая и вошла в активную фазу с 1944 года. ИС-3 тоже не стал прорывным ..........будущее было за основным танком как классом......

    P.S Мой дед,кадровый военный служил на ИС-2 и ИС-3, любил эти машины, но его любовь была субъективной.......