Ил-86ВКП

28
Самолет Ил-86ВКП создан для воздушного командного управления вооруженными подразделениями Советской/Российской Армии в военных конфликтах с использованием ядерного оружия. Самолет является воздушным пунктом командования ГШ ВС. Зарубежный аналог Ил-86ВКП – американский самолет от компании Боинг Е-4В.

Ил-86ВКП


Спроектирован и построен самолет в конструкторском бюро имени С.Ильюшина в 80-х годах прошлого столетия. Базой нового самолета послужил пассажирский самолет Ил-86. Впервые Ил-86ВКП поднялся в небо в конце мая 1985 года. А серийный прототип с полным комплексом оборудования поднимается в небо в 1987 году. На вооружение поступил в 1992 году. Тяжелые времена позволили западным конкурентам получать нужную информацию по данному самолету. Общее количество серийных Ил-86ВКП – 4 экземпляра с номерами СССР-86146/86147/86148/86149.

Испытания самолетов продолжались до 1997 года. Все экземпляры находились в отдельной АЭ управления и ретрансляции восьмой АД особого назначения. После окончания испытаний они передаются в созданную третью АЭ (войсковая часть 22737), которая располагается в Подмосковье на аэродроме Чкаловский. Некоторые источники называют данный самолет – Ил-87.



Устройство и конструкция
Основное внешнее отличие от базового самолета Ил-86 – накладной отсек в передней части фюзеляжа. В нем разместили основное радиоэлектронное оборудование. Еще в самолете убрали иллюминаторы и несколько несколько входов/выходов для сведения к минимуму поражающих факторов от воздействия ядерных взрывов. Под крыло установили специальные гондолы с 2-мя электрическими генераторами длиною 9.5 метров и диаметром 1.3 метра. Последние выпущенные экземпляры имеют штангу дозаправки, для совершения заправки самолетов в воздухе. В хвосте самолета установили выпускную антенну радиостанции СДВ на тросе, для связи с подводными кораблями, несущими ядерное вооружение на борту.

Установленное оборудование:
- унифицированный комплекс средств, разработанный предприятием «Полет» - Звено-2;
- коротковолновая приемная антенна, выполненная как два гребня за центропланом;
- коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
- передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров.
- приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
- антенна релейной связи выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
- антенна ультракоротких волн выполнена сверху/снизу фюзеляжа;
- антенна связи с подразделениями РВСН выполнена сверху/снизу фюзеляжа.



В 2009-10 годах был проведен плановый ремонт Ил-86ВКП (86147), в ходе которого были внесены некоторые изменения в надфюзеляжное расположение антенн.

Основные даты:
- середина 1990 года. Ил-86ВКП (86146) совершил испытательный полет, в ходе которого совершил управление запуска МБР. Испытания признаны успешными;
- середина 1991 года. Заключен договор на разработку комплекса средств «Звено-2». Стоимость договора по состоянию на 2009 год составила 1.1 миллиарда рублей;
- 2005 год. Самолеты Ил-86ВКП начинают совершать первые интенсивные полеты в составе авиаподразделений ВС РФ;
- 2010-11 года – основные испытания аппаратуры «9А9675». Вероятно, под этим названием скрывается унифицированный комплекс «Звено-2»;
- 09 мая 2010 года. Ил-86ВКП (86147) принимает участие в параде над Красной Площадью на честь 65-я победы СССР в ВОВ.



Основные характеристики:
- длина 59.5 метра;
- высота – 15.8 метра;
- крыло – 48 метров;
- летный экипаж – 5 человек;
- взлетный вес – 208 тонн;
- скорость крейсер/макс/посадка – 850/970/275 км/ч;
- дальность действия больше 3.6 тысяч километров;
- высотный потолок - 11 километров;
- Силовая – четыре ТВРД от КБ Кузнецова НК-86 обеспечивающие общую тягу 52 000 кгс с электронным управлением, два турбогенератора, обеспечивающие подачу электроэнергии бортовой аппаратуре.



Сводная информация по Ил-86ВКП:
- СССР-86146 ныне RA-86146, заводской номер 51483205042, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский;
- СССР-86147 ныне RA-86147, заводской номер 51483205043, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский;
- СССР-86148 ныне RA-86148, заводской номер 51483205046, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский;
- СССР-86149 ныне RA-86149, заводской номер 51483205048, начало полетов 1985 год, базируется на аэродроме Чкаловский.

Так как самолет является одним из не рассекреченных на сегодня образцов российской военной техники, информации по самолету и его эксплуатации крайне мало. Известно, что, по крайней мере, один из Ил-86ВКП находится в полной боевой и технической готовности, еще один находится на капитальном ремонте (ремонт двигателей).



Источники информации:
http://airspot.ru/catalogue/item/ilyushin-il-80
http://azlok.livejournal.com/444886.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB-80
http://militaryrussia.ru/blog/topic-682.html
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    31 июля 2012 09:14
    Шикарная машина!
    1. +7
      31 июля 2012 09:45
      Тяжелые времена позволили западным конкурентам получать нужную информацию по данному самолету.


      а потом автор утверждает обратное:

      Так как самолет является одним из не рассекреченных на сегодня образцов российской военной техники, информации по самолету и его эксплуатации крайне мало.


      такие самолеты вообще не стоит рассекречивать даже в долгосрочной перспективе, а если была утечка- найти и наказать
      1. +6
        31 июля 2012 10:05
        Это может быть для нас с вами инфы очень мало. А вот для "них" ее вполне возможно то, что и предостаточно... Да, и в любом случае машины подобного класса всегда являлись и будут являться желанным и необходимым объектом для шпионажа. То каким образом добываются разведданные по ним уже второй вопрос. Так сказать дело техники и профессионализма...
    2. vaf
      vaf
      +6
      31 июля 2012 11:25
      neri73-r,
      Цитата: neri73-r

      Шикарная машина!


      Позволю Вам заметить, что "Шикарность" данной машины определяется не красотой. а её возможностями. а вследствии её(машины) специфической направленночсти к применению одним из основных критериев является ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ полёта, о чём автор "стыдливо" умолчал"!

      Ну это определяется просто разделите Дальность на Скорость (уберите взлёт посадку) и получите продолжительность.

      К примеру у амеров на Е-4В больше ровно в 2,5 раза и тем более они уже меняют свои на более совершенные С-32-е!!! recourse

      1. +2
        31 июля 2012 11:49
        Серега приветствую!!! Как всегда спасибо за инфу подкрепленную фото good

        Там еще про Ан2 статья и его модернизацию, твое мнение интересно.
      2. любопытный
        +2
        31 июля 2012 12:33
        Да и за электронную начинку не стоит забывать
        1. 0
          31 июля 2012 12:47
          а вот тут я не уверен что наши будут хуже.
          1. vaf
            vaf
            0
            31 июля 2012 13:59
            Цитата: leon-iv
            а вот тут я не уверен что наши будут хуже.


            Вот когда будут, то и будем сравнивать... wink
            1. +1
              31 июля 2012 15:31
              я про электронную начинку. Она может быть только чуть хуже ибо у нас электроника сильно подтянулась за последнее время.
      3. +1
        31 июля 2012 12:44
        а разве дозаправку отменили?
        Кстате а как вам ВКП Ил-22
        ЗЫ а возможна ли ремоторизация на новые двигатели этих самолетов?
        1. vaf
          vaf
          +3
          31 июля 2012 14:19
          Цитата: leon-iv

          а разве дозаправку отменили?


          Нет конечно. но как Вы себе это представляете. через каждые 2-2,5 часа дозаправляться? Или по всему маршруту должны танкеры сидеть???

          а ничего, что уже идёт война и что по аэродромам нанесены удары??? А унас ведь на каждом углу одни Ил-78-е???

          Дальше не продолжать?

          Цитата: leon-iv
          ЗЫ а возможна ли ремоторизация на новые двигатели этих самолетов?


          А для чего? АИ-20М вполне нормальный мотор, в принципе можно было бы и ещё поэкономичнее, но самолёту -то уже сколько лет??? hi

          Пора бы и на заслуженный отдых..... good


          Цитата: leon-iv
          Кстате а как вам ВКП Ил-22


          А вот про ВКП Ил-22 уже пора забыть, так как :

          Модернизация воздушных командных пунктов Ил-22 проводится по двум направлениям.
          1. Первое направление - это ремонт с переоборудованием самолетов в модификацию Ил-22М11, оснащенную самолетным узлом ретрансляции (СУРТ) "Сокол", проводимое на ЭМЗ с начала 2000-х годов.
          Так, по данным официальных сайтов государственных закупок, в 2008 году предполагалась сдача после модернизации самолета с регистрационным номером RA-75924, а в 2009 г. - RA-75920, на котором общая стоимость выполненных работ составила более 167 млн.руб.
          Согласно отчетам ЭМЗ в 2010-2011 годах проводились работы по модернизации самолета Ил-22М11 с регистрационным номером RA-75925. Госконтракт на их выполнение был заключен с Минобороны РФ 19 апреля 2010 г. за номером 320/6/16-Е0З.
          В 2010 году самолет был принят в ремонт, проведен демонтаж оборудования, изготовлены комплекты деталей для доработки самолета, выполнен монтаж бортового комплекса средств ретрансляции (БКСР), стоимость данных работ составила 30 млн.руб.
          В 2011 году на этом самолете были проведены наземная отработка штатных систем и БКСР и предварительные совместные испытания, по окончании которых самолет был передан в эксплуатацию.
          Объем финансирования в 2011 году составил 98 млн.руб.

          Судя по изложенным в отчете ЭМЗ за 2011 год перспективным планам работы, переданный ВВС в прошлом году Ил-22М11СУРТ "Сокол" скорее всего станет последним, прошедшим модернизацию по данному варианту.



          Вторым направлением работ по модернизации ВКП Ил-22 является их ремонт и модернизация в самолет-постановщик помех и попутной воздушной разведки Ил-22ПП, проводимые в рамках ОКР "Порубщик".

          Госконтракт на выполнение этих работ был заключен между ЭМЗ и Минобороны 8 ноября 2009 года за №93032, работы по нему начались в 2010 году, когда был проведен демонтаж ранее установленного оборудования на опытном самолете, начата разработка рабочей конструкторской документации, изготовлен комплект деталей для монтажа аппаратуры активных помех (ААП, изделие Л-415).

          Всего было выполнено работ на 201 млн.руб. В 2011 году был изготовлен летный образец ААП, доработан самолет под размещение ААП и выполнен монтаж ААП на нем (им стал, судя по споттерским снимкам, самолет с регистрацией RA-75903), начаты летно-конструкторские испытания.
          Объем финансирования по данным работам составил 210 млн.руб.
          По всей видимости, RA-75903 станет опытным экземпляром, модернизированным в Ил-22ПП.
          Выполнение работ по серийной модернизации первого борта запланированы на 2012-2013 г., второго и третьего - на 2013-2014 г.

          Кроме работ по модернизации самолетов типа Ил-22, ЭМЗ традиционно выполняет работы по их сервисному обслуживанию - авторскому и техническому надзору, оценке технического состояния самолетов, выпуску бюллетеней по продлению назначенных сроков службы, выполнению работ по продлению назначенных сроков службы (НСС) самолетов и их агрегатов.

          В 2011 году контракт на их выполнение впервые был заключен не напрямую с Минобороны, а с ОАО "Авиаремонт".
          Несмотря на изменение схемы контрактования, заключен он традиционно поздно - лишь 11 июля (№1217/ПРО-С-2011).
          Стоимость выполненных в 2011 г. работ составила 35 млн. руб.
          Годом ранее объем финансирования по аналогичному договору составил 17,8 млн.руб.
          Тогда был выполнен комплекс работ по продлению НСС пяти самолетам - Ил-22 RA-75914 на 7 лет, Ил-22М11 RA-75917 и Ил-22М11-РТ RA-75911 на 5 лет (все три продлены в процессе выполнения капитального ремонта на 20 АРЗ в г. Пушкин), Ил-22 RA-75910 на 2 года, Ил-22М11 RA-75906 - на 1 год.2.

          1. +1
            31 июля 2012 15:33
            А вот про ВКП Ил-22 уже пора забыть, так как :
            Чой то? Вполне себе рабочая лошадка.
            Судя по изложенным в отчете ЭМЗ за 2011 год перспективным планам работы, переданный ВВС в прошлом году Ил-22М11СУРТ "Сокол" скорее всего станет последним, прошедшим модернизацию по данному варианту.
            Скоро еще один погонят туда в октябре как годовой налет выполнят.
            1. vaf
              vaf
              0
              31 июля 2012 16:31
              Цитата: leon-iv
              Чой то? Вполне себе рабочая лошадка.


              А кто спорит. ? Очень рабочая и даже ОЧЕНЬ, но вот возраст.....до бесконечности же то же нельзя.....

              Ил-18Д авиакомпании "РОССИЯ".

              В эксплуатации: с 4 ноября 1967 г.
              Первый полет: 1967 г.
              Завод-изготовитель - ММЗ "Знамя Труда"
              заводской номер: 187010401
              серийный ( порядковый ) номер: 104-01



              Так я же писал именно по ВКП, прочти ещё раз внимательнее!
              С уважением
              1. 0
                31 июля 2012 17:12
                Я тоже о ВКП они у нас на Северном стоят пара если поеду седня на дачу могу сфоткать
    3. Райдер
      0
      31 июля 2012 19:05
      Третье фото сверху - Ил-86ВКП весь облупленный и ржавый

      Цитата: Гражданский
      такие самолеты вообще не стоит рассекречивать даже в долгосрочной перспективе, а если была утечка- найти и наказать



      Та на кой черт ваши Ил-86ВКП кому-то нужны. Боинг JSTARS превосходит его по всем показателям
  2. +3
    31 июля 2012 09:15
    Очень красивый самолёт! Поставить бы на ил-96 два движка от Ан-124 и отличный двухдвигательный коммерческий самолёт получился бы.
  3. +2
    31 июля 2012 09:42
    Впечатляет! Левое крыло помыли а на фюзеляж и правое воды или солдатиков не хватило!
  4. itr
    0
    31 июля 2012 09:43
    странно написано 4 машины а на фотке как минимум пять ???
    1. +2
      31 июля 2012 10:12
      На фотке именно что четыре машины Ил-86ВКП (Ил-87) и три машины Ил-76. Две из последних (с правой стороны) так же в варианте (модификации, комплектации) ВКП... wink
      Так что все верно и правильно. Приглядитесь повнимательнее, уважаемый itr... smile
  5. +1
    31 июля 2012 09:47
    4 самолёта , считай лучше
  6. +4
    31 июля 2012 10:18
    А вообще-то самолет действительно впечатляет. Без ложной скромности и слащавого уря-пацтриотизма. Да и сама база "восемьдесят шесть" достаточно хороша как таковая. Как впрочем, и вся техника носящая имя "Ильюшин"...

    А статье и автору по "+"... smile
    1. +1
      31 июля 2012 18:56
      Странно, что его не сделали на базе Ил-96, он в это время уже был создан, а дальность/скорость=время у него значительно больше... Значит время не играет такой большой значимости... или я чегой-то не понимаю.
  7. borisst64
    +2
    31 июля 2012 10:25
    Представил себе 4-х километровый трос волокущийся за самолетом. А вдруг зацепиться за что - нибудь )).
    1. +1
      31 июля 2012 18:57
      А вдруг в форточку чего залетит? ))
  8. 0
    31 июля 2012 10:59
    Передовая система управления, удивительно что сохранили!
  9. Юркин
    +1
    31 июля 2012 13:53
    я конечно все понимаю, сейчас мирное время. Но... зачем все самолеты на одной стоянке держать? яйца в одну корзину нехорошо складывать...
  10. TIT
    +1
    31 июля 2012 19:18
    подведём итог :ЕСТЬ дети мерТво рождённые ,а данные экземпляры дети с тяжелейшими родовыми травмами(плюс каждый из четырех это уникум по составу комплекса ),но с 94 о 99 год в процессе службы всё было более мене отлажено ,самолеты были переданЫ в войска в 92г .практически выработаным ресурсом по планеру,86148 используеся как источни ЗИП , в принципе взлетать ими не обязательно они свои задачи выполнят и на земле ,дозаправкой оборудован только 86147 но она настолько сложна ,поэтому не используется. Антену СДВ тоже стараются не выпускать ,регуллярное её применение только на ИЛ-82.(да кстати правильное название самолётов ИЛ-80)
  11. rbumin
    0
    5 апреля 2015 20:50
    В характеристиках силовой установки, почему-то всегда забывают упомянуть про ВСУ. А ведь это почти полноценный, пятый двигатель самолёта.)) В данном случае ВСУ-10.