«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

Атомные ракетные крейсера семейства 667 – самые массовые подводные лодки стратегического назначения.

Севмаш – не просто верфь, где строятся подводные лодки. Это предприятие – кузница субмарин-рекордсменов, в отношении которых часто употребляют эпитеты «первые» и «самые». Ряд рекордов этих подлодок не побит по сей день. Вряд ли они будут превзойдены и в обозримом будущем. Напомним о них.

Первая в мире с баллистическими ракетами. В 1955 г. на Севмаше по проекту В611 «Волна», разработанному ЦКБ-16 (с 1974 г. – в составе СПМБМ «Малахит»), была переоборудована первая в мире подводная лодка, получившая на вооружение баллистические ракеты. 16 сентября 1955 г. в Белом море с борта подводной лодки Б-67 стартовала баллистическая ракета Р-11ФМ, которая поразила боевое поле на полигоне.


«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсменыСтарт баллистической ракеты с подводной лодки Б-67.

Первые в мире серийные ракетные. В 1957-1958 гг. на Севмаше были достроены или переоборудованы 4 подводные лодки (пятая проходила переоборудование на Дальзаводе) по проекту АВ611 (Zulu V – по классификации НАТО). Они стали первыми в мире серийными подводными лодками с баллистическими ракетами. На них две ракеты

Р-11ФМ в походном положении размещались в вертикальных шахтах внутри прочного корпуса и ограждения рубки. Пуск ракет производился из надводного положения со стартового стола, поднятого на верхний срез шахты. В 1957 г. на Северном флоте была сформирована первая бригада подводных лодок стратегического назначения под командованием капитана 1 ранга С.С. Хомчика.

Самая массовая стратегическая. В середине 60-х годов в Северодвинске началось строительство атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А (Yankee – по классификации НАТО) разработки ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин»). Завод передал ВМФ 24 таких атомохода (с учетом построенных на Амурском судостроительном заводе Советский флот получил 34 субмарины), главным оружием которых стали 16 баллистических ракет комплекса Д-5. Ввод их в строй позволил СССР установить ядерный паритет с Соединенными Штатами Америки. Лодки этого типа – самые массовые среди подводных ракетоносцев стратегического назначения. Они послужили прототипом для создания РПКСН проектов 667Б «Мурена» (18 единиц, из них 10 построены на Севмаше), 667БД «Мурена-М» (4 – все на Севмаше), 667БДР «Кальмар» (14 – все на Севмаше) и 667БДРМ «Дельфин» (7 – все на Севмаше). Таким образом, в Северодвинске построены 59 (!) из 77 РПКСН этого семейства.

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки проекта АВ611.

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

АПЛ К-162 проекта 661 – самая скоростная подводная лодка в мире.

Первая в мире титановая и самая скоростная. В 1958 г. ЦКБ-16 приступило к созданию атомной подводной лодки проекта 661 (Papa – по классификации НАТО). В декабре 1963 г. субмарина К-162 была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске, а спустили ее на воду в декабре 1968 г. Столь значительные сроки объяснялись рядом обстоятельств. Это была первая в мире подводная лодка из титанового сплава, вооруженная противокорабельным ракетным комплексом «Аметист» – первым в мире с подводным стартом. Вот почему проектирование и строительство К-162 сопровождалось выполнением большого объема научных и опытно-конструкторских работ. АПЛ проекта 661 – самая скоростная в мире. На испытаниях она показала скорость полного подводного хода 44,7 узла. До сих пор этот рекорд никем не побит.

Первые в мире комплексно-автоматизированные атомные подводные истребители. С 1959 г. в СКБ-143 (с 1974 г. – в составе СПМБМ «Малахит») начались работы по проектированию малой атомной высокоавтоматизированной скоростной подводной лодки противолодочной обороны, позже получившей обозначение «проект 705» (Alfa – по классификации НАТО). Всего флот получил 7 лодок этого типа, в том числе по откорректированному проекту 705К, три из которых были построены на Севмаше. Эти подводные истребители нормальным водоизмещением 2250 т имели корпуса из титанового сплава, реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, полную скорость подводного хода 38 узлов (по этому показателю лодки 705 проекта уступали лишь АПЛ проекта 661). Их вооружение включало 18 торпед и ракетоторпед. За счет внедрения систем комплексной автоматизации численность экипажа должна была составлять 18 человек. Однако по настоянию командования ВМФ она была увеличена до 32 человек. До сегодняшнего дня подводные лодки проекта 705 не имеют аналогов.

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

Подводный истребитель проекта 705К.

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

К-278 – самая глубоководная АПЛ проекта 685.

Самая глубоководная. В 1983 г. в состав Северного флота вошла опытная атомная подводная лодка К-278 проекта 685 (Mike – по классификации НАТО) разработки ЛПМБ (сейчас ЦКБ МТ «Рубин») и постройки Севмаша. Эта субмарина из титанового сплава была уникальна не только тем, что могла погружаться на глубины более 1000 м, где оказывалась недосягаемой для противолодочного оружия противника, но и тем, что могла сама на большой глубине выстреливать торпеды благодаря наличию торпедных аппаратов специальной конструкции с силовыми установками пневмогидравлического типа.

АПЛ К-278, получившая название «Комсомолец», успешно эксплуатировалась в течение нескольких лет. К сожалению, эта не имеющая аналогов лодка погибла 7 апреля 1989 г. в Норвежском море вследствие пожара.

Самые большие в мире. В декабре 1981 г. Севмаш сдал Северному флоту тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 – самую большую в мире из когда-либо построенных субмарин. Ее длина составляет 172 м, а ширина – более 23 м. Подводное водоизмещение атомного Левиафана достигает 48000 т. Проект 941 «Акула» (Typhoon – по классификации НАТО) тяжелого РПКСН разработан ЛПМБ (ЦКБ МТ «Рубин») под твердотопливную межконтинентальную баллистическую ракету РСМ-52, имеющую 10 боевых блоков мощностью по 100 кт каждый. АПЛ проекта 941 вооружаются 20 такими ракетами. Шахты пусковых установок находятся между двумя параллельными прочными корпусами. Несмотря на свои циклопические размеры, АПЛ проекта 941 относятся к числу самых малошумных среди советских атомоходов. Всего было построено 6 лодок этого типа. Головная ТК-208, получившая в российском ВМФ название «Дмитрий Донской», прошла переоборудование по проекту 941У и сейчас используется как платформа для испытания новейшего стратегического ракетного комплекса «Булава». Ожидается, что оставшиеся в составе ВМФ еще две «Акулы» будут оснащены новыми системами оружия.

Первая стратегическая четвертого поколения. 15 апреля 2007 г. из 55 цеха Севмаша была торжественно выведена головная АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения. Сейчас она проходит цикл всесторонних испытаний.

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

АПЛ проекта 941 «Акула» – самые большие подводные лодки в мире.

«Первые» и «самые»: подводные лодки-рекордсмены

АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей» – первая ракетная подводная лодка стратегического назначения четвертого поколения.
Автор: Александр МОЗГОВОЙ
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 3
  1. ПАТРОН 19 октября 2011 23:52
    Охватывает гордость за достижения нашего ВПК,где сейчас это величие?
    ПАТРОН
  2. Victoria 25 апреля 2012 01:20
    Да,верфь с богатым и славным прошлым и,надеюсь, будущим.
    Да и сегодня всё на так уж и плохо
    2 лодки 955-го проекта проходят испытания,ещё одна в постройке и ещё одну собираются закладывать
    подлодка Северодвинск 855проекта на испытаниях и ещё одна в постройке.
    И это не единственная наша судоверфь.На других конструктора тоже без дела не сидят.Наше величие ещё возродится и появятся на свет под предводительством наших мастеров ещё более уникальные субмарины и корабли.
    Victoria
  3. ЯМЗ-238 14 июля 2015 17:51
    Дааа, гордость еще та!!!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня