Серийное производство Су-57 в контексте двигателей

90

Опытный Су-57 с двигателями первого этапа. Фото ОАК / uacrussia.ru

В прошлом году был подписан контракт на крупносерийное производство истребителей 5 поколения Су-57, а затем началась сборка техники. Выполнение этого заказа займет несколько следующих лет и будет иметь некоторые любопытные особенности. Так, значительная часть планов прямо связана с перспективным двигателем под шифром «30».

Последние новости


Ранее неоднократно сообщалось, что в серийное производство в итоге пойдут Су-57 двух версий, отличающихся составом оснащения и оборудования. Прежде всего, отличия серий будут заключаться в типе силовой установки. Самолеты первых партий получат существующие двигатели, а позднее технику начнут оснащать новыми изделиями.



8 мая РИА Новости опубликовало выдержки из интервью с заместителем министра обороны Алексеем Криворучко, в т.ч. и на тему начатого производства самолетов Су-57. Замминистра рассказал о скором начале поставок серийной техники, а также отметил, что планы по двухэтапному серийному производству остаются в силе.

Как и сообщалось ранее, первые партии Су-57 будут иметь «двигатели 4 поколения», т.е. существующие серийные АЛ-41Ф1. Поставки техники в такой комплектации будут продолжаться до середины двадцатых годов. К этому времени планируется завершить все испытательные и конструкторские мероприятия, по результатам которых к серии будет подготовлен двигатель 5 поколения «Изделие 30».

Более точные сроки поставок, количество самолетов в той или иной комплектации и т.д. остались неназванными. В то же время, А. Криворучко указал на преимущества перспективных двигателей в виде сниженной стоимости жизненного цикла и повышенной топливной эффективности.

2 + 76 = серия


В рамках опытно-конструкторских работ по теме ПАК ФА было построено и испытано 10 летных прототипов; еще три изделия предназначались для различных наземных мероприятий. К настоящему времени все основные испытания завершены, что позволило приступить к серийному производству.


Су-57 и опытный БПЛА С-70. Фото Минобороны РФ

В августе 2018 г. на форуме «Армия» был подписан контракт на поставку двух первых серийных Су-57 в 2019 и 2020 гг. В конце июня 2019-го Минобороны выдало куда более крупный заказ. Новый договор предусматривает строительство 76 самолетов с поставкой в 2020-27 гг. Как следует из доступных материалов, работы по сборке техники стартовали уже в 2018 г.

В ноябре 2019 г. в отечественных СМИ появилась фотография самолета Су-57 с бортовым номером «01 синий» и серийным №51001 в сборочном цеху Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Минобороны уточняло, что до конца года машину передадут ВКС. В 2020 г. ожидалась сдача второго подобного самолета. По всей видимости, речь шла о выполнении заказа 2018 г. на две машины.

Всего через несколько недель, 24 декабря самолет «01 синий» потерпел крушение во время испытательного полета. Летчик-испытатель успешно катапультировался и был эвакуирован. В СМИ со ссылкой на различные источники публиковались возможные причины происшествия, но результаты официального расследования остаются неизвестными. Было объявлено, что их учтут при совершенствовании самолета.

В настоящее время в цехах КаААЗ на разных стадиях строительства находится уже несколько серийных Су-57. Это второй самолет контракта 2018 г., а также первые машины второго заказа. ВКС должны принять эту технику до конца текущего года. Следующая партия пойдет в войска уже в 2021-м, и подобные процессы будут продолжаться до 2027 г.

Как отмечал А. Криворучко в ноябре прошлого года, пока речь идет только о поставке единичных самолетов, но уже в 2020-21 гг. объемы строительства и сдачи вырастут в разы. Впрочем, и тогда, и в последнем интервью замминистра не стал раскрывать более точные цифры.

Вопрос двигателей


Пока в производстве остаются самолеты т.н. первого этапа, имеющие соответствующий состав бортового оборудования и силовой установки. Как потерянный в прошлом году, так и строящиеся сейчас самолеты оснащаются двигателями «117» / АЛ-41Ф1. Такие же агрегаты будут использоваться и на значительном количестве последующих Су-57.


Двигатель "117" / АЛ-41Ф1. Фото Bmpd.livejournal.com

Точное количество истребителей первого этапа пока не раскрывалось. Известно лишь то, что их будут производить до середины десятилетия, после чего начнется т.н. второй этап серии. «Изделия 30» будут устанавливаться на всех новых самолетах вплоть до завершения выполнения второго существующего заказа. Доля такой техники в общей численности ожидаемого парка самолетов тоже остается неизвестной.

Поставки серийных двигателей «30» на КнААЗ пока остаются делом отдаленного будущего, но уже осуществляются необходимые мероприятия. С декабря 2017 г. проводятся летные испытания опытного самолета с двигателем «30». На подобные испытания планировалось потратить около трех лет. Насколько известно, пока испытывается самолет с комбинированной силовой установкой. В ближайшем будущем он получит два «Изделия 30».

По всей видимости, заказчик и исполнитель не намерены торопиться и форсировать работы по перспективному двигателю. Все мероприятия осуществляются в соответствии с установленным графиком и без спешки, способной навредить проекту. Преимущества такого подхода к выполнению работ очевидны.

Два двигателя


Истребители Су-57 первого этапа получают двигатели АЛ-41Ф1, показывающие весьма высокие характеристики. Изделия с форсажной тягой 15 тыс. кгс способны разгонять самолет до высоких сверхзвуковых скоростей, а также обеспечивать подобный полет без применения форсажа. Сопловой аппарат оснащен средствами управления вектором тяги. Система управления выполнена полностью электронной с максимальной степенью автоматизации. Также двигатели отличаются высокой экономичностью и выдающимся ресурсом.

Доработанный вариант двигателя «117», АЛ-41Ф1С, уже производится большой серией и активно используется войсками на истребителях Су-35С. Базовый АЛ-41Ф1 прошел полный цикл испытаний на опытных Т-50 / Су-57 и рекомендован к применению на серийных самолетах.

Серийное производство Су-57 в контексте двигателей

Первый полет опытного Су-57 с двигателем "30" (левый). Фото ОАК / uacrussia.ru

О двигателе второго этапа «30» до сих пор известно не слишком много. Сообщалось, что при разработке двигателя использован накопленный опыт, но он не является прямым развитием какой-либо из существующих конструкций. За счет применения современных технологий и решений удалось повысить все основные характеристики – хотя точные параметры до сих пор не раскрываются.

Ожидается, что новое «Изделие 30» будет отличаться от АЛ-41Ф1 более высокой тягой на всех режимах при меньшем удельном расходе топлива. Двигатель получит полностью электронную автоматическую систему управления, самостоятельно обеспечивающую работу всех агрегатов в оптимальных режимах. Сохранится сопло с УВТ.

Новые двигатели «30» обеспечат рост тяговооруженности. При использовании изделий «117» этот параметр для Су-57 с максимальной взлетной массой не превышает 0,85-0,9. Установка двигателей «30» позволит превысить 1. При нормальной взлетной массе ожидается рост тяговооруженности с 1-1,15 до 1,2-1,35. Соответственно, вырастут все основные взлетно-посадочные и летные характеристики, грузоподъемность и т.д.

Отдаленное будущее


Самолеты Су-57 с двигателями второго этапа, как ожидается, будут выгодно отличаться от более ранних машин всеми основными характеристиками, зависящими от силовой установки. Впрочем, техника первого этапа и без «Изделий 30» будет показывать весьма высокие характеристики, едва ли не за пределами возможностей самолетов предыдущих поколений.

Ожидаемое количество самолетов первого и второго этапов пока остается неизвестным. Учитывая объявленные сроки и объемы заказа, можно представить примерные темпы производства. Чтобы успеть сдать 76 машин к 2027 г. включительно, промышленность должна будет выпускать ок. 10 самолетов ежегодно. В таком случае, начиная с середины десятилетия (в 2025-27 гг.), удастся изготовить не более нескольких десятков истребителей второго этапа, а основную массу техники составят самолеты с двигателями «117».


Хвостовая часть самолета крупным планом. Хорошо видны внешние отличия сопел двух двигателей. Изделие "30" на переднем плане. Фото ОАК / uacrussia.ru

Насколько можно судить, нынешние контракты на 78 серийных самолетов не станут последними, и в 2027 г. строительство Су-57 не закончится. Таким образом, не позднее 2028 г. следует ожидать начало поставок техники следующих партий. По всей видимости, они будут в комплектации «второго этапа». Также нельзя исключать, что к тому времени появится какой-либо проект модернизации самолета. При этом условный Су-57М будет комплектоваться уже привычными для своего периода «Изделиями 30», которые в наше время все еще остаются отдаленной перспективой.

В рамках обширной программы ПАК ФА удалось разработать и освоить в производстве массу новых изделий разного назначения. Одним из ключевых компонентов программы стал перспективный двигатель «30». Он пока остается на стадии испытаний, но в обозримом будущем ситуация серьезно изменится. Результатом этого станет появление Су-57 в его итоговой конфигурации – со всеми требуемыми характеристиками и возможностями.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    12 мая 2020 05:41
    Также двигатели отличаются высокой экономичностью и выдающимся ресурсом.
    Вы шо, сдурели? Такое писать, Китайцы вымрут, ибо кушать не смогут. А их СМИ просто захлебнется слюной.
    1. +15
      12 мая 2020 07:19
      Да ладно.
      Диванных экспертов и в Китае хватает, так что они на пальцах объяснят, что китайские по всем параметрам лучше ...
      А специалисты просто промолчат. И продолжат работу. Что у нас, что у них.
      1. +4
        12 мая 2020 07:50
        Mavrikiy
        Тролит китайцев, что вы на человека накинулись!
      2. avg
        +3
        12 мая 2020 12:03
        А специалисты просто промолчат. И продолжат работу. Что у нас, что у них.

        Это смотря какие специалисты. Китайские специалисты по пиару молчать точно не станут. Причем обгадить соперника, для них едва ли не большая доблесть, чем восхваление своих.
        1. +1
          12 мая 2020 16:16

          Это смотря какие специалисты. Китайские специалисты по пиару молчать точно не станут

          Пока в этой ветки только спецов по пиару из РФ вижу
  2. 0
    12 мая 2020 06:24
    Летчик-испытатель успешно катапультировался и был эвакуирован
    Так написано, как будто из вражьих тылов лётчика вывезли.
    1. +9
      12 мая 2020 07:47
      Вообще то в тех местах могут и не спасти, там сплошные речки да болота.
      1. 0
        13 мая 2020 09:54
        Согласен, глядя на карту «обитаемости» России все становится нагляднее.
    2. +5
      12 мая 2020 13:41
      а Вы там были? Я вот был...и можно так катапультироваться...что неделю с собаками можно искать..а если в тайге в сопках....Ну..про "неделями искать" я конечно погорячился))) А вот эвакуировать...вот с этим могут быть проблемы.
      1. +1
        12 мая 2020 13:43
        Ну да, это же под Хабаровском, что-то мне про среднюю полосу России клинануло.
      2. +1
        13 мая 2020 00:14
        Цитата: Region-25.rus
        а Вы там были? Я вот был...и можно так катапультироваться...что неделю с собаками можно искать..а если в тайге в сопках....Ну..про "неделями искать" я конечно погорячился))) А вот эвакуировать...вот с этим могут быть проблемы.

        Если "Комар" сработал без вопросов в течении суток! А вот если нет? Тогда может быть и никогда. Я то же там был.
    3. 0
      15 мая 2020 16:53
      Там вокруг тайга дикая, медведи ходют. Так что пилота реально надо было эваукировать и быстрее
  3. +13
    12 мая 2020 06:24
    Главное чтобы машина пошла в серию. Пусть даже с движками первого этапа. Контракт заключен, только бы не попал под секвестр под каким-нибудь благовидным предлогом. Так что ждем и надеемся на 76 новых Су-57.
    1. +2
      13 мая 2020 09:59
      Про 76 давно говорят. Посмотрим...
      С новой техникой все куда медленнее обещаний (вспоминаем про 2000 танков Т-14 к 2020 году).
      1. +2
        13 мая 2020 12:38
        Цитата: 3danimal
        (вспоминаем про 2000 танков Т-14 к 2020 году).

        Министерство обороны не обещало 2000 армат.
  4. +4
    12 мая 2020 06:33
    Спешка до добра не доводит. К ней должно прибегать в ситуации: «либо мы этот путь пробежим, либо нас сомнут». Очевидно, что сейчас не такая обстановка.
  5. -2
    12 мая 2020 07:09
    Тяговооруженность будет больше 1, т.е. если пушку на бок положить она за угол стрелять будет самолет вертикально поставить, он взлететь сможет?
    1. +3
      12 мая 2020 09:53
      Цитата: VicktorVR
      Тяговооруженность будет больше 1, т.е. если пушку на бок положить она за угол стрелять будет самолет вертикально поставить, он взлететь сможет?
      Хороший вопрос. smile
      Сможет, но не всегда. Возможность вертикального взлёта в данном случае зависит от загрузки машины. В таблице ниже для примера приведены тяговооружённости модификаций F-35 в разных вариантах применения.
      1. 5-9
        -1
        12 мая 2020 10:35
        Да уж, Пингвин тот ещё летун...типа Миг-23 или крайних Ф-16 в наростах
        1. 0
          12 мая 2020 10:44
          Ну, как-то так пибизительно... smile
          Хотя без "наростов" типа ПТБ F-16 весьма недурён.
          1. 5-9
            +1
            12 мая 2020 17:06
            Вы Блок 70/72 видели? Речь не про ПТБ....хотя всё 4-е поколение, кроме семейства Су-27, на боевые миссии летают увешанные ПТБ. Большрй объём внутренних баков - один из важнейших признаков 5-го поколения.
          2. +2
            13 мая 2020 10:06
            Все верно, Ф-16 не менее маневренен, чем Миг-29 или Су-27.
            Легче, выполнен «аэродинамически неустойчивым.»
      2. +5
        12 мая 2020 15:05
        Цитата: Эррр
        Сможет, но не всегда.

        не сможет
        Цитата: VicktorVR
        если самолет вертикально поставить, он взлететь сможет

        при T/W, TWR 1, 11 или 1,1
        F-35
        1. Не поставите вертикально
        2. Если поставите то масса (из-за ходуль) возрастёт и 1,1, не будет
        3. При начале ускорения возрастет аэродинамическое сопротивление и не хватит величины TWR
        Зум.
        У РН TWR =30 -100

        П-42 (Экспериментальный самолёт на основе Су-27) с TWR =1,39


        тоже не взлетл бы
        1. 0
          14 мая 2020 11:20
          hi
          1. Вероятно относительно F-35 Вы правы...what В сети имеется непроверенное мной пока что мнение о том, что минимальное стартовое TWR ракеты-носителя должно быть около 1,15.
          2.
          Цитата: opus
          У РН TWR =30 -100.
          Это у Вас, как я понимаю, для юмора. smile drinks
          Если же серьёзно, то вот стартовые TWR некоторых перспективных российских РН в порядке возрастания данного параметра:
          Ангара-А7 - 1,19
          Ангара-А7В - 1,2
          Ангара-А7П - 1,22
          Енисей-5 - 1,42
          Амур-5 - 1,43
          Максимальное стартовое TWR (известное мне лично) равное 6,0 принадлежит "допотопному" японскому Lambda-4S. Вероятнее всего Вы имели в виду TWR ракетных двигателей, а не TWR РН. Ниже в качестве подтверждения этого моего предположения TWR некоторых ракетных двигателей:
          SSME - 73,12
          РД-180 - 73,4
          F-1 - 94,1
          Merlin 1C - 96,0
          НК-33 - 136,0
          Merlin 1D - 150,0
          РД-270 - 189,91
          3.
          Цитата: opus
          П-42 (Экспериментальный самолёт на основе Су-27) с TWR =1,39 тоже не взлетел бы.
          И снова юмор. smile drinks Это я люблю. laughing
          П-42 с двумя своими Р-32 (форсированными АЛ-31Ф) и TWR=1,93 (не 1,39, у Вас цифири поменялись местами) стартовал бы при вертикальном старте гораздо шустрее большинства ракет-носителей. Да и с TWR=1,39 он так же дал бы жару! (смотрите выше TWR ракет-носителей, вполне сопоставимых с 1,39)
          П-42 оснащался двумя форсированными турбореактивными двухконтурными двигателями АЛ-31Ф с форсажными камерами, которые получили обозначение «Р-32». По сравнению с обычными АЛ-31Ф, форсажная тяга двигателей Р-32 была увеличена до 13600 кгс. Два таких двигателя вместе с небольшой максимальной взлётной массой самолёта обеспечивали значение тяговооружённости не менее 1,93 кгс/кг. Благодаря этому самолёт получил возможность преодолевать сверхзвуковой барьер в режиме вертикального набора высоты. Высокая тяговооружённость также создала и своеобразную проблему: тормоза не удерживали самолёт на старте. Для решения этой проблемы использовался тяжёлый гусеничный тягач, к которому самолёт прицеплялся с помощью троса и электронного замка. От реактивной струи тягач был защищён массивной бронеплитой.
          https://ru.wikipedia.org/wiki/П-42#Силовая_установка
          Во всяком случае большое спасибо за Ваш ответ. Приятно было пообщаться. hi
          1. +1
            14 мая 2020 12:19
            Цитата: Эррр
            стартовое TWR ракеты-носителя должно быть около 1,15.

            маловато: завалится сразу, если кто-то рядом пукнет.
            парусность, столб фактичеки , инерционность, топливо плещется. аээродинамика "не рботает"
            Цитата: Эррр
            Это у Вас, как я понимаю, для юмора

            пардон. пропущено для ДВИГАТЕЛЕЙ ракета носителей

            Цитата: Эррр
            Ангара-А7 - 1,19
            Ангара-А7В - 1,2
            Ангара-А7П - 1,22
            Енисей-5 - 1,42
            Амур-5 - 1,43

            я не видел ни одного старта таких ракет. Это из альтернативной истории?
            Р-7 ( 8К71): стартовой массой 280 т , тягой у земли 404 тс=1,4428
            Протон: Стартовая масса 705 т ( Вес 6 923 кН ) тяга у земли 10026 кН =1,448
            Цитата: Эррр
            стартовал бы при вертикальном старте гораздо шустрее большинства ракет-носителей.

            1. ему надо было приделать "ноги", либо салазки для вертикальнойкатапульты.
            Это бы увеличило массу, снизило TWR и
            Цитата: opus
            Если поставите то масса (из-за ходуль) возрастёт и 1,1, не будет



            хотя....
            Силовая установка: 1× ТРД Rolls-Royce Avon, тяга 44,6 kN
            Максимальный взлётный вес: 3,272 кг.
            TWR=1,3894
            ( с шасси у него беда, не прокатит дляСу-27
            2. Нужно остатоно большое ускорение, что бы не завалиться 9пока аэродинамика оперение не работает) либо тросы

            Цитата: Эррр
            П-42 с двумя своими Р-32 (форсированными АЛ-31Ф) и TWR=1,93 (не 1,39, у Вас цифири поменялись местами)

            может быть. мне кажется ошибка да и он фактически пустой, облегченный и мало топлива...
            Цитата: Эррр
            Во всяком случае большое спасибо за Ваш ответ. Приятно было пообщаться

            drinks
            1. 0
              14 мая 2020 12:57
              drinks Просто для полноты картины - TWR Saturn-V менее 1,164. Не сдуло ни разу. lol Хотя, конечно, бандура эта зело была тяжела, но ведь и парусность её не мала, да и ветры океанские не слабы. what
              1. 0
                14 мая 2020 15:06
                Цитата: Эррр
                Просто для полноты картины - TWR Saturn-V менее 1,164.

                я тута сейчас рот открою и меня занесут в умалишённые.
                Как,человек имеющий специяльность Э-1.1 терзают меня смутные сомнения на счёт стартовой массы " пятерочки"
  6. -3
    12 мая 2020 07:14
    Серийное производство Су-57 в контексте двигателей

    Хотелось бы увидеть в тексте весомые причины в контексте производства Су-57. Этим двигателем второго этапа нам полощут мозги начиная с 2017 года. Поэтому вопрос соответствия двигателя «АЛ-41Ф1» заданным параметрам самолёта-пятого поколения стоит таким образом: этот двигатель даёт Су-57 право называться истребителем пятого поколения или? Если нет, то какого рожна вести выпуск с двигателем первого этапа, если в последующем будет необходима модернизация?
    Только у меня всё больше и больше укореняется убеждение, что российское производство не готово снабжать ВС РФ новейшим вооружением, о котором так долго говорили, рассказывали и показывали «не большевики». Не могу «нарадоваться» обилию отговорок и объяснений. К чему все эти сопли?
    Нам нужные реальные разработки, изделия, а не перспективы отдалённого будущего, в котором дожившее поколение российских людей будет «оболваниваться» новыми предсказаниями, анимационными роликами и объяснениями радужных надежд.
    1. -8
      12 мая 2020 07:31
      Ваши хозяева,из за океана требуют отказаться от вооружений,которые Вы называете анимационными роликами,
      1. +3
        12 мая 2020 08:11
        А они и вашими не являются или вы себя уже к хозяевам приписали?
    2. +1
      12 мая 2020 07:40
      вам никто и ничего не полощет. изделие уже испытывается и кто в теме все вам тут скажут что это годы. что касается поставок-так давайте пока нет двигателя просто перестанем самолет выпускать. строевые летчики не будут изучать новые машины. техники не будут изучать матчасть. а сидеть и ждать. уже много раз говорилось но повторю-боеготовность . есть такой термин. он всегда будет стоять во главе любых решений.
    3. +5
      12 мая 2020 08:39
      «право называться истребителем пятого поколения» - какая разница, к какому поколению относится самолёт, все это условности и понты. Главное - это его ТТХ и востребованность.
      1. 0
        12 мая 2020 15:50
        Цитата: Сергей Валов
        Главное - это его ТТХ и востребованность.

        Что вы говорите? belay А я по наивности считал, что главное, чтобы новейшие самолёты поставляли (как и другое новейшее вооружение).
    4. +11
      12 мая 2020 09:15
      Этим двигателем второго этапа нам полощут мозги начиная с 2017 года

      Видно плохо полощут. Или там полоскать уже нечего. Иначе не задавали бы такие глупые вопросы.
      процесс создания современного ТРДДФ это вам не коммент в ВО накропать - время ресурс особый. Американцы вон F119 аж 7 лет конструировали. А вы уже через 3 года слюной изошли.
      Поэтому вопрос соответствия двигателя «АЛ-41Ф1» заданным параметрам самолёта-пятого поколения стоит таким образом: этот двигатель даёт Су-57 право называться истребителем пятого поколения

      по какому критерию вы считаете не соответствие Су-57 пятому поколению (опустим тот момент, что все эти "поколения" полная чушь. Типа фразеологизма "Киевская Русь")? По сухой или удельной тяге или на форсаже? По ресурсу? По удельному расходу? По степени двухконтурности?
      какого рожна вести выпуск с двигателем первого этапа, если в последующем будет необходима модернизация?

      в чем проблемы модернизации? История помнит тысячи случаев, когда следующее поколение двигателей, вооружения, оптики и тп. компонентов начинали разрабатываться тогда, когда базовая модель еще проходила госиспытания. Тот же F-22 тоже не сразу получил свой F119 !!! История не сохранила сведений - были ли в их среде эхспердов вопли о "F100 не двигатель 5 поколения! Нам мозги полощут с F119! Зачем делать F-22 со старыми F-100, а потом модернизировать!" и прочая дурь
      Только у меня всё больше и больше укореняется убеждение

      а вы пробуйте меньше политизировать и больше читать технической литературы
      1. +1
        12 мая 2020 13:01
        Цитата: Ка-52
        по какому критерию вы считаете не соответствие Су-57 пятому поколению (опустим тот момент, что все эти "поколения" полная чушь. Типа фразеологизма "Киевская Русь")? По сухой или удельной тяге или на форсаже? По ресурсу? По удельному расходу? По степени двухконтурности?

        На сколько я понимаю,тут еще есть один нюанс...СУ-57 некоторые эксперты позиционируют как высотный перехватчик в том числе. Потолок то заявлен в 20 тысяч.И в этой связи есть один момент-на какие параметры скорости истребитель выйдет на высоте в 20 тысяч,если учесть ,что плотность воздуха неоднородна на разных высотах?
        1. +3
          12 мая 2020 14:05
          СУ-57 некоторые эксперты позиционируют как высотный перехватчик в том числе. Потолок то заявлен в 20 тысяч.И в этой связи есть один момент-на какие параметры скорости истребитель выйдет на высоте в 20 тысяч,если учесть ,что плотность воздуха неоднородна на разных высотах?

          естественно. С ростом высоты тяга падает. Падение тяги объясняется уменьшением удельного веса воздуха с высотой, следовательно, уменьшением секундного расхода воздуха, протекающего через двигатель. Высотный полет предпочтителен для экономический характеристик, а не для скоростных. Т.к. t воздуха падает, что благоприятно сказывается на работе компрессора. Степень сжатия возрастает, что и приводит к уменьшению удельного расхода.
          1. 0
            12 мая 2020 23:59
            Рабочая скорость МиГ-25 на высоте 20 000 м.(для МиГ-31 думаю всё анологично) - 2500 км\ч . У Су-57 воздухозаборники достаточно большого сечения для полёта на таких высотах , скорости тоже достаточно . МиГ-25 на таких высотах и с такой скоростью воздуха вполне хватает .
            1. 0
              13 мая 2020 04:23
              Рабочая скорость МиГ-25 на высоте 20 000 м.(для МиГ-31 думаю всё анологично) - 2500 км\ч

              да ладно вы преувеличивать )) 2,5М у двадцать пятого достигается только с включением горелки за турбиной. Кроме того никогда не стоит называть рабочей скорость от 2,5М и выше, тк на этих скоростях возникает тепловой барьер. Двадцать пятый может летать через него благодаря материалам, но не бесконечно долго. Кроме того, наиболее оптимальное соотношение скорость-экономичность возникает при h=10 000м. На 20 000 плотности воздуха не хватает для создания оптимальной работы ТРДД
              1. +1
                13 мая 2020 13:53
                А разве я написал , что 2500 км\ч достигается при безфорсажном режиме ? У нас Насосенский полк(под Баку) регулярно делал вылеты "высотников" , и всегда на 20 000 м. При указанной рабочей сверхзвуковой скорости . И скорость такую МиГ-25 держал уверенно 20 - 25 мин. Извините , но я , как офицер боевого управления данные полёты отслеживал лично .
                И максимальная скорость у МиГ-25 достигалась именно на такой высоте , что зафиксировано и израильской ПВО при полётах МиГ-25РБ из Египта в семидесятых годах . Впрочем , для таких высот он и создавался(перехват "Валькирии").
                1. +1
                  13 мая 2020 14:22
                  и всегда на 20 000 м

                  вы в кашу смешиваете разные вещи. Перехватчики уходили на потолок для снижения роста температуры. Ниже плотность - ниже трение - ниже разогрев обшивки.
                  Мы же говорим о режимах двигательной установки и ее высотных параметрах. Еще раз повторяю: оптимум для двигателей (соотношение тяга/экономичность) находится в пределах 7-11 тысяч. Дальше, чтобы быстрее лететь нужно РУД двигать в форсажный режим. Соответственно, топливо и ресурс будут лететь в трубу. Как бы так. Поэтому вспомните, когда штурман прокладывает курс, то на каждой отметке рассчитывается скорость, расход и остаток топлива.
                  1. 0
                    13 мая 2020 14:31
                    Цитата: Ка-52
                    Еще раз повторяю: оптимум для двигателей (соотношение тяга/экономичность) находится в пределах 7-11 тысяч.

                    Да с этим я и не спорил . Изначально речь шла о максимальной скорости на высоте .
      2. -3
        12 мая 2020 15:52
        Цитата: Ка-52
        по какому критерию вы считаете не соответствие Су-57 пятому поколению

        Мне жаль переводить ваше убожество к нормальным вопросам. Для начала изучите пост, а потом вешайте на меня собак...Повторять, что ваши предположения - не мои задумки, глупо. Не буду тратить время...
      3. -1
        12 мая 2020 15:58
        Цитата: Ка-52
        а вы пробуйте меньше политизировать и больше читать технической литературы

        Вы тут проспали - ваша конкретная тема:
        https://topwar.ru/171143-stali-izvestny-sroki-okonchanija-gosispytanij-vertoleta-mi-28nm.html
        Техническую литературу советуете читать? От моих высказываний ничего не зависит, пусть техническую литературу читает Сердюков и иже с ним. Когда мне было нужно, я читал литературу и знал, чем отличается хрен от самолёта.
        1. +1
          13 мая 2020 04:28
          когда мне было нужно, я читал литературу и знал, чем отличается хрен от самолёта.

          судя по вашей писанине, в хренах вы понимаете больше, чем в самолетах. Видно и литературу читали соответствующую hi
      4. +1
        13 мая 2020 00:20
        Цитата: Ка-52
        Ка-52 (Андрей) Вчера, 09:15

        Ну на до же! Искал коммент по духу верный, а нашёл, что сам ответить хотел!
    5. +8
      12 мая 2020 09:33
      У истребителя нет поколения, у него есть тех. требования и соответствие им. Хватить писать бред. А МО про движок вообще ничего говорить не надо было, выкатили бы движок, назвали Су-57А условно. И все были бы счастливы, включая тех о чьей логике тот же Т-34 в 40-ом не надо было выпускать, пока новую КПП не сделают, пушку 85 мм не поставят и т. д. и т. п.
    6. 5-9
      0
      12 мая 2020 13:04
      И с текущим двигателем Су-57 обладает ЛТХ минимум на уровне Ф-22 (потому что планер лучше и не стали делать плоские сопла, отжирающие до 20% тяги), а скорее лучше....поэтому наличие двигателя с которым превосходство будет ещё больше - не так критично....
      1. +2
        13 мая 2020 04:47
        и не стали делать плоские сопла, отжирающие до 20% тяги)

        вы немного преувеличиваете. Падение тяги из за конструкции плоского сопла порядка 5-7%. возникает это падение из за увеличения количества скачков уплотнения в газовой струе. Но и 5% это много, если говорить об экономичности двигателя
    7. +2
      12 мая 2020 15:32
      Сроки разработки и доводки мотора как правило превышают таковые самолета. Потому страшного ничего нет это раз.
      Во вторых. Двигатель Ал-41Ф1 вполне позволяет именовать самолет пятым поколением,
    8. +1
      13 мая 2020 12:41
      Цитата: ROSS 42
      Если нет, то какого рожна вести выпуск с двигателем первого этапа, если в последующем будет необходима модернизация?

      Такого, что запуск серийного производства новой высокотехнологичной техники это не за мороженым сходить. Это требует больших усилий и обеспечивает рабочие места.
      Цитата: ROSS 42
      российское производство не готово снабжать ВС РФ новейшим вооружением

      Вы лжёте.
  7. +5
    12 мая 2020 07:33
    Не кто не говорил,что новый двигатель будет легкой прогулкой,удачи Вам в разработке и испытаниях.
    1. +2
      12 мая 2020 18:27
      Все кто это это тут говорил к разработке, испытаниям и производству отношения не имеют. Просто секта свидетелей коммунизма в отдельно взятой голове
  8. -2
    12 мая 2020 07:39
    8 мая РИА Новости опубликовало выдержки из интервью с заместителем министра обороны Алексеем Криворучко, в т.ч. и на тему начатого производства самолетов Су-57. Замминистра рассказал о скором начале поставок серийной техники, а также отметил, что планы по двухэтапному серийному производству остаются в силе.

    Не тот ли, это Криворучко, который Михалкову говаривал - уходим по одному, если что, мы геологи...
  9. +7
    12 мая 2020 08:05
    Доработанный вариант двигателя «117», АЛ-41Ф1С, уже производится большой серией и активно используется войсками на истребителях Су-35С


    Вообще-то наоборот, 117 это более совершенная версия 117С с большей тягой и полностью электронной системой управления. И для справки, "устаревший" АЛ-41-1Ф на 80% отличается от АЛ-31Ф и по удельным характеристикам и технологически превосходит F119 на Рапторе. Не в поколениях дело. Тем более, это упрощение для обывателя
    1. 0
      12 мая 2020 09:38
      F119 немного крупнее и дает заметно большую бесфорсажную тягу, в этом плане F-22 имеет несколько больше возможностей разгона до боя, когда в любом случае все врубят форсаж, после чего некоторое преимущество в динамических характеристиках, скорее всего, будет у Су-57 в силу, возможно, меньших размеров и лучшей аэродинамики. Ну и ЭДСУ у Су-57 новее.
      1. +1
        12 мая 2020 09:58
        Для большой бесфорсажной тяги и снижения сопротивления в F119 степень двухконтурности урезали до 0,2. Но из-за этого страдает экономичность. Оптимальный режим для него – бесфорсажный полет на М = 1,5-1,6 на высоте 10-12 километров
        1. -1
          12 мая 2020 10:24
          ЕМНИП расход у него типичный. Оптимальность бывает по каким-то конкретным параметрам. Я так понимаю, что М=1.5-1.6 это просто скорость достижимая при H=10-12к метров, без форсажа.
          1. +3
            12 мая 2020 10:37
            Нет, это параметры высоты и скорости, при которых двигатель покажет наилучшие характеристики.
            По данным из открытых источников расход у F119 1,943 килограмм на килограмм-силы в час. У АЛ-41-Ф1С 770 грамм на килограмм-силы в час. И боевой радиус говорит сам за себя: 760 км у Хряпы, 1600 у Су-35С. Можно еще сравнить показатель TWR, он тоже не в пользу американца. Я ни в коем случае не хочу сказать, что F119 плохой двигатель. В своё время он был прорывным. Но сейчас он уже не блещет
            1. 0
              12 мая 2020 11:38
              Я помню смотрел инфу по расходу моторов, и он был у всех примерно одинаковый. Возможно, не включал F119. Но для F-22 та же вики приводит запас топлива в 8200 кг. При таких расходах не очень понятно, как получить даже половину боевого радиуса Су-35, разве что за счет внутр. размещения вооружения при сравнении с Су-35 с подвеской тех же 8 ракет. Более того, подобный расход уже очень близок к расходу обычных движков на форсаже (2350 г/кгс). Если для изд. 30 будет производиться повышение бесфорсажной тяги подобным методом, то это просто теряет смысл.
              1. +4
                12 мая 2020 14:42
                К слову, у F-22, в угоду стэлсовости, отсутствуют клинья в воздухозаборниках поэтому максимальная скорость в районе 1800-1900 км/час, а не 2-е с копейками, как в его рекламе.
                А если сравнить стреловидность крыла с нашим, то и крейсерская скорость у него должна быть ниже, чем у нашего.

                1. +6
                  12 мая 2020 15:46
                  " у F-22, в угоду стэлсовости, отсутствуют клинья в воздухозаборниках"///
                  ----
                  F-22 весь спроектирован в угоду стэлсовости, а не в угоду скорости.
                  В этом его смысл и суть.
                  1. +1
                    13 мая 2020 04:41
                    F-22 весь спроектирован в угоду стэлсовости, а не в угоду скорости.
                    В этом его смысл и суть.

                    его требования по скорости исходили из его назначения. Он не высотный перехватчик, а самолет завоевания господства в воздухе. 2М +/- ему по за глаза.
                2. 0
                  12 мая 2020 16:01
                  Нерегулируемые ВЗ, если точнее. Из-за этого он не любит и большие углы атаки – двигателям не хватает поступающего воздуха
                3. +1
                  13 мая 2020 04:39
                  К слову, у F-22, в угоду стэлсовости, отсутствуют клинья в воздухозаборниках поэтому максимальная скорость в районе 1800-1900 км/час, а не 2-е с копейками, как в его рекламе.
                  А если сравнить стреловидность крыла с нашим, то и крейсерская скорость у него должна быть ниже, чем у нашего.

                  в F-22 мощный двигатель, который позволяет парировать некоторые проблемы аэродинамики, вызванные компоновкой. У Су-57 классический наплыв в зоне передней кромки крыла, который позволяет увеличить путевую устойчивость на больших скоростях. Это видно на вашем рисунке. У американцев он (наплыв) меньше, в виду задачи снижения ЭПР. Для этого им пришлось долго моделировать углы передней части фюзеляжа и воздухозаборников, чтобы подобрать оптимал для создания нужных вихревых жгутов.
              2. +3
                12 мая 2020 15:59
                Не тем же.) За 30 лет прогресс ушёл вперед, и достичь высокой бесфорсажной тяги можно без таких радикальных мер, как урезание второго контура. Для того же АЛ-41-1Ф Вика раньше писала 9600 кгс, что совсем неплохо. Су-57 и с ними развивает уверенный бесфорсажный сверхзвук. Просто нужно нечто новое с большим заделом для модернизации
                1. +3
                  12 мая 2020 20:27
                  К слову, для пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144Д был разработан РД-36-51А — первый в мире газотурбинный двигатель, предназначенный для осуществления длительного сверхзвукового полёта без использования форсажной камеры.
                  Сверхзвук без использования форсажа .... Причём, не просто сверхзвук, а почти 2-а М:
                  Крейсерская скорость, км/ч 2120
                  Максимальная скорость, км/ч 2340 (М=2.15)
                  1. +1
                    13 мая 2020 09:44
                    Цитата: Bad_gr
                    для пассажирского сверхзвукового самолёта Ту-144Д был разработан РД-36-51А

                  2. 0
                    13 мая 2020 12:50
                    А про РД-36-61 все забыли, хотя он был еще интереснее
      2. +1
        12 мая 2020 18:28
        Бой на форсаже это сильно!!!! belay
        1. +3
          13 мая 2020 10:12
          90% процентов боев между реактивными истребителями были на
          дозвуковых скоростях. Сверхзвук нужен или для перехвата или для
          убегания от преследования.
  10. +2
    12 мая 2020 08:49
    >Точное количество истребителей первого этапа пока не раскрывалось. Известно лишь то, что их будут производить до середины десятилетия, после чего начнется т.н. второй этап серии. «Изделия 30» будут устанавливаться на всех новых самолетах вплоть до завершения выполнения второго существующего заказа. Доля такой техники в общей численности ожидаемого парка самолетов тоже остается неизвестной.
    примерно общий расклад статьи,ничего нового по датам не узнал,понял только что "будет"
  11. +2
    12 мая 2020 09:04
    Уважаемые, хватит воду в ступе толочь, почитал комменты, кто в лес, кто по дрова. Вот когда у полосатых волосенки в очередной раз зашевелятся, как после Авангарда, значит правильно наши молча работают, а потроллить оппонентов сам Бог велел. У полосатых 17 разведок и толком ни хрена не знают, так выбирали мы Трампа или нет.
    1. +7
      12 мая 2020 10:48
      самое главное, мы и сами не знаем - выбирали мы Трампа или нет lol
  12. +2
    12 мая 2020 10:44
    Расскажите пожалуйста несведущему, обилие панелей и лючков закреплённых заклёпками, как фонера на саморезах, это нормально? Или только из-за того что представлены фото испытательного самолёта он такой "грубо сделанный". Тревожусь по поводу качества технологии сборки
    1. 0
      12 мая 2020 12:06
      По этому вопросу в ЦРУ обращайтесь, они врут как дышат может и вам чего нибудь расскажут, ну в крайнем случае в китаяйское Соху, они одного поля ягодки.
    2. +4
      12 мая 2020 12:14
      Цитата: Мокаев Хаким
      это нормально?

      Да. На самолёте левое двигло поменяли полностью, пришлось корпус резать, потом заклёпывать. На серийных всё будет красиво и гладенько, т.к. специальная краска/покрытие современных боевых самолётов - это часть комплекса мер, по снижению радарной заметности, любая торчащая заклёпка подымает ЭПР.
      1. 0
        16 мая 2020 15:51
        Спасибо за ответ
  13. +5
    12 мая 2020 12:51
    Можно сколько угодно рассуждать о преимуществах СУ-57, перспективах развития и.т.д. Но до тех пор пока самолёт не принят на вооружение и не поставлен в войска, СУ-57 остаётся всего лишь проектом, опытным образцом, а разговоры о превосходстве над f-22, f-35, j-20 остаются лишь разговорами.
    1. 0
      13 мая 2020 05:37
      Можно сколько угодно рассуждать о преимуществах СУ-57, перспективах развития и.т.д. Но до тех пор пока самолёт не принят на вооружение и не поставлен в войска, СУ-57 остаётся всего лишь проектом, опытным образцом, а разговоры о превосходстве над f-22, f-35, j-20 остаются лишь разговорами.

      извините, но вы чушь пишете. И проект и опытный образец по рабочей документации создаются по сформулированным требованиям заказчика. А заказчик формулирует технические требования в соответствии с той ситуацией, которая сложилась в следствии потенциальных угроз. Поэтому сравнивать разработку корректно и ничего предосудительного в этом нет
  14. +1
    12 мая 2020 13:09
    В официальном переводе ГОСТ Р ИСО 9001-2015 англоязычный термин «Сontext» переведён как «Среда организации».
    Согласно ISO 9001 версии 2015 года пункт 4.1. требуется чтобы организация понимала, отслеживала и анализировала контекст, в котором она работает. Под контекстом в стандарте понимаются внешние и внутренние факторы, а также сопутствующие им риски, которые существенны с точки зрения целей и стратегического направления организации и которые влияют на способность системы менеджмента качества организации достигать ожидаемого результата(ов).
    А по-русски кроме матерных слов ничего сказать-то и нельзя.
  15. +1
    12 мая 2020 19:34
    Не думаю что мы сможем по10 таких самолётов в год производить. Сейчас кое как с двумя справляемся. Нехватает комплектующих и достаточного финансирования.
  16. -4
    12 мая 2020 19:56
    в общем - 5 с минусом!
    Давайте признаем, что из Су-57 полноценной пятёрки не получится, самолет строится вокруг двигателя, а не наоборот.
    Я понимаю, что разрушительный конец 80-х и провальные 90-е дают о себе знать, да и работают сейчас на карман, а не за Страну.
    1. +1
      13 мая 2020 05:53
      самолет строится вокруг двигателя, а не наоборот.

      полнейшая глупость. Не строится самолет вокруг двигателя. Сначала формируются требования к летательному аппарату по летным и техническим характеристикам: дальность, скорость, масса, нагрузка на крыло и тд. Исходя из этих требований создается компоновка с определенными аэродинамическими характеристиками. Отдельно производится подбор двигателя с данными, обеспечивающими выполнения требований: параметры по тяге, удельному расходу, весу, габаритам и тд. Либо объявляется задача на проектирование новой двигательной установки.
      1. 0
        13 мая 2020 12:37
        Подбирают двигатель... уже лет двадцать.
        Сколько проектов из-за этого у нас не выросло?
        Сделайте отличный двигун и он полетит, а планер отличный с хреновым двигателем, это то. что мы имеем.
        1. +1
          13 мая 2020 13:05
          Сделайте отличный двигун и он полетит,

          мда... полетит.... только как и куда. Интересно, как смело вы рассуждаете о том, в чем не понимаете )
          с хреновым двигателем

          да? Ну и по каким параметрам он хреновый? Какую из задач, поставленную перед нашим МФИ, он не может выполнить из за двигательной установки?
          1. -3
            13 мая 2020 15:14
            Ну раз Вы много и охрененно понимаете, так перечислите, какие он выполнил...
  17. Eug
    0
    21 мая 2020 07:38
    Хотелось бы понять размеры изд.30. Пока что рост тяги двигателя сопровождался хоть и небольшим, но увеличением габаритов. Точно повысится расход воздуха - воздухозаборники на Су-57 "преувеличены" как для 117. Интересно, получится ли смасштабировать его в меньшую сторону для ЛМФС или новый двигатель будут делать? Как по мне , один двигатель изд.30 по тяге для маленького - в самый раз... хотя, конечно, два меньших по размерам - лучше, позволят сделать более гармоничный самолет. Все-таки изд.117 (ориентируюсь по нему) великоват и по длине, и по диаметру как для маленького самолета. Можно попробовать два бесфорсажных изд.30, но это много тяги при несущественном изменении диаметра.
  18. 0
    17 июня 2020 21:10
    А заклепки (на фото) на деталях планера как коррелируются с декларируемой малозаметность? За кордоном наш самолёт называют «грязным», так как никакого отношения к стелс он не имеет.
    Поставить на Су-35 Белку, Ал-41Ф-1 и Су-57 ничем не будет лучше.
  19. 0
    17 июня 2020 21:18
    Забавная фраза в статье «спешить некуда» в контексте того, что и двигатель и самолёт в разработке с середины 2000-х. Действительно некуда, с учетом поступления в ВКС су-57 с новым двигателем в середине 2020-х (если), то 20 лет на мотор - это почти поколение. Жуть.
    американцы перевооружат ввс, вмс, морпехов, нацгвардию и всех своих сателлитов на f-35 к тому моменту, как у нас будут сформированы первые полки из полноценных су-57. Вечно отстаём.
    1. 0
      18 июня 2020 17:50
      Цитата: FRoman1984
      американцы перевооружат ввс, вмс, морпехов, нацгвардию и всех своих сателлитов на f-35 к тому моменту, как у нас будут сформированы первые полки из полноценных су-57


      Вот мы и не развёртываем Су-57, спугнуть боимся. Пусть перевооружают всех, чтобы "окончательно нас обогнать". Скорее бы уж.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»