Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 4. Классификация

В вермахте существовала (в бундесвере применяется до настоящего времени) очень подробная и логичная классификация бронетехники, которая включает в себя: танки; истребители танков; самоходные установки, в числе которых противотанковые, зенитные, самодвижущиеся полевые арт. системы; штурмовые орудия; бронеавтомобили; бронетранспортеры; специальные машины.

Согласно правилу принятому главным штабом сухопутных сил учет бронетанковой техники германии велся по двум номенклатурам: армейской и специальной. Специальную номенклатуру формировало управление вооружений. Подвижные военные объекты, включая мотоциклы и автомобили, по данной номенклатуре, получали индекс Sd Kfz (Sonderkraftfahrzeug) и порядковый номер из арабских цифр.


Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Часть 4. Классификация
Немецкий полугусеничный тягач SdKfz.10 буксирует 75-мм противотанковую пушку РаК40 по дороге на территории СССР


Немецкие танки Pz.Kpfw. IV в поле на территории СССР


Армейское обозначение – аббревиатура, составленная из полного наименования техники. Так, например, линейный танк обозначался Pz Kpfw (Panzerkampfwagen или Panzer). Следующая модель, кроме «пантер» и «тигров», идентифицировалась римскими цифрами по порядковому номеру. Модификации, то есть машины, имеющие существенные изменения в вооружении, ходовой части, бронировании и так далее, можно распознать по приставке Ausf (Ausfuhrung) и добавленной большой (в редких случаях малой) латинской буквой.

Для обозначения командирских танков использовалось аббревиатура Pz Bef Wg (Panzerbefehlswagen) плюс порядковый номер базовой модели. У данных машин, особенно первых лет производства, основное вооружение отсутствовало: для маскировки ствол пушки заменялся деревянным макетом. Таким образом, освобождалось место для работы командира, начальника штаба и др. Конечно такие Pz Bef Wg, к линейным танкам относить нельзя. На командирских машинах более поздних лет пушечное вооружение сохранялось. Вторая радиостанция устанавливалась за счет уменьшения боекомплекта.

Для работы артиллерийских корректировщиков использовались бронированные машины наблюдения – Panzerbeobachtungswagen (Pz Beob Wg). Для данных машин также использовали танковые шасси. Panzerbeobachtungswagen строились или сразу по спецзаказу, или переделывались из линейных танков при капитальном ремонте. Вместо башни монтировалась просторная рубка, не имеющая пушечного вооружения, однако на данных спецмашинах имелись радиостанции и приборы артиллерийской разведки.

Немецкий командирский танк на базе Pz.Kpfw. III Ausf. M — Panzerbefehlswagen III Ausf. K. Хорошо заметны антенна в задней части корпуса и бортовой номер «001». Таких танков было выпущено всего 50 штук, а танк на фото — последних выпусков, т.к. первые Pz.Bef.Wg. III Ausf. K не оборудовались противокумулятивными экранами. Башни на этих машинах были от Pz.Kpfw. IV Ausf. F.


Разбитый артиллерией немецкий танк передовых артиллерийских наблюдателей Pz.Beob.Wg. III (на базе Pz.Kpfw. III). В центре маск-установки вместо орудия смонтирован пулемет MG-34. Имитация пушки, приваренная правее пулемета, на этой машине сорвана. Курсовой пулемет на таких машинах не устанавливался


В некоторых случаях обозначение некоторых образцов бронетанковой техники отличались от общепринятых. Например, известны зенитные Flak Pz (Flakpanzer) и штурмовые (Sturmpanzer) танки. Хотя, по сути, данные машины являлись зенитной самоходной установкой и штурмовым орудием, соответственно.

Истребителями танков (Jagdpanzer, обозначались Jgd) назывались самоходные установки, оснащенные длинноствольными противотанковыми пушками. Для них базовыми были танки текущего производства. Схемы бронирования были полностью сохранены. Тем не менее, Jagdpanzer, как самоходные установки и штурмовые орудия, хотя и состояли в штатах частей и соединений панцерваффе, однако до осени 43-го г. относились к артиллерии.

Американские солдаты осматривают брошенные немецкие зенитные самоходные установки (ЗСУ) «Wirbelwind». ЗСУ 2 cm Flak auf Pz.IV. «Wirbelwind» («Вихрь») была создана в результате сотрудничества 12-го танкового полка СС и фирмы «Ostbau». Счетверенная 20-мм зенитная установка на шасси среднего танка PzKpfw IV была наиболее эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами. В конце 1944 — начале 1945 года фирмой «Ostbau» было изготовлено 106 таких ЗСУ, поступивших на вооружение зенитных батарей в танковые и моторизованные дивизии вермахта и СС, где они использовались вплоть до окончания войны.


Немецкая 150-мм самоходная гаубица «Бизон» (15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau; Sturmpanzer I) поддерживает наступающую пехоту в бою во Франции


При строительстве Sturmgeschutz (штурмовые орудия, StuG) и Stnrmhaubitze (штурмовые гаубицы, StuH) использовался тот же принцип, что и для истребителей танков, однако они являлись в первую очередь мощным подвижным средством огневой поддержки в боевых порядках пехоты.

Поначалу на StuG устанавливалось короткоствольное орудие. И даже после того как на штурмовые орудия из-за возросшей опасности от бронетехники противника начали устанавливать противотанковые пушки большой длины, они сохранили свою принадлежность и название.

Panzerjager (Pz Jag, противотанковые самоходные установки) необходимо рассматривать как результат модернизации трофейных и устаревших германских танков и бронетранспортеров. Если двигатель, ходовая часть, трансмиссия, а также корпус сохранялись от базовой бронемашины, то башня заменялась открытой сверху и сзади легкобронированной рубкой. В качестве противотанкового вооружения зачастую использовались трофейные орудия.

Selbstfahrlafette (Sf, самодвижущиеся полевые артсистемы) были представлены полевыми гаубицами, включая устаревшие, установленные на специальные или серийные танковые шасси, бронетранспортеры, полугусеничные или гусеничные тягачи (Zugkraftwagen, Zgkw). Для этих целей также использовались шасси трофейных танков, в некоторых случаях их немного переделывали. Зенитные самоходные установки создавались приблизительно по тому же принципу.

Немецкая техника на улице Миттельтрагхайм в Кенигсберге после штурма. Справа и слева штурмовые орудия StuG III, на заднем плане истребитель танков JgdPz IV. На снимке справа — библиотека Кенигсбергского университета, построенная в начале XX века. Другие дома — рядовая застройка XIX-начала XX веков в стиле эклектики и модерна. Сейчас это место — на улице Пролетарской чуть севернее поворота на улицу Сергеева. Библиотека и дома за ней не сохранились, на их месте — газон и длинный дом постройки шестидесятых годов, идущий до улицы Соммера.

Немецкое штурмовое орудие (штурмовая гаубица) StuH 42 на марше. Следом за ней едет StuG III


В армейских названиях самоходных установок, штурмовых орудий и истребителей танков представлялась довольно полная информация: базовое шасси, назначение, марка пушечного вооружения (указывался калибр, реже длины ствола). В некоторых случаях было два — три обозначения. Однако в вермахте чаще использовалось то обозначение, которое больше соответствовало предназначению образца. Образцы трофейной техники имели обязательный код: е — английский, i — итальянской, г — советской, f — французский, t — чехословацкой и так далее.

К гусеничным бронемашинам относились Bergepanzer (Berge Pz, ремонтно-эвакуационные тягачи) и Munitionsschlepper (Mun Schl транспортеры боеприпасов). Если ремонтно-эвакуационные тягачи были и специальной постройки, то транспортеры боеприпасов — переделки из трофейных, устаревших или поврежденных танков.

Было изготовлено небольшое количество танковых мостоукладчиков (Brückenleger) и механизированных штурмовых мостов.

После того как некоторые линейные танки были перевооружены огнеметами (Flammenwerfer) они стали называться огнеметными — Flammpanzer.

Выпускалось большое количество дистанционно управляемые машины (мини-танков): Minenraumwagen (Min R Wg минные тральщики) и Ladungstrager (самоходные носители подрывных зарядов).

Советские танкисты механик-водитель Якименко и наводчик Протазанов у трофейной САУ Pz.Jag. I. Западный фронт, 1942 г


Немецкая экспериментальная САУ Штурер Эмиль (Sturer Emil (Selbstfahrlafette V) на испытательном полигоне в Куммерсдорфе. Машина базировалась на прототипе Panzer IV компании Henschel — VK3001(H). Основное вооружение — 128-мм пушка PaK 40 L/61, которая в 1939 году была разработано на базе 128-мм зенитного орудия FlaK 40. С августа 1941 по март 1942 года Rheinmetall-Borsig и Henschel изготовили два прототипа, которые прошли боевые испытания в СССР в середине 1942 года. Прототипы показали неплохие результаты, но проект был закрыт, так как производство танка Tiger было признано приоритетным. Один из прототипов (из 2-й танковой дивизии) был уничтожен в бою, а второй (имевший к тому времени 22 метки за уничтоженные цели) был захвачен Красной Армией зимой 1943 года и был в составе трофейного оружия, выставленного на всеобщее обозрение в 1943 и 1944 годах. Сегодня его можно видеть в экспозиции музея бронетанковых войск в Кубинке.

Экспериментальные образцы в отличие от серийных имели обозначение VK и четырехзначную группу цифр. Первые две цифры обозначали проектную массу, вторые — порядковый номер проработки. Литера в скобках обозначала конструкторские бюро: DB —Даймлер-Бенц, Р — Порше, Н — Хеншель, и другие.

Германские Schutzenpanzerwagen (SPW, бронетранспортеры) представляли собой открытые сверху легкобронированные полугусеничные машины. В вермахте они применялись довольно широко: для перевозки раненых, личного состава, оборудовались как подвижные радийные, штабные и другие спецмашины.

По некоторым боевым функциям (поддержка мотопехоты во время боя, связь, разведка) к ним близки Panzerspahwagen (Pz SpW, бронеавтомобили). Кроме колесных вариантов бронеавтомобилей, было создано небольшое количество машин имеющих двойной движитель — колесно-гусеничный.

И, наконец, малыми партиями, а зачастую в единичных экземплярах, создавались бронемашины спецназначения, как, например, Durchbruchswagen (DW танк прорыва).

Немецкая ремонтно-эвакуационная машина на базе танка Pz.Kpfw. V «Пантера» (Bergepanzerwagen Panther (SdKfz 179), подбитая попаданием советского 76-мм снаряда в районе Наджи-Перката (Nagy-Perkáta) (Венгрия). На борту машины тактический номер («502»), что было не типично для ремонтной техники

По материалам статьи Игоря Шмелева, журнал "Техника и вооружение"
Использованы фотографии:
http://waralbum.ru
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти