Forgotten governor-general. Count Mikhail Andreevich Miloradovich

9
Information about the life and work of an outstanding Russian commander,
Hero of the Patriotic War 1812 of the Year, 23 of the Governor General of St. Petersburg,
Chevalier of the Order of Andrew the First-Called, statesman,
Member of the Russian Academy of Sciences,
Count Mikhail Andreevich Miloradovich (1771-1825)

(prepared based on the story by Y. Sh. Shatrakov, “The Forgotten Governor-General”, published in the journal Yunost, No. 11, 2010)

To be always with your excellency,
need to have a spare life "

From the letter of A.P. Ermolov MA Miloradovich.
Russian-Austro-French War, 1805 year


Count Mikhail Andreevich Miloradovich (1771-1825):
  • He participated in the Russian-Swedish war 1788-1790.
  • He participated in the Russian-Turkish war 1806-1812.
  • Participated in the Russian-Austro-French War 1805 Kiev. Governor-General 1810-1812
  • Hero of World War 1812 of the year. One of the most experienced and skilled avant-garde commanders of the Russian army.
  • During the Battle of Borodino, leading the rearguard, he restrained the French troops, which ensured the retreat of the entire Russian army to new positions.
  • Held successful negotiations with Murat on the conclusion of a one-day armistice for the possibility of withdrawing Kutuzov’s army from Moscow.
  • Together with the troops of Ataman M.I. Platov defeated the French troops (4 Corps) near Vyazma in October 1812.
  • Liberator of Dorogobuzh (November 7 1812 of the year).
  • In the battle of Leipzig, commanded the Russian and Prussian guards.
  • Participated in the capture of Paris.
  • Count of the Russian Empire (for the skilful leadership of troops in the foreign campaign of 1 in May of 1813).
  • Military Governor General of St. Petersburg (1818-1825), under whose leadership:
    • city ​​center lighting has been introduced
    • The Institute of Communications, the Pedagogical Institute, the Artillery and the Engineering Schools,
    • built Mikhailovsky Palace,
    • a circus building was built,
    • the suburbs of St. Petersburg were intensively settled down, the construction industry was created and the first steamboats for the Neva and Gulf of Finland were being prepared,
    • a reform of the activities of the theaters was carried out, a new system of keeping prisoners in prisons was introduced, ensuring their normal maintenance, the first stage of implementing prohibition was carried out, and a program was prepared to abolish serfdom in Russia.

    • Showed personal heroism in the aftermath of the devastating floods of 1824.
    • Member of the State Council.
    • Honorary Member of the Russian Academy of Sciences (1823 year).
    • Commander of the Order of St. Andrew the First Called.


  • Forgotten governor-general. Count Mikhail Andreevich Miloradovich
    Portrait of Mikhail Andreevich Miloradovich by George Doe. Military Gallery of the Winter Palace, State Hermitage Museum (St. Petersburg)


    The Serbian genus of Miloradovich, descended from Herzegovina, moved to Russia at the same time as the associate of Peter the Great, Count Sawa Lukic Vladislavich-Raguzinsky.

    Russian military general Mikhail Andreevich Miloradovich was born on 1 in October 1771. Received an excellent education. From the age of seven he was abroad, in Germany and in France. Four years he studied at the University of Königsberg directly under I. Kant, two years at Göttingen, then went to Strasbourg and Metz to improve military knowledge.

    He participated in the Russian-Swedish war 1788-1790. Since July 1798 - Major General and Chief of the Absheron Musketeer Regiment. In the fall of 1798, with his regiment, he entered the borders of Austria, which was an ally of Russia, in the spring of the next year he was already in Italy. Participated in the Italian and Swiss campaigns; he always went on the attack in front of his regiment, and more than once his example turned out to be decisive for the outcome of the battle. He was a favorite student of Suvorov, who appointed Miloradovich as a general on duty and did not miss the opportunity to give him the opportunity to differ on the battlefield.

    In 1805, as part of the forces of the anti-Napoleonic coalition, he led one of the detachments aimed at helping the Austrians. At the critical moment, Miloradovich himself led the soldiers into a bayonet attack. Visible from afar, the smart-waving general skillfully inspired the troops, regained his composure. The main quality, earned respect among his soldiers and the enemy, was courage and courage.

    Miloradovich was a born warrior: in the moments of greatest danger he was especially animated and cheerful. He had a rare gift to speak with the soldiers and, without sparing himself, he shared with them all the adversities of wartime. The soldiers loved him for his unlimited courage and good attitude towards his subordinates. The personal motto of General MA Miloradovich sounded like this: "I am where it is difficult."

    For his qualities he received the rank of lieutenant general and other awards. He took part in the battle of Austerlitz.

    In the Russian-Turkish war 1806-1812 - the corps commander who 13 December 1806 liberated Bucharest from the Turks, in 1807 defeated the Turks at Turbat and Obilesti, September 29 for the victory at Rasevat was promoted to generals from infantry .

    In April, 1810 was appointed Kiev military governor. The short-term stay of Miloradovich at the post of the Kiev military governor was marked by the most comfortable conditions of service of his subordinates created by him, as well as by the atmosphere of unusual tolerance and benevolence.

    In July, 1812, Miloradovich led the mobilization of the regiments of the Left Bank, Sloboda Ukraine and southern Russia.

    From 14 August 1812 M.A. Miloradovich in the campaign against Napoleon Bonaparte forms detachments for the active army between Kaluga, Volokolamsk and Moscow.

    In the battle of Borodino, commanded the right wing of the First Army. Then he led the rearguard, who kept the French troops.

    Thanks to conviction and diplomatic methods, Miloradovich inclined Murat to conclude an armistice for a day. This ingenious maneuver of the commander of the rear-guard of the Russian army allowed Kutuzov’s army to break away from the pursuing military units of Napoleon after the Battle of Borodino on 30 versts and take the 70-thousandth Russian army to the newly prepared positions. It was classified by his contemporaries as the "Savior of Russia."

    October 22. The battle took place under the Vyazma avant-garde of the Russian army under the command of General Miloradovich and Don Ataman M.I. Platov (1812 thousand people) with 25 French corps (total 4 thousand people), ended in a brilliant victory of the Russian troops.

    The greatest fame and glory of Miloradovich acquired as one of the most experienced and skilled avant-garde commanders of the Russian army, who successfully pursued the French to the borders of the Russian Empire, and then in the foreign campaign.

    For the difference in the battle of Kulme, Miloradovich was awarded the gold sword For Bravery. For successful actions of his corps at the beginning of 1813, Miloradovich was the first to receive the right to wear the monogram of Emperor Alexander I on epaulets, and for the skillful leadership of troops in the 1 foreign campaign in May 1813, he was the title of count of the Russian Empire.

    In the Battle of the Nations (at Leipzig), Miloradovich and the guards entrusted to him proved themselves better than all the allied units. For this, Alexander I granted the Order of St. Andrew the First-Called to Miloradovich, as well as the honorable right to wear the soldier's Cross of St. George. In the retinue of Emperor Miloradovich, the victor enters Paris.

    19 August 1818 was appointed military governor-general of St. Petersburg and a member of the State Council. On his own initiative, he was preparing a draft abolition of serfdom. Under his leadership in St. Petersburg, a reform of the theaters was carried out, a circus building was built, lighting of the city center was introduced, the Pathways of Communication, Pedagogical, Artillery and Engineering schools developed, the Mikhailovsky Palace was built, the suburbs of St. Petersburg were intensively settled. Miloradovich engaged in improving the state of city prisons and the situation of prisoners, organized an anti-alcohol campaign, reducing the number of pubs in the city and prohibiting them from gambling.
    The administrative routine, he only occasionally found the way out of his indomitable energy, regularly appearing on the streets of the capital at the head of the detachment during fire fighting. During the catastrophic flood of 1824, Miloradovich took an active part in the rescue of people, as mentioned by A.S. Pushkin in the "Bronze Horseman": he set out "to rescue the fearful and drowning people at home in a dangerous way amidst the turbulent waters."
    Affordable and indulgent Miloradovich as governor-general tried in all matters to observe justice and humanity. Regarding his merit in peacetime, he was skeptical, he wrote to the king: “I earnestly request your majesty not to reward me ... For me, it is better to beg for tapes to others than to receive them sitting by the fireplace”.

    The events of 1825 on the Senate Square turned out to be fatal for him. In more than fifty battles, happily escaping injury, he received two wounds on that day, one of which was fatal: one, a bullet, from Kakhovsky (shot in the back) and the second - a bayonet, from Obolensky. When, overcoming pain, he allowed the doctors to remove the bullet that had penetrated his lung, having examined it and saw that it was fired from a pistol, he exclaimed: “Oh, thank God! This bullet is not a soldier! Now I am completely happy! ”

    The dying Miloradovich dictated his will, in which he freed the peasants from 1500 serfdom.

    On the night of 15, Miloradovich passed away. The soldier general was killed by a retired Russian lieutenant. By the highest decree of the 38-th Tobolsk infantry regiment bore the name of Miloradovich. One of the islands in the Pacific was also named after him.

    Miloradovich was buried in the Alexander Nevsky Monastery. And in 1937, he was reburied in the Annunciation tomb of the monastery, next to the grave of his teacher, Generalissimo Suvorov.

    The inscription on the tombstone reads: “The ashes of the General from the Infantry of all Russian orders and all European powers, gentleman of Count Mikhail Andreevich Miloradovich, rest here. Born 1771 of October year 1 of the day. He died from wounds inflicted by a bullet and bayonet on St. Isaac's Square on December 14 of the day of 1825 in St. Petersburg. "

    Not a single monument to Count MA Miloradovich in Russia is not. There is no memorial plaque on the building (Morskaya St., 38) that the office of the Governor General of St. Petersburg, Count M.A. Miloradovich.
    Our news channels

    Subscribe and stay up to date with the latest news and the most important events of the day.

    9 comments
    Information
    Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
    1. +4
      August 1 2012
      Of course it is necessary to put a monument to him.
    2. +3
      August 1 2012
      Not a single monument to Count M.A. Miloradovich is not in Russia. There is no commemorative plaque on the building (Morskaya St., 38) that there was an office of the Governor General of St. Petersburg, Count M. A. Miloradovich

      This is most likely due to the performance of the Decembrists. A monument is definitely needed.
    3. +1
      August 1 2012
      I wish there were such generals in our time ........ Dreams ....... Dreams ...... Dreams ...... A monument, of course, is needed.
    4. +2
      August 1 2012
      Heroic man. Marked by praise of Suvorov. Definitely worthy of the monument.
    5. +3
      August 1 2012
      It is a pity Fangs died, but there are masters for the monument.
    6. 8 company
      +1
      August 1 2012
      Why "forgotten" !? Glorious surname, we remember and honor.
    7. KOMOd Shpakov
      +1
      August 2 2012
      Maybe wrong, but somehow reminds Rokosovsky of his time.
    8. 0
      10 September 2012
      NOT NRK UINKYUO
    9. +1
      December 3 2015
      Well, it happened. Tomorrow will be a monument to this great citizen of Russia. This is the only governor general who was an Honorary Member of the Russian Academy of Sciences. I have the honor.
    10. 0
      March 10 2016
      for me it’s the real Russian. Serbian last name is not a hindrance to this

    "Right Sector" (banned in Russia), "Ukrainian Insurgent Army" (UPA) (banned in Russia), ISIS (banned in Russia), "Jabhat Fatah al-Sham" formerly "Jabhat al-Nusra" (banned in Russia) , Taliban (banned in Russia), Al-Qaeda (banned in Russia), Anti-Corruption Foundation (banned in Russia), Navalny Headquarters (banned in Russia), Facebook (banned in Russia), Instagram (banned in Russia), Meta (banned in Russia), Misanthropic Division (banned in Russia), Azov (banned in Russia), Muslim Brotherhood (banned in Russia), Aum Shinrikyo (banned in Russia), AUE (banned in Russia), UNA-UNSO (banned in Russia), Mejlis of the Crimean Tatar People (banned in Russia), Legion “Freedom of Russia” (armed formation, recognized as terrorist in the Russian Federation and banned)

    “Non-profit organizations, unregistered public associations or individuals performing the functions of a foreign agent,” as well as media outlets performing the functions of a foreign agent: “Medusa”; "Voice of America"; "Realities"; "Present time"; "Radio Freedom"; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevich; Dud; Gordon; Zhdanov; Medvedev; Fedorov; "Owl"; "Alliance of Doctors"; "RKK" "Levada Center"; "Memorial"; "Voice"; "Person and law"; "Rain"; "Mediazone"; "Deutsche Welle"; QMS "Caucasian Knot"; "Insider"; "New Newspaper"

Забытый генерал-губернатор. Граф Михаил Андреевич Милорадович

Справка о жизни и деятельности выдающегося российского полководца,
героя Отечественной войны 1812 года, 23-го генерал-губернатора Санкт-Петербурга,
кавалера Ордена Андрея Первозванного, государственного деятеля,
члена Российской академии наук,
графа Михаила Андреевича Милорадовича (1771-1825)

(подготовлено по материалам повести Ю.Г. Шатракова «Забытый генерал-губернатор», опубликованной в журнале «Юность», № 11, 2010 г.)


Чтобы быть всегда при Вашем превосходительстве,
надобно иметь запасную жизнь»

Из письма А.П. Ермолова М.А. Милорадовичу.
Русско-австро-французская война, 1805 год


Граф Михаил Андреевич Милорадович (1771-1825):
  • Участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг.
  • Участвовал в русско-турецкой войне 1806-1812 гг.
  • Участвовал в русско-австро-французской войне 1805 г.Киевский генерал-губернатор 1810-1812 гг.
  • Герой Отечественной войны 1812 года. Один из самых опытных и умелых авангардных начальников русской армии.
  • В ходе Бородинской битвы, возглавив арьергард, сдержал войска французов, чем обеспечил отход всей русской армии на новые позиции.
  • Провел успешные переговоры с Мюратом по заключению на одни сутки перемирия для возможности отвода армии Кутузова из Москвы.
  • Совместно с войсками атамана М.И. Платова разгромил французские войска (4 корпуса) под Вязьмой в октябре 1812 года.
  • Освободитель Дорогобужа (7 ноября 1812 года).
  • В битве под Лейпцигом командовал русской и прусской гвардиями.
  • Участвовал во взятии Парижа.
  • Граф Российской империи (за умелое руководство войсками в заграничном походе 1 мая 1813 г.).
  • Военный генерал-губернатор Санкт-Петербурга (1818-1825), под руководством которого:
    • введено освещение центра города,
    • получили развитие институт Путей сообщения, Педагогический институт, Артиллерийское и Инженерное училища,
    • построен Михайловский дворец,
    • построено здание цирка,
    • интенсивно обустраивались пригороды Санкт-Петербурга, создавалась строительная индустрия и велась подготовка первых пароходов для акватории Невы и Финского залива,
    • проведена реформа деятельности театров, введена новая система содержания заключенных в тюрьмах, обеспечивающая их нормальное содержание, проведена первая стадия внедрения сухого закона и подготовлена программа по отмене крепостного права в России.

    • Проявил личный героизм при ликвидации последствий разрушительного наводнения 1824-го года.
    • Член Государственного Совета.
    • Почетный член Российской академии наук (1823 год).
    • Кавалер Ордена Андрея Первозванного.


  • Забытый генерал-губернатор. Граф Михаил Андреевич Милорадович
    Портрет Михаила Андреевича Милорадовича работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)


    Сербский род Милорадовичей, происходивший из Герцеговины, переселился в Россию в то же время, что и сподвижник Петра Великого, граф Савва Лукич Владиславич-Рагузинский.

    Русский боевой генерал Михаил Андреевич Милорадович родился 1 октября 1771 г. Получил прекрасное образование. С семилетнего возраста находился за границей, в Германии и во Франции. Четыре года учился в Кенигсбергском университете непосредственно у И. Канта, два года в Геттингене, затем для усовершенствования военных знаний отправился в Страсбург и Мец.

    Участвовал в русско-шведской войне 1788-1790 гг. С июля 1798 г. – генерал-майор и шеф Апшеронского мушкетерского полка. Осенью 1798 г. со своим полком вошел в пределы Австрии, которая была союзницей России, весной следующего года был уже в Италии. Участвовал в Итальянском и Швейцарском походах; всегда шел в атаку впереди своего полка, и не раз его пример оказывался решающим для исхода боя. Был любимым учеником Суворова, который назначил Милорадовича дежурным генералом и не упускал случая предоставить ему возможность отличаться на ратном поле.

    В 1805 г. в составе сил антинаполеоновской коалиции возглавил один из отрядов, направленных на помощь австрийцам. В критический момент Милорадович сам повел солдат в штыковую атаку. Заметный издалека, франтоватый генерал умело вдохновлял войска, возвращал самообладание. Главным качеством, снискавшим уважение среди своих солдат и противника, была храбрость и бесстрашие.

    Милорадович был прирожденным воином: в минуты наибольшей опасности был особенно оживлен и весел. Он имел редкий дар говорить с солдатами и, не щадя себя, делил с ними все невзгоды военного времени. Солдаты очень любили его за беспредельную храбрость и доброе отношение к подчиненным. Личный девиз генерала М.А. Милорадовича звучал так: «Я там, где трудно».

    За проявленные качества получил чин генерал-лейтенанта и другие награды. Принимал участие в сражении при Аустерлице.

    В русско-турецкой войне 1806-1812 – командир корпуса, который 13 декабря 1806 г. освободил от турок Бухарест, в 1807 г. нанес поражение туркам при Турбате и Обилешти, 29 сентября 1809 г. за победу при Рассевате был произведен в генералы от инфантерии.

    В апреле 1810 г. назначен Киевским военным губернатором. Кратковременное пребывание Милорадовича на посту Киевского военного губернатора было отмечено созданными им максимально комфортными условиями службы подчиненных, а также атмосферой необыкновенной толерантности и доброжелательности.

    В июле 1812 года Милорадович возглавил мобилизацию полков Левобережной, Слободской Украины и юга России.

    С 14 августа 1812 г. М.А. Милорадович в кампании против Наполеона Бонапарта формирует отряды для действующей армии между Калугой, Волоколамском и Москвой.

    В Бородинском сражении командовал правым крылом Первой армии. Затем возглавил арьергард, который сдержал войска французов.

    Благодаря убеждению и дипломатическим приемам Милорадович склонил Мюрата, заключить на сутки перемирие. Этот хитроумный маневр командующего арьергардом Российской армии позволил армии Кутузова оторваться от преследующих воинских соединений Наполеона после Бородинской битвы на 30 верст и отвести 70-тысячную русскую армию на новые подготовленные позиции. Это классифицировалось его современниками как «Спаситель России».

    22 октября 1812 г. состоялось сражение под Вязьмой авангарда русской армии под командованием генерала Милорадовича и донского атамана М.И. Платова (25 тыс. чел.) с 4 французскими корпусами (всего 37 тыс. чел.), окончившееся блестящей победой российских войск.

    Наибольшую известность и славу Милорадович приобрел как один из самых опытных и умелых авангардных начальников русской армии, который успешно преследовал французов до границ Российской империи, а затем и в заграничном походе.

    За отличие в сражении при Кульме Милорадович был награжден золотой шпагой «За храбрость». За успешные действия своего корпуса в начале 1813 г. Милорадович первым получил в награду право носить на эполетах вензель Императора Александра I, а за умелое руководство войсками в заграничном походе 1 мая 1813 г. – титул графа Российской империи.

    В Битве народов (при Лейпциге) Милорадович и вверенная ему гвардия проявили себя лучше всех союзнических частей. За это Александр I пожаловал Милорадовичу орден Андрея Первозванного, а также почетное право носить солдатский Георгиевский крест. В свите императора Милорадович победителем въезжает в Париж.

    19 августа 1818 г. назначен военным генерал-губернатором Санкт-Петербурга и членом Госсовета. По собственной инициативе он готовил проект отмены крепостного права. Под его руководством в Санкт-Петербурге была осуществлена реформа деятельности театров, построено здание цирка, введено освещение центра города, получили развитие институты Путей сообщения, Педагогический, Артиллерийское и Инженерное училища, построен Михайловский дворец, интенсивно начали обустраиваться пригороды Санкт-Петербурга. Милорадович занялся улучшением состояния городских тюрем и положения заключенных, организовал антиалкогольную кампанию, уменьшив количество питейных заведений в городе и запретив устраивать в них азартные игры.
    Тяготившийся административной рутины, он лишь время от времени находил выход своей неукротимой энергии, регулярно появляясь на улицах столицы во главе отряда во время тушения пожаров. Во время катастрофического наводнения 1824 года Милорадович принимал самое деятельное участие в спасении людей, о чем упоминает А.С. Пушкин в «Медном всаднике»: пустился «в опасный путь средь бурных вод спасать и страхом обуялый и дома тонущий народ».
    Доступный и снисходительный Милорадович на посту генерал-губернатора старался во всех делах соблюдать справедливость и гуманность. Относясь к своим заслугам в мирное время скептически, он писал царю: «Убедительно прошу Ваше величество не награждать меня… По мне лучше выпрашивать ленты другим, нежели получать их, сидя у камина».

    Роковыми оказались для него события 1825 г. на Сенатской площади. В более чем пятидесяти сражениях счастливо избежавший ранения, он получил в тот день две раны, одна из которых оказалась смертельной: одну, пулевую, от Каховского (выстрелом в спину) и вторую – штыковую, от Оболенского. Когда, преодолевая боль, он разрешил врачам извлечь пулю, пробившую ему легкое, рассмотрев ее и увидев, что она выпущена из пистолета, он воскликнул: «О, слава Богу! Это пуля не солдатская! Теперь я совершенно счастлив!».

    Умирающий Милорадович продиктовал свое завещание, в котором он освободил от крепостной зависимости 1500 крестьян.

    В ночь на 15-е Милорадович скончался. Солдатский генерал погиб от руки отставного российского поручика. По высочайшему указу 38-й Тобольский пехотный полк носил имя Милорадовича. Один из островов в Тихом океане был также назван его именем.

    Милорадович был похоронен в Александро-Невской лавре. А в 1937 году его перезахоронили в Благовещенской усыпальнице лавры, рядом с могилой его учителя – генералиссимуса Суворова.

    Надпись на надгробии гласит: «Здесь покоится прах генерала от инфантерии всех российских орденов и всех европейских держав кавалера графа Михаила Андреевича Милорадовича. Родился 1771-го года октября 1-го дня. Скончался от ран, нанесенных ему пулей и штыком на Исаакиевской площади декабря 14-го дня 1825-го года в Санкт-Петербурге».

    Ни одного памятника графу М.А. Милорадовичу на территории России нет. Отсутствует памятная доска на здании (ул. Морская, д. 38) о том, что здесь находилась канцелярия генерал-губернатора Санкт-Петербурга графа М.А. Милорадовича.
    Автор: Шатраков Юрий Григорьевич, д. т. н., проф., засл. деятель науки РФ, ак. чл. Рос. акад. технолог. наук


    Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

    CtrlEnter
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
    Читайте также
    Комментарии 9
    1. Deniska999 1 августа 2012 09:09
      Надо конечно ему памятник поставить.
    2. darkman70 1 августа 2012 09:18
      Ни одного памятника графу М.А. Милорадовичу на территории России нет. Отсутствует памятная доска на здании (ул. Морская, д. 38) о том, что здесь находилась канцелярия генерал-губернатора Санкт-Петербурга, графа М.А. Милорадовича

      Это скорее всего из-за выступления декабристов. А памятник обязательно нужен.
    3. plohoy 1 августа 2012 11:33
      Вот бы в наше время таких генералов........Мечты....... Мечты......Мечты...... А памятник, конечно, нужен.
    4. AK-74-1 1 августа 2012 11:34
      Геройский человек. Отмечен похвалами Суворова. Однозначно достоин памятника.
    5. хрыч 1 августа 2012 12:26
      Жаль Клыков умер, но мастера для памятника найдутся.
    6. 8 рота 1 августа 2012 13:24
      Ну почему же "забытый"!? Славная фамилия, помним и чтим.
      8 рота
    7. КомОд Шпаков 2 августа 2012 02:38
      Может неправ, но чем то напоминает Рокосовского своего времени.
      КомОд Шпаков
    8. tan0472 10 сентября 2012 14:39
      НЕ НРК УЙНКЙУО
    9. Каплей 3 декабря 2015 08:17
      Ну вот свершилось. Завтра будет установлен памятник этому великому гражданину России. Это единственный генерал-губернатор, который был Почетным членом Российской Академии наук. Честь имею.
    10. Dinrih 10 марта 2016 09:13
      по мне так это самый настоящий русский. Сербская фамилия нисколько этому не помеха

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня