Военное обозрение

Новая модификация китайского УБС Guizhou JL-9G пойдет на авианосцы

16

Опытный палубный УБС начинает первый полет


В обозримом будущем военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая могут получить новый учебно-боевой самолет, предназначенный для подготовки летчиков палубной авиации. Машина создана на базе существующего УБС Guizhou JL-9G Shanying и отличается от него возможностью работы на авианесущих кораблях.

Последние новости


О планах компании Guizhou Aviation Industry Company (GAIC) по разработке палубной версии УБС JL-9G «Шаньин» («Горный орел») стало известно еще в 2010-11 гг. На тот момент GAIC готовилась к серийному производству базовой модификации самолета, но уже строила планы на будущее. В дальнейшем в китайской и зарубежной прессе неоднократно появлялись те или иные сообщения о ходе работ.

В середине марта пресс-служба GAIC сообщила о завершении работ над проектом особой важности в интересах палубной авиации. Сообщение проиллюстрировали компьютерной графикой – самолет, похожий на JL-9G, пролетал над китайским авианосцем. Это был весьма прозрачный намек на уже известный проект.

20 апреля GAIC отчиталась о завершении строительства первого опытного самолета новой модели. Работы были завершены в назначенные сроки, и теперь планировалось перейти к стадии испытаний – наземных, а затем летных.

Наземные проверки не заняли много времени, и уже 12 мая палубный вариант «Горного орла» совершил свой первый полет. Испытания проводятся в аэропорту «Аньшунь Хуангошу» (пров. Гуйчжоу) и должны занять некоторое время. Как скоро летные испытания перейдут с сухопутного аэродрома на палубу авианосца – не сообщается.

Представитель семейства


Испытываемый палубный вариант «Шаньина» является очередным представителем целого семейства учебно-боевых самолетов китайской разработки. Работы по первому самолету линейки, будущему JL-9, стартовали еще в середине девяностых. В 2001 г. о нем рассказали публике, а в конце 2003 г. состоялся первый полет.


Самолет в воздухе

На рубеже десятилетий стало известно о разработке новой модификации «Горного орла» под обозначением JL-9G. От базового УБС она отличалась доработанным и усиленным планером, большей массой и иной силовой установкой. За счет последней, как утверждалось, повышались летно-технические характеристики. В прошлом существовало предположение, согласно которому самолет версии «G» предназначался для использования в палубной авиации. Однако позже стало ясно, что это «сухопутный» УБС, а для флота создадут другую машину на его базе.

Самолеты линейки JL-9 Shanying предназначаются для поставки НОАК. Для экспорта предлагаются УБС под обозначением FTC-2000 Mountain Eagle. Эта техника минимально отличается от базовой и, вероятно, может дорабатываться с учетом пожеланий заказчика. К настоящему времени к заказу доступны как основной FTC-2000, так и улучшенный FTC-2000G.

Серийное производство самолетов JL-9 было запущено в 2011 г., причем почти одновременно с ним запустили сборку более дорогих и сложных УБС Hongdu JL-10. Предполагалось, что техника двух типов будет дополнять друг друга и обеспечивать более эффективное обучение летчиков. Вскоре GAIC, получив заказ от НОАК, освоила производство более новых JL-9G.

Экспортные FTC-2000 тоже производятся серийно. Имеются и выполняются иностранные заказы. Начат выпуск более совершенных FTC-2000G. Первая серийная машина этого типа взлетела в сентябре 2018 г., и за ней последовали новые.

Палубная специфика


Известны основные особенности и возможности перспективного УБС для флота. В целом он основывается на конструкции серийного JL-9G наземного базирования, но имеет характерные отличия, связанные с особенностями предполагаемой эксплуатации. Кроме того, определенная разница в возрасте двух самолетов сказалась на составе оборудования и, соответственно, на возможностях.

Как сообщалось ранее, самолет JL-9G, ставший основой для палубного, отличается от простого JL-9 усовершенствованным планером. Часть агрегатов усилена, разработано новое крыло. Использованы новые сверхзвуковые воздухозаборники, отсекающие пограничный слой фюзеляжа. Также серьезно перестроили крыло.


Серийные самолеты JL-9G в сборочном цеху, 2015 г.

В контексте создания палубного УБС упоминалась необходимость дополнительного усиления некоторых агрегатов планера и шасси, установки тормозного гака и т.д. Не исключалась необходимость применения складного крыла. Самолет с такими техническими особенностями можно будет хранить и эксплуатировать на существующих и перспективных авианосцах НОАК. Он сможет выполнять взлеты с носового трамплина и совершать посадку на аэрофинишер.

Максимальная взлетная масса JL-9G и его специализированной версии достигает 11 т. Самолет способен развивать сверхзвуковую скорость; крейсерская – 870 км/ч. Обеспечена маневренность на уровне серийных истребителей ВВС и ВМС НОАК.

Бортовое оборудование палубной версии «Горного орла» обеспечивает возможность подготовки пилотов и решения боевых задач. На самолете имеются радиолокационная станция, интегрированная в прицельно-навигационный комплекс, современные средства связи и навигации и т.д. Для пилотов предназначена двухместная тандемная «стеклянная» кабина с дублированием приборов и органов управления.

Проекты семейства JL-9 предусматривают оснащение самолетов встроенной 23-мм автоматической пушкой. Под крылом и фюзеляжем имеется пять точек подвески для вооружений. УБС несет не менее 2 т вооружений в виде управляемых и неуправляемых ракет и бомб. Все это позволяет выполнять широкий спектр учебных и боевых задач в режимах «воздух-воздух» и «воздух-земля».

Вопросы подготовки


В настоящее время для подготовки пилотов-истребителей в НОАК используются учебно-тренировочные и учебно-боевые самолеты нескольких типов. Самый старый и самый массовый – Hongdu JL-8, выпускаемый с середины девяностых годов. В начале десятых его дополнили современными Guizhou JL-9 и Hongdu JL-10; также созданы модификации этой техники.

В недавнем прошлом в морской авиации НОАК сформировано два учебных полка на самолетах JL-9 двух основных модификаций. Общая численность их техники – ок. 40 ед. В ближайшем будущем возможно пополнение парка более новых JL-9G.


Экспортный FTC-2000G

При всем этом, в системе подготовки «морских» летчиков пока отсутствует специализированный палубный УБС. После обучения на «сухопутных» самолетах пилоты сразу переходят на палубные Shenyang J-15. Появление нового проекта УБС говорит о том, что командование решило изменить систему обучения и ввести в нее новый этап – между обучением на УБС / УТС исключительно сухопутного базирования и переходом на боевую технику палубной авиации.

Насколько оправдан такой шаг – не вполне ясно. Другие страны, располагающие развитой палубной авиацией, обходятся без специализированных УБС, способных садиться на авианосец. Это накладывает некоторые ограничения, которые, впрочем, не считают критическими. Отказываться от такой системы пока планирует только НОАК.

Большое будущее?


Сроки завершения программы испытаний, а также начала серийного производства и внедрения палубного JL-9G в войсках пока остаются неизвестными. Испытания нового образца авиационной техники, как на аэродромах, так и на палубе, могут занять несколько лет – хотя использование отработанной конструкции серийного самолета дает некоторые возможности по ускорению этих процессов. Можно предположить, что массовая эксплуатация палубных УБС в учебных частях начнется к 2025 г.

По всей видимости, палубный вариант УБС «Горный орел» останется образцом только для собственного флота. Появления экспортных заказов ожидать не стоит. Новый самолет разрабатывается для эксплуатации на авианосцах, а такие корабли есть всего у нескольких стран мира. Большая часть этих государств не станет покупать китайскую технику по политическим причинам. Прочих она не заинтересует из-за иных взглядов на подготовку летного состава.

КНР планирует и дальше развивать свой авианосный флот, а вместе с ним и палубную авиацию. Необходима массовая и качественная подготовка летчиков, которым в будущем предстоит работать на кораблях. Принимаются различные меры, и одной из них становится создание специализированного палубного УБС. Он уже дошел до стадии летных испытаний, которые в дальнейшем смогут открыть ему дорогу в морскую авиацию.
Автор:
Использованы фотографии:
Guizhou Aviation Industry Company, Wikimedia Commons
16 комментариев
Объявление

Редакции "Военного обозрения" срочно требуется корректор. Требования: безупречное знание русского языка, исполнительность, дисциплинированность. Обращаться: sv@vo-media.ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Владимир_2У
    Владимир_2У 15 мая 2020 06:13 Новый
    0
    Большое будущее?
    Учебные самолёты обычно очень долго состоят на вооружении. Но ценность конкретно этого самолёта, как учебно-боевого корабельного базирования, невысока на мой взгляд, хотя бы из за одного двигателя.
    1. Pavel57
      Pavel57 15 мая 2020 17:40 Новый
      0
      Владимир_2У (Владимир) надежность однодвигательного самолета не сильно ниже двухдвигательного. И мода на однодвигательные палубники не прошла - F-35 самый яркий пример. А есть и другие.
      1. Владимир_2У
        Владимир_2У 15 мая 2020 18:17 Новый
        0
        Цитата: Pavel57
        И мода на однодвигательные палубники не прошла - F-35 самый яркий пример
        Один двигатель на F-35 мера вынужденная из-за вертикального взлёта, да и китайский двигатель и американский сильно различаются. ))
  2. Авиатионизм
    Авиатионизм 15 мая 2020 06:34 Новый
    +4
    Замечательно что этот самолёт является ещё одним из многих производных машин от самого успешного военного самолёта в истории: МиГ-21.
    1. 川建国
      川建国 15 мая 2020 10:54 Новый
      +3
      Самолет действительно был перестроен на основе mg 21.
  3. Avior
    Avior 15 мая 2020 07:25 Новый
    +1
    Как ни смотрел, посадочного крюка не нашел и даже места для него тоже.
    Как он при этом будет садится на палубу- понять сложно
    1. ares1988
      ares1988 15 мая 2020 10:57 Новый
      0
      Будет тормозить именем Партии и под надзором корабельного комиссара)
  4. ares1988
    ares1988 15 мая 2020 07:37 Новый
    0
    https://www.flightglobal.com/new-naval-jl-9-trainer-takes-flight-in-china/138366.article
    Гака там, вроде бы, не будет, т.к. тренироваться планируют с наземного аэродрома.
    1. Avior
      Avior 15 мая 2020 13:19 Новый
      -1
      Разве что учится садится в определенный коридор- на авианосце дело нужное.
  5. В.И.П.
    В.И.П. 15 мая 2020 10:01 Новый
    +2
    УБС Hongdu JL-10/ L-15- это российский переработанный планер от ЯК-130 , украинские двигатели АИ-222-25Ф...Зачем ОКБ Яковлева сделало для них планер и создало себе конкурента -не понятно. Китайцы экспортируют свои L-15.
    1. Avior
      Avior 15 мая 2020 13:20 Новый
      -1
      Ага. Сверхзвукового к тому же.
    2. Zufei
      Zufei 16 мая 2020 10:08 Новый
      0
      ЯК дозвуковой т.к двигатели без форсажной камеры. Не такие как на L-15.
  6. Pavel57
    Pavel57 15 мая 2020 17:38 Новый
    0
    Цитата: В.И.П.
    УБС Hongdu JL-10/ L-15- это российский переработанный планер от ЯК-130 , украинские двигатели АИ-222-25Ф...Зачем ОКБ Яковлева сделало для них планер и создало себе конкурента -не понятно. Китайцы экспортируют свои L-15.


    Экспортный потенциал L-15 ограничен политикой, ценой и движками.
    Если Як-130 уже продан в 6 стран , М-346 - в 5 стран, то продажи L-15 пока только на бумаге.
    1. В.И.П.
      В.И.П. 16 мая 2020 16:54 Новый
      +1
      Як продан или как обычно передан в кредит, который никто никогда отдавать не будет ?
  7. Sarkazm
    Sarkazm 17 мая 2020 17:11 Новый
    +2
    Цитата: Авиатионизм
    Замечательно что этот самолёт является ещё одним из многих производных машин от самого успешного военного самолёта в истории: МиГ-21.

    Действительно предшественник JL-9 "нелицензионная" китайская копия учебно боевой версии нашего советского бестселлера МиГ-21.
    JL-9G(FTC-2000G) за счет нового крыла улучшены взлетно-посадочные характеристики, снижена скорость, увеличен запас топлива, увеличен боевой радиус, увеличено количество узлов подвески. Но при этом потеряли в максимальном потолке и скорости 15000м против 16000м и и 1200км/ч против 1700км/ч.
    По сути, если проводить аналогии, то на выходе имеем аналог итало-бразильского АМХ, "самолет изоляции поля боя". Итальянцы создавая свой самолет исходили из соображений легкого и многофункционального самолета, недорогого в эксплуатации, и недорогого(относительно европейской техники) в производстве. Классический планер, довольно старый реактивный двигатель, но выбранный так как он был освоен, распространен, недорог и прост в эксплуатации.
    У обоих истребителей нет ЭДСУ, простая и классическая система управления.
    У итальянского АМХ дозвуковая скорость, у китайского JL-9G все-таки сверхзвуковая, плюс у последнего более совершенное БРЭО, оборудование кабины идентично последним модификациям китайско-пакистанского JF-17, БРЛС либо последняя модификация аналогичной установленной на итальянском АМХ, либо китайская. Китайский в самолет в отличие от итальянского может применять ракеты воздух-воздух средней дальности, у итальянца только AIM-9 для самообороны.
    В итоге на выходе легкий многоцелевой ударный самолет, истребителем язык не поворачивается назвать, по цене всего 8,5млн. долларов за единицу, выполняющий роль реактивного УБС, самолета РЭБ, разведчика и легкого ударного самолета. В последнем случае арсенал более чем, это и свободнопадающие и управляемые/корректируемые бомбы, и противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, ну и самое простейшее - НУРС. Так же JL-9G, имеющий 23мм пушку, может нести до 6 ракет воздух-воздух и ПТБ на центральном подфюзелляжном узле, в такой конфигурации ему не тягаться даже со своим предшественником, не говоря уже о более совершенных истребителях, но ограниченно может выполнять функции истребителя, например ПВО небольшой страны.

    Как УБС для ВМС НОАК JL-9G кстати не прошел, с рампы сухопутного тренажера он и так взлетал, но посадку на авианосец ему не выполнить. Автор несколько опоздал со статьей, но огромное спасибо вот за что. В статье про шведский Гриппен писал, что нам нужен легкий однодвигательный истребитель, многие сразу мол он будет лишний если начнутся поставки нашим ВВС МиГ-35. Почти согласился бы, если отложить в сторону наши собственные ВВС есть еще и другая проблема - ОДКБ, другие дружественные нам страны с относительно скромными возможностями.
    Армения, Киргизия, Таджикистан, Сирия и т.д. - этим странам наши Су-30 или МиГ-35 не по карману нетолько приобрести, но и эксплуатировать, давайте смотреть правде в глаза. Мы со своей стороны поставляя им Су-30 и возможно в дальнейшем МиГ-35, модернизированные Су-27 и МиГ-29 из состава своих ВВС по сути дарим им эту технику и в ущерб своим, нашим же ВВС. Зачем? Ну не смогут эти страны обеспечить уровень подготовки пилотов и частей ВВС получающих от нас подобную технику хотя бы на минимально приемлемом уровне для обеспечения обороны например в рамках ОДКБ. В ОДКБ только мы, Беларусь и Казахстан имеют такие возможности. В итоге мы по сути и разбазариваем собственные средства, разговоры про кредиты в рублях, да еще под низкий процент давайте оставим для яслей, и в то же время напрягаем эти довольно бедные страны. Да они наши союзники или имеют с нами дружественные отношения, и самое главное да мы этими по сути подарками поддерживаем штаны своим предприятиям, обеспечиваем занятость и преемственность. Как по мне так последнее в этой ситуации чуть ли не поважнее будет. Но так почему бы это не делать эффективнее? У китайцев нет движка, у нас он есть, МиГ-35 вряд ли будет выпускаться большой серией, но есть производитель двигателей например, пожалуйста вот он двигатель, тем более он более чем успешно летает на китайско-пакистанском JF-17.
    Ну вот возвращаясь к поставкам Су-30СМ в Армению, часть машин, запамятовал количество, уже поставлена, но всего планируется 12 машин, стоимостью более 60-70млн. долларов. Ну во-первых Армения просто НИКОГДА не сможет расплатиться за эти Су-30СМ, это факт. Во-вторых это излишне тяжелый и мощный для нее самолет. В третьих 12 машин не сделают ей погоды и не увеличат наши общие хотя бы оборонительные возможности на этом направлении. В четвертых Армении не по карману эксплуатация этих машин, тоесть это опять удовольствие за наш счет и в ущерб нашим ВВС. Кто же нам мешал, поставить Армении как переходный вариант модернизированные МиГ-29 из состава своих ВВС, загрузив этим кстати и завод, а в дальнейшем поставлять более недорогие и по стоимости и в эксплуатации однодвигательные истребители? В половину наших расходов на поставку и содержание этих Су-30СМ мы бы обеспечили своего союзника целым авиаполком легких, многоцелевых истребителей, с учетом наличия в ВВС Армении полка, или доведения их количества до полка, штурмовиков Су-25, наличия ударных вертолетов Ми-24, плюс наши МиГ-и на базе в Армении и мы получаем на Юге союзную довольно хорошо оснащенную группировку ВВС.
    Кто-то скажет мол не было выхода, пришлось поставлять, так как готовится, теперь это уже очевидно, контракт на поставку наших истребителей Азербайджану, а Армения ревностно относится к поставкам современных вооружений своему противнику и бла-бла. Но и это не аргумент, можно было по сути отдать, подарить Армении те же модернизированные МиГ-29 предназначавшиеся группировке ВВС нашей базы в Армении, как промежуточные, их ведь мы и себе в такой роли видим, ожидая МиГ-35 и вооружить уже нашу, свою, группировку либо Су-30СМ, либо Су-35, или смешанный состав, в чем проблема? Су-шки тяжелы для этого региона и театра, Армения маленькая, день пути в любой конец, но у нас много еще Су-27 которые скоро исчерпают ресурс, кто мешает получив МиГи перевести Су-шки? А так складывается довольно глупая ситуация - и деньги на ветер в ущерб своим же ВВС, и союзнику от этой поставки толку НОЛЬ. Продадим Азербайджану насколько понял 24-26 машин, плюс он имеет уже дюжину МиГ-ов, случись конфликт, а ВВС Армении полезут в воздушное пространство Карабаха как пить дать - отгребут. То что уже поставили или даже будь у них все 12 машин, против ВВС Азербайджана это пшик, а армянская логика такова - не поставили "русские предали нас", поставили "русские поставили им лучше", короче при любом раскладе мы плохие и опять в наше посольство полетит мелочь от армян. Тогда смысл и делать все плохо И для союзника, И в ущерб себе, но лишь бы угодить? И кому? Пашиняну со товарищи, птенцу Сороса?... имей Армения даже легких многоцелевых истребителей, но 24-26 единиц это одно, а эти 12 НИ О ЧЕМ и грозит нам только ущербом, и повторюсь, мое мнение и как союзнику мы ничем не помогли, и сделали в ущерб себе, да еще заработаем очередное обвинение что загнали этими поставками Армению в кабалу и т.д., и прст(почитайте их прессу).
    Длинно, но надеюсь доходчиво. Поэтому нам нужен легкий однодвигательный истребитель, причем для равномерной загрузки производств и базы, его нужно создавать на базе узлов и систем МиГ-35. Самолеты ВВС многих наших союзников по ОДКБ уже доживают свой век, повторюсь, купить наши Су-30/35 или МиГ-35 они не в состоянии, как и обеспечить их эксплуатацию, мы же надорвемся делая такие подарки, к ому же бессмысленные и неэффективные, тем более в сложных экономических условиях. Но при этом будучи ведущей страной в ОДКБ, имея самый развитый и сильный ВПК, мы должны думать на перспективу и нам нужно создавать истребитель на отработанных узлах, более недорогой чем уже существующие наши, и более совершенный чем китайская реинкарнация нашей балалайки. Меньшими затратами и своими, и наших союзников, мы обеспечим достаточные качество и численность их национальных ВВС. Для ВВС таких стран наших союзников как Армения, Киргизия, Таджикистан вполне достаточно иметь смешанный вертолетный полк Ми-24 и Ми-8/17, полк Су-25 (незаслуженно нами снятый с производства, а нам он обходится дешевле турбовинтового бразильского Тукано), и полк многоцелевых легких истребителей.
    Ну и самое главное, легкий многоцелевой истребитель максимально унифицированный и использующий проверенные решения миГ-35, да и нам самим он очень и очень не помешает.
    1. anzar
      anzar 2 августа 2020 12:26 Новый
      0
      Длинно, но надеюсь доходчиво

      Очень верно, а доходчиво... да, но не до "кого надо"((
      ...самое главное, легкий многоцелевой истребитель максимально унифицированный и использующий проверенные решения миГ-35

      ..и производящийся ВМЕСТО него)) Но ест ли у МИГа кадры уже? Поетому можно:
      1 етап- совместное с Китаем производство JF-17. Планер, шасси и пр... пусть делают там (в России дешевле не будет), а двигатель, вооружение и оборудование- здесь.
      2 етап- новый, "удешевленного" поколения 5- )) на базе того же движка (для експорта) или "второго етапа Су-57" для себя и експорта (возможно и на базе Охотника?).
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. Комментарий был удален.