«Французская тридцатьчетвёрка». Средний пехотный танк G1

78
«Французская тридцатьчетвёрка». Средний пехотный танк G1

Макет танка Renault G1R

Во Франции, как и в других европейских странах, перед началом Второй мировой войны активизировались работы в области танкостроения. Французские конструкторы, как и их коллеги из СССР и Германии, работали над созданием танка, который удовлетворял бы запросам будущей войны. В отличие от немцев, которые никак не могли расстаться с коробчатой формой корпуса, у которой были как свои очевидные плюсы, так и свои не менее очевидные минусы, французы проектировали танки с рациональным расположением бронелистов. Средний пехотный танк G1 с противоснарядным бронированием и адекватным вооружением мог стать для французской армии неким аналогом советской тридцатьчетверки.

Начало проектирования танка G1


В середине 1930-х годов Франция переживала этап формирования механизированных соединений. В стране создавалось пять механизированных пехотных дивизий, на вооружение которых нужно было поставить 250 новых танков. При этом находившихся в распоряжении военных образцов было недостаточно и не все из них удовлетворяли меняющимися требованиям. Первое задание на проектирование нового среднего пехотного танка было выдано в декабре 1935 года. Первоначально речь шла о 20-тонной боевой машине. При этом уже в мае 1936 года требования к новому танку были пересмотрены. Согласно новой спецификации планировалось создать боевую машину с противоснарядным бронированием и основным вооружением, которое позволяло бы бороться с танками противника. Но боевую массу танка планировалось удержать на том же уровне.



Новый танк в перспективе должен был заменить в войсках все средние танки Char D1 и Char D2. Первый из них был создан в начале 1930-х годов, а второй представлял собой модернизированный вариант 1934 года. Разработкой нового проекта, который получил обозначение Char G1, длительное время занимались сразу пять французских компаний, то есть к проекту были подключены практически все основные машиностроительные компании тех лет, в том числе Lorraine-Dietrich и Renault. А еще два крупных производителя FCM и SOMUA снялись с участия в проекте ещё на ранней стадии.

Вполне очевидно, что впечатление на французских военных произвела начавшаяся в Испании гражданская война. Уже в октябре 1936 года проект нового танка был скорректирован в пользу наращивания бронирования. Лоб, борта и корма корпуса танка должны были получить бронелисты толщиной до 60 мм. Также важным условием французских военных было то, чтобы новая боевая машина вписывалась в габариты железнодорожных платформ. При этом вооружение должно было обеспечивать возможность борьбы с танками аналогичного типа, дополнительно на танке планировалось установить два пулемета.


Брошенный танк Char D2, сменить который должны были танки G1

Конкретно к реализации нового проекта приступили зимой 1936-1937 годов пять фирм-участников: Baudet-Donon-Roussel, SEAM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault. Как мы уже писали выше, еще две компании достаточно быстро устранились из процесса разработки новой боевой машины. Рассмотрение проектных заявок компаний прошло в феврале 1937 года, тогда же обозначились основные лидеры, которыми стали компании SEAM и Renault, уже имевшие к тому моменту готовые проекты танков массой 20 тонн. При этом компания SEAM даже успела собрать прототип новой боевой машины.

Возможности проекта и танк Renault G1R


Многое в проекте нового танка было направлено на улучшение обзора как механика-водителя, так и командира боевой машины. В частности, планировалось установить новые боковые приборы наблюдения слева и справа от водителя, чтобы он мог видеть габариты танка. При этом предполагалось, что командир машины всё равно будет иметь лучший обзор, поэтому между мехводом и командиром обязательно нужно было организовать голосовую связь. Командир изначально получал в свое распоряжение командирскую башенку, которой, к слову, не имели советские танкисты на Т-34.

В командирской башенке, которая обеспечивала хороший круговой обзор, планировалось, помимо пулемета, из которого мог вести огонь сам командир танка, установить дальномер. Оптический дальномер позволил бы обеспечить точные целеуказания для ведения огня по движущимся объектам, находящимся на удалении до двух километров. Данное инновационное решение французских конструкторов было направлено на то, чтобы в полной мере использовать возможности 75-мм пушки с длиной ствола 32 калибра. Кроме оптического дальномера танки G1 должны были получить новый телескопический прицел с 4-кратным увеличением, что в совокупности позволяло бы эффективно использовать орудие на всей практической дальности стрельбы.


Макет танка Renault G1R

При этом одним дальномером аппетиты Управления пехоты, которое и было заказчиком нового танка, не ограничивались. От разработчиков нового среднего танка требовали обеспечить боевой машине возможность стрельбы с хода на скорости до 10 км/ч при движении по пересеченной местности. Эту идею французы позаимствовали от англичан, а последние, в свою очередь, находились под серьезным впечатлением от показательных Киевских маневров 1935 года. Применительно к проекту G1 новые требования военных предполагали серьезную работу и изменение ходовой части танка, либо работы в самом перспективном на тот момент направлении – разработке и установке на танк стабилизатора вооружения.

Французские военные больше всего рассчитывали на успехи компании Renault. Не без оснований, если учесть, что данная компания была одним из лидеров французского танкостроения. Именно эта фирма подарила миру Renault FT-17 – первый в истории танк классической компоновки. Модель, которую разрабатывали инженеры Renault, получила обозначение G1R. Танк этого проекта внешне выглядел наиболее эстетично, выделяясь плавными обводами корпуса и башни. Бронелисты были расположены под рациональными углами наклона и обеспечивали очень хорошую защиту экипажа, узлов и агрегатов боевой машины. Башня полусферической формы располагалась в средней части корпуса. Первоначально внутри планировалось поставить 47-мм пушку SA35. Также рассматривался вариант с установкой еще одного такого же орудия в корпусе, но со временем от этой идеи отказались.

Ходовая часть среднего пехотного танка G1R включала в себя 6 сдвоенных опорных катков применительно к каждому борту, направляющими были передние колеса, задние – ведущими. Для улучшения проходимости танка на местности конструкторы решили применить двойную гусеничную ленту. Этот «хитрый» ход разработчиков имел и вполне прозаическое объяснение – позволял избежать проектирования новой широкой гусеницы. Подвеска катков на танке G1R изначально разрабатывалась торсионной. При этом все открытые элементы подвески танка, а также опорные катки имели дополнительную защиту в виде фальшбортов.


Макет танка Renault G1R

Важной особенностью машины G1R был изначально широкий корпус, который позволял легко вписываться в постоянно меняющиеся спецификации. Так в 1938 году было сделано предложение установить новую башню с более мощным вооружением. Широкий корпус позволял разместить любую башню из уже предложенных разными фирмами вариантов. Поэтому к лету 1938 года компания Renault стала явным фаворитом. Считалось, что серийное производство танка G1R можно будет развернуть через 1,5-2 года.

Вместе с установкой новой башни с 75-мм орудием росла и масса боевой машины. С учетом того, что танк имел экипаж из четырех человек и минимальный возимый боекомплект, его боевая масса все равно не могла быть меньше 28 тонн. Со временем французские военные довели спецификацию до 30 тонн. А в самой компании Renault считали, что боевая масса танка составит до 32 тонн. По этому показателю танк серьезно обходил и Т-34 и немецкие PzKpfw IV ранних серий. При этом проблемой становился двигатель, так как еще в 1938 году французские военные рассчитывали получить машину с максимальной скоростью хода по шоссе до 40 км/ч. И это при предъявляемых требованиях к круговому бронированию в 60 мм. В конечном итоге работа по созданию танка серьезно замедлилась и со временем почти совсем остановилась. Перед самой войной финансовая поддержка со стороны военных почти полностью прекратилась и проект так и остался навсегда бумажным.

Судьба проекта среднего танка G1


К 1939 году из проектной гонки выбыли сразу четыре компании. Так компания SEAM к тому моменту уже имела готовый собранный прототип без башни и соответственно вооружения. Проект считался одним из наиболее близких к завершению, но был остановлен в 1939 году из-за недостатка финансирования. Три компании BDR (Baudet-Donon-Roussel), Lorraine de Dietrich и Fouga также вышли из проекта в 1939 году. При этом компании BDR и Lorraine de Dietrich имели к тому моменту только деревянный и металлический макеты соответственно. Все три компании остановили разработку в пользу программ других проектировщиков.


Модель танка Renault G1R из игры World of Tanks

К концу 1939 года единственной компанией, которая продолжала работу над средним пехотным танком, осталась фирма Renault. Разработка боевой машины шла при непосредственном участии Луи Рено и продолжалась вплоть до 1940 года до полного военного поражения Франции после нападения гитлеровской Германии. При этом к тому моменту готовым был лишь деревянный макет.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что проект среднего танка G1 так и остался нереализованным, он и сейчас представляет исторический интерес. На момент проведения работ танк G1, безусловно, был наиболее совершенной и передовой разработкой французской танковой промышленности. По уровню вооружения и своей мобильности новый средний танк был сопоставим с лучшими средними танками союзников – советским Т-34 и американским M4 «Шерман». Как и советская тридцатьчетверка, танк отличался хорошим противоснарядным бронированием с размещением бронелистов под рациональными углами наклона. По некоторым параметрам нереализованный французский проект даже превосходил лучшие танки союзников. Новаторскими решениями считались установка оптического дальномера, системы стабилизации орудия и реализация полуавтоматического механизма заряжания танковой пушки.

К сожалению, французские военные новый танк так и не получили. Этому было несколько объяснений. Во-первых, в том, что проект так и не удалось реализовать, можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел. При этом желание французских военных получить средний танк оптимальным образом сочетающий защиту, вооружение и массу, загнало всех проектировщиков практически в тупиковую ситуацию. Отдельной проблемой стало техническое оснащение нового танка. И если с трансмиссией и конструкцией шасси французские компании могли справиться, то спроектировать достаточно мощный дизельный двигатель французская промышленность смогла лишь после войны. Еще одной проблемой проекта могло стать слишком большое количество участвующих фирм. Это была уже какая-то избыточная конкуренция, возможно, если бы над проектом работали две-три компании, проектирование пошло бы быстрее.


Модель танка BDR G1B из игры World of Tanks

Так получилось, что ни один из проектов среднего танка G1 не был построен в готовом виде и не добрался до серийного производства. Танк, который должен был составить серьезную конкуренцию гитлеровским машинам и танкам союзников, остался нереализованным проектом, единственная жизнь которого оказалась возможной лишь в компьютерных играх. Такого развития событий в 1940 году французские инженеры и конструкторы точно не могли себе представить. До популярной на территории бывшего СССР и в мире игры World of Tanks добралось два танка, создававшихся в рамках данной программы: средний танк Renault G1 и тяжелый танк BDR G1B.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    17 мая 2020 05:30
    ...можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел. Дык, не зря же говорится , что "лучшее-враг хорошего!"... yes
    1. +3
      17 мая 2020 12:53
      Цитата: Nikolaevich I
      Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк

      Это невозможная цель. Следует делать вооружение под конкретную задачу в рамках временнЫх и бюджетных ограничений. И в 1937 и в сентябре 1939 года французы могли бы взять Берлин, если бы такую задачу поставил демократически избранный президент Республики. Не было такой задачи. А тогда зачем танки?
      1. +1
        18 мая 2020 11:45
        французы могли бы взять Берлин, "
        Не смешите меня. Французы и Берлин. ) Не зря немцы при подписании капитуляции, смеялись над присутствием французского генерала, от лица "страны-победительницы". Максимум, на что были способны французы- "потчетно" удрать из Франции и продолжить "сражения" с фашизмом, в Африке. Не забыв, при этом сдать Париж и указывать дорогу немцам. Про их "сопротивление" вообще, молчу. Испортить пару электрических розеток, в номерах офицеров рейха. Вот и все "сопротивление" Виноват. Забыл об эскадрилии "Нормандия_НЕман" Одной эксадрилии...
        Максимум, на что способна французская армия- воевать в Африке с племенами зулусов.
        1. nks
          +1
          18 мая 2020 14:45
          https://youtu.be/h2xDLJHLfLk?t=267
          У немцев не было повода смеяться -- изучайте советскую классику.

          смеяться тут только над вами можно, хотя это грустный смех, когда вместо хотя бы базового изучения истории занимаются распространением небылиц.
          1. -1
            18 мая 2020 15:26
            Ваши доводы- смехотворны. Уж извините.Назовите сражение, которое армия Франции, выиграла у вермахта.
            1. nks
              +1
              18 мая 2020 15:43
              Доводы чего? Я вам про капитуляцию написал, а не про сражения. Если вы пересказываете басню, фиктивность которой легко проверить, то я не вижу смысла дискутировать с вами по более серьезным историческим вопросам.
        2. 0
          2 августа 2020 18:17
          "Нормандия Неман" - полк, в остальном, полностью согласен.
    2. -1
      17 мая 2020 13:14
      Лучшее враг хорошего... Дык рожна, какого, проостите,
  2. +10
    17 мая 2020 05:42
    Сергей спасибо!
    От себя добавлю, картонные танки Ворд оф Танкс - это хорошо, но реальные и бумажные характеристики несопоставимы в жизни!!!
    Одно дело чаяния конструкторов, другое серийное железо, которое на треть хуже заявленного в чертежах!!!
    Предполагая схему бронирования француза литые бронедетали смонтированы на корпус конструкции болтами или сваркой! Так что 32 тонны - это как минимум, если не все 34!!!
    Ещё раз спасибо, починной компании ВО доброго дня!!!
    1. 0
      17 мая 2020 06:03
      Отталкиваясь от опыта создания МТ-ТБ (Т-111) и КВ-13 , с поправкой на французский проект 32 тонны совершенно не реально - 36-40 тонн.
      1. +6
        17 мая 2020 06:21
        Цитата: mark1
        Отталкиваясь от опыта создания МТ-ТБ (Т-111) и КВ-13 , с поправкой на французский проект 32 тонны совершенно не реально - 36-40 тонн.

        Ну почему же нереально? Во многом, его воплотили англичане с их Mk.III "Валентайном". В Mk XI тоже сумели впихнуть 75-мм длинноствольную пушку, при практическом сохранении веса лёгкого танка (а броня у "Валентайна" была вполне противоснарядная на момент его создания).
        1. +2
          17 мая 2020 06:31
          Сделайте поправку на габариты (забронированный объем), литой корпус (+15%), более мощный двигатель и трансмиссию соответственно и изучите всетаки советский опыт (наши специалисты одни из лучших а потом уже прочие англичане)
          1. +3
            17 мая 2020 07:06
            Цитата: mark1
            и изучите всетаки советский опыт

            Ох, спасибо, сэнсэй.
            Пойду изучать, какие же танки делал СССР. А то кроме танков Пороховщикова, Лебеденко и Менделеева ащще нич-чо не помню и не знаю. =_=
            А если серьёзно, то напомню, что "Валентайн" оказался настолько удачным и востребованным в реалиях нашего Восточного Фронта, что его производство было продлено аж на несколько лет вплоть по 44-ый год - исключительно в целях поставок СССР по ленд-лизу. Вряд ли командиры просили бы для армии плохой танк - так что данный представитель "английского опыта" их почему-то более чем удовлетворял.
            P.S. Ну и замечу, что без танка М.1940 не было бы ни БТ, ни Т-34. Так что не надо про "вот мы какие умные!" Умные люди не только в СССР рождались. Наши специалисты точно так же перенимали зарубежный опыт - как раз в тех его аспектах, где буржуи на то время реально были лучше.
            1. 0
              17 мая 2020 10:29
              Цитата: Kuroneko
              продлено аж на несколько лет вплоть по 44-ый год - исключительно в целях поставок СССР по ленд-лизу.
              Как всегда гадили союзнику. feel
              1. +5
                17 мая 2020 16:13
                Цитата: Mavrikiy
                Как всегда гадили союзнику.

                Список "товаров" поставляемый по ленд-лизу согласовывался с СССР . Поэтому, если "Валентайны" были так плохи, от ни просто бы отказались как например от "Тетрархов".
                1. +2
                  18 мая 2020 13:28
                  Цитата: BORMAN82
                  Поэтому, если "Валентайны" были так плохи, от ни просто бы отказались как например от "Тетрархов".

                  Дело не в этом, просто этот тип был наиболее приемлемым из предлагаемой английской номенклатуры вот что означает "...чем богаты..." "Валентайн"( и "Матильда") шел как танк сопровождения пехоты и конечно был лучше эрзаца Т-70, вот его то он и подменял. ("Матильда" и "Черчилль" тоже использовались как пехотные и в этом были лучше КВ-1 (по надежности) но как танки прорыва и развития оперативного успеха они не годятся.Ссылаться на качество исполнения не корректно учитывая условия в которых оказался наш танкопром
                  1. 0
                    18 мая 2020 16:40
                    Цитата: mark1
                    "Валентайн"( и "Матильда") шел как танк сопровождения пехоты и конечно был лучше эрзаца Т-70, вот его то он и подменял.

                    Хе-хе-хе... а также "Валентайн" прописался в разведбатах кавалерийских соединений, где этот пехотный танк умудрялся обгонять механизированные колонны противника (читал донесение, где "Валентайны" обогнали отходящую колонну немецких а/м и танков и устроили засаду).
            2. 0
              17 мая 2020 11:01
              Цитата: Kuroneko
              Пойду изучать, какие же танки делал СССР.

              Весьма похвальное намерение, одобряю. Я например регулярно узнаю что то новое в тех местах где казалось бы все "вытоптано" так что дерзайте!
              Цитата: Kuroneko
              напомню, что "Валентайн" оказался настолько удачным и востребованным в реалиях нашего Восточного Фронта, что его производство было продлено аж на несколько лет вплоть по 44-ый год - исключительно в целях поставок СССР по ленд-лизу.

              Как говориться -"...чем богаты..." и "... на безрыбье и ..."
              Да наши так же как и все перенимали чужой опыт (и перенимают), но уже к концу 30-х далеко ушли от тупого копирования и создали собственную (весьма сильную) школу
            3. +2
              17 мая 2020 13:25
              Отче! Концепт Франции рулил, класные у них были изделия. И идеи на уровне.... Развивать не стану.
            4. 0
              18 мая 2020 10:09
              Мдя. реально лучшее были.... Да уж все проектировщики в ужасе корчились мня танк будущего
            5. +1
              18 мая 2020 11:55
              Цитата: Kuroneko
              Вряд ли командиры просили бы для армии плохой танк - так что данный представитель "английского опыта" их почему-то более чем удовлетворял.

              Mk III, как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации, — лёгкий), танк, безусловно, имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является, бесспорно, наиболее удачным, хотя вынос тормозных барабанов вне корпуса, безусловно, неправилен. Опыт с танком Mk III прекращает дискуссию о возможности целесообразного использования автомобильных агрегатов для танкостроения.

              Из всех существующих лёгких танков танк Mk III является наиболее удачным. Можно сказать, что в условиях 1940—1943 гг. именно англичане создали тип пехотного танка.

              © генерал-майор инженерно-танковой службы, доктор технических наук Н. И. Груздев. 1945 г.
              А вот оценка "Валентайна" начальником ГАБТУ и командующим бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск:
              Из имеющихся в настоящее время на вооружении Красной Армии образцов танковой техники следует выделить американский средний танк "Шерман" М4А2 с артилл. вооружением в виде 76,2-мм пушки большой мощности и канадский легкий танк "Валентин" МК-9 с 57-мм танковой пушкой ограниченного отката…
              Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных легкостью управления, значительно повышенным ресурсом межремонтного пробега, простотой обслуживания и текущего ремонта и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…
              По многочисленным отзывам из танковых частей, указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время, освоения боевой техники…
              1. 0
                18 мая 2020 18:47
                Цитата: Alexey RA
                А вот оценка "Валентайна" начальником ГАБТУ и командующим бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск:

                Оценка отличная, но вот все портит последний абзац...А если война ?
                1. +1
                  18 мая 2020 19:16
                  Цитата: Альф
                  Оценка отличная, но вот все портит последний абзац...А если война ?

                  А если война, то нужно читать предыдущий абзац:
                  ...и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…

                  То есть, "Шерман" и "Валентайн" по боевым ТТХ вполне устраивают ГАБТУ, но при этом ещё и позволяют успешно эксплуатировать их в мирное время. И далее Федоренко требует довести эксплуатационные характеристики отечественных танков до уровня "иномарок".
                  1. 0
                    18 мая 2020 19:18
                    указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время,

                    Ну, если Вы эту фразу понимаете так, то спорить с Вами бесполезно...
                  2. 0
                    19 мая 2020 09:13
                    Цитата: Alexey RA
                    И далее Федоренко требует довести эксплуатационные характеристики отечественных танков до уровня "иномарок".

                    Спасибо, Алексей. Вы, как и обычно, высказываетесь по делу, верно ухватывая мысль.
                    Собсно, на это я и намекал, упоминая Валентайна контраргументом "наши специалисты одни из лучших а потом уже прочие англичане" в ответе товарищу mark1.
      2. +1
        17 мая 2020 06:21
        Интересно как французы планировали наводить орудие, особенно в вертикальной плоскости
        1. 0
          18 мая 2020 10:32
          Потому танк не танк. Аэ прожектор хочухов. ...
          1. 0
            18 мая 2020 18:48
            Цитата: Толстый
            Потому танк не танк. Аэ прожектор хочухов. ...

            А можно по русски ?
  3. +7
    17 мая 2020 06:06
    то есть к проекту были подключены практически все основные машиностроительные компании тех лет, в том числе Lorraine-Dietrich и Renault.

    Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет. Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен-Дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой. Оставалось приступить к частному прокату, о котором Козлевич давно мечтал.
  4. -12
    17 мая 2020 06:56
    Безотносительно технической части статьи. Тридцатьчетверка была одна, одной и останется и не надо подпевать западным псевдоисторикам в их опусах о роли участников ВМВ и их техники. stop
    1. -7
      17 мая 2020 13:28
      Был один тип среднего танка, который юзали всю войну, не смотря на все его недостатки. Просто другого не было. И не более. И поэтому - легендарность. Не танку, как сабжу, а тем, кто на этом изделии воевал. Погибал, но побеждал. Им поклон и легендарность, а не повозке, которую еще в 1940 году списали в утиль и только война не позволила заменить ее на более годный образец, который к началу ВОВ был выпущен в пяти экземплярах. И да, поучаствовал в боях.
      1. 0
        18 мая 2020 11:13
        Много раз перечитал сообщение даже .. Подумал. Событие.....
  5. Eug
    +11
    17 мая 2020 07:03
    Статья еще раз подтверждает, что грамотное ТЗ во многом определяет успех разработки, а нерациональными требованиями можно "убить" любую перспективу.
  6. +1
    17 мая 2020 08:25
    Величие Франции ! Мой отец читал мемуары де Голля в подлиннике и в застольном настроении вообще сбивался с родного тамбовского на гасконский. Могли ведь они сделать чудо танк, но опоздали и истратили время, деньги на суперлинкоры и суперкрепости, а не шибко это пригодилось против панцердивизионов.
    1. +8
      17 мая 2020 10:01
      Я думаю, ваш папа (ударение, как водится на последний слог) не мало лестного и доброго рассказывал в периоды гасконского красноречия про англичан. Ведь по сути дела, это на их совести сорванные воиФранции программы перевооружения авиации и сухопутных войск. Ведь когда бриты сняли с немцев часьичные лграничения в развитии флота, французы оказались вынужденными значительную часть средств бросить на флот, который без этой британской подставы вполне устраивал Францию. Линия Мажино, конечно тот ещё мегапроект, да и сама Франция допустив ремилитаризацию рейнской зоны подложила себе изрядную свинью, но участия англичан в срыве французских оружейных программ середины-конца 30-х годов не замечать не получится.
      1. +1
        17 мая 2020 10:48
        Он обожал своих французских друзей и отказался подать руку немцу в клубе. Французы кричали "Браво !" в этом эпизоде. Поражение Франции воспринимал болезненно. Мои шуточки по поводу де Голя в роли кадета сэра Уинстона пресекал с яростью.
        1. -4
          17 мая 2020 14:37
          Можно еще добавить, что первые танки с рациональнм наклоном брони это не у нас и не Т34, а у французов. И первый танк с дизелем это тоже не у нас, а у япоцев. А у нас, это опять же не Т34, а БТ7М, созданый для войск НКВД и выпущенный весьма в товарных количествах
          1. +1
            17 мая 2020 20:58
            Цитата: Стас1973
            а БТ7М, созданый для войск НКВД и выпущенный весьма в товарных количествах

            Вот это накрыло коллегу !
        2. +4
          17 мая 2020 14:45
          Де Голль высадился на побережье родной Франции только через две недели
          после начала операции союзников. Когда во Франции находилось уже
          пол-миллиона американских и английских солдат.
          Далее, его части только мешали общему наступлению. Они пьянствовали
          в городках вместе с освобожденным народом, срывая график наступления.
          Мемуары Де Голля - вранье. Как и вся "история освобождения Франции",
          которую он придумал, когда стал президентом.
          1. +3
            17 мая 2020 18:13
            Цитата: voyaka uh
            высадился на побережье родной Франции

            Для него Франция была скорее "неродная". В "родной" Франции он был объявлен предателем и дезертиром. По законам военного времени коллаборационисты могли его расстрелять. "Родная" Франция во время войны воевала на стороне Гитлера. И трудилась во славу нацистского (и европейского) рейха (после войны заводы Рено, большого поклонника Гитлера, были национализированы, а его самого просто забили в тюряге). Экзюпери писал об этом: старался представить себе, как будет проходить будущая встреча с этими "поклонниками", и не смог...
            1. 0
              18 мая 2020 01:45
              Цитата: voyaka uh
              Де Голль высадился на побережье родной Франции только через две недели
              после начала операции союзников. Когда во Франции находилось уже
              пол-миллиона американских и английских солдат.
              Далее, его части только мешали общему наступлению. Они пьянствовали
              в городках вместе с освобожденным народом, срывая график наступления.
              Мемуары Де Голля - вранье. Как и вся "история освобождения Франции",
              которую он придумал, когда стал президентом.


              Справедливости ради, особого энтузиазма перспектива войны бок о бок с британцами вряд ли могла вызвать у кого-то из французских военных. За бритами было изрядно "долгов".
              1. +1
                18 мая 2020 11:56
                Британцы и французы воевали бок-о-бок всю Первую Мировую войну.
                И вместе отступали к Нормандии в 1940. Все было нормально.
                Вопрос был в невероятном эгоизме Да Голля. Он скорее бы удавился
                (что было бы полезнее в 1944) , чем воевал под началом американцев.
                ---
                Де Голлю, справедливости ради, нельзя отказать в личной храбрости.
                Которую он доказал в 1940. Но самодурство давлело в его решениях.
                1. 0
                  18 мая 2020 15:38
                  Цитата: voyaka uh
                  Британцы и французы воевали бок-о-бок всю Первую Мировую войну.
                  И вместе отступали к Нормандии в 1940. Все было нормально.
                  Вопрос был в невероятном эгоизме Да Голля. Он скорее бы удавился
                  (что было бы полезнее в 1944) , чем воевал под началом американцев.
                  ---
                  Де Голлю, справедливости ради, нельзя отказать в личной храбрости.
                  Которую он доказал в 1940. Но самодурство давлело в его решениях.


                  Это "самодурство и эгоизм" Де Голля между прочим привели Францию в стан стран-победительниц. И в состав постоянных членов СовБеза ООН. Так что я бы попросил :)

                  А англичане так нагадили французам с 1935 года, что французские лётчики вполне себе спокойно воевали в составе люфтваффе, не испытывая угрызений. Один только расстрел французского флота англичанами стоил любого отступления.
                  1. 0
                    18 мая 2020 16:01
                    "французские лётчики вполне себе спокойно воевали в составе
                    люфтваффе, не испытывая угрызений."///
                    ----
                    Угрызения совести вообще не свойственны французам.
                    Выпил хорошего красного вина, закусил вкусными морепродуктами...
                    и все прошло. Люблю отдыхать во Франции. Красивая страна.
                    Но воевать бы предпочел однозначно в армии английской,
                    если выбирать из двух.
                    1. 0
                      18 мая 2020 21:46
                      Цитата: voyaka uh

                      Угрызения совести вообще не свойственны французам.
                      Выпил хорошего красного вина, закусил вкусными морепродуктами...
                      и все прошло. Люблю отдыхать во Франции. Красивая страна.
                      Но воевать бы предпочел однозначно в армии английской,
                      если выбирать из двух.


                      Вот интересно, напиши я что-то подобное про евреев, меня бы сразу отправили в вечный бан или для начала вывесили на доску позора? Вояка, не уподобляйтесь. Не красит.

                      Английская армия во 2МВ покрыла себя в большей степени позором, чем славой. Французы хотя бы попытались. Британцы даже не пробовали. До 1944 сидели под лавкой на островах и носа оттуда не казали. Кабы восточный фронт не отвлекал у немцев большую часть ресурсов, Роммель их и из Африки бы выгнал. Торчали бы на "главном театре военных действий 2МВ" -- в Бирме. Если бы СССР не пошёл в Восточную Европу и Германию, английская армия так и осталась бы на островах.
                      1. +1
                        18 мая 2020 23:09
                        "Английская армия во 2МВ покрыла себя в большей степени позором, чем славой"///
                        ----
                        Вот те здрасьте! Английская армия сумела защитить свою страну от иностранного вторжения.
                        Немецкие солдаты не ступили на британскую землю (кроме островка Джерси).
                        Это и есть главная задача ЛЮБОЙ армии.
                  2. nks
                    -1
                    18 мая 2020 16:08
                    Цитата: abc_alex
                    французские лётчики вполне себе спокойно воевали в составе люфтваффе

                    Это какие?



                    Цитата: abc_alex
                    Один только расстрел французского флота англичанами стоил любого отступления

                    Расстрел именно флота -- это изрядное преувеличение. В принципе, бритов можно понять, но получилось действительно глупо и некрасиво.
                    1. 0
                      18 мая 2020 17:00
                      Цитата: nks
                      Расстрел именно флота -- это изрядное преувеличение.

                      С учётом Дакара - никакого преувеличения. Под огонь лайми попали все новые "большие горшки" французского флота - "Дюнкерк", "Страсбург" и "Ришелье".
                      1. nks
                        0
                        18 мая 2020 17:47
                        Вообще нападению в Дакаре и Мерс-эль-Кебире подверглось ~10% французского флота, поэтому говорить о даже потенциальной нейтрализации французского флота как такового вряд ли возможно. В итоге же бриты смогли потопить (полностью вывести из строя) один из самых старых фр линкоров и 1-2 две подлодки, убив при этом пару тысяч французов (как известно, открыв огонь в Мерс-эль-Кебире до указанного ими же времени -- поэтому в Дакаре с ними не стали даже разговаривать), а заодно несколько сот своих + материальный ущерб RN. То есть военный эффект практически нулевой, а дипломатический отрицательный.
                      2. 0
                        18 мая 2020 19:21
                        Цитата: nks
                        В итоге же бриты смогли потопить (полностью вывести из строя) один из самых старых фр линкоров и 1-2 две подлодки

                        А как же "Дюнкерк"? wink
                        Половина ходовых новых ЛК в минус.
                      3. nks
                        0
                        19 мая 2020 14:06
                        Ключевые слова потопить (полностью вывести из строя) В том числе и Дюнкерк был отремонтирован -- если это было кому-нибудь сильно надо, то это сделали бы быстрее. И так уже было понятно тогда, что война не полгода продлиться.
                        Понимаете, военные обычно выполняют конкретные задачи разного уровня, а не просто бьются стенка на стенку.
                        Уж на 100% не скажу, но наверное у бритов была задача нейтрализовать французский флот.
                        Вообще он тот момент и так был нейтральным -- по договору с немцами он оставался французским и оставался нейтральным.
                        Франция вышла из войны и перестала быть союзником UK, но не стала союзником Германии. Но что бриттам до франко-немецких договоров --
                        они вполне резонно опасаются появление французских кораблей в качестве противника. Перед войной у RN не было серьезного преимущества перед французским,
                        итальянский же, оставаясь серьезной силой, был откровенно третьим. Британия с Францией полностью доминировали над Италией в Средиземноморье
                        и Атлантике, Британия против Италия+Франция была уже просто слабее. Британии нужно было как максимум перетянуть французский флот к себе и
                        как минимум подтвердить его нейтральность. В итоге же бриты фактически начали войну против Франции, не объявив ее. Атаки бритов по французский территории,
                        оккупированной немцами, вполне легитимны, но атака французских кораблей в нейтральном статусе -- нет. То есть бриты получали себе в противники фр флот,
                        потопив один крупный и старый вымпел. Повторюсь, я понимаю сам посыл бритов, но то что было сделано, было сделано топорно и им просто повезло.
                    2. 0
                      18 мая 2020 21:24
                      Цитата: nks
                      Это какие?

                      Которым не повезло служить в колониях.

                      Цитата: nks
                      Расстрел именно флота -- это изрядное преувеличение. В принципе, бритов можно понять, но получилось действительно глупо и некрасиво.

                      Понять то можно кого угодно. Вопрос в том, чтобы оценить в рамках историзма оправданность действий. Французы ведь не сопротивлялись и там, где англичане не проявляли слоновой твердолобости дело обошлось разоружением кораблей и переносом критически важных узлов орудий в британское дип. представительство. А там, где адмиралы не пожелали проявить изощрённость ума, погибли люди. Французы то тоже были в непростой ситуации, у матросов и офицеров во Франции в оккупации оставались семьи и отдать их в руки оккупационной администрации было, не то, чтобы радостно. Немцы то ультиматум ставили весьма недвусмысленный.
                      1. nks
                        0
                        19 мая 2020 14:14
                        Цитата: abc_alex
                        Которым не повезло служить в колониях.

                        Вы хотите сказать, что все летчики, которые служили в колониях дружно перешли на службу в люфтваффе? Где вы такое вычитали?

                        Цитата: abc_alex
                        Французы ведь не сопротивлялись

                        Не было такого -- везде сопротивлялись, у них присяга. Просто в Александрии бритам хватило ума договориться и подтвердить нейтральный статус, а потом они уже перешли под фр командование Де Голля

                        Цитата: abc_alex

                        . Французы то тоже были в непростой ситуации, у матросов и офицеров во Франции в оккупации оставались семьи и отдать их в руки оккупационной администрации было, не то, чтобы радостно. Немцы то ультиматум ставили весьма недвусмысленный

                        ммм. Какой ультиматум? У французов в данном случае была очень простая неприятная ситуация -- на них напали корабли другого государства.
          2. -1
            18 мая 2020 11:50
            Умляут Ага.
          3. nks
            0
            18 мая 2020 14:43
            Ух, диванный вояка -- опять вы рассуждаете о том, что не знаете. Диван был лучше починили. Во-первых, собственно Де Голль мало пишет непосредственно о боевых действиях (подробности практически только о взятии Парижа). Для этого есть историки, которые работают с первичными документами. Не верите Де Голлю -- читайте Черчилля, который, кстати, трудно в симпатиях к нему заподозрить. В частности, в письме Рузвельту от 24 ноября 1944 г он пишет "Блестящие успехи французов на юге". В мемуарах Черчилля есть подробности о действиях фр частей в Италии. Кстати, именно Черчилль настоял на отсрочке высадки в южной Франции, которая проводилась по большей части французскими силами и которая изначально планировалась до или одновременно с Оверлордом -- британцам эти части нужны были в Италии.
            1. 0
              18 мая 2020 17:15
              Цитата: nks
              В мемуарах Черчилля есть подробности о действиях фр частей в Италии.

              Тут недавно как раз писали про успешные действия французских частей в Италии - против мирного населения (Marocchinate). smile
              1. nks
                0
                18 мая 2020 17:53
                И? Не читал, но подозреваю, что это фальшивка, как обычно. То, что там были отвратительные случаи насилия, французы не отрицают (не важно, что это были марокканцы -- за них отвечают французы), но в том виде, в котором любят представлять тут псевдопатриоты -- это не более, чем уподобление нацистским пропагандистам.
      2. 0
        17 мая 2020 13:38
        Мдя... Хорошо сказали, правильно. Немного не учли. Ну теперь не важно.
        У Франции особая стать.
        Это именно они разработали бомбу. Еще до войны.... Хорошо, что германцы их слили, а то не в Японии; был бы "атомный дом"....
        1. 0
          18 мая 2020 10:37
          Э-э-э,а поподробней,про бомбу?
          1. 0
            18 мая 2020 12:43
            Невозможно, Друже. Подробней это длинная история возможно Олегычу с архивоми по силу с доказывать
            А бомбу, прости Всевышний, в Харькове придумали
    2. 0
      17 мая 2020 10:33
      Цитата: геолог
      Могли ведь они сделать чудо танк

      Могли и сделали "Эклерк", правда это было уже в другой жизни. feel
      1. +2
        17 мая 2020 12:06
        Так то после войны они понеслись, галопом в танкостроении. Первенец для опытов АРЛ-44, с мощной корабельной пушкой, потом фактически Королевский Тигр, ЕЛК, АМХ с автоматом заряжания, это в начале 50-х годов, Ну и конечно Леклерк- эклерк.
        1. -1
          18 мая 2020 14:13
          Мням . Ле клерк звался ну фига се оччепятка.
      2. 0
        18 мая 2020 13:00
        Цитата: Mavrikiy
        Цитата: геолог
        Могли ведь они сделать чудо танк

        Могли и сделали "Эклерк", правда это было уже в другой жизни. feel

        Да
      3. 0
        18 мая 2020 14:23
        Интересно дайте полистать!!!
  7. +3
    17 мая 2020 10:24
    Автор, где ТТХ, пусть даже первоначальные? request
    По уровню вооружения и своей мобильности новый средний танк был сопоставим с лучшими средними танками союзников – советским Т-34 и американским M4 «Шерман».
    Ну это в школу...Может там объяснят, что французская 75-мм пушки с длиной ствола 32 калибра. не есть тождество с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и тем более 75 мм «Шермана»
    1. +1
      17 мая 2020 21:01
      Да еще и стрелять из 32 калибров на две тысячи...Ну, если только по Т-1.
    2. 0
      18 мая 2020 12:05
      Друже, ну не важно это в массе . 34-85 пережил сто лет..
      Как то так...
    3. 0
      18 мая 2020 18:48
      Прости, брат... Все не хорошо было
      1. 0
        18 мая 2020 18:50
        Чем могли.....
  8. +1
    17 мая 2020 13:34
    Нормальные делают танк, пусть и не супер совершенный, а потом модернизируют. Сначала надо получить определенное число танков на случай нынешней войны, а уж потом думать как получить совершенство. Французов заела жадность и вера, что Гитлер сначала попрет на СССР.
    1. 0
      18 мая 2020 22:09
      Французов ка нелюбовь - презрение к своим военным много нехило значило. Не хотели они свою армиию уважать презирали офицеров. За что их справедливо наказал "Тевтонского гений" Быстро )) ))
  9. +7
    17 мая 2020 13:42
    Во-первых, в том, что проект так и не удалось реализовать, можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел.

    В СССР в те времена шли по принципиально иному пути: "главное - получить хоть что-то серийное к строго определенному сроку". Сроки, конечно, сплошь да рядом не соблюдались, но в целом картина была именно такой: перед Войной, а затем и в ходе её в войска в большом количестве поступала новая современная техника. Техника эта была часто "сырой", с кучей проблем, но она была...
    Сегодня этот принцип активно критикуется. При этом приводятся вполне веские (с позиции послезнания) доказательства того, что можно было бы протянуть со сроками запуска в производство того же Т-34, но получить уже "полноценный" Т-34М, а не страдающий кучей врожденных недостатков Т-34[-76]. Возразить тут что-то сложно, так как все недостатки техники очевидно ухудшали условия "работы" её непосредственных пользователей и - в конечном итоге - приводили к бОльшему (чем могло бы быть в теории) количеству смертей на поле боя.
    Но вот мы видим, к чему приводит неумение провести вовремя "красную черту": с одной стороны - проблемный, но массовый и передовой по многим показателям танк, а с другой - голое седалище...
  10. +1
    17 мая 2020 18:51
    В командирской башенке, которая обеспечивала хороший

    Экипаж - 4 человека, в башне двое, командир - наводчик и заряжающий. Смысл башенки в отдельном командире, он попросту не успеет командовать танком и наводить орудие.
  11. +1
    18 мая 2020 10:25
    Статья не полная , надо добавить коменты опытных игроков wot , и добавить ттх всей французкой ветки : laughing
  12. +1
    18 мая 2020 13:03
    [quote=Толстый][quote=Mavrikiy][quote=геолог]Могли ведь они сделать чудо танк[/quote]
    Могли и сделали "Эклерк", правда это было уже в другой жизни. feel[/quote]
    Хорошая машина
  13. 0
    17 июня 2020 21:32
    Если верить докладной записке инспектора танковых войск Келлера от мая 1940, по танку Рено было сделано уже больше чем деревянный макет - в сборке находился прототип из броневой стали, коробка передач, и два двигателя были на стендовых испытаниях.
    Эта информация в принципе бьётся и по другим документам: в акте взаимозачета между Рено и Шнейдером за конфискованные немцами материалы упоминается комплект корпусной брони для G1 (по балансовой стоимости примерно соответствует комплекту для одного танка B1bis после раскройки, но до окончательной обработки); также есть ряд писем от государственного КБ ARL, где Рено требуют отдать им три мотора (два от G1 и один - экспериментальный) для оснащения предсерийных тяжей B1ter, как более срочной и неотложной работы.
    Так что в сентябре 1940 G1 от Рено вполне мог выйти на ходовые испытания (без вооружения, разумеется, с этим все было совсем плохо).
  14. 0
    19 июня 2020 10:20
    "...Отдельной проблемой стало техническое оснащение нового танка. И если с трансмиссией и конструкцией шасси французские компании могли справиться, то спроектировать достаточно мощный дизельный двигатель французская промышленность смогла лишь после войны..."

    хочется в очередной раз остановиться здесь, на этом месте:
    чтобы здесь(ВО) не писали - нет документов, подтверждающих природу появления В-2, а он появился - "на ровном месте", но такого в машиностроении не бывает.
    В то же время хочется отметить роль государства (СССР) в становлении нашей техники: закупались перспективные образцы, во время Великой депрессии - приглашались конструктора, закупалось новейшее оборудование... когда же разработку ведут частные компании, то этого ничего быть не может и на выходе мы видим то, про что статья.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»