Военное обозрение

«Французская тридцатьчетвёрка». Средний пехотный танк G1

78
«Французская тридцатьчетвёрка». Средний пехотный танк G1

Макет танка Renault G1R


Во Франции, как и в других европейских странах, перед началом Второй мировой войны активизировались работы в области танкостроения. Французские конструкторы, как и их коллеги из СССР и Германии, работали над созданием танка, который удовлетворял бы запросам будущей войны. В отличие от немцев, которые никак не могли расстаться с коробчатой формой корпуса, у которой были как свои очевидные плюсы, так и свои не менее очевидные минусы, французы проектировали танки с рациональным расположением бронелистов. Средний пехотный танк G1 с противоснарядным бронированием и адекватным вооружением мог стать для французской армии неким аналогом советской тридцатьчетверки.

Начало проектирования танка G1


В середине 1930-х годов Франция переживала этап формирования механизированных соединений. В стране создавалось пять механизированных пехотных дивизий, на вооружение которых нужно было поставить 250 новых танков. При этом находившихся в распоряжении военных образцов было недостаточно и не все из них удовлетворяли меняющимися требованиям. Первое задание на проектирование нового среднего пехотного танка было выдано в декабре 1935 года. Первоначально речь шла о 20-тонной боевой машине. При этом уже в мае 1936 года требования к новому танку были пересмотрены. Согласно новой спецификации планировалось создать боевую машину с противоснарядным бронированием и основным вооружением, которое позволяло бы бороться с танками противника. Но боевую массу танка планировалось удержать на том же уровне.

Новый танк в перспективе должен был заменить в войсках все средние танки Char D1 и Char D2. Первый из них был создан в начале 1930-х годов, а второй представлял собой модернизированный вариант 1934 года. Разработкой нового проекта, который получил обозначение Char G1, длительное время занимались сразу пять французских компаний, то есть к проекту были подключены практически все основные машиностроительные компании тех лет, в том числе Lorraine-Dietrich и Renault. А еще два крупных производителя FCM и SOMUA снялись с участия в проекте ещё на ранней стадии.

Вполне очевидно, что впечатление на французских военных произвела начавшаяся в Испании гражданская война. Уже в октябре 1936 года проект нового танка был скорректирован в пользу наращивания бронирования. Лоб, борта и корма корпуса танка должны были получить бронелисты толщиной до 60 мм. Также важным условием французских военных было то, чтобы новая боевая машина вписывалась в габариты железнодорожных платформ. При этом вооружение должно было обеспечивать возможность борьбы с танками аналогичного типа, дополнительно на танке планировалось установить два пулемета.


Брошенный танк Char D2, сменить который должны были танки G1

Конкретно к реализации нового проекта приступили зимой 1936-1937 годов пять фирм-участников: Baudet-Donon-Roussel, SEAM, Fouga, Lorraine de Dietrich, Renault. Как мы уже писали выше, еще две компании достаточно быстро устранились из процесса разработки новой боевой машины. Рассмотрение проектных заявок компаний прошло в феврале 1937 года, тогда же обозначились основные лидеры, которыми стали компании SEAM и Renault, уже имевшие к тому моменту готовые проекты танков массой 20 тонн. При этом компания SEAM даже успела собрать прототип новой боевой машины.

Возможности проекта и танк Renault G1R


Многое в проекте нового танка было направлено на улучшение обзора как механика-водителя, так и командира боевой машины. В частности, планировалось установить новые боковые приборы наблюдения слева и справа от водителя, чтобы он мог видеть габариты танка. При этом предполагалось, что командир машины всё равно будет иметь лучший обзор, поэтому между мехводом и командиром обязательно нужно было организовать голосовую связь. Командир изначально получал в свое распоряжение командирскую башенку, которой, к слову, не имели советские танкисты на Т-34.

В командирской башенке, которая обеспечивала хороший круговой обзор, планировалось, помимо пулемета, из которого мог вести огонь сам командир танка, установить дальномер. Оптический дальномер позволил бы обеспечить точные целеуказания для ведения огня по движущимся объектам, находящимся на удалении до двух километров. Данное инновационное решение французских конструкторов было направлено на то, чтобы в полной мере использовать возможности 75-мм пушки с длиной ствола 32 калибра. Кроме оптического дальномера танки G1 должны были получить новый телескопический прицел с 4-кратным увеличением, что в совокупности позволяло бы эффективно использовать орудие на всей практической дальности стрельбы.


Макет танка Renault G1R

При этом одним дальномером аппетиты Управления пехоты, которое и было заказчиком нового танка, не ограничивались. От разработчиков нового среднего танка требовали обеспечить боевой машине возможность стрельбы с хода на скорости до 10 км/ч при движении по пересеченной местности. Эту идею французы позаимствовали от англичан, а последние, в свою очередь, находились под серьезным впечатлением от показательных Киевских маневров 1935 года. Применительно к проекту G1 новые требования военных предполагали серьезную работу и изменение ходовой части танка, либо работы в самом перспективном на тот момент направлении – разработке и установке на танк стабилизатора вооружения.

Французские военные больше всего рассчитывали на успехи компании Renault. Не без оснований, если учесть, что данная компания была одним из лидеров французского танкостроения. Именно эта фирма подарила миру Renault FT-17 – первый в истории танк классической компоновки. Модель, которую разрабатывали инженеры Renault, получила обозначение G1R. Танк этого проекта внешне выглядел наиболее эстетично, выделяясь плавными обводами корпуса и башни. Бронелисты были расположены под рациональными углами наклона и обеспечивали очень хорошую защиту экипажа, узлов и агрегатов боевой машины. Башня полусферической формы располагалась в средней части корпуса. Первоначально внутри планировалось поставить 47-мм пушку SA35. Также рассматривался вариант с установкой еще одного такого же орудия в корпусе, но со временем от этой идеи отказались.

Ходовая часть среднего пехотного танка G1R включала в себя 6 сдвоенных опорных катков применительно к каждому борту, направляющими были передние колеса, задние – ведущими. Для улучшения проходимости танка на местности конструкторы решили применить двойную гусеничную ленту. Этот «хитрый» ход разработчиков имел и вполне прозаическое объяснение – позволял избежать проектирования новой широкой гусеницы. Подвеска катков на танке G1R изначально разрабатывалась торсионной. При этом все открытые элементы подвески танка, а также опорные катки имели дополнительную защиту в виде фальшбортов.


Макет танка Renault G1R

Важной особенностью машины G1R был изначально широкий корпус, который позволял легко вписываться в постоянно меняющиеся спецификации. Так в 1938 году было сделано предложение установить новую башню с более мощным вооружением. Широкий корпус позволял разместить любую башню из уже предложенных разными фирмами вариантов. Поэтому к лету 1938 года компания Renault стала явным фаворитом. Считалось, что серийное производство танка G1R можно будет развернуть через 1,5-2 года.

Вместе с установкой новой башни с 75-мм орудием росла и масса боевой машины. С учетом того, что танк имел экипаж из четырех человек и минимальный возимый боекомплект, его боевая масса все равно не могла быть меньше 28 тонн. Со временем французские военные довели спецификацию до 30 тонн. А в самой компании Renault считали, что боевая масса танка составит до 32 тонн. По этому показателю танк серьезно обходил и Т-34 и немецкие PzKpfw IV ранних серий. При этом проблемой становился двигатель, так как еще в 1938 году французские военные рассчитывали получить машину с максимальной скоростью хода по шоссе до 40 км/ч. И это при предъявляемых требованиях к круговому бронированию в 60 мм. В конечном итоге работа по созданию танка серьезно замедлилась и со временем почти совсем остановилась. Перед самой войной финансовая поддержка со стороны военных почти полностью прекратилась и проект так и остался навсегда бумажным.

Судьба проекта среднего танка G1


К 1939 году из проектной гонки выбыли сразу четыре компании. Так компания SEAM к тому моменту уже имела готовый собранный прототип без башни и соответственно вооружения. Проект считался одним из наиболее близких к завершению, но был остановлен в 1939 году из-за недостатка финансирования. Три компании BDR (Baudet-Donon-Roussel), Lorraine de Dietrich и Fouga также вышли из проекта в 1939 году. При этом компании BDR и Lorraine de Dietrich имели к тому моменту только деревянный и металлический макеты соответственно. Все три компании остановили разработку в пользу программ других проектировщиков.


Модель танка Renault G1R из игры World of Tanks

К концу 1939 года единственной компанией, которая продолжала работу над средним пехотным танком, осталась фирма Renault. Разработка боевой машины шла при непосредственном участии Луи Рено и продолжалась вплоть до 1940 года до полного военного поражения Франции после нападения гитлеровской Германии. При этом к тому моменту готовым был лишь деревянный макет.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что проект среднего танка G1 так и остался нереализованным, он и сейчас представляет исторический интерес. На момент проведения работ танк G1, безусловно, был наиболее совершенной и передовой разработкой французской танковой промышленности. По уровню вооружения и своей мобильности новый средний танк был сопоставим с лучшими средними танками союзников – советским Т-34 и американским M4 «Шерман». Как и советская тридцатьчетверка, танк отличался хорошим противоснарядным бронированием с размещением бронелистов под рациональными углами наклона. По некоторым параметрам нереализованный французский проект даже превосходил лучшие танки союзников. Новаторскими решениями считались установка оптического дальномера, системы стабилизации орудия и реализация полуавтоматического механизма заряжания танковой пушки.

К сожалению, французские военные новый танк так и не получили. Этому было несколько объяснений. Во-первых, в том, что проект так и не удалось реализовать, можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел. При этом желание французских военных получить средний танк оптимальным образом сочетающий защиту, вооружение и массу, загнало всех проектировщиков практически в тупиковую ситуацию. Отдельной проблемой стало техническое оснащение нового танка. И если с трансмиссией и конструкцией шасси французские компании могли справиться, то спроектировать достаточно мощный дизельный двигатель французская промышленность смогла лишь после войны. Еще одной проблемой проекта могло стать слишком большое количество участвующих фирм. Это была уже какая-то избыточная конкуренция, возможно, если бы над проектом работали две-три компании, проектирование пошло бы быстрее.


Модель танка BDR G1B из игры World of Tanks

Так получилось, что ни один из проектов среднего танка G1 не был построен в готовом виде и не добрался до серийного производства. Танк, который должен был составить серьезную конкуренцию гитлеровским машинам и танкам союзников, остался нереализованным проектом, единственная жизнь которого оказалась возможной лишь в компьютерных играх. Такого развития событий в 1940 году французские инженеры и конструкторы точно не могли себе представить. До популярной на территории бывшего СССР и в мире игры World of Tanks добралось два танка, создававшихся в рамках данной программы: средний танк Renault G1 и тяжелый танк BDR G1B.
Автор:
Использованы фотографии:
wiki.wargaming.net
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 17 мая 2020 05:30 Новый
    +10
    ...можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел. Дык, не зря же говорится , что "лучшее-враг хорошего!"... yes
    1. iouris
      iouris 17 мая 2020 12:53 Новый
      +3
      Цитата: Nikolaevich I
      Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк

      Это невозможная цель. Следует делать вооружение под конкретную задачу в рамках временнЫх и бюджетных ограничений. И в 1937 и в сентябре 1939 года французы могли бы взять Берлин, если бы такую задачу поставил демократически избранный президент Республики. Не было такой задачи. А тогда зачем танки?
      1. Андрей Николаевич
        Андрей Николаевич 18 мая 2020 11:45 Новый
        +1
        французы могли бы взять Берлин, "
        Не смешите меня. Французы и Берлин. ) Не зря немцы при подписании капитуляции, смеялись над присутствием французского генерала, от лица "страны-победительницы". Максимум, на что были способны французы- "потчетно" удрать из Франции и продолжить "сражения" с фашизмом, в Африке. Не забыв, при этом сдать Париж и указывать дорогу немцам. Про их "сопротивление" вообще, молчу. Испортить пару электрических розеток, в номерах офицеров рейха. Вот и все "сопротивление" Виноват. Забыл об эскадрилии "Нормандия_НЕман" Одной эксадрилии...
        Максимум, на что способна французская армия- воевать в Африке с племенами зулусов.
        1. nks
          nks 18 мая 2020 14:45 Новый
          +1
          https://youtu.be/h2xDLJHLfLk?t=267
          У немцев не было повода смеяться -- изучайте советскую классику.

          смеяться тут только над вами можно, хотя это грустный смех, когда вместо хотя бы базового изучения истории занимаются распространением небылиц.
          1. Андрей Николаевич
            Андрей Николаевич 18 мая 2020 15:26 Новый
            -1
            Ваши доводы- смехотворны. Уж извините.Назовите сражение, которое армия Франции, выиграла у вермахта.
            1. nks
              nks 18 мая 2020 15:43 Новый
              +1
              Доводы чего? Я вам про капитуляцию написал, а не про сражения. Если вы пересказываете басню, фиктивность которой легко проверить, то я не вижу смысла дискутировать с вами по более серьезным историческим вопросам.
        2. Petrik66
          Petrik66 2 августа 2020 18:17 Новый
          0
          "Нормандия Неман" - полк, в остальном, полностью согласен.
    2. Толстый
      Толстый 17 мая 2020 13:14 Новый
      -1
      Лучшее враг хорошего... Дык рожна, какого, проостите,
  2. Коте пане Коханка
    Коте пане Коханка 17 мая 2020 05:42 Новый
    +10
    Сергей спасибо!
    От себя добавлю, картонные танки Ворд оф Танкс - это хорошо, но реальные и бумажные характеристики несопоставимы в жизни!!!
    Одно дело чаяния конструкторов, другое серийное железо, которое на треть хуже заявленного в чертежах!!!
    Предполагая схему бронирования француза литые бронедетали смонтированы на корпус конструкции болтами или сваркой! Так что 32 тонны - это как минимум, если не все 34!!!
    Ещё раз спасибо, починной компании ВО доброго дня!!!
    1. mark1
      mark1 17 мая 2020 06:03 Новый
      0
      Отталкиваясь от опыта создания МТ-ТБ (Т-111) и КВ-13 , с поправкой на французский проект 32 тонны совершенно не реально - 36-40 тонн.
      1. Kuroneko
        Kuroneko 17 мая 2020 06:21 Новый
        +6
        Цитата: mark1
        Отталкиваясь от опыта создания МТ-ТБ (Т-111) и КВ-13 , с поправкой на французский проект 32 тонны совершенно не реально - 36-40 тонн.

        Ну почему же нереально? Во многом, его воплотили англичане с их Mk.III "Валентайном". В Mk XI тоже сумели впихнуть 75-мм длинноствольную пушку, при практическом сохранении веса лёгкого танка (а броня у "Валентайна" была вполне противоснарядная на момент его создания).
        1. mark1
          mark1 17 мая 2020 06:31 Новый
          +2
          Сделайте поправку на габариты (забронированный объем), литой корпус (+15%), более мощный двигатель и трансмиссию соответственно и изучите всетаки советский опыт (наши специалисты одни из лучших а потом уже прочие англичане)
          1. Kuroneko
            Kuroneko 17 мая 2020 07:06 Новый
            +3
            Цитата: mark1
            и изучите всетаки советский опыт

            Ох, спасибо, сэнсэй.
            Пойду изучать, какие же танки делал СССР. А то кроме танков Пороховщикова, Лебеденко и Менделеева ащще нич-чо не помню и не знаю. =_=
            А если серьёзно, то напомню, что "Валентайн" оказался настолько удачным и востребованным в реалиях нашего Восточного Фронта, что его производство было продлено аж на несколько лет вплоть по 44-ый год - исключительно в целях поставок СССР по ленд-лизу. Вряд ли командиры просили бы для армии плохой танк - так что данный представитель "английского опыта" их почему-то более чем удовлетворял.
            P.S. Ну и замечу, что без танка М.1940 не было бы ни БТ, ни Т-34. Так что не надо про "вот мы какие умные!" Умные люди не только в СССР рождались. Наши специалисты точно так же перенимали зарубежный опыт - как раз в тех его аспектах, где буржуи на то время реально были лучше.
            1. Mavrikiy
              Mavrikiy 17 мая 2020 10:29 Новый
              0
              Цитата: Kuroneko
              продлено аж на несколько лет вплоть по 44-ый год - исключительно в целях поставок СССР по ленд-лизу.
              Как всегда гадили союзнику. feel
              1. BORMAN82
                BORMAN82 17 мая 2020 16:13 Новый
                +5
                Цитата: Mavrikiy
                Как всегда гадили союзнику.

                Список "товаров" поставляемый по ленд-лизу согласовывался с СССР . Поэтому, если "Валентайны" были так плохи, от ни просто бы отказались как например от "Тетрархов".
                1. mark1
                  mark1 18 мая 2020 13:28 Новый
                  +2
                  Цитата: BORMAN82
                  Поэтому, если "Валентайны" были так плохи, от ни просто бы отказались как например от "Тетрархов".

                  Дело не в этом, просто этот тип был наиболее приемлемым из предлагаемой английской номенклатуры вот что означает "...чем богаты..." "Валентайн"( и "Матильда") шел как танк сопровождения пехоты и конечно был лучше эрзаца Т-70, вот его то он и подменял. ("Матильда" и "Черчилль" тоже использовались как пехотные и в этом были лучше КВ-1 (по надежности) но как танки прорыва и развития оперативного успеха они не годятся.Ссылаться на качество исполнения не корректно учитывая условия в которых оказался наш танкопром
                  1. Alexey RA
                    Alexey RA 18 мая 2020 16:40 Новый
                    0
                    Цитата: mark1
                    "Валентайн"( и "Матильда") шел как танк сопровождения пехоты и конечно был лучше эрзаца Т-70, вот его то он и подменял.

                    Хе-хе-хе... а также "Валентайн" прописался в разведбатах кавалерийских соединений, где этот пехотный танк умудрялся обгонять механизированные колонны противника (читал донесение, где "Валентайны" обогнали отходящую колонну немецких а/м и танков и устроили засаду).
            2. mark1
              mark1 17 мая 2020 11:01 Новый
              0
              Цитата: Kuroneko
              Пойду изучать, какие же танки делал СССР.

              Весьма похвальное намерение, одобряю. Я например регулярно узнаю что то новое в тех местах где казалось бы все "вытоптано" так что дерзайте!
              Цитата: Kuroneko
              напомню, что "Валентайн" оказался настолько удачным и востребованным в реалиях нашего Восточного Фронта, что его производство было продлено аж на несколько лет вплоть по 44-ый год - исключительно в целях поставок СССР по ленд-лизу.

              Как говориться -"...чем богаты..." и "... на безрыбье и ..."
              Да наши так же как и все перенимали чужой опыт (и перенимают), но уже к концу 30-х далеко ушли от тупого копирования и создали собственную (весьма сильную) школу
            3. Толстый
              Толстый 17 мая 2020 13:25 Новый
              +2
              Отче! Концепт Франции рулил, класные у них были изделия. И идеи на уровне.... Развивать не стану.
            4. Толстый
              Толстый 18 мая 2020 10:09 Новый
              0
              Мдя. реально лучшее были.... Да уж все проектировщики в ужасе корчились мня танк будущего
            5. Alexey RA
              Alexey RA 18 мая 2020 11:55 Новый
              +1
              Цитата: Kuroneko
              Вряд ли командиры просили бы для армии плохой танк - так что данный представитель "английского опыта" их почему-то более чем удовлетворял.

              Mk III, как пехотный (или, придерживаясь весовой классификации, — лёгкий), танк, безусловно, имеет наиболее плотную общую компоновку и среди этого типа танков является, бесспорно, наиболее удачным, хотя вынос тормозных барабанов вне корпуса, безусловно, неправилен. Опыт с танком Mk III прекращает дискуссию о возможности целесообразного использования автомобильных агрегатов для танкостроения.

              Из всех существующих лёгких танков танк Mk III является наиболее удачным. Можно сказать, что в условиях 1940—1943 гг. именно англичане создали тип пехотного танка.

              © генерал-майор инженерно-танковой службы, доктор технических наук Н. И. Груздев. 1945 г.
              А вот оценка "Валентайна" начальником ГАБТУ и командующим бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск:
              Из имеющихся в настоящее время на вооружении Красной Армии образцов танковой техники следует выделить американский средний танк "Шерман" М4А2 с артилл. вооружением в виде 76,2-мм пушки большой мощности и канадский легкий танк "Валентин" МК-9 с 57-мм танковой пушкой ограниченного отката…
              Указанные образцы танков выгодно отличаются от отечественных легкостью управления, значительно повышенным ресурсом межремонтного пробега, простотой обслуживания и текущего ремонта и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…
              По многочисленным отзывам из танковых частей, указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время, освоения боевой техники…
              1. Альф
                Альф 18 мая 2020 18:47 Новый
                0
                Цитата: Alexey RA
                А вот оценка "Валентайна" начальником ГАБТУ и командующим бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск:

                Оценка отличная, но вот все портит последний абзац...А если война ?
                1. Alexey RA
                  Alexey RA 18 мая 2020 19:16 Новый
                  +1
                  Цитата: Альф
                  Оценка отличная, но вот все портит последний абзац...А если война ?

                  А если война, то нужно читать предыдущий абзац:
                  ...и при этом их вооружение, бронирование и подвижность позволяют решать весь набор задач, выдвигаемых бронетанковым силам…

                  То есть, "Шерман" и "Валентайн" по боевым ТТХ вполне устраивают ГАБТУ, но при этом ещё и позволяют успешно эксплуатировать их в мирное время. И далее Федоренко требует довести эксплуатационные характеристики отечественных танков до уровня "иномарок".
                  1. Альф
                    Альф 18 мая 2020 19:18 Новый
                    0
                    указанные типы танков могут считаться лучшими для несения службы в мирное время,

                    Ну, если Вы эту фразу понимаете так, то спорить с Вами бесполезно...
                  2. Kuroneko
                    Kuroneko 19 мая 2020 09:13 Новый
                    0
                    Цитата: Alexey RA
                    И далее Федоренко требует довести эксплуатационные характеристики отечественных танков до уровня "иномарок".

                    Спасибо, Алексей. Вы, как и обычно, высказываетесь по делу, верно ухватывая мысль.
                    Собсно, на это я и намекал, упоминая Валентайна контраргументом "наши специалисты одни из лучших а потом уже прочие англичане" в ответе товарищу mark1.
      2. mark1
        mark1 17 мая 2020 06:21 Новый
        +1
        Интересно как французы планировали наводить орудие, особенно в вертикальной плоскости
        1. Толстый
          Толстый 18 мая 2020 10:32 Новый
          0
          Потому танк не танк. Аэ прожектор хочухов. ...
          1. Альф
            Альф 18 мая 2020 18:48 Новый
            0
            Цитата: Толстый
            Потому танк не танк. Аэ прожектор хочухов. ...

            А можно по русски ?
  3. Kuroneko
    Kuroneko 17 мая 2020 06:06 Новый
    +7
    то есть к проекту были подключены практически все основные машиностроительные компании тех лет, в том числе Lorraine-Dietrich и Renault.

    Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет. Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен-Дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой. Оставалось приступить к частному прокату, о котором Козлевич давно мечтал.
  4. Ros 56
    Ros 56 17 мая 2020 06:56 Новый
    -12
    Безотносительно технической части статьи. Тридцатьчетверка была одна, одной и останется и не надо подпевать западным псевдоисторикам в их опусах о роли участников ВМВ и их техники. stop
    1. Стас1973
      Стас1973 17 мая 2020 13:28 Новый
      -7
      Был один тип среднего танка, который юзали всю войну, не смотря на все его недостатки. Просто другого не было. И не более. И поэтому - легендарность. Не танку, как сабжу, а тем, кто на этом изделии воевал. Погибал, но побеждал. Им поклон и легендарность, а не повозке, которую еще в 1940 году списали в утиль и только война не позволила заменить ее на более годный образец, который к началу ВОВ был выпущен в пяти экземплярах. И да, поучаствовал в боях.
      1. Толстый
        Толстый 18 мая 2020 11:13 Новый
        0
        Много раз перечитал сообщение даже .. Подумал. Событие.....
  5. Eug
    Eug 17 мая 2020 07:03 Новый
    +11
    Статья еще раз подтверждает, что грамотное ТЗ во многом определяет успех разработки, а нерациональными требованиями можно "убить" любую перспективу.
  6. геолог
    геолог 17 мая 2020 08:25 Новый
    +1
    Величие Франции ! Мой отец читал мемуары де Голля в подлиннике и в застольном настроении вообще сбивался с родного тамбовского на гасконский. Могли ведь они сделать чудо танк, но опоздали и истратили время, деньги на суперлинкоры и суперкрепости, а не шибко это пригодилось против панцердивизионов.
    1. abc_alex
      abc_alex 17 мая 2020 10:01 Новый
      +8
      Я думаю, ваш папа (ударение, как водится на последний слог) не мало лестного и доброго рассказывал в периоды гасконского красноречия про англичан. Ведь по сути дела, это на их совести сорванные воиФранции программы перевооружения авиации и сухопутных войск. Ведь когда бриты сняли с немцев часьичные лграничения в развитии флота, французы оказались вынужденными значительную часть средств бросить на флот, который без этой британской подставы вполне устраивал Францию. Линия Мажино, конечно тот ещё мегапроект, да и сама Франция допустив ремилитаризацию рейнской зоны подложила себе изрядную свинью, но участия англичан в срыве французских оружейных программ середины-конца 30-х годов не замечать не получится.
      1. геолог
        геолог 17 мая 2020 10:48 Новый
        +1
        Он обожал своих французских друзей и отказался подать руку немцу в клубе. Французы кричали "Браво !" в этом эпизоде. Поражение Франции воспринимал болезненно. Мои шуточки по поводу де Голя в роли кадета сэра Уинстона пресекал с яростью.
        1. Стас1973
          Стас1973 17 мая 2020 14:37 Новый
          -4
          Можно еще добавить, что первые танки с рациональнм наклоном брони это не у нас и не Т34, а у французов. И первый танк с дизелем это тоже не у нас, а у япоцев. А у нас, это опять же не Т34, а БТ7М, созданый для войск НКВД и выпущенный весьма в товарных количествах
          1. Альф
            Альф 17 мая 2020 20:58 Новый
            +1
            Цитата: Стас1973
            а БТ7М, созданый для войск НКВД и выпущенный весьма в товарных количествах

            Вот это накрыло коллегу !
        2. voyaka uh
          voyaka uh 17 мая 2020 14:45 Новый
          +4
          Де Голль высадился на побережье родной Франции только через две недели
          после начала операции союзников. Когда во Франции находилось уже
          пол-миллиона американских и английских солдат.
          Далее, его части только мешали общему наступлению. Они пьянствовали
          в городках вместе с освобожденным народом, срывая график наступления.
          Мемуары Де Голля - вранье. Как и вся "история освобождения Франции",
          которую он придумал, когда стал президентом.
          1. iouris
            iouris 17 мая 2020 18:13 Новый
            +3
            Цитата: voyaka uh
            высадился на побережье родной Франции

            Для него Франция была скорее "неродная". В "родной" Франции он был объявлен предателем и дезертиром. По законам военного времени коллаборационисты могли его расстрелять. "Родная" Франция во время войны воевала на стороне Гитлера. И трудилась во славу нацистского (и европейского) рейха (после войны заводы Рено, большого поклонника Гитлера, были национализированы, а его самого просто забили в тюряге). Экзюпери писал об этом: старался представить себе, как будет проходить будущая встреча с этими "поклонниками", и не смог...
            1. abc_alex
              abc_alex 18 мая 2020 01:45 Новый
              0
              Цитата: voyaka uh
              Де Голль высадился на побережье родной Франции только через две недели
              после начала операции союзников. Когда во Франции находилось уже
              пол-миллиона американских и английских солдат.
              Далее, его части только мешали общему наступлению. Они пьянствовали
              в городках вместе с освобожденным народом, срывая график наступления.
              Мемуары Де Голля - вранье. Как и вся "история освобождения Франции",
              которую он придумал, когда стал президентом.


              Справедливости ради, особого энтузиазма перспектива войны бок о бок с британцами вряд ли могла вызвать у кого-то из французских военных. За бритами было изрядно "долгов".
              1. voyaka uh
                voyaka uh 18 мая 2020 11:56 Новый
                +1
                Британцы и французы воевали бок-о-бок всю Первую Мировую войну.
                И вместе отступали к Нормандии в 1940. Все было нормально.
                Вопрос был в невероятном эгоизме Да Голля. Он скорее бы удавился
                (что было бы полезнее в 1944) , чем воевал под началом американцев.
                ---
                Де Голлю, справедливости ради, нельзя отказать в личной храбрости.
                Которую он доказал в 1940. Но самодурство давлело в его решениях.
                1. abc_alex
                  abc_alex 18 мая 2020 15:38 Новый
                  0
                  Цитата: voyaka uh
                  Британцы и французы воевали бок-о-бок всю Первую Мировую войну.
                  И вместе отступали к Нормандии в 1940. Все было нормально.
                  Вопрос был в невероятном эгоизме Да Голля. Он скорее бы удавился
                  (что было бы полезнее в 1944) , чем воевал под началом американцев.
                  ---
                  Де Голлю, справедливости ради, нельзя отказать в личной храбрости.
                  Которую он доказал в 1940. Но самодурство давлело в его решениях.


                  Это "самодурство и эгоизм" Де Голля между прочим привели Францию в стан стран-победительниц. И в состав постоянных членов СовБеза ООН. Так что я бы попросил :)

                  А англичане так нагадили французам с 1935 года, что французские лётчики вполне себе спокойно воевали в составе люфтваффе, не испытывая угрызений. Один только расстрел французского флота англичанами стоил любого отступления.
                  1. voyaka uh
                    voyaka uh 18 мая 2020 16:01 Новый
                    0
                    "французские лётчики вполне себе спокойно воевали в составе
                    люфтваффе, не испытывая угрызений."///
                    ----
                    Угрызения совести вообще не свойственны французам.
                    Выпил хорошего красного вина, закусил вкусными морепродуктами...
                    и все прошло. Люблю отдыхать во Франции. Красивая страна.
                    Но воевать бы предпочел однозначно в армии английской,
                    если выбирать из двух.
                    1. abc_alex
                      abc_alex 18 мая 2020 21:46 Новый
                      0
                      Цитата: voyaka uh

                      Угрызения совести вообще не свойственны французам.
                      Выпил хорошего красного вина, закусил вкусными морепродуктами...
                      и все прошло. Люблю отдыхать во Франции. Красивая страна.
                      Но воевать бы предпочел однозначно в армии английской,
                      если выбирать из двух.


                      Вот интересно, напиши я что-то подобное про евреев, меня бы сразу отправили в вечный бан или для начала вывесили на доску позора? Вояка, не уподобляйтесь. Не красит.

                      Английская армия во 2МВ покрыла себя в большей степени позором, чем славой. Французы хотя бы попытались. Британцы даже не пробовали. До 1944 сидели под лавкой на островах и носа оттуда не казали. Кабы восточный фронт не отвлекал у немцев большую часть ресурсов, Роммель их и из Африки бы выгнал. Торчали бы на "главном театре военных действий 2МВ" -- в Бирме. Если бы СССР не пошёл в Восточную Европу и Германию, английская армия так и осталась бы на островах.
                      1. voyaka uh
                        voyaka uh 18 мая 2020 23:09 Новый
                        +1
                        "Английская армия во 2МВ покрыла себя в большей степени позором, чем славой"///
                        ----
                        Вот те здрасьте! Английская армия сумела защитить свою страну от иностранного вторжения.
                        Немецкие солдаты не ступили на британскую землю (кроме островка Джерси).
                        Это и есть главная задача ЛЮБОЙ армии.
                  2. nks
                    nks 18 мая 2020 16:08 Новый
                    -1
                    Цитата: abc_alex
                    французские лётчики вполне себе спокойно воевали в составе люфтваффе

                    Это какие?



                    Цитата: abc_alex
                    Один только расстрел французского флота англичанами стоил любого отступления

                    Расстрел именно флота -- это изрядное преувеличение. В принципе, бритов можно понять, но получилось действительно глупо и некрасиво.
                    1. Alexey RA
                      Alexey RA 18 мая 2020 17:00 Новый
                      0
                      Цитата: nks
                      Расстрел именно флота -- это изрядное преувеличение.

                      С учётом Дакара - никакого преувеличения. Под огонь лайми попали все новые "большие горшки" французского флота - "Дюнкерк", "Страсбург" и "Ришелье".
                      1. nks
                        nks 18 мая 2020 17:47 Новый
                        0
                        Вообще нападению в Дакаре и Мерс-эль-Кебире подверглось ~10% французского флота, поэтому говорить о даже потенциальной нейтрализации французского флота как такового вряд ли возможно. В итоге же бриты смогли потопить (полностью вывести из строя) один из самых старых фр линкоров и 1-2 две подлодки, убив при этом пару тысяч французов (как известно, открыв огонь в Мерс-эль-Кебире до указанного ими же времени -- поэтому в Дакаре с ними не стали даже разговаривать), а заодно несколько сот своих + материальный ущерб RN. То есть военный эффект практически нулевой, а дипломатический отрицательный.
                      2. Alexey RA
                        Alexey RA 18 мая 2020 19:21 Новый
                        0
                        Цитата: nks
                        В итоге же бриты смогли потопить (полностью вывести из строя) один из самых старых фр линкоров и 1-2 две подлодки

                        А как же "Дюнкерк"? wink
                        Половина ходовых новых ЛК в минус.
                      3. nks
                        nks 19 мая 2020 14:06 Новый
                        0
                        Ключевые слова потопить (полностью вывести из строя) В том числе и Дюнкерк был отремонтирован -- если это было кому-нибудь сильно надо, то это сделали бы быстрее. И так уже было понятно тогда, что война не полгода продлиться.
                        Понимаете, военные обычно выполняют конкретные задачи разного уровня, а не просто бьются стенка на стенку.
                        Уж на 100% не скажу, но наверное у бритов была задача нейтрализовать французский флот.
                        Вообще он тот момент и так был нейтральным -- по договору с немцами он оставался французским и оставался нейтральным.
                        Франция вышла из войны и перестала быть союзником UK, но не стала союзником Германии. Но что бриттам до франко-немецких договоров --
                        они вполне резонно опасаются появление французских кораблей в качестве противника. Перед войной у RN не было серьезного преимущества перед французским,
                        итальянский же, оставаясь серьезной силой, был откровенно третьим. Британия с Францией полностью доминировали над Италией в Средиземноморье
                        и Атлантике, Британия против Италия+Франция была уже просто слабее. Британии нужно было как максимум перетянуть французский флот к себе и
                        как минимум подтвердить его нейтральность. В итоге же бриты фактически начали войну против Франции, не объявив ее. Атаки бритов по французский территории,
                        оккупированной немцами, вполне легитимны, но атака французских кораблей в нейтральном статусе -- нет. То есть бриты получали себе в противники фр флот,
                        потопив один крупный и старый вымпел. Повторюсь, я понимаю сам посыл бритов, но то что было сделано, было сделано топорно и им просто повезло.
                2. abc_alex
                  abc_alex 18 мая 2020 21:24 Новый
                  0
                  Цитата: nks
                  Это какие?

                  Которым не повезло служить в колониях.

                  Цитата: nks
                  Расстрел именно флота -- это изрядное преувеличение. В принципе, бритов можно понять, но получилось действительно глупо и некрасиво.

                  Понять то можно кого угодно. Вопрос в том, чтобы оценить в рамках историзма оправданность действий. Французы ведь не сопротивлялись и там, где англичане не проявляли слоновой твердолобости дело обошлось разоружением кораблей и переносом критически важных узлов орудий в британское дип. представительство. А там, где адмиралы не пожелали проявить изощрённость ума, погибли люди. Французы то тоже были в непростой ситуации, у матросов и офицеров во Франции в оккупации оставались семьи и отдать их в руки оккупационной администрации было, не то, чтобы радостно. Немцы то ультиматум ставили весьма недвусмысленный.
                  1. nks
                    nks 19 мая 2020 14:14 Новый
                    0
                    Цитата: abc_alex
                    Которым не повезло служить в колониях.

                    Вы хотите сказать, что все летчики, которые служили в колониях дружно перешли на службу в люфтваффе? Где вы такое вычитали?

                    Цитата: abc_alex
                    Французы ведь не сопротивлялись

                    Не было такого -- везде сопротивлялись, у них присяга. Просто в Александрии бритам хватило ума договориться и подтвердить нейтральный статус, а потом они уже перешли под фр командование Де Голля

                    Цитата: abc_alex

                    . Французы то тоже были в непростой ситуации, у матросов и офицеров во Франции в оккупации оставались семьи и отдать их в руки оккупационной администрации было, не то, чтобы радостно. Немцы то ультиматум ставили весьма недвусмысленный

                    ммм. Какой ультиматум? У французов в данном случае была очень простая неприятная ситуация -- на них напали корабли другого государства.
      2. Толстый
        Толстый 18 мая 2020 11:50 Новый
        -1
        Умляут Ага.
      3. nks
        nks 18 мая 2020 14:43 Новый
        0
        Ух, диванный вояка -- опять вы рассуждаете о том, что не знаете. Диван был лучше починили. Во-первых, собственно Де Голль мало пишет непосредственно о боевых действиях (подробности практически только о взятии Парижа). Для этого есть историки, которые работают с первичными документами. Не верите Де Голлю -- читайте Черчилля, который, кстати, трудно в симпатиях к нему заподозрить. В частности, в письме Рузвельту от 24 ноября 1944 г он пишет "Блестящие успехи французов на юге". В мемуарах Черчилля есть подробности о действиях фр частей в Италии. Кстати, именно Черчилль настоял на отсрочке высадки в южной Франции, которая проводилась по большей части французскими силами и которая изначально планировалась до или одновременно с Оверлордом -- британцам эти части нужны были в Италии.
        1. Alexey RA
          Alexey RA 18 мая 2020 17:15 Новый
          0
          Цитата: nks
          В мемуарах Черчилля есть подробности о действиях фр частей в Италии.

          Тут недавно как раз писали про успешные действия французских частей в Италии - против мирного населения (Marocchinate). smile
          1. nks
            nks 18 мая 2020 17:53 Новый
            0
            И? Не читал, но подозреваю, что это фальшивка, как обычно. То, что там были отвратительные случаи насилия, французы не отрицают (не важно, что это были марокканцы -- за них отвечают французы), но в том виде, в котором любят представлять тут псевдопатриоты -- это не более, чем уподобление нацистским пропагандистам.
  7. Толстый
    Толстый 17 мая 2020 13:38 Новый
    0
    Мдя... Хорошо сказали, правильно. Немного не учли. Ну теперь не важно.
    У Франции особая стать.
    Это именно они разработали бомбу. Еще до войны.... Хорошо, что германцы их слили, а то не в Японии; был бы "атомный дом"....
    1. синоби
      синоби 18 мая 2020 10:37 Новый
      0
      Э-э-э,а поподробней,про бомбу?
      1. Толстый
        Толстый 18 мая 2020 12:43 Новый
        0
        Невозможно, Друже. Подробней это длинная история возможно Олегычу с архивоми по силу с доказывать
        А бомбу, прости Всевышний, в Харькове придумали
  • Mavrikiy
    Mavrikiy 17 мая 2020 10:33 Новый
    0
    Цитата: геолог
    Могли ведь они сделать чудо танк

    Могли и сделали "Эклерк", правда это было уже в другой жизни. feel
    1. Вольный ветер
      Вольный ветер 17 мая 2020 12:06 Новый
      +2
      Так то после войны они понеслись, галопом в танкостроении. Первенец для опытов АРЛ-44, с мощной корабельной пушкой, потом фактически Королевский Тигр, ЕЛК, АМХ с автоматом заряжания, это в начале 50-х годов, Ну и конечно Леклерк- эклерк.
      1. Толстый
        Толстый 18 мая 2020 14:13 Новый
        -1
        Мням . Ле клерк звался ну фига се оччепятка.
    2. Толстый
      Толстый 18 мая 2020 13:00 Новый
      0
      Цитата: Mavrikiy
      Цитата: геолог
      Могли ведь они сделать чудо танк

      Могли и сделали "Эклерк", правда это было уже в другой жизни. feel

      Да
    3. Толстый
      Толстый 18 мая 2020 14:23 Новый
      0
      Интересно дайте полистать!!!
  • Mavrikiy
    Mavrikiy 17 мая 2020 10:24 Новый
    +3
    Автор, где ТТХ, пусть даже первоначальные? request
    По уровню вооружения и своей мобильности новый средний танк был сопоставим с лучшими средними танками союзников – советским Т-34 и американским M4 «Шерман».
    Ну это в школу...Может там объяснят, что французская 75-мм пушки с длиной ствола 32 калибра. не есть тождество с марта 1941 года на Т-34 стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-34 (образца 1941 года) с длиной ствола 41,5 калибра и тем более 75 мм «Шермана»
    1. Альф
      Альф 17 мая 2020 21:01 Новый
      +1
      Да еще и стрелять из 32 калибров на две тысячи...Ну, если только по Т-1.
    2. Толстый
      Толстый 18 мая 2020 12:05 Новый
      0
      Друже, ну не важно это в массе . 34-85 пережил сто лет..
      Как то так...
    3. Толстый
      Толстый 18 мая 2020 18:48 Новый
      0
      Прости, брат... Все не хорошо было
      1. Толстый
        Толстый 18 мая 2020 18:50 Новый
        0
        Чем могли.....
  • Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 17 мая 2020 13:34 Новый
    +1
    Нормальные делают танк, пусть и не супер совершенный, а потом модернизируют. Сначала надо получить определенное число танков на случай нынешней войны, а уж потом думать как получить совершенство. Французов заела жадность и вера, что Гитлер сначала попрет на СССР.
    1. Толстый
      Толстый 18 мая 2020 22:09 Новый
      0
      Французов ка нелюбовь - презрение к своим военным много нехило значило. Не хотели они свою армиию уважать презирали офицеров. За что их справедливо наказал "Тевтонского гений" Быстро )) ))
  • PilotS37
    PilotS37 17 мая 2020 13:42 Новый
    +7
    Во-первых, в том, что проект так и не удалось реализовать, можно обвинять представителей Управления пехоты, которые практически каждый год меняли спецификацию и ТТХ на новую машину. Во многом это было связано с объяснимым желанием получить лучший в мире танк, но всему есть предел.

    В СССР в те времена шли по принципиально иному пути: "главное - получить хоть что-то серийное к строго определенному сроку". Сроки, конечно, сплошь да рядом не соблюдались, но в целом картина была именно такой: перед Войной, а затем и в ходе её в войска в большом количестве поступала новая современная техника. Техника эта была часто "сырой", с кучей проблем, но она была...
    Сегодня этот принцип активно критикуется. При этом приводятся вполне веские (с позиции послезнания) доказательства того, что можно было бы протянуть со сроками запуска в производство того же Т-34, но получить уже "полноценный" Т-34М, а не страдающий кучей врожденных недостатков Т-34[-76]. Возразить тут что-то сложно, так как все недостатки техники очевидно ухудшали условия "работы" её непосредственных пользователей и - в конечном итоге - приводили к бОльшему (чем могло бы быть в теории) количеству смертей на поле боя.
    Но вот мы видим, к чему приводит неумение провести вовремя "красную черту": с одной стороны - проблемный, но массовый и передовой по многим показателям танк, а с другой - голое седалище...
  • strannik1985
    strannik1985 17 мая 2020 18:51 Новый
    +1
    В командирской башенке, которая обеспечивала хороший

    Экипаж - 4 человека, в башне двое, командир - наводчик и заряжающий. Смысл башенки в отдельном командире, он попросту не успеет командовать танком и наводить орудие.
  • Этнархист
    Этнархист 18 мая 2020 10:25 Новый
    +1
    Статья не полная , надо добавить коменты опытных игроков wot , и добавить ттх всей французкой ветки : laughing
  • Толстый
    Толстый 18 мая 2020 13:03 Новый
    +1
    [quote=Толстый][quote=Mavrikiy][quote=геолог]Могли ведь они сделать чудо танк[/quote]
    Могли и сделали "Эклерк", правда это было уже в другой жизни. feel[/quote]
    Хорошая машина
  • deddem
    deddem 17 июня 2020 21:32 Новый
    0
    Если верить докладной записке инспектора танковых войск Келлера от мая 1940, по танку Рено было сделано уже больше чем деревянный макет - в сборке находился прототип из броневой стали, коробка передач, и два двигателя были на стендовых испытаниях.
    Эта информация в принципе бьётся и по другим документам: в акте взаимозачета между Рено и Шнейдером за конфискованные немцами материалы упоминается комплект корпусной брони для G1 (по балансовой стоимости примерно соответствует комплекту для одного танка B1bis после раскройки, но до окончательной обработки); также есть ряд писем от государственного КБ ARL, где Рено требуют отдать им три мотора (два от G1 и один - экспериментальный) для оснащения предсерийных тяжей B1ter, как более срочной и неотложной работы.
    Так что в сентябре 1940 G1 от Рено вполне мог выйти на ходовые испытания (без вооружения, разумеется, с этим все было совсем плохо).
  • Дедок
    Дедок 19 июня 2020 10:20 Новый
    0
    "...Отдельной проблемой стало техническое оснащение нового танка. И если с трансмиссией и конструкцией шасси французские компании могли справиться, то спроектировать достаточно мощный дизельный двигатель французская промышленность смогла лишь после войны..."

    хочется в очередной раз остановиться здесь, на этом месте:
    чтобы здесь(ВО) не писали - нет документов, подтверждающих природу появления В-2, а он появился - "на ровном месте", но такого в машиностроении не бывает.
    В то же время хочется отметить роль государства (СССР) в становлении нашей техники: закупались перспективные образцы, во время Великой депрессии - приглашались конструктора, закупалось новейшее оборудование... когда же разработку ведут частные компании, то этого ничего быть не может и на выходе мы видим то, про что статья.