Назло Oshkosh. «Калам-1»: последний армейский грузовик ЗИЛа


ЗИЛ-4334А1, разработанный в рамках ОКР "Калам-1". Источник: 5koleso.ru


ЗИЛ-131: проводы на пенсию


Еще в 1977 году на ЗИЛе предприняли первые попытки заменить 131-й грузовик. Военные потребовали оснастить новинку дизельным мотором ЗИЛ-645, поднять грузоподъёмность до 4 тонн, а также заменить кабину способной противостоять оружию массового поражения конструкцией. Кроме этого, в армии планировали в дальнейшем локально бронировать кабину нового грузовика, поэтому ни о каком панорамном гнутом стекле речи быть не могло. Первые опытные образцы, созданные в 1977 году в бортовом варианте, получили название ЗИЛ-132 (в некоторых источниках – ЗИЛ-136). Здесь главное не перепутать данную машину с трехосным плавающим вездеходом ЗИЛ-132 специального конструкторского бюро ЗИЛ.

Кабина новой машины была угловатой формы – именно она стала прообразом для машин следующего поколения. Сам индекс 4334 для бортовой машины появился в 1981 году, однако кабину опытному грузовику по какой-то причине вернули от ЗИЛ-131. Этот гибрид получил усиленную раму, наконец-то дизельный V-образный восьмицилиндровый 185-сильный мотор, автоматическую муфту включения вентилятора, автоматический предпусковой подогреватель, усилитель в приводе сцепления, лебедку с волновым редуктором и новые радиальные шины. Эта машина также осталась в разряде экспериментальных.


ЗИЛ-132. 1977 год. Первая попытка заменить ЗИЛ-131. Источник: en.wheelsage.org

Спустя 8 лет, в 1989 году, появляется третий вариант кабины на машине с длинным наименованием ЗИЛ-433410. В этом исполнении кабина частично унифицировалась с гражданской от ЗИЛ-4331, которая выпускалась малыми сериями с 1986 года. Новый грузовик мог брать на борт 3,75 тонны полезной нагрузки и оснащался многотопливным дизельными 170-сильным мотором. Ветровое стекло теперь было разделено на две плоские части, что позволяло в том числе монтировать бронестекла.

В 1994 году переднюю облицовку окончательно унифицируют с гражданскими грузовиками и в очередной раз обновленный грузовик именуется ЗИЛ-433420. В танкоремонтном исполнении эти машины ушли в экспорт вместе с заказанными индийскими ВС танками Т-90. Также для зарубежных покупателей москвичи разработали очередной гибрид – ЗИЛ-131Д с 145-сильным дизелем 145Т «Файзер» от компании «Перкинс». ЗИЛ-433420 стал лучшим воплощением концепции 131-й машины вкупе с дизельным мотором, который обеспечивал грузовику запас хода в 1300 километров.




Так могли выглядеть преемники ЗИЛ-131. Источник: gruzovikpress.ru


Армейский ЗИЛ-4343. Отличия от предшествующего ЗМЛ-131 только в кабине и моторе. Источник: en.wheelsage.org


ЗИЛ-433420. Источник: gruzovikpress.ru


ЗИЛ-433420. Источник: militaryarms.ru





Назло Oshkosh. «Калам-1»: последний армейский грузовик ЗИЛа
ЗИЛ-433420 на открытой площадке №1 музея Рязанского военного автомобильного института (РВАИ). Источник: denisovets.ru






Еще один представитель многоликого зиловского семейства — ЗИЛ-433410 с измененным оперением кабины. Обратите внимание на ветровое стекло — именно такую конструкцию внедрили позже на машинах "Калам-1". Открытая площадка №1 музея Рязанского военного автомобильного института (РВАИ). Источник: denisovets.ru


Описывая армейскую историю ЗИЛа 90-х годов, нельзя не упомянуть про еще один автомобиль, собранный из агрегатов разных моделей. Это двухосный ЗИЛ-432730 с грузоподъемностью 2,3-2,4 тонны, который поставили в мелкосерийное производство в 1996 году. Машину собирали из агрегатов трансмиссии и колес ЗИЛ-131, минского дизеля (опять с длинным именем) Д-245.9 ММЗ Е2, кабины от 4334 и оперения от «Бычка». В начале 2000-х годов, когда в армии стала ощущаться нехватка бортовых машин для ВДВ, на Московском автозаводе решили протолкнуть свой гибрид в рамки гособоронзаказа. Но к авиадесантируемым машинам требования несколько жестче, чем к обычным армейским грузовикам, предстояло пройти копровые испытания. В чем они заключаются? Грузовик крепят к специальной платформе, поднимают на 1 метр и более, а потом сбрасывают на бетон. Это имитирует жесткое приземление машины с парашютной системой. После такого неслабого падения грузовик для ВДВ должен еще и контрольный пробег совершить. Естественно, зиловцам пришлось укреплять у армейского «Бычка» раму и подвеску, а также копить деньги на контрольный сброс.




ЗИЛ-43273Н, несостоявшаяся замена ГАЗ-66. Источник: en.wheelsage.org

Вся процедура проводилась столичным ФГУП «Универсал» — Московским конструкторско-производственным комплексом. Стоила она около 8 млн. рублей. Денег у заводчан не нашлось, копровые испытания не состоялись, что поставило крест на будущем ЗИЛе для ВДВ. Кстати, в Набережных Челнах для испытательного копрования КамАЗ-43501 деньги появились, а потом появился и соответствующий контракт Министерства обороны. Инженеры Московского автозавода после драки долго махали кулаками, уверяя, что их «Бычок» лучше КамАЗа подходил по массогабаритным параметрам для замены ГАЗ-66. Нижнетагильская машина была заметнее крупнее ЗИЛа и тем более ушедшего на покой «Шишиги». Следствием этого стала высокая парусность грузовика, что требовалось учитывать при выброске из самолета. Пожалуй, этот провал стал предпоследней попыткой завода ухватиться за спасительный оборонный заказ. ЗИЛ, который в лучшие советские времена обеспечивал до 40% потребностей армии в колесной технике, шаг за шагом отдалялся от российского рынка вооружения. Последней попыткой закрепиться стала опытно-конструкторская работа «Калам-1», ставшая прорывной во многих смыслах.

Российский Oshkosh


По одной из версий, озвученной в издании «Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра», идея старта ОКР «Калам-1» пришла в Главное автобронетанковое управление под впечатлением от американских грузовиков Oshkosh MTVR. Это машины приходили на место M939, который во многом был аналогом (хотя и более тяжелым) отечественных ЗИЛ-131 и Урал-4320. И вот в мае 2001 года в США появляется MTVR (Medium Tactical Vehicle Replacement) «средний тактический автомобиль замены» для морской пехоты и ВМС.


Oshkosh MTVR. Машина, на концепцию которой ориентировались инженеры ОКР "Калам-1". На массогабаритные параметры, естественно, не обращали внимание. Источник: en.wikipedia.org

Для армии Соединенных Штатов эта машина была очень современной: 6-цилиндровый 11,9-литровый дизель Caterpillar C-12 (425 л. с.), автоматическая 7-диапазонная КПП Allison с электронным управлением, независимая рычажно-пружинная подвеска ТАК-4 с ходом каждого колеса от 325 до 406 мм, электронная система изменения давления в шинах, автоматическая регулировка силы тяги на колесах, АБС, а также сварная алюминиевая кабина. На данный момент Oshkosh поставил в войска уже более 10 тыс. грузовиков, в том числе оснащенных локальным бронированием MTVR Armor Systems. В гамме грузовиков присутствуют как относительно легкие машины 4х4, так и огромные 8х8 грузоподъемностью в 16,5 т. Oshkosh MTVR успел повоевать в Ираке, где очень хорошо себя зарекомендовал (очевидно, по этой причине он и привлек внимание российских военных). Интересно, что создавать аналогичный по габаритам грузовик в ГАБТУ не планировали – самый легкий вариант МК23 тянул на 13 с лишним тонн снаряженной массы. Это скорее была работа для Кременчугского автозавода, чем для ЗИЛа. Поэтому в технических требованиях к перспективному ЗИЛу проекта «Калам-1» серьезно уменьшили относительно американского аналога и грузоподъемность, и габариты.

В 2004 году АМО-ЗИЛ разработали две машины с длинными индексами (в очередной раз) 4327А1 и 4334А1. Первый грузовик был двухосным и с грузоподъемностью 2,5 тонны, а второй — с тремя осями и полезной нагрузкой в 4 тонны. Внешне машины «Калам-1» практически не отличались от армейских грузовиков предыдущих серий, разве что раздельные ветровые стекла выдавали в ЗИЛе специфическое предназначение. Однако по техническому содержанию «Каламы» серьезно ушли от своего далекого предка ЗИЛ-131. Основным девизом разработчиков был: «Модульность и унификация!» Это видно даже на примере моторов. На двухосном ЗИЛ-4327А1 ставили 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-534 мощность 173 л. с., а для шестиколесного «Калама» добавляли еще два цилиндра по 1,1 литра каждый и получался уже 230-сильный ЯМЗ-536. Эти моторы были разработаны в Ярославле практически с нуля при поддержке зарубежной инжиниринговой конторы AVL List, оснащались системой впрыска топлива Common Rail от Bosch, охладителем наддувочного воздуха (интеркулером) и электроникой для предотвращения чрезмерных оборотов мотора. Для начала XXI века эти двигатели были вполне современными не только для армейской эксплуатации, но и для гражданского рынка.




ЗИЛ-4334А1 "Калам-1". Обратите внимание на узлы передней независимой подвески. Источник: en.wheelsage.org

Конечно, ни о какой автоматической коробке переключения передач машины семейства «Калам-1» не могли мечтать – в России не умели делать такие агрегаты для подобной техники. Как, впрочем, не умеют делать и сейчас. На ЗИЛ-4327А1 москвичи установили механическую 5-ступенчатую коробку СААЗ-136А2, а старший товарищ получил КПП собственной разработки ЗИЛ-4334К2 с 6-ю ступенями. При этом оба агрегата потенциального могли «переваривать» больший крутящий момент, чем выдавали ярославские моторы. Это был задел на дальнейшую модернизацию грузовиков.

Важным отличием от древней конструкции ЗИЛ-131 был постоянный полный привод, от капризной системы подключения переднего моста решено было отказаться. Общая схема трансмиссии осталась прежней с одним проходным мостом в версии 6х6, но дополнительно появились задние межосевые и межколесные дифференциалы. Колею увеличили с 1820 мм (ЗИЛ-4334 и предшественники) до 2030 мм, что позволило двигаться след в след по бездорожью с более тяжелыми машинами «Урал» и КамАЗ.


ЗИЛ-4334А1 "Калам-1". Источник: gruzovikpress.ru

Одним из главных преимуществ «Каламов» была полностью независимая подвеска всех колес. Это, во-первых, серьезно улучшало плавность хода и проходимость, а, во-вторых, позволяло реализовать принцип модульности. Теперь относительно безболезненно можно было «подкатить» грузовику еще одну ведущую ось. На машинах семейства ЗИЛ-131, напомним, сзади была балансирная рессорная подвеска. Надо отметить, что инженеры ЗИЛа к конструкции подвески подошли нетривиально, установив в качестве упругого элемента составной торсион. Это был стержень в трубе, выполненный из высоколегированной стали. Получилось относительно компактно, надежно и прочно. Кстати, внешне грузовики «Калам-1» с пустым кузовом можно отличить на фотографиях еще и по небольшой «косолапости» задних колес, вызванной особенностями конструкции независимой подвески. В итоге получилась отличная ходовая часть, хотя и несколько перетяжеленная: коэффициент использования массы грузовика снизился. Теперь более грузоподъемные КамАЗы и Уралы выигрывали по этому показателю у московских «Каламов». К примеру, КамАЗ-43114 при снаряженной массе 9030 кг мог брать на борт 6,09 тонны, а ЗИЛ-4334А1 — всего 4 тонны при снаряженной массе в 8,53 тонны. Тем не менее, за счет более совершенного силового агрегата на удельном расходе топлива это сказалось не так существенно.

Как уже можно понять, «Калам-1» ни в одном из вариантов так и не появился в Российской Армии. Пройдя весь цикл испытаний ГАБТУ, военное ведомство не выдало заказ на этот во многом уникальный для отечественной промышленности грузовик. Вслед за последним армейским грузовиком ЗИЛ умерло и основное производство Московского автомобильного завода.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Оби Ван Кеноби 19 мая 2020 06:19 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    А почему "Калам" ?
    Калам, в переводе с узбекского (тюркского) - карандаш.
    1. Вольный ветер 19 мая 2020 08:55 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      Изначально назывался " калым".( За тебя калым отдам, душу дьяволу продам.) Но букву Ы вырезать нелегко, то заменили Ы на А. Ну и бригаду которая изготавливала Ы , можно сократить. Стало "Калам" laughing
    2. lucul 19 мая 2020 08:59 Новый
      • 17
      • 4
      +13
      А почему "Калам" ?
      Калам, в переводе с узбекского (тюркского) - карандаш.

      Да кому-то в Москве, земля , которую занимает завод приглянулась , под гостиницы там или рестораны . Вот и решено было банкротить ЗИЛ .
      Других причин я в упор не вижу.....
      1. Katanikotael 19 мая 2020 18:12 Новый
        • 4
        • 0
        +4
        Просто камазы с их темпами выпуска всю нишу как на гражданке так и в армейке потеснили, уралу повезло зацепиться и выжить когда завод камазовских движков сгорел, иначе и его бы вытеснили.
      2. неглавный 20 мая 2020 01:06 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Цитата: lucul
        А почему "Калам" ?
        Калам, в переводе с узбекского (тюркского) - карандаш.

        Да кому-то в Москве, земля , которую занимает завод приглянулась , под гостиницы там или рестораны . Вот и решено было банкротить ЗИЛ .
        Других причин я в упор не вижу.....

        Вот не в бровь, а в глаз сказано!!!
      3. ccsr 20 мая 2020 11:34 Новый
        • 3
        • 1
        +2
        Цитата: lucul
        А почему "Калам" ?
        Калам, в переводе с узбекского (тюркского) - карандаш.

        Да кому-то в Москве, земля , которую занимает завод приглянулась , под гостиницы там или рестораны . Вот и решено было банкротить ЗИЛ .
        Других причин я в упор не вижу.....

        Вы думаете что московский офисный планктон рванет работать на ЗиЛ, если его восстановят? Не смешите - опять придется лимитчиков набирать по всей стране, а скорее всего гастарбайтеров из Средней Азии завозить. Так что одна из главных причин почему такие массовые производства закрылись в столице это отсутствие квалифицированной рабочей силы для таких предприятий. Ну и старение московского населения так же причина, почему в столице больше не станут развивать подобные производства, где основной контингент все-таки люди более молодого возраста.
        1. bk316 20 мая 2020 20:52 Новый
          • 0
          • 0
          0
          что одна из главных причин почему такие массовые производства закрылись в столице это отсутствие квалифицированной рабочей силы для таких предприятий.

          Не только эта, но еще логистика. Такое производство в центре города создает массу логистических проблем.
          Ну и "мелочи" типа загрязнений, стоимости земли....
          Поэтому ЗиЛ надо было выводить за МКАД по любому.
          Не случайно же АЗЛК строили практически за городом.

          Ну а тут КАМАЗ развернулся вот и не склалось, Вроде же даже были планы в Серпухов вывести....
          Эх у меня друг работал испытателем на ЗиЛе...
          1. ccsr 21 мая 2020 12:19 Новый
            • 2
            • 0
            +2
            Цитата: bk316
            Не только эта, но еще логистика. Такое производство в центре города создает массу логистических проблем.

            Абсолютно верно - столица при Промыслове уже задыхалась, хоть метро и работало отлично.
            Цитата: bk316
            Поэтому ЗиЛ надо было выводить за МКАД по любому.

            Конечно - так же как это делали при строительстве сборочного завода Форд во Всеволожске уже позже после развала СССР.

            Цитата: bk316
            Вроде же даже были планы в Серпухов вывести....

            Там Оку выпускали одно время - я это помню. Так что в дальнем Подмосковье можно было организовать производство ЗиЛ, хотя я думаю, что при желании можно было выбрать и другую область.
            В общем закрытие ЗиЛа в Москве было связано не с развалом СССР, а потому что такие производства в столицах не открывают из-за многих проблем, и его участь уже была предрешена еще раньше.
      4. Pavel57 20 мая 2020 17:17 Новый
        • 0
        • 0
        0
        А не было ли СССР избытка автомобильных заводов?
        1. LastPS 22 мая 2020 21:02 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Не было. Они, обычно, профилировались под что-то определенное, да и конкуренция, даже при плановой экономике должна быть, иначе все скатывается в монополию с печальными последствиями для конечного потребителя.
    3. iouris 19 мая 2020 10:53 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: "Кала́м (араб.— слово, речь) — в средневековой мусульманской литературе: всякое рассуждение на религиозно-философскую тему, а также, в специальном значении, спекулятивная дисциплина, дающая догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам. Калам называют также рационалистической теологией и одним из основных направлений арабо-мусульманской философии, отмечая, что недопустимо считать калам мусульманской ортодоксией." Конец цитаты.
      А почему "назло"???
  2. Вольный ветер 19 мая 2020 06:45 Новый
    • 23
    • 1
    +22
    Некоторые вещи описанные в статье просто бесят. Эти вот копровые испытания, 8 миллионов рублей, это лям зелени, за что?!?! Что нужно для испытаний. Досок кубометр, рулетка, веревок метров 200, и топор .или мясницкий нож, все , понимаете все ,больше ничего не надо. Сколотили платформу, Зачекеровали ее как парашютную систему, загнали машину. Подняли на метр, рулеткой замерили, причем тщательно. и перерезали ножом веревку. Посмотрели рама , рессоры целые, нет, все , все испытания. Все остальное от лукавого. Что ты там измерял, ой у нас камеры дорогие, мы замеры делали, да мне все равно что вы там делали.. Да и сейчас эти одобрения типа....... ЗиЛок Бычок, унимог прикольная машинка. Про Ошкош , тех данные конечно впечатляют , движок мощнейший, АКПП семи скоростная, здорово. Все остальное не знаю где то и не по мне.. Подвеска независимая, ну передний мост да, а задние мосты, кажется это лишнее. АВС сейчас норма, для тех лет ого. Регулировка тяги на колесах, ну вискомуфты, да ну их в зад. Давление в колесах , ничего сложного. Кабина кажется не аллюминиевая. обычной конструкции. То что Ошкош изначально создавался с возможностью бронирования, это факт. У нас только недавно пришли к этому, спустя 30 лет, быстро поняли коньюктуру. Теперь Про наши ЗиЛы, Внешний вид, это хорошо. , Броню не навесишь, это плохо. Интегральный капот, это хорошо,( полностью облицовка откидывается) доступ к двигателю хороший. Раздельное остекление , более практичное чем панорамка, многие бы оценили. Независимая подвеска, передок да, задняя подвеска нет, однозначно. Сядьте в легковушку иномарку, вы сможете , по поведению машины понять какая там подвеска. Светотехника , бесит расположение фар в бампере, это вездеход, грязи зацепил,оптику выдавил, пень зацепил, бампер повело, фары не отрегулируешь уже, фары должны быть на крыльях, ну или и там и там. Самому поставить нельзя, изменение конструкции, штраф десятка. Жалко конечно, хорошая машина могла получится для сельской местности.
    1. serezhasoldatow 19 мая 2020 12:58 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      Копрове испытания проводят только на сертифицированных предприятиях и на сертифицированном оборудовании. Стоит это действительно ... больших денег.
      1. Вольный ветер 19 мая 2020 13:30 Новый
        • 10
        • 1
        +9
        Так , и какое же оборудование должно быть сертифицированным, именно для этих испытаний? Десантируемая платформа? Она по определению должна быть установленного образца, стоящего на вооружении, подвесная система, тоже , разъеденительная система, не знаю как правильно, тоже должна быть установленного образца. Что остается сертифицировать? Бетонный пол? Автокран? Рулетку.?Давайте возьмем аэродромную бетонную плиту, она по прочности сертифицирована, да. По прочности, всех устраивает, да. Автокран опять же сертифицирован, да, гостехнадзор пройден, да. Что остается? Рулетка.... О господи как ее дорого сертифицировать.............. Вдруг она на 0.1 микрона не точна, надо для проверки трех метровой рулетки 100 тыщ баксов . Деньги дерут да все. am
        1. serezhasoldatow 22 мая 2020 12:57 Новый
          • 0
          • 0
          0
          Для ОПК копрове испытания, важный этап по продвижению своих изделий. Что касается платформ, то универсальных нет. Для почти каждого изделия, которое десантируется, создается своя. Плавали, знаем. Все зависит от требований заказчика, а ВДВ ...
      2. Грица 19 мая 2020 17:08 Новый
        • 2
        • 2
        0
        Цитата: serezhasoldatow
        Копрове испытания проводят только на сертифицированных предприятиях и на сертифицированном оборудовании. Стоит это действительно ... больших денег

        Любая атобаза может провести такие испытания за цену в десяток раз дешевле.
    2. мордвин 3 19 мая 2020 19:51 Новый
      • 1
      • 0
      +1
      Цитата: Вольный ветер
      Раздельное остекление

      Это где? recourse Один приехал, Вован, поставь целиковое стекло, вон, половинка ни с того-ни с сего рассыпалась. Это на 130-ом - 131-ом, а на 4331 не было половинок.
      1. Вольный ветер 19 мая 2020 19:57 Новый
        • 0
        • 2
        -2
        На нижней фотографии, авто "Калам", хорошо видно. Где половинка рассыпалась, там и целиковое в крошево разлетится. Каленое стекло , по колхозному сталенит, это проклятие Русских водителей.
        1. мордвин 3 19 мая 2020 20:02 Новый
          • 1
          • 0
          +1
          Цитата: Вольный ветер
          На нижней фотографии, авто "Калам", хорошо видно.

          Мне такие не попадались ни разу.
          Цитата: Вольный ветер
          Каленое стекло , по колхозному сталенит, это проклятие Русских водителей.

          Зато нам, слесарям, во благо. Не то, что триплекс, который расколотить боишься при вставке.
          1. Вольный ветер 19 мая 2020 20:53 Новый
            • 1
            • 1
            0
            А что не так с триплексом, Только если он нормальный, а то я и тройку видел. . На камазе половинку вдвоем, со шнурком ну час, у нас ж опыта нету. Лишь бы кабина не поведеная была. А сталинит, да ну его. Иногда и не понятно, от чего он взрывается.
            1. мордвин 3 19 мая 2020 20:56 Новый
              • 2
              • 0
              +2
              Цитата: Вольный ветер
              А что не так с триплексом

              Вставлять его труднее. Каленое подолбил кулаком, оно и встало на место. А триплекс легко ломается, по нему не постучишь.
              1. Вольный ветер 19 мая 2020 21:12 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Нормальный триплекс пятерка допустим , весьма крепкий, конечно он дороже. Трояк конечно это трындец. Ну и вставлять нужно со шнурком. Так то раньше и столярам и стекольщикам был калым , не хотели, не умели, отказывались вырезать закругления на стеклах. У многих грузовых авто , и сплошь и рядом у тракторов, остекление кабин было с деревянными рамами.
                1. мордвин 3 19 мая 2020 21:15 Новый
                  • 0
                  • 0
                  0
                  Цитата: Вольный ветер
                  Ну и вставлять нужно со шнурком.

                  Хрен Вы на 130-ый со шнурком поставите. Только отвертка и прибаммбас, замок вставлять.
                  1. Вольный ветер 19 мая 2020 21:22 Новый
                    • 1
                    • 1
                    0
                    Кабина у 130 это конечно что то, она зараза с завода кривая. не спорю стекла вставлять очень тяжело, сколько было проклятий и пожеланий , чтоб завод этот сгорел. А клин бывало и выкидывали, электроды четверка, с обмазкой вполне подходят. Ну и зажимы естественно.
                    1. мордвин 3 19 мая 2020 21:24 Новый
                      • 0
                      • 0
                      0
                      Цитата: Вольный ветер
                      Кабина у 130 это конечно что то, она зараза с завода кривая. не спорю стекла вставлять очень тяжело,

                      Довольно легко. laughing Не одну сотню вставил. Просто дело привычки. hi
  3. мордвин 3 19 мая 2020 06:53 Новый
    • 2
    • 2
    0
    На машинах семейства ЗИЛ-131, напомним, сзади была балансирная рессорная подвеска.
    Не понял, что там было?
    1. Евгений Федоров 19 мая 2020 07:06 Новый
      • 9
      • 0
      +9
      Зависимая, рессорная, балансирная подвеска.
      1. мордвин 3 19 мая 2020 07:13 Новый
        • 2
        • 1
        +1
        [quotваe=Евгений Федоров]балансирная подвеска.[/quote]
        А, эту тягу постоянно подкручивать надо было. Ключом на 32, вроде?
  4. Согласен с автором - последние "каламы" отдаленно визуально напоминают "ошкош", но первые и рисунок - явно "магирус" спать не давал дизайнерам!))) laughing
    1. Вольный ветер 19 мая 2020 08:13 Новый
      • 7
      • 6
      +1
      Ошкош там и рядом не стоял. А вот на Мгирусы многие у нас смотрели, и не без основания, машина классная. А вот седельник с КРаЗом перекликается по внешнему виду. Такой и должна быть светотехника на вездеходах. Мне интересно, вот зачем противоподкатники на вездеходах, тем более на армейских. Ну в основном используется как дополнительный строй материал на дачах. Интересно использование интеркуллеров, это такой развод феерический. Примерно на уровне Колгона, только Колгоном разводили домохозяек ну типа глупых. А интеркуллерами разводят, считающих себя невероятно умными, мужиков. Домохозяйки в суде доказали, что накипь не образуется , даже при использовании морской воды, даже если вместо порошка стирального, будет обычное мыло. А мужики восторгается интеркуллерами. Физика , это не для нас. Охлаждая тело, с температурой +30*С, потоком воздуха, с температурой +30*С , мы охладим тело до температуры +30*С. Интересен аргумент защитников своего великого ума, " но нам же под вентилятором прохладнее ". Да блин, вам прохладнее от испарения пота с ваших "лиц".
      1. Nekarmadlen 19 мая 2020 09:36 Новый
        • 3
        • 2
        +1
        Интересно использование интеркуллеров, это такой развод феерический.
        ... интереуллер помогает увеличить давление наддува без увеличения температуры ))) то есть смысл не в снижении температуры ,а в увеличении давления )))
        1. Вольный ветер 19 мая 2020 09:52 Новый
          • 1
          • 1
          0
          lol Увы нет. Вы уж извините.
      2. Mik13 19 мая 2020 13:20 Новый
        • 7
        • 1
        +6
        Цитата: Вольный ветер
        А интеркуллерами разводят, считающих себя невероятно умными, мужиков. ... Физика , это не для нас. Охлаждая тело, с температурой +30*С, потоком воздуха, с температурой +30*С , мы охладим тело до температуры +30*С.

        Если двигатель безнаддувный - то интеркуллер ему не нужен. А если наддув есть - то очень даже полезен.
        При сжатии газа его температура повышается. Если есть возможность газ охладить (в интеркуллере) - это повысит КПД двигателя.
        1. Вольный ветер 19 мая 2020 13:34 Новый
          • 2
          • 6
          -4
          Ужас какой request , Интеркуллер стоит до турбонаддува! Ещё раз повторяю по слогам, ДО ТУР-БО-НАД-ДУ-ВА. т.ч.к.
          1. Mik13 19 мая 2020 13:44 Новый
            • 8
            • 0
            +8
            Цитата: Вольный ветер
            Ужас какой request , Интеркуллер стоит до турбонаддува! Ещё раз повторяю по слогам, ДО ТУР-БО-НАД-ДУ-ВА. т.ч.к.

            Знаете, смайлики и капс - это очень плохой аргумент в дискуссии. По большому секрету, я могу Вам сказать, что в отечественном двигателестроении интеркулер применяется очень давно - на тепловозах. Там он называется ОНВ - охладитель нагнетаемого воздуха.
            На практике схема установки интеркулера выглядит так:

            И, разумеется, устанавливается он после нагнетателя.
            А если Вы чего-то не знаете или не понимаете - лучше спросить.
            1. Вольный ветер 19 мая 2020 20:35 Новый
              • 0
              • 5
              -5
              Сам лично выкидывал с КАМАЗА радиатор куллера, он стоял до турбин. Мы его и выкинули. Как же мы с тем КАМАЗом намучились, 2-3 дня , неделя ремонта. Наверное камаз эксперментировал, а мы попали на роль мышей. с час назад приехал с бывшей работы, посидел погазовал на К-702, воздушный коллектор по температуре горячее чем уличный воздух, так в цилиндрах он же моментально нагреется. Посмотрел , да на камазе сейчас радиатор стоит после турбин.. Но тоже их выкидывают на машинах постарше, разницы никто не заметил. Радиатор создает сопротивление потоку воздуха, попадая в цилиндры, воздух расширяется, температура его падает. В цилиндрах сама по себе температура наверное 150-250*С . Какая разница какая будет температура воздуха , который дойдет до цилиндров. Если он тут же нагреется до температуры цилиндров. Тем более у нас климат такой. Среднегодовая температура в подМосковье +8* С. за Уралом от 0* с до - 15*С . Как раз думать о куллерах.
              1. Tima62 20 мая 2020 12:40 Новый
                • 1
                • 0
                +1
                Цитата: Вольный ветер
                Какая разница какая будет температура воздуха , который дойдет до цилиндров.

                Большая, холодного воздуха влезет больше.
        2. ccsr 19 мая 2020 18:56 Новый
          • 10
          • 0
          +10
          Цитата: Mik13
          При сжатии газа его температура повышается.

          Не все школьный курс физики усвоили, вот поэтому и не представляют для чего интеркулеры нужны в турбированных двигателях.
      3. trahterist 25 мая 2020 18:34 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: Вольный ветер
        Ошкош там и рядом не стоял. А вот на Мгирусы многие у нас смотрели, и не без основания, машина классная. А вот седельник с КРаЗом перекликается по внешнему виду. Такой и должна быть светотехника на вездеходах. Мне интересно, вот зачем противоподкатники на вездеходах, тем более на армейских. Ну в основном используется как дополнительный строй материал на дачах. Интересно использование интеркуллеров, это такой развод феерический. Примерно на уровне Колгона, только Колгоном разводили домохозяек ну типа глупых. А интеркуллерами разводят, считающих себя невероятно умными, мужиков. Домохозяйки в суде доказали, что накипь не образуется , даже при использовании морской воды, даже если вместо порошка стирального, будет обычное мыло. А мужики восторгается интеркуллерами. Физика , это не для нас. Охлаждая тело, с температурой +30*С, потоком воздуха, с температурой +30*С , мы охладим тело до температуры +30*С. Интересен аргумент защитников своего великого ума, " но нам же под вентилятором прохладнее ". Да блин, вам прохладнее от испарения пота с ваших "лиц".

        Интеркулер еще ладно.
        А вот "Евро" нормы(или Tier, те же яйца, только сбоку) -это уже за гранью добра и зла.
        Теперь уже и до военных добрались, во всяком случае на Западе, на полном серьезе заявляют соответствие этим филькиным грамотам военных дизелей(ржу до упаду).
        Ладно гражданские двигуны, гражданский юзер лох по определению, в массе своей, ему и можно впарить +100500 "улучшений", повышающих "экологичность" (на самом деле Евро 6 НИЧУТЬ не экологичнее Евро 0, одно дожигание АдБлю чего стоит), мощность, крутящий момент, бездымность на переходных режимах(на самом деле Евро 5 и 6 копоти дают Ровно Также при резком газе, лично проверено не раз, могу на спор" закоптить" любой грузовой или тракторный "современный" дизель, только подходи. И никакая заумная электроника во впрыске не поможет) и далее бла-бла-бла.
        Но военным такую подляну кинуть...
    2. tihonmarine 19 мая 2020 08:33 Новый
      • 2
      • 1
      +1
      Цитата: Вождь краснокожих
      Согласен с автором - последние "каламы" отдаленно визуально напоминают "ошкош", но первые и рисунок - явно "магирус" спать не давал дизайнерам!

      Были бы дизайнеры, а так просто "копировщики".
  5. Автору спасибо, думал цикл завершён, а нет!
    С уважением, Коте!
  6. AlexVas44 19 мая 2020 08:17 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    В гамме грузовиков присутствуют относительно легкие машины 2х2...

    А такие грузовики (одноосный тягач) зачем?
    1. Лопатов 19 мая 2020 08:27 Новый
      • 7
      • 1
      +6
      Очень нужный сегмент.
      Просто посмотрите. где "шишарики" применялись.
      Сейчас их в лучшем случае пытаются заменить на двухосные-трёхосные "Уралы" и "КамАЗы", очень часто избыточные
      А в худшем- утрамбовать всё в "Тигр", заброневого пространства которого недостаточно.
    2. Евгений Федоров 19 мая 2020 08:41 Новый
      • 4
      • 0
      +4
      Ошибка здесь у меня. А так МоАЗ умеет такие делать.
  7. Олег Шустов 19 мая 2020 08:25 Новый
    • 4
    • 0
    +4
    КАМАЗ-43501Автор! Какие автомобили выпускают в Нижнем Тагиле? Автомобили КАМАЗ-43501 выпускают в Набережных Челнах!!!!!!
    1. Евгений Федоров 19 мая 2020 08:39 Новый
      • 2
      • 0
      +2
      Спасибо за замечание! В Нижнем Тагиле больше по танкам специализируются. Попробую исправить.
  8. tihonmarine 19 мая 2020 08:31 Новый
    • 6
    • 3
    +3
    Вслед за последним армейским грузовиком ЗИЛ умерло и основное производство Московского автомобильного завода.
    Для армии, и для страны ЗИЛ был нужен, но для молодого и жадного капитализма, этот завод в почти центре Москвы сидел, как кость в горле, и его нужно было сожрать. Сожрали. А место автомобилей ЗИЛа займут "шевролеты", "мерседесы" и китайские подделки бывшего ЗИЛ.
    1. Лопатов 19 мая 2020 08:34 Новый
      • 7
      • 0
      +7
      Цитата: tihonmarine
      но для молодого и жадного капитализма

      Ну, если судить по другим статьям, гнобить ЗиЛ начали ещё при СССР

      Цитата: tihonmarine
      А место автомобилей ЗИЛа займут

      КамАЗы
      1. Гончар 19 мая 2020 09:28 Новый
        • 6
        • 0
        +6
        В последние годы СССР ЗИЛ готовился к переводу части производства за пределы Москвы. В Смоленске расширялись корпуса автоагрегатного завода, который должен был выпускать КПП для всего модельного ряда ЗИЛа. В Рославле расширялся другой автоагрегатный завод. В конце 1980-х годов строился завод дизельных двигателей в Ярцево Смоленской области. Это была гигантская стройка, производственные корпуса строил Моспромстрой, жилье Главмосстрой. Этот завод ещё как-то работал после остановки производства в Москве.
        1. tihonmarine 19 мая 2020 09:33 Новый
          • 2
          • 1
          +1
          Цитата: Гончар
          В конце 1980-х годов строился завод дизельных двигателей в Ярцево Смоленской области. Это была гигантская стройка, производственные корпуса строил Моспромстрой, жилье Главмосстрой.

          Помню, мой дядя ещё там прорабом работал, пока был жив.
        2. ccsr 19 мая 2020 13:13 Новый
          • 4
          • 1
          +3
          Цитата: Гончар
          В последние годы СССР ЗИЛ готовился к переводу части производства за пределы Москвы.

          Совершенно верно, потому что уже тогда Москве не хватало энергетических мощностей для работы всех крупных заводов, народ старел, жилищная проблема не решена была, вот и планировали часть производств вынести за пределы Москвы. Не последнюю роль играла и транспортная перегруженность столицы и ж.д. в том числе, так что ЗиЛ все рано бы был выведен из Москвы со временем. Просто развал СССР ускорил этот процесс, но по другим причинам, связанным с переходом от социализма к капитализму.
          1. мордвин 3 19 мая 2020 13:22 Новый
            • 4
            • 2
            +2
            Цитата: ccsr
            Москве не хватало энергетических мощностей для работы всех крупных заводов, народ старел, жилищная проблема не решена была, вот и планировали часть производств вынести за пределы Москвы.

            Не оправдавайте. Китайская копия ЗиЛа, что наши построили, до сих пор работает.
            1. ccsr 19 мая 2020 14:05 Новый
              • 5
              • 0
              +5
              Цитата: мордвин 3
              Не оправдавайте.

              Я и не оправдываю - вы просто не знаете что в Москве начало работы на некоторых предприятиях было в 6 утра, а заканчивалось в 12 из-за разных смен, и это было связано в том числе и с нехваткой энергетически и транспортных мощностей столицы.
              1. мордвин 3 19 мая 2020 19:44 Новый
                • 0
                • 0
                0
                Цитата: ccsr
                ы просто не знаете что в Москве начало работы на некоторых предприятиях было в 6 утра, а заканчивалось в 12 из-за разных смен, и это было связано в том числе и с нехваткой энергетически и транспортных мощностей столицы.

                Мой родной завод при СССР в три смены пахал.
      2. AlexVas44 19 мая 2020 09:48 Новый
        • 1
        • 0
        +1
        Цитата: Лопатов
        Цитата: tihonmarine
        А место автомобилей ЗИЛа займут
        КамАЗы

        И не только, Урал-43206 тоже в эту нишу активно втискивается.
        1. Лопатов 19 мая 2020 10:39 Новый
          • 2
          • 0
          +2
          Цитата: AlexVas44
          И не только, Урал-43206 тоже в эту нишу активно втискивается.

          Я не про нишу ГАЗ-66, я про "вообще". Включая гражданский сектор.
      3. мордвин 3 19 мая 2020 13:26 Новый
        • 3
        • 0
        +3
        Цитата: Лопатов
        Ну, если судить по другим статьям, гнобить ЗиЛ начали ещё при СССР

        Было такое, когда перебросили инженерный состав на КаМаЗ.
  9. Комментарий был удален.
  10. ccsr 19 мая 2020 13:23 Новый
    • 3
    • 0
    +3
    Автор:
    Евгений Федоров
    Пройдя весь цикл испытаний ГАБТУ, военное ведомство не выдало заказ на этот во многом уникальный для отечественной промышленности грузовик. Вслед за последним армейским грузовиком ЗИЛ умерло и основное производство Московского автомобильного завода.

    Я согласен что грузовик может быть уникальным, но не совсем понятно где его могли серийно выпускать под нужды армии. Насколько я понимаю, вопрос стоит именно в сфере серийного производства и отсутствия мощностей под заказ военных. Знаю по прошлому - промышленность, скорее всего, захотела построить новый завод, но не за собственные кредитные линии, а за деньги гензаказчика и пыталась перенести эти затраты в стоимость будущих готовых изделий, из-за чего стоимость возрастала. Естественно военные послали их подальше, вот почему и не состоялся контракт. Я это только так это вижу, потому что сталкивался с ситуацией, когда нам обещали конфетку, но только если мы пробъем за счет своих денег постройку линий для производства. В общем старая песня на новый лад, и естественно опять военных крайними хотят выставить. Допускаю что могу ошибаться, может кто-то и разъяснит ситуацию по другому.
  11. Inboost Wetrust 19 мая 2020 19:24 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Естественно умерло все. Если бы они не использовали двигатель с импортным участием с запада, шансов было бы больше. Тогда китайские аналоги еще не вышли на должный уровень. Ко всему они извратили идею модульности. Они утяжелили ходовку, вышли за рамки собственного коэффицента и тем самым убили собственный класс машины. Т.е. они совершили изначально диверсию. Видимо, как теперь это всегда делается - кто-то, что-то получил в конверте. Вот так и захватят мир и вернут его обратно в шкуры.
  12. Ruger 19 мая 2020 23:31 Новый
    • 5
    • 0
    +5
    Оба-на. Спецы по "колгону" решили сорвать покрова с бесполезных интеркулеров. Люто.
  13. Tima62 20 мая 2020 12:36 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Общая схема трансмиссии осталась прежней с одним проходным мостом в версии 6х6, но дополнительно появились задние межосевые и межколесные дифференциалы.

    Евгений, поправьте пожалуйста, а то, из текста получается, что задних межколесных дифов на предыдущих версиях не было.
  14. 75Сергей 20 мая 2020 13:57 Новый
    • 0
    • 0
    0
    645 двигатель не зашел, нельзя на основе бензинового сделать дизельный двигатель.
    А завод жаль... опять придется восстанавливать как после войны.
  15. CheeRock 20 мая 2020 15:12 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    Видел я этот КАЛАМ вживую в УКЭР в 2005 году. Интересная была машина, но сырая и очень дорогая для армии по тем временам. Плюс зиловская КПП больше 50 кг момента не держала, под новый дизель не подходила, плюс много чего не было, завод в то время уже доедал последний фаллос без соли, только успевал закладывать недвижимость под кредиты на зарплаты. В общем, это уже была агония. А бычок 4х4 неплохой был, заводская команда на таком даже что-то в грузовом триале выигрывала.
  16. Romka47 20 мая 2020 16:03 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Автор спасибо, читал с огромным интересом, если серия УРАЛов меня захватывала тем что (по моему скромному мнению) они самые красивые и брутальные, то ЗИЛы навсегда впечатались в душу как отцовский грузовик, я как только дотянулся до педалей папа научил меня водить, и не было больше в жизни счастья, кроме как по рулить на 130ом (потом и на других) по проселочным дорогам, не дадут айфоны сегодняшним ребятишкам тех эмоций....
  17. Бензорез 20 мая 2020 20:51 Новый
    • 2
    • 0
    +2
    Боже мой, как я люблю ЗИЛ!
    Сто тридцатый- вообще моя икона! Это на грани сверхъестественного.
    Фанатею, да. Можно начинать- кидать сапога в меня яловые и кирзовые. И даже берцы...