«Выбирают долго, требуют много»: иностранных поставщиков нервируют военно-технические тендеры Индии
Индия на сегодняшний день является одним из крупнейших импортёров вооружений в мире. Объёмы этого рынка огромны – десятки миллиардов долларов в год. Несмотря на то, что суммарная доля Индии в мировом импорте оружия в последние годы сократилась, она всё ещё остаётся лакомым куском для многих производителей оружия практически по всему миру.
Так называемый объём намерений закупки оружия за рубежом у Индии больше, чем у любой другой страны мира. По состоянию на 2019 год этот объём намерений превышал 85 млрд долларов США. Это общие планы по импорту вооружений на ближайшие годы. Для сравнения: для страны, занимающей 2-е место по этому показателю, - Саудовской Аравии – он соответствует примерно 50 млрд долларов.
Как видно, индийский рынок лидирует с большим отрывом.
В число главных партнёров Индии в военно-технической сфере входит Российская Федерация.
При этом многие компании, относящиеся к военно-техническими партнёрами Индии, такое партнёрство во многом раздражает или как минимум нервирует.
Почему так, когда на кону миллиардные контракты?
Причина проста. Индия ещё с конца 1990-х проповедует принцип «диверсификации поставок». Связывают этот принцип с Каргильской войной образца 1999 года. Это очередной пограничный конфликт, вспыхнувший на тот момент между Индией и Пакистаном. Тогда Индия собиралась сосредоточить внушительные военные силы в Кашмире. Однако возникли определённые проблемы, в которых в Нью-Дели поспешили обвинить в том числе иностранных поставщиков вооружений. В числе тех, кому «досталось» от старавшихся выгородить самих себя индийских политиков и высокопоставленных военных, оказались и российские поставщики. И тогда же было принято решение, что «чем больше поставщиков выберет Индия, тем лучше будет складываться ситуация на военно-техническом рынке». Индия ожидала, что увеличение числа иностранных поставщиков вызовет дополнительную конкуренцию, а сами вооружённые силы страны в результате будут получать новейшую технику и технологии.
Число компаний-поставщиков военной техники на индийский рынок действительно выросло. Но возникла и упомянутая нервозность среди самих компаний. Дело в том, что индийские заказчики стали выставлять всё новые и новые требования. Рассмотрение предложений в рамках тендеров превратилось в крайне затяжное мероприятие. В качестве примера можно привести тендер о покупке 100 с лишним истребителей для индийских ВВС.
Рассмотрение вариантов, среди которых есть и российские Су-35 с МиГ-35, длится уже более 5-ти лет. За это время заказали 36 французских Rafale, но в итоге выяснилось, что каждый из этих истребителей обходится индийскому бюджету в невероятную сумму – под 200 млн долларов. За такую сумму можно было приобрести около 3-х российских Су-35 с вооружениями и не тратиться на переоснащение инфраструктуры (включая топливозаправщики), так как индийская инфраструктура «хорошо знает», что такое российская техника.
В своё время нервы сдавали у шведов, которые предлагали для ВВС Индии JAS 39 Gripen. Когда в Индии вновь поменяли условия тендера, шведская компания заявила, что из тендера выходит:
Однако через некоторое время в Швеции всё же решили вернуться к предложению своих истребителей для индийского рынка.
Теперь нервозность проявляется у американского производителя Lockheed Martin. На днях в Индии заявили, что они отказываются от приобретения истребителей F-21. А эти истребители Lockheed Martin собиралась производить именно для ВВС Индии в качестве глубокой модернизации F-16. Планировалось открытие на индийской территории завода. Но в Нью-Дели решили, что вместо покупки F-21 необходимо наладить массовое производство собственных истребителей LCA Tejas. Заказываются дополнительно 83 таких боевых самолёта.
По поводу того, как индийские заказчики работают с теми, кто им предлагает свою продукцию, активно высказываются читатели «Военного обозрения». Стоит привести несколько комментариев.
rocket757 (Виктор)
Pvi1206 (Владимир)
В европейском сегменте социальных сетей появляются замечания по поводу того, что все проблемы с «метаниями» Индии по военно-техническим контрактам связаны с политическими трениями внутри самой страны.
Речь идёт о действии кланово-кастовой системы. Говоря упрощённо, каждая политическая сила желает «урвать свой кусок», включая как экономический, так и политический – рейтинговый.
Представители одного клана занимают посты в руководстве министерством обороны, представители другого – нет. В итоге идёт подковёрная борьба, которая внешне выглядит как неопределённость индийского государства в вопросе подписания того или иного контракта.
Выбирают долго, требуют много, уже в ходе выполнения контракта могут попытаться внести дополнительные условиях.
Один из таких примеров – контракт по FGFA (программа истребителя пятого поколения, которую планировалось реализовать Россией и Индией в совместном варианте). В то время как одни круги выступали за продолжение сотрудничества с РФ для получения новейшего истребителя, от других всякий раз были слышны заявления о его недостатках. Это притом, что итогового варианта истребителя на тот момент, по сути, ещё не существовало. В итоге Индия из проекта (Су-57) вышла, а сегодня никак не может решить, как же ей «получить» истребитель пятого поколения. Чтобы построить самостоятельно, уйдут десятки миллиардов и многие годы работы. А в Китае-то уже летают… что бьёт по индийскому самолюбию очень больно.
Информация