Военное обозрение

Что будет при «встрече» стелс-истребителей F-35 и J-20: роль параметров ЭПР

80

Что произойдёт, если в зоне проведения боевой операции или патрулирования «встретятся» истребители пятого поколения ВВС Китая и ВВС США? Этот вопрос только на первый взгляд кажется несколько странным. Но, по большому счёту, он имеет актуальность в связи с тем, что американские авианосцы с авиакрылом из F-35B являются частыми гостями в водах, примыкающих к морским границам КНР. Мало того, самолёты пятого поколения F-35 имеются в распоряжении региональных соседей КНР – Японии и Южной Кореи. В скором времени они могут стать основой военного авиапарка Сингапура.


Вероятность «встречи» F-35 и J-20 во время патрулирования возрастает. И если учесть, что и в США, и в Китае на первое место любят выводить «стелс»-характеристики своих истребителей, то рассмотреть такую встречу стоит именно с точки зрения того, кто из них первым обнаружит противника.

Для китайского истребителя J-20 на частотах около 10 ГГц, ЭПР (эффективная площадь рассеяния) в носовой части находится в интервале 0,01-0,1 кв.м. В Китае утверждают, что именно такие показатели были получены при тестировании в БЭКе (безэховой камере). Речь в данной ситуации идёт о радиочастотной БЭК – той, где отсутствует радиоволновое отражение от стен замкнутого пространства.

Для американского F-35 при учёте того же ракурса ЭПР оценивается тысячными долями квадратного метра.

Что будет при «встрече» стелс-истребителей F-35 и J-20: роль параметров ЭПР

Примерная схематичная диаграмма ЭПР для F-35, где круг минимального радиуса соответствует заявленным 0,001 кв.м.


Однако это, как и в китайском случае, данные, которые представляются тамошними СМИ. Как обстоят дела с ЭПР J-20 и F-35 на самом деле, - открытый вопрос. Но если исходить из тех данных, которые имеются в открытом доступе, то незаметность американского истребителя всё же выше параметров незаметности детища китайского военного авиапрома. То есть, у "американца" имеется преимущество по обнаружению, а значит и по первичности осуществления атаки (если рассматривать именно такой вариант "встречи" противников в воздухе).

Вот только все эти выкладки оказываются малосостоятельными в случае реального воздушного боя. Ведь ситуация, при которой J-20 и F-35 будут идти друг на друга "нос к носу", имеет крайне низкую вероятность. Соответственно и параметры обнаружения (необнаружения) зависят даже не столько от возможностей радаров (хотя и от них, безусловно, тоже), сколько от того, под каким углом друг по отношению к другу истребители в тот или иной момент окажутся. Вещь вполне очевидная.

Другими словами, возможная встреча американского и китайского "невидимок" - это даже не "про невидимость" как таковую, а про то, на стороне кого из пилотов окажется в "час икс" удача. Если, конечно, вынести за скобки индивидуальное мастерство, а также дополнительные средства помощи в виде инструментов мониторинга окружающей обстановки, не имеющих отношения к БРЭО самого истребителя пятого поколения.

Получается, что даже в случае "встречи" двух малозаметных самолётов (и при гипотетической необходимости принять бой), малозаметность истребителя вряд ли можно ставить на первое место. Куда важнее маневренность и вооружённость, его скоростные характеристики и упомянутое мастерство военного лётчика. Даже банальное количество часов налёта может сыграть роль важнее той, которую определяли при нанесении стелс-покрытия. Это покрытие в первую очередь может быть важным для преодоления наземных рубежей ПВО, но при выходе на потенциальный воздушный бой его важность явно снижается.
Автор:
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Антоха
    Антоха 18 мая 2020 16:04
    +3
    Но, по большому счёту, он имеет актуальность в связи с тем, что китайские авианосцы с авиакрылом из F-35B являются частыми гостями в водах, примыкающих к морским границам КНР.

    Надо бы поправить.
    1. Sky Strike fighter
      Sky Strike fighter 18 мая 2020 16:53
      -3
      Примерная схематичная диаграмма ЭПР для F-35, где круг минимального радиуса соответствует заявленным 0,001 кв.м.

      Действительно надо исправить.Бред в вышеприведенной цитате.Вот разогнались то как пиарщики.
      Вот реальные цифры.
      с «невидимками» пятого поколения F-22 и F-35, у которых ЭПР (вопреки рекламным сведениям производителей) в пределах 0,05–0,2 квадратного метра.


      Возможности РЛС Н035 «Ирбис» с ФАР.
      В РЛС Н035 «Ирбис» с ФАР, установленной на Су-35С, конструкторам удалось получить рекордную выходную пиковую мощность излучения, равную 20 киловатт. В связи с чем «Ирбис» стал самым мощным бортовым радаром в мире.
      Цели с ЭПР 0,01 квадратного метра обнаруживаются на расстоянии до 100 километров, 0,1 квадратного метра – 160 километров, 1 квадратный метр – 270 километров, 3 квадратных метра – 400 километров. Разрешающая способность при картографировании местности не более 1 метра.
      «Ирбис» одновременно сопровождает до 30 воздушных целей и обстреливает до восьми. При работе с наземными целями одновременно сопровождаются четыре, обстреливаются – две.
      Угол обзора по азимуту при электронном сканировании – плюс-минус 60 градусов. При использовании гидропривода антенны – плюс-минус 120 градусов.
      Станция работает в Х-диапазоне. ФАР диаметром 900 миллиметров включает в себя 1779 приемо-передающих элементов.

      1. Джек О’Нилл
        Джек О’Нилл 18 мая 2020 17:20
        -2
        А с чего вы взяли, что характеристики "Ирбиса" не реклама, как ЭПР "Лайтнинга"?
        1. Sky Strike fighter
          Sky Strike fighter 18 мая 2020 17:29
          +1
          У нас нет компаний наподобие Локхид Мартин, заточенных на пиар и глобальные продажи.Всё таки для Сухого главное качественно и недорого создать надежную машину.У нас несколько по другому обстоят дела,чем у американцев.И Слава Богу.
          1. Джек О’Нилл
            Джек О’Нилл 18 мая 2020 18:49
            0
            Вы хотите сказать, что Сухой лезет на рынок без рекламы своей продукции? Серьезно?
            Любая компания будет пиарить свой продукт, что Сухой, что Локхид Мартин. Это рынок - это основа!
      2. Григорий_45
        Григорий_45 18 мая 2020 19:06
        +1
        Цитата: Sky Strike fighter
        Вот реальные цифры.
        с «невидимками» пятого поколения F-22 и F-35, у которых ЭПР (вопреки рекламным сведениям производителей) в пределах 0,05–0,2 квадратного метра.

        вы никак где-то раздобыли "Лайтнинг", и "погоняли" его в БЭК? wassat На вашем месте не употреблял бы слово "реальные", ибо это с таким же успехом может оказаться враньем. Вы не знаете реальную ЭПР и диаграмму направленности, и знать не можете.

        Цитата: Sky Strike fighter
        Возможности РЛС Н035 «Ирбис»

        "Ирбис" неплохой радар, но... вы снова лукавите.
        Цитата: Sky Strike fighter
        Цели с ЭПР 0,01 квадратного метра обнаруживаются на расстоянии до 100 километров, 0,1 квадратного метра – 160 километров, 1 квадратный метр – 270 километров, 3 квадратных метра – 400 километров

        приводя данные, почему не приводите условия, при которых обеспечиваются данные показатели? Макс. характеристики радар дает лишь в очень узком угле сканирования, вести поиск цели в таком режиме просто невозможно.
        Смотрите, как зависит дальность обнаружения одной и той же цели от условий:
        Дальность обнаружения:
        - цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 350-400 км (в зоне обзора 10 х 10 градусов)
        - цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 200 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)
        - цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах на фоне земли - 170 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)
        - цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах - 80 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)
        - цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах на фоне земли - 50 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)

        итого: дальность обнаружения может разниться в 8 (!) раз - от 400 до 50 км
        Ну и опять же, данные "Ирбиса" также могут быть рекламными, как и данные "Лайтнинга" - такой вариант вам на ум не приходил?
        1. Комментарий был удален.
        2. Sky Strike fighter
          Sky Strike fighter 18 мая 2020 19:46
          +1
          вы никак где-то раздобыли "Лайтнинг", и "погоняли" его в БЭК? wassat

          По ссылке взял данные.
          https://vpk-news.ru/articles/55597
          1. Григорий_45
            Григорий_45 18 мая 2020 19:49
            +1
            Цитата: Sky Strike fighter
            По ссылке взял данные.
            https://vpk-news.ru/articles/55597

            Здорово! Т.е. Локхид Мартин безбожно врет, а некий Тучков Владимир, не приводя откуда он взял цифры, вывел лжецов на чистую воду! Браво! wassat
            1. Sky Strike fighter
              Sky Strike fighter 18 мая 2020 19:53
              +1
              То что Локхид-Мартин врет-без вариантов.Просто уточнили ,откорректировали рекламные данные по малозаметности F-35 ближе к реальным в данной статье.Там не такое большое расхождение.Просто американцы малость приукрасили. Как всегда.
              1. Григорий_45
                Григорий_45 18 мая 2020 20:01
                +1
                Цитата: Sky Strike fighter
                То что Локхид-Мартин врет-без вариантов

                естественно. Это же американская корпорация,, потому врет по определению)

                Цитата: Sky Strike fighter
                Просто уточнили ,откорректировали рекламные данные по малозаметности F-35 ближе к реальным

                да откуда им знать реальные, если они засекречены??? Или просто умножили цифры из рекламного проспекта на взятую с потолка цифру? И это - правдивые цифры, по-вашему?

                По-моему, Локхид Мартин не врет. Просто говорит только часть правды. ЭПР Лайтнинга реально может быть в сотые доли процента, весь вопрос - с какого ракурса? Для того, чтоб оценить малозаметность аппарата, нужно знать не только сами абсолютные цифры ЭПР, но диаграмму направленности. С одного ракурса самолет более заметен, с другого - меньше. Просто привели минимальное измеренное значение. Вы когда козыряли Ирбисом тоже цифры по максимуму взяли. Т.е. стоите рядом с Локхид Мартин)
                1. Ка-52
                  Ка-52 19 мая 2020 04:24
                  -4
                  Григорий_45 (Григорий) Вчера, 20:01

                  у защитников американского оружия его производители никогда не врут. Они лишь:
                  ...Просто говорит только часть правды

                  ... Как мило. Не хватает светящегося ореола и летающих ангелочков laughing
                2. Hexenmeister
                  Hexenmeister 19 мая 2020 09:44
                  0
                  Вы когда козыряли Ирбисом тоже цифры по максимуму взяли. Т.е. стоите рядом с Локхид Мартин)
                  Ну, для начала Ваши цифры для "догонного" боя не к месту, поскольку начало боя будет на встречных курсах. Далее, а с чего Вы взяли, что зона 10 на 10 градусов очень узкая??? По фронту на 400 км дальности это будет 60 с лишним километров, самолетов по такому фронту будет намного больше, чем ракет в на истребителе! Далее зона 17 на 17 градусов это примерно те же 60 км по фронту при дальности 200 км, то есть по сути это зоны для разных фаз боя!
                  1. Григорий_45
                    Григорий_45 19 мая 2020 15:39
                    0
                    Цитата: Hexenmeister
                    Ну, для начала Ваши цифры для "догонного" боя не к месту, поскольку начало боя будет на встречных курсах

                    очень даже к месту.
                    во-первых, воздушный бой идет не вами написанному учебнику, и изначальная диспозиция противников может быть непредсказуема
                    во-вторых, вариант перехваты вы не рассматриваете
                    в-третьих, и самое главное, очень наглядно показаны отличия в характеристиках радара в зависимости от условий

                    Цитата: Hexenmeister
                    Далее, а с чего Вы взяли, что зона 10 на 10 градусов очень узкая??? По фронту на 400 км дальности это будет 60 с лишним километров, самолетов по такому фронту будет намного больше, чем ракет в на истребителе!

                    по-вашему, широкая? Самостоятельный поиск цели вести возможно? По-моему, только при наведении с земли, иного борта, или довольно точно зная местонахождение противника. Что такое 60 км для современного самолета??? 10х10 - это все равно что тыкать иголкой, надеясь попасть

                    Цитата: Hexenmeister
                    Далее зона 17 на 17 градусов это примерно те же 60 км по фронту при дальности 200 км, то есть по сути это зоны для разных фаз боя!

                    и снова - к первому абзацу. Обнаружение цели с заданной вероятностью на дальности в 350-400 и зоне 17х17 не обеспечивается. Обеспечивается только в зоне 10х10. Или только до дальности в 200. Что опять же свидетельствует в различиях характеристик радара в зависимости от условий.
                    У нас же народ как правило не очень знаком с нюансами работы БРЛС и считает, что радар светит на 400 в любых условиях и по любым целям
                    1. Hexenmeister
                      Hexenmeister 19 мая 2020 16:45
                      0
                      вариант перехваты вы не рассматриваете

                      не рассматриваю этот вариант, поскольку считаю его неактуальным для ситуации защиты собственной территории от происков врагов в условиях эшелонированной наземной ПВО и поддержки этой ПВО с воздуха
                      и самое главное, очень наглядно показаны отличия в характеристиках радара в зависимости от условий

                      спорить не буду, но тогда и указывайте эти данные для других систем, а то как-то совсем пусто по американским РЛС
                      10х10

                      Специально не заострял на этом внимание, ну уж поскольку Вы снова "трогаете" эти цифры, то приводите пожалуйста информацию правильно (например с сайта разработчика Ирбиса), а не в "переводе для ..."!!!
                      И так: на сайте указана зона "сто квадратных градусов" для дальности обнаружения в 350...400 км. Если допустим истребитель летит на высоте 10 км, то радиогоризонт для него будет на уровне этих же 400 км (маловысотные цели). Соответственно, если установить зону обзора по углу места всего 3 градуса, то на дальности 400 км перекроется диапазон высот в 20 км, более чем достаточно! Таким образом в этом "дальнем" поиске "сто квадратных градусов" превращаются в зону "33х3", то есть более двухсот по фронту и 20 км по высоте!!! Не считаю, что это иголка!!!
                      и снова - к первому абзацу. Обнаружение цели с заданной вероятностью на дальности в 350-400 и зоне 17х17 не обеспечивается. Обеспечивается только в зоне 10х10. Или только до дальности в 200.

                      Ну прежде чем метаться между размерами зон обзора, не плохо бы понять за счет чего вдруг возникает уменьшение дальности??? Почему Ваши цифры не вяжутся с самыми простейшими объяснениями этому??? Видимо есть еще кое-какие параметры, которые "забыли" сообщить экспертам! И наконец, а что мешает в "нужных" местах "широкой" зоны обзора использовать методы "узкой", и тем самым в нужных точках иметь "хорошую" дальность обнаружения? Ничего не мешает, как это сделать вопрос отдельный...
                      1. Григорий_45
                        Григорий_45 19 мая 2020 17:24
                        0
                        Цитата: Hexenmeister
                        считаю его неактуальным для ситуации защиты собственной территории от происков врагов в условиях эшелонированной наземной ПВО и поддержки этой ПВО с воздуха

                        слишком много условий, вернее, вы создаете практически идеальную ситуацию. Идеал сами знаете где ночевал. Я могу привести не меньше возможных ситуаций, где все будет совершенно противоположным образом. Ни в коем разе нельзя исключать цели, атакуемые в ЗПС или идущие с принижением (на фоне земли)

                        Цитата: Hexenmeister
                        но тогда и указывайте эти данные для других систем, а то как-то совсем пусто по американским РЛС

                        а за американские радары речи не было. Было сделано весьма резонное уточнение к словам моего визави, которые приводит мак. характеристики БРЛС, не заботясь об указании условий, тем создавая миф, будто радар способен демонстрировать свои максимальные характеристики в любых условиях.
                        Если же вы так радеете за американские БРЛС, то они также имеют снижение характеристик в условиях, отличных от идеальных (цель в ППС на большой высоте в условиях отсутствии организованных и естественных помех) Например, макс. паспортная дальность обнаружения РЛС с АФАР "Грипена" составляет 180 км для цели типа истребитель - но опять же практически нигде не встретишь оговорки, что данное справедливо только для узкого "поля зрения". Это аксиома: чем шире луч сканирования, тем меньше дальность обнаружения. Потому макс. паспортную дальность практически любого самолетного радара можно смело делить надвое, чтоб работать в режиме, достаточном для обнаружения цели самостоятельно, а не при наведении извне (в таком случае РЛС можно вообще временно выключить)
                      2. Hexenmeister
                        Hexenmeister 19 мая 2020 17:50
                        0
                        Ни в коем разе нельзя исключать цели, атакуемые в ЗПС или идущие с принижением (на фоне земли)

                        Исключать ничего нельзя, только Вы же сами признали, что для доплеровских РЛС будет решающим фактором станет "вид сближения", а именно на встречу или вдогон. И вариант "навстречу" на фоне подстилающей поверхности мною не исключался.
                        не заботясь об указании условий, тем создавая миф

                        не спорю, только в отсутствии информации любая "информация" станет мифом.
                        Это аксиома: чем шире луч сканирования, тем меньше дальность обнаружения.

                        Это не аксиома, не надо путать ширину ДН антенны РЛС, и размер зоны поиска, и дальность обнаружения зависит не только от КНД антены, мощности передатчика, но и ... в общем в учебнике "Теоретические основы радиолокации" про нее только и речь, но эксперты об этом не знают...
                        А так предлагаю "Мир, дружба, жвачка!"
      3. К ПРОРЫВУ ГОТОВ
        К ПРОРЫВУ ГОТОВ 18 мая 2020 22:32
        -4
        вы никак где-то раздобыли "Лайтнинг", и "погоняли" его в БЭК?
        в открытом доступе есть столько информации по самолетам, что без проблем можно смоделировать (хоть физически построив и испытав копию, хоть цифровую 3D модель) и рассчитать ЭПР с точностью приближенной к реальности.
        1. Григорий_45
          Григорий_45 18 мая 2020 22:39
          +2
          Цитата: К ПРОРЫВУ ГОТОВ
          в открытом доступе есть столько информации по самолетам, что без проблем можно смоделировать (хоть физически построив и испытав копию, хоть цифровую 3D модель) и рассчитать ЭПР с точностью приближенной к реальности

          посчитайте)) А мы с удовольствием оценим результаты вашей работы. К примеру, ЭПР Су-57 и F-35 ?
          Вы ведь владеете всеми нюансами конструкции самолетов и характеристиками стелс-покрытий?
          1. К ПРОРЫВУ ГОТОВ
            К ПРОРЫВУ ГОТОВ 18 мая 2020 23:02
            -3
            посчитайте)) А мы с удовольствием оценим
            Мне это зачем? Даля этого есть специалисты.
            Вы ведь владеете всеми нюансами конструкции самолетов
            интересующие нас нюансы находятся в открытом доступе(куча фото-видеоматериала буквально с миллиметровым разрешением, как готового самолета, так и на этапе сборки
            стелс-покрытий
            никаких сверхтехнологий в радиопоглащающих покрытиях нет, к примеру сбитые U-2, F-117 и D-21 не открыли для наших конструкторов ничего нового, наверняка характеристики краски пингвина также хорошо известны.
      4. avg
        avg 18 мая 2020 22:41
        -1
        вы никак где-то раздобыли "Лайтнинг", и "погоняли" его в БЭК? wassat На вашем месте не употреблял бы слово "реальные", ибо это с таким же успехом может оказаться враньем. Вы не знаете реальную ЭПР и диаграмму направленности, и знать не можете.

        Я вообще не буду брать не каких цифр. Напомню лишь жалобы американских летчиков на нарушение стелс покрытия после полетов, на то, что оно буквально облазит при нарушении условий хранения самолетов, погода и т.п. А теперь представьте воюющий авианосец и состояния стелс покрытия самолетов на нем. Что от табличных ЭПР останется?
        1. Григорий_45
          Григорий_45 18 мая 2020 22:59
          +2
          Цитата: avg
          Я вообще не буду брать не каких цифр. Напомню лишь жалобы американских летчиков на нарушение стелс покрытия после полетов, на то, что оно буквально облазит при нарушении условий хранения самолетов, погода и т.п. А теперь представьте воюющий авианосец и состояния стелс покрытия самолетов на нем. Что от табличных ЭПР останется?

          характеристики всегда указываются для полностью исправного в техническом отношении аппарата. С таким же успехом можно будет усомниться в скорости, дальности, работе БРЭО и т.д. поучаствовавшего в БД аппарата. И усомниться в том, что с китайской поделки шкура не слазит (правда, об этом мы не узнаем, потому как в НОАК крайне не любят говорить о проблемах своей техники)
  • Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 18 мая 2020 16:06
    0
    Этот вопрос только на первый взгляд кажется несколько странным.
    Этот вопрос из серии "кто сильнее кит или слон" кажется уже надоевшим...
    1. Васян1971
      Васян1971 18 мая 2020 16:50
      +2
      Цитата: Вождь краснокожих
      Этот вопрос из серии "кто сильнее кит или слон"

      Не не не... Кит и слон встретиться для "борьбы на равных" не смогут по определению. А вот литаки - запросто. hi
      1. Симаргл
        Симаргл 21 мая 2020 17:47
        0
        Цитата: Васян1971
        Кит и слон встретиться для "борьбы на равных" не смогут по определению.
        "На равных" - нет. Но если слон плюхнется в воду - даже дельфины его "смогут". Не говоря о касатках.
        1. Васян1971
          Васян1971 21 мая 2020 18:01
          0
          Позволю себе напомнить: изначально речь шла:
          Что произойдёт, если в зоне проведения боевой операции или патрулирования «встретятся» истребители пятого поколения ВВС Китая и ВВС США?

          Потом:
          Цитата: Вождь краснокожих
          Этот вопрос из серии "кто сильнее кит или слон" кажется уже надоевшим...

          При всём уважении, но истребители пятого поколения ВВС Китая и ВВС США - не кит и слон. Поэтому дельфины и косатки тут тоже не в тему. Тогда уж дельфины и акулы. hi
  • Бармалейка
    Бармалейка 18 мая 2020 16:10
    -3
    Что будет при «встрече» стелс-истребителей F-35 и J-20
    встретятся узнаем
  • одинокий
    одинокий 18 мая 2020 16:12
    0
    А ничего..помахают друг другу ручками и разойдутся..Если бы при каждой встрече уничтожали друг друга,то в Земном шаре давно уже все бегали в шкурах и с палками
    1. Eroma
      Eroma 18 мая 2020 20:00
      -1
      В шкурах и с палками, зато без каронавируса! wassat
      1. одинокий
        одинокий 18 мая 2020 21:28
        -1
        Цитата: Eroma
        В шкурах и с палками, зато без каронавируса!

        wassat И без масок wassat
  • mark1
    mark1 18 мая 2020 16:14
    +8
    Разойдутся встречными курсами сделав вид что друг друга не заметили ( - мы же невидимки...)
    1. orionvitt
      orionvitt 18 мая 2020 16:41
      +2
      Нет, потом на страницах различных изданий, будут долго доказывать, что именно их истребитель, первым заметил противника.
  • Prahlad
    Prahlad 18 мая 2020 16:16
    -10
    И что тут думать, f-35 легко уведет это подобие на 5 поколение и собьет его
  • knn54
    knn54 18 мая 2020 16:20
    0
    У "20" дальность ракеты "воздух-воздух" меньше,чем у "35".
  • Сергей 777
    Сергей 777 18 мая 2020 16:32
    +6
    Не фанат я Американского впк но уверен, что эпр F-35 меньше чем у Китайцев. Почему ?
    Для создания относительно "невидимого" самолёта нужна очень сильная школа авиастроения, с богатой историей и поколениями инженеров. Ну и конечно нужен опыт создания таких машин. У США он больше чем у Китая. Конечно сейчас все вспомнят F117 и его Югославские "будни". И всё же это опыт, пусть и печальный.
    А что Китай? А Китай просто скупает у бывшего СССР технологии. А часто просто крадёт их. Ну и ворует западные наработки. FC-31 внешняя копия F-22. J-20 на чертежах МиГ 1.44. J-11 это наш Су-27. J-10 это f-16. J-15 это Су -33 купленный у Евроинтеграторов. Так что не верю я в то что Китайцы опередили Американцев. Украсть отрывки разработок добавить свои "мысли" и эффектно разукрасить самолёт это далеко не всё что нужно. Всю жизнь воровали чужое а теперь вдруг взяли и превзошли своих "Учителей". Ерунда.
  • voyaka uh
    voyaka uh 18 мая 2020 16:33
    +1
    "а про то, на стороне кого из пилотов окажется в "час икс" удача"///
    ---
    Удача тут не причем. И мастерство летчиков имеет второстепенное значение.
    Главное: правильная коллективная тактика.
    Американцы и норвежцы провели учебный воздушный бой: пара Ф-22 против группы Ф-35. Результаты засекретили. Но есть косвенный вывод, что победили норвежцы.
    У них было численное преимущество, и они правильно "расставили" самолеты в воздухе.
    1. orionvitt
      orionvitt 18 мая 2020 16:55
      +5
      Цитата: voyaka uh
      Главное: правильная коллективная тактика.

      Да, это главное. Но отнюдь не "построение самолётов в оздухе". В наше время, лётчик истребитель, в воздухе не одинок. Его сопровождают, опекают, на него работают десятки, а то и сотни людей из различных наземных служб. Которые располагают и мощнейшими радарами, и средствами космического обнаружения, и разведка и ещё бог знает сколько всего. Дают целеуказания, подсказывают, направляют, предупреждают и так далее. Вывод один, победит не тот, у которого самолёт "лучше", а тот, у кого более развита и более совершена структура в общем. Как и в сфере обмена данными, так и в сфере общего взаимодействия родов войск. А это скорее вопрос к командованию и управлению.
      1. Ка-52
        Ка-52 19 мая 2020 05:11
        -1
        Которые располагают и мощнейшими радарами, и средствами космического обнаружения, и разведка и ещё бог знает сколько всего. Дают целеуказания, подсказывают, направляют, предупреждают и так далее. Вывод один, победит не тот, у которого самолёт "лучше", а тот, у кого более развита и более совершена структура в общем.

        хорошо то на бумаге, но забыли про овраги.... на самом деле еще не так давно (в начале 2000х,) американские самолеты имели проблемы с опознаванием целей в воздухе. Разведка не однократно прошляпливала очаговое ПВО, что приводило к потерям самолетов, вылетавших на бомбардировку объектов. Так что в реальности все намного менее фантастично, чем написано в буклетных стратегиях
    2. Симаргл
      Симаргл 21 мая 2020 17:52
      0
      Цитата: voyaka uh
      И мастерство летчиков имеет второстепенное значение.
      Ага! Взлетать/садиться научился и ладно...
  • Andrei Gurov
    Andrei Gurov 18 мая 2020 16:41
    +17
    Какие к черту f-35 и j-20 невидимки, у России стелс армия с которой воюет украина уже шесть лет но никто, ни разу эту армию не видел. Вот это стелс, а вы о каких то самолётах.
  • rocket757
    rocket757 18 мая 2020 16:47
    +2
    Удача "улыбнется" тому, у кого инфраструктура поддержки будет лучше! А вот как пилот сможет использовать это преимущество, даже гадать никак.
  • Alex Flanker
    Alex Flanker 18 мая 2020 16:49
    +1
    Примерная схематичная диаграмма


    Огонь диаграмма! Что автор хотел на ней показать? Что ребёнок paint владеет?
    1. Григорий_45
      Григорий_45 18 мая 2020 21:31
      +2
      Цитата: Alex Flanker
      Огонь диаграмма! Что автор хотел на ней показать? Что ребёнок paint владеет?

      автор мог привести и такую

      все равно сказали бы: в пайнте нарисовано)
      1. Avior
        Avior 18 мая 2020 22:29
        -1
        все равно сказали бы: в пайнте нарисовано)

        Думаете, в Маткаде? smile
        Эта глава носит справочный характер ... приводятся результаты математического
        моделирования радиолокационных характеристик рассеяния
        образцов воздушной и наземной техники

        обратите внимание- даже для такого явно не самого нового и секретного самолета, как Ф-16, авторы приводят только теоретические расчеты по упрощенной модели.
        Для расчетов использовалась идеально проводящая модель
        поверхности истребителя (рис. 3.139).

        Параметры модели
        поверхности самолета

        Количество участков
        эллипсоидов модели 42
        Количество прямых кромочных
        участков в модели 20

        что уж говорить о более современных самолетах.
        hi
      2. Alex Flanker
        Alex Flanker 19 мая 2020 07:41
        0
        В сети есть моделирование китайцев(одного института), где есть нормальные диаграммы. Да они, понятно, тоже не истина, но общую картину дают.
        Автор даже не старался, он так уважает своих читателей, что даже поленился потратить пару минуту на запрос в гугл и копирование картинки.
  • 123456789
    123456789 18 мая 2020 17:02
    -1
    Цитата: Сергей 777
    Так что не верю я в то что Китайцы опередили Американцев.

    ковчег построил любитель, — профессионалы построили Титаник
    Афоризм
    1. Симаргл
      Симаргл 21 мая 2020 17:37
      -1
      Цитата: 123456789
      ковчег построил любитель, — профессионалы построили Титаник
      Проблема в том, что творения любителей никто не видел.
      Знаете, что практически в каждой культуре близкой географически к междуречью есть свой ковчег (своей конструкции)?
  • Dzafdet
    Dzafdet 18 мая 2020 17:19
    -3
    Достали уже эти сказочники. ЭПР Ф-22=0,2 кв. м. ЭПР Ф-35=0,3-0,4 кв.м . ТОЧКА...
    1. Avior
      Avior 18 мая 2020 20:55
      +2
      написали ТОЧКА, а сами-то поставили многоточие smile
  • Макс1995
    Макс1995 18 мая 2020 17:56
    +2
    На самом то деле, по логике, то что описывает автор - маневренность, опыт и тп - в первую очередь для ближнего боя.
    А на средних и длинных дистанциях: ЭПР и возможность обмануть ракету - опять же ЭПР..
    И где имеется в теории более отработанная стратегия и налетанность: с 500 шт Ф35 или 15 шт J-20

    Тут вспоминантся басня Крылова про виноград с лисой....
  • svp67
    svp67 18 мая 2020 18:17
    +1
    Что будет при «встрече» стелс-истребителей F-35 и ...
    J-31?
  • Виктор Сергеев
    Виктор Сергеев 18 мая 2020 18:36
    -1
    Есть еще такая волшебная вещь: РЭБ, которая сводит стелс к ничего не значащему параметру.
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 18 мая 2020 18:43
    -2
    Цитата: Джек О’Нилл
    А с чего вы взяли, что характеристики "Ирбиса" не реклама, как ЭПР "Лайтнинга"?

    Спросите пингвинов, почему они убрали свои невидимки при появлении в Сирии наших СУ-35? Уж, не для того, чтобы не разочаровывать своих покупателей?
    1. voyaka uh
      voyaka uh 18 мая 2020 18:52
      +2
      Только на днях Ф-35 успешно разбомбили в Алеппо иранские базы.
      И никто им не мешал: ни С-300 , ни Су-35.
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 18 мая 2020 18:59
    -5
    Цитата: voyaka uh
    Только на днях Ф-35 успешно разбомбили в Алеппо иранские базы.
    И никто им не мешал: ни С-300 , ни Су-35.

    Объяснить? Иранские базы в Сирии сейчас мешают не только сирийцам, но и нашим. Помогли уничтожать ИГИЛ, спасибо, пора домой. Ни Асаду они уже не нужны, ни нам. Гнать взашей? Не красиво. Поэтому дали возможность погромить их евреям. Что, в самом деле верите, что не видели их локаторами? И не могли сшибить?
    1. vkd.dvk
      vkd.dvk 18 мая 2020 19:13
      -1
      Продолжу.
      Такую организацию, как Хезболла, лучше держать подальше от наших границ, ослабленной, и занятой разборкой с вами.
    2. Vitaly Gusin
      Vitaly Gusin 18 мая 2020 19:59
      -2
      Цитата: vkd.dvk
      Что, в самом деле верите, что не видели их локаторами? И не могли сшибить?

      Видеть и сшибить это две арии, но из разных опер.
    3. вадим dok
      вадим dok 18 мая 2020 21:05
      +1
      Хорошая отмазка! Продолжайте дальше в том же духе!
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 18 мая 2020 19:04
    +2
    Цитата: Виктор Сергеев
    Есть еще такая волшебная вещь: РЭБ, которая сводит стелс к ничего не значащему параметру.

    Всё гораздо проще. Невидимку не видно (?) пока он соблюдает полное радиомолчание. В том числе и локаторы должны работать только в пассивном режиме.
    Любой радиосигнал делает его светящимся как новогодняя ёлка.
    1. Vitaly Gusin
      Vitaly Gusin 18 мая 2020 21:00
      -2
      Цитата: vkd.dvk
      Любой радиосигнал делает его светящимся как новогодняя ёлка.

      Вы читали про MALD-J, вот это светится на экранах как новогодняя елка и где боевой самолет, а где обманка оператор не знает и стреляют по обманкам, а самолет по цели. А потом SANA пишет, что атака отражена.
    2. voyaka uh
      voyaka uh 18 мая 2020 21:11
      +1
      "В том числе и локаторы должны работать только в пассивном режиме"///
      -----
      Об этом подумали. smile Так локатор Ф-35 и работает весь полет до цели. Специальный режим, не засвечивающий стелс. И при сбросе бомб он не включается на активный режим. Активный радар нужен только при воздушном бое.
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 19 мая 2020 00:14
    0
    Цитата: voyaka uh
    "В том числе и локаторы должны работать только в пассивном режиме"///
    -----
    Об этом подумали. smile Так локатор Ф-35 и работает весь полет до цели. Специальный режим, не засвечивающий стелс. И при сбросе бомб он не включается на активный режим. Активный радар нужен только при воздушном бое.

    Ну-ка, ну-ка, расскажите. Специальный режим, не засвечивающий стелс. Не возможно определить только то, чего нет. Если излучение есть, его увидеть можно.
    Более того. прямой сигнал от локатора виден лучше, чем отражённый от цели, и возвращающийся обратно. Если учились в школе, то просто обязаны знать, что рассеивание (ослабление) сигнала пропорционально квадрату расстояния. Так что, при одинаковой чувствительности приёмной аппаратуры , прямой сигнал в квадрате от расстояния сильнее отражённого.
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 19 мая 2020 00:21
    -1
    Цитата: Vitaly Gusin
    Цитата: vkd.dvk
    Любой радиосигнал делает его светящимся как новогодняя ёлка.

    Вы читали про MALD-J, вот это светится на экранах как новогодняя елка и где боевой самолет, а где обманка оператор не знает и стреляют по обманкам, а самолет по цели. А потом SANA пишет, что атака отражена.

    Вы не отрицаете, что аэроплан виден? И вопрос не в том, чтобы его увидеть, а в том, чтобы отсеять от помехи. Тогда, если я прав, то на какой хрен впендюривать триллиарды на стелс технологии, если можно обманывать ложными светилками? И делать машину:
    1- не умеющую летать,
    2- слабо вооружённую (только в брюхо много не запихать, подвесок нет),
    3- слабо накачанной горючкой,
    4- слабо маневрирующей,
    5- троекратно более дорогую.
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 19 мая 2020 00:30
    0
    Цитата: voyaka uh
    "В том числе и локаторы должны работать только в пассивном режиме"///
    -----
    Об этом подумали. smile Так локатор Ф-35 и работает весь полет до цели. Специальный режим, не засвечивающий стелс. И при сбросе бомб он не включается на активный режим. Активный радар нужен только при воздушном бое.

    Посмеёмся вместе. Активный режим локатора при воздушном бое. То есть, когда они сцепились на достаточно малой дистанции? Но тогда активный режим совершенно не нужен, тогда, на малых дистанциях достаточно пассивного. Активный очень дальнобойный режим. Когда боя ещё нет, идёт поиск цели.
    Насколько вы не знаете предмет, удивляюсь.
  • yfast
    yfast 19 мая 2020 00:44
    0
    ЭПР с заду в F22 и F35 сильно одинаково низкие? Ну тогда Cу-35 беспокоиться не о чем.
  • Wasilii
    Wasilii 19 мая 2020 01:54
    0
    Раз за разом какую-то фигню постят люди, которые в радиолокации понимают как корова в балете.
  • Shahno
    Shahno 19 мая 2020 09:47
    0
    Цитата: Hexenmeister
    Вы когда козыряли Ирбисом тоже цифры по максимуму взяли. Т.е. стоите рядом с Локхид Мартин)
    Ну, для начала Ваши цифры для "догонного" боя не к месту, поскольку начало боя будет на встречных курсах. Далее, а с чего Вы взяли, что зона 10 на 10 градусов очень узкая??? По фронту на 400 км дальности это будет 60 с лишним километров, самолетов по такому фронту будет намного больше, чем ракет в на истребителе! Далее зона 17 на 17 градусов это примерно те же 60 км по фронту при дальности 200 км, то есть по сути это зоны для разных фаз боя!

    Вот молодцы. Чувствую себя на 20 лет моложе... laughing
  • Правдаруб
    Правдаруб 19 мая 2020 10:19
    -1
    Ничего не будет , они же невидимки :) разлетятся в разные стороны так и не увидев друг друга :)
  • vkd.dvk
    vkd.dvk 19 мая 2020 18:29
    0
    Цитата: вадим dok
    Хорошая отмазка! Продолжайте дальше в том же духе!

    Ваша версия?
  • Оё Сарказми
    Оё Сарказми 19 мая 2020 19:37
    0
    Гы-гы-ы!!! Можно три раза.
    Самолёт с работающим радаром виден за 400 км. И два ярких радиофонарика будут искать друг друга в полной радиотемноте!
    Учитывая, что на самолётах стоит всеракурсная система обнаружения облучения, приоритет обнаружения будет у более зоркого пилота. Ну, и чувствительности электронно-оптического индикатора, реагирующего на ультрафиолетовую люминесценцию молекулярного кислорода от ударной волны в воздухе.
    1. 3danimal
      3danimal 21 мая 2020 00:01
      0
      Неверно: в пассивном режиме активный фонарик противника виден с кратно бОльшего расстояния. И совершенно точно, 35-й может работать в пассивном, полагаясь на малозаметность (дальность его обнаружения в несколько раз меньше).
      1. Оё Сарказми
        Оё Сарказми 21 мая 2020 14:11
        0
        Ну, а что мешает противнику, даже не "стелс", работать в пассивном режиме, или сканируя переднюю сферу только электронно-оптическим прибором?
        Кроме того эФки 22 и 35 - сетевые, которые непрерывно обмениваются информацией с АВАКС, спутником, другим самолётом, из-за чего "светятся", что могут быть пойманы даже МиГ-21. А если F-35 будет обнаружен Миг-21, у эФки нет никаких шансов уйти.
        1. 3danimal
          3danimal 21 мая 2020 19:16
          0
          Вы лично ловили связь Ф-ок на Миг-21? А почему не Миг-15?
          У самолёта с манёвренностью 4 поколения нет шансов уйти от 2-го?
        2. 3danimal
          3danimal 21 мая 2020 19:39
          0
          Отдельной темой стоит колоссальная разница в РЛС и вооружении этих самолетов из разных эпох. (Вы же не рассчитываете, что 35-й начнёт накручивать петли с 21-м, используя только пушку?)
          В реальности, пилот старого самолёта узнает, что атакован, уже слишком поздно.
          1. Оё Сарказми
            Оё Сарказми 21 мая 2020 21:47
            0
            Вы про режим радиомолчания помните? Включил радар - засветился. Включил сеть - засветился. А без радара МиГ-21 обнаружить труднее, а летает МиГ быстрее.
            1. 3danimal
              3danimal 21 мая 2020 22:05
              0
              Тогда вопрос: как Миг-21 без связи найдёт 35-го??
              Кроме того, связь на Лайтнинге2 выполнена по современным стандартам и не является (ощутимым) демаскирующим фактором. Вы же понимаете, что мощность РЛС и радиопередатчика отличается на порядки?
              Далее: РЛС 21-го не может работать в режиме РТР и имеет малую дальность. На Ф-35 есть всесторонняя ОЛС.
              Не то, что 35-й, Ф-16 современных модификаций заранее обнаружит устаревший самолёт и отправит ему пару AIM-120. Поинтересуйтесь историей воздушных боев на Ближнем Востоке начиная с 80-х годов: игра в одни ворота.
              1. Оё Сарказми
                Оё Сарказми 22 мая 2020 20:43
                0
                Цитата: 3danimal
                Поинтересуйтесь историей воздушных боев на Ближнем Востоке начиная с 80-х годов: игра в одни ворота.

                А, мы не поняли друг друга... no Я имею в виду современные МиГ-21, с израильской "прокачкой" - локатор АФАР, борткомпьютер управления оружием, современные детекторы, системы электронного противодействия. Такие стоят на вооружении Болгарии и Хорватии. Там вместо стопудовых ламповых блоков стоят платы размером с ладонь.
                Что касается "сетевых" приёмопередатчиков, то их мощность - десятки ватт, а из-за маневрирования излучение нефокусировано в луч. Горизонтальная составляющая имеет мощность в ватты. А чтобы понять, как это легко обнаружить, гляньте на спутниковую тарелку - она ловит достоверный сигнал на 12 ГГц от транспондера в 500 Вт на расстоянии 36 тыс км. Ватты на расстоянии сотни км заметит антенна размером с кулак - нам не нужна информация, нам нужна только разность фаз несущей частоты, чтобы определить направление.
                1. 3danimal
                  3danimal 23 мая 2020 00:08
                  0
                  Радар, мощностью как у Ф-35 не поместится в Миг-21, я не говорю о конструктивных тонкостях.
                  Миг-21 тоже будет обмениваться данными с внешними источниками (которые наводят его) и будет обнаружен раньше.
  • Dzafdet
    Dzafdet 20 мая 2020 18:11
    0
    Цитата: Григорий_45
    Цитата: Sky Strike fighter
    Вот реальные цифры.
    с «невидимками» пятого поколения F-22 и F-35, у которых ЭПР (вопреки рекламным сведениям производителей) в пределах 0,05–0,2 квадратного метра.

    вы никак где-то раздобыли "Лайтнинг", и "погоняли" его в БЭК? wassat На вашем месте не употреблял бы слово "реальные", ибо это с таким же успехом может оказаться враньем. Вы не знаете реальную ЭПР и диаграмму направленности, и знать не можете.

    Цитата: Sky Strike fighter
    Возможности РЛС Н035 «Ирбис»

    "Ирбис" неплохой радар, но... вы снова лукавите.
    Цитата: Sky Strike fighter
    Цели с ЭПР 0,01 квадратного метра обнаруживаются на расстоянии до 100 километров, 0,1 квадратного метра – 160 километров, 1 квадратный метр – 270 километров, 3 квадратных метра – 400 километров

    приводя данные, почему не приводите условия, при которых обеспечиваются данные показатели? Макс. характеристики радар дает лишь в очень узком угле сканирования, вести поиск цели в таком режиме просто невозможно.
    Смотрите, как зависит дальность обнаружения одной и той же цели от условий:
    Дальность обнаружения:
    - цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 350-400 км (в зоне обзора 10 х 10 градусов)
    - цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах - 200 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)
    - цели с ЭПР 3 кв.м на встречных курсах на фоне земли - 170 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)
    - цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах - 80 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)
    - цели с ЭПР 3 кв.м на догонных курсах на фоне земли - 50 км (в зоне обзора 17,3 х 17,3 градусов)

    итого: дальность обнаружения может разниться в 8 (!) раз - от 400 до 50 км
    Ну и опять же, данные "Ирбиса" также могут быть рекламными, как и данные "Лайтнинга" - такой вариант вам на ум не приходил?


    В Сирии наши захватили две невидимки и вывезли в Москву.
    Чтобы иметь рекламную ЭПР Ф-22 или Ф-35 надо иметь толщину покрытия не менее 10 сантиметров. И это факт неоспорим. Так что реальной невидимкой является только Ф-117. У него как раз такая толщина покрытий.
    1. 3danimal
      3danimal 21 мая 2020 00:03
      0
      Это шутка такая? Вы ещё скажите, что бравый спецназ захватил пару американских Ф-22 laughing
  • Dzafdet
    Dzafdet 21 мая 2020 15:33
    0
    Цитата: 3danimal
    Это шутка такая? Вы ещё скажите, что бравый спецназ захватил пару американских Ф-22 laughing


    Нет, это были Ф-35.... drinks