Военное обозрение

«Самолёт Судного дня» Boeing E-4B

31

Первый E-4B во время испытаний на устойчивость к ЭМИ, 24 мая 1979 г.


На случай полномасштабного конфликта, в т.ч. с ракетно-ядерными ударами развитые страны имеют специализированные воздушные командные пункты для высшего политического и военного руководства. На вооружении ВВС США с начала семидесятых состоят четыре «самолета судного дня» Boeing E-4A/B. Несмотря на солидный возраст, они до сих пор остаются важным элементом национальной безопасности.

Ответ на угрозы


На пике Холодной войны в США разработали и построили воздушные командные пункты (ВКП) нескольких типов с разными задачами. В 1965 г. на вооружение поступил ВКП EC-135J NEACP (National Emergency Airborne Command Post), предназначенный для высшего руководства страны, но уже в начале семидесятых его решили заменить более новой и совершенной машиной.


E-4B в полете

В феврале 1973 г. компания «Боинг» и ряд производителей радиоэлектронной аппаратуры получили от Пентагона заказ на создание самолета с шифром «481B NEACP», впоследствии обозначенного как E-4A. Его предлагалось делать на базе широкофюзеляжного лайнера Boeing 747-200. На борту ВКП должна была размещаться аппаратура от более старого EC-135J. Получившийся командный пункт сохранял требуемые возможности, но по летным данным превосходил предшественника.

Первый заказ предусматривал строительство двух ВКП E-4A, затем появились новые заказы. К осени 1973 г. планировалось принять в строй шесть машин, еще одна предназначалась для испытаний. Однако в итоге заказали всего четыре ВКП, причем последняя должна была строиться уже по обновленному проекту E-4B. Его можно было отличить от самолетов «A» по характерному кожуху радиоантенн на верхней части фюзеляжа.

Первый из будущих E-4A поднялся в воздух в июле 1973 г. Уже в 1974-м его поставили на дежурство. Строительство следующих машин затянулось и завершилось только в 1978-м. Годом позже сдали четвертый ВКП, выполненный по новому проекту E-4B.


Дозаправка в полете, вид с танкера

Любопытно, что проект E-4A/B оказался самым дорогим в истории ВВС США. Средняя стоимость одной машины достигла 250 млн долл. – более 1,3 млрд в нынешних ценах. Этот рекорд побили только в конце следующего десятилетия с появлением бомбардировщика B-2A.

В начале восьмидесятых технику отправили на ремонт и модернизацию. С этих процедур все самолеты вернулись в комплектации типа «B». В 1994 г. самолеты получили новое обозначение NAOC (National Airborne Operations Center). Кроме того, они получили неофициальное прозвище Nightwatch («Ночной дозор» – в честь известной картины Рембрандта).

Аппаратура судного дня


E-4B построен на базе серийного Boeing 747-200 и сохраняет основные его агрегаты, хотя при переоснащении пришлось переделать планер. Также под замену пошли силовая установка и ряд общесамолетных систем. Вследствие этого по своим летно-техническим характеристикам E-4B близок к базовой машине. Важным отличием в этом контексте является наличие аппаратуры дозаправки в полете. Благодаря ей E-4B может оставаться в воздухе до 7 суток, причем этот срок ограничен, главным образом, запасами ресурсов для экипажа.


Кабина пилотов

E-4B сохранил трехпалубную компоновку фюзеляжа. Верхняя отдается летным экипажам; на ней находятся кабина и каюты для отдыха. На месте основного пассажирского салона «747-200» последовательно располагаются кухонный отсек, салон для первых лиц государства со всем необходимым оснащением, конференц-залом и залом для совещаний, отсек коммуникаций и операторские места. В хвосте расположены помещения для отдыха дежурных смен. Нижняя палуба выделена для размещения разнообразного оборудования и отдельных рабочих мест.

По известным данным, самолеты E-4B несут полный спектр радиоэлектронной аппаратуры для управления вооруженными силами и приспособлены к работе в самых сложных условиях. В частности, авионика до сих пор строится на «старых» компонентах и приборах, поскольку современные «стеклянные кабины» менее устойчивы к поражающим факторам ядерного взрыва и другим угрозам. Приняты и иные меры по повышению живучести и обеспечению безопасности экипажа и пассажиров.


Один из салонов для высокопоставленных лиц

Специальная аппаратура обеспечивает связь и прием данных от всех источников в вооруженных силах США и НАТО, а также обработку поступающей информации с последующей выдачей командованию. Затем осуществляется выработка и передача команд соединениям и частям. Особое внимание уделено связи и управлению стратегическими ядерными силами. В частности, для взаимодействия с подводными лодками предусмотрена выпускаемая антенна длиной 8 км. Для решения задач связи и обработки данных на борту «Ночного дозора» имеется 29 автоматизированных рабочих мест, используемых офицерами штаба.

В зависимости от поставленных задач, E-4B может принимать на борт от 60 до 100 человек – летный экипаж, технический состав, штаб и верховное командование. Для экипажа и пассажиров обеспечиваются достаточно комфортные условия. Возможно длительное пребывание в воздухе с обеспечением отдыха и питания.

Самолеты на дежурстве


Первый ВКП E-4A заступил на дежурство в 1974 г., и вскоре к нему присоединились новые. К началу восьмидесятых работу командования могли обеспечить три машины версии «A» и одна «B». Вскоре такую разунификацию исправили путем модернизации более старых бортов.


Лестница между палубами

Самолеты NEACP / NAOC несли дежурство на разных авиабазах. Один из них постоянно присутствовал на аэродроме Эндрюс (г. Кэмп-Спрингс, шт. Мэриленд), в непосредственной близости от основных военных и гражданских центров США – 10 км от г. Вашингтон. По штату, один из ВКП должен был находиться в полной готовности в ожидании приказа на взлет. Сразу после прибытия высокопоставленных лиц можно было подниматься в воздух. Такой порядок сохранялся до 1994 г.

Также E-4B вместе с другими спецбортами участвуют в зарубежных поездках руководства страны. Благодаря этому президент или министр обороны могут в любой момент занять место на ВКП и принимать стратегические решения. Кроме того, использование NAOC в качестве транспорта для руководства Минобороны упрощает управление вооруженными силами.

С 1994 г. самолеты E-4B могут использоваться в качестве временных командных пунктов в гражданских сферах. Самолет может прибывать в зону стихийного бедствия или иной катастрофы и выполнять функции управления до развертывания полноценного наземного КП. Впрочем, такими возможностями пользовались лишь несколько раз.

Еще не конец


Самолеты Boeing E-4B отличаются достаточно большим возрастом, и даже постоянные ремонты не позволяют продолжать эксплуатацию вечно. В начале 2006 г. Минобороны США объявило о намерении списать устаревшие самолеты и заменить их новыми, в срок до 2009 г. Однако уже в феврале 2007-го планы сократили, и утилизации теперь подлежал только один.


E-4B в аэропорту г. Богота во время визита делегации руководства США, октябрь 2007 г.

Наконец, в мае 2007 г. новый министр обороны приказал оставить E-4B на службе. Причины такого решения были просты и понятны: ни один из новых ВКП не может выполнять все те же функции, что и «Ночной дозор». В дальнейшем тема списания E-4B не поднималась. Эксплуатация такой техники продолжается до сих пор и не прекратится в ближайшем будущем.

По известным данным, техническое состояние и регулярное обслуживание позволяют продолжать эксплуатацию E-4B без каких-либо ограничений. После 2020-22 гг. возможны некоторые незначительные ограничения. Ресурса планеров хватит для активной эксплуатации в течение еще 12-15 лет.

В 2015 г. начались работы по модернизации самолетов. Согласно открытым данным, комплекс средств связи дополнили современными системами. За счет этого обеспечены новые коммуникационные возможности, повышена устойчивость к различным воздействиям и т.д.


За минуту до взлета

Ключевой элемент обороны


Воздушные командные пункты E-4A/B создавались в разгар Холодной войны с учетом основных угроз того времени. В условиях риска обмена ракетно-ядерными ударами вооруженные силы противостоящих государств нуждались в надежной и устойчивой системе управления армиями, в т.ч. СЯС. Ответом на это стало появление различных специализированных комплексов, систем и образцов техники – одним из них стал американский ВКП E-4A/B. В дальнейшем обстановка в мире изменилась, но воздушные командные пункты остались на службе.

С момента начала дежурства самолетов NEACP / NAOC прошло почти полвека, но они до сих пор сохраняют свое место в ВВС США – благодаря уникальным возможностям и фактическому отсутствию альтернатив. E-4B по-прежнему остаются важнейшим элементом систем стратегического управления вооруженными силами США, и их замена пока даже не предвидится.
Автор:
Использованы фотографии:
US Air Force
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. KCA
    KCA 21 мая 2020 18:24 Новый
    0
    Интересно, а на них длинноволновая телеграфная связь есть? Сдаётся мне, что в случае полномаштабного ядерного конфликта только она работать и будет
    1. НЕКСУС
      НЕКСУС 21 мая 2020 18:28 Новый
      0
      Цитата: KCA
      Сдаётся мне, что в случае полномаштабного ядерного конфликта только она работать и будет

      Угу,Рокфеллеры и Ротшильды с Морганами совсем дауны ,чтобы бить ядерным оружием по землям,которые им приносят горы богатств.Я о России,если что...
      1. KCA
        KCA 21 мая 2020 18:32 Новый
        0
        Тогда в чём смысл этих летающих ПУ по цене бункера, заглублённого метров на 600? Распил?
        1. НЕКСУС
          НЕКСУС 21 мая 2020 18:37 Новый
          -7
          Цитата: KCA
          Тогда в чём смысл этих летающих ПУ по цене бункера, заглублённого метров на 600? Распил?

          Нет...хороший понт ,лучше любых денег. Надо же американскому электорату показать,что "мы готовимся,защищаемся от русского Мордора"...
          Вы изучите вопрос -сколько американского капитала в землях и производствах на территории РФ и главное ,что это за люди.Очень удивитесь.
          Если бы все эти Морганы и Ротшильды хотели бы войны,она бы давно уже в варианте ядерного пушного зверька случилась бы. Но им нужна эта земля и нужны РАБотники на этой земле.
    2. aftbreeze
      aftbreeze 21 мая 2020 19:00 Новый
      +3
      Ну, если есть буксируемая антенна длиной 8 км, значит есть и длинноволновая связь!
      1. KCA
        KCA 21 мая 2020 19:09 Новый
        0
        Похоже и правда по полной программе озадачились, 8км это СДВ для связи с АПЛ
        1. aftbreeze
          aftbreeze 21 мая 2020 19:10 Новый
          0
          Я бы сказал, исключительно с АПЛ!
          1. KCA
            KCA 21 мая 2020 19:16 Новый
            -6
            У нас такие ещё для связи с "Посейдонами" :-)
            1. aftbreeze
              aftbreeze 21 мая 2020 19:20 Новый
              +1
              Вообще-то, СДВ как раз и предназначены для связи с подлодками, поскольку имеют большую, по сравнению с КВ, проникающей способностью в том числе вглубь мирового океана...
              1. KCA
                KCA 21 мая 2020 19:32 Новый
                +1
                Как-бы в курсе, потому и написал, и не большей способностью, а единственная частота радиоволн, которая проходит через воду
                1. aftbreeze
                  aftbreeze 21 мая 2020 19:36 Новый
                  +1
                  Все-таки не частота, а диапазон от 3 до 30 КГц!
                  1. KCA
                    KCA 21 мая 2020 19:47 Новый
                    0
                    Ну да, неправильно выразился, конечно, диапазон частот <30кГц
                  2. Вольный ветер
                    Вольный ветер 22 мая 2020 04:25 Новый
                    0
                    Не частота а длинна от 1 км до 10 км, это диапазон длинных волн, раньше все шкалы, на всех радиоприемниках были размечены в метрах. Человек слышит от 10-20 Гц,( ниже инфразвук), до 18-22 тысяч герц, КГц, то что выше ультразвук. диапазон ультразвука от 20 кГц до 109 КГц. Диапазон радиочастот начинается от примерно 300-400 КГц - 3-4 ГГц ! А не 3 КГц , а то получается у меня тещша покойная, визжала в радиодиапазоне. Не думаю что длинна антенны показатель радиодиапазона. Длинные волны , диапазон радиохулиганов, ну никак ни у кого не было , антенны длинной километров 5.
                    1. aftbreeze
                      aftbreeze 24 мая 2020 17:09 Новый
                      0
                      Вы неправы! К радиоволнам относят электромагнитные волны с частотами от 0,03 Гц до 3 ТГц. На каких частотах кричала Ваша тёща - не знаю. А начиная с 60-х годов прошлого столетия все приёмники и передатчики размечны только в Гц-Кгц-Мгц. И никак иначе! И потом, чем ближе размер антенны к длине волны - тем лучше (эффективнее) отдача самого передатчика!
  2. инженер74
    инженер74 21 мая 2020 18:26 Новый
    0
    Средняя стоимость одной машины достигла 250 млн долл. – более 1,3 млрд в нынешних ценах.

    Жаль менять не стали... Был бы новый рекорд! wassat
  3. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 21 мая 2020 18:29 Новый
    +3
    Вспоминаю фильм "2012". Там правда на "мрие" улетали, но все равно, каково оно - видеть, как внизу рушится мир и не знать, а будет ли посадка у твоего самолёта?...
  4. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 21 мая 2020 18:50 Новый
    +1
    Наконец, в мае 2007 г. новый министр обороны приказал оставить E-4B на службе. Причины такого решения были просты и понятны: ни один из новых ВКП не может выполнять все те же функции,
    Странная ситуация , деньги есть , развитые радиоэлектронные и авиационные технологии тоже , а замену самолёту управления с равнозначными возможностями для первых лиц создать не могут . Думаю бело всё же не в отсутствии возможностей , а в желании эксплуатировать "до талого" , тем более , что функционал полностью соответствует требованиям . Тоже самое кстати и с "президентскими вертолётами" - они тоже примерно из той же эпохи .
    . В частности, авионика до сих пор строится на «старых» компонентах и приборах, поскольку современные «стеклянные кабины» менее устойчивы к поражающим факторам ядерного взрыва и другим угрозам
    Прикольный пассаж , но тоже думаю дело не в устойчивости , а в большой надёжности старого оборудования и без необходимости его менять не хотят - по принципу "проверенное лучше модного"
    для взаимодействия с подводными лодками предусмотрена выпускаемая антенна длиной 8 км.
    Не знал , интересно было бы за устройство глянуть . ПС Интересно там два экипажа или три ? ПС2 Сколько же он на старой элементной базе энергии хавает , учитывая повышенный комфорт для высшего руководства ПС3 Этаж солько на нём санузлов ? feel
    1. mark2
      mark2 21 мая 2020 20:30 Новый
      0
      Странная ситуация

      а что странного? Странно то что никто тут не критикует высших эльфов за применение старой элементной базы для авионики. Зато критикует российскую авионику, которая тоже на старой элементной базе.
      но тоже думаю дело не в устойчивости , а в большой надёжности старого оборудования

      Я бы сказал больше. Дело в большой ненадежности всех этих современных цифровых технологий, которые предназначены для работы в нормальных температурно-влажностных режимах, строго отведенное количество часов. надежнее транзистора и электронной лампы ничего не придумали.
      солько на нём санузлов ?

      Да сколько сортиров не ставь, а если начнется взрослая заварушка, наделают прямо в штаны smile
      1. советник 2 уровня
        советник 2 уровня 21 мая 2020 20:44 Новый
        +2
        При чем тут какие то высшие эльфы и наша электроника? у нас разве предусмотрен доктриной аналогичный самолет с такой начинкой? И кто тут в статье критикует нашу авионику?-не заметил я.. Ну а что касается надежности-Вы правы, но с другой стороны, теперь что ж на технологии 50х переходить? уаз 469, миг 21 и тд они по любому надежнее современных..
        1. mark2
          mark2 21 мая 2020 21:10 Новый
          +4
          Ага, есть. Ил-86ВзПУ, изделие «65с», по классификации НАТО: Maxdome называется.
          В этой статье никто и не критикует, критикует в статьях посвященных сравнениям российской техники и американской. помнится тут была статья посвященная радарам для истрибителей. Про вес там указывалось, так сколько желчи было вылито на то что наш радар оказался более тяжелый чем американский. мол на лампах, да на транзисторах. и что с т ого что на лампах или транзисторах. радар должен работать, а для самолета весом 57 тонн 80 или 180 кг не имеет значение
          уаз-469 и миг-21 надежнее и они то и будут заканчивать войну, какой бы успешной или не успешной не была.
          1. SovAr238A
            SovAr238A 23 мая 2020 16:20 Новый
            0
            Вы не можете понять, в чем разница оборудования для боевого истребителя и для штучного самолёта судного дня?
            Боевой самолёт, которому каждый килограмм важен, и огромный лайнер, в котором нет разницы 500 человек в нем или 550...
            1. mark2
              mark2 23 мая 2020 16:28 Новый
              0
              Вы это написали просто потому чтобы сказать что-то? на каждый боевой самолет не навесишь больше того, что предусмотрели конструкторы. А конструкторы, проектируя самолет, изначально закладывают вес всего того что является его оборудованием. Больше на него все равно не навесить и не впихнуть. Если хотите больше - это уже другой самолет и в нем так же будет учтен вес радара на 180 кг.
              1. SovAr238A
                SovAr238A 23 мая 2020 16:35 Новый
                0
                Цитата: mark2
                Вы это написали просто потому чтобы сказать что-то? на каждый боевой самолет не навесишь больше того, что предусмотрели конструкторы. А конструкторы, проектируя самолет, изначально закладывают вес всего того что является его оборудованием. Больше на него все равно не навесить и не впихнуть. Если хотите больше - это уже другой самолет и в нем так же будет учтен вес радара на 180 кг.

                Вы видимо не знаете, что западные самолёты современные, последние 50 проектируются под двигатели и РЛС. У них такая школа проектирования.
                И если изначально вес оборудования больше, то самолёт выходит ощутимо дороже как в производстве, так и в эксплуатации.
                Ресурс двигателей меньше и все такое сопутствующее.
  5. Undecim
    Undecim 21 мая 2020 19:39 Новый
    +5
    Для тех, кто интересуется, чем оборудован самолет.
  6. bk0010
    bk0010 21 мая 2020 22:12 Новый
    0
    А теперь, после истории с пикирующими Боингами, забояться менять,наверное.
  7. opus
    opus 21 мая 2020 23:39 Новый
    +1
    Цитата: Рябов Кирилл
    «Самолёт Судного дня» Boeing E-4B

    даже не читая текст= 100% угадайка -genosse Рябов

    давайте пожуём?
    Была бы госкорпорация ТопВар- можно квалифицировать было ы как "РосПил" за буквы рекламного бюджета...
  8. советник 2 уровня
    советник 2 уровня 22 мая 2020 00:02 Новый
    +1
    Цитата: mark2
    уаз-469 и миг-21 надежнее и они то и будут заканчивать войну, какой бы успешной или не успешной не была.

    не поспоришь hi
    1. SovAr238A
      SovAr238A 23 мая 2020 16:24 Новый
      0
      Поспоришь.
      Если знаешь, что и как работает в системе производства...
      469 когда последний раз то видели?
      Там только кузов старый.
      А движок новый с кучей электроники.
      раздатки, коробки - индийские и китайские.
      Мосты думаю, что тоже.
      Если вы думаете, что легко начать делать заново, то ошибаетесь.
      Война кончится быстрее.

      То же самое касается и Миг-21.
      1. советник 2 уровня
        советник 2 уровня 23 мая 2020 16:38 Новый
        0
        это аллегория.. про то что высокие технологии после ядерных ударов-быстро себя исчерпают и вернемся к старым, проверенным простым технологиям.. Если конечно война продолжится.. Америкосы, например, думаю по этой причине и хранят старые самолеты/корабли еще многие, многие годы в отстое...
  9. Tektor
    Tektor 22 мая 2020 11:13 Новый
    -7
    Достойная цель для Авангарда. А если нет необходимости в срочном поражении этой цели, то сойдёт и Буревестник.
    1. SovAr238A
      SovAr238A 23 мая 2020 16:24 Новый
      +2
      Ох и уровень знаний... А значит и развития...