Белые негры в европейских обществах Нового Времени, или Следует ли считать англичан нацией рабов

7
Белые негры в европейских обществах Нового Времени, или Следует ли считать англичан нацией рабов

Британцы отправляют своих соотечественников ирландцев в рабство на плантации


В околоисторической публицистике достаточно часто встречается противопоставление русского рабства; свободам царившим в странах Европы.
Например, на страницах журнала «Наука и жизнь» историк Александр Алексеев рассуждает:

Российская империя заняла прочное место среди великих европейских держав. Русских аристократов приветливо встречали в лучших домах Европы и на европейских курортах. Но при этом даже последний лакей в баденской гостинице знал, что эти по-европейски выглядящие и часто безукоризненно говорящие по-французски дамы и господа-рабовладельцы.

В XIX веке в отношениях России и Запада вопрос о рабовладении (то бишь, о крепостном праве) играл такую же роль, как сегодня проблема прав человека. Важнее даже не хронология, а состав рабов в Европе и США. Существование рабства в Британии до 1772 года вовсе не означало, что английскими крестьянами можно было торговать, как скотом: гражданам Соединённого королевства подобная мысль просто не могла прийти в голову; рабами становились африканцы. А разный подход к правам белых и чёрных - это совершенно иная проблема.

У русских помещиков рабами были не негры, а соотечественники, братья по христианской вере.

Впрочем, такая ситуация Алексеева нисколько не удивляет. В дальнейшем он обьясняет читателям, что между цивилизацией Европы и Россией лежит непреодолимая «нравственная» пропасть:

Попробую сформулировать различия, которые мне кажутся наиболее существенными. … В сознании … западных христиан глубоко укоренено понятие о справедливости как норме жизни. Справедливость может нарушаться, но при этом не перестает быть нормой. Эту позицию сформулировал в XIII веке немецкий рыцарь-правовед Эйке фон Репков: "Век господства несправедливого обычая ни на миг не может создать права". Средний россиянин, напротив, глубоко убежден, что нормальны всеобщее воровство, ложь и беззаконие, а справедливость существует как редкое исключение. Недавно в теленовостях таксист из Абакана, перемежая свои слова матом, выразил суть такого миропонимания: "Я верю только в себя и в наличные".
В нашем сознании напрочь отсутствует понятие прaва, одинакового для всех. Правa, другого человека интересуют нас лишь в том случае, если он нам симпатичен. А не нравится или оставляет равнодушным - пусть делают с ним что угодно, это нас не волнует. Миллионы россиян почитают Сталина не потому, что не верят в репрессии, а потому, что им наплевать на миллионы убитых соотечественников. Многие вполне средние люди, не садисты и не маньяки, оправдывают детоубийство - не на войне, не от случайной бомбы, а сознательное убийство детей (например, маленьких Романовых или девятилетней таджички) на том основании, что их родители вели себя неправильно.

…. В западном обществе (главным образом в протестантском) ложь рассматривается как тяжкий грех. Если в Англии и США старшеклассник, студент колледжа попался на списывании, - это пятно на всю жизнь (на факте списывания строится, к примеру, сюжет детективного романа Джозефины Тэй "Мисс Пим расставляет точки"). Для нас же ложь - нечто совершенно безобидное, а списывание вообще милая шалость.
И далее в том же духе...

Последний пассаж можно оставить без комментариев, но в какой степени соответствуют фактам рассуждения господина Алексеева о «рабстве»? В России (в отличии от европейских колоний) не было плантационного рабства, но в самом деле до 1862 года существовали «дворовые», выполнявшие роль прислуги и являвшиеся домашними рабами. Происходила данная категория от древнерусских холопов, то есть из иноземцев, захваченных в «плен» во время военных действий, или от людей, попавших в долговое рабство. На момент реформы 1862 года данная прослойка (домашних рабов) составляла около двух процентов населения России.

Но насколько справедливы утверждения о том, что европейцы «в рабство обращали исключительно негров»? Справедливо ли заявление Алексеева, будто английскими крестьянами «не могли торговать как скотом» и англичанам «подобная мысль просто не могла прийти в голову» (тем более что сам Алексеев вынужден оговорится, что белые рабы все таки были)? Что пишут о рабстве в колониях европейские историки?


Разные формы порабощения в Новом Свете сменяли друг друга вытесняя одна другую. Рабство индейцев не устояло перед невероятно тяжким испытанием; белое европейское рабство (я говорю о рабстве французских завербованных - engages и английских слуг - servants) будет выступать как интермедия, главным образом, на Антилских островах и в английских колониях на континенте; наконец, рабство черное африканское будет достаточно сильно, чтобы укоренится наперекор всему и вся… «Завербованные» и «слуги» были почти что рабами. Их судьба не слишком отличалась от участи начинающих прибывать негров; как последних их перевозили в глубине трюмов на тесных кораблях, где не хватало места а пища была омерзительна. Когда они прибывали в Америку за счет какой то компании, последняя была вправе возместить себе затраты: тогда завербованных продавали не более и не менее как невольников, покупатели прослушивали и ощупывали их как лошадей. Конечно «завербованные» или «слуги» не были ни пожизненными ни потомственными рабами, но тем менее заботился хозяин о том чтобы их пберечь: он знал что утратит их по истечении срока найма (36 месяцев во француских Антильских островах, от 4 до 7 лет в английских владениях).

Как в Англии, так и во Франции использовали все средства, дабы набрать нужных эмигрантов…Для увеличения числа выезжающих к лживой рекламе добавили насилие. В некоторых кварталах Парижа проводили облавы. В Бристоле попросту похищали мужчин, женщин и детей…на колонии осуждали как на каторгу! При Кромвеле состоялись массовые отправки шотландских и ирландских заключенных. С 1717 по 1779 Англия отправила в свои колонии 50 тысяч ссыльных, и в 1732 году гуманный евангелист Джон Оглтроп основал новую колонию Джорджия желая собрать многочисленных заключенных за долги.

Следовательно, существовало широко распространенное и долго длившееся «рабство» белых…оно исчезло…по причинам экономическим а не расовым. Эти причины не имели ничего общего с цветом кожи. Белые рабы уступили место (неграм) потому, что обладали тем недостатком, что были таковыми лишь временно, а возможно, они стоили слишком дорого, хотя бы из-за своего питания.

Фернан Бродель «Материальная цивилизация , экономика и капиталзм» Т.3 глава «Последовательные виды подневольного состояния»


Сожжение провинившихся рабов живьем Нью-Йорк 1741 год. В США сожжения рабов по приговору суда имели место и в 19 веке


То есть европейцы охотно обращали своих белых соотечественников в рабство, и если в итоге в плантационном хозяйстве предпочтение было отдано «неграм», то причины были не нравственные, а экономические (в частности сыграл роль тот факт, что в условиях тропиков белые мерли как мухи, будучи не приспособлены к экваториальному климату и болезням).

Ну а «классические» черные рабы – в колониях Англии, Франции, Голландии, на юге США? По мысли господина Алексеева, черные рабы не были для своих белых хозяев «своими» и соответственно в таком рабстве ничего особенно плохого нет. Действительно как высказался один француз в 18 веке «Использование рабов в наших колониях учит нас, что рабство не противно ни религии ни морали» и господин Алексеев, по видимому, эти взгляды вполне разделяет. Совсем другое дело Россия, где «рабами были не негры, а соотечественники, братья по христианской вере» - вот это действительно достойно осуждения!

Но где лежит при этом граница между «соотечественниками» и «неграми»? Чернокожие рабы (не привезенные только что из Африки, а основная масса) говорили на том же самом языке, что и их хозяева и исповедовали ту же самую религию (так что они были для своих хозяев такие же братья по христианской вере, как русские дворовые для русских помещиков). Мало того, они имели со своими хозяевами общее происхождение. Среди современных афроамериканцев (не эмигрантов из нынешней Африки, а потомков рабов) «негров» нет вообще. Все они без исключения мулаты и имеют среди своих предков белых плантаторов. То есть белые господа держали в рабстве своих детей, внуков, племянников, двоюродных братьев. Весьма показательна история наложницы Томаса Джефферсона рабыни Салли Хеммингс. Мать Салли была мулаткой – дочерью черной рабыни и свободного белого, и отцом самой Салли тоже был белый плантатор. Томасу Джефферсону Салли досталась в качестве приданного жены, при том, что Салли Хеммингс и жена Джефферсона Марта были сестрами. Автор «декларации о независимости», которому было под пятьдесят, растлил шестнадцатилетнюю рабыню (негритянку на четверть) и сожительствовал с ней много лет, так что она родила от него восемь детей. Своим детям (вполне белым) Джефферсон дал вольную, а мог бы (по закону) и продать на аукционе.

Потомки третьего президента США и его рабыни – наложницы успешно влились в состав американских «белых». Разумеется это не единственный подобный случай, так что современные белые американцы, англичане, французы имеют среди своих предков чернокожих рабов.


Как дело обстояло в самой Европе? Там тоже существовало слегка закамуфлированное (или даже никак не закамуфлированное) рабство


«Задержанного бродягу пороли плетьми «прикованного палачом к задку телеги». Ему выбривали голову, его клеймили каленым железом; в случае рецидива его грозили повесить без суда и следствия или отправить на галеры – и запросто отправляли…В 1547 г. английский парламент постановил, что бродяги будут не более не менее обращаться в рабство (эта мера была два года спустя отменена, так как не удалось решить вопрос с использованием этих рабов)… идея витала в воздухе. Ожье Бузбек (представитель испанского короля при турецком султане) полагал что «ежели бы рабство…применялось справедливо или мягче, как того требуют римские законы, не было бы необходимости вешать и карать всех тех, кои ничего не имея ничего, кроме свободы и жизни, становится преступником от нужды». И в конечном счете это решение возобладает в 17 веке ибо разве заключение в тюрьму и на каторжные работы это разве не рабство? Повсюду бродяг сажают под замок: в Италии в приюты для бедных, в Англии в работные дома (workhouse), в Женеве в исправительную тюрьму (Discipline), в Германии в исправительные дома (Zuhthauser), в Париже – в смирительные дома (maison de forse): в Гранд Опиталь созданный ради заключения там бедняков в 1662, в Бастилию, Венсенский замок, Сен-Лазар, Бисетр, Шарнтон, Мадлен, Сен-Пелажи. На помощь властям приходили также болезни и смерть…И однако же ни неутомимая труженица-смерть, ни свирепые тюрьмы не искоренили зло… Не взирая на экономический подьем, пауперизм усилился в 18 веке из за демографического роста…Тысячи крестьян оказались выброшенными на дороги – наподобие того, как задолго до этого времени происходило в Англии с началом огораживаний. В 18 веке эта человеческая грязь от которой никому не удавалось избавится поглощала все: вдов, сирот, калек, беглых подмастерьев, священников без церковных доходов, стариков, погорельцев, жертв войн, обрюхаченных служанок, девиц матерей ото всюду прогоняемых и детей, посылаемых за хлебом или на воровство…Порядочные люди старались не думать о этих «подонках общества, отбросах городов, биче республик, материале для виселиц. Их столько и повсюду, что было бы довольно трудно их счесть, а годны они…лишь на то, чтобы отправить их на галеры или повесить, чтобы служили примером»


Добрая старая Англия - бродягу тащат на виселицу


Чтобы выбраться из ада надо было найти работу: «ливрея огромный мир прислуги, был единственным всегда открытым рынком труда…и весь этот мирок обязан был повиноваться даже когда хозяин был мерзавцем. Постановление Парижского парламента в 1751 году приговорило одного слугу к выставлению у позорного столба и ссылке за оскорбление по адресу хозяина. Но ведь трудно было выбирать этого хозяина: выбирал он, и всякий слуга который оставлял свое место или был уволен считался бродягой если он сразу же не находил себе другого хозяина: девушки не имевшие работы будучи схвачены на улице подвергались сечению, им выстригали голову, мужчин отправляли на галеры. Кража, подозрение в краже означало виселицу».

Фернан Бродель «Материальная цивилизация , экономика и капиталзм» Т.2 главы «Ниже нулевой черты» и «Выйти из ада»

При этом отношение к людям как к расходному материалу не ограничивалось обездоленными маргиналами. Вот как расправлялись британцы с выступлениями ирландских крестьян:
«Первое орудие использованное британской армией называлось треугольник. Жертв привязывали к деревянным треугольникам и немилосердно хлестали. По такому случаю приготовили 500 хлыстов. Невинных жителей пытали, чтобы узнать у них о тайниках с оружием. Дневник жительницы рассказывает
«Подожгли несколько домов возле деревни – взяли Мерфи отца емейства. Он держал винную лавку в доме, где жил Уиллс. Офицеры взяли этого безобидного человека привязали к телеги…и сами стали бичевать беднягу». Другой способ допроса поражал еще больше. На голову жертве надевали бумажный пакет из толстой просмоленной бумаги, после чего поджигали. Несчастная жертва пыталась стащить пакет, смоле текла в глаза. Пакет можно было содрать только с волосами и кожей. Была еще пытка человеку накидывали на шею петлю и ослабляли ее каждый раз, как человек терял сознание.»
» Питер Невилл «Ирландия История страны».

Происходило это не при Генрихе VIII, а в 1798 году.
7 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Роман 3671
    +5
    4 августа 2012 10:15
    Есть страна, корни противоречивости которой сравнительно легко разглядеть, потому что её «возраст» всего около четырёхсот лет. С другой стороны, обстоятельства сложились так, что эта страна играет беспрецедентную в истории последних тысячелетий роль в судьбах многих других стран и очень многих людей. Это США. Указанные две причины делают заслуживающим внимания разглядывание корней противоречивости США, её двойной морали и циничности.

    Почему «четыреста лет»? Отсчёт времени здесь ведётся со времени прибытия в Америку «Мейфлауера». “Соглашение на «Мейфлауере»” от 11 ноября 1620 принято считать первым собственно американским документом, написанном и подписанным в Америке. (Точнее, на борту корабля, стоящего непосредственно у берега). Это небольшой по объёму докумет заслуживает быть приведённым полностью.

    «Именем Господа, аминь. Мы, нижеподписавшиеся, верноподданные нашего могущественного суверенного государя Якова, Божьей милостью короля Великобритании, Франции и Ирландии, защитника веры и проч., предприняв во славу Божью — для распространения христианской веры и славы нашего короля и отечества — путешествие с целью основать колонию в северной части Виргинии, настоящим торжественно и взаимно перед лицом Бога объединяемся в гражданский политический организм для поддержания среди нас лучшего порядка и безопасности, а также для достижения вышеуказанных целей; а в силу этого мы создадим и введем такие справедливые и одинаковые для всех законы, ордонансы, акты, установления и административные учреждения, которые в то или иное время будут считаться наиболее подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии и которым мы обещаем следовать и подчиняться. В свидетельство чего мы ставим паши имена, мыс Код, 11 ноября Anno Domini 1620».

    К моменту подписания Соглашения на «Мэйфлауэре» находилось 103 пассажира. 41 человек поставил под Соглашением свою подпись, как можно полагать, все мужчины, достигшие 21 года, т.е. совершеннолетия. Важен состав «подписантов»: 17 «святых», 17 «чужаков», 3 наёмных специалиста (бочар, кузнец и плотник) и 4 «сервента». Пояснения принятых в документе терминов.

    «Святые», иначе «пилигримы», это те, кого влекло в Америку желание утвердить «истинную веру», «чужаки» это люди, оплатившие свой переезд и рассчитывающие на лучшую, чем на родине жизнь, особо не интересующиеся религиозными вопросами. Особо следует отметить «сервентов». Это люди, которые искали в Америке спасения от нищеты и голода, но не имея возможности оплатить переезд, заключали с капитанами кораблей или купцами кабальное соглашение, обязываясь по прибытии в колонию отработать определённый срок (от 3 до 7 лет) хозяину, оплатившему проезд. Именно бесправные сервенты составляли основную рабочую силу в колониях и прежде всего за их счёт шёл прирост белого населения. В первой половине XVII они составляли до трёх четвертей населения колоний. Положение их немногим отличалось от рабского, поэтому ввоз сервентов и эксплуатация их труда приносили большую прибыль. Участие сервентов в подписании Соглашения не рассматривалось ни ими самими, ни их хозяевами как изменение существовавших между ними отношений. В ином случае это, несомненно, нашло бы какое-то отражение в документе, являясь мерой слишком значительной и радикальной, идущей вразрез с английскими законами. Наоборот, в документе словами о «верноподданности» английскому королю подтверждались автоматически: владение сервентами, власть над ними, возможность их почти рабской эксплуатации, обязанность сервентов под страхом жестоких наказаний выполнить условия контрактов. Статут сервентов в колонии в принципе остался неизменным, повторяя английские и виргинские образцы. Сервентов призвали подписать соглашение не как равноправных колонистов и не для того, чтобы чем-то специально обременить их. Их связывали круговой порукой при учреждаемом самоуправлении, обязывали подчиняться будущим местным законам — на время контракта и по истечении его действия. Ведь, освободившись, сервенты формально приобретали все права подданных английского короля наравне с другими колонистами, а, следовательно, в каких-то случаях теоретически могли апеллировать к английским законам, если местные в чем-то с ними расходились, ущемляя чьи-то права. В то же время, что не менее важно, подписывая Соглашение, сервенты как бы утверждали для себя и других слуг право по истечении срока контракта стать полноправными колонистами и пользоваться льготами местного законодательства. Другое дело, что ни английские, ни местные условия не давали освободившимся сервентам возможности воспользоваться своими формальными правами.
    1. Роман 3671
      +7
      4 августа 2012 10:28
      Для описания положения сервентов приведём документ, относящийся к самому раннему периоду колонии в Массачусетсе.

      Цитируется по Л.Ю.Слезкин. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. М., Наука, 1980, стр. 128, 129.

      «1. Властью магистрата запрещается сервентам, будь то мужчина или женщина, отдавать, продавать или обменивать что-либо без разрешения их хозяев: все время службы — под страхом штрафа или телесного наказания, налагаемого в соответствии с тяжестью поступка.

      2. Все работники должны работать весь день, имея необходимое время для еды и отдыха. (Когда? Сколько? — Л. С.)

      3. При побеге сервентов от их хозяев в обязанность местных властей входит организовать за беглецами погоню — по земле или по морю, используя для этого, если необходимо, лодки и пиннасы за казенный счет, и вернуть их назад силой оружия.

      4. Указанной выше властью устанавливается также, что фримены (свободные) каждого из поселков могут в случае необходимости сговариваться между собой о размере оплаты всех работников и сервентов. Те, кто будет платить больше договоренной суммы, подвергнутся наказанию...

      5. Оплата труда сервентов и работников может производиться зерном в размере, устанавливаемом двумя незаинтересованными фрименами, избранными: один — хозяином, другой — сервентом или работником, которые должны учитывать качество и размер проделанной работы. Если они не смогут договориться, будет избираться третий — властями соседнего поселка. (А если не оказывалось «незаинтересованного» фримена? — Л. С.)

      6. Если какой-либо сервент сбежит, не вынеся тирании жестокости своего хозяина или хозяйки, в дом какого-либо фримена из того же поселка, он может в нем оставаться под защитой этого фримена до тех пор, пока не будет отдан должный приказ о его освобождении; при этом предусматривается, что взявший его под защиту сразу же сообщит об этом хозяину, от которого бежал сервент, а также властям ближайшего поселка или констеблю. (Тирания заведомо предполагалась!— Л. С.)

      7. Ни один из сервентов не должен быть передан другому хозяину больше, чем на год, — ни при жизни его хозяина, ни после смерти этого хозяина исполнителями его воли — без решения магистрата или разрешения двух ассистентов.

      8. Если хозяин выбьет глаз или зуб своему сервенту, мужчине или женщине, или каким-либо другим образом искалечит его, он должен, если это не результат чистой случайности, отпустить сервента на свободу и компенсировать ему увечье каким-либо образом по решению суда. (Искалеченный случайно оставался сервентом и не получал никакой компенсации! — Л. С.)

      9. Каждый сервент, который служил верно и добросовестно своему хозяину семь лет, не должен быть отпущен безо всего; если же он не проявил верности, добросовестности и усердия на своей службе — при хорошем обращении с ним хозяина, он не будет отпущен на свободу, пока власти не сочтут, что он выполнил свои обязательства».

      Действенность статей, защищавших сервентов и работников, сводилась зачастую к нулю. Ни сервенты, ни работники не участвовали в рассмотрении дел в качестве равноправной стороны. Интересы же магистрата, члены которого имели сервентов и нанимали работников, совпадали, как правило, с интересами других хозяев.

      (Ассистенты – это те, кто имели право избирать из своего числа губернатора и его заместителя, которые совместно с ассистентами должны издавать законы, а также избирать специальных лиц для их осуществления).

      Положение сервентов было, пожалуй, тяжелей, чем у крепостных крестьян в России: «запрещается сервентам, будь то мужчина или женщина, отдавать, продавать или обменивать что-либо без разрешения их хозяев». Тогда как многие оброчные крепостные занимались торговлей в городах и многие из них были богаче, а некоторые значительно богаче своих хозяев. Описан случай, когда один из таких крепостных валялся в ногах у своего нищего хозяина, предлагая любые деньги за свидетельство об освобождении, которое дало бы ему право записаться в купцы II гильдии.

      Таким образом, белые рабы эксплуатировались в Америке задолго до чёрных.

      В Соглашении на «Мэйфлауэре», в других важнейших установлениях и проявлениях общественной жизни английских колоний в Северной Америке содержались в зачаточном состоянии те противоречия, существуют там по сей день. Это нашло свое выражение в подписании Соглашения частью сервентов при сохранении всех прав хозяев на владение этими сервентами. Преобразованные временем, те же противоречия проступили в американской конституции.

      Если говорить о прямой связи Соглашения с американской конституцией, то их соединяет нить длиной более чем в 150 лет, но нисколько не толще той, которая связывает конституцию с некоторыми другими установлениями раннего колониального периода в истории США. Связь, тем не менее, налицо. Соглашение на «Мэйфлауэре» и американскую конституцию, несмотря на их отдаленность друг от друга во времени, объединяет то, что они порождены буржуазным развитием страны. Остальное зависело от степени этого развития в конкретных обстоятельств создания документов.

      Первые устроители первых поселений в Америке принимали в качестве основы «принципы человеческого благоразумия». После введения в оборот термина «демократия» в зависимости от отношения к скрывавшемуся в нем содержанию истолкователи Соглашения выводили из него или американские демократические институты, или узаконение эксплуатации трудящихся. На самом деле, зачатки того и другого содержались в нем неразделимо и существовали не потому, что они были американскими, а потому, что были буржуазными, отражали, хотя еще далеко не полно, принципы новых буржуазных отношений.

      Таким образом, с некоторыми оговорками, состав пассажиров «Мейфлауера» повторяется сейчас в составе «пассажиров Америки»: «святые» - несколько тысяч хозяев Америки, остальные – сервенты, чужаки и специалисты. Во сколько раз число вторых пассажиров больше числа первых, во столько же раз цинизм и противоречия сейчас явственней.
  2. +6
    4 августа 2012 11:34
    А этот "историк" Алексеев случаем не родственник нашей "прабабушки демократии" Л. Алексеевой? Что-то у них мысли схожи в отношении к России.
  3. +4
    4 августа 2012 14:23
    Англосаксам да и вообще западной цивилизации, давно и глубоко привит рабский дух. Достаточно посмотреть на "наших" порституток либералов. От того они и валят с больной головы на здоровую, пытаясь нам внушить свою сущность.
  4. schonia06rus
    -5
    4 августа 2012 16:40
    "Британцы отправляют своих соотечественников ирландцев в рабство на плантации"
    вообще то англичане относятся к ирландцам также как русские к чеченцам
    1. 0
      4 августа 2012 20:21
      И многие ли из русских имеют сейчас плантации на которых от рассвета до заката (сиречь "когда солнце еще высоко") подгоняемые кнутами надсмотрщиков-таджиков (гасторбайтеров конечно же) в поте лица трудятся невольники-чеченцы?..

      Ты, Марат, уж пожалуйста не сморозь эту чушь какому-нибудь чеченцу. А то ходить тебе потом с битым анфасом. Да, и профилем тоже...
      Однако, "-" вам, уважаемый schonia06rus...
      1. schonia06rus
        0
        5 августа 2012 11:26
        это ты моросишь! ты хоть прочитай внимательно! я про то что ирландцы это НЕ англичане и не не были они им соотечественниками!
        1. 0
          6 августа 2012 11:06
          Вы, дорогуша, на поворотах поаккуратней. И повежливее. Уж будте добры...

          А про то, что ирландцы не англичане, равно как и шотландцы, хайлендеры и валийцы это и так всем известно. Без вашего на то участия. Здесь Америку никому открывать не надо... И разговор в данной теме идет о рабстве...

          Кстати, ради принципа могу напомнить вам (если вдруг забыли, уважаемый!), что на территории Ингушетии (регион 06) лицами титульной национальности (сиречь ингушами) содержалось не так уж и мало русских рабов. Кто нибудь из этих рабовладельцев был привлечен к ответственности. Может и да, но это были единичные случаи. Так что чья бы буренка мычала!..
          1. schonia06rus
            +1
            10 августа 2012 16:04
            опять 25! весь смысл статьи в том, что " АААААААААААА смотрите это не только русские своих же в рабстве держали"
            Цитата: Chicot 1
            что на территории Ингушетии (регион 06) лицами титульной национальности (сиречь ингушами) содержалось не так уж и мало русских рабов

            вот именно что русских не ингушей. только вы сами своих же в рабстве держали!
            P.S. а бичей на кошарах и сейчас хватает
            1. fales
              +1
              25 августа 2012 11:52
              Читайте внимательней "В Бристоле попросту похищали мужчин, женщин и детей". То есть англичане прекрасно держали в рабстве "своих" - не негров или ирландцев, а англичан
  5. +3
    4 августа 2012 20:13
    Как не странно (но так уж сложилось), но именно этот факт (что сначало было "белое рабство", а уже только потом появилось "черное") к величайшему сожалению малоизвестен...
    Кстати, некоторое время (правда, относительно недолго) оба "подвида" рабства благополучно сосуществовали вместе, бок о бок. И самое занятное в этой ситуйовине было то, что к рабам черным хозяева (сиречь рабовладельцы) относились куда как лучше, чем к рабам белым...
  6. borisst64
    +3
    6 августа 2012 13:56
    "Миллионы россиян почитают Сталина не потому, что не верят в репрессии, а потому, что им наплевать на миллионы убитых соотечественников."

    Россияне почитают Сталина за то, что он уничтожил фашизм и Гитлера, который убил миллионы моих соотечественников. Алексееву надо оторвать всё что у него висит!!