Подлодка-призрак A26 для ВМС Швеции


Предлагаемый облик подлодки типа A26


Немногочисленный подводный флот Швеции ждет серьезное обновление. В ближайшие годы планируется построить и ввести в строй две дизель-электрические подлодки перспективного проекта A26. С их помощью заменят наиболее старые корабли пр. Södermanland, уже выработавшие большую часть ресурса. Любопытно, что работы по теме A26 стартовали еще 13 лет назад, но флот до сих пор не получил желаемые лодки.

Перспективный проект


В настоящее время в составе ВМС Швеции имеется пять ДЭПЛ двух проектов. Наиболее старыми являются лодки Södermanland и Östergötland, построенные по проекту Västergötland и сданные в 1989-1990 гг. В 2003-2004 гг. они прошли модернизацию по новому проекту Södermanland и продолжили службу. В 1996 г. ВМС получили три ДЭПЛ типа Gotland.

Уже в середине двухтысячных годов командование пришло к выводу, что ДЭПЛ типа «Сёдерманланд», несмотря на недавнюю модернизацию, устаревают и потребуют замены через несколько лет. В связи с этим в 2007 г. закупочное ведомство министерства обороны Försvarets Мaterielverk (FMV) подписало контракт с компанией Kockums AB на проработку облика будущей подлодки.

Новый проект получил рабочее обозначение A26. В 2010 г. появился договор на проведение проектирование; тогда же командование раскрыло свои планы. Минобороны желало получить две лодки с закладкой после 2012 г. и поставкой в 2018-19 гг. – для замены устаревших кораблей Södermanland. После 2020 г. планировали рассмотреть вопрос дополнительного заказа A26 для замены «Готландов». Интерес к новому проекту проявили КВМС Норвегии, они могли заказать не менее двух подлодок.


Впрочем, вскоре начались проблемы. Планы по закладке головного корабля в 2012 г. не были выполнены, а осенью 2013-го объявили о наличии неких проблем, из-за которых строительство откладывается. Сдачу первой A26 перенесли, как минимум, на 2020 г.

Организационные проблемы


В начале 2014 г. будущее проекта A26 оказалось под вопросом. Норвегия заинтересовалась новыми ДЭПЛ, и Минобороны Швеции предложило ей взять на себя часть расходов на разработку проекта. Однако такое предложение не устроило подрядчика. Немецкая компания Thyssen Krupp, с 2005 г. владевшая Kockums, отказалась разделять оплату работ и пожелала получить с каждого заказчика полную стоимость проектирования.

Такое невыгодное предложение резко сокращало экспортные перспективы проекта A26. За счет этого концерн Thyssen Krupp планировал сохранить текущее положение на рынке и обеспечить продажи других своих ДЭПЛ.

Шведское FMV не согласилось с условиями немецкой стороны, и после споров, 2 апреля разорвало существующий договор. Через несколько дней на предприятие Kockums прибыли специалисты с вооруженной охраной. Им предстояло изъять оборудование и документацию, принадлежащие государству. По указанию из Германии, предприятие попыталось помещать вывозу, что привело к скандалу.

К этому времени государственные структуры начали переговоры с компанией Saab AB, которая могла бы продолжить проектирование, а затем наладить строительство подлодок. Уже в апреле Saab смогла переманить к себе 200 сотрудников Kockums. На фоне этого немецкому концерну предложили продать шведскую верфь. Переговоры не заняли много времени, и 22 июля компания Kockums стала собственностью Saab AB. Бывший владелец получил за нее 340 млн шведских крон (ок. 32 млн евро).

Вторая жизнь проекта


В марте 2015 г. было объявлено о возобновлении проекта A26. Минобороны и Saab Kockums достигли предварительной договоренности относительно выполнения проектных работ и строительства двух подлодок. Общую стоимость двух кораблей определили на уровне 8,2 млрд крон (ок. 780 млн евро). На тот момент предполагалось, что подлодки поступят на службу не позднее 2020-22 гг.


Реальный контракт подписали 30 июня того же года. Стоимость проектирования и строительства двух ДЭПЛ типа A26 смогли довести до 7,6 млрд крон (720 млн евро). Головной корабль должны сдать в 2022 г., следующий – в 2024-м. Одновременно заключили соглашение о среднем ремонте подлодок типа Gotland на 1 млрд крон. Разработка, строительство и ремонт лодок разных типов должны осуществляться на предприятии Saab Kockums в г. Мальмё.

Вскоре стали известны как основные моменты технического задания, определенного заказчиком, так и особенности разрабатываемого проекта. Затем различные материалы по A26 стали представлять на военно-технических выставках. Компания Kockums решила не ограничиваться одним только шведским контрактом и начала поиски других заказчиков.

Технические особенности


Проект A26 в его готовом виде предусматривает строительство подлодки с водоизмещением 1700 т (надводное) или 1900 т (подводное). Длина достигает 63 м при ширине 6,4 м. Предусматривается максимальная автоматизация работы, за счет чего экипаж сократят до 20-26 человек при автономности 45 суток. Впервые в истории шведского подводного кораблестроения будет обеспечена возможность работы в океанской зоне.

Предлагается использование комбинированной главной энергоустановки, включающей дизель, двигатель Стирлинга и электрические компоненты. Кроме того, двигатель Стирлинга отличается практически бесшумной работой. ГЭУ схожей архитектуры уже используется на подлодках типа «Готланд». Лодки получат три дизель-электрические установки по 500 кВт каждая и воздухонезависимую систему с тремя 65-киловаттными двигателями. По расчетам, максимальная скорость ДЭПЛ достигнет 26 узлов. На ВНЭУ скорость сокращается до 5-7 узлов. При этом обеспечивается возможность непрерывного пребывания под водой в течение 15-20 суток.

В носовом отсеке подлодки размещаются четыре торпедных аппарата калибра 533 мм с боекомплектов в виде торпед или мин. Также предусматривается использование универсального отсека вооружений длиной 6 м. В доступном объеме могут размещаться любые системы, по желанию заказчика. В частности, на выставках фигурировал макет с тремя пусковыми установками, каждая из которых вмещает по шесть ракет Tomahawk.

Две или более


Головной корабль перспективного проекта для ВМС Швеции заложили в сентябре 2015 г. В дальнейшем началось строительство второй ДЭПЛ. В начале 2019 г. подлодкам присвоили имена HMS Blekinge и HMS Skåne. В соответствии с этим в зарубежных источниках теперь нередко используется новое обозначение проекта – Blekinge-class.


ДЭПЛ Södermanland одноименного проекта. Ее заменит перспективная Blekinge

Согласно текущим планам, HMS Blekinge войдет в состав флота в 2024 г. Годом позже к ней присоединится HMS Skåne. Их появление позволит запустить процедуры по выводу из боевого состава и списанию устаревших ДЭПЛ «Сёдерманланд». Также к этому времени будет решена дальнейшая судьба «Готландов». Их могут тоже заменить современными A26. Если будет принято такое решение, то к началу тридцатых годов подводные силы ВМС Швеции перейдут на единый тип кораблей, что даст известные преимущества.

В прошлом в качестве второго заказчика ДЭПЛ A26 рассматривался флот Норвегии. Однако после событий 2014 г. он вышел из программы и более не собирается присоединяться к ней. Позже появилось соглашение с Германией, по которому в будущем Норвегия получит лодки доработанного проекта «212».

С 2015-17 гг. Saab Kockums ведет переговоры с Польшей. Для нее готовы разработать специализированную модификацию с теми или иными возможностями. Впрочем, дальше хороших оценок на выставках пока дело не идет. Появится ли реальный заказ – большой вопрос.

В ожидании прорыва


В прошлом шведские судостроители разработали проект ДЭПЛ Gotland с передовой воздухонезависимой энергоустановкой, что стало одним из главных прорывов последних десятилетий в подводном судостроении. В настоящее время ведется строительство двух новых подлодок со схожей ГЭУ и различными усовершенствованиями в разных сферах. Возможно, проект A26 вновь обеспечит существенный отрыв от зарубежных конкурентов.

Нельзя не отметить, что нынешний проект A26 / Blekinge отличается от предшественников не только применением самых современных технологий и возможностью нарастить основные характеристики. Проект побил все негативные рекорды по срокам реализации. От начала первых работ до сдачи последней лодки пройдет 18 лет – при отсутствии новых проблем. Впрочем, все трудности организационного и технического характера были успешно решены, и компания Saab Kockums начала строительство заказанных подлодок. Это означает, что к середине десятилетия ВМС Швеции все-таки получат желаемую технику, а компания-строитель может рассчитывать на получение новых заказов.
Автор:
Использованы фотографии:
Saab Kockums / saab.com, Wikimedia Commons
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy 25 мая 2020 18:21 Новый
    • 5
    • 12
    -7
    Подлодка-призрак A26 для ВМС Швеции
    Поди у нас стырили. Призраки, это по нашей части. feel Они нашу ПЛ год ловили, даже следы на скалах нашли, была, а ПЛ не нашли, но видели. request
    1. KCA
      KCA 25 мая 2020 18:28 Новый
      • 4
      • 2
      +2
      Так вроде писали, что спустя 3 или 4 года поисков нашли, нашли буй метеорологический, который с якоря сорвался и к ним приплыл бип-бип-бип делать
      1. Улиточник N9 25 мая 2020 19:18 Новый
        • 12
        • 10
        +2
        Ага, все и всё "у нас стырили". так же, как и ВНЭУ.... все знают, что "Россия -"родина слонов"-весь мир только у нас, все и тырит... yes
        1. Чертовски привлекательные характеристики!
        2. Mavrikiy 26 мая 2020 02:56 Новый
          • 4
          • 1
          +3
          Цитата: Улиточник N9
          все знают, что "Россия -"родина слонов"

          Все знают, кроме вас, что Россия - Родина мамонтов, первых слонов на земле. feel request
      2. avg
        avg 25 мая 2020 19:20 Новый
        • 1
        • 1
        0
        Так этот буй, еще и белуха с питерской биркой и в чине не ниже кап три сопровождала. sad
      3. Bad_gr 25 мая 2020 19:54 Новый
        • 0
        • 0
        0
        Цитата: KCA
        ...спустя 3 или 4 года поисков нашли, нашли буй метеорологический

        Как-то упоминалось, что на дне нашли пустые бутылки из по водки, фигурировало как одно из доказательств пребывания нашей подводной лодки.
    2. timokhin-a-a 25 мая 2020 19:37 Новый
      • 2
      • 2
      0
      Вы бы хоть вникли в вопрос, это была голландская лодка, которая в провокационных целях маячила в тер.водах, изображаю российскую, а шведское правительство в этой операции поддакивало НАТО.

      Подробнее
      https://topwar.ru/154783-podvodnye-lodki-i-psihologicheskaja-vojna-chast-1.html
      https://topwar.ru/155177-podvodnye-lodki-i-psihologicheskaja-vojna-chast-2.html
  2. В.И.П. 25 мая 2020 18:30 Новый
    • 9
    • 2
    +7
    Ну наш проект 677 Лада с 1997 года до сих пор не имеет ВНЭУ и не придя на флот уже морально устарел))..
  3. knn54 25 мая 2020 20:14 Новый
    • 1
    • 1
    0
    Я так понял,что проект в ПЕРВУЮ очередь предназначен для потенциальных зарубежных покупателей.
    "Городить огород" ради двух субмарин,с отдаленной перспективой,еще пары/тройки штук для собственных ВМС ну ОЧЕНЬ накладно.
  4. AzDefence2020 25 мая 2020 20:43 Новый
    • 3
    • 1
    +2
    Я жил в Швеции и знаю одну историю, которая очень смешная. Блекинге, это штат в Швеции. Юга восточный штат Швеции так и называется Блекинге и там есть один город, который называется Карлскрона. В Советское время, шведы гуляя себе по природе ( а этот городок состоит из многочисленных островов) вообщем среди белого дня всплывает в городе Карлскрона Советская ПЛ. Так шведы обкакались от страха. Потом правда был скандал большой. Они до сех пор это помнят
    1. кобальт 25 мая 2020 22:04 Новый
      • 5
      • 0
      +5
      Индиндент имел место в 1981 году. На мель села подлодка С-363 613 проекта, официальная версия - по навигационной ошибке зашли в территориальные воды Швеции. Причем идя ночью наши умудрились пройти значительное расстояние по секретному фарватеру шириной в 12 метров ведущей к базе ВМФ Швеции, пока все же не сели на мель. За снятие с мели и буксировку мы выплатили около 1 млн долларов - 5 миллионов кронн и принесли официальные извинения. Шведы всерьез рассматривали вариант штурма лодки, для чего подтянули спецназ ВМФ, а наши моряки готовы были ее взорвать, но мидовцам удалось разрулить ситуацию, отделавшись компенсацией и извинениями. После расследования инцидента бывшего на борту лодки офицера штаба балтфлота уволили, командира перевели в береговую часть, с замполита обвинения сняли. У шведов тоже не обошлось без оргвыводов, сняли и понизили в должности командира базы в Карлскруне.
      1. Voletsky 26 мая 2020 14:20 Новый
        • 0
        • 1
        -1
        у меня коллега на этом чуде был Шведский комсомолец :) Расказывал кто то из главных забежал весь в поту и сказал "все *блин* товарищи моряки, море кончилось"
        Взрывать ни кто ничего не собирался, у них там такая паника была, что даже не подумали об этом; и даже не приступали к минированию
  5. ААК 26 мая 2020 12:00 Новый
    • 1
    • 0
    +1
    М-м-да... Европа и Япония уже давно с разными типами ВНЭУ, у нас "Лада" соответствует такому же автомобилю, "Калина" - "в гнезде", клепаем "импровные "Варшавянки" и гордимся...
  6. Bersaglieri 26 мая 2020 12:01 Новый
    • 0
    • 0
    0
    "Зубастый" проект, однако
  7. Судя по фото ПЛ- вооружение- рогатка у старпома и копье - у боцмана.
    1. agond 27 мая 2020 19:03 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Опять у них видим надводное водоизмещение 1700 т , подводное 1900т у нашей 877 проекта "Палтус" надводное 2350 подводное 3100 т похоже в конструкторском бюро "Рубин" доплачивают за каждую лишнюю тонну балласта. , а всякие там ВНЭУ мимо кассы.
      А вообще три дизеля, три генератора, есть и обычные электро аккумуляторы , три стирлинга , эл.двигатель главного хода , эл. двигатель экономичного хода (и все это предназначено для вращения одного гребного винта) плюс запас окислителя и отдельного топлива для ВНЭУ ((хотя может они в ней солярку подводой жгут) это многовато будет . для лодки в 1700т.
  8. Magic Archer 27 мая 2020 18:54 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Всегда поражали шведы. От устройства государства до уровня жизни. Раньше частенько там бывал. А уж военная промышленность достойна отдельной похвалы! От Гриппенов до субмарин с ВНЭУ! И это в стране с населением всего чуть более 10/млн человек!!! При этом страна не располагает какими то ресурсами как те же норги. Но живут прекрасно. Есть чему поучится.
    1. agond 27 мая 2020 20:47 Новый
      • 0
      • 0
      0
      Можно много достичь если не делать лишнего.
    2. Поддерживаю Вас в подобных выводах. Интересовался историей этой страны. Особенно, после покупки ,, Вольво,, Какая машина! Все надежно, толково и продуманно. По- шведски!
  9. Der Visch 30 мая 2020 15:47 Новый
    • 0
    • 0
    0
    Пора КБ разрабатывающее российское ВНЭУ разгонять и делать заказ на ДЭПЛ с ВНЭУ у шведов..... Пока "пятая колонна" у власти в РФ-ии не видать России своего мощного вмф.....
  10. Дата туташхиа 18 июня 2020 18:48 Новый
    • 0
    • 0
    0
    На самом деле он называется не так: