ОБТ и их создатели

На протяжении нескольких десятилетий советское танкостроение держалось на четырех главных предприятиях. Именно они были ведущими организациями во всей отрасли строительства бронированных машин. Для оснащения танков создавались новые сорта брони, новые вооружения и новое электронное оборудование. Этими предприятиями были харьковские Завод транспортного машиностроения и Конструкторское бюро машиностроения, Ленинградский Кировский завод и нижнетагильский Уралвагонзавод. Именно эти предприятия обеспечили тяжелой бронетехникой весь Советский Союз и образовавшиеся на его обломках страны. Рассмотрим последние десятилетия из жизни этих заводов, которые связаны с наибольшими успехами в области танкостроения.

Харьковские завод и КБ

С 1 января 1966 года танковое КБ (отдел 60) и опытный цех танкового производства (цех 190) Приказом Министра оборонной промышленности №62 от 06.05.65г. были объединены в самостоятельное предприятие «Харьковское Конструкторское бюро по машиностроению» (ХКБМ). Начальником и Главным конструктором ХКБМ был назначен А.А. Морозов.


Харьковские организации, занятые в разработке и сборке танков, сыграли очень важную роль в судьбе отечественных бронемашин. Дело в том, что все существующие сейчас российские/советские танки в той или иной мере восходят к харьковскому Т-64А. Более того, через несколько лет после своего принятия на вооружение эта машина была первой зачислена в новый класс бронетехники – основные боевые танки (ОБТ). Впоследствии основные танки вытеснили из Советской армии прочие классы.

Предпосылки к созданию Т-64А и, как следствие, первого отечественного ОБТ появились еще в начале пятидесятых годов. В это время стало ясно, что имеющиеся и перспективные отечественные танки при существующих тенденциях развития могут проигрывать перспективным зарубежным по ряду параметров. В частности, разделение на средние и тяжелые танки и вызванная этим специфика классов не обеспечивала должного баланса огневой мощи, защиты и подвижности. В ходе решения сложившейся задачи было создано несколько опытных «Объектов», на которых отрабатывались различные технические решения. Из всех этих образцов в серию пошел только «Объект 432», принятый на вооружение под обозначением Т-64А. Примечательно, что Т-64А был принят не сразу. Перед приказом о принятии на вооружение несколько месяцев ушло на войсковую опытную эксплуатацию и ликвидацию дефектов конструкции.

ОБТ и их создатели
ОБТ Т-64


Следующим харьковским проектом стал «Объект 434». Он создавался на основе предыдущего «432», но с учетом выявленных недостатков и самых современных воззрений на ведение войны. В результате был разработан новый танк, объединивший в себе дизельный двигатель 5ТДA оригинальной конструкции, многослойную комбинированную броню, гладкоствольную пушку и ряд других нововведений. Изначально новый танк оснащался 115-миллиметровой гладкоствольной пушкой Д-68 (2А21). В последующих версиях он получил более серьезную 2А26 калибра 125 миллиметров. Уже в первых версиях новый танк обходил по подвижности все имеющиеся отечественные машины и не уступал им по огневой мощи. В первой половине 60-х была создана та самая версия танка, которая вооружалась 125-мм пушкой. Примечательно, что на «Объекте 434» впервые в отечественной практике была установлена гладкоствольная пушка с автоматом заряжания. Среди прочего, это позволило сократить экипаж до трех человек.

ОБТ и их создатели
ОБТ Т-64А. Снимок взят с обложки журнала "Военные знания" № 9 за 1994 г. (http://russianarms.mybb.ru)


Позже на базе Т-64А харьковские танкостроители создали ряд модификаций, в том числе и глубоких. Из всего спектра варианта стоит отметить Т-64Б, получивший ряд нового оборудования для обеспечения безопасности экипажа и повышения точности огня; Т-64БМ с новым двигателем в 1000 л.с., а также Т-64БВ, который получил совместимость с системами динамической защиты. После распада Советского Союза харьковские завод и конструкторское бюро не прекратили свою деятельность. В середине девяностых была проделана глубокая модернизация производившегося в Харькове танка Т-80УД. От базового танка модификация отличалась новым двигателем большей мощности, новым орудием и обновленным бортовым оборудованием. Танк получил обозначение Т-84. Немного позже Т-84 модернизировали до состояния Т-84У «Оплот». При принятии этого танка на вооружение украинской армии от изначального названия осталась только словесная часть. Главное отличие «Оплота» от исходного Т-84 – прицельный комплекс, собранный из оборудования зарубежного производства. В 2009 году «Оплот» приняли на вооружение. В войска поставлено чуть более десятка машин этого типа. Одновременно с «Оплотом» создавался ОБТ Т-84-120 «Ятаган». Для участия в турецком конкурсе на поставку новой бронетехники конструкторы Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А.А. Морозова заменили 125-мм орудие пушкой калибра 120 миллиметров (стандарт НАТО), а также полностью переделали автомат заряжания. В соответствии с требованиями Турции, его укладка была перенесена в заднюю часть башни. Дополнительное вооружение, электроника и другие компоненты «Ятагана» ввиду экспортной сути проекта закупались за рубежом. Т-84-120 не смог выиграть турецкий тендер – победителем стал немецкий Leopard 2. В настоящее время «Ятаган» существует только в одном экземпляре.

ОБТ и их создатели
Т-84У «Оплот». Подготовка к параду в Киеве, 1999 г. (http://armor.kiev.ua)


ОБТ и их создатели
Основной боевой танк «Ятаган» в Турции (http://armor.kiev.ua)


Кировский завод

Конструкторское бюро Ленинградского (теперь санкт-петербуржского) Кировского завода, начиная с конца 20-х годов, занималось созданием танков. Наиболее известные детища ленинградских инженеров – танки семейства КВ. К сожалению, эти тяжелые бронемашины в свое время не смогли оказать на ход войны ожидаемый эффект. Как оказалось, технический прорыв Кировского завода был впереди.

Именно ленинградские инженеры и рабочие создали первый в мире серийный танк, оснащенный газотурбинным двигателем (ГТД) – Т-80. Идея оснастить бронемашину двигателем нового типа появилась еще в начале пятидесятых. В середине десятилетия на ЛКЗ было собрано два экспериментальных газотурбинных двигателя ПД-1 мощностью 1000 л.с. Большая мощность двигателей сулила им хорошие перспективы в области тяжелых танков. Однако вскоре взгляды на войны будущего поменялись, и создание тяжелых танков было прекращено. Стоит отметить, что двигатели ПД-1 были исключительно экспериментальными: они имели такое количество «детских болезней», что в ближайшие годы предстояло заниматься исключительно испытаниями и доводками, но не развертыванием серийного производства. При этом руководство страны понимало перспективность направления и требовало форсирования работ. Так, по словам министра среднего машиностроения В.А. Малышева, уже через двадцать лет (в середине 70-х) газотурбинные силовые установки должны были получить распространение в наземной технике. Относительно сроков, как оказалось, он не ошибался, что не скажешь о предположениях о размахе применения.

ОБТ и их создатели
Основной боевой танк Т-80 (Объект 219сп1)


В первой половине шестидесятых все танковые КБ Советского Союза, среди прочего, занимались разработкой перспективных танков с газотурбинными двигателями. Первыми свои варианты проектов сделали харьковские инженеры под руководством А.А. Морозова – Т-64Т, а затем и нижнетагильские во главе с Л.Н. Карцева – «Объект 167Т». Обе машины оснащались двигателями семейства ГТД-3Т, первоначально создававшихся для вертолетов. Однако такое «заимствование» крайне неудачно сказалось на работе танковой силовой установки. Главная причина этого – пыль. ГТД вертолета засасывает пыль только на некоторых этапах полета, да и то, в достаточно малом количестве. Танк, в свою очередь, ездит по земле и почти все время поднимает вокруг себя пыль. Естественно, газотурбинный двигатель с высоким потреблением воздуха все время «наедался» пылью, что зачастую приводило к неполадкам и поломкам.

В 1968 году от Кировского завода было потребовано провести модернизацию харьковского Т-64. Постановление Совмина касалось установки на танк газотурбинной силовой установки. Примечательно, что на этот раз совместно с ОКБ им. Климова разрабатывался специальный танковый двигатель. Под руководством С.П. Изотова была осуществлена работа по коренной модернизации существующей газотурбинной системы. Готовый двигатель ГТД-1000Т мощностью в тысячу лошадиных сил был установлен на опытный «Объект 219сп1». При испытаниях этого прототипа были выявлены некоторые проблемы в конструкции двигателя. Одновременно с этим стало ясно, что имеющаяся ходовая часть танка Т-64 в существующем виде не может использоваться в связке со столь мощным двигателем. Пришлось переработать практически все элементы ходовой части: катки, траки гусениц, подвеску и т.д. Кроме того, некоторым изменениям подверглась и башня. Что касается вооружения и вспомогательного оборудования, то оно осталось прежним.

Почти семь лет прототипы с обозначением «Объект 219сп2» ездили по полигонам, преодолевали различные препятствия и выезжали в снежные и песчаные местности. В 1976 году испытания нового танка были завершены, и 6 июля он был принят на вооружение под названием Т-80. Первая серьезная модернизация танка состоялась в 1978 году, когда Т-80 получил возможность стрельбы управляемыми ракетами и литеру «Б» в обозначении. Новый Т-80Б нес комплекс управляемого вооружения 9К112-1 «Кобра». Ракета 9М112 запускается через ствол орудия-пусковой установки 2А46-2. Последующие модификации танка оснащались системами динамической защиты, зенитными пулеметными установками с дистанционным управлением и т.д.

ОБТ и их создатели
Т-80УД «Береза»


Наиболее значительное изменение конструкции было проведено в первой половине 80-х. В 1987 году в серию был запущен танк Т-80УД «Береза». От исходной «Восьмидесятки» он отличался двигателем. По ряду причин, в основном экономического характера, вместо ГТД было предложено установить дизель той же мощности. Подразумевалось, что наличие в войсках танков с одинаковым комплексом вооружения и разной силовой установкой упростит логистику и обслуживание техники в случае войны. Все дальнейшие доработки танка Т-80 производились в двух направлениях: на базе газотурбинных модификаций и на базе «Березы». Всего было создано более тридцати модификаций танка Т-80, примерно половина из которых принадлежит Харьковскому КБМ.

По ряду причин, Ленинградский Кировский завод собрал лишь несколько партий танков Т-80. Далее производство было перенесено на Омский завод транспортного машиностроения и в Харьков. Что касается создания новых машин, то конструкторское бюро Кировского завода, по имеющимся данным, в первые годы после распада Советского Союза продолжало работы в направлении улучшения Т-80, но потом свернуло их. Скорее всего, последней разработкой стал «Объект 292» – Т-80, вооруженный 152-мм пушкой. В настоящее время активное развитие темы Т-80 ведется харьковскими конструкторами.

ОБТ и их создатели
Опытный танк "объект 292"


Уралвагонзавод

Примерно в одно время с Кировским заводов в «гонку» по созданию основных танков включился и нижнетагильский Уралвагонзавод. Одной из главных причин этого стали выявленные недостатки танка Т-64. На устранение проблем требовалось время, а новый танк требовалось поставлять как можно скорее и в большом количестве. Возможности промышленности позволяли начать производство на любом из заводов отрасли. Однако Харьковский завод им. Малышева не мог обеспечить все предприятия нужным количеством дизелей 5ТД. Альтернативой харьковскому двигателю мог стать челябинский В-45/46. В итоге харьковчане создали танк «Объект-438», затем переименованный в «Объект-439» – Т-64А с дизельным двигателем В-45. Предполагалось, что он будет производиться в Нижнем Тагиле.

ОБТ и их создатели
Объект 172М-2М «Буйвол» (http://btvt.narod.ru)


Но руководство Уралвагонзавода настояло на том, чтобы им не навязывали чужую разработку, но дали сделать собственную. Тем не менее, КБ Уралвагонзавода не отказалось от предоставленной документации по «Объекту 439» и применила в своем проекте ряд наработок по теме Т-64А, касавшиеся бронекорпуса и башни. Не претерпел изменений и состав вооружения. При этом автомат заряжания был спроектирован заново. Стоит отметить, что из-за его конструкции пришлось немного переделать форму башни. Еще одной характерной чертой заимствования наработок стала невзаимозаменяемость некоторых агрегатов. В первую очередь, это касается бортовых коробок передач. Нижнетагильские инженеры незначительно изменили конструкцию этих узлов, что, однако, исключило возможность выпуска одинаковых коробок для обоих танков.

В 1973 году получившийся «объект 172М» был принят на вооружении Советской армии под обозначением Т-72. В результате этого решения в войсках оказалось два типа основных танков, в целом похожих по характеристикам, но значительно отличающихся в производственном плане. Да и требуемой модернизации Т-64А с заменой двигателя не вышло – Т-72 представлял собой некую смесь из ноу-хау харьковского и нижнетагильского конструкторских бюро. Тем не менее, Т-72 пошел в войска.

Часто приходится слышать, что Т-72 по своим характеристикам уступал харьковскому Т-64А. Однако его совокупность возможностей и стоимости позволили сравнительно быстро оснастить новой техникой достаточное количество танковых частей и организовать экспортные поставки. Кроме того, Т-72 производились за рубежом по лицензии: в Индии, Ираке, Польше и Чехословакии. На базе исходного Т-72 было сделано два десятка модификаций, несколько из которых дошли до серийного производства. Наконец, в зарубежных странах, в первую очередь в бывших советских республиках, создано еще двадцать вариантов Т-72, отличающихся друг от друга составом оборудования и вооружения.

ОБТ и их создатели
Российский Т-72Б (М) в Чечне, на танке установлены решетчатые экраны для защиты от противотанкового оружия ближнего боя (РПГ). (http://btvt.narod.ru)


ОБТ и их создатели
Индийский Т-72М1 (http://btvt.narod.ru)


Последней модификацией танка Т-72 оказался Т-72БУ, позже переименованный в Т-90. Первоначально бронемашина с обозначением «Объект 188» была призвана стать компромиссом между Т-72 и самым новым оборудованием. Для этого на Т-72БУ/Т-90 была установлена новая система управления вооружением, а также комплекс средств защиты. Стоит отметить, что Т-90 стал первым отечественным танком, изначально получившим возможность использования не только динамической, но и активной защиты. Система «Штора-1» обеспечивает защиту от управляемого противотанкового оружия с различным способом наведения. Для этого в состав системы входят инфракрасные прожекторы и дымовые гранатометы. При серьезном обновлении оборудования и установке новых систем ходовая часть почти полностью осталась прежней.

В 1992 году Т-90 был принят на вооружение Российской армии. В последующие несколько лет, ввиду тяжелой экономической ситуации, было построено всего 120 единиц. Производство Т-90 для собственных нужд возобновилось только в 2004-м году, когда в серию пошел обновленный вариант танка под обозначением Т-90А. Эта модификация имеет новую башню с более высоким уровнем защиты, ряд нового оборудования, а также 1000-сильный дизель В-92С-2. Появившись в не самое лучшее для страны время, Т-90 стал основой всего для десятка модификаций, немалая часть которых так и осталась на чертежах. В конце 90-х появился экспортный вариант Т-90С, который сразу заинтересовал индийских военных и был закуплен ими в большом количестве. Нередко утверждается, что именно этот контракт не дал Уралвагонзаводу остаться без работы и уйти из танковой отрасли.

ОБТ и их создатели
Танк Т-90А (вероятно, модель 2004 г.) 19-й мотострелковой бригады без бортовых экранов, г.Владикавказ, Северная Осетия, 7 сентября 2010 г. (фото - Денис Мокрушин, http://twower.livejournal.com).


Последняя на данный момент модификация Т-90 – Т-90С (в некоторых источниках ему присвоили неофициальные обозначения Т-90СМ и Т-90МС). Она оснащается обновленным орудием 2А46М-5, в сравнении с предыдущими пушками имеющим большую точность и больший ресурс. Также в распоряжении экипажа теперь имеются смотровые и прицельные приспособления с функциями тепловизоров, что позволяет танку действовать в любое время суток и почти в любых метеоусловиях. Определенный интерес представляет видеосистема наблюдения за окружающей обстановкой, установленная на крыше башни. Значительные изменения претерпели и системы динамической и активной защиты. Утверждается, что именно Т-90С (Т-90СМ, Т-90МС) может стать той боевой машиной, которая будет служить в Российской армии до тех пор, пока последняя не получит должного количества совершенно новых танков («Армата»). В то же время, высокие характеристики нового танка «компенсируются» немалой ценой. Да и целесообразность закупок этой машины порой подвергается сомнению. Так или иначе, Т-90С (Т-90СМ, Т-90МС) вполне может найти покупателей за рубежом. Благодаря этому нижнетагильский Уралвагонзавод сможет сохранить свой потенциал в области танкостроения и освоить новые технологи.

ОБТ и их создатели
Модернизированный танк Т-90С на выставке вооружений REA-2011 в Нижнем Тагиле (http://otvaga2004.narod.ru)


Вместо послесловия

События двадцатилетней давности, произошедшие в жизни сверхдержавы под названием Советский Союз, крайне неблагоприятно повлияли на все сферы экономики и промышленности. Из-за этого Россия сначала потеряла харьковские завод и КБМ, а затем из танкостроения ушел и Кировский завод. В итоге на всю страну остался только один завод, который занимается производством именно танков, а не другой бронетехники. Пожалуй, государству стоит уделить особое внимание сохранению и развитию оставшегося Уралвагонзавода. Потеря этого предприятия будет иметь очень плохие последствия для всей страны – армия останется без новой техники, а страна не получит прибыль от экспортных поставок. Да и для самого завода, равно как и для его сотрудников, оборонные контракты весьма и весьма выгодны.

Конечно, в нашей стране есть и другие предприятия, собирающие бронированные машины для армии. Однако перевод производства на другую площадку всегда отнимает множество времени и сил. Вряд ли стоит идти на эти затраты. Ну а если так хочется получить новое танковое производство, то пусть оно лучше будет вторым в стране, а не единственным.


По материалам сайтов:
http://morozov.com.ua/
http://kzgroup.ru/
http://uvz.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://t-80b.ru/
http://tank-t-90.ru/
http://oborona.ru/
http://odnako.org/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 39
  1. Sablezub 1 августа 2012 08:48
    Прочитав статью,поймал себя на такой мысли-Т-90А это модернизированная 72-ка(модернизация весьма глубокая)...почему не делается новый танк,отвечающим всем реалиям современного боя,а модернизируется т-72?Какой предел модернизации этих танков?Я понимаю,что с точки зрения экономии ресурсов это хорошее решение,но что-то модернизировать до бесконечности нельзя,есть определенный предел...
    Sablezub
    1. Средний брат 1 августа 2012 09:14
      Sablezub
      почему бы и нет. Зачем изобретать велосипед, когда есть отличная базовая основа?
      1. Циник 1 августа 2012 19:21
        Цитата: Средний брат
        почему бы и нет.

        Есть такое выражение :
        Схватка бульдогов под ковром

        Вот эту схватку более новый и перспективный Т-80 проиграл , поэтому сейчас
        17 модификация Т-72
        и является наисовременнейшим танком России !
        В отличии от Украйны .
        bully
        Да статью минусанул , копирайт чистой воды . собственно от знаний автора ноль .
        laughing
        1. Циник 2 августа 2012 18:20
          Минусанули ?!
          Да ради Господа ! Правда , она завсегда глаза колет !

          Какой красЯвый эвфемизм в статье
          По ряду причин, Ленинградский Кировский завод собрал лишь несколько партий танков Т-80. Далее производство было перенесено на Омский завод транспортного машиностроения и в Харьков.

          К вашему сведению гендиректор ПО "Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции" за освоение серийного производства Т-80 получил звезду Героя Соцтруда , также были отмечены другими наградами и многие другие .
          Для общего развития господ минусующих замечу
          В состав ГПО "ЗТМ" входили Завод транспортного машиностроения и Конструкторское бюро транспортного машиностроения ( КБТМ ) .

          И это ПО вдруг благополучно пропущено в перечне ?
          К слову , недавно прозвучало : Армата это не забытый ли Чёрный Орёл ?
          bully
    2. Barrel 1 августа 2012 09:24
      Ничего нового уже не придумаешь. Это как холодильник. Придумали в начале 19-го века и до сегодняшнего дня просто модернизируют его. Ну что в холодильнике нового можно придумать? Вот так и с нашими танками. Придумали Т-64 и стали различные модификации выпускать.
      Barrel
      1. moldavan 1 августа 2012 10:06
        танки не придумывают,их разрабатывают,рассмешил малеха с утра
        moldavan
      2. iSpoiler 1 августа 2012 10:21
        Вот уж не удивлюсь, если т-90 это оченьсильноглубоко модернезированный т-34....
        Не ну че тож удачный очень даже танк..))
        iSpoiler
        1. leon-iv 1 августа 2012 11:26
          да ладно это наверное 100я модернизация Ft-17 так рукопожатней и неполживей
        2. evgenm55 3 августа 2012 10:53
          Не прав боец-параметры и задачи -разные.Не говоря о возможностях.Прочитай статью заново.
      3. evgenm55 3 августа 2012 10:51
        В общем- то согласен.по образованию-танкист/легендарное ЧВТКУ/, По службе - ВДВ.Нового придумать уже не возможно-надо дорабатывать и совершенствовать имеющееся.Нашими конструкторами была заложена такая база-думай,применяй новые технологии и действуй.
    3. leon-iv 1 августа 2012 09:54
      А какие по вашему эти реалии?
    4. datur 1 августа 2012 13:44
      Sablezub,
      вообще то все так делают -что здесь особенного??
      1. Sablezub 1 августа 2012 16:56
        я говорил о пределе модернизации,а не о том,кто и как поступает...по вашей логике,нафига было изобретать т-50,если можно взять су-27 и до посинения его модернизировать(ведь ничего нового не придумали,так тут рассуждают)...а может ну эти "бореи",взять лодку времен ВОВ и долго с упоением заниматься модернизацией...Я пытался сказать,что нужен танк "нового поколения",а этот бессмысленный треп тина-"т-90 ,это очень сильно модернизированный т-34..."оставте при себе...новая стратегия войны,те же вертолеты(которые тоже совершенствуются,и которых не было в ВОВ),ракеты,противотанковые комплексы и тд и тп,диктует и новые правила создания и функционала танков для такой войны...ВОТ Я О ЧЕМ ГОВОРЮ...
        Sablezub
    5. Diesel 1 августа 2012 21:36
      Leopard 1A1 1A2 1A3 1A4 1A5 перерос в Leopard 2........
      M1 M1A1 M1A2......

      Че в этом плохого?? это всеобщая мировая практика.
      Diesel
      1. Kars 1 августа 2012 21:51
        Цитата: Diesel
        1A5 перерос в Leopard 2


        Нифига подобного
        Цитата: Diesel
        M1 M1A1

        это да

        Цитата: Diesel
        M1A1 M1A2......

        Различия уже больше косметические
        1. Diesel 2 августа 2012 21:55
          Цитата: Kars
          Нифига подобного


          Внешне корпуса очень похожи,башня другая, такая же ситуация как и у т72 и т90 request
          Diesel
          1. Kars 2 августа 2012 22:24
            Цитата: Diesel
            Внешне корпуса очень похожи,

            Так и запор на мерин похож.
            Цитата: Diesel
            такая же ситуация как и у т72 и т90

            не такая
            1. Diesel 4 августа 2012 19:15
              Цитата: Kars
              не такая


              У ти какой упертый, корпуса у т90 и т72 внешне одинаковые?? одинаковые, башни разные, че не так? ты попробуй понять и подумать о чем пишут.... Мы не стали т90 именовать т72бу, они не стали лео2 именовать лео 1а6, простая логика wink
              Diesel
              1. Kars 4 августа 2012 19:34
                Цитата: Diesel
                У ти какой упертый

                Если прав то да,у Леопарда 2 даже катки не такие как у Леопарда 1 .Структура брони корпуса не та,даже внешне.Строение корпуса.
                Цитата: Diesel
                Мы не стали т90 именовать т72бу

                А должны были бы .
                Цитата: Diesel
                простая логика

                Надеюсь фото будет логичнее вашей простой логики.
                1. Циник 5 августа 2012 18:12
                  Цитата: Diesel
                  Мы не стали т90 именовать т72бу

                  и
                  Цитата: Kars
                  А должны были бы .

                  Понимаешь ли тут история , ещё более интЭресная .
                  Т-90 глубоко ( ? ) модернизированный Т-72 ( башня ) , это раз .
                  Т-72 глубоко ( ? ) модернизированный Т-64 ( корпус ) , это два .
                  И на раз , два получаем , что Т-90 это дважды глубоко модернизированный Т-64.
                  Принципиально в этом ничего плохого нет ! Экономически более чем оправданно !
                  Но вот только не надо бить во все колокола и кричать : Т-90 это последнее слово танкостроения России !!
                  drinks
                  1. Kars 5 августа 2012 18:54
                    Цитата: Циник
                    : Т-90 это последнее слово танкостроения России !!

                    Крайнее,а то для меня как любителя танков слишком грустно звучит.
                    Цитата: Циник
                    Понимаешь ли тут история , ещё более интЭресная .

                    Это кстате мне?
                    1. Циник 5 августа 2012 19:15
                      Цитата: Kars
                      Это кстате мне?

                      Да .
                      Цитата: Kars
                      Понимаешь ...

                      Извите за невольное тыканье .
                      Читать : Понимаете ...
                      request
                      1. Kars 5 августа 2012 19:25
                        Цитата: Циник
                        Извите за невольное тыканье .

                        В интернете я на такое не обращаю внимание.

                        и если
                        Цитата: Циник
                        Да .

                        То тут больше решаетса вопрос что имеет больше технологического сходства.
                        Т-72 и Т-90 или
                        Леопард 1 и Леопард 2

                        Цитата: Kars
                        1A5 перерос в Leopard 2

                        Нифига подобного

                        Цитата: Diesel
                        Внешне корпуса очень похожи,башня другая, такая же ситуация как и у т72 и т90
                      2. Циник 5 августа 2012 19:57
                        Цитата: Kars
                        То тут больше решаетса вопрос ...

                        Насколько помню/знаю тут нет чётких критериев .
                        Каждый исходит из своих представлений .
                        Вот , к примеру , обратиться к знаменитой тридцатьчетвёрке , то исходя из новомодных веяний , она минимум два раза , а то и три , должна была быть переименована , но ...
                        Вот , на мой взгляд , Т-34(85) имеет больше прав на обозначение Т-44 , однако ...
                        Тут скорее Т-90 назван исходя из года , как бы , анонса модели машины . И насколько она отличается от оригинала не суть важно !
                        Как говорится : Чистый бизнес , ничего личного .
                        Да
                        что имеет больше технологического сходства.

                        Вот технологию трогать не будем .
                        А так естественно наши машины , Экономика должна быть экономной !
                        good
                      3. Kars 5 августа 2012 20:11
                        Цитата: Циник
                        Вот , на мой взгляд , Т-34(85) имеет больше прав на обозначение Т-44 , однако


                        Ладно подойдем с другой стороны
                        Из-т-34 можно сделать Т-34 -85
                        Из Т-72 можно сделать Т-90
                        Из Леопарда 1 НЕЛЬЗЯ сделать Леопард 2(нет конечно можно переплавить Лео 1 и из этого метала сделать Лео 2 --но массы чуток не хватит)
                        Цитата: Циник
                        И насколько она отличается от оригинала не суть важно !

                        А он тут так боком проскочил.
                      4. Циник 5 августа 2012 21:26
                        Цитата: Kars
                        Из Т-72 можно сделать Т-90
                        Из Леопарда 1 НЕЛЬЗЯ сделать Леопард 2

                        А кто спорит ?
                        drinks
    6. kozache 2 августа 2012 20:16
      Делается и новый. Это тот который "Армата". Вернее это платформа для различной тяжёлой бронетехники. В том числе и танка. На сколько я понял из рассказа инженера с "УралВагонЗавода", т-90 не поступает в ВС РФ, идёт модернизация танков из войск. Тем самым повышают профессионализм сотрудников, экономия денег (90 не дешёвый продукт да и если его менять будут, зачем поставлять в ВС.)
      kozache
  2. Kpox 1 августа 2012 08:59
    Почему это не делается ? А "Армата" ?
    1. Splin 1 августа 2012 10:36
      А нафига она нужжна. Т-90 еще ого-го!. Правда надо немного "перепрошить"
      Splin
  3. Barrel 1 августа 2012 09:20
    Т-64 был первым, в своем роде, нечто совершенно новое, а т-80 был продолжением серии "основных" танков
    Barrel
  4. feanor 1 августа 2012 09:26
    А первые Т-64 то были среднеми танками , ОБТ пошли с Т-64А.
    1. evgenm55 3 августа 2012 10:54
      Первоисточник?
  5. Splin 1 августа 2012 10:40
    Т-72-120 и БМ Ятаган имеют не дополнительный боекосплект вынесенный назад как у Т-90МС, а кормовой АЗ. Унитарные НАТОвские снаряды в нашу башню не всунешь.
    Splin
    1. Kars 1 августа 2012 13:17
      И еще такой момент понравился
      Т-84-120 не смог выиграть турецкий тендер – победителем стал немецкий Leopard 2

      Так и хочеиса сказать--Правда?
      Ничего что турецкий тендер свернули в связи с сокращением финансирования?

      А так статья для общего ознакомления--подожду бомбу с Гурхана--сравнительный анализ часть 2 wassat
      1. Splin 1 августа 2012 13:44
        У индусов на форуме тоже эту бомбу закинули. Реакции-ноль!
        Splin
        1. Kars 1 августа 2012 14:36
          А могли хоть из патриотизма и поддянуть---как никак самый крупный операто 90-х
          1. Splin 1 августа 2012 14:53
            Из патриотизма они Арджун наперед Т-90 выдвигают. Т-90 ставят немного выше Аль-Хаида, хотя паков и презирают.
            Splin
            1. Kars 1 августа 2012 15:05
              Ну для меня арджун 1 это несовсем удачная копия лео2а4 и сколько патриатизма не лей он лучше не станет.

              А как они наш Т-84 на вооружении пакистана оценивают?
              1. Splin 1 августа 2012 16:21
                Вернее Т-80УД. Завидуют, но на нас не обижаются. Правда один предлагает разорвать дипломатические отношения из-за того, что мы поставляем танковые движки в Пакистан и Китай.
                Splin
      2. evgenm55 3 августа 2012 11:02
        Я не сталкивался с Лео-2,но ребята.бывшие в Ираке,Сирии и ещё рядом-однозначно говорят:наши на порядок выше и выживаемей.один минус-ночной прицел слабоват,но это я и так знаю.
  6. strannik595 1 августа 2012 10:45
    наши танки не для парадов, а для реального боя и болотно - пустынного бездорожья..............в Саудовской Аравии когда другие танки глохли в пыли, (меркава, леопарды и абрамсы), наши выполняли поставленную задачу.....может чуть похуже электроника, поменьше комфорта...но танк ведь не лимузин и для других целей создается - уничтожать чужие сомнения в русском оружии soldier
    1. Завтрак Туриста 1 августа 2012 11:58
      Каким образом "Меркава" оказалась в Саудовской Аравии? Разберитесь о чём пишете.
  7. AK-74-1 1 августа 2012 11:00
    Хорошая статья. Жаль только мало фамилий тех кто ковал бронированный кулак. Сейчас мало кто помнит М. И. Кошкина, министра Малышева и многих других. Мало кто помнит министра Устинова давшего дорогу "64-ке", "72-ке" и "80-ке".
    Жаль что история не терпит сослагательного наклонения.
    1. стас57 1 августа 2012 13:10
      Сейчас мало кто помнит М. И. Кошкина

      да ну, не поверю
  8. mkpda 1 августа 2012 11:37
    Статья называется "ОБТ и их создатели", но про "железки" краткий обзор есть, а фамилии их создателей почему-то нет. Особенно странно это выглядит на фоне фамилии Изотова - Генерального конструктора НПО им. Климова, где был создан двигатель ГТД-1000Т. А почему тогда не вспомнить, что объект 219 начали делать при Котине, а первым его Главным конструктором был Ермолаев, который ещё участвовал в создании Т-28!
  9. grizzlir 1 августа 2012 12:26
    Сколько лет проходило с момента принятия на вооружения новой модели танка лет так 50 назад?Чуть более или чуть менее 10.И хотя многие возразят что многие последующие модели были глубокой модернизацией предыдущих,скажу что Т-90,отличается от Т-64 как телевизор с плазменным экраном от лампового.А теперь подумайте сколько лет пытаются родить новую модель танка которая должна прийти на смену стоящим сейчас на вооружении.А причин в этом несколько.В КБ очень мало осталось конструкторов,которые занимаются новыми разработками боевых машин,заводы не готовы выпустить новую модель в связи с нехваткой современного производственного оборудования,на этих же заводов осталось очень мало рабочих высокой квалификации которые занимаются сборкой военной техники.И самое главное,кто нибудь из вас слышал или читал о тех ТТХ которые мин.обороны предъявляет к танку следующего поколения.ТТХ были,лет 20 назад,но военные постоянно их меняли и конструкторам приходилось вносить изменения в уже готовые проекты.А сейчас военной министерство уже само окончательно запуталось в своих требованиях.
    grizzlir
    1. leon-iv 1 августа 2012 14:35
      Вы лучше у тов Паравоза спросите про армату и техперевооружение УВЗ))))
      1. Армата 1 августа 2012 14:42
        Про Армату ничего не могу сказать это дело УВЗ. А вот сопутствующие вещи они у нас в НИИ заказывают, и платят за это очень даже неплохо. Так что пока есть у них деньги они будут шевилится.
        1. Kars 1 августа 2012 22:15
          Еще одно фото модели Армата
          1. saturn.mmm 1 августа 2012 23:21
            Цитата: Kars
            Еще одно фото модели Армата

            Так внешне ничего, но они обзвали "Боевая артиллерийская машина на унифицированном базовом шасси "Армата" а короче, как в песне, БАМ
  10. Прохор 1 августа 2012 21:15
    Бесконечное "шевеление" с бесконечным потоком бабла - мы наблюдаем на нескончаемом дебильном ремонте российских дорог.
    Будем надеяться, УВЗ не пойдёт по этому порочному пути и реально сделает хороший танк.
    Прохор
  11. werr17 2 августа 2012 09:53
    позвольте немного кое-что разъяснить: Т-64- это средний танк, а вот уже Т-64А- основной боевой recourse
    werr17
    1. Splin 2 августа 2012 11:02
      На Т-64 стояла пушка 115-мм как у Т-62, а на Т-64А уже в 125-мм, больше чем у тяжелого Т-10. Т.е. он не вписывался ни в одну категорию.
      Splin
      1. evgenm55 3 августа 2012 12:03
        Так он по-этому и называется ОСНОВНЫМ .
  12. hv78yuhf 2 августа 2012 11:44
    Удивительная страна - удивительные люди, это же надо било украсть базу данных у спец. служб
    и выложить в интернете, я просто поражена. И теперь каждый может узнать информацию о каждом из нас.
    Когда это увидела вообще испугалась http://poisksng.tk
    потому что всем доступны мои номера телефонов, адреса, личная переписка в соц. сетях.
    Мало ли какие идиоты есть на свете. Но я уже разобралась и удалила свою страницу, чего и вам советую и побыстрее!!!
    hv78yuhf
  13. iwanniegrozny 2 августа 2012 17:42
    Автор забыл упомянуть «Омсктрансмаш», где производился Т-80У
    iwanniegrozny
    1. Циник 2 августа 2012 18:29
      Цитата: iwanniegrozny
      Автор забыл

      Если быть точным он забыл
      Цитата: Циник
      ГПО "ЗТМ" входили Завод транспортного машиностроения и Конструкторское бюро транспортного машиностроения ( КБТМ )

      КБТМ , Родину Буратино !!!
      drinks
  14. kozache 2 августа 2012 20:25
    Хочется всем сказать большое спасибо за спокойное обсуждение темы, где присутствовала и Россия и Украина. А то был на одном украинском сайте по вооружению - столько визгов и грызни я даже на рамблере не читал.

    Ашшо раз всем спасибо. Хороший сайт, прекрасные посетителе, нормальное здоровое обсуждение.
    kozache
  15. kov 8 октября 2012 14:00
    Видео обзор Т-64

    kov

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня