Программа AATP: Афганистан перевооружается, США зарабатывают
На вооружении армии Афганистана сейчас состоит несколько десятков многоцелевых вертолетов Ми-17В-5 российского производства. Эта техника находит применение при решении разнообразных задач и хорошо себя зарекомендовала. Однако принято решение об отказе от нее в пользу других зарубежных образцов. По настоянию США, афганское командование планирует со временем списать Ми-17В-5 и освоить новую технику – естественно, американскую.
Закупка и замена
По данным справочника IISS The Military Balance, Афганистан имеет 76 вертолетов Ми-17. Основная часть этого парка, 63 ед., была поставлена Россией в рамках контракта от 2011 г. Заказ оплатил т.н. вертолетный фонд, основной вклад в который делают США в рамках помощи дружественному Афганистану. Последние вертолеты отправились к заказчику в 2014 г. За выполнение заказа российская сторона получила 1,3 млрд долл.
Контракт 2011 г. предусматривал возможность продления и заказа новых партий техники. Однако в 2014-м отношения России и США резко испортились, что исключило возможность новых поставок. Кроме того, у Вашингтона и Кабула возникли проблемы по линии ремонта и обслуживания техники – за этим пришлось обращаться к организациям из третьих стран.
В 2017 г. США дали старт программе Afghan Aviation Transition Plan (AATP), целью которой является замена техники армейской авиации Афганистана с полным вытеснением российских образцов. Согласно изначальным планам, до 2021 г. все афганские Ми-17В-5 должны были уступить место 159 американским UH-60A Black Hawk. Вскоре несколько американских вертолетов из наличия прошли ремонт и модернизацию, после чего отправились в Афганистан.
Обновленные планы
В декабре 2019 г. министерство обороны отправило Конгрессу очередной доклад Enhancing Security and Stability In Afghanistan, описывающий текущую ситуацию и актуальные планы. Вместе с другими темами в документе раскрывалось состояние афганского вертолетного парка, а также основные пути его модернизации.
Согласно докладу, в военно-воздушных силах имеется всего 45 вертолетов Ми-17В-5. Прочие машины были потеряны при тех или иных обстоятельствах, как из-за действий противника, так и по причине недостаточной квалификации персонала. 23 вертолета исправны и готовы к службе. Прочие машины нуждаются в ремонте.
Вторым эксплуатантом Ми-17В-5 является «авиакрыло спецопераций» Special Mission Wing (SMW). Ему принадлежит 30 вертолетов российского производства, используемых для перевозки личного состава, огневой поддержки и иного обеспечения проведения специальных операций.
Согласно планам Пентагона, последние российские вертолеты будут списаны в 2024 г., когда ВВС и SMW Афганистана получат достаточное количество техники американского производства. При этом планы по поставкам были пересмотрены – с уменьшением общего количества, но расширением списка типов и модификаций.
Ранее планировалось поставить 159 вертолетов UH-60A, в т.ч. несколько десятков транспортно-боевых UH-60FFF. Теперь их количество сократили до 53 ед. – именно так оцениваются нынешние потребности SMW и ВВС. Вместе с этим предлагается передать Афганистану до 20 вертолетов CH-47 Chinook с более высокими характеристиками. Эта техника предназначается только для Крыла спецопераций.
Как следует из последних докладов и сообщений, США не будут строить технику с нуля. Вертолеты будут снимать с эксплуатации в американской армии, ремонтировать и модернизировать по последним проектам и затем передавать дружественной стране. Сообщалось, что Афганистану передадут отремонтированные UH-60 восьмидесятых годов выпуска. Возраст CH-47, планируемых к передаче, пока не уточнялся.
Кому выгодно?
Нетрудно догадаться, что последние события вокруг афганского парка вертолетов связаны исключительно с политикой и экономикой. Споры такого рода возникли еще на стадии размещения заказа в 2011 г., хотя тогда его удалось отстоять. К настоящему времени ситуация серьезно изменилась и не способствует продолжению сотрудничества с Россией.
Напомним, в тендере 2010-11 гг. российский вертолет Ми-17В-5 обошел нескольких зарубежных конкурентов за счет удачного соотношения тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Преимуществами этой машины стали сравнительно большая грузоподъемность, возможность решения разнообразных задач и приспособленность к работе на горных аэродромах. Кроме того, Ми-17В-5 достаточно прост в обслуживании, а афганские специалисты уже имели опыт работы с техникой советского и российского производства.
Готовящийся контракт с Россией жестко критиковали. По сути, он предусматривал закупку техники для союзника у вероятного противника. Тем не менее, технические и эксплуатационные аспекты взяли верх над политикой, а также над желанием поддержать собственного производителя.
В дальнейшем политическая ситуация в мире изменилась, что привело к серьезным проблемам. Афганские вертолеты нуждались в обслуживании и ремонте, но США уже не могли поручить такую работу российским предприятиям. Нашелся выход в виде сотрудничества со Словакией, однако это едва не привело к скандалу.
В 2017 г. запустили новую программу AATP, условия которой исключают поставку техники из третьих стран. За счет этого американо-афганское сотрудничество больше не будет зависеть от стратегического противника в лице России.
Кроме того, большое значение имеет вопрос финансов. На этот раз деньги за модернизацию и поставку вертолетов пойдут американским компаниям и останутся в США. В 2017 г. сообщалось, что подготовка первой партии вертолетов UH-60A из 53 ед. обойдется в 814 млн. долл. Стоимость работ по 20 CH-47 пока не сообщалась. Однако ясно, что общие затраты на поставку вертолетов превысят 1-1,1 млрд. долл. Таким образом, вертолетный парк Афганистана представляет слишком большой коммерческий интерес, чтобы доверять его обновление третьим странам.
Широкий круг проблем
Очевидно, что перевод ВВС и SMW Афганистана на новую вертолетную технику не будет простым и безболезненным. Кабулу и Вашингтону предстоит столкнуться с массой проблем самого разного характера. Некоторые из них затруднят эксплуатацию и применение, а другие могут привести к авариям или катастрофам.
Прежде всего двум странам придется обеспечить переучивание летного и технического состава. По американским оценкам, переучивание пилота с Ми-17В-5 на UH-60A занимает всего 3 месяца, подготовка с нуля – более года. Обучение техников является не менее сложным процессом. При этом его результаты далеко не очевидны.
Опыт эксплуатации российских вертолетов показывает, что технический состав не всегда справляется со своей работой, а Ми-17В-5 считается относительно простым в эксплуатации. Можно представить, какие риски возникнут при эксплуатации более сложных UH-60 или CH-47. Также ожидается рост стоимости жизненного цикла, обусловленный происхождением самой техники и запчастей для нее.
В свое время Ми-17В-5 обошел конкурентов за счет хороших транспортных возможностей. В горных условиях Афганистана он способен поднимать не менее 2 т груза, размещенного в удобной кабине с кормовой аппарелью. Американский UH-60A имеет только бортовые двери, а его грузоподъемность в горной местности ограничена 1 т.
Для CH-47 максимальная нагрузка превышает 12 т. Даже при падении характеристик с ростом высоты Chinook опережает Ми-17В-5 по грузоподъемности. Однако этот вертолет крупнее и тяжелее российского, а также дороже и сложнее в обслуживании.
Российская машина выгодно отличается возможностью несения широкой номенклатуры вооружений для поддержки наземных войск. На Ми-17В-5 монтируются пулеметные установки в проемах; имеется внешняя подвеска для пулеметных и пушечных контейнеров, неуправляемых ракет и т.д. Американские машины вооружаются пулеметами. UH-60FFF также получает пилоны типа LASS для подвески других вооружений.
Итоги AATP
Согласно текущим планам, выполнение программы AATP завершится в 2024 г. На ее реализацию в общей сложности будет потрачено около 7 лет и порядка 1 млрд. долл. Результатом этого станет изменение состава и структуры вертолетного парка армейской авиации и «авиакрыла спецопераций» с неоднозначными последствиями.
Предлагается снять с вооружения все 76 имеющихся Ми-17 разных модификаций. Возможно, пригодную к дальнейшей эксплуатации технику продадут другим странам. Вместо нее Афганистан получит 53 вертолета UH-60A, в т.ч. некоторое количество вооруженных «FFF», а также 20 CH-47. Для трех стран, так или иначе участвующих в этой ситуации, все эти процессы будут иметь разное значение.
США извлекут выгоду экономического и политического характера – союзника крепче «привяжут» своей техникой, а деньги для ее закупки останутся в стране. Россия при этом не сможет получить новый заказ на Ми-17В-5, предусматривавшийся договором 2011 г. (хотя на него уже давно никто не рассчитывал).
В самой сложной ситуации оказываются афганские ВВС и SMW. Им придется не только осваивать новую технику и увеличивать траты на ее содержание, но и перестраивать систему армейской логистики, а также пересматривать планы по боевому применению. Американские вертолеты серьезно отличаются от российских по своим характеристикам, и это может повлиять на разные аспекты эксплуатации. Кроме того, по всей видимости, Афганистану придется готовиться к росту аварийности.
Впрочем, в данной ситуации ведущая роль остается за США. Сторона, оплачивающая перевооружение, сама решает, что нужно ее зарубежному партнеру, и сама выбирает за него вертолеты. Предпосылки к изменению такой ситуацию отсутствуют. По всей видимости, программа AATP успешно завершится перевооружением афганской армии, но без российского участия.
Информация