Программа AATP: Афганистан перевооружается, США зарабатывают

18

Ми-17В-5 для одного из иностранных заказчиков. Фото: "Рособоронэкспорт" / roe.ru

На вооружении армии Афганистана сейчас состоит несколько десятков многоцелевых вертолетов Ми-17В-5 российского производства. Эта техника находит применение при решении разнообразных задач и хорошо себя зарекомендовала. Однако принято решение об отказе от нее в пользу других зарубежных образцов. По настоянию США, афганское командование планирует со временем списать Ми-17В-5 и освоить новую технику – естественно, американскую.

Закупка и замена


По данным справочника IISS The Military Balance, Афганистан имеет 76 вертолетов Ми-17. Основная часть этого парка, 63 ед., была поставлена Россией в рамках контракта от 2011 г. Заказ оплатил т.н. вертолетный фонд, основной вклад в который делают США в рамках помощи дружественному Афганистану. Последние вертолеты отправились к заказчику в 2014 г. За выполнение заказа российская сторона получила 1,3 млрд долл.



Контракт 2011 г. предусматривал возможность продления и заказа новых партий техники. Однако в 2014-м отношения России и США резко испортились, что исключило возможность новых поставок. Кроме того, у Вашингтона и Кабула возникли проблемы по линии ремонта и обслуживания техники – за этим пришлось обращаться к организациям из третьих стран.

В 2017 г. США дали старт программе Afghan Aviation Transition Plan (AATP), целью которой является замена техники армейской авиации Афганистана с полным вытеснением российских образцов. Согласно изначальным планам, до 2021 г. все афганские Ми-17В-5 должны были уступить место 159 американским UH-60A Black Hawk. Вскоре несколько американских вертолетов из наличия прошли ремонт и модернизацию, после чего отправились в Афганистан.

Обновленные планы


В декабре 2019 г. министерство обороны отправило Конгрессу очередной доклад Enhancing Security and Stability In Afghanistan, описывающий текущую ситуацию и актуальные планы. Вместе с другими темами в документе раскрывалось состояние афганского вертолетного парка, а также основные пути его модернизации.


Ми-17 афганской армии в ходе совместной операции, 2011 г. Фото: US Army

Согласно докладу, в военно-воздушных силах имеется всего 45 вертолетов Ми-17В-5. Прочие машины были потеряны при тех или иных обстоятельствах, как из-за действий противника, так и по причине недостаточной квалификации персонала. 23 вертолета исправны и готовы к службе. Прочие машины нуждаются в ремонте.

Вторым эксплуатантом Ми-17В-5 является «авиакрыло спецопераций» Special Mission Wing (SMW). Ему принадлежит 30 вертолетов российского производства, используемых для перевозки личного состава, огневой поддержки и иного обеспечения проведения специальных операций.

Согласно планам Пентагона, последние российские вертолеты будут списаны в 2024 г., когда ВВС и SMW Афганистана получат достаточное количество техники американского производства. При этом планы по поставкам были пересмотрены – с уменьшением общего количества, но расширением списка типов и модификаций.

Ранее планировалось поставить 159 вертолетов UH-60A, в т.ч. несколько десятков транспортно-боевых UH-60FFF. Теперь их количество сократили до 53 ед. – именно так оцениваются нынешние потребности SMW и ВВС. Вместе с этим предлагается передать Афганистану до 20 вертолетов CH-47 Chinook с более высокими характеристиками. Эта техника предназначается только для Крыла спецопераций.


Одно из преимущество Ми-17В-5 — удобство посадки и высадки. Фото: US Army

Как следует из последних докладов и сообщений, США не будут строить технику с нуля. Вертолеты будут снимать с эксплуатации в американской армии, ремонтировать и модернизировать по последним проектам и затем передавать дружественной стране. Сообщалось, что Афганистану передадут отремонтированные UH-60 восьмидесятых годов выпуска. Возраст CH-47, планируемых к передаче, пока не уточнялся.

Кому выгодно?


Нетрудно догадаться, что последние события вокруг афганского парка вертолетов связаны исключительно с политикой и экономикой. Споры такого рода возникли еще на стадии размещения заказа в 2011 г., хотя тогда его удалось отстоять. К настоящему времени ситуация серьезно изменилась и не способствует продолжению сотрудничества с Россией.

Напомним, в тендере 2010-11 гг. российский вертолет Ми-17В-5 обошел нескольких зарубежных конкурентов за счет удачного соотношения тактико-технических и эксплуатационных характеристик. Преимуществами этой машины стали сравнительно большая грузоподъемность, возможность решения разнообразных задач и приспособленность к работе на горных аэродромах. Кроме того, Ми-17В-5 достаточно прост в обслуживании, а афганские специалисты уже имели опыт работы с техникой советского и российского производства.

Готовящийся контракт с Россией жестко критиковали. По сути, он предусматривал закупку техники для союзника у вероятного противника. Тем не менее, технические и эксплуатационные аспекты взяли верх над политикой, а также над желанием поддержать собственного производителя.


Другой пример ускоренной загрузки через аппарель. Фото: US Army

В дальнейшем политическая ситуация в мире изменилась, что привело к серьезным проблемам. Афганские вертолеты нуждались в обслуживании и ремонте, но США уже не могли поручить такую работу российским предприятиям. Нашелся выход в виде сотрудничества со Словакией, однако это едва не привело к скандалу.

В 2017 г. запустили новую программу AATP, условия которой исключают поставку техники из третьих стран. За счет этого американо-афганское сотрудничество больше не будет зависеть от стратегического противника в лице России.

Кроме того, большое значение имеет вопрос финансов. На этот раз деньги за модернизацию и поставку вертолетов пойдут американским компаниям и останутся в США. В 2017 г. сообщалось, что подготовка первой партии вертолетов UH-60A из 53 ед. обойдется в 814 млн. долл. Стоимость работ по 20 CH-47 пока не сообщалась. Однако ясно, что общие затраты на поставку вертолетов превысят 1-1,1 млрд. долл. Таким образом, вертолетный парк Афганистана представляет слишком большой коммерческий интерес, чтобы доверять его обновление третьим странам.

Широкий круг проблем


Очевидно, что перевод ВВС и SMW Афганистана на новую вертолетную технику не будет простым и безболезненным. Кабулу и Вашингтону предстоит столкнуться с массой проблем самого разного характера. Некоторые из них затруднят эксплуатацию и применение, а другие могут привести к авариям или катастрофам.

Прежде всего двум странам придется обеспечить переучивание летного и технического состава. По американским оценкам, переучивание пилота с Ми-17В-5 на UH-60A занимает всего 3 месяца, подготовка с нуля – более года. Обучение техников является не менее сложным процессом. При этом его результаты далеко не очевидны.


Вертолет и десант на учениях, 10 ноября 2013 г. Фото: US Air Force

Опыт эксплуатации российских вертолетов показывает, что технический состав не всегда справляется со своей работой, а Ми-17В-5 считается относительно простым в эксплуатации. Можно представить, какие риски возникнут при эксплуатации более сложных UH-60 или CH-47. Также ожидается рост стоимости жизненного цикла, обусловленный происхождением самой техники и запчастей для нее.

В свое время Ми-17В-5 обошел конкурентов за счет хороших транспортных возможностей. В горных условиях Афганистана он способен поднимать не менее 2 т груза, размещенного в удобной кабине с кормовой аппарелью. Американский UH-60A имеет только бортовые двери, а его грузоподъемность в горной местности ограничена 1 т.

Для CH-47 максимальная нагрузка превышает 12 т. Даже при падении характеристик с ростом высоты Chinook опережает Ми-17В-5 по грузоподъемности. Однако этот вертолет крупнее и тяжелее российского, а также дороже и сложнее в обслуживании.

Российская машина выгодно отличается возможностью несения широкой номенклатуры вооружений для поддержки наземных войск. На Ми-17В-5 монтируются пулеметные установки в проемах; имеется внешняя подвеска для пулеметных и пушечных контейнеров, неуправляемых ракет и т.д. Американские машины вооружаются пулеметами. UH-60FFF также получает пилоны типа LASS для подвески других вооружений.

Итоги AATP


Согласно текущим планам, выполнение программы AATP завершится в 2024 г. На ее реализацию в общей сложности будет потрачено около 7 лет и порядка 1 млрд. долл. Результатом этого станет изменение состава и структуры вертолетного парка армейской авиации и «авиакрыла спецопераций» с неоднозначными последствиями.


Два первых UH-60A, переданные Афганистану в 2017 г. Фото US Army

Предлагается снять с вооружения все 76 имеющихся Ми-17 разных модификаций. Возможно, пригодную к дальнейшей эксплуатации технику продадут другим странам. Вместо нее Афганистан получит 53 вертолета UH-60A, в т.ч. некоторое количество вооруженных «FFF», а также 20 CH-47. Для трех стран, так или иначе участвующих в этой ситуации, все эти процессы будут иметь разное значение.

США извлекут выгоду экономического и политического характера – союзника крепче «привяжут» своей техникой, а деньги для ее закупки останутся в стране. Россия при этом не сможет получить новый заказ на Ми-17В-5, предусматривавшийся договором 2011 г. (хотя на него уже давно никто не рассчитывал).

В самой сложной ситуации оказываются афганские ВВС и SMW. Им придется не только осваивать новую технику и увеличивать траты на ее содержание, но и перестраивать систему армейской логистики, а также пересматривать планы по боевому применению. Американские вертолеты серьезно отличаются от российских по своим характеристикам, и это может повлиять на разные аспекты эксплуатации. Кроме того, по всей видимости, Афганистану придется готовиться к росту аварийности.

Впрочем, в данной ситуации ведущая роль остается за США. Сторона, оплачивающая перевооружение, сама решает, что нужно ее зарубежному партнеру, и сама выбирает за него вертолеты. Предпосылки к изменению такой ситуацию отсутствуют. По всей видимости, программа AATP успешно завершится перевооружением афганской армии, но без российского участия.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    26 мая 2020 05:48
    В 2011 г. обидно было мерикатосам, за свои деньги наши вертушки брать, а сейчас нам. Но
    В самой сложной ситуации оказываются афганские ВВС и SMW.
    им вообще печалька, хотя кого волнуют проблемы марионеток...
    1. +2
      26 мая 2020 18:24
      Деньги не их (США), а афганские, которые они подняли за продажу природных ископаемых захваченной страны, и это копейки по сравнению с украденным.
      1. -1
        27 мая 2020 07:51
        Цитата: Nosgoth
        и это копейки по сравнению с украденным

        Вы меня прямо успокоили. )))
      2. 0
        28 мая 2020 01:22
        Цитата: Nosgoth
        Деньги не их (США), а афганские, которые они подняли за продажу природных ископаемых захваченной страны, и это копейки по сравнению с украденным.

        Нет там ни черта. Если и есть что-то путное, то не развито совсем. Раньше Афганистан был богатой страной, когда через него шли караванные пути. За счёт этого и богатели. Сейчас нищета, болезни (тиф, гепатит, лихорадка и ещё куча всего разного.) Сейчас они разве что на наркоте деньги делают.
        Вобщем, нечего там делать.
  2. 0
    26 мая 2020 06:45
    Кто платит ... тот и шкуру будет сдирать с баранчика.
  3. +4
    26 мая 2020 06:54
    К известному выражению "ничего личного, только бизнес" можно добавить ещё и "политика".
    Слишком с многих сторон возвращаются нам рикошетом сомнительные многоходовки 2014 года...
  4. mmg
    +8
    26 мая 2020 07:14
    Американская сторона купила у нас девять лет назад вертолёты и будет ещё 4 года их донашивать.
    Вот если бы они не столкнулись с проблемой их обслуживания со стороны холдинга вертолеты России, впрочем как и абсолютно все эксплуатанты нашей техники по всем миру, то закупки новый техники и обновление вертолётного парка Афганистана за счёт США продолжилось.
    Пенять в этом случае стоит только на себя, точнее на руководство холдинга вертолеты России, где кстати бывший министр обороны Сердюков в топ-менеджерах числится, которые сознательно ведут такую политику - направленную на объединение КБ, производств, ремонтной базы, смежников под одной крышей с последующим выходом на продажу акций якобы убыточного холдинга.
    Кому интересно, можно найти в интернете информацию, как уже пытались продать акции холдинга вертолеты России нашим иностранным партнёрам...
    1. -1
      26 мая 2020 14:07
      Не беспокойтесь. Продадут, если акции кому-то интересны))
    2. 0
      27 мая 2020 10:57
      Вот свиньи, эти "эффективные" менеджеры, зря их допустили в руководство ОПК, развалят они там всё и распродадут, тоже самое было у нас в 90-е годы, неужели мы до сих пор так и не научились извлекать полезный опыт из своих же прошлых ошибок, а по поводу Сердюкова, этого горе - реформатора, оптимизатора, вообще нет слов, этот человек который своими крайне бездумными и абсолютно не оправданными реформами чуть не развалил нашу армию, вместо того чтобы понести за все свои деяния заслуженное наказание, снова назначен на руководящую должность в одном из ключевых направлений - авиастроении, видимо пришла пора оптимизировать а затем в конечном итоге полностью развалить и его, ну это чтобы потом покупать всё необходимое за границей, вот они либералы - во всей своей красе, нужно гнать их в шею пока ещё не поздно!!!
  5. -2
    26 мая 2020 07:33
    Ничего удивительного!!!! ВВС Афганистана были созданы благодаря Советской России
    21 августа 1924 г. Политбюро постановило ускорить передачу самолетов Аманулле-хану, а также послать пилотов и механиков для имеющихся в Афганистане самолетов. По порядку, определенному, начальником ВВС РККА А. П. Розенгольцем, самолеты должны были быть перегнаны своим ходом по воздуху, а вооружение, боеприпасы и запчасти — караванным путем. Состав советской группы был следующим: летчики Ю. Н. Арватов, М. М. Гаранин, В. В. Гоппе, А. И. Залевский, Я. Я. Якобсон и техники В. А. Воинский, С. А. Лисицкий, М. П. Старооскольцев, И. И. Синявский. Передаче подлежало 4 бомбардировщика De Havilland D. H.9A и один транспортный самолет Junkers F-13. Перелет предполагалось совершать через Гиндукуш на высоте свыше 5000 м, что составляло практический потолок самолетов De Havilland D. H.9A. Советские самолеты прибыли в Кабул, по разным данным 30 сентября или 1 октября 1924 г. Первый боевой вылет самолеты совершили 5 октября того же года, разбросав листовки и сбросив бомбы в районе Зурмаха. Всего советскими летчиками было совершено 4 боевых вылета, причем бомбы сбрасывались рядом с позициями повстанцев, с целью только испугать их. В феврале 1925 г. последние очаги сопротивления были подавлены правительственными войсками. После восстания в Хосте афганские ВВС, ставшие реальной силой, оказались под полным контролем советских специалистов. Летом 1925 г. в Кабуле было 5 летчиков и 8 механиков из СССР. Весной 1925 г. из Италии вернулось 3 обучавшихся там афганца (пилот Мухаммед Ихсан Хан, наблюдатель Мухаммед Хашим Хан и авиамеханик Гулам Дастгир). Летные качества Мухаммеда Ихсан Хана оценивались крайне невысоко — за время обучения он успел разбить как минимум 2 самолета. Несмотря на это, он, как единственный летчик-афганец, был назначен командующим воздушным флотом. Также на афганской службе состоял один летчик-индус.


    Кудашев, У. Н. Военно-воздушные силы Афганистана в 1921–1929 гг. / У. Н. Кудашев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 249-254. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33428/

    В 60-е годы наша авиация вернулась в Афганистан, а теперь снова уходим, но вполне возможно, ещё вернёмся!!!!
  6. +3
    26 мая 2020 11:06
    Американцы у нас купили вертолеты ,потому что им было выгодно.
    Вопрос ,что произошло, почему теперь им это не выгодно.
    Либо это политика, либо исключительно бизнес.
    В любом случае сша решает свои проблемы, а Россия и "Вертолеты Росии" должны решать свои.
  7. +2
    26 мая 2020 13:44
    А про катастрофы ни полслова. А их две за последние дни!
    1. 0
      26 мая 2020 16:36
      С вертолетами?Это в РФ ПАРА вертолетов упала,Один под Москвой - 3 погибших.
  8. -2
    26 мая 2020 17:29
    Раньше очень "первые лица" летали в подмосковье на отдых тройкой (сбить с толку террористов) МИ-8/17, а сейчас летают итальянцами, ну, может, и российской "отвёрточной" сборки. Политика или комфорт? Хотя как дела сейчас с этими итальянцами - не понятно. Рыба ищет где глубже...
    1. 0
      28 мая 2020 01:26
      Цитата: L-39NG
      Рыба ищет где глубже...

      челоаек, где рыбы больше.
  9. 0
    29 июня 2020 11:46
    Хотелось бы посмотреть, как малограмотные афганские техники будут обслуживать ни хрена не простые в обслуживании ( про ремонт вообще молчу) матрасные вертушки. И кто захочет летать на вертушках, которые обслуживались такими корявыми ручонками? Хорошо если летишь над пустыней - есть место для аварийной посадки. А над горами?
    1. 0
      8 октября 2020 21:01
      точно так же как ухайдокали больше половины "сверхнадежных и ремонотопригодных", и вообще не имеющих анало гов российских Ми
      1. 0
        9 октября 2020 08:59
        Не хотите сравнить стоимость самой вертушки и ее ремонта?))))