Военное обозрение

«ПсевдоЗИСы» на параде Победы: история, которой лучше бы не случаться

115

ЗИЛ-4329АП и настоящий ЗИС-5В. Источник: Alexey Benera, fototruck.ru, en.wheelsage.org


Хорошая идея


Празднование 60-летия Победы в 2005 году планировали отметить широко. В качестве изюминки был решено провезти ветеранов по Красной площади на легендарных ЗИС-5В. И не на паре-тройке машин, идущих вслед за Т-34-85, а сразу в составе десяти «коробочек» по 12 машин в каждой с командирским грузовиком во главе. Итого — 130 ЗИС-5В, к которым предусмотрительно требовались 10 запасных машин.


"ПсевдоЗИС" готовится к параду. Источник: Мазепа В. Г., Шелепенков М. А. Завод и люди. 1916-2016 (в 3 томах). Том 3. Сдача позиций (ЗИЛ. 100 лет)

Естественно, такого большого количества грузовиков военного времени, да еще и способных без поломок преодолеть Красную площадь, не было. В общей сложности в нормальном состоянии было не больше десяти ЗИС-5. Поэтому решено было строить грузовики с нуля, точнее, на базе уже существующих моделей.

Идея, как мы видим, было изначально была очень хорошая: в юбилей великой Победы торжественно провезти перед мировыми лидерами ветеранов на ретрокопиях грузовиков военного времени. Однако идея эта пришла в умы руководства слишком поздно, в октябре 2004 года, что, естественно, не подразумевало изготовление близких к оригиналу копий ЗИС-5. Игорь Лысак, начальник корпуса экспериментально-исследовательских работ ЗИЛа, вспоминает:

«Все началось с того, что руководство попросило нас: «Подберите модель, на базе которой можно с минимальными затратами создать машину, похожую на ЗИС-5». «Бычок» для этих целей не подходит – значит, оставался «большой ЗИЛ». Самый первый образец «ретро-ЗИСа» был показан руководству заводу и представителям Министерства обороны в начале февраля: они одобрили машину, но посоветовали внести ряд изменений».

На самом деле самый первый образец был показан еще 24 ноября 2004 года, и он вселял легкий ужас. По словам Александра Лазарева, работающего в ту пору инженером-конструктором «АМО-ЗИЛ», реплика ЗИС-5В больше походила на бегемота и откровенно попахивала «колхозным» тюнингом. Тогда даже не решились показать машину военными и приступили к переработке макета.

Изначально грузовик для парада строили на базе шеститонного ЗИЛ-432930, у которого демонтировали кабину, установив взамен металлический трубчатый каркас, обшитый 10-мм фанерой. Из фанеры даже выпиливали эмблемы завода имени Сталина на радиаторной решетке. И все бы ничего, но компоновка современного грузовика немало отличается от машин 60-летней давности. Прежде всего это кабина ЗИЛа, надвинутая на переднюю ось для того, что увеличить полезную длину грузовой платформы. Соответственно, и мотор перемещается вперед, выходя за пределы базы грузовика. У ЗИС-5 все было гораздо изящнее, так как он еще строился по классическому рецепту с далеко отнесенными вперед колесами и двигателем в базе. Сейчас так даже не все легковые машин проектируются, не говоря уже о грузовиках. Проводить перекомпоновку гражданского ЗИЛа не было ни времени, ни средств, поэтому пришлось лепить некое подобие прославленной «трехтонки» из шеститонного грузовика. Очевидно, мнение ветеранов, которые еще помнили оригинальные машины, ни заводчан, ни военных особо не интересовало.


Первый "бегемот". Источник: Мазепа В. Г., Шелепенков М. А. Завод и люди. 1916-2016 (в 3 томах). Том 3. Сдача позиций (ЗИЛ. 100 лет)

Спешка, в которой проектировали и строили машины, неизбежно сказалась и на качестве ЗИЛ-4328АП (такое имя получили «парадные» машины). Очевидцы рассказывают, что сварные швы на трубчатом каркасе были грубые, а между дверями и кабиной зазоры были в палец толщиной. У машины отсутствовали боковые и заднее стекла вместе с внутренней обшивкой. Впрочем, продукция ЗИЛа тех лет и в серийном исполнении не отличалась особым качеством. А вот вся механическая часть проходила отдельную проверку качества исполнения — в Министерстве обороны в последнюю очередь ждали отказов во время парада Победы. Все 140 машин требовалось изготовить к марту 2005 года, чтобы еще остался месяц на обучение водителей синхронному вождению.

Надо сказать, что «ретро-ЗИСы» собирали почти всем заводом «АМО-ЗИЛ». В модельном цехе делали элементы кабины, сборку её производили в новом кузовном корпусе, а целиком машина оформлялась в автосборочном корпусе, на головном конвейере завода.

Подозрительное сходство


После ноябрьского провала, когда был показан явно сырой макет, инженеры и сборщики подошли к моделированию внешнего вида реплики тщательнее. Поставили узкий радиатор, поколдовали над оснасткой дизельного мотора, что позволило сузить капот к радиаторной решетке. Отказались от бампера, оставив только характерные буксирные клыки, но даже они были не в состоянии испортить и без того никуда не годящийся внешний облик кабины. И «вишенкой на торте» были установлены более изящные двери, дабы приблизить пропорции 6-тонного грузовика к «трехтонке». Управились к концу января 2005 года и сразу же поставили обновленный грузовик на вибростенд на «трехтысячное» (это о километрах) испытание. В ходе «тряски» моделировали два режима: движение по дорожному гладкому покрытию и профилированному булыжнику, имитирующему Красную площадь. Кабина из труб и фанеры испытания вибрацией выдержала, и 3 февраля ЗИЛ-4328АП предстал перед военной приемкой.

Как ни странно, всё понравилось, только попросили убрать поручни на бортах кузова и нарастить их еще одной доской. Не смутило военных (говорят, был генерал-майор и полковник), что реплика отечественного грузовика Победы была больше похожа на немецкие Magirus и Vomag начала и середины 30-х годов прошлого века. То есть созданные при власти фашистов! И в каждый такой «псевдоЗИС-5» предполагалось посадить 20 ветеранов – для этого кресла позаимствовали у автобусов «Бычков». Посадка предусматривалась через задний борт посредством лестницы с поручнем, которую после задвигали в кузов между рядами сидений. Кстати, грузовики не просто с почетом должны были провезли участников войны по Красной площади, но и доставить после праздника к месту проживания в городе.


ЗИЛ-4329АП. Источник: Мазепа В. Г., Шелепенков М. А. Завод и люди. 1916-2016 (в 3 томах). Том 3. Сдача позиций (ЗИЛ. 100 лет)


День, когда ЗИЛ-4329АП в первый раз принял на борт ветеранов. 29 апреля 2005 года. Заводской парад "АМО-ЗИЛ". Источник: kolesa.ru

Ветераны Великой Отечественной войны впервые увидели творение рук автозаводцев еще до праздника: 29 апреля на ЗИЛе проходил традиционный парад перед монументом Славы героям войны. Тогда впервые ЗИЛ-4329АП впервые и принял на борт участников войны. Машина предстала перед рабочими и служащими завода, приглашенными военнослужащими Президентского полка, курсантами военно-технического училища с духовым оркестром. Неизвестно точно, но, возможно, после этого в газете «Московский автозаводец» описали впечатление от новинки:

«При беглом осмотре машина напоминает немецкие тяжелые грузовики Magirus или MAN конца 30-х – начала 40-х годов».

Сами зиловцы не отрицали очевидного сходства с фашистской техникой!



«ПсевдоЗИСы» на параде Победы: история, которой лучше бы не случаться

На кого на самом деле похож ЗИЛ-4329АП: вверху — Magirus, ниже — Vomag. Германия. 1930-40-е годы. Источники: autowp.ru, auto.vercity.ru

После того как завод изготовил все 140 машин, они отправились в Теплый Стан на место постоянного базирования, а предпарадные тренировки привычно проходили на Ходынском поле. Во время парада Победы неизвестно откуда появилась информация, что по брусчатке едут грузовики, стилизованные под полуторку ГАЗ-АА. Это к тому, что нельзя было однозначно определить принадлежность получившегося чуда. Впрочем, мэр Лужков в одном из интервью назвал трёхтонные ЗиСы «полуторками, на которых мы победили». Может, именно это и стало причиной странного слуха.

Словно стыдясь собственного творчества, заводчане после парада разобрали почти все «ретроЗИСы» и вернули им первоначальную форму донорского ЗИЛ-432930. Дело в том, что контакт с Министерством обороны не подразумевал выкуп 140 грузовиков, и после восстановления машины были проданы. В живых после 60-летия Победы оставались, по имеющимся данными, всего три машины: в Рязанском музее военной техники, в частных руках и на территории завода. Последнюю, с надписью на кузове «Слава воинам 1-го Белорусского фронта», в 2014 году уничтожили.


ЗИЛ-4329АП в Рязани. Источник: offroadclub.ru

«Хотели как лучше». Именно так можно кратко пересказать историю, связанную с постройкой парадных реплик ЗИС-5 для парада Победы 2005 года. А после пересказа возникает масса вопросов…

Если изначально было понятно, что так быстро хорошо не получится, почему не поменяли грузовики? Можно ведь было собрать коллекцию из ЗИЛ-157 и ЗИС-151? Или они слишком походили на лендлизовские «Студебеккеры»? Если так, то почему бы с почетом не провезти ветеранов на привычных «Уралах»? И символичности здесь было бы не меньше. В конце концов, можно было обратиться к ГАЗу, может, у них получились бы полуторки адекватнее.

Не имея конкурентов в борьбе за военный контракт, зиловцы отнеслись к вопросу как настоящие монополисты. А военным просто не оставалось ничего другого, как принять «псевдоЗИС». Принять и забыть — как историю, которой лучше бы не случаться.
Автор:
115 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Mavrikiy
    Mavrikiy 27 мая 2020 18:04 Новый
    +15
    Хорошая идея
    Да душенки подлые и ручки кривые. request Либерастам что не доверь, все равно получится плевок в нашу историю. angry Что памятник, что плакат, открытку, модельку....
    1. Дедкастарый
      Дедкастарый 27 мая 2020 18:12 Новый
      +38
      гниль-её не спрячешь,она всё равно воняет. в глаза бросаются многие "проколы" власти, пытающейся сделать вид "приличия",а на деле видно,как уничтожается и нивелируется Советское прошлое,
    2. AllBiBek
      AllBiBek 27 мая 2020 18:25 Новый
      +15
      Справедливости ради, идею (и ее финансирование на ЗИЛе) протащил Лужков и его камарилья.
      1. 210окв
        210окв 27 мая 2020 18:59 Новый
        +41
        Лучше бы сняли с мавзолея драпировку...
        1. tihonmarine
          tihonmarine 27 мая 2020 20:24 Новый
          +6
          Цитата: 210окв
          Лучше бы сняли с мавзолея драпировку.

          Не снимут.
          1. vsdvs
            vsdvs 28 мая 2020 13:30 Новый
            +6
            Сами? Никогда и ни за что! Только пендалем.
        2. kit88
          kit88 27 мая 2020 22:01 Новый
          +11
          Цитата: 210окв
          Лучше бы сняли с мавзолея драпировку...

          А Вы уверены, что хотите видеть на трибуне мавзолея миллиардеров из правящей ныне партии, машущих народу ручкой?
          Я лично нет.
          Может оно и правильно, что мавзолей сейчас под саркофагом. Пока.
          1. Грац
            Грац 28 мая 2020 05:03 Новый
            +17
            ну на мавзолей я считаю залазить не стоит, а вот открыть его для обзора в такие праздничные даты да
          2. tihonmarine
            tihonmarine 28 мая 2020 16:49 Новый
            +7
            Цитата: kit88
            А Вы уверены, что хотите видеть на трибуне мавзолея миллиардеров

            Мавзолей открыть для народа. Ну а эти пусть вместе с народом постоят около Мавзолея.
      2. Фил77
        Фил77 27 мая 2020 19:05 Новый
        +20
        О!По сравнению с нынешним *бордюрофюрером* Юрий Михайлович был просто невинным дитяткой!
        1. AllBiBek
          AllBiBek 27 мая 2020 19:11 Новый
          +21
          Да и в Питере иные нет-нет, да ностальгируют по тёте-Моте у руля.

          А так, ещё у Ильфа и Петрова этот вопрос полностью раскрыт одной фразой: "Занимая такую должность - не воровать он не мог". И ей же - закрыт.
          1. Фил77
            Фил77 27 мая 2020 21:19 Новый
            +11
            Да Вы знаете,я бы этого Похорошелло Бордюровича Плиткина назвал бы даже не мэром,нет!А скорее бургомистром оккупированного города! am
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 28 мая 2020 21:05 Новый
              +3
              Бывают же люди неблагодарные!!!! (99 процентов москвичей). Оно вас заботится, а вы гадости в его адрес говорите! laughing Впрочем, Питер все это уже прошел, при Яковлеве....
          2. 3x3zsave
            3x3zsave 28 мая 2020 21:11 Новый
            +1
            Реально ностальгируют, даже, порой, я.
        2. 3x3zsave
          3x3zsave 28 мая 2020 21:08 Новый
          0
          Лужкова вы тоже хаяли.
          1. Фил77
            Фил77 29 мая 2020 06:53 Новый
            +1
            Приветствую Антон!Не хаял,но критиковал! laughing Часто по делу,были и у него отдельные недостатки.Были!Но что творит этот Бордюр?!?Это уже за гранью человеческого понимания!Разрешил заниматься спортом на улице-в маске!Разрешил прогулки-в маске!Раз в полгода перекладывают плитку,асфальт.Постоянный ремонт в городе!Это так,несколько набросков о его *деятельности*.Не было в столице руководителя которого бы так ненавидели!Не было!!!!Только этот собянин.
            1. 3x3zsave
              3x3zsave 29 мая 2020 07:08 Новый
              +1
              Доброе утро, Сергей!
              Вероятно, Вы заметили, что я употребил местоимение "вы", имея в виду не конкретно Вас, а москвичей вообще. Про настроения жителей столицы я в курсе, все родственники по материнской линии живут в Москве и области.
              1. Фил77
                Фил77 29 мая 2020 07:27 Новый
                +1
                Да нет,Антон! Я отлично понял Вашу иронию. laughing Чуть позднее,спешу на работу.Дождь!
              2. Фил77
                Фил77 29 мая 2020 08:18 Новый
                0
                Итак,я продолжу свою мысль.Лужков был свой!Родился в Москве,трудился в Москве и служил Москве.Есть конечно вопросы по вкусовым предпочтениям/Церетели,Газманов и пр./,но в целом-норма.И главное!Он не *кашмарил* малый бизнес,он не уничтожал его малые формы в угоду крупным фирмам/торговля,да и не только/.В целом отношение москвичей к нему было положительное.
                К *оленеводу* отношение и раньше было неважное,но сейчас....!!!!!!!!За гранью!Это можно назвать открытой ненавистью,ненавистью к оккупанту!!!! am
                1. 3x3zsave
                  3x3zsave 29 мая 2020 08:28 Новый
                  +1
                  Тут, вероятно, дело в том, что у москвичей, даже в сравнении с Питером, слишком маленький статистический ряд, для качественного анализа деятельности градоначальника.
                  1. Фил77
                    Фил77 29 мая 2020 08:43 Новый
                    +2
                    Не сказал бы.
                    Ефремов,Пронин,Попов,Яснов,Бобровников,Дыгай,Промыслов,Сайкин,Попов,Лужков.И это после революции!А до неё?По тем именам можно историю изучать.Так что не всё так однозначно. hi
                    1. 3x3zsave
                      3x3zsave 29 мая 2020 08:58 Новый
                      +2
                      Я подразумевал постсоветскую историю. Не могу же я сравнивать Романова и Полтавченко, если говорить про Питер.
                      1. Фил77
                        Фил77 29 мая 2020 09:05 Новый
                        +1
                        29 лет?Тогда-да,маловато. good
                        Из них Юрий Михайлович с 96 по 2010.Ресин недолго.И этот с 13 года. recourseПопова не упоминаю....
                      2. 3x3zsave
                        3x3zsave 29 мая 2020 09:14 Новый
                        +2
                        Попова и не помнит никто, кроме москвичей, и те не все.
                      3. Фил77
                        Фил77 29 мая 2020 16:17 Новый
                        +3
                        *Москвичи так любили своего мэра,что всегда заказывали на радиостанциях персонально ему песню:*Вернись лесной олень в свою страну оленью...*. laughing
                      4. 3x3zsave
                        3x3zsave 29 мая 2020 17:28 Новый
                        +2
                        Петербуржцы настолько любят своего градоначальника, что даже прозвище ему дали : "Biglove". laughing
                      5. Фил77
                        Фил77 29 мая 2020 19:05 Новый
                        +3
                        Ох,Антон!!!!Извините ради бога!
                        С днём Вашего чудесного красивого города!!!!!!27 мая!
                        Простите запамятовал!
                        *Город над вольной Невой
                        город нашей славы трудовой.
                        Слушай Ленинград я тебе спою
                        задушевную песню свою.....* hi
                      6. 3x3zsave
                        3x3zsave 29 мая 2020 19:25 Новый
                        +2
                        Спасибо, Сергей!!! Я пропитан этим городом. Он в моей крови, я в его крови...
  • Гражданский
    Гражданский 27 мая 2020 20:56 Новый
    +19
    И ЗиСа нет ЗиЛа тоже уже нет. Все либерасты с эффективными манагерами под руководством патриотов разбазарили.
  • РУСС
    РУСС 27 мая 2020 22:00 Новый
    +3
    Цитата: Mavrikiy
    Хорошая идея
    Да душенки подлые и ручки кривые. request Либерастам что не доверь, все равно получится плевок в нашу историю. angry Что памятник, что плакат, открытку, модельку....

    Опять либералы? laughing
    Они то в данном случае при чём?
    1. Гражданский
      Гражданский 28 мая 2020 07:27 Новый
      +4
      Цитата: РУСС
      Опять либералы? laughing
      Они то в данном случае при чём?

      Либералы, патриоты все это разные стороны одной монеты) дешевой и никчемной
  • барий
    барий 28 мая 2020 10:59 Новый
    -1
    лужку , лишь бы деньги содрать ...
  • Комментарий был удален.
  • Фил77
    Фил77 27 мая 2020 18:11 Новый
    +28
    А лично мне больше всего жалко наши московские автозаводы!И ЗиЛ,и АЗЛК!На АЗЛК я начинал свою рабочую биографию,как раз в модельном цехе.Далёкий 1980 год.
    1. sabakina
      sabakina 27 мая 2020 18:17 Новый
      +17
      Сергей, а думаешь мне не жалко! ЗиЛ, АЗЛК это больше, чем просто транспортное средство!
    2. Proton
      Proton 27 мая 2020 18:20 Новый
      +20
      Базу уничтожили,наработки.А главное,что рабочие места изничтожили.На одном ЗИЛе 75 тыщ работало am
      1. Фил77
        Фил77 27 мая 2020 18:28 Новый
        +21
        Да,да!*Город в городе*! Инфраструктура,дома отдыха,пионерлагеря,поликлиника.Больница!Тоже своя!Сейчас её городу передали,но остановка автобуса так и называлась-*Больница ЗиЛ*.
      2. Д-р Франкенштуцер
        Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 19:23 Новый
        -19
        Базу уничтожили,наработки.


        какие наработки? ЗиЛ мечтал отдаться то китайцам, то белорусам, то индусам, то корейцам, то чуть ли не итальянцам. Что толку в его "наработках", если речь в нулевых во время его агонии шла тупо о лицензионной сборке?
        1. Альф
          Альф 27 мая 2020 19:42 Новый
          +22
          Цитата: Д-р Франкенштуцер
          если речь в нулевых во время его агонии шла тупо о лицензионной сборке?

          А КТО довел ЗИЛ до состояния агонии ? Проклятые коммуняки или светочи демократии и рынка ?
          1. АС Иванов.
            АС Иванов. 27 мая 2020 19:57 Новый
            -22
            Сколько можно было держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь и не пытаясь создать что либо приличное. Тут никакие светочи рынка не помогут. На осинке не вырастут апельсинки.
            1. Альф
              Альф 27 мая 2020 20:26 Новый
              +13
              Цитата: АС Иванов.
              Сколько можно было держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь и не пытаясь создать что либо приличное. Тут никакие светочи рынка не помогут. На осинке не вырастут апельсинки.

              Посмотрите такой прекрасный сериал Колеса Страны Советов, там в одной из серий, целиком посвященных КАМАЗу и ЗИЛу дается ответ на этот вопрос. И посмотрите, сколько к тому времени было создано новых образцов грузовиков.
              1. АС Иванов.
                АС Иванов. 27 мая 2020 20:35 Новый
                -6
                Экспериментальных грузовиков, которые в серию так и не пошли. Конвейер все равно гнал автохлам.
            2. Д-р Франкенштуцер
              Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 20:28 Новый
              -15
              держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь


              вот именно. Этот ностальгический плач уже порядком наскучил. Можно, конечно, ныть, что 130-е до сих пор ползают по дорогам Кубы и С.Кореи, это так сентиментально..."сделано в СССР" и всё такое.
              1. АС Иванов.
                АС Иванов. 27 мая 2020 20:38 Новый
                -15
                Вот именно. Сравните модели ЗИЛа с современными им немецкими или американскими образцами. Позорище.
            3. ximkim
              ximkim 28 мая 2020 05:26 Новый
              -9
              Цитата: АС Иванов.
              Сколько можно было держать на конвейере морально и технически устаревшие модели, не развиваясь и не пытаясь создать что либо приличное. Тут никакие светочи рынка не помогут. На осинке не вырастут апельсинки.

              Поддерживаю.Потому и завод закрылся.Его за рубежом его особо не брали , так подходящих моделей для зарубежных покупателей( особенно гражданского назначения ) не было.Для ЗиЛ , это большая автолаборатория, которая делала модели для: для членов КПСС СССР , поисковый комплекс "синия птица ещё" и о большие "монстры" для бездорожья.А для масс( народа) ничего и не делали. sad
              1. Jager
                Jager 28 мая 2020 07:33 Новый
                +9
                Сейчас "для людей" теперь делают китайцы, со своими Хово, Фав и прочей фольгой. ЗИЛ же развалили и поделили землю.
                1. ximkim
                  ximkim 28 мая 2020 08:03 Новый
                  +3
                  Не только ЗиЛ постигла такая ужасная участь( развалить завод)..Не хотят заводы, только земли на которых стоят/стояли заводы пот застройку домов.
            4. Найк
              Найк 28 мая 2020 06:55 Новый
              +10
              Говорите "устаревшие"?Ложь! "Каждому овощу свое время" Того ж ЗиЛа можно было в колхозе разобрать и собрать, современную машинку вы можете в гараже отремонтировать? Для ремонта и обслуживания более современных (по тому времени) машин не было базы. Попытка КамАЗа сделать систему сервиса удалась %на10.
              Так что протягивали ножки по одежки",да комфорта в ЗиЛах не было,особенно на дальних поездках,но машина была надежная, за пять лет ни разу на"шворке" в гараж не возвращался.
              1. АС Иванов.
                АС Иванов. 28 мая 2020 09:23 Новый
                -4
                Примитивность никогда не была достоинством. Кто мешал наладить качественный сервис и выпускать современные высокотехнологичные автомобили, удобные для водителя?
                1. l7yzo
                  l7yzo 29 мая 2020 08:55 Новый
                  +5
                  Просторы и отсутствие дорог. В глуши нужна машина до ужаса простая и ремонтопригодная "ключом и ломом". На северах не то что ПК нет, там эл.энергии нет - а вы чем бортовые ПК авто будете диагностировать ?? Ванговать ??
                  1. АС Иванов.
                    АС Иванов. 29 мая 2020 09:25 Новый
                    0
                    Кто мешал создать ремонтопригодный автомобиль с удобной для водителя кабиной? С хорошей тепло и звукоизоляцией, анатомическим сиденьем водителя, регулируемым под любой рост. Кондиционер, автономный отопитель - элементарная забота о водителе. В развитых странах всё это входило в стандартную комплектацию грузовика.
                    1. l7yzo
                      l7yzo 29 мая 2020 13:14 Новый
                      +4
                      Поглядите карту и подумайте о сервисе таких агрегатов. Кондёр добавляет расход, и усложняет навесное оборудование, требует изменение эл цепей, нужен бортовой ПК.
                      Я правильно понял что мы говорим о 90 годах ?? Для конвейера - нужны были новые станки. Элементная базы - всегда была проблема советов/России. Это комплекс. Автомобиле строение - отражение общего развития промышленности. А тогда она ток загибалась, отжатие, захваты, распил и т.д. Однобоко вы как то судите о проблеме.
                      1. АС Иванов.
                        АС Иванов. 29 мая 2020 13:20 Новый
                        0
                        Я про 70-е - 80-е года. Перспективные разработки клались под сукно. А разработки были и они были на мировом уровне. Кондиционер - не блажь, а обеспечение комфортной работы водителя, на человеке экономить нельзя, даже если это усложняет конструкцию. Все эти профессиональные заболевания позвоночника у водителя - следствие неудобной посадки, скудной регулировки органов управления. Но Союз предпочитал гнать вал техники не заботясь о тех, кто будет её эксплуатировать.
          2. Д-р Франкенштуцер
            Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 20:03 Новый
            +5
            А КТО


            а это уже не суть важно.
            Но напомню, что "светочи демократии" - реинкарнированные "коммуняки", не так ли? Главным акционером ЗиЛа стало в 92-ом правительство Москвы. Надеюсь, не надо объяснять, что оно совсем недавно выложило из пиджаков партийные билеты? ЗиЛ был обречён уже тогда. А уж Лаптев....это да, матёрый администраторище.
          3. AllBiBek
            AllBiBek 27 мая 2020 20:24 Новый
            +11
            Простите, а кто довёл в США Детройт до состояния города-призрака, республиканцы, или демократы?
            Детройт сейчас - это миллионник-банкрот, разлагающийся город-призрак.
            1. l7yzo
              l7yzo 29 мая 2020 08:58 Новый
              0
              Большой бизнес - стало дешевле заводы располагать в странах с меньшими затратами на социалку/зп/медицину/сырье/энергию/налоги.
              Переехало в ту же Азию или Южную Америку.
              1. AllBiBek
                AllBiBek 29 мая 2020 12:14 Новый
                0
                Ну, те же американские двигатели "Камменс" тот же КАМАЗ закупает из Бразилии кажись, но немецкие коробки "Ценрад-фабрикс" собирает из комплектующих на месте.
                Вывод?
                В стране-бензоколонке государство как-то держится за производителей. А вот в печатном станке - во главе угла стоит прибыль, и вместо того, чтобы поддерживать своих - они предпочитают зарабатывать бумагу, которую сами же и печатают, за своими границами.

                Как по мне это странно.
                1. l7yzo
                  l7yzo 29 мая 2020 13:20 Новый
                  +1
                  Да и чтобы стало ликвидно производить - у нас упала валюта, Была по 20+ за бакс, а стала около 70. Вот так была поддержана кучка избранных предприятий. Нефтянка, металлурги и Атопром, причём в Весте русских запчастей меньше, чем в форде, собранном в РФ. А камаз - насквозь китай стал...

                  в США -они по умолчанию не могли снизить валюту и экономить на зп. По этому производство у них уехало.
                  Но уже как около 5 лет у них идёт сильная роботизация заводов, что позволяет экономически вернуть многие производства обратно в США, что кстати успешно и происходит.
                  1. AllBiBek
                    AllBiBek 29 мая 2020 14:10 Новый
                    0
                    Я бы не сказал, тот же КАМАЗ просто держит под боком ряд буржуйских предприятий, где отвертками из комплектующих собирают движки и коробки, но и свои - похуже и подешевле - у него то же есть. Он же полного цикла, это пачка заводов, кооперирующихся. Плюс по окрестностям куча производств, там рядом и Нижнекамск, и Елабуга с её свободной экономической зоной.

                    Один хрен, конечно, работает вполсилы и большую часть года - в четырёх дневную неделю, но - держится, и даже как-то развивается.

                    Чем он был в 90-е, когда завод по производству двигателей сгорел полностью - я очень хорошо помню, там после этого года три было очень весело.
        2. Johann Klassen
          Johann Klassen 27 мая 2020 23:16 Новый
          +11
          Ну да,вы ещё и про"Гражданскую Авиацию",скажете что мол один хлам мол гнали.
          И что всё что производили в Советском Союзе,в том числе и продукция ВПК,было устаревшим и годившимся только на металлолом,или на продажу "Третьему Миру".
          Сегодня мол вы,покупаете только "самое лучшее в мире".
          1. АС Иванов.
            АС Иванов. 28 мая 2020 09:30 Новый
            -3
            Неэкономичными были наши гражданские самолеты. Прожорливые с примитивной авионикой. Низкая дальность, высокая шумность, четырехчленные экипажи. Развитые страны их не покупали - нерентабельно.
            1. notingem
              notingem 29 мая 2020 10:45 Новый
              +2
              Эти самолеты были предназначены прежде всего для полетов внутри страны.И эти задачи выполняли успешно.А задача конкурировать с Боингом и Эрбасом даже не ставилась.И сейчас надо думать о 1/6 части суши а не о конкуренции с мировыми монстрами авиастроения.Но некоторым бизнес-патриотам уж очень хочется долларов и евро
              1. АС Иванов.
                АС Иванов. 29 мая 2020 10:52 Новый
                0
                На одном из таких самолетов, а именно: Ан-26/24 я частично свой слух оставил. И не я один. И это не есть хорошо, когда для внутреннего потребления, техника делалась "на отвяжись" и так сойдет - русский Ванька всё стерпит. И потерю слуха и болезни суставов от шума и вибрации и заболевания позвоночника у водителей от неудобной посадки и продуваемой сквозняками кабины.
                1. notingem
                  notingem 5 июня 2020 10:28 Новый
                  0
                  Вывод.Будем летать на Боингах.В своих сиденья не удобные и уши закладывает.Да и вообще их просто нет
      3. Johann Klassen
        Johann Klassen 27 мая 2020 23:04 Новый
        +15
        А не поздно ли хватились, товарищ?
        Когда-то,в моём родном городе Орске,на август 1991-го года,было 38 предприятий, большинство из которых,эвакуированы в 1941-м в Орск,на которых работали больше половины населения (230000 тысяч человек,проживали в городе Орске).
        А сегодня,всё уничтожено.
        На плаву,пара-тройка:Нефтеперерабатывающий завод им.Чкалова,Бывший почтовый ящик 12,а остальные либо закрыты и продаются в судебном порядке,либо попросту бесхозно заброшены.
        А сколько таких городов и брошенных, никому не нужных предприятий и фабрик по всей нашей необъятной стране.
        Не сосчитать.
        И в "цифровой экономике",им места нет.
        1. Jager
          Jager 28 мая 2020 07:35 Новый
          +3
          Морозильная камера "Орск" работает безотказно с 92 года, в прошлом только компрессор устал. Пережила три переезда, работает 24/7/365.
        2. Комментарий был удален.
    3. Коте пане Коханка
      Коте пане Коханка 27 мая 2020 18:47 Новый
      +6
      Вечер добрый Сергей!
      Эх. Ломать не строить!!!
      С уважением, Влад!
      1. Фил77
        Фил77 27 мая 2020 18:54 Новый
        +5
        Вечер добрый Влад!К сожалению эта старая истина до сих пор актуальна!На месте старого завода микрорайон с видом на Москва-реку и на НИИ автомобильного транспорта,хотя...Что сейчас в этом здании не знаю.
        С уважением,я! hi
        1. Кроу
          Кроу 27 мая 2020 19:12 Новый
          +11
          2140 был в свое время.Да,жаль...Московские машины неплохие были,что грузовые,что легковые...
          1. АС Иванов.
            АС Иванов. 27 мая 2020 20:00 Новый
            -4
            В своё время был 408 и 412, но это АЗЛК. Для конца 60-х очень даже приличные машины. 2140 был уже автохламом и морально и технически. ЗИЛы тоже застряли в 60-х, к концу 80-х они уже были архаизмом.
          2. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
            СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 27 мая 2020 20:44 Новый
            +6
            Смотрю 2140 до сих пор бегают. и на вид прилично выглядят! 41-е тоже на ходу и не скажу что ржавые! Вполне приличное состояние!
            1. Д-р Франкенштуцер
              Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 20:56 Новый
              -11
              Смотрю 2140 до сих пор бегают.


              это где они бегают? Геолокацию скиньте, поеду посмотреть на "прилично выглядящие" 2140.
              1. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2
                СОВЕТСКИЙ СОЮЗ 2 27 мая 2020 21:01 Новый
                +8
                У нас немало таких бегают. Или думаете все на иномарках ездят? У нас ещё полиция на семёрках ездит и буханки в скорой бегают! Ещё встречаются Запорожцы и Луазы! Тоже на ходу! И Волг немало. Правда их численность в последние годы сильно поредела. А так частный сектор очень любил Волги. Тазики наступают!
          3. Д-р Франкенштуцер
            Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 20:46 Новый
            -10
            Цитата: Кроу
            2140 был в свое время.


            ну и чем он был? Убогой попыткой продлить жизнь помирающему 412-ому? В 76-ом, только появившись, он уже был отстоем. Ну да, при скудости выбора...Впрочем, советский автопром родил целый пласт социальной субкультуры - "Где папа, Мишенька? - В гараже!" Это был наш ответ ихнему гаражному року. laughing
        2. Фил77
          Фил77 27 мая 2020 19:22 Новый
          +2
          Неверно написал!НИИ технологии автомобильной промышленности,извините! hi
        3. AllBiBek
          AllBiBek 27 мая 2020 21:32 Новый
          +3
          "Фалькатусы" отвертками собирают поверх шасси КАМАЗ-экстрим. Если не ошибаюсь, как раз там.
    4. mitrich
      mitrich 28 мая 2020 18:43 Новый
      +1
      ЗИЛ куда ещё не шло, но АЗЛК- страх божий. Столько лет выпускали с трудом самодвижущиеся вёдра, а автомобили так делать не научились. Зачем завод выпускающий голимое де.ьмо? Раньше надо было их разогнать.
  • AllBiBek
    AllBiBek 27 мая 2020 18:11 Новый
    +11
    Довелось их осматривать вблизи, и в кабине на водительском месте тоже довелось посудить.

    Так что да, скотовозка та еще, автор ещё смягчает как оно было собрано на самом деле. Неошкуренные сосновые доски, покрашенные в один проход малярным валиком - это кузов, такое же под задницей у водителя - это в кабине. Ручка КПП - с парой гаек вместо набалдашника, рулевое колесо - мечта Захера Мазоха в чистом виде.

    Военный выпуск, судя по фоткам снаружи и изнутри, и тот удобнее и качественнее.

    А, ну да, там ещё изнутри на дверь шпингалет полагался, по крайней мере в той машине, в которой я был. На всякий случай. Но захлопнуть дверь было реально непросто.

    Реально было стыдно за тех, кто такое сделал, и перед теми, кого в них везли по Красной Площади.
  • sabakina
    sabakina 27 мая 2020 18:12 Новый
    +7
    Это тихий ужас! Как профессиональный водитель скажу, я бы своего воевавшего предка на это авто не посалил бы!
    1. Фил77
      Фил77 27 мая 2020 18:34 Новый
      +1
      Так ведь уважаемый Евгений так и написал,что *это* делалось в спешке,в режиме *тяп-ляп*.Вот и получилось эдакое чудисатое чудо!Кому-то видно отчитаться оч.хотелось!
    2. Вождь краснокожих
      Вождь краснокожих 27 мая 2020 18:47 Новый
      +2
      "А по манежу конница идёт и на верёвках тянут бронепоезд...."
      Хорошо помню тот парад и тот шок от увиденного!
      Но дело не заглохло - в одном из тех выкидышей, что называют "военный сериал" ( даже вроде в этом году) мелькнула подобная ( а может и уцелевшая) поделка.
      1. AllBiBek
        AllBiBek 27 мая 2020 19:04 Новый
        +3
        Точно не помню, но вроде как планировали их все после этого безобразия разобрать на запчасти, там же "Бычок" в основе.
        Так что скорее всего из серийного бычка на ходу (а их ещё есть) пытались сделать эрзац-опель-блиц, но получилось "и так сойдёт!", и оно было снято в этой вот роли.
  • Д-р Франкенштуцер
    Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 18:35 Новый
    +2
    в Рязанском музее военной техники


    и что, интересно, это убожество там делает???
    1. Морской Кот
      Морской Кот 27 мая 2020 18:48 Новый
      +3
      Демонстрируется как наглядное пособие на тему "Чего делать нельзя никогда и никому". soldier
      1. Фил77
        Фил77 27 мая 2020 19:00 Новый
        +3
        Добрый вечер Константин!Рад встрече!В принципе у зиловцев уже 4331-й страшноватенький получился.Но это надо у ребят кто на нём работал спрашивать.А я имею в виду именно эстетику.
      2. Д-р Франкенштуцер
        Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 19:03 Новый
        +1
        да уж...
        Это какой-то...позор
        (с)
      3. мордвин 3
        мордвин 3 27 мая 2020 19:18 Новый
        +1
        Цитата: Морской Кот
        Демонстрируется как наглядное пособие на тему "Чего делать нельзя никогда и никому".

        А может прислали взамен тех кабриолетов, что табуреткин уволок.
  • Simfy
    Simfy 27 мая 2020 19:23 Новый
    +7
    Ветеранов должны на Аурусах возить, а не на этих скотовозах
  • Undecim
    Undecim 27 мая 2020 19:27 Новый
    +13
    Пример того, как верноподданическое старание заменяет здравый рассудок. Ведь можно было "меньше, да лучше". Не верю, что в условиях автомобильного завода за год нельзя было изготовить два - три десятка достойных реплик.
    Люди на коленке делают.

    Севастополь. Реплика на шасси ГАЗ-52-04.
    1. Undecim
      Undecim 27 мая 2020 19:31 Новый
      +14
      Кривой Рог. Реплика на шасси ГАЗ-51.
      1. AllBiBek
        AllBiBek 27 мая 2020 20:28 Новый
        +7
        А Нижний предлагал, такого уровня и за меньшие деньги.
        Но пока тянули кота за яйца - грянул февраль 2005.
        И слепили из того, что было под боком.
        По стоимости уже не скажу, но вроде как фигурировала сумма в пределах миллиона. За штуку. Рублей.
        2005 год.
    2. Альф
      Альф 27 мая 2020 19:45 Новый
      +5
      Цитата: Undecim
      Люди на коленке делают.

      Эти люди делали для себя и для истории. А "эти"-для пускания пыли.
      1. Undecim
        Undecim 27 мая 2020 19:47 Новый
        +4
        Но ведь "пылить" тоже можно по разному.
        1. Альф
          Альф 27 мая 2020 19:49 Новый
          +5
          Цитата: Undecim
          Но ведь "пылить" тоже можно по разному.

          А зачем ? Чем проще-тем лучше, а разницы все равно никто не заметит, кроме профессионалов, а их очень мало,в основном-гамбургероеды и кричащие "вау".
        2. барий
          барий 28 мая 2020 11:18 Новый
          0
          пылить , можно с наваром !
          1. АК1972
            АК1972 28 мая 2020 12:32 Новый
            0
            Цитата: барий
            пылить , можно с наваром !

            Тогда уж не пылить, а пилить.
    3. Д-р Франкенштуцер
      Д-р Франкенштуцер 27 мая 2020 19:52 Новый
      -6
      за год нельзя было изготовить два - три десятка достойных реплик


      да-да, и десяток фанерных рейхстагов. Сборно-разборных.

      зачем?
      1. AllBiBek
        AllBiBek 27 мая 2020 20:29 Новый
        +1
        Ну, применение бы нашлось.
        Как бесплатный общественный туалет, например.
  • 16112014nk
    16112014nk 27 мая 2020 22:17 Новый
    +2
    Цитата: Фил77
    остановка автобуса так и называлась-*Больница ЗиЛ*

    Теперь и остановки такой нет. Теперь - "Больница им. Буянова". Память о ЗиЛ-е стирают полностью.
  • for
    for 27 мая 2020 22:57 Новый
    -1
    Идея, как мы видим, было изначально была очень хорошая: в юбилей великой Победы торжественно провезти перед мировыми лидерами ветеранов

    Парад выходит для "лидеров"(или первая буква П) , а Ветераны артисты. Может их провезти во главе с нашим в клетках перед Ветеранами.
  • Наган
    Наган 28 мая 2020 00:05 Новый
    +1
    Из той же оперы, что и плакат, прославляющий советских летчиков, с изображением Ю-88.
  • Усатый грузин
    Усатый грузин 28 мая 2020 04:14 Новый
    +5
    Мой старичек на мази
  • Вольный ветер
    Вольный ветер 28 мая 2020 04:48 Новый
    0
    Волговский движок. и нормально все бы вышло. А ЗИЛовский под капот ранешний не спрячешь.
  • Ros 56
    Ros 56 28 мая 2020 05:57 Новый
    +3
    Ничего удивительного, так всегда бывает, когда дуракам доверяют стеклянное изделие.
    1. барий
      барий 28 мая 2020 11:20 Новый
      0
      правильно сказано !!!!!!!!!!!!!!
  • mosmasterstroi-sv
    mosmasterstroi-sv 28 мая 2020 09:16 Новый
    +6
    Я участник парада 2005г. Именно на одной из этих машин. Хочу автору напомнить, что при перегоне этих машин в п.мосрентген, почти половина из них стала разваливаться по дороге.
    А следующую неделю, мы из под них не вылазили. Отваливалось и откручивалось абсолютно всё. Когда начались занятия на ходынке мастера вашего завода ремонтировали их круглосуточно. Отсутствие стекол очень сказалось на здоровье. Просквозило всех. Отцы командиры, о которых вы упомянули запретили под военную форму одевать гражданскую теплую одежду. Кстати, командовали всем этим мероприятием генерал-лейтенант Петровский. Очень толковый и уравновешанный. И его полная противоположность генерал-майор Солдатенко.
    Подводя итог, хочу сказать, что наш автопром даже для такого великого праздника не смог 140 машин качественно собрать.
    1. CheeRock
      CheeRock 29 мая 2020 00:00 Новый
      +2
      В то время работал в УКЭР ЗИЛ, хорошо помню тех уродцев и как они сыпались. Если в тот момент пойти и посмотреть - кто их собирал на конвейере и на зарплатные ведомости этих людей, вопросов бы было сильно меньше ))))
  • барий
    барий 28 мая 2020 10:58 Новый
    0
    лужку , лишь бы деньги содрать ....
    1. барий
      барий 28 мая 2020 11:22 Новый
      0
      мои слова , как кактус в ..пу ?
  • Гудов Михаил
    Гудов Михаил 28 мая 2020 11:48 Новый
    +3
    Статья понравилась. Со многим согласен. Не согласен только с одним из последних предложений " Не имея конкурентов в борьбе за военный контракт зиловцы отнеслись к вопросу как настоящие монополисты". Слышится в этой фразе какой-то упрёк А было ли время на какие-то другие решения на заводе? Я был участником этой гонки. Занимался изготовлением каркаса капота. И работа -то была несложная. Но суматоха! Согласование и стыковка деталей по месту. Но успели! Бросили всё и успели! За то, что выполнили этот заказ в срок, но при этом не совсем успев выполнить свой производственный план были отмечены руководством снижением премии.
  • AlexFly
    AlexFly 28 мая 2020 18:22 Новый
    0
    Стыдоба! И ещё кто-то рот открывает о патриотизме?
  • Крым26
    Крым26 28 мая 2020 23:50 Новый
    +1
    Хотели получить ЗИСы, но больше на Я или ЯГ получилось похоже. Хотя тоже - с большой натяжкой.
  • Cypa
    Cypa 29 мая 2020 08:31 Новый
    0
    Цитата: 3x3zsave
    Лужкова вы тоже хаяли.

    Лужка не хаять, а в Сибирь снег разгребать
  • KrolikZanuda
    KrolikZanuda 29 мая 2020 18:39 Новый
    0
    Позор Парада 60-летия Победы
  • Владимир Бурмистров
    Владимир Бурмистров 30 мая 2020 11:11 Новый
    0
    в дворце пионеров лучше делают
  • tank64rus
    tank64rus 1 июня 2020 09:19 Новый
    0
    Лучше бы Мавзолей открыли, да портрет Верховного главнокомандующего разместили там, где он был 24 июня 1945 года.