Военное обозрение

Американский лётчик-испытатель рассказал о причинах «пузырения» стелс-покрытия в хвостовой части F-35

97
Американский лётчик-испытатель рассказал о причинах «пузырения» стелс-покрытия в хвостовой части F-35

В сети обсуждается опубликованное на днях в издании Defense News интервью с американским военным лётчиком Уильямом (Билли) Флинном. Основной темой интервью стали вопросы, связанные с выявленными ранее проблемами при испытаниях истребителей 5-го поколения.


Билли Флинн является лётчиком-испытателем. Именно он в своё время испытывал истребители F-35B и F-35C. После выполнения испытательных полётов в штате Мэриленд выяснилось, что у истребителей повреждено стелс-покрытие на хвостовом оперении. Речь идёт об испытаниях 9-летней давности. Тогда в отчёт было внесено следующее (данные о причинах):

В ходе испытания стелс-покрытие F-35B показало «пузырение» в районе вертикального и горизонтального хвостового оперения. Это «пузырение» имеет механико-термическую природу, которая связана с относительно длительным выполнением полёта на сверхзвуковых скоростях.

Уильям Флинн рассказал американской прессе о том, что была поставлена задача по достижению максимальной скорости в ходе испытательных полётов. Максимальная скорость, которая была зафиксирована изначально в тех полётах 2011 года, составила 1,3 и 1,4 Маха для истребителей F-35B и F-35С соответственно. В последующих испытаниях скорость была доведена до 1,6 М.

Флинн:

Испытания на скоростях в 1,6 М проводились часто. На такой скорости я осуществлял пуск ракет.

По словам американского лётчика-испытателя, тогда самолёты эксплуатировались на экстремальных режимах полёта.

Американский военный лётчик:

Я часами летал на грани максимально возможной скорости.

По словам Флинна, это и сказалось на стелс-покрытии истребителей. При этом американский лётчик отмечает, что практическое использование длительных режимов экстремального полёта в реальной боевой ситуации не имеет особого смысла.

Обсуждается и вопрос, возможно ли «пузырение» стелс-покрытия истребителей семейства F-35 в таком формате, которое может не обнаруживаться визуально?

Билли Флинн говорит о том, что для выявления вздутия или иных повреждений, вызванных в том числе и действием температур, необходимо специальное инженерное оборудование в виде тестеров толщины и однородности покрытия.

В 2019 году в Пентагоне выпускали доклад, в котором утверждалось, что проблема «пузырения» стелс-покрытия на сверхзвуковых скоростях закрыта. По некоторым данным, связано это с тем, что в новом предписании говорилось о необходимости ограничения времени полёта на максимальных сверхзвуковых скоростях. В американской прессе отмечалось, что, например, для ракетных пусков на скоростях более 1,3 Маха, предписывается время использования такого режима не более 50 секунд.

При этом в США добавляют, что длительный сверхзвуковой полёт не является основой тактики использования истребителей пятого поколения F-35:

При длительном полёте на максимальном сверхзвуковом режиме особенно интенсивно сжигается топливо. Это не только сказывается на стелс-покрытии, но и само по себе снижает параметры малозаметности самолёта. Самолёт просто теряет те показатели ЭПР (эффективная площадь рассеяния – прим. «Военного обозрения»), которые для него предусматривались.
97 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. роман66
    роман66 26 мая 2020 09:31 Новый
    +12
    да и зачем летать куда-то? вертикалку поднять над аэродромом. отстреляться и сесть быстро, пока не заметили
    1. Tusv
      Tusv 26 мая 2020 10:53 Новый
      +2
      Цитата: роман66
      да и зачем летать куда-то? вертикалку поднять над аэродромом. отстреляться и сесть быстро, пока не заметили

      Ну дык надо иметь еще хахатушки типа Ха-102, чтобы поднялся, отстрелялся и сел
    2. knn54
      knn54 26 мая 2020 10:57 Новый
      +2
      -предписывается время использования такого режима не более 50 секунд.
      Спасибо за уточнение. В предыдущих статьях-около минуты.
      1. opus
        opus 26 мая 2020 22:36 Новый
        +1
        Цитата: knn54
        не более 50 секунд.
        Спасибо за уточнение. В предыдущих статьях-около минуты.

        good
        зачёт
  2. rocket757
    rocket757 26 мая 2020 09:33 Новый
    +7
    При этом в США добавляют, что длительный сверхзвуковой полёт не является основой тактики использования истребителей пятого поколения F-35:

    А шо, нормалёк! Если не может, так нечего и ж ж жилы рвать!
    Писал\ли, что с эти пепелацем будет и "новая тактика" создана ... СООТВЕТСТВУЕТ заявленному!
    А наши, наши то упираются ... выше, быстрее, сильнее!!! нафига?
  3. Uncle Lee
    Uncle Lee 26 мая 2020 09:34 Новый
    +7
    «пузырения» стелс-покрытия
    шелушение, прыщики и цыпки ! Ужас....
    1. vvvjak
      vvvjak 26 мая 2020 09:41 Новый
      +4
      Цитата: Uncle Lee
      шелушение, прыщики и цыпки ! Ужас....

      Так то юношеский спермотоксикоз. Пройдет годам к 25-30 эксплуатации (может быть). laughing
      1. Runoway
        Runoway 26 мая 2020 11:21 Новый
        -10
        Так то юношеский спермотоксикоз.

        По факту хороший/плохой 4+ или 5ое поколение у потенциального противника новый самолёт на вооружении и ещё заказчиков пол мира.
        Что с СУ-57?! 12 прототипов и обещалки с 2010года+индусы соскачившие с проекта.
        Это как назовете врожденная импотенция?????
        1. vvvjak
          vvvjak 26 мая 2020 11:48 Новый
          +3
          Цитата: Runoway
          Это как назовете врожденная импотенция?????

          Назову последней стадией беременности.
          1. Runoway
            Runoway 26 мая 2020 12:02 Новый
            -4
            Успеем потом нарожать нужное количество?
            1. vvvjak
              vvvjak 26 мая 2020 12:04 Новый
              +1
              Цитата: Runoway
              Успеем потом нарожать нужное количество?

              Нужное количество для чего?
              1. Runoway
                Runoway 26 мая 2020 16:52 Новый
                -4
                Для интересов и обороны страны к тому же 2030му. Хватит мощностей ВПК
        2. Slon1978
          Slon1978 26 мая 2020 11:51 Новый
          +20
          Совершенно не согласен. Хороший ли, плохой ли, но главное новый и побольше? Я считаю это полной глупостью - уж извините. Я бы не хотел, чтобы за мои деньги строили в России большой серией самолет - полуфабрикат, главное новый и побольше. Лучше строить отработанную и опасную машину типа Су-35, доводить тем временем Су-57 и строить потом серийно реально лучший самолет 5-го поколения в мире с двигателем 2-го этапа. F-35 при равных условиях боя будет приземлен многими машинами 4-го поколения, шансы на успех у него только в условиях тотального контроля воздушного пространства и полного преимущества в информационной обеспеченности, что позволит атаковать издалека и тут же уходить, не ввязываясь в бой на средней или дальней дистанции.
          1. rotkiv04
            rotkiv04 26 мая 2020 13:35 Новый
            +2
            Хоть одно трезвое рассуждение
          2. Runoway
            Runoway 26 мая 2020 18:05 Новый
            -4
            Я считаю это полной глупостью - уж извините
            в плане маркетинга совсем не глупость продавать как айфоны
            доводить тем временем Су-57

            С 2010 доводят, несмотря даже на громкие заявления главнокомандующего, попахивает разгильдяйством. Тут либо "Москва не сразу строилась" либо кто-то зря языком мелит.
            Как бы вообще не повторилась история су-47, миг 1.44,ка-50
            F-35 при равных условиях боя будет приземлен многими машинами 4-го поколения
            какие ваши доказательства? Сугобо теория ни одного факта. Поэтому пока мишка ещё в лесу ни разу не пойман, не стоит говорить что шкура у него плохая.
            Ладно страны НАТО, а вот то что евреи купили f-35 говорит о том, что что-то в нём есть, народ не глупый да и страны в таких условиях, что права на ошибку нет
            отработанную и опасную машину типа Су-35

            Много сейчас в строю машин с АФАР??? Сопоставимо с количеством тех же Супер-хорнет??? Много у нас лётчиков, которые могут управлять самолетом с изменяемым вектором тяги?! Ещё больше тех кто может летать на су-57
            F-35 при равных условиях боя
            никогда их не будет, при кол-ве тех же аваксов, ничто не мешает f-35 малозаметному (с пузырями) при наличии дальнобойных ракет(у амеров как и с радарами в этом плане всё хорошо) работать в стиле израильских лётчиков
            p.s достали герои-критики, смеяться над чужой соломинкой, не замечая свое бревно
        3. Оё Сарказми
          Оё Сарказми 26 мая 2020 11:52 Новый
          +4
          Цитата: Runoway
          По факту хороший/плохой 4+ или 5ое поколение

          Реклама - она и есть реклама. Американские радары специально глушат на F-35. А где появляются российские "непрокачанные" радары, там F-35 исчезают. Неча правящим хомячкам из других стран знать, что "стелс" - только реклама.
          1. Tusv
            Tusv 26 мая 2020 12:24 Новый
            -2
            Цитата: Оё Сарказми
            А где появляются российские "непрокачанные" радары, там F-35 исчезают

            А много ли по миру российских "непрокаченных" радаров наведения, способных гарантировано сбивать "невидимки"? Две страны с С-400 и 2 с Антеями-2500. Остальных бомби не хочу
        4. 5-9
          5-9 26 мая 2020 12:56 Новый
          +4
          Претензий к Фы-35 по сути 2 (если бы был американцем, как русский я этому рад :))):
          1. Он сырой. До сих пор. В куче модов. Их 500 штук сделали. Не окончательного технического облика. Как он и полная боеготовность будет достигнут, все машины до него или модернизировать (задорого и задолго) или тихо выводить в резерв.
          2. Его жизненный цикл - десятилетия. Через 10-20 лет в мире будет масса Су-57, Су-35 и прокачанных Рафалей и Тайфунов + ещё больше китайцев. А он Пингвин и не летает и это не исправить (в отличие от БРЭО конкурентов)....а Рапторов к тому моменту окажется 150 или менее. американцы как-то не привычны к отсутствию качественного превосходства.
        5. zwlad
          zwlad 26 мая 2020 13:24 Новый
          +3
          Цитата: Runoway
          По факту хороший/плохой 4+ или 5ое поколение у потенциального противника новый самолёт на вооружении и ещё заказчиков пол мира.

          "а если не будут брать отключим газ" (с)
        6. синоби
          синоби 26 мая 2020 16:41 Новый
          +6
          Ф-35 как самолёт никакой,то что он новый 5го покаления роли не играет совершенно.Невидимка?Не смешите.Дециметровые РЛС их видят хорошо и оооччень издалека.Времени на подкрадывание им недадут наземные операторы первичного наведения ПВО.Это не меняется со второй мировой войны.Реально противостоят нашим Су и МиГ концепты конца 80х,Ф-22 всего 195 шт и особой погоды они не делают.В сухом остатке у США непомерные амбиции на уже ушедшей вместе с покалением инженеров старой школы былой мощью.И если Россия уже прошла стадию болезни после распада СССР,то США это только предстоит.
        7. Рядовой-К
          Рядовой-К 27 мая 2020 09:27 Новый
          +2
          Цитата: Runoway
          Это как назовете врожденная импотенция?

          Пузыри на Фу35 выявились аж в 2011. Уже 2020-й, а проблема пузырей так и не решена. Импотенция?
          Ах да, решена запретом на сверхзвуковой полёт. Фактически, Фу35бе и Фу35цэ стали дозвуковыми самолётами.

          Ситуация с Фу35, это как рассказы богатого импотента и подкупленных им женщин о том, какой он великолепный жеребец в постели.
    2. gridasov
      gridasov 26 мая 2020 10:10 Новый
      +4
      Пузырение это когда металлический корпус нагревается , а покрытие как аналогия в жарке яиц вздувается. Вообще это аспект и доказательство того ,что гиперскоростные режимы полёта недостижимым для современных технологий. Даже сама форма ракеты не может быть таковой как сейчас . Ведь все знают ,почему рвётся флаг при сильном ветре. Так и ракетный корпус должен иметь корпус по форме алгоритмической связки зон расширения и суженнности . ТаК и самолёты имеют зоны повышенной турбуленции где и происходят разрушения и перегрев поверхности. Методов же математического анализа таких емких в данных процессов нет.
  4. Равиль_Аснафович
    Равиль_Аснафович 26 мая 2020 09:35 Новый
    +15
    Фигня,я палисад каждые 2 года крашу,хотя забор не летает,а тут 1,6 маха.
    1. Pete Mitchell
      Pete Mitchell 26 мая 2020 10:16 Новый
      +8
      Цитата: Равиль_Аснафович
      Фигня,я палисад каждые 2 года крашу...

      Вы это, секреты мастерства не разглашайте пожалуйста lol
    2. avg
      avg 26 мая 2020 10:44 Новый
      +9
      Цитата: Равиль_Аснафович
      Фигня,я палисад каждые 2 года крашу,хотя забор не летает,а тут 1,6 маха.

      Заведите себе забор 5 поколения. (штатовский не берите, ОБМАНУТ)

      А у "законодателей мод" постепенно требования к 5 поколению "отваливаются".
      Первым отвалилась сверхманевренность.
      Вторым бесфорсажный и длительный сверхзвук
      То что нельзя летать высоко, далеко, в плохую погоду, стрелять из пушки и тд, это не считается
      Ждем, что отвалится следующим. Неужели...
    3. Оё Сарказми
      Оё Сарказми 26 мая 2020 19:15 Новый
      +2
      Цитата: Равиль_Аснафович
      я палисад каждые 2 года крашу,хотя забор не летает,

      В чём проблема! Поставь полисад в ангар с климат-контролем - и забудешь про краску!
      Только платить придётся 20 специалистам по обслуживанию ангара и оборудования... request
  5. А. Привалов
    А. Привалов 26 мая 2020 09:44 Новый
    +17
    Ну, раз тут вытащили баян девятилетней(!) давности, так и я на таком сыграю.

    Самой большой проблемой у этих самолётов является невидимость.
    После целого ряда случаев, когда по вине лётчиков-разгильдяев и нерадивого обслуживающего аэродромного персонала, несколько единиц F-35 были просто утеряны где-то в районе ВПП, фирма изготовитель выпустила инструкцию обязывающую пилотов немедленно после посадки, открыть фонарь и поднятой рукой обозначить своё присутствие. Сразу же после этого, техники обязаны выставить вокруг самолёта ярко-оранжевые пластиковые конусные фишки, а при отсутствии таковых, отмечать силуэт самолёта мелом на бетонке.
    1. sabakina
      sabakina 26 мая 2020 10:01 Новый
      +6
      Александр Привалов, не знаю, как там у вас с невидимостью ваших Ф-35, но я лично уже устал уворачиваться от невидимок на дорогах! laughing
      1. А. Привалов
        А. Привалов 26 мая 2020 10:10 Новый
        +1
        Да, Вячеслав... Это было круто...
        Встретиться нос к носу с "нашим" F-35, вам, как и мне, вряд ли придётся,
        а от таких, храни нас всех Г-сподь!
      2. Uncle Lee
        Uncle Lee 26 мая 2020 10:21 Новый
        +2
        Фигня, обыкновенная телепортация...
        Телепорта́ция (др.-греч. τῆλε «далеко» + лат. portare «нести») — гипотетическое изменение координат объекта (перемещение), при котором траектория объекта не может быть описана математически непрерывной функцией времени.
      3. синоби
        синоби 26 мая 2020 16:51 Новый
        0
        belay Жесть!А водила машины чё-нить внятное сказал? sad
    2. Vitaly Gusin
      Vitaly Gusin 26 мая 2020 13:38 Новый
      0
      Цитата: А. Привалов
      Ну, раз тут вытащили баян девятилетней(!) давности, так и я на таком сыграю.

      Для базара это не имеет значения. Но про "маленькие" нюансы никто не обратил внимания.
      Это самолеты ТОЛЬКО F-35B с коротким взлётом и вертикальной посадкой и F-35C палубный истребитель ВМС
      В июне прошлого года Defense News сообщили, что Пентагон установил временные ограничения в отношении количества секунд которые могут быть использованы в варианте короткого взлета и посадки F-35B и в варианте несущей F-35C на сверхзвуковой скорости.
      Согласно документам, оба инцидента произошли во время испытаний на флаттер, когда модели B и C летали со скоростью 1,3 Маха и 1,4 Маха. Однако это повреждение не произошло в вакууме, сказал Флинн. Он материализовался после того, как испытательные образцы F-35B и F-35C совершали многократные сверхзвуковые полеты, которые доводили самолет до максимума 1,6 Маха, что делало его результатом кумулятивного давления на самолет.
      Соблюдая эти временные ограничения, американские военные гарантируют, что F-35 прослужит в течение всего запланированного срока службы
      Но в военное время , сказал Флинн, пилоты будут делать все, что нужно, «чтобы выжить и быть эффективными» - даже если это означает игнорирование временных ограничений и подталкивание самолета к его максимальной производительности.
      Самолеты пятого поколения, такие как F-35, не должны играть по правилам четвертого поколения, сказал Флинн. Другими словами, F-35 не должен полагаться на сверхзвуковую скорость, чтобы проникать в спорную зону, как это делают большинство старых самолетов.
      .https://www.defensenews.com/smr/hidden-troubles-f35/2020/05/22/the-inside-story-of-two-supersonic-flights-that-changed-how-america-operates-the-f-35/
      Вот когда появятся СУ-57B CУ-57C,, вот тогда и можно будет сравнивать, что у кого и где вздулось и треснуло.
  6. КВУ-НСвД
    КВУ-НСвД 26 мая 2020 09:52 Новый
    +1
    Это не только сказывается на стелс-покрытии, но и само по себе снижает параметры малозаметности самолёта. Самолёт просто теряет те показатели ЭПР (эффективная площадь рассеяния – прим. «Военного обозрения»), которые для него предусматривались.
    Интересная информация ..т.е. при длительном сверхзвуке Ф-35 становится более заметен ? Интересно , почему ? От нагрева планера и соответственно покрытия ? Из таких вещей специалисту наверное и некототорые выводы можно сделать
    1. rocket757
      rocket757 26 мая 2020 10:15 Новый
      0
      Цитата: КВУ-НСвД
      Интересно , почему ? От нагрева планера и соответственно покрытия

      Склеить "многослойный пирог" каковым является обшивка "пингвина" так шоб оно выдерживало экстремальное, условно, воздействие сложно ... устранят или нет, увидим.
    2. voyaka uh
      voyaka uh 26 мая 2020 10:33 Новый
      -3
      Вы прочитали статью внимательно?
      Нагреваются от выходной струи газов на форсаже
      задние кромки хвостового оперения. И на них пузырится
      стелс-покрытие.
      Нет нагрева планера.
      Есть нагрев задних кромок хвостового оперения на форсаже.
      1. КВУ-НСвД
        КВУ-НСвД 26 мая 2020 10:41 Новый
        +7
        Цитата: voyaka uh
        Вы прочитали статью внимательно?
        Нагреваются от выходной струи газов на форсаже
        задние кромки хвостового оперения. И на них пузырится
        стелс-покрытие.
        Нет нагрева планера.
        Есть нагрев задних кромок хвостового оперения на форсаже.

        Внимательно . Привожу ещё раз цитату , причём не автора заметки , а Б. Флинна
        и длительном полёте на максимальном сверхзвуковом режиме особенно интенсивно сжигается топливо. Это не только сказывается на стелс-покрытии, но и само по себе снижает параметры малозаметности самолёта. Самолёт просто теряет те показатели ЭПР (эффективная площадь рассеяния – прим. «Военного обозрения»), которые для него предусматривались.
        Говорится про ЭПР , про повышение ИК-заметности от интенсивной реактивной струи ни слова , хотя и это тоже конечно имеет место
      2. Участковый
        Участковый 26 мая 2020 10:58 Новый
        +3
        Цитата: rocket757
        Склеить "многослойный пирог" каковым является обшивка "пингвина" так шоб оно выдерживало экстремальное, условно, воздействие сложно ... устранят или нет, увидим.

        Вряд ли мы увидим Виктор ..Вот вам ответ тут же занющих все и про всех сержанта ЦХАЛ и т.д. ))
        Цитата: voyaka uh
        Вы прочитали статью внимательно?
        Нагреваются от выходной струи газов на форсаже
        задние кромки хвостового оперения. И на них пузырится
        стелс-покрытие.
        Нет нагрева планера.
        Есть нагрев задних кромок хвостового оперения на форсаже.

        Они там все такие в Израиле )))) На вике обученные )))
      3. Ка-52
        Ка-52 26 мая 2020 11:10 Новый
        +1
        Нет нагрева планера

        Ф-35 летит в безвоздушном пространстве? Закон физики в части трения они научились обходить стороной?)
        Есть нагрев задних кромок хвостового оперения на форсаже.

        между кромкой и остальной плоскостью есть температурный демпфер, не позволяющий температуре распространится за пределы кромки?
        1. gridasov
          gridasov 26 мая 2020 11:25 Новый
          +1
          Но в пределах локальной зоныи нагрева произойдёт нагревание до разрушения быстрее
      4. Piramidon
        Piramidon 26 мая 2020 12:50 Новый
        +2
        Цитата: voyaka uh
        Нагреваются от выходной струи газов на форсаже
        задние кромки хвостового оперения

        Можно, с большой натяжкой, допустить, что горизонтальное оперение как то попадает в струю (и то сомнительно), ну а вертикальное то вообще впереди среза "выхлопной трубы" находится. Или, по-вашему, струя закручивается и задевает вертикальное ХО? request
        1. voyaka uh
          voyaka uh 26 мая 2020 13:28 Новый
          -4
          Речь шла о внутренней и части задней кромки ГОРИЗОНТАЛЬНОГО
          хвостового оперения.
          Еще когда самолет конструировали, опасались, что газы на форсаже
          будут нагревать ее. Но сократить площадь горизонтального хвостового
          не стали, так-как это уменьшало маневренность самолета (а у Ф-35, вопреки
          расхожему мнению, маневренность хорошая).
          1. Piramidon
            Piramidon 26 мая 2020 16:27 Новый
            +2
            Цитата: voyaka uh
            Речь шла о внутренней и части задней кромки ГОРИЗОНТАЛЬНОГО
            хвостового оперения.

            Я прочитал то, что написано. Это цитата, не сам придумал.
            В ходе испытания стелс-покрытие F-35B показало «пузырение» в районе вертикального и горизонтального хвостового оперения.
            1. voyaka uh
              voyaka uh 26 мая 2020 19:17 Новый
              -2
              Я читал про эту проблему несколько лет назад. И речь шла о Ф-35А.
              Относительно вертикального у "В" recourse
              Может, при вертикальной посадке, когда сопло направлено вниз,
              вверх устремляется тепло, отраженное от палубы?
  7. Пленник
    Пленник 26 мая 2020 09:53 Новый
    +2
    "Я часами летал на грани максимально возможной скорости". (с) Два с половиной часа максимум. Это конечно время для авиации. Но больно уж драматично звучит. laughing Очередная попытка сгладить впечатление от очередного же дефекта? what
    1. А. Привалов
      А. Привалов 26 мая 2020 10:21 Новый
      +2
      Цитата: Пленник
      "Я часами летал на грани максимально возможной скорости". (с) Два с половиной часа максимум. Это конечно время для авиации. Но больно уж драматично звучит.

      В источнике эта фраза звучит немного иначе:
      Я проделал это много раз на предельной скорости, – рассказал летчик. – Попробуйте пролететь на 1300 километров в час, затем повторите, после этого заправьтесь от воздушного танкера, а затем все по новой, и так пять часов.
  8. Горный стрелок
    Горный стрелок 26 мая 2020 09:58 Новый
    +10
    Так кто выдвинул требования по "крейсерскому сверхзвуку"? Требуя от Су-57 двигателя 2-го поколения, иначе никак его нельзя считать самолётом 5 поколения? АФАР у него есть. Стелс у него есть, сверхманевренность у него тоже есть. Вооружение во внутренних отсеках. И все равно. Никак нельзя его считать его 5 поколением! А почему? Да просто потому, что он Русский! А у русских не может быть новых отличных самолётов... Просто по определению. tongue
    1. rocket757
      rocket757 26 мая 2020 10:17 Новый
      +1
      Евгений вы о чём? Полосатые законодатели мод по теме .... им на какие то объективные критерии пф - е! Как хотят, кого хотят, так и обзовут.
      1. Горный стрелок
        Горный стрелок 26 мая 2020 10:20 Новый
        +5
        Цитата: rocket757
        Евгений вы о чём? Полосатые законодатели мод по теме

        Полагали, что мы играем в шахматы...а они, оказывается, в покер. И блефуют на каждом ходу...
        1. А. Привалов
          А. Привалов 26 мая 2020 10:58 Новый
          -4
          Цитата: Горный стрелок
          Полагали, что мы играем в шахматы...а они, оказывается, в покер. И блефуют на каждом ходу...

          Ради справедливости, согласитесь, что всего с четырьмя фигурами на доске в шахматы играть нельзя, а вот с четырьмя картами в покере, ещё ого-го как можно. В том числе и блефовать. Что и делается уже много лет. Рассказы о том, какие там у нас у груди прижаты замечательные карты, которые мы, может быть, откроем в 2021, 2023, 2027 году уже изрядно поднадоели даже самым развесистым легковерам.
          Что же тогда говорить о пятистах шахматных фигурах, не говоря уже о пятистах картах, причём реально существующих? Так что, где тут больший блеф, я не знаю.
          hi
          1. Ка-52
            Ка-52 26 мая 2020 11:16 Новый
            +1
            Что же тогда говорить о пятистах шахматных фигурах, не говоря уже о пятистах картах, причём реально существующих?

            это нелинейный закон. Содержание 4-х карт может быть более весомым, чем прок от ваших 500 шахматных фигур из хлебного мякиша
            1. А. Привалов
              А. Привалов 26 мая 2020 11:28 Новый
              -2
              Цитата: Ка-52
              это нелинейный закон. Содержание 4-х карт может быть более весомым, чем прок от ваших 500 шахматных фигур из хлебного мякиша

              Согласен! Но ключевое слово здесь -- "может быть". Ведь может и не быть. Это и есть тот самый блеф.
              Как бы там ни было, с одной стороны мы имеем на сегодняшний день уже 500 (пятьсот!) якобы плохих но реально существующих самолётов, налетавших 250 тысяч часов и 1000 пилотов к ним, а с другой, 4 (четыре) штуки якобы хороших и всё... hi
              1. kot423
                kot423 26 мая 2020 11:36 Новый
                +1
                Как бы там ни было, с одной стороны мы имеем на сегодняшний день уже 500 (пятьсот!) якобы плохих но реально существующих самолётов, налетавших 250 тысяч часов и 1000 пилотов к ним

                Мне интересно, а в чем вы проблему видите то? Просто пример для вас: вы имеете 10 ЗАЗ 968 (которые страна производитель распиарила, что он круче Ferrari в 5 раз) и один Mercedes-Benz 500. На чем повседневно ездить будете?
                1. А. Привалов
                  А. Привалов 26 мая 2020 11:51 Новый
                  -2
                  Цитата: kot423
                  а в чем вы проблему видите то?

                  Никаких проблем ни с Ferrari, ни с Mercedes-Benz. Видимо, вам почудилось. hi
                  1. kot423
                    kot423 26 мая 2020 11:53 Новый
                    0
                    Мне не почудилось, просто вы элементарно "съехали" с неудобного вам вопроса...
                    1. А. Привалов
                      А. Привалов 26 мая 2020 12:27 Новый
                      0
                      Цитата: kot423
                      просто вы элементарно "съехали" с неудобного вам вопроса...

                      Видимо, я не постиг великую мудрость ваших рассуждений, которую вы попытались донести до меня. Простите старика. hi
                      1. kot423
                        kot423 26 мая 2020 12:39 Новый
                        0
                        которую вы попытались донести до меня.

                        Да я и не пытался, не вижу смысла. Тем более, что выше
                        "Slon1978 (Сергей) Сегодня, 11:51"
                        есть замечательный ответ на ваши причитания в стиле "всепропало". И мой пример тоже относился к этой категории.
              2. Ка-52
                Ка-52 26 мая 2020 11:43 Новый
                +2
                Как бы там ни было, с одной стороны мы имеем на сегодняшний день уже 500 (пятьсот!) якобы плохих

                Понятие "плохой" не подходит к изделию, над которым трудился целый сонм высококлассных специалистов. Правильнее говорить о "имеющем определенные недостатки". Причем некоторые недостатки в целом укладываются в параметры, описанные в техзадании.
                4 (четыре) штуки якобы хороших и всё...

                эти "якобы" находятся на определенном временном отрезке технологического цикла, который прошел в свою очередь и F-35. Причем временные затраты на его создание (с учетом технологического задела F-22) ничуть не меньше, если не больше, чем у Су-57. Так что бравировать тут вам нечем от слова совсем.
                1. А. Привалов
                  А. Привалов 26 мая 2020 12:12 Новый
                  -2
                  Никакой бравады! Просто я привык верить своим глазам и ушам. Они меня ещё не шибко подводят. Мои глаза видят 520 штук F-35 в армиях восьми стран мира и 4 штуки Су-57 пролетавшие на параде 9 мая. Точка.
                  О недостатках и преимуществах, временных затратах и пр. можно рассуждать много, можно так же сравнивать эти позиции, но лишь если мы говорим о предметах, которые реально существуют. Покамест, ни обсуждать ни сравнивать просто нечего.
                  Цитирую самого себя:
                  Как только на youtube покажут сборочную линию на авиазаводе из ворот которого аккуратно одетые техники выкатывают новенькие истребители а Су-57 пойдёт десятками в войска, появятся в сети видеоролики на которых счастливые лётчики получают новые боевые машины, как они тренируются на земле и в воздухе, как истребители пятого поколения наносят удары по различным мишеням на полигонах или выполняют иные миссии, с этого момента его станут за рубежом только хвалить. Мы услышим исключительно положительные отзывы. Все критиканы засохнут, а вчерашние хулители и насмешники или умрут от зависти, или сделав восьмёрку в воздухе, привселюдно извинятся за своё неверие и вольются в стройные ряды фанатов Су-57.
                  hi
                  1. Ка-52
                    Ка-52 26 мая 2020 12:28 Новый
                    +1
                    Никакой бравады! Просто я привык верить своим глазам и ушам.

                    ну так вы тогда обсуждаете разные вещи. Если вы рассуждаете о преимуществе архитектуры например готической над барокко, это одно. А если вы рассуждаете о способности бригады каменщиков положить 5000 кирпичей за смену - это другое. А у вас смешалось все в кучу: и люди и кони.... Характеристики машины это одно. Они видны сразу. А производственная программа к сравнению характеристик не имеет отношения. Производственная программа (где вы описываете линии, штуки и пр. бла-бла-бла) это уже суть реализация. У каждого государства реализация зависит о множества причин - начиная с возможностей финансирования и заканчивая потребностями в этом конкретном виде вооружения (исходя из доктрины).
                    Еще раз повторяю, время создания F-35 (с учетом передачи технологии по программе AFT) превышает время, затраченное в настоящий момент на создание Су-57. Просто американцы раньше начали создавать подобный концепт (пока наши спорили о размере демократии, которая им нужна), первые и закончили.
                    1. А. Привалов
                      А. Привалов 26 мая 2020 12:31 Новый
                      +1
                      Цитата: Ка-52
                      время создания F-35 (с учетом передачи технологии по программе AFT) превышает время, затраченное в настоящий момент на создание Су-57.

                      И тут, я с вами согласен. Подождём ещё пару-тройку лет. Спешить некуда. hi
                      1. zwlad
                        zwlad 26 мая 2020 13:56 Новый
                        +1
                        Сомневаюсь что через пару тройку лет у нас будут СУ-57 в сопоставимых количествах. Лет через 10 около сотни может быть, но не раньше. Дорого это однако, и нужно в обозримом будущем только если для рекламы продаж. Типа. Видите какие у нас они хорошие и состоят на вооружении. Мы вам можем их продать.
                        И если уже быть объективными, не нужны нам пока эти самолеты в войсках. Как и танки Армата. Нет у них задач. Просто вопрос престижа страны.
                        А вот создавать лучшее в мире ПВО и ПРО надо. Также как и электронику для них.
                        И совершенствовать СЯС тоже надо.
                        Да много чего еще надо...
                  2. синоби
                    синоби 26 мая 2020 17:09 Новый
                    -1
                    Ага.Размечтался.Покажут.Лет через 20-25.Может быть,а может быть и нет.Много фото есть по сборке МиГ-25,Су-27 или может быть Ту-95?Даже янки привыкшие пиарить каждый новый чих этого не делают.По Ф-22 вообще нет внятной инфы,про Ф-35 только как создавался опытный экземпляр,где и близко нет конвеера.Всё штучно и чуть ли не в ручную.Лобзиком и надфилями.Реклама не в счёт.
                    1. А. Привалов
                      А. Привалов 26 мая 2020 17:28 Новый
                      -1
                      Цитата: синоби
                      ,про Ф-35 только как создавался опытный экземпляр,где и близко нет конвеера.Всё штучно и чуть ли не в ручную.Лобзиком и надфилями.

                      Ну, любуйтесь на здоровье, раз уж раньше не довелось. Такое уж это производство -- что-то на конвейере, что-то штучно и чуть ли не в ручную, а где-то, возможно, и лобзиком и надфилями.
                      1. синоби
                        синоби 26 мая 2020 17:32 Новый
                        -1
                        Это реклама а не реальный процесс сборки.
                      2. А. Привалов
                        А. Привалов 26 мая 2020 17:35 Новый
                        -1
                        Цитата: синоби
                        Это реклама а не реальный процесс сборки.

                        Конечно, конечно! Lockheed Martin ради такого дела, целый павильон бутафории натаскал, статистов нанял...
                        Ну, чем богаты, как грится.
                        Ждём не дождёмся уже хотя бы такой от КнААЗа посмотреть. hi
                      3. синоби
                        синоби 26 мая 2020 17:46 Новый
                        0
                        Врят-ли.Подобного рода роликов полно и в про наши изделия.Типа посмотрити какие мы супермогучие,бойтесь нас.Всё реальное под грифом секретно,растрел на месте при поимке.Везде так.И всегда так было.Иначе профессия промышленный шпион исчезла за ненадобностью.
                      4. А. Привалов
                        А. Привалов 26 мая 2020 18:26 Новый
                        -2
                        Цитата: синоби
                        Подобного рода роликов полно и в про наши изделия.

                        Было бы что показывать, обязательно бы показали.
                        Про сборку, на пальцах можно пересчитать. Вот, ролик более чем годичной давности. Так и летает, так и летает...
                        ... журналист по пустому цеху.
                        Грустное зрелище...
                      5. А. Привалов
                        А. Привалов 26 мая 2020 18:52 Новый
                        -2
                        Вслушался что говорит зам Главного... " По действующему контракту 2 самолёта. Один в 19 году и один в 20-м..." recourse
  • rocket757
    rocket757 26 мая 2020 10:58 Новый
    0
    Мастерство везде приветствуется и ценится .... но только не мастерство шулера, к тому ж с очень серьёзной силовой поддержкой.
    Тут, либо сразу порты отдавать и не пыркаться, либо быть готовым по всем направлениям!
    Сложно, потому как тот шулер давно этим занимается, поднаторел и помочниками богато разжился..
    По любому, ту игру придётся ломать, тем или иным способом, иначе никак.
  • Vol4ara
    Vol4ara 26 мая 2020 11:24 Новый
    -4
    Цитата: Горный стрелок
    Так кто выдвинул требования по "крейсерскому сверхзвуку"? Требуя от Су-57 двигателя 2-го поколения, иначе никак его нельзя считать самолётом 5 поколения? АФАР у него есть. Стелс у него есть, сверхманевренность у него тоже есть. Вооружение во внутренних отсеках. И все равно. Никак нельзя его считать его 5 поколением! А почему? Да просто потому, что он Русский! А у русских не может быть новых отличных самолётов... Просто по определению. tongue

    А как быть с лопатками турбин, видимыми через воздухозаборники. И с металлическими заклёпками на корпусе
    1. Горный стрелок
      Горный стрелок 26 мая 2020 12:12 Новый
      +1
      Цитата: Vol4ara

      А как быть с лопатками турбин, видимыми через воздухозаборники. И с металлическими заклёпками на корпусе

      Лопатки не турбины, а компрессора. Они не со всех ракурсов видны. И что то там мелькало насчёт углепластиковых лопаток. Пермяки отрабатывают технологию. Испытания долгие. Как и все новое.
      А заклёпки...заклёпки должны закрываться, конечно. Да только машины опытные пока. Чего зря прыгать через голову? Собрали макет с идеальными параметрами, сократили его ЭПР до минимума. Где надо - подмазали, где надо - подогнули. И оставили до времени. Как обычно и делается.
  • Мамука Петрович
    Мамука Петрович 26 мая 2020 09:58 Новый
    +2
    Это «пузырение» имеет механико-термическую природу, которая связана с относительно длительным выполнением полёта на сверхзвуковых скоростях

    Грунтовать лучше надо wassat
    1. gridasov
      gridasov 26 мая 2020 10:16 Новый
      +1
      Ошибаетесь ! Нагреву и в дальнейшем разрушению подвергаются внутренние материалы которые ионизируются совершенно по иным принципам. Это процесс электромагнитной индукции ,но при ионизации поверхности внешними потоками упругой среды -воздухом. А учёные до сих пор не знают как это происходит . При этом в штыки воспринимают новые методы анализа таких процессов
  • Phoenix
    Phoenix 26 мая 2020 10:00 Новый
    0
    Вся эта история с Ф-35 один в один басня "лиса и виноград" :) Стыдно им признаться что ерунду построили, настолько стыдно что лучше потерять в обороноспособности чем признать ошибки при конструировании.
    1. 5-9
      5-9 26 мая 2020 13:03 Новый
      -1
      Один Локхидовец, когда его достали вопросами "а чой то у вас Пингвин и ", брякнул - Пентагон хотел 3в1-м, 1 двигатель и стелс - он всё это получил!
      Боинговский Пингвин был ещё пингвинистей.
      Стратегически просчитались, представляя что его воздушными противниками будут одиночные Миг-29 9-12 с неисправными радарами, а он с АВАКСом и в белом фраке....
      1. синоби
        синоби 26 мая 2020 17:29 Новый
        +1
        Та ниии!Какой там просчёт!Вернее просто на момент НИОКР пентагон носился (как кошка с салом) с мгновенным глобальным обезоруживающим первым ударом.Предпологалось что после него у нас мало чего останется от вооружонных сил и государства вообще.Аналитики ихние лажанули.
        1. 5-9
          5-9 27 мая 2020 08:41 Новый
          0
          В любом случае, воздушные бои для Пингвина предполагались лишь эпизодические, с малочисленным и устаревшим противником в условиях своего полного информационного превосходства....
          Это уже сейчас, когда стало ясно, что может случиться и иначе, фан-бои и прочие под\сссники сами (сами!!!) начали выдумывать какой Пингвин могучий воздушный боец....
    2. zwlad
      zwlad 26 мая 2020 13:39 Новый
      +1
      Это не стыд. Это боязнь потерять элементарную прибыль на проекте. А при быль там скорее всего огого
  • Макс1995
    Макс1995 26 мая 2020 10:14 Новый
    -3
    Да, Очередная басня "лиса и виноград" в исполнении Уря-сми. Хорошо хоть ВО объяснил как дело было....

    Интересно, а как Стелс-покрытие выносит форсаж у Ф22, СУ 57 и у китайцев?
    Нагрев у ТУ и МИГ, писали, огого какой.....
    1. Светлан
      Светлан 26 мая 2020 10:34 Новый
      +3
      Интересно, а как Стелс-покрытие выносит форсаж у Ф22, СУ 57 и у китайцев?

      Скорее всего с этим у всех проблемы. Высокая температура и ионизация разрушат любое покрытие, любой композит. Это вопрос времени.
      Но не во всех такие болтливые летчики как у американцев.
      1. gridasov
        gridasov 26 мая 2020 11:22 Новый
        +1
        Вы правильно отметили ,что ионизации подвержен абсолютно любой материальный объект. Поэтому необходимо применять не новые материалы ,а методики управления этими эл.магнитными процессами. Только тогда можно будет говорить и о гиперскорости и дальних полётах в космосе и вообще развитии.
    2. синоби
      синоби 28 мая 2020 00:41 Новый
      0
      Нормально выносят.У нас радиопоглащающие краски на шарико-пузырьковой основе.В термостойкую основу добавляются полые очень маленькие стеклянные шарики между которыми происходит амплитудное самогашение отражённого от корпуса сигнала и частичное рассеивание.Ага,те самые "нанотехнологии".
      1. Макс1995
        Макс1995 30 мая 2020 10:40 Новый
        0
        Так это старая западная идея. Как только в 90е появились строительные краски оттуда - там шарики уже были.
        Писали, за 440 градусов нагрев у ТУ, за 500 у мига... и ни слова, как с нашим покрытием.(правда, напмсали, что для кабины "забыли" и сделали уже после отказа Индии)
  • bar
    bar 26 мая 2020 10:21 Новый
    -1
    у истребителей повреждено стелс-покрытие на хвостовом оперении

    Что, и на хвостовом тоже? И это типо "военный самолёт"?
  • bar
    bar 26 мая 2020 10:23 Новый
    +2
    практическое использование длительных режимов экстремального полёта в реальной боевой ситуации не имеет особого смысла.

    Ясное дело. Летать на форсаже никакого керосина не хватит.
  • Avior
    Avior 26 мая 2020 11:27 Новый
    +4
    сколько можно пережевывать одно и то же.
    Дефект с кромкой проявился один- единственный раз девять лет назад на специальных испытаниях на экстремальные условия.
    Второй раз его повторить не удалось.
    В процессе реальной эксплуатации самолетов ничего такого нет и не было никогда.
    Причины, почему это случилось именно тогда, и никогда более, так фактически и не установили.
    Меры для перестраховки приняли- сделали более термостойкое покрытие и формально вписали ограничения, которые реально выполнить нельзя.
    Флот и КМП все это устраивает, претензий по этому поводу никаких, меры они тоже одобрили.
    Зачем нужно это многократно пережевывать, если и так уже давно понятно, что никакого реального ограничения в применение самолетов это не вносит, никто часами на таких скоростях и высотах не летает и не собирается?
    1. Carnifexx
      Carnifexx 26 мая 2020 11:40 Новый
      0
      Согласен, но не представляю чтобы это когда нибудь закончилось.
    2. zwlad
      zwlad 26 мая 2020 13:43 Новый
      0
      а накинуть на вентилятор?
  • Carnifexx
    Carnifexx 26 мая 2020 11:43 Новый
    -2
    Что я имею сказать по этому поводу:
  • Васян1971
    Васян1971 26 мая 2020 11:45 Новый
    -2
    проблема «пузырения» стелс-покрытия на сверхзвуковых скоростях закрыта. По некоторым данным, связано это с тем, что в новом предписании говорилось о необходимости ограничения времени полёта на максимальных сверхзвуковых скоростях.

    - У меня подошва на ботинке
    отваливается.
    - Ходи босиком. Проблема закрыта! good
  • Кушка
    Кушка 26 мая 2020 13:25 Новый
    +3
    Один експерт, когда узнал, что у моей 7-ки
    9 лет назад отпал правый брызговик, когда я
    наспор с кумом 3 часа пек 140, заявил, что
    7-ка для него после этого вообще не автомобиль,
    а телега.
  • Джек О’Нилл
    Джек О’Нилл 26 мая 2020 13:38 Новый
    -1
    Старая проблема, которую давно решили, а ее на ВО постят.
    Сегодня и проблемы, и ограничения как таковых нет.
    Проблемы на то и существуют, чтобы их исправлять.
  • veritas
    veritas 26 мая 2020 14:11 Новый
    +4
    Проблема плевая. Но смысл , все равно их видно на наших радарах.
  • Mavrikiy
    Mavrikiy 26 мая 2020 14:48 Новый
    0
    о необходимости ограничения времени полёта на максимальных сверхзвуковых скоростях. В американской прессе отмечалось, что, например, для ракетных пусков на скоростях более 1,3 Маха, предписывается время использования такого режима не более 50 секунд.
    Класс. американцы своей гиперзвуковой ракете тоже предпишут, лететь со скоростью не выше 0,9 М, куда спешить? feel
  • tolmachiev51
    tolmachiev51 27 мая 2020 04:41 Новый
    -1
    Сколько денег в него убухали ,он должен летать с золотым покрытием !!!
  • Dzafdet
    Dzafdet 28 мая 2020 07:49 Новый
    0
    Цитата: Runoway
    Так то юношеский спермотоксикоз.

    По факту хороший/плохой 4+ или 5ое поколение у потенциального противника новый самолёт на вооружении и ещё заказчиков пол мира.
    Что с СУ-57?! 12 прототипов и обещалки с 2010года+индусы соскачившие с проекта.
    Это как назовете врожденная импотенция?????


    Они Ф-111 тоже много наделали и продали. и что ? Летали и падали. И часто....
  • Dzafdet
    Dzafdet 28 мая 2020 07:52 Новый
    0
    Цитата: Avior
    сколько можно пережевывать одно и то же.
    Дефект с кромкой проявился один- единственный раз девять лет назад на специальных испытаниях на экстремальные условия.
    Второй раз его повторить не удалось.
    В процессе реальной эксплуатации самолетов ничего такого нет и не было никогда.
    Причины, почему это случилось именно тогда, и никогда более, так фактически и не установили.
    Меры для перестраховки приняли- сделали более термостойкое покрытие и формально вписали ограничения, которые реально выполнить нельзя.
    Флот и КМП все это устраивает, претензий по этому поводу никаких, меры они тоже одобрили.
    Зачем нужно это многократно пережевывать, если и так уже давно понятно, что никакого реального ограничения в применение самолетов это не вносит, никто часами на таких скоростях и высотах не летает и не собирается?



    Враньё. Совсем недавно они установили, что при полёте в дождь или в град, покрытие слазит везде. Ржавеют элементы силового каркаса. Так что не всё там так радужно. и покрытие надо регулярно восстанавливать... tongue wassat laughing