Военное обозрение

На вооружении ВВС США мог оказаться F-23: о конкуренции за право создавать истребитель 5 поколения

19

В 2020 году США собираются отметить 30-ю годовщину первого полёта прототипа будущего (на тот момент) самолёта пятого поколения. Речь идёт о прототипе YF-22, который в итоге воплотился в многоцелевой стелс-истребитель F-22. Первый полёт прототипа этой боевой машины состоялся в декабре 1990 года.


Примечательно, что сегодня на вооружении ВВС США мог бы стоять не F-22, а F-23. Не случилось...

Дело в том, что одновременно в Штатах шли изыскания в рамках двух проектов. YF-22 – «кооперативный» проект «Локхид», «Боинг» и General Dynamics. YF-23 – тоже кооперация, но уже Northrop/McDonnell Douglas. Первый получил наименование, которое хорошо известно по сей день – Raptor («Хищник» или «Хищная птица»), второй единого названия не имел. При реализации программы YF-23 были выпущены два опытных экземпляра, первый из которых назвали «Чёрной вдовой-2», а второй – «Серым призраком». Эти экземпляры отличались в первую очередь двигателями. «Вдова» оснащалась силовой установкой Pratt&Whitney YF119, а «Призрак» - General Electric YF120.

При создании «Вдовы» и «Призрака» в Northrop делали ставку на совмещение технологий, которые использовались в истребителе F/A-18 Hornet и «стратеге» B-2 Spirit.

Несмотря на то, что разработки в рамках двух программ велись независимо, прототипы получились весьма схожими вплоть до базовой геометрии хвостового оперения.



Это дало повод говорить о том, что представители конкурирующих, как сейчас принято говорить «коллабораций», не только основывались на одних и тех же базовых принципах, но и по мере возможности, отлеживали любые утечки из стана «соперника».

Как утверждают американские лётчики-испытатели, пальма первенства была отдана проекту YF-22 по причине обозначившегося явного превосходства в маневренности. Своё слово сказали и те представители командования, которые хотели видеть самолёт 5-го поколения и на палубе авианосца. В итоге даже скоростные преимущества и меньшая заметность YF-23 не дали ему шансов. Кстати, во время испытаний экземпляр «Серый призрак» развил скорость в 1,6 Маха.

В апреле 1991 года разработчики YF-23 услышали окончательный вердикт – истребителя F-23 не будет, а будет F-22. Именно «локхидовскую» программу и было решено продолжать финансировать.

Говорят, что именно тогда (в начале 1990-х) в среде американских разработчиков родилась байка о том, что «паранойя победила шизофрению». О чём речь? Дело в том, что в одной из команд разработчиков был человек, который по первой специальности был психиатром (психологом). Когда стало известно, что победивший самолёт получит традиционную для ВВС США маркировку «F» (истребитель), он «принимал ставки» на F-22 или F-23. В психиатрии существует номенклатура обозначения заболеваний, в которой F22 относится к паранойе (например, F22.01), а F23 – к психотическим расстройствам (например, F23.1 - острое полиморфное психотическое расстройство с симптомами шизофрении). Сравнение, как говорится, конечно, интересное... Если руководствоваться такой терминологией, то «паранойя» в виде истребителя пятого поколения F-22 вот уже 15-й год стоит на вооружении ВВС США. При этом производство F-22 было завершено в 2011 году. Основной причиной называют активную реализацию программы F-35. При этом программа F-35 реализуется уже в гораздо больших масштабах, включая охват по числу стран-участниц.
Автор:
Использованы фотографии:
Википедия/Национальный музей ВВС США
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Кузнец 55
    Кузнец 55 26 мая 2020 16:15 Новый
    +3
    Не в тему , но хорошая новость.
    Парад Победы пройдет 24 июня .
    Поздравляю всех кто с нетерпением ждал его .
  2. vvvjak
    vvvjak 26 мая 2020 16:35 Новый
    +7
    В итоге паранойю и шизофрению победила депрессия ((аффективные) расстройства настроения (F30 - F39)).
  3. Undecim
    Undecim 26 мая 2020 16:59 Новый
    +13

    "Black Widow II" и "Gray Ghost" над пустыней Мохаве.
  4. Pete Mitchell
    Pete Mitchell 26 мая 2020 17:19 Новый
    +8
    Вообще то F-23 был более продвинутым самолетом с набором новшеств, что в итоге и напугало руководство USAF и они выбрали более консервативный -22.
    1. mmg
      mmg 26 мая 2020 17:23 Новый
      -16
      Вот и мы мечемся между Т-50, ПАК ФА, Су-57 и наконец "Преступником" Felon по классификации НАТО...
    2. роман66
      роман66 26 мая 2020 17:52 Новый
      +1
      Бродяга, привет! hi ну. может и правы они были -- столько лет летает, и никому не продают - о чем-то это да говорит
      1. Pete Mitchell
        Pete Mitchell 26 мая 2020 18:28 Новый
        +4
        Роман hi победитель стал значимым самолетом для usaf и они не захотели делиться секретами, хотя япошки вроде пристраивались, но из отвадили. В придачу в итоге всех изменений программы F-22 оказался неподъемным по деньгам; по разным источникам я встречал от 250 до 420 за штуку, что кусаче. Наколовшись на raptorе в ТехЗадании на JSF была оговорена fly away unit cost - конечная цена, за что они сейчас самоотверженно бьются для себя любимых, союзники не особо чувствуют
        1. роман66
          роман66 26 мая 2020 18:32 Новый
          +2
          ну кто-то из Израиля..сильно жалел . что им не продают
          1. Pete Mitchell
            Pete Mitchell 26 мая 2020 18:35 Новый
            +3
            Честно сказать не думаю что F-22, особенно в начальных конфигурациях, соответствовал бы интересам Хель hа’Авир.
            1. роман66
              роман66 26 мая 2020 18:36 Новый
              +1
              на халяву.. как все им - и возможности неплохие
              1. Pete Mitchell
                Pete Mitchell 26 мая 2020 18:37 Новый
                +5
                В случае с F-22 халява не прокатила, даже сами штатники не потянули
                1. роман66
                  роман66 26 мая 2020 18:37 Новый
                  0
                  у этих-то?? прокатила бы..
                  1. Pete Mitchell
                    Pete Mitchell 26 мая 2020 18:43 Новый
                    +3
                    Не Ром, не в этот раз. Тем более самолёт оказался избыточен для периода после развала Союза, и по стоимости, и по стоимости эксплуатации. Ну и надо было дорогу супер пупер единому для всех и вся JSFу расчищать
                    1. роман66
                      роман66 26 мая 2020 18:44 Новый
                      0
                      ну, для евреев с их нескончаемой войной, нет избыточного самолета
                      1. Pete Mitchell
                        Pete Mitchell 26 мая 2020 18:48 Новый
                        +3
                        Думаю даже они не были готовы измерять глубину колодца при помощи осциллографа и секундомера - у них самые мощные ВВС на БВ и без 22го
  5. Pavel57
    Pavel57 26 мая 2020 17:25 Новый
    +2
    Слышал другую версию, по которой Ф-23 был лучше, но формально не уложился в ограничения по размерам.
    1. BoratSagdiev
      BoratSagdiev 26 мая 2020 17:37 Новый
      0
      Скорее всего совокупность факторов.
      Начиная с новизны и "некомплектными двигателями" и заканчивая "не вам же одним все делать".
      1. Pavel57
        Pavel57 26 мая 2020 17:52 Новый
        +3
        Лобби Локхода оказалось сильнее.
  6. smaug78
    smaug78 26 мая 2020 18:43 Новый
    -1
    Основной причиной называют активную реализацию программы F-35.
    основной причиной называли и называют цену F-22. Автор не пори чушь, ей больно...