Касты в армии современной Индии. Забытая проблема или скрытая?
Всем нам известно, что индийское общество имеет уникальную особенность: с древнейших времен оно жестко разделено на не имеющие аналогов у других народов социальные группы, называемые кастами. Влияет ли это разделение на прохождение воинской службы в современных вооруженных силах страны, прежде всего на перспективы офицерской карьеры? Информация по данному поводу противоречива.
Не будем перечислять в стотысячный раз сложнейшую иерархию, состоящую из четырех основных классов (варн), дополняемых презренным сословием неприкасаемых. Все эти группы делятся, в свою очередь, на множество «подклассов» и «подкаст», в которых можно затеряться. Напомним лишь о том, что одна из двух стоящих выше всех прочих каст, кшатрии, во все времена как раз была воинской. В Средневековье, когда война была делом профессиональным, подобное ограничение, возможно, и работало. Однако создать современные вооруженные силы из одних только «избранных» потомственных вояк – дело совершенно нереальное. Особенно с учетом того, что на нынешний момент армия Индии насчитывает в своих рядах примерно полтора миллиона человек.
Набор на воинскую службу в стране осуществляется исключительно на добровольной основе, туда принимаются юноши (и даже девушки) в возрасте от 18 до 25 лет. При этом официально соблюдается пропорция в вербовке — примерно 10% от количества потенциальных призывников-мужчин в каждом регионе. В реальности это не совсем так. Все дело в том, что еще со времен британского владычества (конкретно с конца ХІХ века) в индийской армии существует так называемый «классный» принцип комплектования. И именно «существует», а не «существовал»! Введенный колонизаторами для намеренного разделения по разным частям представителей различных этнических и религиозных групп, этот принцип прекрасно пережил времена обретения Индией независимости, и, судя по имеющимся данным, применяется военным руководством страны и сегодня.
Нет, на официальном уровне все подобные вещи отрицаются самым решительным образом. В свое время и глава кадровой службы вооруженных сил Индии, и многочисленные высокопоставленные штабные чины не раз заявляли, что армия представляет из себя организацию «светскую и аполитичную», совершенно не подверженную никаким расовым, религиозным, а уж тем более кастовым предрассудкам. Утверждали, что прием на службу представителей всех регионов, социальных слоев и вероисповедания «осуществляется исключительно на общих основаниях», равно как и их дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.
Много раз на самых высоких уровнях говорилось и говорится руководством страны по поводу кастового деления как такового. Оно, по сути дела, было упразднено на уровне конституции еще в 1950 году. Конституция признала касты равноправными – все, вплоть до неприкасаемых. Дискриминация человека по такому признаку (в том числе и в сфере трудовых или служебных отношений) является делом уголовно наказуемым. На практике некоторые изменения, безусловно, присутствуют: в 1997 году президентом страны стал представитель далитов, то есть все тех же неприкасаемых. Занимали они и другие важные государственные посты. Также, по официальным данным, среди выходцев из этой, наиболее презренной и угнетаемой в прошлом касты, насчитывается не менее 30 миллионеров. И все-таки…
«Социальные лифты» в Индии работают для представителей низших сословий разве что в многомиллионных мегаполисах, стирающих практически все различия. В глубинке, в сельской местности кастовая система живет и поныне, причем те, кто оказался в ее низах, имеют гораздо меньше жизненных возможностей и перспектив. Простейший пример – уровень грамотности среди тех же далитов едва дотягивает до 30%, при том, что в общегосударственном масштабе он составляет 75%. О какой армейской (тем более офицерской) карьере при этом может идти речь? Ведь при приеме на службу в Индии наличие сертификата хотя бы о среднем образовании является строго обязательным условием.
Индийская армия, вопреки всем громким официальным заявлениям, делаемым в духе толерантности и политкорректности, остается закрытой консервативной структурой, живущей по своим вековым и достаточно архаичным традициям. Напомним, что для решения вопроса о назначении на высшие командные должности в ней женщин потребовалось решение Верховного суда, принятое буквально в нынешнем году. Официальная статистика о расовом, религиозном и уж тем более кастовом составе вооруженных сил Индии и их офицерского корпуса отсутствует как таковая. Как объясняют в военном ведомстве, дабы не было «разжигания розни». По неофициальным же данным, как минимум 70% армии комплектуется все по тем же принципам, существующим столетия. Президента из неприкасаемых Индия уже видела. А вот генерала или полковника из них увидит вряд ли!
Информация