Военное обозрение

Как переводится слово «гальюн» и куда бежать юнге: из истории флотских терминов

96



Даже тем, кто далёк от морской профессии, известен термин «гальюн». При этом далеко не каждый человек, знающий смысл этого слова, обладает информацией о том, откуда оно пошло и что обозначало изначально. Сегодня «Военное обозрение» подготовило об этом небольшой материал.

Итак, общепринятое значение понятия «гальюн» сегодня – корабельный (судовой) туалет. В российских словарях и энциклопедиях оно стало мелькать фактически с того самого момента, как сами они стали издаваться в нашей стране. Так, в 4-томнике энциклопедии Брокгауза и Ефрона от 1905-1907 годов встречается описание гальюна. Слово это пришло на флот, как, кстати, и многие другие флотские термины, из Голландии. Представляет оно собой нидерландское «galjoen», которое в буквальном переводе означает «нос корабля».

В этом контексте значение слова не стоит путать с другой трактовкой, которой соответствует рыба Dichistius capensis или чёрный лещ – национальный символ ЮАР. Его название тоже звучит как galjoen, но только в данном контексте его следует читать как галеон. Кстати, и само «корабельное» понятие «galjoen» зачастую соотносится именно с галеоном – испанским парусником 16-17 веков.

Что же о «гальюне» говорят нидерландские словари?


В частности, отмечается, что речь идёт об особой площадке на носу корабля, где располагались туалеты для экипажа. Добавляется, что гальюнами называли туалеты на Фризских (Ваттовых) островах вплоть до XIX столетия. Фризские острова – группа островов в Северном море, которую отделяют от него так называемые ватты – мелководные морские зоны у побережья Нидерландов, Дании и Германии.

На парусных судах отхожие места располагались по бортам корабля в носовой части – там, где размещался княвдигет. Что ещё за «зверь»? Княвдигет – верхняя часть водореза, «венчать» которую могла резная фигура. На носу шведского корабля XVII века «Васа» («Ваза») эта часть украшена резными фигурами по внешней стороне бортов (первое фото).

Любой корабельный юнга прекрасно знал, что местом расположения отхожих мест является именно носовая часть корабля. Именно туда и надо бежать в случае позывов организма...

Штормовыми гальюнами могли быть несколько сидений, которые являли собой, по сути, деревянные ящики. Через эти «ящики» содержимое попадало в деревянный бак и в конечном итоге отправлялось в открытое море.

При этом существовала система штрафов и иных наказаний для капитанов и владельцев кораблей, которые содержимое гальюнного бака по тем или иным причинам сливали вблизи портов, нарушая «санитарную зону». Но дело в том, что гальюнный бак был не на каждом судне. Имелись и случаи прямого забортного "вывода" гальюна.

Чтобы при походе на гальюн матрос не оказался смыт за борт, существовали различные приспособления, включая особую сетку. Другой вариант – деревянные ручки на бортах, за которые можно было держаться. Что называется, на таком гальюне не засидишься, если речь не идёт о штиле.

Таким образом, само слово «гальюн» первоначально никакого отношения к «уборной» в нынешнем понимании этого слова не имело. Обозначало оно площадку в носовой части корабля: как военного, так и торгового.


Гальюн на подводной лодке


На более древних судах, включая галеры, с туалетом было, как принято говорить с некоторых пор, не всё так однозначно. К примеру, рабы, которые были усажены за вёсла для гребли, могли отправлять естественные надобности непосредственно на месте в случае, если "смена" невозможна. В конечном итоге всё промывалось забортной водой. Однако, по понятным, причинам полностью удалить продукты жизнедеятельности не всегда представлялось возможным в короткий срок, что приводило к возникновению дополнительных рисков по вспышкам инфекций.
Использованы фотографии:
Flickr/Jorge Láscar, https://www.publicdomainpictures.net/Вера Кратохвил
96 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Вождь краснокожих
    Вождь краснокожих 27 мая 2020 16:49 Новый
    +26
    Интересно, но малова то как то... request
    1. cniza
      cniza 27 мая 2020 16:56 Новый
      +17
      Ощущается незаконченность текста , резко обрывается нить...
      1. Кроу
        Кроу 27 мая 2020 17:01 Новый
        +19
        Присоединяюсь!Очень интересно и очень мало!Требую продолжения тематики морских терминов!
      2. Вежливый Лось
        Вежливый Лось 27 мая 2020 18:24 Новый
        +11
        Цитата: cniza
        Ощущается незаконченность текста , резко обрывается нить...

        Польский институт незаконченных исследований выяснил, что в 8 случаях из десяти!
        1. cniza
          cniza 27 мая 2020 20:41 Новый
          +6
          Хороший аналог... lol
      3. Маркони41
        Маркони41 27 мая 2020 19:38 Новый
        +3
        Цитата: cniza
        Ощущается незаконченность текста , резко обрывается нить...

        Действительно. Но я слышал и более раннюю версию. На триремах существовал и таран на носу корабля. Он назывался "гельё" (отсюда и гельетина). Именно туда, на специальные брусы моряки и спускались для оправления естественных надобностей. Всё остальное по тексту.
        На правдивость не претендую. hi
        1. cniza
          cniza 27 мая 2020 20:42 Новый
          +3
          Тоже читал , но тему подняли , а осилить никак...
        2. bk0010
          bk0010 27 мая 2020 22:21 Новый
          +4
          Цитата: Маркони41
          (отсюда и гельетина)
          Гильотина названа в честь доктора Гильотена, видного гуманиста конца 18 века, который усиленно продвигал ее применение.
          1. Маркони41
            Маркони41 28 мая 2020 00:23 Новый
            0
            Цитата: bk0010
            Гильотина названа в честь доктора Гильотена, видного гуманиста конца 18 века, который усиленно продвигал ее

            Возможно моя версия и байка, о чем я сразу и предупредил.
          2. слава1974
            слава1974 28 мая 2020 09:12 Новый
            0
            Гильотина названа в честь доктора Гильотена

            А фамилия доктора могла произойти от "гелье". Таким образом круг замкнется.
        3. val43
          val43 29 мая 2020 10:53 Новый
          -2
          Вон оно как... А я то считал, гИльОтина названа по имени доктора Жозефа Гильотена, хотя на самом деле он и не был её изобретателем.
    2. Андрей НМ
      Андрей НМ 27 мая 2020 17:55 Новый
      +11
      Продувание на лодке гальюна - это нужно умение, особенно если с манометрами проблема. Оставят в баллоне немного избыточного давления... И вот ты, молодой и зеленый, сделал дело, нажал на педальку... И выходишь весь в белом laughing
      1. cniza
        cniza 27 мая 2020 20:44 Новый
        +2
        Многие через это проходили... lol
      2. Serg65
        Serg65 28 мая 2020 09:49 Новый
        +3
        Цитата: Андрей НМ
        Продувание на лодке гальюна - это нужно умение

        smile Умение нужно везде! На РК 205-го проекта вообще гальюна не было и надо было извернуться справить нужду держась за леер...и все это на ходу! Или к примеру гальюн в плавдоке, цирк по сравнению с ним пустое времяпровождение! Но самый извращенный гальюн наблюдал на плавкране 771 проекта... laughing вот где засада!!!
      3. val43
        val43 29 мая 2020 10:54 Новый
        -2
        Было у нас на К-447 в 10-м...
  2. Doccor18
    Doccor18 27 мая 2020 16:50 Новый
    0
    Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..
    1. Angel_and_Demon
      Angel_and_Demon 27 мая 2020 16:53 Новый
      +1
      Цитата: Doccor18
      Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..

      Кто о чем думает, тот о том и пишет laughing
      1. роман66
        роман66 27 мая 2020 16:57 Новый
        +23
        Кто о чем думает,

        об этом рано или поздно думают все
        1. geoan
          geoan 27 мая 2020 19:28 Новый
          +6
          лучше рано чем поздно wassat
          1. роман66
            роман66 27 мая 2020 19:57 Новый
            +3
            скрупулезно подмечено! hi
            1. cniza
              cniza 27 мая 2020 20:45 Новый
              +3
              А главное в тему сартира...
              1. роман66
                роман66 27 мая 2020 20:51 Новый
                +3
                а это наша любимая!!! ВИТЯ! hi
                1. cniza
                  cniza 27 мая 2020 21:03 Новый
                  +3
                  Рома hi

                  Да , скушно было бы без этого , спасибо В.О. веселит и дает пищу застоявшемуся юмору...
                  1. роман66
                    роман66 27 мая 2020 21:07 Новый
                    +4
                    и уму!! уму пищу!
                    1. cniza
                      cniza 28 мая 2020 08:38 Новый
                      +3
                      Для тех у кого есть да , однозначно...
              2. Serg65
                Serg65 28 мая 2020 09:56 Новый
                +2
                laughing Ну так сортир-самое главное помещение везде и во всем!
                1. val43
                  val43 29 мая 2020 10:56 Новый
                  -2
                  Когда начинается стройка, первое что строят - сортир! wink
        2. Serg65
          Serg65 28 мая 2020 09:54 Новый
          +2
          Цитата: роман66
          об этом рано или поздно думают все

          Иногда да же раньше чем поздно... laughing
          1. роман66
            роман66 28 мая 2020 09:56 Новый
            +1
            а бежать на корабле далеко..
            1. Serg65
              Serg65 28 мая 2020 10:13 Новый
              +2
              Если знаешь куда, так и недалече wink
              1. роман66
                роман66 28 мая 2020 10:16 Новый
                +1
                за борт?? позорник!!! lol
                1. Serg65
                  Serg65 28 мая 2020 10:21 Новый
                  +3
                  Цитата: роман66
                  за борт??

                  Вот за борт и полетишь...от боцманского пинка!!!
      2. 4ekist
        4ekist 27 мая 2020 16:59 Новый
        +1
        Получается, матросы отливали с носовой части коробля прямо в океан? Некультурно, однако. Но мне больше по душе слово"камбуз" и "кубрик, каюта".
        1. cniza
          cniza 27 мая 2020 20:56 Новый
          +3
          Не только отливают , но и кладут , а мелких суденышках и по сей день так...
          1. Rzzz
            Rzzz 28 мая 2020 10:22 Новый
            +1
            На всех так. По-любому фекалка за борт откачивается, это разрешено. Есть только некоторые правила. Откачивать надо на ходу, не превышая определённой интенсивности откачки. Необработанную фекалку откачивать не ближе 12 миль от берега, обработанную на станциях биоочистки не ближе 3 миль от берега.
            Да что тут пароходы. Многие прибрежные населённые пункты сливают в море, на глубине.
        2. Симаргл
          Симаргл 27 мая 2020 21:08 Новый
          +2
          Цитата: 4ekist
          Некультурно, однако.
          Вот так и вымер мегалодон!
        3. Андрей НМ
          Андрей НМ 28 мая 2020 08:35 Новый
          +3
          Цитата: cniza
          Да , скушно было бы без этого , спасибо В.О. веселит и дает пищу застоявшемуся юмору...

          А сколько всяких поговорок!
          "Тихо водичка журчит в гальюне, служба подводная нравится мне..."
          Или - если хочешь жить в уюте, спи всегда в чужой каюте".
          1. Rzzz
            Rzzz 28 мая 2020 10:23 Новый
            +3
            Цитата: Андрей НМ
            спи всегда в чужой каюте".

            ... Вотку пей в чужой каюте!!! drinks
        4. Serg65
          Serg65 28 мая 2020 09:57 Новый
          +2
          Цитата: 4ekist
          матросы отливали с носовой части коробля прямо в океан?

          И так до второй половины 20-го века! wink
          1. роман66
            роман66 28 мая 2020 10:16 Новый
            +1
            а в бою как??
            1. Serg65
              Serg65 28 мая 2020 10:20 Новый
              +2
              бой, Рома, он для всех одинаков...как там в "9-й роте"...хоть обоссысь, но танк уничтожь! wink
      3. AUL
        AUL 27 мая 2020 17:21 Новый
        +2
        Цитата: Angel_and_Demon
        Кто о чем думает, тот о том и пишет

        А Малышева по телевизору учит правильно пукать и какать... laughing
        1. Альф
          Альф 27 мая 2020 18:31 Новый
          +8
          Цитата: AUL
          Цитата: Angel_and_Demon
          Кто о чем думает, тот о том и пишет

          А Малышева по телевизору учит правильно пукать и какать... laughing

      4. Альф
        Альф 27 мая 2020 18:30 Новый
        -1
        Цитата: Angel_and_Demon
        Цитата: Doccor18
        Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..

        Кто о чем думает, тот о том и пишет laughing

        Статья не подписана, но по тону и содержимому статьи автор явно господин Шпаковский, только у него такая болезненная предрасположенность к подобным темам.
    2. роман66
      роман66 27 мая 2020 16:56 Новый
      +5
      камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие

      приспичить не могут, это важно!
    3. knn54
      knn54 27 мая 2020 17:04 Новый
      +6
      Что то вспомнил журнал "Крокодил".Любили коллективом разгадывать юмористические кроссворды.Как то долго думали над словом "Морской бой" из 4-х букв.
      Оказалось... юнга.
    4. Piramidon
      Piramidon 27 мая 2020 18:53 Новый
      +4
      Цитата: Doccor18
      Есть столько красивых морских терминов

      Не помню в какой книге упоминался некий штурман. "Из всех инструментов больше всего ему нравился секстант, особенно первая часть этого слова" laughing
    5. cniza
      cniza 27 мая 2020 20:44 Новый
      +3
      Цитата: Doccor18
      Есть столько красивых морских терминов: камбуз, кубрик, шпангоут, кнехт и другие.... А тут про гальюн..

      А мой ник - Кница , тоже из этой серии...
      1. for
        for 28 мая 2020 00:46 Новый
        -1
        Цитата: cniza
        А мой ник - Кница

        Извиняюсь это на каком языке
        1. cniza
          cniza 28 мая 2020 08:41 Новый
          +2
          Вот пожалуйста изучайте:
          1. for
            for 28 мая 2020 11:17 Новый
            0
            Цитата: cniza
            Вот пожалуйста изучайте:

            Я вас спрашивал не что это,а на каком языке у вас ник написан. Набор корпуса я без вас знаю.
            1. cniza
              cniza 28 мая 2020 12:40 Новый
              +1
              На русском , но латинским шрифтом...
              1. for
                for 28 мая 2020 15:33 Новый
                -1
                Цитата: cniza
                На русском , но латинским шрифтом...

                KNITZ
                1. cniza
                  cniza 28 мая 2020 16:16 Новый
                  0
                  Если уж быть точным , то не я и не Вы :

                  Транслитерация по ISO 9:1995 - KNICA

                  Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б - KNITSA

                  hi
        2. Serg65
          Serg65 28 мая 2020 10:09 Новый
          0
          Цитата: for
          Извиняюсь это на каком языке

          А вы флаг военно морской зачем на аватарке поставили? Извиняюсь.
          1. роман66
            роман66 28 мая 2020 10:18 Новый
            0
            а что маскирует твое "извиняюсь"?
            1. Serg65
              Serg65 28 мая 2020 11:34 Новый
              +1
              не поверишь ...только интеллигентность wink
            2. for
              for 28 мая 2020 12:17 Новый
              0
              Цитата: роман66
              "извиняюсь"?

              Ехидство!
              1. роман66
                роман66 28 мая 2020 12:18 Новый
                0
                ему можно, он адмирал
              2. Serg65
                Serg65 28 мая 2020 12:20 Новый
                0
                Цитата: for
                Ехидство!

                Отнюдь! Чистота душевного порыва, я так понимаю, теперь не котируется?
          2. for
            for 28 мая 2020 11:23 Новый
            -1
            Цитата: Serg65

            А вы флаг военно морской зачем на аватарке поставили

            Я вешаю и ношу только то что заслужил.
            1. Serg65
              Serg65 28 мая 2020 11:33 Новый
              +2
              Цитата: for
              Я вешаю и ношу только то что заслужил.

              В таком плане должны знать что слово КНИЦА не имеет русских корней!
              1. for
                for 28 мая 2020 12:13 Новый
                0
                Цитата: Serg65
                должны знать что слово КНИЦА не имеет русских корней!

                При чем здесь русские корни. Написано на латинице спрашиваю на каком языке. Например на нидерладском (голландском, думаю от туда происхождения) Кница - knitz. А cniza на каковском.
    6. bk0010
      bk0010 27 мая 2020 22:28 Новый
      +5
      Курсант не надел гюйс в увольнение. Патруль (сухопутный) его поймал и спросил: почему без воротника? Без кнехта что-ли? Забыл! В замечании так и написали: был в увольнении без кнехта. Командир так ржал, что наказывать не стал.
      1. Serg65
        Serg65 28 мая 2020 10:10 Новый
        +2
        Цитата: bk0010
        Командир так ржал, что наказывать не стал.

        В моей ситуации в место командира старшина учебной роты был laughing
    7. naburkin
      naburkin 28 мая 2020 13:39 Новый
      +3
      ....пилерс, стрингер, битинг, ахтерпик, кильсон ... вообщем, если все термины так описывать, то боюсь большая книжка получится laughing
  3. parusnik
    parusnik 27 мая 2020 16:56 Новый
    0
    Типа, военно-морская тематика laughing
  4. Горный стрелок
    Горный стрелок 27 мая 2020 16:57 Новый
    0
    Неаппетитно как то. Но что было, то было. Плохо пахло на кораблях, и тем более на галерах... Так и в городах в те времена было не чище. Широкополые шляпы мушкетёров помогали не получить за шиворот содержимое ночного горшка, который со второго этажа запросто опорожнялся на мостовую. Для таких же целей служили высокие каблуки на ботфортах. Можно только вообразить, что творилось на улицах средневековых городов, если долго не было дождя...смывавшего эти "продукты" в близлежащую реку...
    1. Gato
      Gato 27 мая 2020 17:16 Новый
      +2
      Для таких же целей служили высокие каблуки на ботфортах.

      laughing
      Есть мнение, что высокие каблуки ввели в моду низкорослые короли. Кроме того, каблук позволял ноге лучше держаться в стремени, а дворяне того времени даже в булочную предпочитали передвигаться верхом.
      1. Альф
        Альф 27 мая 2020 18:32 Новый
        +1
        Цитата: Gato
        а дворяне того времени даже в булочную предпочитали передвигаться верхом.

        Чтобы по дороге не утонуть в "субстанции" ?
        1. Gato
          Gato 28 мая 2020 00:55 Новый
          +1
          Чтобы по дороге не утонуть в "субстанции" ?

          И не только. Понты - наше все. К примеру, для отечественного боярина выйти за ворота усадьбы пешком было полной потерей лица. Только в возке, санях, карете или, в крайнем случае, верхом.
  5. voyaka uh
    voyaka uh 27 мая 2020 17:00 Новый
    +12
    На гребных галерах были специальные люди, которые
    вычерпывали нечистоты с водой за борт из-под скамей гребцов.
  6. Gato
    Gato 27 мая 2020 17:03 Новый
    +7
    Расположение гальюна на парусном корабле понятна - на ходу амбре не будет нести на палубу, тем более, на шканцы.
    Интересно, офицеры тоже бегали погадить с юта на бак?
    Представляю себе эдакого франта, свесившего корму за борт с развевающимися на ветру фалдами lol
    1. Avior
      Avior 27 мая 2020 18:17 Новый
      +3
      Представляю себе эдакого франта, свесившего корму за борт с развевающимися на ветру фалдами lol

      Конкретно этого франта звали адмирал Нельсон.
      В этом самом мундире его и убили во время Трафальгарского сражения. smile
      1. Gato
        Gato 28 мая 2020 01:02 Новый
        +1
        этого франта звали адмирал Нельсон

        Да, это его клифт. К сожалению, не нашел достоверных изображений французских адмиралов XVII-XVIII вв., там, где они все в перьях, кружевах и рюшечках - русалки от зависти утопятся laughing
  7. Морской Кот
    Морской Кот 27 мая 2020 17:09 Новый
    +12
    Автор забыл упомянуть что на ходу парусника всё, что не плюхалось в воду, смывалось встречной волной, но в штиль, ясное, дело, можно было присесть прямо на сетку.
    О разновидностях украшения гальюнов: laughing
    1. Gato
      Gato 27 мая 2020 17:27 Новый
      +5
      hi
      Гы, англичане уже тогда отличались мнээ... разнообразием пристрастий:
  8. Avior
    Avior 27 мая 2020 17:34 Новый
    +11
    В заголовке статьи фотография шведского Ваза (или Вазы? smile ), но гальюн с этого ракурса плохо виден.

    так ящики видно лучше. smile
    Опасно место было, однако, в свежую погоду не засиживались, могло и волной смыть.
    smile
    А что касается офицеров, то
    Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

    В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

    hi
    1. Avior
      Avior 27 мая 2020 18:12 Новый
      +6
      Кстати, по поводу штульцев

      как-то так внутри выглядело
  9. синдикалист
    синдикалист 27 мая 2020 17:39 Новый
    +4
    Дошли до фото гальюна подлодки - и все!
    1. Петр не первый
      Петр не первый 27 мая 2020 18:27 Новый
      +2
      Дошли до фото гальюна подлодки - и все!

      Точно-точно! drinks И остановился!
      А где история про потопление американской подлодки посредством неисправного гальюна? am
      1. Наган
        Наган 28 мая 2020 06:44 Новый
        0
        Цитата: Петр не первый
        А где история про потопление американской подлодки посредством неисправного гальюна?

        Не американская, а немецкая.
        https://ru.wikipedia.org/wiki/U-1206
    2. Морской Кот
      Морской Кот 27 мая 2020 18:38 Новый
      +3
      "А из зала мне кричат: Подробности!" (с)
  10. AllBiBek
    AllBiBek 27 мая 2020 17:49 Новый
    +15
    Повествование оборвалось так резко, как будто автору срочно приспичило на предмет повествования...(
  11. Undecim
    Undecim 27 мая 2020 18:26 Новый
    +5
    Цитата: Avior
    Старшие чины корабельной команды матросскими гальюнами не пользовались. Условия жизни офицеров на флоте были закономерно лучшими, чем у рядовых мореплавателей. Они пребывали в просторной кают-компании (а где-то с середины XVIII в. в отдельных каютах), лучше питались, имели личную прислугу. Вот и туалет у корабельного начальства был куда безопаснее, чем матросские гальюны.

    В кормовой части деревянного парусного корабля выступали штульцы – круглые свесы по бокам у кормы судна. В одной из них хранились навигационные приборы и морские карты, в другой помещалась закрытая кабинка офицерского туалета. (На более крупных кораблях в штульце располагалось двухэтажное помещение, в котором снизу имелось отхожее место и рукомойник, а сверху стояла настоящая капитанская ванна). Об удобстве этой тесной коморки можно поспорить, однако в любом случае человек в ней хотя бы не рисковал оказаться за бортом. Так что при всех преимуществах быта офицеров на парусном корабле, пожалуй, одной из самых весомых привилегий был безопасный гальюн.

    Для понимания иллюстраций к вышесказанному - английское обозначение рассматриваемых предметов.
    Гальюн по английски - head, штульцы - quarter gallery.
    Вот эти самые штульцы.
    1. Undecim
      Undecim 27 мая 2020 18:27 Новый
      +3
      А это капитанский гальюн.
      1. Undecim
        Undecim 27 мая 2020 18:29 Новый
        +3
        Но это капитанский гальюн. Остальные офицеры часто имели удобства попроще.
        1. Undecim
          Undecim 27 мая 2020 18:36 Новый
          +3
          У матросов были практически аналогичные удобства, только уединение отсутствовало.
          1. Undecim
            Undecim 27 мая 2020 18:44 Новый
            +3
            Но могло быть и так.
      2. Морской Кот
        Морской Кот 27 мая 2020 18:35 Новый
        +2
        Вот драконы, а матросиков на бак гоняли, с риском полететь вниз вслед за д е р ь м о м. laughing
  12. Brylevsky
    Brylevsky 27 мая 2020 19:35 Новый
    +4
    В свою первую плавательную практику попал на фрегат «Паллада» (строили в Польше, типа «Мир»). По парусным авралам я был расписан на фок-мачте, а так как от неё до бушприта рукой подать, то вместе с остальными пацанами приходилось поднимать и убирать паруса, расположенные на бушприте. В ходе уборки парусов на бушприте приходилось подлазить под него и спускаться как раз в то место, где на деревянных парусных судах и был гальюн. Не знаю, как они там «без последствий» дела свои «делали»...в море практически всегда волна, качка; при встречной волне там сильно заливает брызгами, а бывает и так, что ударяет волна...а это сразу - с ног до головы мокрый. А там ледяной, сильный ветер...как вспомню, так вздрогну. Кстати, без страховки нам там боцман запрещал работать. Но это считалось особым шиком - вылезти на бушприт без страховочного пояса...Если боцман ловил кого-то за этим делом, то отправлял сразу мыть палубу в гальюне...только в самом обычном: с унитазом и вакуумной системой...
    1. Андрей НМ
      Андрей НМ 28 мая 2020 08:44 Новый
      +1
      Цитата: Brylevsky
      Не знаю, как они там «без последствий» дела свои «делали»...в море практически всегда волна, качка; при встречной волне там сильно заливает брызгами, а бывает и так, что ударяет волна...а это сразу - с ног до головы мокрый.

      Зато вытирать уже ничего не надо...
  13. А. Привалов
    А. Привалов 27 мая 2020 19:36 Новый
    +1
    Про гальюн в разделе "Новости"? Однако! fellow
  14. Крымский партизан 1974
    Крымский партизан 1974 27 мая 2020 20:47 Новый
    +1
    на данный момент гальюн это отхожее место с отдельными клозетами, где непосредственно гадят в дучки
  15. Кушка
    Кушка 27 мая 2020 21:49 Новый
    +1
    Ну и как это ВСЕ умудрились пропустить
    наших катерников на ТК? (причем я не о
    40-50-х годах, я о 70-80-х!) Вот где экзотика
    по этой теме!
  16. kig
    kig 29 мая 2020 06:22 Новый
    +2
    А вот у англо-америкосов принято туалет называть john, то есть чуть ли не имя собственное. Связывают это с неким John Harrington, который в начаде 17 века придумал первый смывной туалет. Интересно, что он сам назвал свое устройство Ajax, но благодарные потомки не забыли, кому именно они обязаны такому продвинутому новшесту.

    Что до морской англоязычной тематики, то "там у них" наш гальюн без всякой фантазии называют head - то есть нечто, что находится на баке судна. В устройстве же никаких отличий не было.

    Можно задаться вопросом: а почему такая важная, но не очень приятная для обоняния штуковина располагалась на баке? Вроде бы самое место ему в корме, подальше от глаз и носов. Все очень просто: запахи уносились ветром (наверно поэтому морякам так не нравился штилевая погода), а волна, поднимаемая носовой оконечностью, то и дело омывала heads и уносила с собой все, что там было.

    Почему именно я задумался о подобных вещах - потому что довелось посетить американский парусный фрегат Constitution, который ныне базируется в порту Бостон в виде исторического памятника. Так вот, экипаж фрегата, при размерах корабля 65х13 метров, был более 400 человек. А heads там было всего 4 штуки.

    Воистину на деревянных кораблях плавали железные люди.