Ледокольный флот России: когда действительно нет аналогов в мире

48

26 мая на «Балтийском заводе» в Санкт-Петербурге был заложен очередной универсальный ледокол проекта 22220 – «Якутия». Это четвертый корабль данного проекта и третий в нем, имеющий статус серийного. Впрочем, ожидаемое пополнение ледокольного флота России одними только атомоходами не ограничивается.

Проект 22220 является детищем отечественной корпорации «Росатом». Заказчиком кораблей, принадлежащих к нему (всего их должно сойти со стапелей пять), является входящее в эту государственную структуру ФГУП «Атомфлот». Первый из них, «Арктика», был заложен на «Балтийском заводе» в 2013 году, спущен на воду в 2016-м.



Сейчас он проходит ходовые испытания и в самом скором времени должен вступить в строй. Первое серийное судно проекта, «Сибирь», заложенное в 2014 году, на воду было спущено в 2017-м, второе, «Урал», после закладки в 2016-м на воду было спущено в прошлом году. Теперь эту семью дополнит «Якутия».

Ледокольный флот России: когда действительно нет аналогов в мире
Фото: Росатомфлот


Универсальные ледоколы данного проекта представляют собой корабли, не имеющие аналогов в мире. Это словосочетание набило оскомину, но в данном случае всё именно так применительно, пожалуй, ко всему ледокольному флоту. Во всяком случае, по утверждению отечественных корабелов, ни одно государство ничем подобным похвастаться не может. Более чем внушительные параметры (водоизмещение в 33 с половиной тысячи тонн, длина более 173 м и ширина в 34 метра, два мощных ядерных реактора «Ритм» по 175 МВт) позволят новейшим атомоходам преодолевать льды до 3 метров толщиной, тем самым обеспечивая навигацию по Северному морскому пути даже в самое суровое время года. Фактически обладание подобной ледокольной группировкой поставит Россию вне конкуренции в этих широтах.

Неатомное звено


Безусловно, нельзя не упомянуть о неатомных ледокольных судах, строящихся и уже начавших поступать в состав отечественного флота. Прежде всего это дизель-электрические универсальные патрульные корабли проекта 23550. Первый из них, «Иван Папанин», заложенный в 2017 году, в прошлом году был спущен на воду и в 2023-м должен быть передан в эксплуатацию военным морякам. На год позднее они планируют получить второй корабль такого же класса, «Николай Зубов», закладка которого была осуществлена в 2019 году. Эти корабли, конечно, не имеют таких внушительных параметров, как атомоходы, зато каждый из них будет нести на себе пусковые установки «Калибров», способных гарантированно «разобраться» с любым потенциальным противником.

Также надежными помощниками стражей наших северных рубежей станут дизель-электрические ледоколы проекта 21180. Грозных ракет они на вооружении не имеют, зато располагают вертолетной площадкой, универсальным катером и оборудованием, необходимым для поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ, снабжения боевых кораблей Краснознаменного Северного флота России, по заказу которого они спроектированы и созданы. Первое такое судно. «Илья Муромец», уже несет службу с 2017 года, второе, «Евпатий Коловрат», строится с 2018 года.

В заключение хочется добавить, что на очереди у отечественных проектировщиков и корабелов проект 10510 – «Лидер». Это еще одна линейка атомоходов для Северного морского пути, еще более внушительных, чем строящиеся сегодня. Длина более 200 метров и ширина в 47 метров, два ядерных реактора по 315 МВт – эти характеристики и вправду сделают их в арктических водах неоспоримыми лидерами. По имеющимся данным, на сегодняшний день контракт на строительство первого такого ледокола между верфью «Звезда» и «Атомфлотом» уже подписан. Ждём сообщения о закладке.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    29 мая 2020 09:37
    Арктику надо осваивать. Ледоколы нужны.
    1. -36
      29 мая 2020 09:52
      Да, но зачем опять про "нет аналогов в мире", если ледоколы банально никому не нужны кроме нас?
      1. +10
        29 мая 2020 10:02
        Ну зачем же так, вон как американцы засуетилися, а канада шведы просто заедают... laughing
      2. +8
        29 мая 2020 10:04
        Цитата: unaha
        Да, но зачем опять про "нет аналогов в мире", если ледоколы банально никому не нужны кроме нас?

        Лень перечислять... просто откройте карту или взгляните на глобус... удивитесь, сколько государств Арктической зоны, а сколько желающих попасть в Арктику - даже близко к ней не относящихся. Теперь вот даже Китайцы озаботились строительством Ледокольного Флота!
        1. -23
          29 мая 2020 10:18
          Перечислять их недолго - США да Канада, которые засуетились исключительно в ответ на наши же действия (главным образом оборонные поскольку транспортные и сырьевые пока в гипотетической области). До последнего времени о ледоколах они не заботились.
          Вот китайцы - да, деньги есть, лезут везде и они скорее насчет сырья и еще каких-нибудь плюшек.
          1. +3
            29 мая 2020 10:34
            Цитата: unaha
            Перечислять их недолго - США да Канада, которые засуетились исключительно в ответ на наши же действия (главным образом оборонные поскольку транспортные и сырьевые пока в гипотетической области). До последнего времени о ледоколах они не заботились.
            Вот китайцы - да, деньги есть, лезут везде и они скорее насчет сырья и еще каких-нибудь плюшек.

            Какой-то у вас странный глобус! А Дания с Норвегией куда с него подевались?
            А расположенные рядом с Арктической зоной Государства - нацеленные на промысел биоресурсов? Кстати объём этих биоресурсов - до сих пор не установлен, но все Эксперты как мантру повторяют, что он просто Колоссальный! Заметьте Я сейчас не про нефть и газ... а банально про Еду!
            1. -14
              29 мая 2020 10:48
              Глобус стандартный ))) Но каких-то особых претензий (кроме конечно своей доли территорий) у прочих приарктических стран не помню. И немедленно разрабатывать ресурсы арктические тоже вроде не рвутся.
              Добыча же биоресурсов с ледоколом... боюсь представить себестоимость...
              Впрочем я могу и ошибаться )
            2. +3
              29 мая 2020 12:24
              Давайте посмотрим количество ледоколов по странам (включая буксиры ледового класса):
              РФ 37 и сколько-то в проекте
              Швеция 7, новые не планируются
              Финляндия 7, новые не планируются
              Канада 6, 1 планируется
              США 5, 1 планируется
              Дания 4, новые не планируются
              все прочие по 1.
              Гонки ледоколов не наблюдаю.
              1. +2
                4 июня 2020 20:26
                Другие страны строят более полезные суда: контейнеровозы, ро-ро, паромы, балкеры. Что из вышеперечисленного построено в нашей стране за последние 30 лет? А это основа современного торгового флота. Атомные они не строят потому что умеют делать дизеля, и потому что очень дорогая эксплуатация. Лет 5 назад, насколько я знаю, фрахт "Арктики" на Балтике обходился Росморпорту в 260 млн в месяц
        2. +5
          29 мая 2020 10:47
          Цитата: Охотовед 2
          просто откройте карту или взгляните на глобус...

          Всегда удивлялся, почему экватор не прошёл так:
          1. 0
            29 мая 2020 15:43
            Жарко было бы в Ленинграде, а вот дождей бы не поубавилось... smile
      3. 0
        29 мая 2020 10:54
        Вы это серьёзно? Ну-ну.
      4. 0
        29 мая 2020 12:34
        Да, но зачем опять про "нет аналогов в мире", если ледоколы банально никому не нужны кроме нас?


        Ошибайтесь товарищ, битва за Арктику только начинается, очень скоро и до военных ледоколов очередь дойдет.
        1. +1
          29 мая 2020 13:38
          Цитата: krops777
          чень скоро и до военных ледоколов очередь дойдет.

          Они все, можно сказать, военные. Вооружение до особого распоряжения складировано и законсервировано на берегу. Места на ледоколах под оружие зарезервировано. Кстати и с Калибрами так же будет. До военного времени они на берегу ждать будут, чего их по Арктике просто так таскать.
          1. +3
            29 мая 2020 13:51
            Минусовщик, открой интернет. Советские и Российские ледоколы корабли двойного назначения!
            1. +3
              29 мая 2020 15:51
              У нас все суда были подзаточены на военное время. Мой пытливый товарищ на практике в БМП интересовался: "А что это тут на схеме какое-то непонятное?". Ответ стармеха: "Не обращай внимания, это - военных..."
              1. +1
                29 мая 2020 17:23
                Цитата: Моторист
                У нас все суда были подзаточены на военное время.

                Подзаточены да, как и аэрофлот как резерв ВТА ВВС СССР, но для каждой гражданской посудине не складировали специально вооружение на базах.
            2. +2
              29 мая 2020 19:05
              Цитата: neri73-r
              Минусовщик, открой интернет. Советские и Российские ледоколы корабли двойного назначения!

              Не все. Например "Ямал" конструктивно уже не имел площадок под вооружение,хотя двойное назначение всё же предусматривалось.
        2. 0
          29 мая 2020 18:42
          Цитата: krops777
          товарищ, битва за Арктику только начинается

          Арктика она конечно, но и Антарктику со счетов сбрасывать не стоит...
      5. +1
        29 мая 2020 15:38
        зачем... если ледоколы банально никому не нужны кроме нас?

        Ну да, "лучше бы пенсионерам раздали"! lol
      6. 0
        8 июня 2020 07:31
        Вы вообще в курсе, что значит АРКТИКА? Хотя бы посмотрите. китайские карты))) Которые основаны, собраны, ранее ото всех)))
    2. +4
      29 мая 2020 09:55
      Такие темпы радуют. И такое количество некоторым образом объясняет отсутствие "глобального потепления" о котором все ухи нам прожужжали. Значит есть у нас точные прогнозы на далёкое будущее и нормальная аналитика. А... наверное потому что Росатомом не Рогозин рулит
    3. +1
      29 мая 2020 09:57
      Они не просто нужны, А жизненно Необходимы! Большая часть Северного Морского Пути пролегает в Нашей экономической зоне!!! Да и Большая часть углеводородов находится в Арктике! Будущие поколения работой Обеспечены... и Заработками соответственно!
      Цитата: Прорвёмся
      Арктику надо осваивать. Ледоколы нужны.
    4. 0
      29 мая 2020 18:39
      Целину "освоили". И где Целина? Это схема.
  2. -24
    29 мая 2020 09:59
    Ледоколы, газ да нефть возить в в японию, корею, китай. По северному пути в мире никто не пойдет. Торговля с европой не такая уж огромная. Китайцы , корейцы ,насыщают африку своими товарами, ю америку, индию. Японцы гонят авто в индию, там тоже праворукие . А в мире нет аналогов, так они и не нужны никому. У амеров один или 2, так они лазают на нем только во льдах антарктиды. В аннтарктиде атомные суда запрещены. А вот на потепление эти ссуда никак не повлияют? Так то оставлять после себя огромные каналы, с водой около 0 градусов, размолачивая ледовитый окен. Тем более даже скептики понимают что потепление идет, и приносит у нас в стране много вреда. Вон показывают Москву должно затопить, чуть ли не тропическим тайфуном.
  3. 0
    29 мая 2020 10:00
    ну хоть в данном направлении наша страна идет впереди планеты всей -правда из за своего географического положения.Можно как угодно относится к таким судам ,но лично мое мнение данный класс судов должен быть увеличен в количественном составе в 2 раза минимум,освоение Севера и прилегающих территорий стратегически важная задача для нашего государства!(имхо)
  4. -7
    29 мая 2020 10:04
    У дизель-электрических судов высокие требования к качеству топлива. Ограничения по дальности из за сложности дозаправки в арктическом регионе делают ледоколы проекта 21180 менее практичными и экономичными.
    Если учесть,что максимальная толщина льда для таких судов не более 1,7 м они не могут эксплатироваться.например,в центральной части Арктики ,где толщина льда от 2 до 2,5 м.
    А осадка не позволяет эффективно работать в устье рек.
    Неужели трех проектов мало?
    1. +7
      29 мая 2020 10:25
      Это с какой радости у дизель-электроходов высокие требования к качеству топлива? Обычный флотский мазут или ТСМ плюс станция подготовки топлива.
      1. -3
        29 мая 2020 10:56
        Сергей,забудьте об ОБЫЧНОМ флотском мазуте-в 2015 г. вступили в силу новые экологические нормы для судового топлива.
        В этом году будут новые ужесточения.
        1. +6
          29 мая 2020 11:09
          Хорошо, но ТСМ никто не отменял и оно ни разу не высокого качества. Всё как в прошлом веке: отстойная цистерна, расходная цистерна, ну и сейчас появились станции подготовки топлива, а до этого народ изгалялся установкой фильтров типа «Нарва». И кстати «вступили в силу новые экологические нормы» это вы про содержание серы в выхлопных газах? Если да, то их уже обошли установкой «скрубберов».
      2. +1
        29 мая 2020 15:58
        Обычный флотский мазут или ТСМ

        Вы правы, но Полярный Кодекс запрещает использовать (и даже иметь на борту) тяжёлое топливо. request
        1. +1
          29 мая 2020 16:25
          И давно? А то в прошлом году наш рифер в Архангельск с рыбой ходил, и бункеровался как обычно ТСМ и мазут.
          1. +2
            29 мая 2020 17:43
            Сам Кодекс действует с 1-го января 2017. В Антарктике HFO забанено давно МАРПОЛом, в Арктике - пока нет (опять Ваша правда): "Суда поощряются к тому, чтобы не иметь на борту и не использовать тяжелое жидкое топливо в Арктике". Но, я думаю, бан не за горами.
            1. 0
              29 мая 2020 18:28
              Вряд-ли забанят. Слишком много судов работает на тяжёлом топливе, в том числе и под российским флагом. Наши будут сопротивляться до последнего. Либо внесут запись "для судов киль которых заложен или контракт на постройку которых заключён на ...... дату и позже".
              1. +1
                29 мая 2020 19:03
                Время покажет. На моём веку ИМО не сделала ни одного закона в пользу моряков или судовладельца (по крайней мере - не припомню).
  5. +1
    29 мая 2020 10:26
    Не сильно ли разогнались с ледоколами?
    Пока коммерческое использование Северного морского пути что то не просматривается, для обеспечения северного завоза и обслуживания работы на Севере все таки ледоколов ограниченно нужно.
    1. +6
      29 мая 2020 10:39
      Цитата: Avior
      Не сильно ли разогнались с ледоколами?

      Нормально. Зато никто потом не будет гневно вопрошать - "А раньше то чЁ думали?"
      1. -11
        29 мая 2020 10:50
        Китайцы могут себе позволить строить ледоколы с неясными перспективами прохода в Северный Ледовитый, так как Берингов пролив поделён между территориальными водами РФ и США, но у России можно и другое применение этим деньгам найти, много чего строить нужно
        1. +3
          29 мая 2020 10:55
          «и другое применение этим деньгам найти»
          Пенсионерам раздать.
        2. +6
          29 мая 2020 11:14
          Цитата: Avior
          Китайцы могут себе позволить строить ледоколы с неясными перспективами прохода в Северный Ледовитый, так как Берингов пролив поделён между территориальными водами РФ и США

          Всё как раз и делается на перспективу. Недавно правительством одобрен план строительства двух ж/д веток -"БелКомУр"от Перми, через Коми в Архангельск, с ответвлением от Белкомура через узловую ст. Микунь на Ухту и на Нарьян-Мар, где будет строится портовая инфраструктура, куда в последующем будут перенаправлены грузовые потоки, перевалка которых идёт по БАМ, в чём Китай весьма заинтересован и тоже хочет вложиться в строительство этих двух участков ж/д, потому как перевалка грузов по этому маршруту сократит время доставки в Европу от 2 недель до месяца. Китайцы уже посетили Пермь, Сыктывкар и Архангельск, что бы провентилировать ситуацию и предложить свои услуги по участию в реализации проекта. Ну-у а для нормального функционирования этих портов, новые ледоколы будут неплохим подспорьем.
          Цитата: Avior
          но у России можно и другое применение этим деньгам найти, много чего строить нужно
          А улучшение инфраструктуры Севера разве плохое вложение денег? Север то наша земля! Развитие инфраструктуры возможно остановит отток населения с этих территорий и поспособствует тому, что народ опять туда потянется. hi
    2. -6
      29 мая 2020 11:24
      Для северного завоза достаточно было ледоколов Ленин и Арктика, нужно правильно использовать летнюю навигацию. А сейчас идет ледокол а за ним один газовоз или танкер. Раньше караваны ходили по 5-10 судов. А вчера в новостях показали , путин выделил на поддержку роснефти 240 миллиардов рублей. Ни че такие бизнесмены, во всем мире нефть прибыль приносит, а у нас убытки.
    3. -1
      29 мая 2020 11:32
      Цитата: Avior
      Не сильно ли разогнались с ледоколами?

      Не сильно, потому что на Звезде заключёно контрактов на +39 супер газаовозов ледового класса до 27 кажется года. Перспективный портфель до 35 года 178 кораблей.
      Они хоть и ледовые, но их тоже проводить нужно кому то.
      Кстати там на Звезде будут строить три Лидера проект 10510 и три каких то "мелкосидящих" ледокола.
  6. 0
    29 мая 2020 10:51
    Ну действительно, автор рассказал историю, забыл только добавить,что столько льда есть только у России, а большенству стран ледоколы вообще не нужны
  7. -1
    29 мая 2020 11:52
    А Арктика проходит испытания на пяти или на шести электродвигателях. Там вроде на одном обмотки погорели? Уже исправили?
  8. +1
    29 мая 2020 11:55
    Первый из них, «Арктика», был заложен на «Балтийском заводе» в 2013 году, спущен на воду в 2016-м.
    Статья была бы к месту, если бы "Арктику" приняли бы в мае, как в планах было. А сейчас, с поломкой двигателя, тут вообще неясно все с этой серией и когда в строй встанут. Так что радоваться пока нечему...между закладкой и принятием в строй, как практика показывает, большая разница
  9. +10
    29 мая 2020 13:12
    Как говорится, до кучи: В Арктике уже почти два года трудятся два новеньких однотипных "танцующих" ледокола - "Александр Санников" и "Андрей Вилькицкий" проекта Aker Arc 130A (IBSV01). Оба без шума и пыли построены на Выборгском ССЗ и переданы заказчику.
  10. +1
    29 мая 2020 14:05
    Постройка ледоколов атомных и обычных это конечно здорово! Но вот транспортных судов маловато и главное не видно условий для их пополнения. Трюк как с крабовиками и траулерами тут не пройдет.!
    Ну нету выгодных квот на перевозку, как на лов краба и рыбы! Не тот "выхлоп", и нет скрытных серых схем реализации продукции. Строят у нас мало, медленно и дико дорого... Хотя все-таки строят!
    Еще мне нравится информация про закладку на дальневосточной "Звезде" атомного супер ледокола.
    Как руководство протолкнёт постройку важных деталей в Ю. Корее??? Встречается в интернете информация что кормовую часть с ходовой рубкой, жилыми помещениями, машинным отделением и насосной станциией было доставлено в собранном виде в доке из Ю. Кореи. Хотелось бы чтоб руководство страной задумалось...
    1. +1
      29 мая 2020 16:29
      Вот интересно, когда говорят что японцы строят суда из блок-секций собранных в Китае - это мол передовой опыт. Когда тоже самое происходит в Германии и Финляндии, тоже восхищаются прозорливостью бизнеса. А как наши пошли по этому пути, сразу аааа пропалиполимеры.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»